Научная статья на тему 'Мониторинг показателей финансового обеспечения инновационного развития промышленного комплекса'

Мониторинг показателей финансового обеспечения инновационного развития промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / INDUSTRIAL COMPLEX / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERACTION AND COOPERATION / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / КОСВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / INDIRECT MECHANISMS / МОНИТОРИНГ / MONITORING / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / VENTURE FINANCING / BUDGETARY FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демильханова Б. А.

Формы взаимодействия финансовых структур, науки и промышленности непрерывно совершенствуются, укрепляются и расширяются, являясь выражением прогресса современного производства и одновременно условием повышения его инновационной активности. В статье представлены формы взаимодействия финансовых структур с элементами промышленного комплекса. Отражены основные направления мониторинга результатов этого взаимодействия. Предложена схема организации венчурного финансирования инвестиций в инновации в условиях недостаточности собственных средств у предприятий и бюджетного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of interaction of financial structures, science and industry are continuously improved, hardened and developed. This expresses the progress of current production and serves as a condition of its innovative activity advance at the same time. The article presents the forms of interaction of the financial structures with the industrial complex elements. The main directions of monitoring of the results of this interaction are reflected. The article also proposes the scheme for the organization of venture financing of investments of capital into innovations in terms of insufficiency of the internal funds at the enterprises and the budgetary financing.

Текст научной работы на тему «Мониторинг показателей финансового обеспечения инновационного развития промышленного комплекса»

Демильханова Б.А.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Банковское дело» Чеченского государственного университета (ЧГУ) Эл. почта: [email protected]

МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНННОВАЦИННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Формы взаимодействия финансовых структур, науки и промышленности непрерывно совершенствуются, укрепляются и расширяются, являясь выражением прогресса современного производства и одновременно условием повышения его инновационной активности.

В статье представлены формы взаимодействия финансовых структур с элементами промышленного комплекса. Отражены основные направления мониторинга результатов этого взаимодействия. Предложена схема организации венчурного финансирования инвестиций в инновации в условиях недостаточности собственных средств у предприятий и бюджетного финансирования.

Ключевые слова: промышленный комплекс, взаимодействие и сотрудничество, показатели, бюджетное финансирование, косвенные механизмы, мониторинг, венчурное финансирование.

Demilhanova B.A.

THE INDICATOR MONITORING OF

FINANCIAL PROVIDING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN

THE INDUSTRIAL COMPLEX

Forms of interaction of financial structures, science and industry are continuously improved, hardened and developed. This expresses the progress of current production and serves as a condition

of its innovative activity advance at the same time.

The article presents the forms of interaction of the financial structures with the industrial complex elements. The main directions of monitoring of the results of this interaction are reflected. The article also proposes the scheme for the organization of venture financing of investments of capital into innovations in terms of insufficiency of the internal funds at the enterprises and the budgetary financing.

Keywords: industrial complex, interaction and cooperation, indicators, budgetary financing, indirect mechanisms, monitoring, venture financing.

Формирование современной модели управления промышленным комплексом, отвечающей реалиям нынешнего этапа развития экономики, неразрывно связано с глубоким изучением инновационных процессов, происходящих в сфере промышленности, во всей их полноте и сложности. Это предполагает необходимость комплексного взаимодействия институтов промышленной, научной и инновационной политики, которое должно способствовать, прежде всего, разработке научно обоснованных механизмов управления промышленным комплексом.

В соответствии с концептуальным подходом к оцениванию инновационной активности [1] промышленный комплекс территории рассматривается как сложная система, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии не только между собой, но и с элементами национальной инновационной системы (НИС), представляющей собой «совокупность хозяйствующих субъектов (предприятия, научные учреждения, потребители) и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования конкурентоспособных знаний и технологий, направленных на реа-

лизацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы и способствующих повышению конкурентоспособности ее субъектов (предприятий, регионов, страны в целом), в том числе на международном уровне» [2].

Рассмотрение промышленного комплекса как элемента инновационной системы, с одной стороны, и целостной системы, с другой, формирует его понимание как сложной динамической социально-экономической системы, характеризующейся совместным целенаправленным функционированием ее элементов (предприятий, их интегрированных структур, территориальных и отраслевых комплексов), непрерывное взаимодействие между которыми приобретает особенности под влиянием проявляющейся трансформации системных свойств и формирует базу для появления, реализации и распространения инноваций.

