Этапы психологического сопровождения адаптации первокурсников к условиям учебно-служебной деятельности
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Канд. психол. наук, член-корреспондент РАЕН В.С.Красник, ст.преподаватель В.Ю.Даутова, ст. инспектор-психолог А.В.Резепин
Челябинский юридический институт МВД России
Совершенствование и реформирование системы высшего профессионального образования в современных условиях является объективно необходимым условием подготовки специалистов для органов внутренних дел. В Челябинском юридическом институте МВД России осуществляется постепенный переход к многоуровневой, профильной системе образования, которая включает: первоначальную профессиональную подготовку (базовый уровень); среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование.
К некоторым квалификационным требованиям подготовки специалиста, получающего образование второго и третьего уровня, относятся:
— способность анализировать состав преступления, понимать цели и значение наказания;
—способность прогнозировать появление новых способов совершения преступлений и развитие преступной деятельности конкретных лиц;
— способность выбирать оптимальные управленческие решения в экстремальных ситуациях и др.
Реализация перехода к многоуровневой системе профессиональной подготовки требует внесения изменений в организацию отбора кандидатов на обучение второго и третьего уровня и совершенствования учебного процесса с учетом перечисленных квалификационных требований.
В Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России (приказ МВД России от 30.12.1997г., №862) представлены основные направления деятельности системы психологического обеспечения. Одним из направлений работы является психологический мониторинг развития у курсантов профессионально важных личностных качеств и психологической готовности к службе в органах внутренних дел. Однако анализ специальной литературы и научно-практических конференций, нормативных документов Министерства внутренних дел по психологическому обеспечению образовательного процесса показал, что не существует стандартизированных методик проведения этой работы. Перед группой психологического сопровожде-
ния нашего института возникла проблема определения самих профессионально важных качеств для оперативно-розыскной деятельности и подбора диагностического инструментария для их отслеживания.
Анализ методической и психологической литературы по этой проблеме показывает, что подходы к ее решению весьма разноплановы. Группа психологического сопровождения института предлагает свое видение проблемы, выделяя среди множества профессионально важных качеств основные: адаптивные способности, нервно-психическую устойчивость, особенности коммуникативной сферы личности, моральную нормативность, способность к формально-логическому мышлению.
В рамках решения этой проблемы группой психологического обеспечения проведена массовая диагностика сформированности профессионально важных качеств на первом и втором курсах института. В исследовании приняли участие 93,0% курсантов от общего числа обучающихся на этих курсах. При этом решались следующие задачи:
1. Апробация новой методики “Адаптивность”.
2. Стандартизация методики по выборке испытуемых и уровневая дифференциация результатов диагностики.
3. Получение интегральных показателей сформированности профессионально важных качеств каждого курсанта в отдельности и курса в целом.
4. Создание базы данных по сформированности адаптивных способностей курсантов в целях оценки эффективности учебно-воспитательного процесса.
5. Изучение сформированности способности к анализу, прогнозированию и синтезу как критерия успешности подготовки кадров юридического профиля.
6. Индивидуальное консультирование по результатам диагностики каждого испытуемого, начальников курсов и их заместителей.
7. Организация групповых занятий (тренингов) по формированию и развитию профессионально важных качеств испытуемых.
8. Разработка рекомендаций курсантам для самостоятельного развития профессионально важных качеств.
Для проведения мониторинга развития профессионально важных качеств курсантов был использован многоуровневый личностный опросник “Адаптивность”, разработанный А.Г.Маклаковым, С.В.Чермяниным. Опросник состоит из 165 утверждений по следующим шкалам: достоверность (Д), адаптивные способности (АС), нервно-психическая устойчивость (НПУ), моральная нормативность (МН), особенности коммуникативной сферы (КО). В качестве диагностического инструментария для изучения способности анализировать, прогнозировать и выбирать оптимальное решение были предложены три субтеста. Два субтеста из батареи универсального интеллектуального теста (УИТ СПЧ), разработанного И.М. Дашковым, Н. А. Курганским, Л.К.Федоровой (г. Санкт-Петербург), адаптированного Н.А.Батуриным (г.Челябинск). Третьим субтестом была предложена методика “Логико-количественные отношения”.
Апробация и стандартизация методики “Адаптивность”, проведенные с помощью методов первичной математической статистики, позволили вывести уровни сформированности профессионально важных качеств курсантов по следующим градациям: высокий, средний и низкий уровни, в соответствии со шкалами методики.
Таблица 1
Уровневые градации в соответствии с методикой “Адаптивность”
Уровни Шкалы
д АС НПУ КО МН
Высший (0;1) (0;19) (0;8,4) (0;5) (0;3)
Средний (1;5,2) (19;50) (8,4;23, 6) (5;13) (3;13)
Низкий (5,2;13) (50;152) (24;96) (13;31) (13;24)
Стандартное отклонение 2,1 15,5 7,6 4 4,8
С использованием полученных градаций был проведен количественный и качественный анализ каждой шкалы на данной выборке испытуемых.
