МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА
MONITORING RESEARCHES ON STUDYING OF UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE
Е.П. Валюх, Т.И. Петрова, Н.В. Пилипчевская E.P. Valyukh, T.I. Petrova, N.V. Pilipchevskaya
Воспитание, воспитательное пространство, воспитательная среда, воспитательная деятельность, студенческая молодежь, субъекты воспитательного пространства.
В статье представлены результаты проведенного мониторингового исследования по выявлению удовлетворенности студентов университета воспитательным пространством. Проанализировано понятие «воспитательное пространство». В ходе исследования выявлена необходимость: повышения активности студенчества в оптимизации воспитательного пространства вуза, поиска и создания разнообразных форм взаимодействия студентов и преподавателей во внеучебное время, повышения информированности студентов о направлениях деятельности вуза.
Education, educational space, educational environment, educational activity, student's youth, subjects of educational space.
The results of the conducted monitoring research on the detection of the satisfaction of university students by educational space are presented in the article. The concept "educational space" is analysed. During the research the following needs are revealed: increase in the activity of students in optimization of the educational space of a higher education institution, search and creation of various forms of interaction of students and teachers during extracurricular time, increase in the level of knowledge of students concerning higher educational institution's activities.
Модернизация высшего образования в России сегодня направлена на качественную подготовку высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда, обладающих широким спектром социокультурных компетентностей, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, готовых к постоянному профессионально-личностному росту, к академической и социальной мобильности, обладающих высокой культурой, социальной активностью. Ключевая роль в этом принадлежит одному из важнейших компонентов образовательного процесса - процессу воспитания.
Сегодня на всех уровнях государственной власти, как подчеркивается в нормативных документах, процессу воспитания студентов придается приоритетное значение, растет понимание его роли в современной ситуации развития общества. Воспитание как специально организованная дея-
тельность является, с одной стороны, условием, а с другой - средством обновления и совершенствования качества подготовки студентов, предусматриваемого требованиями современного общества. С этой точки зрения данное исследование является актуальным и своевременным.
В новых ФГОС ВПО особое внимание отводится результатам образования, которые направлены на способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, выходящих за пределы системы образования, а также на развитие личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любых видов деятельности.
В связи с этим в последнее десятилетие в различных регионах нашей страны педагогическими коллективами высших учебных заведений, работающих в режиме инновационного поиска, создавались концепции, стратегии развития воспитательной деятельности студенческой моло-
Е.П. ВАЛЮХ, Т.И. ПЕТРОВА, Н.В. ПИЛИПЧЕВСКАЯ. МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА
дежи. КГПУ им В.П. Астафьева не является исключением.
Воспитание в вузе рассматривается как системообразующий процесс, в котором происходит формирование педагога нового формата - готового к инновационной педагогической деятельности, к созданию условий для построения и реализации обучающимися собственных индивидуальных образовательных программ (планов), готовых осуществлять поддержку и сопровождение человека на любом возрастном этапе и в любой форме, способного выявлять, поддерживать и содействовать развитию одаренных детей [Адольф, Пилипчевская, 2013, с. 6].
Целью данной статьи являются теоретическое обоснование и анализ эмпирического исследования степени удовлетворенности студентов воспитательным пространством вуза в рамках формирования инновационной воспитательной среды университета.
Для проведения исследований мы проанализировали понятие «воспитательное пространство», выявили его структурные компоненты, определили составляющие воспитательного пространства и воспитательной среды образовательного учреждения. На втором этапе исследования нами была разработана анкета «Удовлетворенность студентами воспитательным пространством вуза», проведено анкетирование и обработаны его результаты, которые были представлены и обсуждены на заседании круглого стола «Студент как субъект воспитательного пространства». Раскроем каждый этап проведенного исследования. Начнем с анализа понятия «воспитательное пространство».
Понятие «воспитательное пространство» в психологии и педагогике имеет многоплановое смысловое наполнение. Известен ряд работ, в которых исследуется его феномен. Так, в словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой воспитательное пространство определяется как «педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельных воспитанников или их определенные группы и сообщества и оказывающая позитивное влияние, осознанно или неосознанно воспринимаемое каждым из них» [Словарь ... , 2005, с. 275]. В трактовке Л.И. Новиковой воспитательное пространство - результат конструктивной деятель-
ности, достигаемой в целях повышения эффективности воспитания, причем деятельности не только созидательной, но и интегрирующей [Новикова, Кулешова, 1996, с. 38]. По мнению автора, воспитательное пространство можно рассматривать как особую педагогическую реальность, адекватную составляющим воспитанности человека.
Ю.С. Мануйлов рассматривает воспитательное пространство как часть среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни [Мануйлов, 2005, с. 36]. Согласно Д.В. Григорьеву, воспитательное пространство - динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающих интегрированным условием личностного развития человека. Основным механизмом создания воспитательного пространства становится «событие», в котором совместная деятельность рассматривается как технологический момент [Григорьев, 2000, с. 34].
Основываясь на приведенных выше определениях и высказываниях различных авторов, под воспитательным пространством будем понимать специально организованную, структурированную систему педагогических факторов и условий становления личности [Багачук, Пилипчевская, Гаврилов, 2008, с. 26].
