педагогические науки
УДК 377
МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
© 2017
Нефедова Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, методист Первый московский образовательный комплекс (129282, Россия, Москва, ул. Тихомирова 10-1, kasper0013@mail.ru)
Аннотация. В работе обоснована роль, принципы и условия проведения мониторинга в развитии общепрофессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования; дан комплекс методов диагностирования, результативности; определены составляющие мониторинга как средства для определения уровня сформи-рованности общепрофессиональных компетенций студентов колледжа. Цель работы - представить различные подходы к мониторингу и диагностике исследуемого процесса. В статье подробно описаны три из них: системный, методический и технологический. Содержание общепрофессиональных компетенций обусловлено ее компонентным составом. Автор предлагает уровневую характеристику компонентов сформированности общепрофессиональных компетенций будущего специалиста в колледже: когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностно-прак-тического. Каждый компонент содержит систему критериев и показателей. Объектом мониторинга общепрофессиональных компетенций являются динамические качества личности педагога и студента. Современные технологии образования должны обеспечивать диагностику сформированности общепрофессиональных компетенций, а традиционные способы контроля уже не могут в полной мере показать уровень сформированности общепрофессиональных компетенций. На примере Первого Московского образовательного комплекса раскрыта процедура и основные этапы мониторинга. Предложенные методики проведения мониторинга позволяют проследить динамику формирования и развития общепрофессиональных компетенций обучающихся в колледже, и способствует формированию профессионально значимых качеств; самореализации в профессиональной сфере.
Ключевые слова: колледж, общепрофессиональные компетенции, студент, педагог, мониторинг, диагностика, подходы, принципы, условия, критерии, показатели; системный, методический, технологический подходы.
MONITORING THE FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES
OF COLLEGE STUDENTS
© 2017
Nefedova Natalia Anatolievna, candidate of pedagogical Sciences, docent of Department of pedagogics and psychology, Methodist First Moscow educational complex (129282, Russia, Moscow, Tikhomirova str. 10-1, kasper0013@mail.ru)
Abstract. This work substantiates the role, principles and conditions of carrying out monitoring in the development of professional competences of students of secondary professional education given the complex of methods of diagnostics, performance; identified components of the monitoring as a means of identifying the level of formation of professional competencies of College students. The aim of this work is to present different approaches to monitoring and diagnosis of the process under study. The article describes three of them: systemic, methodological and technological. The content of the General professional competences due to its composition. The author offers a level of characterization of components of formation of professional competences for future specialist in College: cognitive, motivational and evaluative, activity and practice. Each component contains a system of criteria and indicators. The object of monitoring professional competence are the dynamic qualities of the personality of the teacher and the student. Modern technologies education must provide for the diagnosis of formation professional competences and the traditional control methods can not fully show the level of formation of professional competencies. For example, the First Moscow educational complex a procedure and the main stages of monitoring. The proposed method of monitoring allows to trace the dynamics of formation and development of professional skills of students in the College and contributes to the formation of professionally significant qualities; self-realization in the professional sphere.
Keywords: College, professional competence, student, teacher, monitoring, diagnostics, approaches, principles, conditions, criteria, and indicators; system, methodological, and technological approaches.
Развитие общепрофессиональных компетенций в наше время занимает первоочередное место в процессе становления будущего специалиста среднего звена. Исследования последних лет показали, что можно говорить о двух уровнях среднего образования на современном этапе: первый - ведущий к университетскому образованию, и, второй, профессиональный, ведущий непосредственно в мир рабочих специальностей [1, с. 23, 34].
Теоретический анализ и систематизация психолого-педагогических источников позволили определить степень изученности проблемы мониторинга при формировании общепрофессиональных компетенций студентов колледжа.
В современной науке проблемам формирования ключевых и профессиональных компетенций в ходе подготовки будущего специалиста в учреждениях среднего профессионального образования уделялось много внимания. Это работы Л.И. Анищевой, В.А. Анищенко, О.Н. Арефьева, В.А. Гусева, Л.В. Елагиной, О.Л. Назаровой, B.C. Суворова, О.М. Дементьевой, И.Е. Завадской, Ю.А. Читаевой и др. В них внимание было акцентировано на многоуровневой подготовке компетентных специалистов в колледже, их общепрофессиональных компетен-
ций и др. сторон развития профессионального становления личности [2, с. 113].
