Научная статья на тему 'Мониторинг способности к сочинению сказок у старших дошкольников'

Мониторинг способности к сочинению сказок у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPEECH CREATIVITY / ABILITY TO MAKE UP FAIRY-TALES / SENIOR PRE-SCHOOLERS / MONITORING / DIAGNOSTIC METHODS / IMAGINATION / SPEECH EFFORTS / РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО / СПОСОБНОСТЬ К СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / МОНИТОРИНГ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / ВООБРАЖЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёва Ольга Ивановна, Кривоногова Ольга Анатольевна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость развития творческих способностей у детей. В связи с этим задача развития способности к сочинению сказок как одной из форм способности к речевому творчеству в целом с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей старших дошкольников приобретает особую актуальность. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточняются структура и механизм развития способности к сочинению сказок у ребенка, разработаны диагностические методики, позволяющие осуществить мониторинг воображения и речевой активности детей при интеграции изобразительной и коммуникативной деятельности, приведены результаты их исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселёва Ольга Ивановна, Кривоногова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING SENIOR PRE-SHOOLERS’S ABILITY TO MAKE UP FAIRY-TALES

Federal state educational standard of pre-school education claims the necessity to develop creative abilities of children. Due to it, the aim to develop an ability to make up fairy-tales as one of the forms of ability for speech creativity with taking into consideration age, individual and psychophysiological peculiarities of senior pre-schoolers gets essential importance. Analyzing psychological and pedagogical issues we determine the structure and mechanism of developing the child’s ability to make up fairy-tales, work out diagnostic methods with which it is possible to monitor children’s imagination and speech efforts at integrating graphic and communicative activities, the results of the research are provided.

Текст научной работы на тему «Мониторинг способности к сочинению сказок у старших дошкольников»

Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2016. 5 (170)

УДК 372.2.01

О. И. Киселёва, О. А. Кривоногова

МОНИТОРИНГ СПОСОБНОСТИ К СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость развития творческих способностей у детей. В связи с этим задача развития способности к сочинению сказок как одной из форм способности к речевому творчеству в целом с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей старших дошкольников приобретает особую актуальность. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточняются структура и механизм развития способности к сочинению сказок у ребенка, разработаны диагностические методики, позволяющие осуществить мониторинг воображения и речевой активности детей при интеграции изобразительной и коммуникативной деятельности, приведены результаты их исследования.

Ключевые слова: речевое творчество, способность к сочинению сказок, старшие дошкольники, мониторинг, диагностические методики, воображение, речевая активность.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость развития творческих способностей у детей [1]. В связи с этим задача развития способности к сочинению сказок как одной из форм способности к речевому творчеству с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей старших дошкольников приобретает особую актуальность.

Цель данной статьи - уточнить структуру и механизм развития способности к сочинению сказок у старших дошкольников; описать диагностические методики, позволяющие осуществить мониторинг воображения и речевой активности ребенка при интеграции изобразительной и коммуникативной деятельности, и некоторые результаты их исследования.

Вопросами развития речевого творчества дошкольников занимались отечественные и зарубежные исследователи. Однако, несмотря на многочисленные исследования, требуют уточнения структура и механизм развития способности к сочинению сказок у старших дошкольников, а на этой основе представляется возможным разработка диагностических методик, позволяющих осуществить мониторинг этой способности.

Установлено, что восприятие сказки как литературного жанра, эмоциональная отзывчивость на сказку, наглядно-образное мышление и воображение детей составляют психологические предпосылки, а речевая активность, освоение ребенком родного языка - психолингвистические предпосылки речевого творчества ребенка [2].

В структуре способности к сочинению сказок у старших дошкольников целесообразно выделить два компонента: ядро, в котором отражена совокупность психических познавательных процессов, и исполнительный компонент, в котором представлены умения того или иного вида детской деятельности [3].

Исследования С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, Д. Б. Эль-конина и др. показали, что психические процессы представляют собой своеобразные познавательные действия, формирующиеся на основе действий практических и выполняющие по отношению к последним регулирующую функцию [4]. Тем самым объясняется взаимообусловленность главного и исполнительного компонентов способности к сочинению сказок у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье остановимся на анализе взаимосвязи воображения и речевой активности ребенка и их роли в речевом творчестве детей.

