Омаров О.А., Гасанов М.М., Мирзабалаева Ф.И., Дибиргаджиев В.М.
Мониторинг высшего образования: сущность, принципы, методологические подходы11
Мониторинг используется в различных сферах практической и научной деятельности. Мониторинг может рассматриваться и как способ исследования реальности, и как способ прогнозирования для различных видов деятельности управления посредством предоставления своевременной и качественной информации. Само понятие «мониторинг» не имеет однозначного толкования. Так, например, мониторинг - комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании сложной системы в целях управления ею (А.В.Могилев). Мониторинг -специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза (Социологический словарь). Мониторинг - процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей (Психологический словарь). Мониторинг - методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных факторов. Результаты мониторинга дают возможность вносить корректировки по управлению объектом или процессом (Словарь бизнес-терминов и Бизнес-словарь)12. Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития13. Несколько лет назад о различных системах мониторинга в образовании имелись лишь фрагментарные, отрывочные сведения, а сегодня ситуация становится все более определенной и есть все основания говорить о существовании локальных систем мониторинга не только в нашей стране, но и в других странах мира. Организация системы мониторинга образования на федеральном уровне только начинает складываться путем построения систем мониторинга по отдельным направлениям. При этом необходимо отметить, что ситуация с техническим, научным, кадровым и методическим обеспечением мониторинга, несмотря на некоторое улучшение, все еще не претерпела заметных изменений.
Потребность в объективной информации провоцирует изменения в управлении образованием, социальные изменения. Требования полноценных технологий мониторинга в образовании содержится и в появившихся в последнее время работах по менеджменту, инноватике и развитию образования. О необходимости построения систем мониторинга косвенно свидетельствует и то, что зачастую в работах делаются попытки определения тематики сбора информации, но очень редко рассказывается, каким образом это можно сделать, и практически никогда не говорится о том, как это оценить.
Актуальность мониторинга в профессиональном образовании определяется и демографическим спадом в российском обществе, который может оказать воздействие на деятельность образовательных учреждений различных уровней профессионального образования, прежде всего, в силу сокращения потенциала абитуриентов, общее число которых (выпускники основной и полной средней школы) будет ниже современных размеров приема в учебные заведения, осуществляющие подготовку по основным программам профессионального образования всех уровней.
Главными целями мониторинга, по мнению группы специалистов14, являются создание автоматизированной информационно-поисковой базы данных по высшему и среднему профессиональному образованию и на этой основе отслеживание и анализ его состояния и развития реформирования; определение стратегии и прогнозирование его развития; обеспечение работоспособности и эффективности системы подготовки специалистов в условиях формирующейся рыночной экономики (высокой гибкости, обеспечивающей реальные потребности экономики в высококвалифицированных кадрах; адекватного и гарантированного финансирования; доступности профобучения, переподготовки и повышения квалификации; своевременного трудоустройства выпускников вузов и ссузов).
Главными задачами этой системы являются сбор, анализ и обобщение информации, создание специализированных средств управления базами данных по экономическим, демографическим и образовательным показателям РФ в целом, необходимым для прогнозирования спроса специалистов и трудоустройства выпускников вузов и ссузов, а также разработка алгоритмов и программ, позволяющих обоснованно и надежно прогнозировать в автоматизированном режиме развитие образовательных систем на основе непрерывного мониторинга с учетом правительственных установок по развитию экономики страны.
Любая модель представляет собой проективно формируемую компоненту региональной системы образования, которая на текущий период социально-экономического состояния не сбалансирована и не уравновешена. Поэтому особо важным представляется выработка общих принципов реформирования региональной системы профессионального образования. При определении принципов группа авторов исходила из того, что ряд из них является преемственными и должны сохранить свои сильные стороны в новых условиях.15 Другая часть принципов является новой для нашего образования в целом. Сформулированные ниже принципы носят исторически приемлемый и созидательный характер.
11 Статья выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект РНП. 3.4.1.6392).
12 Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, исправл. и доп. Майоров А.Н..- М.: Интеллект-Центр, 2005- С.11-12.
13 Там же. С.153.
14 Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования: (Теория, методология, практика)/ А.Я. Савельев, В.М.Зуев, А.И.Галаган, С.Джалилов. М., Научно-исследовательский институт высшего образования. 1999г. С.106.
15 Некоторые из принципов указаны в монографии Мигаль В.И., Смирнов И.П. Региональная модель профессионального образования. - М., 1998.