Признаками, характеризующими промышленный комплекс как элемент структуры национальной инновационной системы, характеризующейся взаимосвязями между ее составными элементами (с учетом прямых и обратных связей, обусловливающих единство и целостность комплекса), являются:

1. Взаимодействие государственных органов с элементами промышленного комплекса, способствующее внедрению инноваций, то есть обеспечению необходимого уровня инвестиций в инновации.

2. Направленность бюджетной, налоговой, конкурентной политики, политики в сфере государственных закупок на преодоление низкой восприимчивости бизнес-структур к инновациям технологического характера.

3. Соответствие результатов деятельности структурных элементов промышленного комплекса рыночному спросу на новшества.

4. Регулярное поступление средств на создание и внедрение инноваций.

С этих позиций, инновационная активность промышленного комплекса, определяется не только уровнем развития процессов формирования (изменения) инновационного потенциала предприятий, отраслевых комплексов (процессов расширения потенциала технико-технологической базы производства, исследований и разработок, финансового потенциала, кадрового), процессов его использования (результатов научно-исследовательской и производственно-внедренческой деятельности), но и -процессов, связанных с совместным участием каждого элемента промышленного комплекса в его развитии, с взаимодействием предприятий, в том числе малых (рисковых), научных организаций, опытных производств и баз (в составе НИИ или предприятий), специализированных подразделений предприятий, осуществляющих НИОКР, вузов и финансовых структур [3].

Интеграционные процессы, обеспечивающие инновационное развитие промышленного комплекса в России и за рубежом, отражены в таблице 1 посредством выделения в составе промышленного комплекса структурных элементов.

Объединение результатов научной деятельности исследователей, университетов, предприятий и организаций различных форм собственности и отраслевой принадлежности приводит к образованию (рис.1):

- «...новых государственных общественных институтов...» (ассоциаций и консорциумов, создаваемых в целях проведения стратегически значимых научных исследований, реализации крупномасштабных научно-технических программ) [4] и форм частно-государственного партнерства;

- «.отраслевых структурных изменений.» [5];

- формированию инновационно-промышленных кластеров [6, 7];

- структур, определяющих формы и механизмы организации исследова-

тельской деятельности, производства и подготовки специалистов для инновационной сферы [8].

Таблица 1 - Интеграционные процессы в промышленном комплексе

Содержание политики государства

Структурный элемент ПК В России За рубежом

Функциональный элемент ПК Создание благоприятных условий для коммерциализации технологий - Создание и распространение ИКТ; - создание интегрированных систем научно-технической информации; - развитие сети организаций трансфера технологий между структурами ПК*; - Построение инновационных сетей, объединяющих НИИ, предприятия, университеты; - европейские сети трансфера технологий; - европейская ассоциация трансфера технологий и промышленной информации; - специализированные услуги поддержки бизнеса (крупного, среднего, малого);

Организация процесса финансирования научно-технической деятельности

Налоговые кредиты и льготное налогообложение предприятий, осуществляющих программы НИОКР

Финансовое содействие вовлечению ИС в оборот

Кадровый элемент ПК Максимальное сближение фундаментальных, прикладных исследований и процесса подготовки специалистов для инновационной сферы - Финансирование системы подготовки кадров для инновационной сферы; - Прямая финансовая поддержка наиболее успешных университетов и вузов; - поддержка усилий образовательных учреждений в области передачи новых технологий; -учреждение крупных организаций (фондов) финансирования сферы образования (Фонд Инноваций Высшей Школы (Великобритания), Национальный Научно-Технический Исследовательский Совет (Канада); Инновационный Фонд Канады, Фонд Инноваций и Технологий Гонконга; Финский инновационный фонд;

Процессный элемент ПК Обеспечение развития всех звеньев инновационного цикла и сокращения его продолжительности -Интегрирование возможностей различных программ и проектов; -структурно-технологическая модернизация ПК на основе партнерства; -структурное развитие научной сферы: институциональные изменения, определяющие формы и механизмы организации исследовательской деятельности. - Программы по привлечению ученых к выполнению промышленных НИОКР в компаниях; - обеспечение быстрой коммерциализации результатов НИОКР; - обеспечение скоординированного менеджмента технологий по всем ведомствам.

|ИАПК* - повышение инновационной активности промышленного комплекса; ФПГ - финансово-промышленные группы; ИЦ - исследовательские центры, УК - уставный капитал.