Одна из ключевых задач, которая стояла перед авторами данного исследования, - провести анализ удовлетворенности студентов организацией вопросительного пространства университета. В исследовании приняли участие студенты КГПУ им. В.П. Астафьева i-iV курсов, общее число респондентов - 1038 человек, что составило около 40 % от общего числа студентов, обучающихся на очном отделении университета.
Студентам была предложена анкета, состоящая из трех блоков вопросов. На вопросы студентам предлагалось ответить, дав оценку по десятибалльной шкале.
Представим результаты проведенного анкетирования по каждому блоку. i блок состоял из пяти взаимосвязанных модулей. Первый модуль «Удовлетворенность студентов взаимоотношениями с другими субъектами воспитательного пространства вуза» включал в себя вопросы, направленные на выявление отношений в студенческой груп-
пе, особенности психологического климата, определение уровня успешности и др. Отношения респондентов со студентами своей группы оценены на 6,4 балла, то есть выше средней величины. Студенты считают, что престижно быть успешным
Следует обратить внимание на тот факт, что практически все вопросы данной группы получили высокую оценку у студентов, это составило 6,5 баллов, что свидетельствует о доброжелательном, корректном, деловом общении преподавателей со студентами в учебном процессе. При этом большая часть респондентов хотела бы продолжить подобное общение с преподавателями и во внеучебной деятельности, хотя результаты анкетирования говорят о неготовности большей части преподавателей перейти к неформальному общению со студентами, о чем свидетельствует низкий балл (4,2) по одному из вопросов.
Следующий модуль был посвящен выявлению удовлетворенности студентов отношениями с куратором и оценки качества их работы. Общий балл данной группы вопросов равен 5,03. Следует отметить, что встречались студенты, которые указывали, что в их студенческой группе нет куратора, поэтому они затрудняются оценить его работу. Можно предположить, что часть кураторов формально относятся к выполнению своих обязанностей, о чем свидетельствуют полученные результаты.
Вопросы четвертого модуля были связаны с оценкой работы органов студенческого самоуправления на факультетах / институтах. Результаты деятельности органов студенческого самоуправления студенты оценивают выше среднего, что составляет 5,4 балла. Так, например, студенты исторического факультета, факультета биологии, географии и химии, студенты факультета начальных классов и ИМФИ высоко оценили работу орга-
в своей группе, на курсе и факультете (в институте), баллы выше среднего (7,2).
Второй модуль посвящен изучению удовлетворенности студентов отношениями с преподавателями. Полученные результаты представлены на рис.
нов студенческого самоуправления по информационному, организационному аспектам, их общественную направленность и открытость.
Заключительный модуль первого блока был направлен на выявление уровня удовлетворенности студентов отношениями с работниками деканата. Студенты отмечают, что сотрудники деканатов / институтов проводят индивидуальные консультации, помогают справиться с затруднениями, которые возникают в образовательном процессе, при необходимости оказывают психолого-педагогическую помощь и поддержку. Полученные результаты по первому блоку вопросов в целом свидетельствуют об удовлетворенности студентами взаимоотношениями с различными субъектами воспитательного пространства вуза.
Рассмотрим результаты опроса студентов по II блоку анкеты «Педагогические события».
В данном блоке были представлены вопросы по выявлению заинтересованности студентов в посещении и участии в университетских и факультетских событиях внеучебного направления, по оценке регулярных университетских мероприятий в данной же деятельности.
В 29 вопросах студентов спрашивали об их участии в мероприятиях, акциях разного направления внеучебной деятельности: от творчества и спорта до волонтерской деятельности и студенческого самоуправления. Наибольшую заинтересованность студенты показали в спортивной и культурно-массовой деятельности (6,5 баллов),
■ Отношения с
преподавателями -6.5
0 2 4 6 8
6 7 8 9 10
■ Отношения с преподавателями -6.5 7,6 7,1 4,2 7,3 6,4
Рис. Отношения с преподавателями
10
9
8
7
6
Е.П. ВАЛЮХ, Т.И. ПЕТРОВА, Н.В. ПИЛИПЧЕВСКАЯ. МОНИТОРИНГОВыЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
по изучению воспитательного пространства университета
наименьшую - в волонтерской деятельности (3,6 баллов), в итоге балл по вопросу 3,1.
Вопросы о посещении и важности внеучеб-ных мероприятий университетского (30, 31, 33 вопросы) и факультетского (32 вопрос) уровней в целом получили средний балл от 4,6 до 6,4.
О степени информированности о внеучебной деятельности был вопрос 37, который получил оценку ниже среднего.