Шкала “Достоверность” (Д характеризует степень открытости испытуемого во время исследования, его искренность. По результатам диагностики по первой шкале: у 25,5% испытуемых — высокая степень достоверности, у 53,7% — средняя, у 20,7% — низкая. Испытуемые, имеющие низкий уровень достоверности, были недостаточно открыты и искренни, они занимали социально желаемую позицию. Эти результаты диагностики достоверности позволяют также сделать вывод: 79,2% испытуемых были откровенны в своих ответах, следовательно, результаты диагностики могут быть приняты как достоверные.
Шкала “Адаптивные способности” (АС) характеризует уровень сформированости способности приспособления личности к изменяющимся условиям окружающей среды, а также проявления гибкости в критических и экстремальных ситуациях.
Шкала “Нервно-психическая устойчивость” (НПУ) характеризует устойчивость проявлений психики испытуемого, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности, дает обобщенную характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный промежуток времени; дает характеристику таких психических свойств индивида, как вспыльчивость, несдержанность, гневливость и т.д.
Шкала “Особенности коммуникативной сферы” (КО) оценивает сформированность таких качеств личности, как умение устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, проявлять инициативу, расширять контакты, способность к участию в групповых мероприятиях и др.
Шкала “Моральная нормативность” (МН) характеризует сформированность и выраженность моральных принципов личности. Относительное проявление или непроявление девиантного поведения, законопослушность личности и другие средние значения по данным шкалам приведены в табл. 2.
Батарея методик, позволяющая изучить способность формально-логического мышления, характеризует следующее. Субтест “Числовые ряды” направлен на выявление способности к обобщению на цифровом материале, характеризует развитие индуктивного мышления (от частного к общему), умение оперировать числами в уме, а также улавливать ритм.
Субтест “Умозаключение” направлен на исследование способности к умозаключениям, построению логических связей (причина — следствие, функциональные отношения и др.). По результатам субтеста можно судить об уровне развития дедуктивного мышления (от общего к частному), помехоустойчивости суждений, способности упорядочивать поступающую информацию.
Субтест “Логико-количественные отношения” направлен на изучение уровня развитости мыслительной операции “сравнение” и умения делать логические выводы у слушателей 1-2 курсов (табл.3).
Таблица 3
Результаты исследования сформированное™ логического мышления, %
Уровни 1 курс 2 курс Среднее по институту
Высокий 12,5 26,0 17,3
Средний 41,7 36,0 38,8
Ниже среднего 45,8 39,0 42,4
В ходе исследования сотрудникам института предлагалась анкета, направленная на изучение мнения о степени значимости профессионально важных качеств для оперативно-розыскной деятельности. Ответы на вопросы анкеты показали, что такое не-
обходимое профессионально важное качество для специальностей юридического профиля, как развитое логическое мышление, формируется в общеобразовательной школе на уроках математического цикла (47,0% от общего числа ответов респондентов). Однако анализ аттестационных оценок испытуемых показал, что 55,0% лиц, имеющих уровень сформированности логического мышления ниже среднего (их оказалось среди всего числа испытуемых 41,8%), имеют в аттестате удовлетворительные оценки по математике. Эти же испытуемые имеют оценку “отлично” по истории, что свидетельствует о значимой корреляции между уровнем сформированности и развитости логического мышления, способности к анализу, синтезу, умозаключениям и успешностью обучения по математике в школе, и о низкой корреляции между уровнем сформированности логического мышления и успешностью обучения по истории. Это подтверждается и мнением сотрудников института, 20,0% которых считают предмет истории наиболее важным для развития логического мышления, при этом в своих ответах они отмечают и математику также.
По мнению преподавателей, 87,0% курсантов тех взводов, в которых они работают, имеют уровень сформированности логического мышления средний и ниже среднего, при этом 93,0% сотрудников отмечают в своих ответах важность высокого уровня сформированности логического мышления для специальностей юридического профиля, считая это качество профессионально необходимым. По их же мнению, 60,0% курсантов института имеют недостаточный уровень сформированности логического мышления для успешного обучения и профессиональной деятельности в будущем, что подтверждается результатами диагностики — 82,2% опрошенных курсантов имеют средние и низкие показатели.
Таким образом, качественный и количественный анализ результатов исследования по двум диагностическим батареям позволяет сделать следующие выводы:
1. Многоуровневый опросник “Адаптивность” — методика, адекватно отражающая сформированность и становление профессионально важных качеств личности курсанта института, сотрудника ОВД. Она информативна и может быть включена в комплекс психодиагностической батареи по изучению ПВК.
2. Для развития нервно-психической устойчивости необходимы новые подходы к преподаванию физической и огневой подготовки, отработке действий в нестандартных ситуациях.
3. Для развития коммуникативных навыков необходима организация тренинговых занятий по развитию эффективной коммуникации.