Рисунок 1 - Причины и результаты инновационных взаимодействий в ПК

Причина

У—

Объединение ресурсов предприятий, фин. струк тур, университетов, НИИ и др.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ.

Результат

Синергетический эффект

Доп. конкурентные преимущества на внешних рынках и устойчивое развитие

Отраслевые структурные изменения

Инновац.-промышл. кластеры

Новые интегрированные структуры в составе ПК

Потребители результатов научно-технической деятельности и создатели

инновации

ФПГ, холдинги, ассоциации и консорциумы, совместные ИЦ, малые предприятия с долевым участием институтов в УК

Формы объединения исследовательской деятельности, производства и сферы образования

Учебно-научно-производственные комплексы; многоуровневые университетские комплексы; проектно-учебные лаборатории

Работы Шелеховой Н.В. [9, С.72], Семенова А.С. [10, С.30], Герасина А.Н. [11, С.116], посвященные вопросам развития интеграционных процессов в промышленном комплексе, позволяют утверждать, что действенным средством развития промышленного комплекса наряду с бюджетным финансированием являются внебюджетные источники финансирования инноваций и различные косвенные механизмы. В работах Дунаева Э.П. [12], Смирнова Б.М. [13], Фо-ломьева А.Н. и Ревазова В.Г. [14], Бекетова Н.В. [15], Дж.С. Мюррея [16], Сер-гиенко Я. и Френкеля А. [17], Мацнева О.Б. [18], Филина С.А. [19] исследуются механизмы формирования денежных фондов и влияния косвенных стимулов

на процессы внедрения инноваций, а также роль государства в развитии венчурного бизнеса с позиций тех важных функций, которые может с высокой степенью эффективности выполнять венчурный капитал в современной рыночной экономике.

Результаты взаимодействий государства, финансовых структур, науки и промышленности должны получать количественное измерение, с тем чтобы оценивать уровень их влияния на уровень инновационной активности промышленного комплекса.

Исходя из установленных взаимосвязей между использованием финансового потенциала промышленного комплекса и уровнем его инновационной

активности [20], представляется необходимым выявление финансовых ресурсов, за счет которых обеспечивается инновационное развитие промышленного комплекса. Это требует сбора и обработки таких сведений, которые наиболее полно отражают изменения в тех или иных процессах, относительно легко поддаются систематизации и обобщению в количественной форме.

Наиболее эффективный способ решения этих задач - проведение мониторинга финансовых ресурсов, способного аккумулировать большие объемы информации по показателям финансового обеспечения инновационного раз-

вития промышленного комплекса, в разрезе показателей, характеризующих уровень использования имеющегося финансового потенциала и результаты взаимодействий финансовых структур, научных организаций и промышленных предприятий (табл. 2, рис. 2). Такой подход объединяет факторы финансового обеспечения инновационного развития промышленного комплекса, выявляет их взаимозависимость, что является необходимым условием обоснованной оценки инновационной активности промышленного комплекса и факторов ее динамики.

Таблица 2 - Показатели финансового обеспечения инновационного развития _промышленного комплекса_

Составляющие финансового обеспечения инновационного развития ПК

Показатели использования финансового потенциала развития ПК

Показатели сотрудничества и взаимодействия финансовых структур, научных организаций и промышленных предприятий

и ф

я и н а

т

О (О

з

С То ' па

с

и е

2

я л в а т с о с

н е н о п

5

о К

1. Гранты (безвозмездные субсидии) в финансировании исследований и разработок, %_

2. Отношение внутренних затрат на исследования и разработки в ПК к общей сумме затрат на исследования и разработки, %

3. Внутренние текущие затраты на фундаментальные исследования, в % к общей сумме внутренних текущих затрат на исследования и разработки в ПК, %;_

4. Интенсивность затрат на технологические инновации, руб./руб.

5. Сумма собственных средств предприятий в финансировании инноваций, %_

6. Затраты собственных средств на обучение и подготовку персонала, связанные с инновациями собственными силами в сумме затрат на инновации, %_

и

а

в

т

с

е

ч

и

н ю

с!