При анализе деятельностного подхода к творчеству Н. Е. Веракса отмечает взаимосвязь воспроизводящих и творческих компонентов деятельности дошкольника [5]. Репродуктивное и творческое соотносятся между собой как два самостоятельных звена единого целого: репродуктивное выступает как подготовительное звено, а творческое - как основное. Границы между воспроизведением и творчеством условны и подвижны [6].

С точки зрения Л. С. Выготского, к старшему дошкольному возрасту воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески ее преобразующее [7].

Принимая положение К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой о наличии актуальных и потенциальных возможностей субъекта в художественно-творческих сферах, есть основание полагать, что способность к сочинению сказок у старших дошкольников может быть как актуальной, так и потенциальной. В связи с этим структура актуальной и потенциальной способности к сочинению сказок будет зависеть от качественной характеристики воображения ребенка во взаимосвязи с другими психическими процессами в различных видах детской деятельности.

Л. С. Выготский писал, что психическое развитие идет в направлении опосредования психологических операций. Усложнение и развитие форм детского поведения сводится к смене привлекаемых для этой задачи средств, к включению в операцию прежде не заинтересованных психологических систем и к соответствующей перестройке психического процесса [4]. Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их прежде всего в продуктивных видах деятельности [8]. В 6-7 лет воображение переходит во внутренний план, происходит развитие интериоризованного воображения и отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [4]. Теперь слово дает возможность ребенку преобразовать предмет в его отсутствие. Знакомые действия ребенок переносит в другую ситуацию - воображаемую [8].

Таким образом, качественная перестройка воображения происходит в результате интеграции образных и вербальных средств, используемых ребенком для воспроизведения, а затем создания художественного образа. В качестве образных средств выступают рисунки, а вербальных - речевая активность детей. Постепенно к концу дошкольного возраста у ребенка появляется возможность создавать художественный образ-сказку без опоры на внешние средства. Соответственно, воображение и речевая активность развиваются на основе формирования умений детей в изобразительной и коммуникативной деятельности и характеризуют ребенка как субъекта деятельности. Тем самым создаются благоприятные педагогические условия для развития способности к сочинению сказок у старших дошкольников с учетом возрастных и психофизиологических особенностей ребенка.

По данным исследователей, в дошкольном детстве вклад правого (образного) полушария в обеспечение психического функционирования превышает вклад левого (вербального) полушария, т. е. первая сигнальная система у дошкольников является преобладающей. Однако в старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие второй сигнальной системы в тесной связи с первой. Соответственно, диагностика воображения должна предполагать задания, в которые включены как образные, так и вербальные средства.

Традиционно методики диагностики воображения ребенка-дошкольника в изобразительной и коммуникативной деятельности направлены на изучение одной из его качественных характеристик. Так, методики О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» и «Сочинение сказок» направлены на оценку воображения дошкольников по показателям «оригинальность», «детализация» и «структурность», а диагностические задания Г. А. Урун -

таевой и Ю. А. Афонькиной выявляют «степень соответствия воссозданных образов реальности» в изобразительной и коммуникативной деятельности

[4, 9].

Исследователи утверждают, что творческая деятельность детей опирается на усвоенный ими общественно-исторический опыт, а сам художественный образ, создаваемый ребенком, может иметь черты и репродуктивного, и творческого одновременно. В связи с этим старшие дошкольники должны сначала научиться воспроизводить художественный образ (персонаж, эпизод или сюжет сказки), его детали, структуру, а потом уже на этой основе создавать оригинальный продукт - рисунок или сказку. Так, умения ребенка воспроизводить или создавать сказку средствами изобразительной деятельности на основе воображения формируются у него в позиции «художник», средствами коммуникативной деятельности на основе воображения и речевой активности - «сказочник-рассказчик».

В отличие от традиционного подхода к диагностике, сложившейся в дошкольной практике, для мониторинга способности к сочинению сказок у старших дошкольников по критериям «воображение» и «речевая активность» авторами были созданы методики «Нарисуй свою сказку» и «Расскажи свою сказку».

Методика «Нарисуй свою сказку» направлена на мониторинг уровней развития воссоздающего и творческого воображения у детей в изобразительной деятельности. Детям предлагается выполнить задания - нарисовать свою сказку цветными карандашами про героя (про зайца, волка, метлу), на заданную тему (о дружбе, хитрости, зле и добре) или по замыслу и назвать сказку. Всего в рамках мониторинга ребенок выполняет семь заданий. Подобная последовательность выполнения ребенком заданий обусловлена постепенным погружением детей из задач закрытого типа в проблемные и открытые задачи.

