Мониторинг организационно-правовых основ регулирования комплексной безопасности образовательных организаций
в Российской Федерации
Роговая А. В.1
Ключевые слова,- законодательство, комплексная безопасность, вуз, правовой анализ безопасности, комплексно-интегративный подход, образовательная политика в сфере безопасности, мониторинг, оценка эффективности.
Аннотация. Основная задача статьи состоит в изучении и реализации основных положений законодательства России по вопросам безопасности образовательных организаций, разработки и внедрении нормативных правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию условий для безопасной образовательной деятельности. Выделены приоритетные для образовательных организаций виды безопасности: личная, в т. ч. физическая безопасность, психологическая безопасность студентов, преподавателей и работников, охрана труда и социальное страхование, противопожарная безопасность, антитеррористическая защита и предупреждение экстремизма, санитарно-эпидемиологическая безопасность и медицинское обеспечение, информационная безопасность. Особое внимание уделено созданию системы безопасности российских вузов на основе комплек-сно-интегративного подхода, обеспечивающего нейтрализацию различных угроз, снижение рисков, минимизацию материального и морального ущерба. Предлагается модель мониторинга состояния комплексной безопасности вуза, а также создание системы оценки эффективности обеспечения комплексной безопасности вузов на основе показателей и индикаторов, характеризующих реализацию нормативных требований и уровень удовлетворенности безопасностью, оценку эффективности принимаемых мер.
DOI: 10.21681/2412-8163-2017-2-50-58
А
Х\.нализ нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности образовательных организаций, анализ соответствующих материалов Минобрнауки России и отдельных вузов показал наличие обширной законодательной базы обеспечения безопасности образовательных учреждений, однако в основном представлены регулирующие запретительные меры с соответствующими гипотезами, диспозициями и санкциями2. В свою оче-
2 Правовую основу для формирования системы безопасности в любой образовательной организации составляют: Конституция РФ, федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности», «О полиции», «Об оружии», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др., Трудовой, Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный и иные кодексы РФ, а также Указы, распоряжения и послания Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъек-
редь, именно социально-правовое измерение безопасности образовательной организации является одной из наиболее актуальных по целому ряду причин.
Основным законом, формирующим правовую базу и предопределяющую смысл и содержание обеспечения безопасности образовательных организаций, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по созданию безопасных условий обучения, воспитания, охраны жизни и здоровья воспитанников и работников во время образовательного процесса. Подходы к обеспечению безопасности в образовательных учреждениях установлены в Федеральном законе от 28.12.2010 г. №Э90-ФЗ «О безопасности».
тов РФ, решения, постановления, приказы, положения и иные документы, регулирующие вопросы безопасности.
1Роговая Анастасия Владимировна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра региональной социологии и конфликтологии Института социологии РАН, начальник научно-исследовательского отдела ФБУ «НЦПИ при Минюсте России», Российская Федерация, г. Москва.
E-mail: av_rogovaya@mail.ru
В настоящее время и на уровне Минобрнау-ки России, и на уровне региональных, областных и муниципальных органов власти, ответственных за вопросы образования и науки, наиболее полно проработана система обеспечения комплексной безопасности в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях. Что касается высших учебных заведений различного уровня, то обеспечение безопасности, тем более, комплексной безопасности уделяется меньше системного внимания. Скорее, обеспечение безопасности студентов и сотрудников полностью в зоне «творчества» самих высших образовательных организаций.
Понятие комплексной безопасности образовательной организации
В последнее время значительно вырос научный и практический интерес к вопросам обеспечения комплексной безопасности. При этом, сами понятия «комплексная безопасность» и «комплексная система безопасности» не нашли отражения в законодательстве. Так, в Концепции комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (утв. МЧС России 16.02.2010, МВД России 19.02.2010, ФСБ России 16.03.2010) основной целью создания Комплексной системы является обеспечение безопасности объектов защиты путем снижения вероятности реализации угроз природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера за счет:
> предотвращения кризисных ситуаций путем оснащения объектов защиты техническими средствами обеспечения безопасности и инструментальными средствами контроля функционирования средств (систем) жизнеобеспечения;
> эффективного мониторинга текущей обстановки и представления информации для действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц администраций объектов, обеспечивающей своевременность принятия управленческих решений.
Под комплексной системой безопасности образовательной организации мы понимаем не только совокупность организационно-правовых, программно-аппаратных, инженерно-технических и силовых мер, методов и средств [1], но и кадрового, финансово-экономического и информационного характера мер, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, направленных на обеспечение безопасного
функционирования и защиту образовательной организации.
