- обеспечить как можно больше лабораторных, рабочих мест студентам для проведения как можно больше практических занятий.
Для магистрантов особенно актуально стоит вопрос о самообразовании и самостоятельной работе, а также о возможности трудоустройства и продолжения работы по специальности. Поэтому для магистрантов важно больше производственных практик, стажировок с целью получения практических навыков и опыта. В настоящее время идет активная работа по разработке профессиональных стандартов, и очень важно, чтобы компетенции, заложенные в программе подготовки магистров и в профессиональных стандартах, совпадали.
Таким образом, высшему учебному заведению, чтобы быть конкурентоспособным, необходимо учитывать особенности потребностей бакалавров и магистрантов, проводить мониторинг качества образования и выполнять целенаправленные мероприятия по улучшению удовлетворенности студентов.
Библиографические ссылки
1. Политика руководства в области качества СибГАУ [Электронный ресурс] URL: http://www. sibsau.ru/images/document/politika_2013.pdf (дата обращения: 07.01.15).
2. Мищенко Е. С., Пономарёв С. В. Проектирование, формирование, внедрение и практическое ис-
пользование системы менеджмента качества в образовательной организации : монография. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 96 с.
3. Агранович М. Магистры летят в космос. Перспективы инженерного образования глазами ректора Игоря Федорова и космонавта Владимира Соловьева [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2008/01/ 15/magistry.html (дата обращения: 07.01.15).
References
1. The policy guidance in the field of quality SibSAU [Electronic resource]. URL: http://www.sibsau.ru/images/ document/politika_2013.pdf (date of visit: 01.07.15).
2. Mishchenko E. S., Ponomariov S. V. Design, the formation , implementation and practical application of the system of quality management in the educational organization: monograph. Tambov : State Tehn. University Press, 2009. 96 p.
3. Agranovich М. Masters fly into space. Perspectives of engineering education through the eyes of the rector Igor Fedorov and cosmonaut Vladimir Solovyov [Electronic resource]. URL: http://www.rg.ru/2008/01/15/ magistry.html (date of visit: 01.07.15).
© Беспалова E. Д., Жирнова E. А., 2015
УДК 658
МОНИТОРИНГ УСПЕШНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТ АУДИТА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА
С. О. Бойко
АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» Российская Федерация, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52
E-mail: lana91 [email protected]
В качестве элемента аудита системы подбора и подготовки персонала предложен метод расчета коэффициента успешности работников предприятия, закончивших разные вузы России. Данный показатель поможет определить, какие вузы могут подготовить специалистов в соответствии со стратегией развития предприятия.
Ключевые слова: кадровый аудит, коэффициент успешности, АО «ИСС».
MONITORING SUCCESS RATE OF HIGHER EDUCATION GRADUATES AS A PART OF AUDITING THE SYSTEM OF PERSONNEL TRAINING AND RECRUITING
S. O. Boyko
JSC "Academician M. F. Reshetnev "Information Satellite Systems" 52, Lenin Str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russia E-mail: lana91 [email protected]
As part of auditing the system of personnel recruiting and training the author proposes a method to calculate the success rate of employees who graduated from different universities of Russia. This indicator helps to identify universities that can train specialists in accordance with the development strategy of an enterprise.
Keywords: HR-audit, success rate, JSC "ISS".
Решетнеескцие чтения. 2015
Кадровый аудит - процедура, используемая для оценки эффективности существующей системы управления персоналом в компании, оценки соответствия кадрового потенциала компании ее целям и стратегиям развития [1].
Одно из основных направлений, по которому проводится кадровый аудит, - система подготовки и подбора персонала.
Подбор персонала - один из самых сложных и ответственных процессов в системе управления человеческими ресурсами, так как он требует тщательнейшей работы с потенциальными сотрудниками компании. А от правильно подобранного персонала зависит дальнейшее функционирование организации.
Подбор персонала на наукоемких предприятиях производится преимущественно по перспективному планированию. Целью перспективного планирования является своевременное пополнение качественного и количественного состава персонала на основе стратегии развития организации. В связи с этим предприятия заинтересованы в сотрудничестве с теми образовательными учреждениями, которые могут подготовить будущих специалистов квалификации, соответствующей целям и задачам развития организации.