Показатели мониторинга уровней развития воссоздающего воображения:

1) «степень соответствия воссозданных персонажей и сюжета сказки образам произведений» в детализации и структурности;

2) «детализация» - наличие деталей в прорисовке персонажей.

Ребенок получает 0 баллов за отказ выполнить задание (уровень ниже базового), 1 балл - схематичные изображения (базовый уровень), 2 балла -схематично-детализированные (функциональный уровень), 3 балла - детализированные изображения персонажей сказки (продвинутый уровень);

3) «структурность» - наличие сюжета сказки и количество персонажей.

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 5 (170)

Ребенок получает 1 балл за изображение одного персонажа (базовый уровень), 2 балла - за изображение нескольких персонажей, не включенных в сюжет сказки, или одного персонажа, включенного в сюжет сказки (функциональный уровень), 3 балла - за изображение нескольких персонажей, включенных в сюжет сказки (продвинутый уровень).

Показатели мониторинга уровней развития творческого воображения:

4) «оригинальность» — степень оригинальности, отступ от знакомых образов произведений (мультфильмов, сказок) в детализации и структурности;

5) «детализация» - модификации в прорисовке персонажей сказки.

Ребенок получает 1 балл за изображения персонажей с незначительными оригинальными деталями во внешности (базовый уровень), 2 балла - использование гиперболизации, литоты (функциональный уровень), 3 балла - использование агглютинации в изображении персонажей (продвинутый уровень);

6) «структурность» - модификации в прорисовке сюжета сказки.

Ребенок получает 1 балл за изображение знакомого сюжета сказки, но с заменой персонажа (базовый уровень), 2 балла - за изображение знакомого персонажа, но с заменой сюжета сказки (функциональный уровень), 3 балла - за изображения, в которых наблюдается смешение сюжетов и героев из разных сказок, фильмов, реальных событий (продвинутый уровень).

Методика «Расскажи свою сказку» направлена на мониторинг уровней развития воссоздающего и творческого воображения и речевой активности у детей в коммуникативной деятельности. Детям предлагается рассказать свою сказку на основе рисунков, выполненных в рамках методики «Нарисуй свою сказку». Всего в рамках мониторинга ребенок выполняет восемь заданий. В последнем (восьмом) задании ребенку предлагается рассказать сказку по замыслу без опоры на наглядность и дать ей название.

Показатели мониторинга уровней развития воссоздающего воображения:

1) «степень соответствия воссозданных персонажей и сюжета сказки образам произведений» в детализации и структурности;

2) «детализация» - наличие деталей в описании персонажей.

Ребенок получает 0 баллов за отказ выполнить задание (уровень ниже базового), 1 балл - за сказку, в которой отсутствует описание персонажа или описывается его внешность (базовый уровень). За использование двух описательных характеристик (внешние, поведенческие или оценочные) ребенку начисляются 2 балла (функциональный уровень), а

за наличие внешних, поведенческих и оценочных характеристик в описании персонажа сказки -3 балла (продвинутый уровень);

3) «структурность» — наличие сюжета и количество персонажей сказки.

Ребенок получает 1 балл, если в его рассказе присутствует одно действие или однообразные действия персонажа (базовый уровень), 2 балла -за частичный пересказ (функциональный уровень), 3 балла - полный пересказ знакомой сказки (продвинутый уровень).

Показатели мониторинга уровней развития творческого воображения:

4) «оригинальность» — степень новизны, самостоятельности, отступление от знакомых образов произведений (мультфильмов, сказок) в детализации и структурности;

5) «детализация» - модификации в описании персонажей сказки.

Ребенок получает 1 балл, если в его рассказе отсутствуют описания персонажей или есть описания персонажей с незначительными оригинальными деталями во внешности (базовый уровень). Ребенок получает 2 балла за описания персонажей со значительными оригинальными деталями во внешности, оценочных или поведенческих характеристиках, т. е. использует гиперболизацию, литоту (функциональный уровень). Ребенок получает 3 балла за использование агглютинации в описании персонажей: внешности, оценочных или поведенческих характеристик (продвинутый уровень);

6) «структурность» - модификации в изложении сюжета сказки.

