106
Высшее образование в России • № 3, 2015
МОНИТОРИНГ СРЕДЫ ВУЗА КАК КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
БАЖЕНОВА Наталья Геннадьевна - канд. пед. наук, доцент, и.о. ректора, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. E-mail: n-bazhenova@yandex.ru ЛУЦЕНКО Екатерина Леонидовна - канд. социол. наук, доцент, зав. лабораторией социологических исследований, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. E-mail: Luce-ekaterina@yandex.ru
Аннотация. Качество высшего профессионального образования является существенной основой в создании единого образовательного пространства Российской Федерации. Одним из механизмов оценки качества образовательной среды вуза является мониторинг, который позволяет своевременно реагировать и корректировать выявленные проблемы.
В статье представлен опыт проведения мониторинговых исследований среды вуза, обозначены основные направления этих исследований согласно процессам жизненного цикла организации, приведены данные по отдельным сюжетам.
Ключевые слова: образовательная среда, вуз, мониторинг, социологические исследования, вузовская система оценки качества
Согласно социологическому словарю мониторинг (от лат. monitor - напоминающий, контролирующий) - это специально организованное, систематическое наблюдение за какими-либо социальными явлениями или процессами с целью их оценки, контроля и прогноза [1]. В данной работе мониторинг трактуется как непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта с целью принятия своевременных управляющих решений для достижения поставленных задач образовательной организации.
В Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема мониторинг образовательной среды осуществляет лаборатория социологических исследований. Его основными задачами являются: измерение характеристик продукции (услуг) университета, отслеживание удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, формирование банка данных, содействие руководству вуза в выполнении требований ГОСТ ISO 90012011 Система менеджмента качества. К проведению исследований привлекаются студенты, обучающиеся по соответствующим
направлениям подготовки (социологические науки, государственное и муниципальное управление, менеджмент). Главные приоритеты мониторинговых исследований: научная деятельность, учебный процесс, внеучебная (воспитательная) деятельность, организационные вопросы.
Учитывая значимость научного потенциала вуза, наличие в перечне показателей эффективности университетов позиции «научно-исследовательская деятельность», необходимость выполнения «Дорожной карты» («Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»), в ПГУ им. Шолом-Алейхема в 2013 г. по заказу ректора было выполнено исследование по изучению готовности НПР перейти на эффективный контракт. В нем приняли участие 90% профессорско-преподавательского состава. Оказалось, что в нашем вузе готовы перейти на эффективный контракт по науке в большей степени кандидаты, нежели доктора наук. Некоторые преподаватели не думают о переходе на эффективный научный контракт, так им больше нравится
Юбилей
107
преподавать, работать со студентами: «Учебная деятельность важнее научной, нужно делиться опытом, так как наработано много учебного материала» (5%). Часть респондентов уверены, что не выполнят требования по научному контракту, ссылаясь на нехватку времени. 5% отметили, что «скоро на пенсию, поэтому данный вариант им не подходит».
Среди видов профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, значится «научно-исследовательская» (в случае академического бакалавриата), а среди перечня компетенций в ФГОС в той или иной трактовке присутствует «способность к проведению исследований ». Преподаватели кафедр должны вести эту работу как минимум в рамках преподаваемой дисциплины, как максимум - в рамках научных лабораторий, выполняемых гранто-выхисследований и т.д. Студенты-бакалавры, вовлеченные в научно-исследовательскую деятельность, - это потенциальные магистранты и аспиранты. Среди стимулов, побуждающих студента к выполнению подобной работы, - как простое увлечение и удовлетворение от самого процесса познания нового, так и получение повышенной академической стипендии, стипендий Президента РФ, Правительства РФ и др. В этом направлении лабораторией изучаются показатели удовлетворенности сотрудников университета и студентов организацией научной деятельности в вузе. В их числе: проведение студенческих научных конференций и конкурсов; информация об участии в грантах (на стажировки, на проведение научных исследований, на организацию научных мероприятий и т.д.); организация выполнения выпускной квалификационной работы и др. 91% респондентов удовлетворены организацией научно-исследовательской деятельности студентов в университете. Наши респонденты в целом удовлетворены качеством предоставления информации о конкурсах, грантах для студентов, магистрантов, но около десятка
человек отметили, что им «не хватает помощи при оформлении заявок».
