МОНИТОРИНГ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДОМНИНСКОЕ
Е.В. Головизнин, магистрант Забайкальский государственный университет (Россия, г.Чита)
DOI:10.24412/2500-1000-2025-1-1-10-13
Аннотация. В статье рассматриваются результаты измерения параметров шумового загрязнения территории сп. Домнинское, полученные посредством контрольных замеров в разных зонах поселения. Выполнено сравнение результатов исследования с нормативным показателем, что позволило сделать вывод об уровне шумового воздействия. Определены возможные причины превышений нормативного показателя и значений, колеблющихся в пределах нормы.
Ключевые слова: шумовой мониторинг, шумовое загрязнение, уровень шума, источник шума, интенсивность движения, авиационный шум.
Шум является одним из серьёзных факторов, ухудшающих жизнедеятельность человека. Миллионы человек в городах и небольших поселениях в России ежедневно сталкиваются с проблемой избыточного шума. Шумовое загрязнение остается проблемой, которая может негативно влиять на здоровье и благополучие людей в зоне акустического дискомфорта, физическая адаптация организма человека невозможна. Шум оказывает негативное воздействие на организм человека, особенно на нервную, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы [1].
Цель данного исследования - исследовать данные о шумовом загрязнении на территории сп. Домнинское. Для достижения цели были определены следующие целевые задачи:
- определить точки и провести измерения;
- определить самые высокие и низкие показатели;
- выявить возможные причины превышение допустимых уровней.
В сп. Домнинское измерения показателей шума не ведутся ведомствами непрерывно, а проводятся только после жалоб граждан на шум. Поэтому важно измерить уровень шума на территории сп. Домнинское, чтобы провести дальнейшие мероприятия для снижения уровня шума.
Описание объекта исследования
В сельском поселении Домнинское на 1 декабря 2024 численность населения составляет 6 688 человек.
Сельское поселение имеет вытянутые границы, вдоль железной и автомобильной доро-
гами. С западной стороны поселения расположен военный аэродром, с восточной стороны протекает река Ингода. Планировка улиц прямоугольная, покрытие - асфальт, бетон, грунт. Застройка смешанная, многоэтажные здания относятся к различным этапам застройки от довоенного до 80-х гг. прошлого века. Существующая селитебная зона представляет собой 2 микрорайона с многоэтажной застройкой и частный сектор с одноэтажной застройкой, который занимает основную площадь. Многоэтажная застройка представлена двумя микрорайонами - «Гарнизон» и «Геологи». В центральной части села располагаются социально значимые объекты: детский сад, школа, больница.
Методы исследований
Для измерений применялось оборудование - шумомер Testo 816. Шумомер второго класса точности, соответствующий стандарту ГОСТ Р 53188.1-2008. Диапазон измерения шума варьирует от 30 до 130 дБ, частотный диапазон от 31,5 Гц до 8 КГц с точностью ±1,5 дБ [2].
Исследование шума на территории было проведено в несколько этапов. На первом этапе выбрали контрольные точки для измерений и определили время наблюдений. Второй этап включал натурные акустические измерения с записью результатов в журнал. На третьем этапе исследования производился анализ и оценка результатов проведенных звуковых измерений на местности.
Для проведения акустических измерений были выбраны контрольные точки согласно
определенным критериям: наиболее вероят- основные объекты социальной инфраструкту-ные источники шума, центры жилых районов, ры с большим потоком посетителей.
Таблица. Выбранные контрольные точки занесены в таблицу и отмечены на карте
Номер контрольной точки Наименование точки Номер контрольной точки Наименование точки
1 Взлетная полоса аэродрома 7 ул. Геологическая 41
2 Площадка технического обслуживания самолетов 8 ул. Садовая 11
3 Железная дорога 9 ул. 2-я линейная 31
4 Автодорога 10 ул. Центральная 90
5 ул. Южная 22 11 ул. Дорожная 10
6 ул. Южная 10 12 Детский сад №4
13 Школа
Рисунок.
Точки были расположены во всех структурно-планировочных функциональных элементах поселения, которые представлены общественным центром, селитебными территориями, важными социальными объектами. Наиболее вероятными источниками шумового загрязнения были определены взлетно-посадочная полоса военного аэродрома, площадка технического обслуживания самолетов, железная дорога и автодорога. Четыре точки, в которых осуществлялись замеры, расположены непосредственно рядом с источником шума, 9 точек расположены в районах с многоэтажной и малоэтажной застройкой.
Измерения проводились в соответствии с МУК 4.3.3722-21 «Методы контроля. Физические факторы контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях».
В точках наиболее вероятных источников шумового загрязнения № 1-2 измерения проводились в момент максимально рабочего режима, в точке № 1 при посадке и взлете самолета, в точке № 2 в момент проверки двигателя самолета. В точках № 3-4 измерения проводились в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков [3].
Так как все наиболее вероятные источники шумового загрязнения находятся в непосредственной близость друг от друга, при измерении шумового давления от одного источника шума необходимо максимально минимизировать шумовое давление от других источников шума. Для этого точки измерения на железной дороге и автодороге были выбраны на максимально удаленных участках друг от друга участках, измерения проводились в момент отсутствия движения воздушных судов.
А также при проведении замеров в точке №4 учитывалось движение поездов.
Результаты исследований
Наблюдения проводились в период с сентября по ноябрь 2024 года в промежуток времени с 12:00 до 15:00 при благоприятных погодных условиях. Температура воздуха варьировалась от -17 до 25 °С, скорость ветра была умеренной 1-2 м/с, но при скорости более 5 м/с были приняты меры (применено проти-воветренное устройство), влажность менялась от 35% до 75% в разных местах.