Ребенок получает 1 балл за изложение знакомого сюжета сказки, но с заменой персонажа (базовый уровень), 2 балла - за изложение знакомого персонажа, но с заменой сюжета сказки (функциональный уровень), 3 балла - за изложения, в которых наблюдается смешение сюжетов и героев из разных сказок, фильмов, реальных событий (продвинутый уровень).

Общие уровни развития воссоздающего и творческого воображения в изобразительной и коммуникативной деятельности определяются путем подсчета баллов по показателям «детализация» и «структурность» и выведения среднего арифметического.

Для мониторинга уровней развития речевой активности у детей использовались показатели О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной [10] в незначительной интерпретации авторов:

1) «выразительные средства речи» - использование разных частей речи, средств языковой выразительности, устойчивых оборотов сказки.

Ребенок получает 1 балл за использование однообразной лексики, одного устойчивого оборота

сказки (базовый уровень), 2 балла - разных частей речи, одного устойчивого оборота сказки и одно средство языковой выразительности (функциональный уровень), 3 балла - разных частей речи, двух и более устойчивых оборотов сказки, средств языковой выразительности (продвинутый уровень);

2) «характер построения предложений». Ребенок получает 1 балл, если в его рассказе присутствуют преимущественно назывные или простые предложения (базовый уровень), 2 балла - распространенные предложения (функциональный уровень) и 3 балла - сложные предложения (продвинутый уровень);

3) «способы связи между предложениями»: нами включены прямая речь, диалоги и реплики персонажей, авторами методики предусмотрена формально-сочинительная связь (через союзы «а», «и», наречие «потом», местоимение «они»). Ребенок получает 1 балл, если он демонстрирует неумение связывать между собой предложения (базовый уровень), 2 балла - использует формально-сочинительную связь между предложениями (функциональный уровень) и 3 балла - использует разнообразные способы связи между предложениями и включает прямую речь, диалоги и реплики героев (продвинутый уровень);

4) «композиция» - наличие трех структурных компонентов в сюжете сказки.

Ребенок получает 1 балл, если в сказке отсутствуют начало и конец (базовый уровень), 2 балла -имеются две структурные части сказки (начала и середины, середины и конца) (функциональный уровень) и 3 балла - присутствуют все три части, ее сюжет выстраивается в логической последовательности (продвинутый уровень).

Общий уровень развития речевой активности в коммуникативной деятельности определяется пу-

тем подсчета баллов по всем показателям и выведения среднего арифметического.

В экспериментальном исследовании участвовали 60 детей старшего дошкольного возраста детского сада № 34 г. Томска. Результаты количественного анализа и подсчет среднего арифметического по всем показателям воссоздающего и творческого воображения в двух методиках показали, что у старших дошкольников развито в большей степени воссоздающее воображение в изобразительной и коммуникативной деятельности - 78 % (47) и 65 % (39) соответственно. Творческое воображение развито у 22 % (13) и 27 % (16) детей в изобразительной и коммуникативной деятельности. Задание «Нарисуй свою сказку» приняли и выполнили все дети, пятеро из них (8%) не рассказали сказку, мотивируя свой отказ нежеланием и неумением выполнить задание.

Сказки, рассказываемые детьми, имели один-два структурных компонента, в них редко встречались диалоги персонажей. Дошкольники, как правило, использовали разные части речи, один устойчивый оборот или средство языковой выразительности, распространенные в сказках.

Таким образом, описанные методики, на взгляд авторов, доступны для использования педагогами, не требуют от них специальной подготовленности, но позволят осуществить достаточно объективный мониторинг способности к сочинению сказок по критериям «воображение» и «речевая активность» у старших дошкольников при интеграции изобразительной и коммуникативной деятельности. Кроме того, подсчет баллов по каждому показателю каждого критерия необходим для учета индивидуальных особенностей ребенка в познавательно-творческих видах активности при его обучении воспроизведению и сочинению оригинальных сказок.

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российская газета. 25.11.2013. № 6241. С. 18-20.

Киселёва О. И., Кривоногова О. А. Реализация адаптивной образовательной деятельности по формированию речевого творчества старших дошкольников с учетом особенностей их развития // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (ТБРи ВиНейп). 2015. Вып. 1 (153). С. 80-86. Кривоногова О. А. Сочинение сказок как форма индивидуализации работы со старшими дошкольниками по развитию способности к речевому творчеству // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.

Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко. М.: ПЕРСЭ, 2003. 144 с.

Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. 230 с. Коротяев Б. И. Методы учебно-познавательной деятельности учащихся (состав, функции, закономерности, принципы, способы формирования): дис. ... д-ра пед. наук. Славянск, 1978. 423 с.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. М.: Академия, 2001. 336 с.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М.: Владос, 1995. 291 с. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2010. 288 с.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 5 (170)

Киселёва О. И., кандидат филологических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: kiselev.olga@yandex.ru

Кривоногова О. А., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: koa1979@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 10.02.2016.

O. I. Kiseleva, O. A. Krivonogova MONITORING SENIOR PRE-SHOOLERS'S ABILITY TO MAKE UP FAIRY-TALES

Federal state educational standard of pre-school education claims the necessity to develop creative abilities of children. Due to it, the aim to develop an ability to make up fairy-tales as one of the forms of ability for speech creativity with taking into consideration age, individual and psychophysiological peculiarities of senior pre-schoolers gets essential importance. Analyzing psychological and pedagogical issues we determine the structure and mechanism of developing the child's ability to make up fairy-tales, work out diagnostic methods with which it is possible to monitor children's imagination and speech efforts at integrating graphic and communicative activities, the results of the research are provided.

Key words: speech creativity, ability to make up fairy-tales, senior pre-schoolers, monitoring, diagnostic methods, imagination, speech efforts.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal state educational standard of pre-school education]. Rossiyskaya gazeta- Russian Gazette, 2013, no. 6241, pp.18-21 (in Russian).

2. Kiseleva 0. I., Krivonogova О. А. Realizatsya adaptivnoy obrazovatel'noy deyatel'nosti po formirovaniyu rechevogo tvorchestva starshykh doshkol'nikov s uchyetom osobennostey ikh razvitiya [The realization of the adaptive educational activity for the speech creation forming of the preschool age children taking into account the features of their development]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 1 (153), pp. 80-86 (in Russian).

3. Krivonogova 0. А. Sochineniye skazok kak forma individualizatsyy raboty so starshimi doshkol'nikami po razvitiyu sposobnosti k rechevomy tvorchesty [making up fairy-tales as a form of individual work with senior pre-schoolers at developing their ability for speech creativity]. Sovremennyye problemy nauki i odrazovaniya - Contemporary Issues of Science and Education, 2015, no. 4 (in Russian).

4. Veraksa N. E. Individual'nyye osobennosti poznavatel'nogo razvitiya detey doshkol'nogo vozrasta [Individual peculiarities of intellectual development of pre-schoolers]. Ed. by O. M. Dyachenko. Moscow, PERSE Publ., 2003. 144 p. (in Russian).

5. Gal'perin P. Ya. Metody obycheniya i umstvennoye razvitiye rebyenka [Methods of education and intellectual development of a child]. Moscow, MGU Publ., 1985, 230 p. (in Russian).

6. Korotyayev B. I. Metody ychebno-poznavatel'noy deyatel'nosti uchashchikhsya (sostav, funktsyy, zakonomernosti, printsipy, sposoby formirovaniya). Dis. dokt. ped. nauk [Methods of intellectual activity of children in education (structure, functions, peculiarities, principles, ways of formation). Diss. doc. ped. sci.]. Slavyansk, 1978. 423 p. (in Russian).

7. Vygotsky L. S. Voobrazhenyye i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity in childhood]. St. Petersburg, Soyuz Publ., 1997. 96 p. (in Russian).

8. Uryntayeva G. A. Doshkol'nayapsikhologiya: ucheb. posobiye dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedeniy [Psychology of pre-schoolers: a manual for students of secondary pedagogical educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 336 p. (in Russian).

9. Uryntayeva G. A., Afon'kina Yu. A. Praktikum po detskoy psikhologii: posobiye dlya studentov pedagogicheskikh institutov, uchashchikhsya pedagogicheskikh uchilishch i kolledzhey, vospitateley detskogo sada [Practical guide-book in psychology of pre-schoolers: a manual for students of pedagogical institutes, students of pedagogical schools and colleges, staff of kindergartens]. Moscow, Vlados Publ., 1995. 291 p. (in Russian).

10. Ushakova O. S., Strunina E. M. Metodika razvitiya detskoy rechi doshkol'nogo vozrasta [Methods of developing pre-schoolers' speech]. Moscow, Vlados Publ., 2010. 288 p. (in Russian).

Kiseleva O. I.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: kiselev.olga@yandex.ru Krivonogova O. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: koa1979@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.