Основная проблема, которую видят студенты в организации научно-исследовательской деятельности, заключается в недостаточном количестве времени для проведения научных исследований. 46% указали, что научно-исследовательская деятельность способствует раскрытию и реализации индивидуальных способностей, при этом у 38% респондентов она не ассоциируется с деятельностью, повышающей их социальный статус. В целом же студенты понимают, что научно-исследовательская работа является обязательной частью образовательного процесса в университете. Выявив проблемные зоны, отдел студенческой науки организовал семинар по теме «Как грамотно оформить заявку на грант? » и сопровождение этого процесса.
В части мониторинга различных аспектов учебного процесса есть позиции, требующие постоянного внимания, и тогда
108
Высшее образование в России • № 3, 2015
проводятся лонгитюдные исследования, процесс отслеживается в динамике (организация практик, внедрение новых проектов, вопросы библиотечного обслуживания и т.д.) и анализируется эффективность корректирующих действий. Вместе с тем лаборатория проводит и отдельные, ситуативно актуальные опросы.
Одно из требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования состоит в том, что «каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электроннобиблиотечным системам (электронным библиотекам)». Переход к электронным библиотечным системам (ЭБС) потребовал определенного управленческого воздействия: преподаватели должны были изучить списоклитературы в ЭБС по своим дисциплинам, обозначить его в рабочей программе, рекомендовать студентам, придумывая при этом задания, которые бы побуждали студента обращаться к электронной библиотеке. Мониторинг позволил оценить данную работу «глазами студентов» и содержал следующие позиции: осведомленность студентов о существовании ЭБС; частота обращения и по каким дисциплинам; наличие/ отсутствие заданий, требующих обращения к ЭБС; удовлетворенность студентов рекомендуемой коллекцией изданий по профилю обучения и др. Опрос показал, что регулярно пользуются электронными библиотеками 90% студентов, большинство считают, что они помогают в подготовке к учебным занятиям. Мониторинг позволил выявить некоторые организационные проблемы по отдельным факультетам и кафедрам.
В качестве электронной информационно-образовательной среды у нас выбрана система MOODLE, на платформе которой выставляются учебно-методические материалы по всем дисциплинам учебного плана. Анализ этой сферы деятельности вуза
включал исследование «Опрос студентов университета по обращению к системе MOODLE». В нем приняли участие студенты первых-вторых курсов всех факультетов университета. Анкета содержала вопросы следующего плана: знакомы ли вы со средой MOODLE? Обращаетесь ли к ней? Способствует ли среда освоению дисциплины? Удобна ли в пользовании? Оптимально ли представлена информация по содержанию? И др. Оказалось, что большинство студентов активно пользуются материалами информационно-образовательной среды, вместе с тем 9% считают, что «это не способствует эффективному освоению дисциплины».
Опрос преподавателей по этой теме в динамике также дал хорошие результаты, подтвердив правильность работы вуза в этом направлении. В 2012 г. 40% респондентов считали работу в системе MOODLE сложной, нецелесообразной, однако полагали, что данная система может стать полезной в будущем при наличии у студентов адекватной мотивации. В ходе повторного опроса в 2014 г. сотрудники указали на следующее: система MOODLE подходит для студентов, совмещающих работу и учебу, позволяет студентам получать интересующую их информацию по учебным дисциплинам, дает возможность выставлять задания для самостоятельной работы и семинарских занятий, проста и удобна в использовании.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать фиксацию хода образовательного процесса, итогов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы. В Приамурском университете им. Шолом-Алейхема внедрение балльно-рейтинговой системы (БРС) началось с 2005 г. Была разработана информационная система, обеспечивающая возможность отражения текущих образовательных результатов студентов по освоению дисциплины и результатов про-
Юбилей
109
межуточной аттестации [2; 3]. Обучающийся в любой момент времени и из любого места (при наличии выхода в Интернет) может ознакомиться с ними. С внедрением этого проекта возник ряд вполне объяснимых проблем, таких как неготовность преподавателей заносить данные в базу («психологический протест») и нежелание студентов обращаться к системе. На сегодняшний день они успешно решены. Согласно полученным в 2014 г. социологическим данным (в опросе участвовали преподаватели и студенты), балльно-рейтинговая система повышает объективность оценки достижений в учебе. Экзамен перестает быть «последним приговором», поскольку лишь добавляет баллы к тем, что набраны за семестр. Так, к примеру, считают 70% обучающихся.