• Принцип соответствия региональной модели профессионального образования целям единой федеральной политики в области образования, что предполагает формирование региональной политики в области образования как составной части общегосударственной политики.
• Принцип взаимной ответственности, т. е. признание Федерацией национально-исторических, экономических и культурных особенностей регионов и поддержка всех региональных моделей.
• Принцип разделения компетенции органов управления образованием всех уровней, вытекающей из конституционных положений о демократическом характере российского государства и полномочного управления им на всех государственных уровнях.
• Принцип неукоснительного выполнения требований Государственных образовательных стандартов при формировании региональной образовательной политики.
• Принцип самообеспеченности означает поддержание региональной модели профессионального образования на уровне полного удовлетворения собственных потребностей и федеральных заказов.
• Принцип всестороннего правового обеспечения требует добиться гармоничной и единовременной работы при формировании и совершенствовании законодательной базы на уровне Федерации и региона.
• Принцип координации и саморегулирования, который означает полную самостоятельность региональной системы профессионального образования. При сохранении единого образовательного пространства, что требует координации региональных систем.
• Принцип создания равных условий всем видам и типам образовательных учреждений, что предполагает формирование конкурентной среды и равную возможность выживания различных типов учебных заведений.
• Принцип перехода к государственно-общественным формам управления образованием, что отражается в нарождающемся механизме и практике социального партнерства и повышения роли в реформировании профессионального образования, помимо государства, работодателя.
• Принцип непрерывного профессионального образования, связанный с дальнейшим развитием учреждений многоуровневой профессиональной подготовки (лицеи, колледжи) как наиболее полно отвечающих разнообразию запросов рынка труда и интересам личности.
• Принцип координации усилий государства с общественными фондами поддержки профессионального образования, которые будут концентрировать ресурсы всех социальных партнеров, заинтересованных в развитии профессионального образования.
• Принцип тесного взаимодействия со всеми ветвями и структурами региональной власти, предполагающей сотрудничество органов труда и социальной защиты, службы занятости населения, органов управления образованием, администрации, обеспечивающее высокий уровень развития профессионального образования.
• Принцип рационализации сети учреждений профессионального образования, означающий сохранение существующей системы образования при одновременном росте количества негосударственных учебных заведений, увеличении их многообразия.
• Принцип институциональной автономии образовательных учреждений, проявляющий себя в сфере разработки учебных программ, выборе методов преподавания и управления бюджетом.
• Принцип расширяющейся информатизации, что потребует создания сети информатизации на основе компьютерных технологий, позволит широко внедрить различные формы дистанционного образования и наладить мониторинг результатов обучения.
• Принцип достаточного финансового обеспечения образования, состоящий в разработке научно-обоснованных нормативов, налаживании многоканального финансирования, обеспечении своевременного и полного выделения планируемых денежных средств.
• Принцип поддержки международной деятельности в образовании, предполагающий использование опыта международных экспертов и консультантов, методик и программ обучения, выполнения совместных проектов, обмен студентами и преподавателями и т. п.
• Принцип интеграции в мировое образовательное пространство как через формы федерального международного сотрудничества, так и путем прямого взаимодействия с зарубежными партнерами16.
В настоящее время отсутствуют четко сформулированные принципы управления социально-экономическим развитием регионов, что ведет к дисбалансу рынков труда, перекосом в структуре занятости и застойной безработице.
Существует два пути преодоления этих противоречий. Первый - увольнение работников, не обладающих необходимой квалификацией и образованием, их замена более качественной рабочей силой. Однако следствием этого станет формирование устойчивого контингента незанятых, которые длительное время не смогут найти работу и будут нуждаться в поддержке со стороны государства, создадут повышенную нагрузку на региональный бюджет. Однако, одновременно возрастет конкуренция рабочей силы, появятся стимулы развития производства.
Второй - обеспечение государством максимальной занятости людей путем создания дополнительных рабочих мест, даже за счет некоторого снижения производительности труда и их доходов.
В данной ситуации важной задачей становится мониторинг рынка труда, в результате которого выявляются колебания спроса на те или иные виды образовательных услуг, формирующихся в сочетании с проблемами многоканального финансирования, поиска нетрадиционных источников инвестиций, не устоявшихся отношений собственности. Недооценка мониторинга
16 Гривцев Г.С., Смирнов И.П. Формирование регионального заказа на подготовку кадров. Издательский центр Академии профессионального образования.- М.. 2002.- С.73-75.
рынка труда уже привела к существенным перекосам в структуре подготовки кадров системой профессионального образования.