Наше исследование опирается на труды по проблемам реализации компетентностного подхода в процессе обучения и воспитания (А.В. Баранников, А.Е. Бермус, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Т.В. Иванова, А.В. Хуторской, Д.Б. Эльконин и др.); работы по психолого-педагогической диагностике (М.Я. Басов, А.Л. Венгер, К.М. Гуревич и др.) [1, с. 67].
Отмечая ценность проведенных исследований, необходимо подчеркнуть, что проблемам мониторинга формирования общепрофессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального образования не уделено должного внимания в научной литературе. Поэтому цель работы - представить различные подходы к мониторингу и диагностике исследуемого процесса.
Анализ образовательной деятельности колледжа позволяет рассматривать его как открытую организованную образовательную среду, в которой происходит процесс профессионального становления личности студента, формирования компетенций, в числе которых -общепрофессиональные [3, с. 67].
Общепрофессиональные компетенции - специфиче-
ский объект мониторинга, ориентированы:
- на получение объективной оценки качественной результативности стимулирование инноваций в педагогическом процессе, обновление программ;
- выявление новых запросов, ценностей общества, его членов (разных социальных групп), изменений в социуме;
- на качественные инновационные изменения в позициях студентов и педагогов.
Анализ исследовательской литературы и деятельность автора в учреждении среднего профессионального образования позволил выявить существенные противоречия между: необходимостью внедрения системного мониторинга формирования общепрофессиональных компетенций и недостаточной разработанностью их содержания и структуры; потребностью в системной организации процесса формирования профессиональных компетенций студентов и недостаточным педагогическим обоснованием внедряемой педагогической модели [2, с. 112].
Актуальность проведения мониторинга для определения уровня сформированности общепрофессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования (СПО) обусловлена несколькими причинами. Во-первых, многие сложности, которые испытывают сегодня средние профессиональные образовательные учреждения в организации обучения и воспитания студентов связаны с неумением увидеть потенциал мониторинга как образовательного ресурса СПО.
Во-вторых, в профессиональной деятельности в образовательного учреждения должен присутствовать четкий механизм отслеживания эффективности самого процесса и эффективности сформированности общепрофессиональных компетенций [1, с. 54, 76].
Современные технологии образования должны обеспечивать диагностику сформированности общепрофессиональных компетенций, а традиционные способы контроля уже не могут в полной мере показать уровень сформированности общепрофессиональных компетенций. В условиях модернизации российского образования необходимо применение новых технологий диагностики в условиях многоуровневого образования [2, с. 67]. Данные анализа сформированное™ общепрофессиональных компетенций в СПО подводят к необходимости выявления механизма, с помощью которого возможно определить результативность, эффективность в образовательной деятельности СПО. Этот механизм -совокупность взаимосвязанных методов, средств, приемов диагностики, с помощью которых можно выявить состояние и результаты становления и развития общепрофессиональных компетенций. Диагностика общепрофессиональных компетенций включает в себя три группы характеристик:
I - структурирующая, включает в себя: требования образовательных стандартов по соответствующей учебной дисциплине;
II - диагностирующая, определяет содержание диагностики с учетом типологии общепрофессиональных компетенций; разработку тестовых измерителей для входного, текущего и итогового видов контроля;
III - управляющая и корректирующая, дополняет и связывает все элементы методики диагностики общепрофессиональных компетенций. Степень корректировки зависит от результатов оценки сформированности общепрофессиональных компетенций [1, с. 54].
Рассмотрим основные подходы к диагностике, моделированию и мониторингу процесса формирования общепрофессиональных компетенций.
Системный подход.
Обоснование системного подхода проводилось при анализе работ Л. де Калувэ, Э. Маркса, М.Петри. В рамках этого мониторинг рассматриваем как систему отслеживания качественных результатов и перспектив формирования общепрофессиональных компетенций
студентов в образовательной деятельности учреждения, совокупность методов, форм, приемов диагностирования результативности функционирования основных субъектов образовательной деятельности в их взаимосвязях, в конкретном времени, пространстве, в реальной практике. Мониторинг учитывает динамичность, зависимость от внутренних и внешних факторов, личностей индивидуальных субъектов; систему педагогического управления, стимулирующую педагога к рефлексии личного педагогического опыта, самообразованию, самоопределению личностно-профессиональной позиции.