К регулярным мероприятиям университета были отнесены: туристический слет, конкурс первокурсников «Первый шаг», финал конкурса «Учитель, которого ждут», финал фестиваля КВН им. Вовочки, творческий отчет университета, вокальный конкурс, концерты, посвященные 8 Марта и Новому году. В 38 вопросе студенты оценивали степень качества проводимых мероприятий, в 39 вопросе - степень собственной заинтересованности в данных мероприятиях (для каждого мероприятия своя оценочная шкала). Наибольшую оценку получил творческий отчет КГПУ им. В.П. Астафьева как по качеству организации (7,5 балла), так и по степени заинтересованности студентов (8 баллов). Наименьшую оценку получили те мероприятия, которые посещает только определенный контингент студентов. К таким относятся туристический слет, на котором обычно бывает по 10 человек от факультета / института (оценочный балл варьировался от 1 до 9 и в среднем составил 3,6) или конкурс первокурсников «Первый шаг», получивший в оценке студентов 4,6 балла.
Обобщая в целом результаты по вопросам II блока, отметим, что средний балл составил 5,2.
III блок вопросов анкеты связан с воспитательной средой вуза: студенты оценивали воспитательную среду общежития, библиотеки, высказывали свое отношение к работе СМИ вуза, стройотрядов, спортивной базе университета.
Воспитательную среду в общежитии респонденты оценили в среднем на 5,2 балла из 10 возможных (отвечали на вопросы только те студенты, которые проживают в общежитии). Чуть выше среднего балла оценены психологический климат в общежитии - 5,9 балла - и степень воспитывающего влияния педагогов - 5,5 балла.
Второй модуль вопросов III блока связан с изучением удовлетворенности студентов своим взаимодействием с библиотекой как феноменом вос-
питательного пространства вуза. Вопросы этой группы получили ответы в диапазоне «средний показатель и выше» (6,3 балла). Самый низкий балл в этой группе вопросов был связан с оценкой мероприятий, проводимых библиотекой, в среднем по университету она равна 4,7 балла.
Третий модуль вопросов данного блока был направлен на изучение отношения студентов к СМИ факультетов и университета. В целом, вопросы этой группы получили среднюю оценку 5,6 балла. Обратим внимание на то, что наиболее высокий балл получил 54 вопрос: «В какой степени нужны, по Вашему мнению, видеоматериалы о жизни университета, транслируемые по ТВ в корпусах КГПУ?» (6,5 баллов), самый низкий балл получен по вопросу, связанному с личным участием ребят в работе СМИ университета (4,6 балла).
Следующая группа вопросов блока относится к работе стройотрядов. Отметим, что средний балл по данной группе вопросов равен 4,7. Наибольший балл был поставлен студентами при ответе на 61 вопрос: «Важно ли, на Ваш взгляд, участие студентов в работе стройотрядов?», наименьший балл в данной группе (3,8) был выставлен респондентами в связи с оценкой информированности о работе стройотрядов университета («Насколько Вы информированы о работе стройотрядов КГПУ?»).
Последнюю группу составили вопросы об уровне удовлетворенности студентов спортивной базой университета и спортивными мероприятиями. В целом, студенты положительно оценили качество спортивной жизни в университете - средний балл по этой группе равен 5,9. Наиболее высокую оценку - 6,2 балла - получил вопрос о качестве спортивных мероприятий университета и факультетов, пропагандирующих здоровый образ жизни и развитие физической культуры студентов.
Соглашаясь с позицией О.В. Уваровской, что воспитательное пространство вуза - это один из ведущих механизмов общественного развития, формирования культуры, реализации всего спектра личностных и профессиональных интересов и потребностей, особое внимание обращаем на мнение студентов как основных ее субъектов [Уваровская, 2011, с. 290]. Важно обогащение созидательного опыта молодых людей по решению
для них личных и общественных проблем на основе активной субъективной позиции студента.
Таким образом, проведенное нами мониторинговое исследование показало, что при формировании инновационной воспитательной среды в университете важно учитывать результаты удовлетворенности студентов воспитательным пространством вуза, особое внимание следует обратить на поиск разнообразных форм взаимодействия студентов и преподавателей во внеучебное время, повышение эффективности работы института кураторов, расширение форм информированности студентов и преподавателей об общественной, научной, учебной жизни вуза, что неизбежно приведет к повышению студенческой инициативы, активности студентов в общественной жизни города и края.
Библиографический список
1. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторское сопровождение как необходимое условие реализации ФГОС // Инновации в образовании. 2013 № 3. С. 5-13.
2. Багачук А.В., Пилипчевская Н.В., Гаврилов И.К. Воспитательное пространство педагогического вуза как условие формирования ключевых компетентностей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. № 3. С. 25-28.
3. Григорьев Д.В. Событийный подход к воспитательному пространству // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Калуга, 2000.
4. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Издание второе, перераб. М.; Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002.
5. Новикова Л.И., Кулешова И.В. Воспитательное пространство: опыт и размышления // Методология, теория и практика воспитательной системы: поиск продолжается. М., 1996.
6. Резниченко М.Г. Исследование эффективности построения воспитательного пространства вуза // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. 2008. № 3. С. 50-54.
7. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М., 2005.
8. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И.А. Зимней. М., 2004.
9. Уваровская О.В. Воспитательная система вуза: новые подходы и технологии ее реализации. Витоки педагогічної майстерності: збірник наукових праць Полтавського національного педагогічного університету імені В.Г. Коро-ленка. Полтава, 2011. Вип. 8, ч. і. С. 288-293. (Педагогічні науки).