Научная статья на тему 'Мониторинг состояния здоровья студентов в системе управления качеством образования'

Мониторинг состояния здоровья студентов в системе управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
296
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коваленко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг состояния здоровья студентов в системе управления качеством образования»

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

КОВАЛЕНКО А. В.

На современном этапе модернизации профессионального образования мониторинг как эффективное средство научного исследования и технологии управления охватывает различные сферы деятельности людей: экологию, социологию, психологию, политику, экономику, образование, культуру и др. Мониторинг состояния физического здоровья студентов используется в Донском педагогическом колледже с 2003 г. как новая технологическая модель управления качеством образования.

Понятие «мониторинга состояния физического здоровья» в науке определено и принимается большинством научного сообщества. Статус мониторинга закреплен на законодательном уровне постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 916, утверждающим Положение «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» и определяющее цель мониторинга: получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.

Мониторинг - системный процесс, включающий наблюдение за объектом, оценивание его состояния, контроль за характером происходящих событий, предупреждение нежелательных тенденций и прогнозирование развития. Непрерывная система мониторинга организуется в течение всего срока обучения студентов в колледже, что позволяет фиксировать состояние объекта в определенные моменты по одним и тем же показателям и критериям, разрабатывать программы корректировки и дальнейшего развития.

Здоровье - один из показателей качества образования. Мониторинг состояния здоровья - возможность эффективного управления этим качеством. Здоровье является интегративной характеристикой личности. По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов». Необходимо создать такие условия, чтобы занимающиеся хотели сами, без принуждения, одновременно интегрированно получать знания, развивать интеллектуальные способности, выполнять двигательные действия, совершенствовать двигательные возможности. Физические воздействия должны благотворно влиять на развитие и функционирование большинства мышц и внутренних органов, способствовать сохранению здоровья занимающихся с соблюдением главного принципа «не навреди» (Noli nocere!).

Самая большая ценность, которую человек получает от природы - это здоровье. Потребность быть здоровым является базовой человеческой потребностью - только здоровый человек сможет в полной мере решать свои жизненные и профессиональные задачи. Однако, отсутствие навыков здорового образа жизни и появление вредных привычек ведет к быстрому исчерпыванию ресурсов организма, преждевременному старению и болезням.

Физическое развитие является основной составляющей здоровья человека, «способность к здоровью», как и другие способности, необходимо развивать; установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. По распространенному мнению, здоровье не является самоцелью, а лишь условием для эффективной жизни и оптимальной самореализации человека.

В исследованиях многих российских ученых доказано, что сохранение здоровья населения зависит на 50% от индивидуального образа жизни, на 25% - от влияния окружающей среды, на 15% - от наследственности и на 10% - от медицинского обследования. В настоящее время проблема здоровья и физического развития детей, подростков и взрослых стала одной из ведущих социальных проблем России. Валеологическое обеспечение жизнедеятельности человека происходит на

физиологическом, психологическом и социальном уровнях через такие основополагающие механизмы как сохранение здоровья и повышение его резервов.

Социологические, педагогические и психологические аспекты образа жизни рассматриваются с позиции поиска путей повышения эффективности физкультурного образования; частных технологий применения средств и методов мониторинга. В составе анализируемых блоков рассматриваются наиболее значимые критерии физического здоровья, физической культуры и физической активности студентов, а также социальнопедагогические условия формирования здорового образа жизни: социальная ориентация, питание, позитивное здоровье, вредные привычки, условия обучения, культура семьи, культура сверстников, физическая активность.

Тестирование показателей здоровья проводится во всех группах по комплексной оценке физического развития, физической и функциональной подготовленности. Цель тестирования - педагогический мониторинг показателей здоровья студентов, позволяющий ответить на вопрос: «Является ли организация учебного процесса в группе, в колледже содействующей сохранению и укреплению состояния здоровья студентов?».

Первоочередной задачей работы со студентами становится образование в сфере здоровья, расширение их представлений о здоровье, принципах здорового образа жизни, различных способах самооздоровления. Физическое воспитание -педагогический процесс, призванный решать основные задачи укрепления здоровья, развития физических качеств, формирования двигательных умений, а также передачи студентам специальной системы знаний для осознанного применения ими средств и методик.

Используемые преподавателями физической культуры колледжа тесты определяют уровень физической подготовленности, знание которого необходимо не только в диагностических целях, но и для коррекции физического и психического развития студента, оценки эффективности средств и методов педагогического воздействия. В системе физического воспитания студентов тестирование помогает решению ряда сложных педагогических задач, например таких, как оценка уровня владения двигательными навыками, соответствие физического развития возрастным и половым нормам, выявление уровня развития физической подготовленности. Первоочередной задачей работы со студентами становится образование в сфере здоровья, расширение их представлений о здоровье, принципах здорового образа жизни, различных способах самооздоровления.

Тестирование показателей состояния здоровья решает задачи:

• на уровне студента (индивидуума) - обучения умениям и навыкам самоконтроля показателей здоровья, работе с приборами, замерам и расчетам, оценке и анализу полученных результатов;

• на уровне студента, группы, колледжа - первичной диагностики физического развития, определения уровней физической и функциональной подготовленности и их рейтинговых значений;

• на уровне администрации - принятия обоснованных управленческих решений по корректировке учебного процесса в колледже, за счет разработки оптимальной методики преподавания предмета.

