УДК 336.71.078.3
мониторинг состояния системы внутреннего контроля в коммерческом банке
П. С. МАСЛОВСКИХ, аспирант кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: okss01mail.ru Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
В статье отмечается, что успешное развитие банковского сектора в значительной степени зависит от устойчивости банковской системы и эффективности ее функционирования. Все это достигается за счет построения наиболее эффективной системы внутреннего контроля. Представлены цели и задачи мониторинга состояния системы внутреннего контроля, в соответствии с ними определены этапы проверки, сделаны выводы о необходимости разработки стандартов мероприятий, осуществляемых в ходе проведения аудита.
Ключевые слова: этапы, проверки, мероприятия, мониторинг, система, внутренний контроль.
Значимую роль в построении эффективной системы внутреннего контроля в банке играет организация эффективного мониторинга за ее состоянием. Поэтому важно подробно рассмотреть организацию данного мониторинга.
Мониторинг состояния системы внутреннего контроля — это проверки, осуществляемые на постоянной основе, за функционированием системы внутреннего контроля в следующих целях:
— оценка степени ее соответствия задачам деятельности банка,
— выявление недостатков,
— разработка предложений и осуществление контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля банка (далее — мониторинг).
Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется руководством банка и служащими различных структурных подразделений, включая подразделения, осуществляющие банковские
операции, и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности, а также службу внутреннего контроля (аудита). В мониторинге участвуют все органы системы внутреннего контроля в рамках своей компетенции [3].
Мониторинг может быть признан эффективным в том случае, если выявление и устранение недостатков системы внутреннего контроля реализуются до наступления последствий, которые негативно влияют на обеспечение следующих факторов [2, 5]:
— эффективность и результативность проведения банковских операциий и сделок;
— достоверность, полнота, объективность и своевременность представления отчетности;
— соблюдение нормативно-правовых актов.
После выявления недостатков посредством
внутреннего контроля необходимо:
— информировать одновременно об обнаруженных «узких местах» как сотрудников банка, ответственных за осуществление банковских операций и сделок, в которых выявлены недостатки, так и их руководителей;
— сообщить о существенных упущениях руководству банка.
По мнению автора, целью мониторинга является оценка эффективности функционирования следующих компонентов системы внутреннего контроля:
1) организация контроля со стороны органов управления (совет директоров, президент и правление банка) за деятельностью банка;
2) организация контроля за функционированием системы управления банковскими рисками и оценкой банковских рисков;
3) организация контроля за распределением полномочий при совершении банковских операций и сделок;
4) организация контроля за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности.
Для достижения целей мониторинга системы внутреннего контроля, на взгляд автора, следует предварительно ознакомиться и проанализировать:
1) оптимальность организационной структуры;
2) бизнес-план и стратегию развития банка;
3) внутренние нормативные документы банка, регламентирующие организацию управления бизнес-процессами, а также банковскими рисками, в том числе определяющие процедуры оценки банковских рисков и используемые при этом показатели, методы их математической обработки;
4) соблюдение положений внутренних нормативных документов, определяющих функции, а также распределение полномочий и ответственности между:
Рис. 1. Схема этапа № 1 «Планирование проверки»
— структурными подразделениями банка (служащими банка);
— единоличным, коллегиальным исполнительным органами банка;
— советом директоров (наблюдательным советом) банка;
5) порядок информационного обеспечения структурных подразделений банка (служащих банка) и (или) органов управления банка, ответственных за принимаемые управленческие решения;
6) информацию о существующих в банке процедурах принятия управленческих решений;
7) политику по привлечению и размещению средств, а также по применению различных механизмов снижения уровня банковского риска. В том числе:
— страхование;
— резервирование;
— хеджирование;
— лимитирование;
— обеспечение по ссудной и приравненной к ней задолженности;
8) информацию о проводимой банком аналитической работе в отношении банковских рисков и вырабатываемых по ее результатам рекомендациях и др.
Согласно требованиям Банка России, коммерческие банки должны на постоянной основе осуществлять мониторинг системы внутреннего контроля. Однако методические рекомендации по осуществлению мониторинга системы внутреннего контроля в коммерческом банке до настоящего времени со стороны Банка России не регламентированы. Во внутренних документах коммерческого банка необходимо закрепить методику, правила, периодичность, порядок рассмотрения результатов мониторинга и т. д. Автором рассмотрены и классифицированы все необходимые этапы проверки и мероприятия, проводимые в ходе осуществления мониторинга системы внутреннего контроля (рис. 1, 2, 3, 4).
Периодичность осуществления проверок различных ви-
30
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
рис. 2. Схема этапа № 2 «Сбор аудиторских доказательств»
Разделы проверки, выполняемые па этапе № 3
Мероприятия, выполняемые на данном этапе проверки
Оценить принципы организованного внутреннего контроля
Соответствие ответов на контрольные вопросы требования нормативных документов. Выявление факторов:
- слабые места, требующие усиления контроля;
- невыполнение требований нормативных документов;
- низкая эффективность работы и пр.
Определить необходимые
средства контроля, значительные недостатки и основные участки неэффективной работы
Документарное оформление выявленных
недостатков.
Определить факторы:
- существенность выявленных недостатков для системы внутреннего контроля;
- характер средств контроля или их недостатка
Подтвердить доказательствами наличие значительных недостатков и участков неэффективного ведения операций
1 г
Разработать рекомендации по исправлению недостатков
Документально подтвердить причины выявленных недостатков.
Собрать необходимые доказательства. Определить возможные последствия выявленных рисков
При необходимости ввести ограничения в практической работе и в ресурсах. Разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков.