Данная проблема весьма сложна и однозначной оценки, методики мониторинга, обеспечения занятости и трудоустройства молодежи нет. Суть разработки механизмов мониторинга и обеспечения занятости, трудоустройства молодежи в депрессивном регионе выражается, прежде всего в том, что во главу угла ставятся запросы потребителей образовательных услуг. Важно использовать методы обратной связи для разработки «клиенто-ориентированного подхода». Любое учебное заведение действует на двух взаимосвязанных рынках: на рынке образовательных услуг и рынке труда.
В настоящее время объемы и перечень специальностей и профессий, по которым готовят молодых рабочих и специалистов, часто планируются на основе устаревшей или недостаточно проверенной информации, не отражающей произошедших изменений на рынке труда.
Данные государственной статистики не позволяют объективно оценить динамику занятости в разрезе профессионально-квалификационной структуры рабочих мест экономики региона. Для разработки механизмов мониторинга и обеспечения занятости и трудоустройства молодежи в депрессивном регионе необходимо установление обратной связи учреждений профессионального образования со следующими группами потребителей: со студентами, с молодыми специалистами и с работодателями. Выявить мотивационные ожидания студентов достаточно легко, труднее «отыскать» выпускников (с окончанием обучения многие сменили место жительства, семейное положение и т.д.). Установление обратной связи учреждений профессионального образования с руководителями выпускников является самым сложным этапом представленного проекта.
Результатом осуществления мониторинга будут прогнозные показатели востребованности специалистов различных профессий и уровня профессиональной подготовки.
Анализ и обобщение исследований по методам прогнозирования рынка труда позволяет выделить несколько методологических подходов.
Первый (нормативный, расчетный)- основан на определении необходимых трудовых ресурсов, исходя из норм выработки, производительности труда на конкретных рабочих местах. В случае внедрения комплексов новой техники и технологии эти расчеты производятся по проектам технологической документации. Этот способ наиболее приемлем для прогнозирования потребности специалистов для отраслей социальной сферы и сферы услуг (в бюджетной сфере, например, применяются директивно установленные нормативы, а в других отраслях нормативов может и не быть).
Второй (нормативный метод + динамический+экспертные оценки) - содержит анализ тенденций изменения насыщенности специалистами отраслей экономики, реализуется в виде расчета доли специалистов различного уровня образования в общей численности работающих. Он целесообразен в отраслях материального производства в отраслевом разрезе. По оценкам специалистов, определить значение коэффициента насыщенности можно либо путем экстраполяции, либо на основании аналога.
Третий способ (программы развития, опросный способ) строится на оценках тенденций изменения интегрированных экономических показателей, базирующихся на использовании прогнозов по отраслям экономики; региональные и отраслевые программы и прогнозы развития отраслей материального производства; региональные и отраслевые программы конверсии оборонных предприятий; данные наиболее крупных предприятий - потребителей специалистов о перспективах своего развития; программы развития деятельности предприятий и организаций системы жизнеобеспечения энергетики, транспорт и т.д.); программы и прогнозы служб занятости о предполагаемом высвобождении работников на предприятиях и в организациях; программы приватизации и развития малого бизнеса.
Из указанных источников информации отбираются обобщенные экономические показатели, органически коррелирующие с показателями численности специалистов (стоимостной объем произведенной продукции в целом и в расчете на одного специалиста; и т.д.).
Четвертый подход (динамический подход, поиск тенденций) опирается на анализ тенденций изменений технико-экономических показателей, использует многофакторные экономико-математические модели (корреляционно- регрессионный анализ). Моделирование производится на основе создания информационно-нормативной базы данных по технико-экономическим и нормативно-справочным показателям. Сущность прогноза сводится к определению движения занятости специалистов в зависимости от изменения этих показателей. Поскольку рассматриваемый подход основан на корреляции кадровых структур с основными технико-экономическими показателями в ретроспективе и прогнозировании состояния этих структур на перспективу, происходит решение обратной задачи (от технико-экономических показателей к кадровой структуре). В данном случае возможны искажения, связанные с деформациями в кадровом составе.
Пятый подход (расчетный метод, норма по сравнению с другими странами) применяется, в основном, как метод эталонного образца (например, при международных сопоставлениях). Можно сравнивать с такими тенденциями, как перераспределение из отраслей материального производств в сферу услуг, профессионализация посреднических услуг; и т.д.