>

р

т

о К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с П

в

е

3 >5

ю я л и в т с

в

а е

т с о с с! о 5

и

П а

т з

н в

е

н

о

п

5

о

К

1. Венчурное финансирование на рубль технологических затрат, %

2. Средства внебюджетных фондов в финансировании технологических инноваций, %

3. Доля во внутренних затратах на исследования и разработки средств, полученных на выполнение заказов предприятий ПК, %

4. Доля кредитов и займов в финансировании инноваций, %_

5. Доля иностранных инвестиций в финансировании инноваций, %

Направления мониторинга

/-*-N

Оценка показателей

фин. обеспечения

инноваций

Уровень использования фин.

потенциала развития ПК

Уровень сотрудн. и взаимодействия фин. структур, научных организаций и промышл. предприятий

Показатели

МОНИТОРИНГ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПК Инструментарий мониторинга

Выявление инно-вац. отраслей ПК

Результат мо ниторинга

Выявление изменений фин. возможностей для внедрения инноваций

уровень использования собственных средств для внедрения

МЫЫППЯ1 1ММ

уровень использования бюджетных средств

уровень исп.банковских кредитов

уровень исп. внебюдж. источников

уровень исп. др. источников финансирования инноваций

Выявление тесноты взаимодействия финансовых структур и производства

Правовое регул, и фин. поддержка трансфера технологий

Меры, повышающие ИА ПК

_*_

Совершен, механизмов зарождения новых предприятий

Рисунок 2 - Мониторинг финансовых ресурсов инновационного развития ПК

Мониторинг, обеспечивающий качественную оценку финансовых источников инновационного развития промышленного комплекса, тесно связан с необходимостью:

- уточнения порядка учета расходов на НИОКР, а также налогового учета затрат на создание нематериальных активов собственными силами предприятия, что должно способствовать, прежде всего, точному расчету эффективности инновационных проектов;- обеспечения единых подходов к стоимостной оценке объектов интеллектуальной собственности, что является основой для развития взаимодействий между субъектами инновационной деятельности, так как эти объекты могут служить залогом при банковском кредитовании, могут быть использованы для вложения в уставные капиталы малых инновационных предприятий с участием государства, крупных предприятий, финансовых структур и университетов;

- изменения порядка учета нематериальных активов и отражения в формах отчетности предприятий по инновационной деятельности показателей объектов промышленной собственности, приобретенных в форме прав на патенты, лицензий, с выделением из них: поставленных на баланс в отчетном году и использованных в производственно-коммерческой деятельности для получения экономического эффекта. А также, важным является выделение из числа поставленных на баланс объектов промышленной собственности, созданных собственными силами организации.

Эти направления могут быть реализованы через вовлечение в процесс оценки инновационной активности органов власти и статистики всех уровней общественных организаций, - РСПП, ТПП, оценочных компаний, управлений интеллектуальной собственностью на предприятиях. Оценка совместной инновационной деятельности может быть обеспечена не только на основе сведе-

ний предприятий, организаций, но и на основе данных из центров промышленной кооперации, центров производственной кооперации малого и крупного бизнеса и других организаций инфраструктуры содействия развитию кооперационных связей (рис. 3).

Оценка инновационной активности по составляющей использования финансового потенциала и составляющей сотрудничества и взаимодействий (см. табл. 2), основанная на определении обобщающего показателя инновационной активности промышленного комплекса и методика которой отражена в работе [3], должна способствовать выявлению финансовых источников, способствовавших его дальнейшему развитию.

Так, в условиях низкой инновационной активности, вызванной ограниченностью собственных средств у промышленных предприятий и дефицитом бюджетных источников инвестиций, целесообразно использование преимуществ внебюджетного финансирования, что может быть обеспечено созданием центра венчурных инвестиций, осуществляющего свою деятельность в тесном сотрудничестве с венчурным фондом, обеспечивающего деловые контакты частных инвесторов и потенциальных получателей венчурных инвестиций (рис. 4).

При этом:

1. В процессе развития инфраструктуры финансирования инновационных проектов немаловажная роль отводится бизнес-ангелам, вкладывающим свой собственный капитал в эти проекты (индивидуальные инвесторы, ассоциации предпринимателей);

2. В целях установления связей с частыми потенциальными инвесторами и оказания им услуг по консультационной поддержке в поиске наиболее перспективных проектов в структуре государственных учреждений по инновационной политике считается целесообразным функционирование отдела по координации деятельности с неформальными инвесторами.