Главное преимущество использования балльно-рейтинговой системы студенты видят в усилении мотивации к более систематической работе в течение семестра, что можно считать существенным фактором повышения качества усвоения дисциплин. Это значит, что студенты имеют стимулы для повышения своего балла и улучшения образовательных результатов. Следует особо подчеркнуть значимость проделанной преподавателями работы по разъяснению сути рейтинговой системы.
Социокультурная среда вуза играет немаловажную роль в формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Поэтому часть компетенций, обозначенных в ФГОС ВО, может быть «проработана» вне рамок изучаемых дисциплин в формате участия студенчества во внеучебной деятельности [4]. Например, такие профессиональные задачи, как организационно-управленческая деятельность, способность к самоорганизации, способность работать в коллективе, обнаруживают себя при подготовке и проведении различных вузовских мероприятий. Мониторинг «Оценка удовлетворенности внеучебной деятельностью студентов - потре-
бителей услуг ПГУ им. Шолом-Алейхема» осуществляется с 2010 г. В оценках состояния внеучебной деятельности в вузе просматривается прямая связь с уровнем информированности респондентов о студенческой жизни, об активности студенческих объединений. Полученные результаты позволяют утверждать, что студенты в целом удовлетворены общим перечнем и направленностью содержания мероприятий вуза.
В рамках исследования качества внеучебной деятельности изучались следующие вопросы: различные аспекты создания и функционирования студенческих объединений (студсоветов общежитий, студсове-тов факультетов, научного студенческого общества, объединенного студенческого совета, клубов по интересам, студотрядов и др. ); вовлеченность студенчества в творческие студии и секции; информированность обучающихся о возможностях социокультурной среды вуза (мероприятия, поездки, гранты, стипендии, творческие студии, секции, клубы, студенческие организации); приверженность здоровому образу жизни; удовлетворенность условиями
110
Высшее образование в России • № 3, 2015
социокультурной среды и т.д. Так, в студ-объединениях вуза заняты 59,9% опрошенных; вовлечены в мероприятия - 96,7%, хотели бы принимать участие в подготовке мероприятий - 32%; не могут участвовать, так как работают - 12%; оценивают мероприятия как качественные - 78,8%. Следует заметить, что эти показатели отслеживались с 2010 г. Если говорить о здоровом образе жизни, то мы наблюдаем положительную динамику: в сравнении с результатами исследования 2012 г. в 2014 г. достаточный массив студентов третьих - пятых курсов задумались о своей физической форме, что привело к увеличению показателей в разделе «спортивные секции». В разы уменьшился процент студентов, употребляющих спиртные напитки. Одной из самых пагубных для здоровья привычек является курение. Согласно результатам исследования, студенты университета в основной массе относятся к нему отрицательно.
В университете работает центр социальной адаптации и психологической поддержки студентов. Центр оказывает им консультативно-информационную помощь, проводит различного рода тренинги, организует сопровождение мероприятий, массовых выездов на мероприятия и ведет другую работу. Вопросы информированности о деятельности центра, направлениях и эффективности его работы были предметом внимания одного из исследований лаборатории. Необходимость в консультировании специалистами психологической службы университета видят в среднем 15% студентов (в исследовании более ранних лет - 6%). Приблизительно 65% респондентов не нуждаются в психологической помощи или консультациях специалистов центра, остальные - в зависимости от жизненной ситуации. Несмотря на такие показатели, актуальность работы центра не снимается с повестки дня, особенно с учетом таких факторов, как повышенная тревожность современного студента, риск
эмоционального выгорания у преподавателей, нестабильность и необходимость предупреждения и разрешения различных непредвиденных ситуаций в студенческой жизни «от входа до выпуска».