4. Критерии отбора кандидатов на обучение в наш вуз требуют корректировки. Имеет смысл внести некоторые изменения в правила приема с целью повышения качества отбора и профессиональной подготовки кадров.
5. Возможно, имеет смысл рекомендовать предмет математики как профилирующий при отборе кандидатов.
Таблица 2
Показатели выраженности моральных качеств, %
Уровни Г руппы
Д АС НПУ КО МН
Высокий 31,0 11,3 22,0 19,9 5,8
Средний 59,5 75,2 63,4 64,7 87,7
Низкий 9,5 15,5 14,6 15,4 6,3
6. Предложить ведущим кафедрам института разработать рекомендации по отбору курсантов на обучение по разным профилям и уровням обучения с целью выработки программы психологической диагностики для качественного обеспечения учебно-воспитательного процесса в институте.
7. По результатам диагностики выявлена группа курсантов, имеющих низкий уровень сформиро-ванности ПВК. Необходима организация индивидуальной и групповой работы по развитию профессионально важных качеств этих курсантов психологической и воспитательной службами, начальниками курсов и их заместителями, а также некоторыми кафедрами ОРД, криминалистики, боевой и физической подготовки.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ст. научный сотрудник И.Ф.Солдатова, декан общеюридического факультета
И.В.Солдатов
Барнаульский юридический институт МВД России
Социальная адаптация является процессом приспособления личности к общественным отношениям, нормам, ценностям, традициям общества, в котором живет и действует человек. Проблема адаптации актуальна, так как решение многих практических задач связано с эффективностью адаптации человека в разных сферах социальной жизни. Задачи, стоящие перед сотрудниками ОВД, имеют ряд особенностей, обусловливающих значительные психоэмоциональные нагрузки, что не облегчает адаптацию вчерашнего выпускника к служебной деятельности, часто приводит к раннему увольнению из органов. По данным ГУВД Алтайского края, из приступивших к службе выпускников БЮИ в течение первых трех лет из органов увольняются до 10% молодых специалистов.
Профессиональная адаптация сотрудников ОВД — это целостный процесс психологического и психофизиологического приспособления сотрудников к требованиям профессии. Он находит свое выражение в овладении профессиональными навыками и умениями определенного уровня, в формировании профессионально значимых качеств личности, развитии устойчивого положительного отношения к избранной специальности.
По данным ГУК и КП МВД России, сотрудники ОВД, прослужившие менее одного года, наибольшие трудности испытывают вследствие материальных затруднений, новизны условий службы, незнания коллектива, недостаточного уровня профессиональной подготовленности. Среди субъективных при-
чин молодые сотрудники отмечают плохое знание своих должностных обязанностей и трудности в общении. Основной вклад в успешность их адаптации вносят коллеги по работе и наставники. Наименьший — сотрудники кадровых аппаратов и руководители подразделений (рис.1).
Коллеги по работе
Наставники
Непосредственные
руководители
Руководители
подразделений
58,3%
23,6%
10,7%
|~| 4,0%
Рис. 1. Уровень вклада в успешность адаптации.
Среди основных причин, удерживающих молодых сотрудников от увольнения из органов внутренних дел, в первую очередь были названы такие причины, как невозможность в настоящее время найти более престижную и оплачиваемую работу, размер зарплаты и наличие льгот.
Целью работы, проведенной в октябре 2000 г. отделением психологического обеспечения БЮИ МВД России, было изучение уровня адаптации выпускников института к служебной деятельности.
По данным нашего исследования, в подразделениях УВД Алтайского края в 1998 г. приступили к службе 287 выпускников БЮИ, в 1999 г. — 259. Из них по состоянию на 1 сентября 2000 г. откомандировано для прохождения службы в другие УВД и ведомства 32, уволено по состоянию здоровья 1, погиб 1, осуждены 4, уволены по собственному желанию 54 (9,9%) человека. При выпуске 1999г. в личные дела слушателей были вложены анкеты-отзывы. Предполагалось, что начальники молодых специалистов, заполнив, вернут их в институт. Усилиями УВД края были собраны и переданы для анализа 418 отзывов, в том числе и на выпускников 1998 г., что составило 76,6% от всех выпускников (см. табл.1).
При изучении анкет-отзывов в некоторых случаях очевиден формальный, шаблонный подход руководства ОВД к их написанию. Поэтому в целях большей достоверности и объективности адаптация выпускников изучалась в группе сотрудников, проходящих службу в подразделениях г.Барнаула. Вопрос рассматривался с двух сторон: как оценивают молодых специалистов их непосредственные руководители (анкетирование руководителей оцениваемых) и как чувствуют себя молодые специалисты (анонимное анкетирование выпускников).
В группу вошли 131 человек: 36 — сотрудники ГУИН, остальные — ОВД; женщин — 19; из них выпускники 1999 г.— 81, 1998 г. — 43, 1997 г.— 7 человек.
По занимаемым должностям группа распределилась следующим образом:
ОВД: оперуполномоченные ОВД — 41;
участковые инспектора — 22;