Оценка

Органы власти

Оценка ИА ПК (отраслей)

Г Л

Оценка сотрудничества и взаимодействия финансовых структур и элементов ПК

Определение реальных потребностей ПК в инвестициях >

Реглам-ия порядка учета, переоценки ОИС*

Реглам-ия проведения стоимостной оценки ОИС

Реглам-ия порядка учета расходов на НИОКР; НМА*

Создание центра мониторинга ИА ПК*

Согласование состава показателей 4

со

00 §

ir'

CD

s

СО Ю

0

1

§

CD-CD

I

CD CD

0 Q

3

1

Общественные организации

РСПП, ТПП и их per. отделения;ассоциации, союзы, центры и др.

Оценочные компании; межотрасл. центры независ. оценки

Управления ИС

Федеральные

тер. органы статистики

-*-

1. Совершен. стат. учета (форм стат. набл.)

Организация мониторинга по направлениям

V

ОИС* - объекты интеллектуальной собственности; НМА* - нематериальные активы.

Рисунок 3 - Нормативно-правовое обеспечение оценки финансовых ресурсов

инновационного развития ПК

Агентство по инвестиционной и инновационной политике МЭРТ

1.Научно обоснованное принятие решений в обл. инноваций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Оценка инвестиц. рисков и их снижение; 3. Контроль за внедрением передовых технологий в ПК

Фонд венчурных инвестиций

- создание благ. условий для инновац. предпринимательства;

- развитие практики доверительного управления капиталом

Финанс-ие внедрения проектов

Отдел по координации деятельности с формальными неформальными инвесторами

*

проекты

А

Центр венчурных инвестиций

-привлечение и подготовка проектов;

-сотрудничество с Российской сетью трансфера технологий;

-изучение востребованности результатов реализации инн-новац.проектов; -изучение предпочтений инвесторов

Рисунок 4 - Схема организации внебюджетного (венчурного) финансирования

инноваций в ПК

Степень использования результатов мониторинга (наряду с данными статистического наблюдения) для разработки мер по улучшению финансового обеспечения процесса внедрения инноваций в промышленном комплексе будет зависеть от охвата различных форм совместной инновационной деятельности и от конкретизации показателей, характеризующих уровень использования финансового потенциала и тесноту взаимодействия между элементами ПК в инновационной сфере.

Дальнейшее исследование направлено на оценку влияния банковского кредитования (собственных средств, бюджетного и внебюджетного финансирования) на стратегии промышленных предприятий по формированию денежных фондов их инновационного развития

Таким образом, в процессе выявления финансовых ресурсов инновационного развития промышленного комплекса является важным определение не только изменений в использовании финансового потенциала этого развития, но и тесноты взаимодействия финансовых структур, науки и промышленности. Посредством оценки уровня использования промышленными предприятиями собственных средств, банковских кредитов (в том числе льготных), бюджетных и внебюджетных средств, и источников обеспечивается выявление отраслей промышленного комплекса, определяющих его инновационное развитие, и изменений финансовых возможностей для внедрения инноваций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Демильханова Б.А. Промышленный комплекс как элемент национальной инновационной системы //Вестник ИНЖЭКОНА. 2011. №7. С. 354 - 359.

2. Шевченко И.В. Теоретические и практические аспекты государственного регулирования инновационной

сферы как элемента инновационной системы России /И.В.Шевченко, Е.Н. Александрова //Финансы и кредит. 2007. №31. С.67-75.

3. Демильханова Б.А. Методика оценки инновационной активности промышленного комплекса //Экономический анализ: теория и практика. 2013. №19 (322). С.17-26.

4. Drucker P.F. Technology, management and society. - New York and Evasnton, 1961. 209p.

5. Bessant J., Grunt M. Management and manufacturing innovation in the West Germany. - Cower, 1985. p.252.

6. Todtling F., Kaufmann A. Innovation Systems in regions of Europe - A Comparative perspective //European planning studies. Vol. 7. №6. 1999. p. 699-717.

7. Todtling F., Kaufmann A. Systems of Innovation in Traditional industrial regions: The Case of Styria in a Comparative perspective //Regional stud-ies,Vol.34.1, 2000. pp. 29-34.

8. Freeman Ch. Measurement of output of research and experimental development. - Unesco, 1969. p.66.

9. Шелехова Н.В. Проблемы и пути совершенствования инновационной деятельности российских предприятий: монография - М.: МАКС-Пресс, 2010. 72с.