Внести изменения в систему внутреннего контроля
рис. 3. Схема этапа № 3 «Оценка работы системы внутреннего контроля»
дов деятельности кредитной организации определяется исходя из связанных с ними банковских рисков, частоты и характера изменений, происходящих в направлениях ее деятельности. Варианты периодичности проведения мониторинга представлены в таблице.
На этапе № 1, который включает в себя планирование, осуществляются мероприятия, связанные с предварительной подготовкой:
— идет ознакомлением с объектом аудита;
— проводится выбор вида проверки;
— проводится оценка необходимых ресурсов;
— составляется план затрат.
Этап № 2 включает:
— сбор данных,
— встречу с проверяемыми подразделениями,
— изучение и описание общих принципов уже существующего контроля, контрольной среды;
— выборочную проверку изучаемого направления деятельности.
Этап № 3 включает в себя оценку принципов организации внутреннего контроля, которая заключается в выявлении значительных недостатков в работе существующего внутреннего аудита, подтверждении их наличия, а также разработке рекомендаций, необходимых для их исправления.
На этапе № 4 проводятся следующие мероприятия:
— формирование отчета;
рис. 4. Схема этапа № 4 «Подготовка отчета о результатах аудиторской проверки и рекомендаций по усовершенствованию процедур контроля»
Периодичность мониторинга, ответственные за его осуществление и способы проведения
Периодичность Ответственный способ
На постоянной основе Руководители структурных подразделений В ходе осуществления ежедневной деятельности по организации и управлению работой структурных подразделений
На основе периодических оценок Правление В ходе организации деятельности банка и рассмотрения отчетов о деятельности банка
Служба внутреннего контроля (аудита) В ходе оценки эффективности системы внутреннего контроля и проведения проверок
— выработка выводов о состоянии существующей системы внутреннего контроля;
— согласование отчета с руководителем проверяемого подразделения;
— представление окончательного варианта отчета о результатах проведенной проверки руководству банка.
Мониторинг, осуществляемый на постоянной основе, является наиболее эффективной формой наблюдения за функционированием системы внутреннего контроля [4]. Мониторинг на постоянной основе осуществляется сотрудниками, которые являются экспертами в своих областях и могут оценить эффективность функционирования внутренних контролей с учетом специфики опера-
ций, а также своевременно устранять выявляемые недостатки.
Мониторинг с использованием прямой информации осуществляется руководителями структурных подразделений непосредственно в ходе совершения операций. Основным мотивом осуществления мониторинга является мнение руководителя структурного подразделения о том, что при совершении операций:
— внутренний контроль функционирует эффективно;
— можно быть уверенным, что цели деятельности структурного подразделения будут достигнуты.
Мониторинг с использованием косвенной информации осуществляется руководителями структурных подразделений посредством проверки отчетов о работе подчиненных им сотрудников. Перечень, содержание и периодичность представления отчетов определяются руководителями структурных подразделений с учетом целей и задач, а также степени подверженности риску тех или иных функций и направлений деятельности. Порядок предоставления сведений регулируется внутренними документами банка.
Правление банка осуществляет мониторинг системы внутреннего контроля с использованием косвенной информации — посредством рассмотрения управленческой отчетности. Она включает следующие данные о деятельности банка:
— соотношение фактического количества договоров кредитования физических лиц с прогнозом и бюджетом;
— соотношение общего количества продаж автомобилей с количеством проданных автомобилей в кредит;
— аналитика кредитного портфеля с разбивкой по валютам, срокам, регионам;
— баланс и отчет о прибылях и убытках по МСФО;
— обязательные нормативы Банка России;
— количество сотрудников;
— динамика увольнений и найма;
— индустриальные показатели;
— статус кредитных линий, полученных от банков-контрагентов и т. д. [1].
Служба внутреннего контроля осуществляет мониторинг путем проведения проверок деятельности банка (внутреннего аудита) в соответствии с положением о службе внутреннего контроля (аудита) [6], анализом таблиц самооценки, подготовленных руководителями структурных подразделений, и ежегодной оценкой системы внутреннего контроля на корпоративном уровне.
По мнению автора, мониторинг системы внутреннего контроля можно считать эффективным при наличии следующих условий:
— он автоматизирован и встроен (где возможно) в процесс осуществления банковских операций и других сделок;
— позволяет получать объективную оценку эффективности внутреннего контроля с установленной периодичностью;
— осуществляется сотрудниками, владеющими знаниями об объектах мониторинга;
— руководство получает результаты мониторинга для рассмотрения;
— периодичность проверок и их объекты зависят от значимости контроля и результатов мониторинга;
— осуществляется регулярное совершенствование средств мониторинга.
Подводя общий итог теоретических и методических исследований организации контроля за состоянием системы внутреннего контроля в кредитной организации, можно сделать вывод о
необходимости разработки стандартов проводимых мероприятий, которые целесообразно выполнять на этапах проверок состояния системы внутреннего контроля. Предложенный авторский подход к планированию и проведению внутреннего аудита в коммерческих банках на основе систематизации аудиторских этапов и процедур позволяет говорить о реализации этих стандартов в ходе проведения мониторинга состояния внутреннего контроля.
Список литературы
1. Бельмесова Н. А. Внутрибанковский контроль: задачи, приемы, проблемы // Сибирская финансовая школа. 2000. № 2.
2. Дмитренко И. Н. Грани усиления организационного потенциала целостной системы внутрикорпоративного контроля // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 9.
3. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П.
4. О мерах по повышению уровня внутреннего контроля в банках: письмо Банка России от 07.10.1999 № 289-Т.
5. Соколов Б. Н. Внутренний контроль в коммер -ческой организации (организация, методики, практика). М.: Омега-Л. 2006.
6. Система внутреннего контроля в банках: основы организации: рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору. Базель. 1998.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 [email protected]
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
33