В период исследований было зафиксировано не постоянное движение авиатранспортных потоков ввиду режима работы военного аэродрома. Частота взлетов-посадок самолета в среднем составила 10 взлетов-посадок в день при среднем показателе частоты полетов 2 раза в неделю. Интенсивность транспортного потока по автодороге 76К-140 - 93 транспортных средств в час. Интенсивность движения на железной дороге - 8 поездов в час.
Для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» безопасные для человека значения звукового давления (ПДУ шума) для дневного времени суток установлены в 70 дБА (ЬАмакс.) и 55 дБА ^Аэкв.) [4].
По результатам исследований средний эквивалентный показатель уровень шума в поселении в целом составляет 51 дБ, а средний максимально допустимый уровень шума 81 дБ.
Самые максимальные значения в селитебной зоне зарегистрированы в ближайших точках к аэродрому в микрорайоне «Гарнизон» (точки № 5 и № 6), где средний эквивалентный показатель уровня шума 56 дБ, а средний максимально допустимый уровень шума 85 дБ, и в точке № 9 частного сектора, где средний эквивалентный показатель уровня шума 56 дБ, а средний максимально допустимый уровень шума 86 дБ. Самые минимальные значения уровня шума были зарегистрированы в точке № 10, где средний эквивалентный показатель уровня шума зарегистрирован в 50 дБ, а средний максимально допустимый уро-
вень шума 69 дБ. В точках № 7, 8, 11, 12, 13 максимальный уровень шума превышает ПДУ и находится в диапазоне 72-82 дБ, эквивалентный показатель уровня шума находится в пределах ПДУ в границах 52-54 дБ.
В точках наиболее вероятных источников шумового загрязнения № 1-4 были зафиксированы следующие показатели. В точке № 1 при посадке-взлете самолета средний эквивалентный показатель уровня шума составил 89 дБ, а средний максимально допустимый уровень шума 128 дБ. В точке № 2 при проверке реактивного двигателя самолета эквивалентный показатель уровня шума составил 85 дБ, а средний максимально допустимый уровень шума 130 дБ. В точке № 3 при проезде поезда эквивалентный показатель уровня шума составил 69 дБ, а средний максимально допустимый уровень шума 88 дБ при средней скорости движения поездов 59 км/ч. В точке № 4 средняя скорость автомобильного потока составила 50 км/ч, средние эквивалентный показатель уровень и максимально допустимый уровень шума составили 52 дБ и 68 дБ соответственно.
Выводы
В пределах селитебных территорий сп. Домнинское наибольшее влияние на шумовой режим оказывают военный аэродром и железная дорога. Шум, возникающий от транспортного потока на автодороге 76К-140 не выходит за рамки ПДУ шума. Шумовое воздействие от пролетающих самолетов и железнодорожного транспорта распространяется не только на прилегающую территорию, но и в глубь жилой застройки.
Основными причинами высокого уровня шума являются следующие: территория сельского поселения не изолирована от проникающего шума с аэродрома и железной дороги, планировка жилой застройки спроектирована на линии авиатранспортного потока, заходящих на посадку самолетов, на площадке технического обслуживания самолетов сопло реактивного двигателя развернуто в сторону жилой застройки.
Ежегодное увеличение грузоперевозок на Транссибирской магистрали, влечет за собой увеличение интенсивности, скорости и характера транспортного потока на участке железной дороги проходящего через сельское поселение. Укрепление вооруженных сил РФ, спо-
собствует увеличению численности военных самолетов и замене старых СУ-30СМ и МИГ-29 на новые и более быстрые СУ-57. Высокая скорость реактивного самолета, означает более высокую громкость двигателя. Данные факторы указывают на опасность дальнейшего роста уровней шума на территории сп. Домнинское
Интенсивность уличных шумов зависит от транспортного потока, частоты полетов и планировочных решений города, таких как профиль улиц, застройка и благоустройство.
Для снижения шумового воздействия в селитебной зоне сп. Домнинское необходимо изолировать источники шума. На всей протя-
щего по территории сельского поселения, необходимо устанавливать шумозащитные барьеры (шумополгощающие и шумоотража-ющие экраны). Также шумозащитные барьеры необходимо установить пред площадкой технического обслуживания самолетов и взлетно-посадочной полосой. Перепланировка площадки технического обслуживания самолетов с разворотом самолета на 180 градусов, изменит вектор направленности шумового давления от селитебной зоны.
Организационно-планировочные мероприятия, связанные уменьшением скорости движения поездов также позволит уменьшить уровень шума.
женности участка железной дороги, проходя-
Библиографический список
1. Новохатская Э.А. Шумовое загрязнение мегаполиса и его влияние на здоровье человека // Социальная политика и социология. - 2010. - № 9. - С. 135-144.
2. Цифровые шумомеры серии testo 816 // Руководство пользователя. - 2015. - С. 1-20.
3. «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях». Методические указания МУК 4.3.3722-21. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403287707/ (дата обращения: 12.01.2025).
4. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901703278 (дата обращения: 12.01.2025).
MONITORING OF NOISE POLLUTION IN THE RURAL SETTLEMENT OF DOMNINSKOYE
E.V. Goloviznin, Graduate Student Zabaykalsky State University (Russia, Chita)
Abstract. The article discusses the results of measuring the parameters of noise pollution in the territory of Domninskoye residential complex, obtained through control measurements in different zones of the settlement. The results of the study were compared with the standard indicator, which allowed us to conclude about the level of noise exposure. Possible reasons for exceeding the standard indicator and values fluctuating within the normal range have been identified.
Keywords: noise monitoring, noise pollution, noise level, noise source, traffic intensity, aircraft noise.