Разработка и апробация принципов и процедур системного мониторинга направлена не только на развитие личности студента как основного субъекта диагностирования, но и на сформированность профессиональной позиции педагога и создание программного обеспечения процесса формирования общепрофессиональных компетенций студентов.
Методический подход к оценке уровня сформиро-ванности компетенций основан на измерении динамических параметров профессиональных компетенций педагога с учетом динамики основных факторов внешней среды, участия в процессах оценки внешних заинтересованных сторон [4, с. 23].
В рамках методического подхода к оценке уровня развития новых компетенций педагога мы применяли следующие методы: структурированное интервью, независимое тестирование, оценку стейкхолдерами (профессиональным сообществом, сообществом выпускников вуза и пр.), а также «Оценочный лист приращения компетенций» и «Индивидуальную карту развития компетенций». Данные методы были направлены на изучение динамики в развитии научно-исследовательской деятельности кафедры и практикоориентированности образовательного процесса (индикаторы: увеличение публикаций, количество тем НИР, динамика призовых мест студентов в конкурсах, конференциях и т.д.) [4, с. 67].
Выявлена прочная связь между рейтинговыми достижениями студентов (доля трудоустроенных по специальности выпускников; число подготовленных специалистов по заказам организаций, оценивших уровень их компетенций как удовлетворительный и др.) и ростом компетенций педагога [5, с. 27].
З.Технологический подход предполагает использование новых информационных технологий при разработке системы диагностирующего мониторинга на основе внедрения компьютерного тестирования и рейтинговой системы. Данный мониторинг проводится с применением индивидуальных электронных карточек учащихся с их личностными характеристиками, психологическими особенностями, увлечениями и индивидуальными заданиями; электронного банка данных изменяющихся параметров по формированию общепрофессиональных компетенций студентов.
Мониторинг с использованием информационных технологий включает в себя:
1. Банк тестовых заданий для диагностики общепрофессиональных компетенций, способствующие успешному формированию профессиональных компетенций.
2. Применение многоуровневых тестов и автоматическое фиксирование результатов в базе данных.
3. Компьютерную процедуру проведения мониторинга, позволяющую систематизировать и сохранять полученные результаты[6, с. 77]..
Информационные технологии позволяют получить оперативно обратную связь от обучающихся; оценить готовность студентов к различным диагностическим «срезам»; своевременно провести корректировку полученных результатов.
Использование информационных технологий требует тьюторского сопровождения студентов дистанционной формы обучения (включая неформальное он-лайн общение, консультации для поддержания эмоционального микроклимата в группе); проведения систематиче-
160
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
ского компьютерного тестирования на протяжении всего процесса обучения.
В ходе исследования в Московском образовательном комплексе№1 был сформирован комплекс критериев и показателей эффективности мониторинга развития общепрофессиональных компетенций студентов.
Рассмотрим систему показателей и соответствующих критериев сформированности ОПК студентов колледжа:
- информационный (навык самостоятельно находить информацию и др.),
- технический (умение делать расчет и делать выводы и пр.),
- познавательный (навык анализировать и систематизировать, обобщать информацию и др.)
- общий (формирование ценностных ориентаций на обучение, мотивация в развитии ОПК) [7, с. 86].
Критерии сформированности ОПК преимущественно отражают интерес к процессу обучения (информационный компонент ОПК) и мотивацию при изучении и применении знаний и умений в типовой, измененной и творческой ситуации (технический и когнитивный компонент ОПК), а также наличие профессионально-ценностных ориентаций (общий компонент ОПК) [1, с. 117]. В процессе исследования разработана уровневая характеристика компонентов сформированности общепрофессиональных компетенций будущего специалиста в колледже: когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностно-практического. Каждый компонент рассматривается с учетом уровневых характеристик.[7, с. 167]. Данная методика стимулирует интенсивность работы преподавателей и студентов, индивидуализирует контроль знаний и умений, позволяет объективнее подойти к оценке результатов, проследить динамику усвоения знаний каждым учащимся, дифференцировать значимость оценок (самостоятельно выполненная работа или под руководством, творческая или исполнительская, по инициативе педагога или по собственной, выполненная в рамках итогового контроля или текущего), инициирует творческую деятельность учащихся.
