МЕТОДОЛОГИЯ
п ч нн
ВВВ ПОДГОТОВКА КАДРОВ
пп '
Мониторинг состояния профессиональной подготовки
специалистов строительного комплекса в условиях саморегулирования
В условиях саморегулирования профессиональная подготовка специалистов стройкомплекса всех уровней - важнейшее условие обеспечения ответственности компаний, занимающихся инженерными изысканиями, архитектурно-строительным проектированием и строительством, перед потребителями. Основным инструментом в исследовании эффективности оценки качества подготовки специалистов-строителей может стать проведение мониторинга состояния профессиональной подготовки специалистов строительного комплекса, что будет способствовать выработке критериев оценки качества профессиональной подготовки строительных кадров. В статье рассказывается об особенностях квалификационной аттестации специалистов строительного комплекса.
22 2
Ключевые слова:
подготовка кадров, мониторинг, саморегулирование, строительный комплекс, строительство, повышение квалификации, профессиональное образование, качество образования, дополнительное профессиональное образование, принципы мониторинга
2
22 Ч.
222
222
22
2
Key words:
training, monitoring, self-regulation, construction complex, construction, quality of education, professional development, professional education, DPO, vocational training, principles of monitoring
Н.Е. КАЗАКОВА,
руководитель Центра по организации обучения и аттестации СРО Союз «СтройСвязьТелеком», к.псх.н., доцент
Monitoring of the condition of vocational training of experts of the construction complex in the conditions of self-regulation
In the conditions of self-regulation vocational training of experts of a building complex of all levels - the most important condition of ensuring responsibility of the companies which are engaged in engineering researches, architectural and construction design and construction before consumers. Carrying out monitoring of a condition of vocational training of experts of a construction complex that will promote development of criteria of an assessment of quality of vocational training of construction shots can become the main tool in research of efficiency of an assessment of quality of training of specialists builders.
Приоритетные задачи по снижению рисков, предупреждению причинения вреда, а также повышению качества в строительной отрасли на сегодняшний день повышают актуальность вопросов разработки и реализации программы кадрового обеспечения строительного комплекса, учитывающей его конкретные потребности и ресурсы. Условия, выдвигаемые обществом и государством участникам строительного рынка, законодательно зафиксированы в Градостроительном кодексе Российской Федерации в части минимальных требований к получению свидетельства о допуске к строительным работам. В связи с тем, что данные требования занимают особое место в ряду факторов, обеспечивающих безопасность и качество строительства, а также предупреждение причинения вреда вследствие недостатков работ, выполняемых строительными организациями, вопрос мониторинга состояния профессиональной подго-
ВеККАЧЕСТВА № 1
2015
36
товки специалистов строительной отрасли стоит достаточно остро.
Мониторинг представляет собой комплекс мер по анализу состояния объекта, явления или процесса с целью выявления результатов управляющего воздействия, оценки его последствий, определения условий и диагностики факторов продуктивности воздействия*. Мониторинг состояния профессиональной подготовки специалистов строительной отрасли требует построения концепции, разработки принципов проведения, выявления оценочных показателей и определения периода актуализации. Он должен выявлять состояние, тенденции и явления, характерные для подготовки специалистов в сфере архитектурно-строительного проектирования, строительства и инженерных изысканий, определять их качественные и количественные характеристики.
Имеющиеся данные должны лечь в основу исследования системы менеджмента качества профессиональной подготовки специалистов-строителей. Они позволят провести анализ состояния профессиональной подготовки специалистов строительного комплекса с разных сторон: от миссии, стратегии, тактических задач, запросов общества, через менеджмент процессов, до результатов - удовлетворенности потребителей в лице строительного сообщества и влияния на общество в целом. Результаты такого анализа дадут ответ на вопрос о востребованности системы, ее ресурсообеспеченности, направлениях дальнейшего развития, будут способствовать выработке мер по совершенствованию управления, повышению качества и эффективности всей системы профессиональной подготовки специалистов строительной отрасли.
Особое значение при оценке эффективности деятельности организаций, занимающихся инженерными изысканиями, архитектурно-строительным проектированием и строительством, должно отводиться анализу профессиональной подготовки специалистов всех уровней как важнейшего условия обеспечения ответственности компаний перед потребителями.
Мониторинг уровня профессиональной подготовки специалистов, на наш взгляд, не может ограничиваться анализом соответствия минимально необходимым требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Он требует последующего определения стратегических и тактических целей совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов строительной отрасли применительно к условиям саморегулирования.
СП
ПОДГОТОВКА КАДРОВ МЕТОДОЛОГИЯ
Ч
Цели и задачи мониторинга
Решение проблем оптимизации кадрового состава строительного комплекса как части требований к улучшению инвестиционно-экономического климата отрасли, повышению уровня безопасности и обеспечению потребителя качественной продукцией невозможно без оценки эффективности и качества профессиональной подготовки специалистов строителей. Для этого необходимо: ^ определить основные детерминанты эффективности и качества системы подготовки специалистов в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства для реализации требований саморегулирования, учитывающих конкретные потребности, ресурсы отрасли; ^ выявитьтребования строительныхорганизаций различных типов к структуре и содержанию подготовки выпускников архитектурно-строительных вузов, к уровню актуализации знаний и технологий; ^ выявить сложившиеся в отрасли тенденции и проблемы профессиональной подготовки специалистов; ^ выявить перспективные потребности отрасли в профессионалах различного уровня; ^ определить системные показатели и критерии оценки эффективности и качества подготовки кадров специалистов-строителей. И только после решения всех перечисленных задач необходимо разработать рекомендации с учетом общих тенденций развития системы саморегулирования в стране и мире.