Методика изучения состояния и тенденций развития формирующегося рынка образовательных услуг и рынка труда депрессивного трудоизбыточного региона, на наш взгляд, должна включать:
1) анализ данных наиболее крупных предприятий и организаций - потребителей специалистов о перспективах своего развития; программы развития деятельности предприятий и организаций системы жизнеобеспечения (энергетика, транспорт и т.д.);
2) изучение программ и прогнозов служб занятости о предполагаемом высвобождении работников на предприятиях и в организациях;
3) изучение программ развития малого и среднего бизнеса;
4) анализ программ и проектов социально-экономического развития региона;
5) анализ планов и программ инвестиций в реальный сектор экономики;
6) анализ демографической ситуации;
7) опрос безработных в службах занятости республики;
8) прямой и почтовый опрос работодателей региона с целью выявления структуры текущей и перспективной потребности в кадрах;
9) опрос выпускников вузов и средних специальных учреждений.
Прогнозирование занятости (включая спрос и высвобождение работников), как и прогнозирование будущего состояния любых других социально-экономических систем и процессов их формирующих, строится на анализе существующей ситуации, выявлении скрытых и явных диспропорций и противоречий в рассматриваемой системе, направленности и динамики процессов из разрешения.
Мониторинг рынка труда предполагает оценку экономической ситуации региона: отбор предприятий, функционирующих на территории конкретного территориального образования, изучение кадровой политики, оценку состояния занятости населения и дефицита рабочей силы. В этой связи возникает потребность создания инструментария государственного регулирования процессов профессиональной подготовки: приема, трудоустройства и занятости выпускников, подготовки рабочих в разрезе отраслей.
Поступающие с рынка труда сигналы можно разделить на два вида. К первому относятся сигналы, поступающие от предприятий и рабочей силы: наличие вакантных рабочих мест, количество безработных, уровень зарплаты, национальные и местные тенденции в экономике. Ко второму - сигналы, инициируемые самими учреждениями профобразования - спрос абитуриентов на определенные профессии, гарантии трудоустройства выпускников, наличие учебно-материальной базы для подготовки специалистов определенных профессий.
Анализ совокупности этих сигналов определяет содержание и методику прогнозирования подготовки кадров. В условиях неустойчивого рынка такая работа должна проводится ежегодно. Одновременно не стоит преувеличивать точность прогнозов о потребностях рынка труда. Неопределенность в развитии рынка труда серьезно затруднят планирование долгосрочных программ подготовки кадров. Поскольку эти программы весьма дорогостоящи, ошибки в планировании могут привести к потере значительных государственных ресурсов.
Для построения оптимальной региональной модели профессионального образования важно учитывать не
только сиюминутные запросы, преобладающие ныне на рынке труда, но и прогнозировать неизбежность крупной отраслевой и технологической перестройки производства при введении рыночных отношений, что вызовет
масштабное перераспределение рабочих кадров и специалистов.
На основании социологических исследований сделано заключение о возможности удовлетворения потребности в кадрах за счет имеющегося в регионе незанятого трудоспособного населения, а также за счет молодежи, оканчивающей профессиональные образовательные учреждения, а значит и определить реальную потребность региона в профессиональных образовательных учреждениях на перспективу. Анализ существующей системы профессионального образования, ее наполняемости, соответствия подготавливаемых в ней кадров требованиям рынка труда, позволил сделать вывод о необходимых изменениях в структуре и перечне учебных профессий.
С другой стороны, изменение реальных потребностей предприятий в кадрах в условиях полной хозяйственной самостоятельности оказывает существенное влияние на формирование системы профессионального образования, так как нарушаются традиционные связи предприятий и профессиональных образовательных учреждений, происходит постоянное высвобождение кадров в связи с устанавливающейся конкуренцией на рынке труда, усложняются вопросы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений. Для того, чтобы определить потребность предприятий в объемах подготовки таких кадров, необходимо представлять по каким каналам и какие категории работников проходили и проходят профессиональное обучение.
Процесс формирования регионального заказа на подготовку специалистов вузов будет эффективным, если в основу его формирования положены реальные потребности рынка труда и осуществлен их прогноз, определен перечень профессий, стабильно востребуемых рынком труда и обеспечено учебно-методическое сопровождение необходимых образовательных программ, создана нормативная база, регулирующая взаимодействие социальных партнеров в вопросах формирования регионального заказа.
Количественная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы в регионе с напряженной ситуацией на рынке труда часто усугубляется качественной несбалансированностью, что подтверждают исследования макроэкономических, демографических и социальных показателей, социально-профессионального состава безработных.