Тестирование показателей здоровья проводится в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года на открытой площадке, спортивном и гимнастическом залах. Тестовые упражнения и измерения должны быть хорошо освоены, во время тестирования необходимо следить за порядком и техникой безопасности. Упражнения с нагрузкой выполняются после легкой разминки, когда организм разогрет, тонус мышц повышен, система дыхания и кровообращения активно работают. Студенты подготовительной и специальной групп выполняют те тестовые контрольные упражнения, которые могут и разрешены врачом. Замеры показателей физического развития и функциональной подготовленности в покое для них обязательны. Тестирование проводится в течение двух недель.

Основываясь на данных мониторинговых исследований, мы с достаточной уверенностью выявляем слабые звенья в общей физической подготовленности

студентов. Фиксируя результаты тестирования в течение учебного года, имеется возможность проводить мониторинговые оценки физического развития и физической подготовленности студентов, объективно корректировать процесс физического воспитания, определять пути дальнейшего совершенствования учебной работы. По результатам анализа полученной информации проводится сравнение показателей уровней физической подготовленности студентов колледжа разных специальностей.

Полученные в ходе мониторинговых исследований объективные данные позволяют проследить положительную динамику показателей физического развития - изменение уровня физической подготовленности одних и тех же студентов в течение учебного года и курса обучения, увеличения количественного состава студентов группы на более высокий уровень подготовки. Полученные данные анализируются совместно с заведующими отделениями, классными руководителями и студентами с использованием наглядно оформленных результатов проведенных мониторинговых исследований, легко доступных всем заинтересованным субъектам образовательного процесса.

Полученные в ходе мониторинговых исследований данные свидетельствуют о значительном улучшении уровня физической подготовленности студентов ДПК с 2003 по 2005 учебный год.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В 2003 - 2005 ГГ.

Сравнительные диаграммы физической подготовленности студентов ДПК 2003-2005 гг.

Сентябрь 2003 года тестируемых - 86 студентов

55,8_________

^--34,9

5,а 3,5

□ Допустимый ПОптимальный □Универсальный □Критический

Сентябрь 2004 года тестируемых - 79 студентов

□Допустимый ^Оптимальный □ Универсальный □ Критический

Большие надежды возлагаются на проводимый в стране мониторинг состояния физического развития молодежи. Он представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу физического здоровья и физического развития молодежи. При проведении мониторинга выявляются причинно-следственные связи между состоянием физического здоровья молодежи, физическим развитием и факторами среды обитания человека; устанавливаются факторы, оказывающие негативное влияние на состояние человека. Нами сделаны первые шаги по сбору, обработке и систематизации данных наблюдений и тестирования студентов в системе мониторинга.

Сегодняшнее содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и чтобы он был действительно образованным в физической культуре: владел средствами и методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения

Май 2004 года тестируемых - 86 студентов

4,6 у

□Допустимый НОптимальный □Универсальный □Критический

Маи 2005 года тестируемых -61 студент

67,2

□ Допустимым «Оптимальным

□ Универсальный ^Критический

функциональных возможностей основных систем организма; умел организовывать и грамотно проводить занятия физическими упражнениями.

Большую роль в решении этой стратегической задачи профессионального образования в колледже отводится системному мониторингу.

Из опыта проведенного в Донском педагогическом колледже научного исследования можно рекомендовать практическим работникам образовательных учреждений профессионального образования следующие положения:

• управление качеством профессионального образования - анализ, планирование, проектирование и контроль должны базироваться на объективных данных, полученных в ходе мониторинговых исследований;

• отбор содержания и оптимальных методов сохранения здоровья и развития физических качеств студентов проводить на основе результатов мониторинга;

• определять оптимальные нагрузки двигательной активности с учетом физической работоспособности студентов;

• обеспечивать благоприятные условия и морально-психологический климат на занятиях через использование данных об индивидуальных особенностях студентов, полученных в ходе тестирования;

• использовать в образовательном процессе по физической культуре теоретические основы мониторинга и обеспечивать практику вовлечения студентов в мониторинговые исследования;

• усилить профессиональную направленность занятий по физической культуре и мониторинговых исследований на сохранение собственного здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни каждого студента.

Список литературы

1. Бермус А.Г. Система качества профессионально-технического образования. Ростов-на-Дону, 2002.

2. Бермус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования. Монография. Ростов-на-Дону, 2002.

3. Кабаргин Б.А., Князев А.А., Любецкий А.П., Евсеев Ю.И. Программа «Физкультурное образование россиян» как фактор улучшения социального здоровья. Научнопрактическое пособие. Ростов-на-Дону, 2005.

4. Меньшикова Н.П., Газарьян Л.Г. Образовательный мониторинг - технология управления качеством профессионального педагогического образования Донского педагогического колледжа. Методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2003.

5. Меньшикова Н.П., Газарьян Л.Г. Примерное положение об образовательном мониторинге образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. Ростов-на-Дону, 2003.

6. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 15 марта 2002г. № 867. // Вестник образования. 2002. № 8.

7. Управление качеством профессионального педагогического образования Донского педагогического колледжа. Сборник материалов из опыта работы ДПК. Ростов-на-Дону: ДПК, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.