Научная статья на тему 'Мониторинг правоприменения в Российской Федерации: контроль участковым уполномоченным полиции за соблюдением законодательства в области частной охранной деятельности'

Мониторинг правоприменения в Российской Федерации: контроль участковым уполномоченным полиции за соблюдением законодательства в области частной охранной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЧАСТНЫЕ ОХРАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / LAW ENFORCEMENT / THE DISTRICT COMMISSIONER OF POLICE / PRIVATE SECURITY SERVICES / PRIVATE SECURITY COMPANIES / PUBLIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ишмуратов Павел Николаевич

Представлены результаты мониторинга правоприменения в Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих однородные правовые отношения при осуществлении участковым уполномоченным полиции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности с целью выявления противоречий между ними. При этом анализировались нормативные правовые акты общего и специального характера в указанной сфере на предмет наличия в их текстах ошибок юридико-технического характера, существование которых вызывает затруднения при их применении сотрудниками полиции, в том числе, участковыми уполномоченными полиции, что негативно сказывается на эффективности правового регулирования деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ишмуратов Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The enforcement monitoring in the Russian Federation: the control of the district police officer of the police of observance of the legislation on private security activity

The article presents the results of enforcement monitoring in the Russian Federation, normative legal acts, regulating legal relations homogeneous in the implementation of the precinct authorized police control over compliance with the legislation of the Russian Federation in the field of private security activities, with the purpose of revealing of contradictions between them. When this was analyzed normative legal acts of General and specific nature in this area to determine the presence in their texts of the errors are mainly of a technical nature, which causes difficulties in their application by police officers, including divisional commissioners of police, which negatively affects the efficiency of legal regulation of activity of internal Affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Мониторинг правоприменения в Российской Федерации: контроль участковым уполномоченным полиции за соблюдением законодательства в области частной охранной деятельности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ББК 67.401.011 УДК 342.9

МОНИТОРИНГ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНТРОЛЬ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ ИШМУРАТОВ,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Рецензент: доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат экономических наук А.А. Морукова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлены результаты мониторинга правоприменения в Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих однородные правовые отношения при осуществлении участковым уполномоченным полиции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности с целью выявления противоречий между ними. При этом анализировались нормативные правовые акты общего и специального характера в указанной сфере на предмет наличия в их текстах ошибок юридико-технического характера, существование которых вызывает затруднения при их применении сотрудниками полиции, в том числе, участковыми уполномоченными полиции, что негативно сказывается на эффективности правового регулирования деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: мониторинг правоприменения, участковый уполномоченный полиции, частная охранная деятельность, частные охранные организации, общественная безопасность, обеспечение общественной безопасности.

Annotation. The article presents the results of enforcement monitoring in the Russian Federation, normative legal acts, regulating legal relations homogeneous in the implementation of the precinct authorized police control over compliance with the legislation of the Russian Federation in the field of private security activities, with the purpose of revealing of contradictions between them. When this was analyzed normative legal acts of General and specific nature in this area to determine the presence in their texts of the errors are mainly of a technical nature, which causes difficulties in their application by police officers, including divisional commissioners of police, which negatively affects the efficiency of legal regulation of activity of internal Affairs bodies.

Keywords: law enforcement, the district Commissioner of police, private security services, private security companies, public safety, public safety.

В соответствии с Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации1 обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации. При обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, а также политиче-

ских, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер.

К указанным правовым мерам, как представляется, следует отнести совершенствование правовой системы Российской Федерации, порядок осуществления которого регламентируется Положением о мониторинге правоприменения в Российской Феде-рации2.

В соответствии с Методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федера-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ции3, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 694, при осуществлении мониторинга правоприменения для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по ряду показателей, в том числе на наличие ошибок юридико-техническо-го характера.

Решая задачи по обеспечению общественной безопасности, полиция особое внимание уделяет различным объектам повышенной опасности, функционирование которых возможно только при неукоснительном соблюдении установленных законодательством Российской Федерации условий и требований. К числу таких объектов следует отнести и организации, в которых осуществляется оборот оружия и боеприпасов, в том числе частные охранные организации4.

С целью мониторинга правоприменения в Российской Федерации для выявления противоречий между нормативными правовыми актами, регулирующими однородные правовые отношения, в том числе при осуществлении контроля полицией за соблюдением законодательства в сфере частной охранной деятельности, были сопоставлены нормативные правовые акты общего и специального характера на предмет наличия противоречий между ними, существование которых вызывает затруднения при их применении, в том числе сотрудниками полиции, что негативно сказывается на эффективности правового регулирования.