10. Семенов А.С. Венчурное финансирование инновационной деятельности //Инновации. №1. 2006. С.29-35.

11. Герасин А.Н. Экономические регуляторы обеспечения устойчивости производства. ИМ.: МГИУ, 2010. 151с.

12. Дунаев Э.П. Роль государства в создании и функционировании инновационной экономики в России, МАКС Пресс, 2008. 232с.

13. Смирнов Б.М. Государственная инновационная политика России: цели, приоритеты. М.: МЦНТИ, 2001. 162с.

14. Фоломьев А.Н., Ревазов В.Г. Инновационное инвестирование. -СПб.: Наука, 2001. 184с.

15. Бекетов Н.В. Мировой опыт использования механизма венчурного финансирования инновационных процессов //Финансы и кредит. 2008. №11(299). С. 82-85.

16. Murray G.C. A challenging marketplace for venture capital //Long range planning. - Oxford etc. 2000. Vol.25. №6. P.79-86.

17. Сергиенко Я., Френкель А. Венчурные инвестиции и инновационная активность //Вопросы экономики.

2006. №5. С.115-121.

18. Мацнев О.Б. Венчурное предпринимательство: мировой опыт и отечественная практика //Вопросы экономики. 2006. №5. С.122-130.

19. Филин С.А. Инновационно-инвестиционное управление в венчурном бизнесе. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2004. 600с.

20. Демильханова Б.А. Финансовый потенциал развития промышленного комплекса: оценка факторных взаимосвязей //Финансовые исследования. 2013. №2 (39). С.46-59.

REFERENCES

1. Demilhanova B.A. The industrial complex as an element of the national innovative system. //The Engineering and Economic University bulletin. 2011. №7. pp. 354 - 359.,

2. Shevchenko I.V. Theoretical and practical aspects of government control of innovative sphere as an element of the innovative system //Finances and credit.

2007. №31. рр. 67-75.

3. Demilhanova B. A. The policy of assessment of innovative activity in the industrial complex //The economic analysis: theory and practice. 2013 . № 19 (322). pp. 17-26.

4. Drucker P.F. Technology, management and society. - New York and Evasnton, 1961. - p.209.

5. Bessant J. Grunt M. Management and manufacturing innovation in the West Germany. - Cower, 1985. p.252.

6. Todtling F. Kaufmann A. Innovation Systems in regions of Europe - A Comparative perspective //European planning studies. Vol. 7. № 6. 1999 . pp. 699717 .

7. Todtling F. Kaufmann A. Systems of Innovation in Traditional industrial regions: The Case of Styria in a Comparative perspective //Regional studies, Vol.34.1,

2000. -pp. 29-34 .

8. Freeman Ch. Measurement of output of research and experimental development. Unesco, 1969. p.66.

9. Shelehova N. V. Problems and ways of innovative activity improvement at the Russian enterprises: the monograph -M.: MAKS-press, 2010. p.72.

10. Semenov A.S. Venture financing of innovative activity //Innovations. № 1. 2006 . pp.29-35.

11. Gerasin A.N. Economic regulators of ensuring stability of production. IM: MGIU, 2010. p.151.

12. Dunaev E.P. The part of the state in creation and functioning of innovative economy in Russia, the MAX Press, 2008. p.232.

13. Smirnov B. M. State innovative policy of Russia: purposes, priorities. M.: MCNTI, 2001. p.162.

14. Folomyev A.N., Revazov V. G. Innovative investment. - SPb.: Science,

2001. p.184.

15. Beketov N. V. The world experience of use of the mechanism of venture financing of innovative processes //Finance and credit. 2008 . № 11(299). pp.82-85.

16. Murray G.C. A challenging marketplace for venture capital //Long range planning. - Oxford etc. 2000 . Vol.25. № 6. pp.79-86.

17. Sergienko Y., Frenkel A. Venture investments and innovative activity //Economic questions. 2006 . № 5. pp.115121.

18. Matsnev O. B. Venture business: world experience and home practice //Economic questions. 2006 . № 5. pp. 122-130.

19. Filin S. A. The innovative and investment management in venture business. - M.: INIC Ruspatent, 2004. p.600.

20. Demilhanova B. A. The financial potential of development in the industrial

complex: the assessment of factor correlation. //Financial researches. 2013 . № 2 (39). pp. 46-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.