В качестве одного из элементов аудита системы подбора и подготовки персонала автором предлагается использовать метод расчета коэффициента успешности работников, получивших высшее профессиональное образование в разных вузах России.
Технология проведения расчета данного показателя была разработана в АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» (АО «ИСС») в 2011 году. В качестве основы анализа были приняты данные о количестве всех работников с высшим образованием. Далее были определены критерии успешности работников. Работник является успешным, если:
- является руководителем;
- зачислен в кадровый резерв на руководящую должность;
- имеет ученую степень кандидата/доктора технических наук (КТН/ДТН);
- имеет изобретения, патенты, рацпредложения.
При подсчете успешных работников исключались
повторы.
Частный коэффициент успешности работников рассчитывался по следующей формуле:
КУ = (Усп. раб. / Раб. с высш. обр.) • 100 %, где КУ - коэффициент успешности; Усп. раб. - успешные работники; Раб. с высш. обр. - работники с высшим образованием.
Далее рассчитывался интегрированный коэффициент успешности работников отдельно по вузам. Для исследования были выбраны следующие учреждения высшего образования.
1. Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева.
2. Сибирский федеральный университет.
3. Томские университеты (Томский государственный университет, Томский политехнический универ-
ситет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники).
4. Казанские университеты (Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет).
5. Московские университеты (Московский авиационный институт, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Московский государственный строительный университет, Московский государственный университет геодезии и картографии, Московский технологический университет, Московский государственный университет тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский университет «МЭИ», Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана).
6. Санкт-Петербургские университеты (Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет имени В. И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургский университет управления и экономики).
Результаты исследований представлены в таблице.
На основе данных таблицы построен график (см. рисунок).
По результатам данного исследования видно, что коэффициент успешности по предприятию увеличился. Отсюда следует вывод, что выпускники вузов реализуют свой потенциал и полученные знания в верном направлении, в результате чего добиваются хороших результатов на предприятии. В основном коэффициент успешности по вузам вырос, по сравнению с 2011 годом. Рейтинг вузов по исследуемому коэффициенту в целом остался прежним. Но стоит отметить, что на сегодняшний день лидирующую позицию по показателю успешности выпускников в АО «ИСС» стали занимать московские университеты, а в отношении коэффициента успешности вузов Санкт-Петербурга наблюдается значительный спад.
Сравнительная таблица коэффициентов успешности работников АО «ИСС» по разным вузам в 2011 и 2015 гг.
Университет Коэффициент успешности, %
2011 2015
СибГАУ 31,03 33,98
СФУ 27,47 33,73
Томские университеты 36,26 41,48
Казанские университеты 50,00 53,24
Московские университеты 44,44 53,61
Санкт-Петербургские университеты 60,61 48,86
В целом по предприятию 30,51 33,98
Сравнительный график коэффициентов успешности работников АО «ИСС» по разным вузам в 2011 и 2015 гг.
Таким образом, коэффициент успешности работников по вузам позволяет работодателю увидеть, какие образовательные учреждения способны подготовить перспективных специалистов в соответствии со стратегией развития организации. АО «ИСС», как одно из ведущих предприятий в области спутнико-строения, заинтересовано в таких успешных кадрах. Это обусловливается тем, что все открытия и достижения работников происходят в рамках работы на конкретном предприятии. А это, в свою очередь, позволяет организации успешно функционировать и развиваться.
Библиографическая ссылка
1. Калашникова Л., Шелягов А. Роль кадрового аудита в управлении персоналом [Электронный ресурс]. URL: http://www.jobway.ru/articles/articles/7id =151 (дата обращения: 05.09.2015).
Reference
1. Kalashnikova L., Shelyagov A. Rol kadrovogo audita v upravlenii personalom. Available at: http://www. jobway.ru/articles/articles/?id=151. (accessed: 05.09.2015).
© Бойко С. О., 2015