Актуальность изучения темы толерантности в студенческой среде в настоящее время трудно переоценить. В университете обучаются студенты разного религиозного вероисповедания и принадлежащих различным конфессиям, поэтому на протяжении двух лет лаборатория вела исследования студенческой среды в этом аспекте. Анализ данных показал, что приоритет отдается христианству; большинство считают себя приверженцами именно этой веры. Исходя из полученных результатов можно констатировать, что половина молодежи убеждена в том, что религиозные организации должны служить укреплению духовности в обществе. Для респондентов не является значимой национальная принадлежность тех людей, с которыми они взаимодействуют. Подавляющее большинство респондентов (70%) считают, что не существует «плохих» и «хороших» наций и народов, в каждой нации есть и хорошие, и плохие люди. Общая картина говорит о том, что студенческая молодежь способна адекватно воспринимать людей другой национальности, не идет на конфликты, принимает их как равноправных членов общества. Но настораживает и заставляет задуматься тот факт, что некоторые молодые люди не могут сделать выбор при ответе на отдельные вопросы.
На основе результатов социологического мониторинга были разработаны рабочие программы и учебно-методические комплексы курсов по выбору, нацеленные на формирование компетенций, выражающих разные аспекты толерантности: способность руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами; отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;
Юбилей
111
учет ценностно-смысловыхориентаций различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме; способность успешно работать в коллективе, где требуется принятие и понимание социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий и др.
Взаимодействие с заказчиками образовательных услуг - условие функционирования системы менеджмента качества университета. Помимо решения задачи вовлечения работодателей в образовательный процесс (согласование учебных планов, основной профессиональной образовательной программы, содержания рабочих программ; заказ на выполнение выпускных квалификационных работ, работа в государственной экзаменационной комиссии и т. д.), необходимо постоянно изучать мнения работодателей о качестве подготовки специалистов. Большинству работодателей важны не только профессиональные компетенции, но и так называемые soft skills, заключающиеся в умениях работать в команде, принимать решения, выстраивать коммуникативное пространство, в способ-
ностях к самореализации, самоорганизации и т.д. В соответствующем социологическом исследовании приняли участие работодатели (от каждой укрупненной группы специальностей/ направлений, реализуемых в вузе, выбирались пять представителей). По их мнению, все выпускники умеют применять полученные в вузе знания на практике, большинство способны находить верные решения и нести за них ответственность, умеют работать на общий результат, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь. 50% выпускников настроены на личностное и профессиональное саморазвитие; 46% студентов, по оценке экспертов, способны к анализу решений и действий с позиции социальной ответственности. Работодатели готовы активно сотрудничать с вузом в таких направлениях, как составление и корректировка учебных планов, подготовка и реализация грантов, организация стажировок для студентов, магистрантов и молодых ученых. Некоторые партнеры выказали желание участвовать в назначении студентам именных стипендий.
Социологические опросы организуют-
112
Высшее образование в России • № 3, 2015
ся и по проблемам вторичной профориентации студентов, вторичной занятости и реализации профессиональных ожиданий выпускников. Если говорить о моделировании профессиональной траектории, то для студентов важны карьерное продвижение, материальное благополучие и повышение социального статуса. На втором месте стоит самосовершенствование. В плане трудоустройства изучаются такие характеристики, как источники получения информации о работе, предпочтения в работе, мотивы выбора конкретной позиции (по специальности/ не по специальности, психологический комфорт, материальная составляющая, профессиональный интерес, территориальные предпочтения и др.), планы по продолжению обучения (магистратура, аспирантура).
Кроме обозначенных, лабораторией проводятся и другие точечные исследования: опрос студентов, совмещающих работу и учебу, опросы лицеистов о качестве общеобразовательных программ, изучение уровня комфортности и безопасности образовательной среды вуза, опрос преподавателей, реализующих программы магистерской подготовки, изучение деятельности куратора студенческой группы, отслеживание внедрения технологий дистанционного обучения в учебный процесс университета, мониторинг удовлетворенности ППС инфраструктурой вуза. Вторичный анализ данных дает актуальную информацию, позволяющую руководству вуза своевременно вносить в систему адекватные изменения.