Таким образом, мы определили, что конечной целью осуществления мониторинга состояния профессиональной подготовки специалистов строительного комплекса является обеспечение устойчивого функционирования и развития системы подготовки специалистов.
Принципы и этапы мониторинга
В нашем исследовании мы будем опираться как на общие принципы проведения мониторинга, получившие эмпирическое подтверждение (целостность, оперативность, соответствия целей мониторинга средствам его организации, научность, непротиворечивость), так и на специфические принципы проведения мониторинга, среди которых: ^ принцип отраслевого сегментирования - рассматривается исключительно система профессиональной подготовки специалистов, занятых в отраслях строительного комплекса; ^ принцип территориальной универсальности - мониторингу подвергаются объекты независимо от их территориального расположения;
*См.: Гуртовой Е.С., Казакова Н.Е. Комплексный мониторинг в регионе // Высшее образование в России. 2005. № 8.
№ 1 • 2015 ВеЮКАЧЕСТВА
37
п Ч нн
МЕТОДОЛОГИЯ ВВВ ПОДГОТОВКА КАДРОВ
пп н
^ принцип приоритетности управляющего воздействия - информация, полученная в результате исследования, должна лечь в основу рекомендаций для принятия организационных управленческих решений по усовершенствованию системы; ^ принцип информационной открытости - все результаты мониторинговых исследований и наблюдений будут доступны для заинтересованного сообщества. Первый этап проведения мониторинга - определение запросов общества в части профессиональной подготовки работников строительной отрасли. Он основывается на анализе нормативных требований, предъявляемых к строительной организации в условиях саморегулирования. Они включают в себя требования к наличию профессионального образования работников, его уровню и специализации, к стажу работы и обязательному повышению квалификации не реже чем один раз в пять лет с проведением аттестации. В приведенной характеристике персонала организаций строительного комплекса два из трех параметров (профессиональной образование и наличие повышения квалификации) относятся к предмету нашего исследования, то есть характеризуют профессиональную подготовку специалистов. Мониторинг социальных ожиданий, проводимый путем социологического опроса всех заинтересованных сторон (заказчиков, руководства строительных компаний, а также собственно специалистов), позволит наиболее полно представить проблему востребованности профессиональной подготовки кадров.
На втором этапе предусматривается проведение исследования предприятий стройкомплекса на соответствие требованиям, предъявляемым государством и обществом. Причем объектом исследования выступят как объективные
данные, получившие подтверждение из независимых источников (данные о персонале компаний, представленные в саморегулируемые организации, данные Росстата и т.д.), так и анализ субъективных представлений руководителей предприятий отрасли, полученных путем анкетирования.
Третьим этапом исследования станет мониторинг процесса профессиональной подготовки кадров для стройкомплекса РФ. Это наиболее трудозатратная часть исследования, охватывающая всю систему подготовки работников, занятых в строительной отрасли, - от обучения рабочим профессиям, получения среднего специального и высшего образования до повышения квалификации специалистов с целью формирования и развития новых профессиональных компетенций.
Итоговым этапом исследования будет мониторинг удовлетворенности потребителей, как заказчиков, так и всех участников процесса, качеством профессиональной подготовки специалистов строительной отрасли. Согласно международным стандартам ИСО о системе менеджмента качества, данный вопрос является основным в системе многомерного качества.
Результаты проведенного исследования позволят выявить проблемные области, перспективные потребности, определить пути совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов строительного комплекса, а также дадут основания для выработки управленческих решений. Таким образом, проведение мониторинга состояния профессиональной подготовки специалистов строительного комплекса является основным инструментом в исследовании эффективности оценки качества подготовки специалистов-строителей в условиях саморегулирования. ■
НОВОСТИ в-- > NEWS > НОВОСТИ > NEWS > НОВОСТИ > NEWS
«Экспресс-АМ7» выведен на орбиту
Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» вывела на геопереходную орбиту новый российский телекоммуникационный космический аппарат «Экспресс-АМ7». Старт ракеты-носителя осуществлен 19 марта 2015 г. в 01:05 (время московское) с космодрома «Байконур». В 10:18 минут состоялось отделение космического аппарата от разгонного блока. Сейчас «Экспресс-АМ7» принят на управление специалистами производителя аппарата компании Airbus D&S (Франция) для последующего перевода на геостационарную орбиту.
Новый спутник «Экспресс-АМ7» будет размещен на геостационарной орбите в позиции 40°в.д. и обеспечит самыми современными услугами связи и вещания пользователей на территории России, Европы, Африки и Южной Азии. «Экспресс-АМ7» изготовлен за счет внебюджетных средств по заказу ФГУП «Космическая
связь» в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 гг. Финансирование создания спутника осуществлялось с использованием кредитной линии, открытой Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Срок активного существования аппарата составляет 15 лет. ■ www.rscc.ru
38
BGIC КАЧЕСТВА №1 • 2015