Е.Г. Надёжкин
Мониторинг профессиональной деятельности преподавателей военного вуза
В статье представлена методика оценки профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава высшего военного учебного заведения.
Ключевые слова: мониторинг, уровень квалификации, методическая подготовленность, практическая деятельность, научно-исследовательская деятельность, воспитательная деятельность.
E.G. Nadiozhkin
Monitoring of the professional teachers activity of military high school
In article is presented the technique of an estimation of professional work of the professorial and teaching staff of the high military educational institution.
Key words: monitoring, a skill level, methodical preparedness, practical activities, research activity, educational activity.
Особенности нового этапа модернизации российской высшей школы определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ и Государственной программой «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.». Одним из слагаемых эффективной модели образования является высокий уровень его качества, зависящий от профессионального мастерства профессорско-преподаватель-ского состава. Идея непрерывного слежения за образовательным процессом, за результативностью профессиональной деятельности педагогов возникла и получила практическую реализацию в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. Тогда же получил распространение термин «мониторинг», который указывал на непрерывность, научность, диагностичность этого процесса.
Мы будем руководствоваться следующим определением данного понятия: мониторинг профессиональной деятельности преподавателей военного вуза - это непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание результатов профессиональной деятельности педагогов с целью включения итогов наблюдений в управление учебно-воспитательным процессом.
Цель мониторинга состоит не только в том, чтобы получить конкретную картину профессиональной деятельности педагогов, но и определить тенденции, возможные пути увеличения эффективности управленческих решений, на-
© Надежкин Е.Г., 2010
правленных на качественное развитие образовательного процесса.
Мониторинг профессиональной деятельности преподавателей военного вуза основан на следующих принципах: непрерывность (целостная, динамически развивающаяся система, в которой учитываются количественные и качественные изменения); научность (процесс, который строится на основании психолого-педагогических закономерностей); диагностико-прогностичес-кая направленность (получаемая в ходе мониторинга информация должна быть четко соотнесена с заранее описанной нормативной картиной, выработанными критериями).
Мониторинг дает возможность выяснить результативность профессиональной деятельности педагога, получить сведения о состоянии объекта, обеспечить обратную связь, выявить усредненную рейтинговую оценку (интегральный показатель) педагогического труда. На наш взгляд, организация мониторинга профессиональной деятельности позволит выявить зону ближайшего развития педагога, получить материал для анализа сильных и слабых сторон, выявить основные затруднения профессиональной деятельности молодых преподавателей и оказать им необходимую помощь. Сам факт проведения мониторинга профессиональной деятельности отражается на всей работе педагогического коллектива вуза. Он способствует профессиональному росту педагогического коллектива, стимулирует педагогов на достижение высоких результатов в учебной, воспитательной, методической деятельности.
Одной из важных задач, стоящих перед руководителями военного вуза, является выбор кри-
териев, позволяющих оценить профессиональную деятельность преподавателя. В практике военных вузов принято выделять критерии для оценивания уровня квалификации, методической подготовленности, практической деятельности, научно-исследовательской деятельности, воспитательной деятельности.
Оценка профессиональной деятельности преподавательского состава производится по итогам семестра и учебного года. Количество баллов, выделяемое каждому преподавателю по определенному критерию, получено нами путем обработки результатов экспертного опроса, в котором участвовали 58 преподавателей, имеющих стаж научно-педагогической деятельности более десяти лет.
Оценка уровня квалификации производится в зависимости от квалификации преподавателя, ему начисляется определенное количество баллов исходя из следующих критериев: стаж педагогической работы; опыт преподавания конкретных дисциплин (на кафедре, по дисциплине); научная квалификация; наличие почетных званий и грамот Министерства образования РФ; своевременность переподготовки и повышения квалификации, прохождения личной войсковой стажировки.
Оценка уровня методической подготовленности преподавателей проводится в зависимости от уровня теоретических знаний преподавателя, применения им методов активизации учебной деятельности курсантов, внедрения новых технологий обучения, проведения педагогического эксперимента и т.д., начисление определенного количества баллов производилось исходя из следующих критериев: уровень теоретических знаний [1, с. 17-24]; уровень знания преподаваемой дисциплины; применение на практике методов активизации учебной деятельности курсантов; использование на занятиях новых информационных технологий обучения; проведение или участие в педагогическом эксперименте; наличие публикаций по проблемам военного образования (за последние три года).
Начисление баллов производится лично начальником (заведующим) кафедры (для начальников (заведующих) кафедр - заместителем начальника военного вуза по учебной и научной работе) по результатам проверок, тестов, бесед и т.д.