В этом году проведена работа по оптимизации деятельности лаборатории, позволившая уточнить структуру и направления ее исследований. Был организован комп-
лексный опрос с целью изучения деятельности различных сфер жизни вуза. Кроме того, современная ситуация актуализирует потребность в проведении ряда новых исследований по темам: «Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание студенчества», «Студент в университетской среде: свобода и ответственность, права и обязанности », опрос по антикоррупционной составляющей, опрос иностранных студентов, обучающихся в университете, и др.
Проведение мониторинга - важный инструмент регулирования всех процессов жизненного цикла организации, работающий на повышение качества всех сфер деятельности вуза. Системный мониторинг позволяет осуществлять обратную связь со всеми участниками образовательной среды и доказывает свою эффективность повышением качества образования.
Литература
1. Зиновьева В. Основные социологические
термины. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. 68 с.
2. Баженова Н., Фишман Б. Балльно-рейтин-
говая система в ДВГСГА // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 122-127.
3. Баженов Р.И., Баженова Н.Г., Белов И.В.,
Кардаш А.С. О разработке информационной системы оценки учебных достижений студентов// Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. URL: http:/ / web.snauka.ru/ issues/ 2014/12/ 41514
4. Весна М.А. Самоорганизация студенчес-
ких сообществ с различной целевой направленностью. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. 272 с.
Статья поступила в редакцию 14.01.15.
ENVIRONMENTAL MONITORING OF THE UNIVERSITY AS ONE OF THE COMPONENTS OF THE INTERNAL QUALITY ASSESSMENT SYSTEM
BAZHENOVA Natalia G. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Acting Rector, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia. E-mail: n-bazhenova@yandex.ru
Юбилей
113
LUTSENKO Ekaterina L. - Cand. Sci. (Sociology), Assoc. Prof., Head of the laboratory of sociological research, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia. E-mail: Luce-ekaterina@yandex.ru
Abstract. The quality of higher education is an essential foundation for creating a common educational space of the Russian Federation. Monitoring can be considered as one of the mechanisms for assessment the quality of the educational environment at the university, which allows to react promptly and to correct the arising problems.
The paper presents the experience in conducting environmental monitoring research studies at the university, views the basic research areas according to the processes of organizational life cycle, gives some data on certain issues.
Keywords: educational environment, monitoring research, case studies, internal quality assessment system
References
1. Zinovieva V. (2006) Osnovnye sotsiologicheskie terminy [Basic sociological terms]. Chelyabinsk: SUSU Publ., 68 p. (In Russ.)
2. Bazhenova N., Fishman B. (2007) [Point-rating system in Far Eastern State Academy for
Humanities and Social Studies]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 7, pp. 122-127. (In Russ.)
3. Bazhenov R.I., Bazhenova N.G., Belov I.V., Kardash A.S. (2014) [On the development of the
information system for evaluation of students’ academic achievements]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific research and innovation]. No. 12. Available at: http:// web.snauka.ru/issues/ 2014/12/ 41514. (In Russ.)
4. Vesna M.A. (2004) Samoorganizatsiya studencheskikh soobshchestv s razlichnoi tselevoi
napravlennost’yu [Self-organization of student groups with different target orientations]. Kurgan: Kurgan State. University Publ., 272 p. (In Russ.)
The paper was submitted 14.01.15.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР -ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА
ФИШМАН Борис Ентильевич - д-р пед. наук, профессор, кафедра педагогики, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема ». E-mail: bef942@mail.ru
Аннотация.. В статье рассматривается интеграция образования и науки, воплощенная в совместной проектной, исследовательской, образовательной и организационно-методической деятельности преподавателей вуза. Утверждается, что локальные (на уровне факультетов, кафедр, лабораторий) общности взаимодействующих преподавателей могут стать акторами, обеспечивающими как общую стратегию развития вуза, так и профессионально-личностное совершенствование участников. Характеризуются соответствующие возможности научно-образовательных центров вуза. На примере научно-образовательного центра «Центр исследований и инноваций» Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема представлен пятилетний опыт организации интегративной деятельности на основе актуальных полидисциплинарных исследований. Это позволяет вести подготовку специалистов высшей квалификации, разрабатывать и реализовывать инновационные образовательные программы. Одновременно формируются новые устойчивые коллективные субъекты, способные включаться в процесс общего развития вуза.