Диагностика, реализуемая в образовательных учреждениях, строится на принципах, наиболее полный перечень которых содержится в работе Н.К. Голубева и Б.П. Битинаса [8, с.56]. Авторы выделяют: принцип обратной связи (анализ педагогических действий, выявление оптимальных вариантов педагогических решений, управление процессом), принцип соотнесения достигнутых результатов с показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности; воспитательно-побуждающий принцип (активное включение субъектов в процессе диагностики в реальную деятельность, систему сложившихся отношений); коммуникативный и конструктивный принцип (определение индивидуально-типологических особенностей субъектов в процессе их взаимодействия, а также в процессе достижения результата); принцип информированности участников процесса (информирование о результатах диагностики всех субъектов процесса); прогностический принцип (определение перспективы развития диагностируемого объекта).
Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективную реализацию этих принципов являются:
а) создание инновационной образовательной среды на основе социального партнерства колледжа и предприятий;
б) использование возможностей межпредметных связей дисциплин общепрофессионального и социально-гуманитарного циклов;
в) актуализация связи профессионально направленных интересов и склонностей студентов с содержанием профессиональной подготовки;
г) реализация системы педагогической поддержки студентов в образовательном процессе колледжа;
д) оптимизация деятельности методической службы колледжа [1, с. 76]._
В процессе исследования в соответствии с его целями получены следующие результаты и выводы. Объектом мониторинга общепрофессиональных компетенций являются качества личности педагога и студента в динамике их развития. Поскольку составляющие общепрофессиональных компетенций могут формироваться и развиваться неравномерно, оптимальной системой их контроля является педагогический мониторинг, при условии создания позитивного общения и взаимодействия педагога и студента. Предложенные подходы, принципы и условия реализации мониторинга позволяют проследить динамику формирования и развития общепрофессиональных компетенций обучающихся в колледже и способствуют их самореализации в профессиональной сфере[9, с. 127]..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ярощенко Т.В. Педагогический мониторинг в образовательном процессе прогимназии. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Майкоп, 2003. - 148 с.
2. Белова Г.М. Метрология, стандартизация, сертификация : метод. указ. к лаб. работам для студентов оч. и заоч. обучения по специальности / М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, Федерал. гос. образовател. учреждение высш. проф. образования «Ижев. гос. с.-х. акад.» ; сост.: П. Н. Покоев, Г. М. Белова, С. И. Юран. - Ижевск: Ижев. ГСХА, 2006. - 47 с.
3. Фахертдинова Д.И., Фахертдинова А.И. Компьютерное тестирование как инновационная форма вступительных экзаменов по физике в Казанском государственном архитектурно-строительном университете. Казанский педагогический журнал. №12 (2010).
4. Заика М.М. Оценка уровня развития компетенций персонала в корпоративной системе управления знаниями: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Заика Мария Михайловна; [Место защиты: Сиб. акад. финансов и банковского дела]. Новосибирск, 2012. - 24 с.
5. Шуйцев А.М. Методика диагностики профессиональных компетенций будущих учителей физики на основе современных информационных технологий [Электронный ресурс]: научная библиотека диссертаций и авторефератов. - Режим доступа: http://www.dissercat. com/content/metodika-diagmstiki-pшfessюnalnykh-kom-petentsii-budushchikh-uc
6. Алиева Л.В и др. Диагностика и мониторинг студенческого самоуправления высшего учебного заведения. - М.: Издательство Академии МНЭПУ, 2009.
7. Желтов П.В. Формирование базовых профессиональных компетенций будущего специалиста-техника в колледже. Диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского]. - Пенза, 2011. - 222 с.
8. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. - М.: Педагогика, 1989.- 160с.
9. Современный воспитательный процесс в образовательных организациях /Алиева Л.В., Афанасьева Е.Г., Бейлина Н.С., Лившиц Ю.А., Кустов Ю.А., Нефедова Н.А., Писаренко Д.А., Руденко И.В. В 2 частях : научный доклад / Тольятти, 2015. Том Часть 1. С.48.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательной деятельности образовательной организации» № 15-06-10308.
Статья поступила в редакцию 01.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.