Для проверки понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах в указанной сфере были проанализированы тексты нормативных правовых актов на предмет единообразия использования в них единых понятий, терминов, определений и т.д.

Так, согласно п. 9 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»5 одним из основных направлений деятельности полиции является контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности. В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 вышеуказанного нормативного правового акта на полицию возлага-

ется обязанность по осуществлению контроля за деятельностью частных охранных организаций. При этом одним из субъектов контроля за деятельностью указанных организаций является участковый уполномоченный полиции6.

В соответствии с п. 36.3 «Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции»7 (далее — «Наставления») участковый уполномоченный полиции в целях успешного выполнения поставленных перед ним задач обязан владеть информацией о задействованных на административном участке в охране общественного порядка работниках предприятий, осуществляющих частную (негосударственную) охранную деятельность.

Согласно п. 48.4 Наставления при ознакомлении с объектами, расположенными на административном участке, участковый уполномоченный полиции обязан докладывать начальнику территориального органа МВД России о всех случаях обнаружения нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охранной деятельности, в том числе выражающихся в оказании охранных услуг частными охранными организациями на объектах, подлежащих государственной охране8.

Однако, п. 81.3.4 Наставления определяется, что участковый уполномоченный полиции «участвует по поручению руководства территориального органа МВД России в организации работы частных охранных предприятий, ...». Кроме того, в Приложении № 3 Наставления, определяющем форму и содержание паспорта на административный участок, в разд. IV «Сведения, характеризующие административный участок» (п. 3.3) и разд. VI «Объекты, организации, расположенные на административном участке» (п. 3) содержатся формулировки «частные охранные предприятия».

В свою очередь, ст. 1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»9 частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

При этом частная охранная организация определяется как организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в нормативном правом акте, непосредственно регламентирующем деятельность участкового уполномоченного полиции, в том числе, по контролю за частной охранной деятельностью, содержатся формулировки, отличные от закрепленных в законодательстве Российской Федерации, а именно в Приказе МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» применяется понятие «частное охранное предприятие», не смотря на то, что Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности»10 с 1 января 2010 г. в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» было введено понятие «частная охранная организация».

Таким образом, проанализировав нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере и содержащиеся в них юридические термины на наличие ошибок юридико-технического характера, приходим к выводу о том, что один и тот же термин в нормативном правовом акте не употребляется в одном и том же значении, несмотря на то, что термины имеют общепризнанное значение. В результате этого не обеспечивается единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве Российской Федерации.

Такое несоответствие обусловливает необходимость внесения соответствующих изменений в Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, заменив понятие «частное охранное предприятие» на «частная охранная организация», изложив в следующей редакции:

1) п. 81.3.4 Наставления: «Участвует по поручению руководства территориального органа МВД России в организации работы частных охранных

организаций, расположенных на административном участке, по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в том числе в период проведения культурно-массовых, спортивных и иных мероприятий, организуемых государственными и иными органами и проходящих на административном участке»;

2) п. 3.3 разд. IV «Частные охранные организации» и п. 3 разд. VI Приложения № 3 Наставления: «частные охранные организации».

Выработка предложений по устранению ошибок юридико-технического характера в нормативных правовых актах, в том числе регулирующих однородные правовые отношения при осуществлении участковым уполномоченным полиции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, безусловно, является важной составляющей совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел как одной из основных задач мониторинга в системе МВД России.

1 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685)// Документ опубликован не был. По информации СПС «КонсультантПлюс», 2015.

2 Указ Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 (ред. от 25 июля 2014 г.) «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (вместе с «Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации») // Российская газета, № 110. 2011, 25 мая.

3 Постановление Правительства РФ от 19 августа 2011 г. № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» // Российская газета, № 186. 2011, 24 августа.

4 Ишмуратов П.Н. Контроль участковых уполномоченных полиции за субъектами частной охранной деятельности: правовая основа и пути повышения эффективности // Вестник Московского университета МВД России, 2015, № 2. С. 155—159.

5 Российская газета, № 25. 2011, 8 февраля.

6 П. 8 Приказа МВД России от 31 декабря 1999 г. № 1105 (ред. от 30 августа 2011 г.) «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью» (вместе с «Наставлением по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью») // По информации «КонсультантПлюс», 2015.

7 Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета, № 65. 2013, 27 марта.

8 Перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 24 августа 1992 г., № 8, ст. 506.

9 Российская газета, № 100. 1992, 30 апреля.

10 Российская газета, № 265. 2008, 26 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.