Оценка практической деятельности производится путем определения качества разработки планирующих и учебно-методических материалов, умения преподавателя донести до обучаю-
щихся учебный материал, использования опыта войск, совершенствования учебно-материальной базы и т.д. Критериями для этой оценки являются: качество разработки планирующих и учебно-методических материалов; качество разработки документов для проведения командно-штабных учений, игр; качество используемых дидактических материалов; умение донести до обучающихся учебный материал (оценивается по результатам контроля и проведения открытых и показных занятий); объем аудиторной учебной нагрузки; использование опыта войск (рекомендаций Государственной аттестационной комиссии); совершенствование учебно-материальной базы по дисциплине (разработка или переработка средств информационного обеспечения); количество опубликованных и используемых в учебном процессе методических материалов (за последние 5 лет); участие в руководстве выпускными квалификационными работами (за каждого дипломника); рецензирование выпускных квалификационных работ (за каждую рецензию).
Оценка научно-исследовательской деятельности производится с учетом стажа научно-педагогической работы преподавателя, его участия в научно-исследовательских работах и подготовке научно-педагогических кадров, изобретательской и рационализаторской работе и т.д. Критериями являются: стаж научно-педагогической работы; участие в научно-исследовательских работах (за последние три года); участие в подготовке научно-педагогических кадров; участие в изобретательской и рационализаторской работе (за последние 3 года); научно-публикационная деятельность (за последние 3 года, лично / в соавторстве, за каждую работу); руководство научной работой курсантов (за последние 3 года); участие в работе постоянно действующих семинаров, научно-методических и методических комиссий.
При оценке воспитательной деятельности учитывается участие преподавателя в проведении факультативов, лекций, бесед, направленных на воспитание курсантов, участие в подведении итогов на курсах и факультетах, в курировании определенной группы курсантов и т.д. Ему начисляются баллы исходя из следующих критериев: выполнение обязанностей куратора учебной группы курсантов; проведение факультативов, лекций, бесед, направленных на воспитание курсантов; публикации по проблемам воспитания курсантов (за последние 3 года); реализация воспитательных целей в процессе проведения учебных занятий (оценка производится по результа-
Мониторинг профессиональной деятельности преподавателей военного вуза
141
там контроля занятий, а также пробных, открытых и показных занятий). Каждый показатель шкалируется баллами, например: а) выполнение обязанностей куратора учебной группы курсантов: является куратором группы - 30 баллов, не является куратором группы - 0 баллов; б) проведение факультативов, лекций, бесед, направленных на воспитание курсантов: руководит факультативом - 10 баллов, проводит занятия в рамках факультатива - 8 баллов; в) публикации по проблемам воспитания курсантов за последние 3 года: одна - 2 балла, две - 4 балла, три - 6 баллов, четыре - 8 баллов, более четырех - 10 баллов; г) реализация воспитательных целей в процессе проведения учебных занятий (оценка производится по результатам контроля занятий, а также пробных, открытых и показных занятий): в полном объеме (на 75% и более проверенных учебных занятиях при отсутствии оценок «не реализованы») - 5 баллов, частично (не более 25% оценок «не реализованы» от общего числа проверенных занятий) - 2 балла, не реализованы (более 25% оценок «не реализованы» от общего числа проверенных занятий) - 0 баллов.
Предлагаемая нами технология мониторинга профессиональной деятельности преподавателя военного вуза состоит из трех этапов.
1. Диагностический. Происходит первичное накопление информации, определяются исходные показатели профессиональной деятельности педагога в учебной, методической, воспитательной работе. Для этого мы предлагаем использовать методы наблюдения, анкетирования, анализа документации, тестирования.
2. Организационно-деятельностный. Он предполагает организацию комплексной оценки работы педагога в практической деятельности.
3. Итогово-аналитический. Его задача состоит в том, чтобы определить эффективность педагогической деятельности преподавателя, выявить усредненную рейтинговую оценку педагогического труда.
На наш взгляд, мониторинг профессиональной деятельности преподавателя военного вуза позволяет избежать определенного «шока практики» для молодых преподавателей и проблемы снижения активности преподавателей, имеющих достаточный педагогический стаж.
Изучив по данной методике деятельность преподавателей, мы обнаружили, что лишь 11% из них имеют очень высокий интегральный показатель, 59% - высокий, 28% - средний и 2% -низкий. Объективная оценка своего труда заставляет преподавателя работать над решением профессиональных проблем. Это и есть движение по пути достижения мастерства каждым педагогом. Скорость этого движения будет разной, но главное - этот процесс пойдет по пути, во многом определяемому самим педагогом.
Таким образом, преподаватель на основе анализа полученных результатов имеет возможность соотнести самооценку с оценками коллег, руководителей вуза; определить направления своей деятельности; выявить проблемы, затруднения и внести коррективы. Реализация технологии мониторинга профессиональной деятельности создает ситуацию объективного отслеживания изменений в процессе педагогического труда.
Библиографический список
Инструкция о порядке проведения проверок военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации [Текст] / Приказ МО РФ 2000 года № 277. - М., 2000. - 48 с.