Обеспечение комплексной безопасности зависит не только от оснащённости объектов образования современной техникой и оборудованием, но, прежде всего, от компетентности людей, отвечающих за безопасность от подготовленности учащихся, воспитанников и сотрудников образовательных организаций к действиям в чрезвычайных ситуациях[2].
Именно образовательная организация осуществляет взаимодействие и координацию, обеспечивает разработку и реализацию необходимых мероприятий по обеспечению безопасности по таким основным направлениям, как противопожарная, антитеррористическая, санитарно-эпидемиологическая, информационная безопасность, безопасность труда3.
Специфика образовательной организации
Построение эффективной комплексной системы обеспечения безопасности должно происходить с учетом специфики образовательной организации и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации. Нынешнее положение дел в вопросах обеспечения безопасности можно представить на примере категории образовательных учреждений (см. таблицу).
Для обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций необходимо объективно оценить современное состояние безопасности образовательной организации, проанализировать состояние правового обеспечения комплексной безопасности, в том числе выявить нарушения законодательства и иных нормативных правовых и локальных актов, устанавливающих требования и стандарты к обеспечению безопасности образовательного процесса [3].
Главными целями и задачами комплексной безопасности образовательной организации являются:
> обеспечение устойчивого функционирования образовательной организации и предотвращение угроз ее безопасности;
3 См.: Методические рекомендации по организации проведения проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу учебного года разработаны Минобрнауки России в развитие совместного письма Миноб-рнауки России, МЧС России, Роспотребнадзора от 12 марта 2008 г. № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23
Таблица 1. Категории вузов
Категория вуза Вид образовательного учреждения Формы взаимодействия Особенности организации взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет Особые формы взаимодействия с территориальными органами МВД России и МЧС России Наличие специализированных территориальных подразделений МВД России и МЧС России на объектах данных вузов
2 Федеральный университет Обязательная отработка форм взаимодействия с территориальными подразделениями МВД России, МЧС России и Росгвардии Обязательное планирование совместных действий с территориальными подразделениями МВД России, МЧС России и Росгвардии
3 Национальный исследовательский Университет
4 Региональный опорный университет Вопросы организации взаимодействия с органами МВД России, МЧС России и Росгвардии определяются в индивидуальном порядке
5 Другие образовательные организации высшего образования
> охрана жизни, физического и психологического состояния и здоровья учащихся и работников;
> недопущение и профилактика угроз террористических актов на территории организации и приписанных к ней объектов, материально-технических средств;
> недопущение порчи и уничтожения ценностей и имущества вуза и людей;
> недопущение разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения информации ограниченного доступа.
> Основными элементами системы обеспечения комплексной безопасности образовательной организации является наличие правовых и организационных документов по безопасности образовательной организации:
> комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;
> комплект внутренних приказов и документов по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);
> номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.
> методические документы по безопасности (методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам, педагогическим работникам, охране; памятки и рекомендации для учащихся, работников).
Анализ материалов российских высших образовательных организаций позволяет сделать вывод, что, как правило, выделяют следующие виды и угрозы безопасности и, соответственно, принимаются или не принимаются определенные меры по их обеспечению. Это:
> личная (в т.ч. физическая и психологическая) безопасность;
> пожарная безопасность;
> антитеррористическая безопасность и профилактика правонарушений;
> санитарно-эпидемиологическое, гигиеническое и медицинское обеспечение;
> информационная безопасность;
> техническая (инженерно-эксплуатационная) безопасность.
Все они являются взаимозависимыми и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
Обеспечение личной (в т.ч. физической и психологической) безопасности
Личная безопасность образовательной организации - состояние образовательной среды, свободное от проявлений физического и психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников, а также соблюдение правил техники безопасности и охраны труда.
В свою очередь, физическая безопасность -это обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрез-
вычайных ситуациях, охраны труда. Поскольку состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из основных критериев обеспечения безопасности учащихся, преподавателей и персонала ОО, данный вид угрозы необходимо выделить отдельно.
Физическая охрана образовательных организаций обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) выявления потенциальных нарушителей режимов, установленных на объектах (территориях), и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) минимизации возможных последствий и ликвидации угроз совершения террористических актов на объектах (территориях).
Важным компонентом безопасной среды является обеспечение комфортного психологического пространства в образовательных организациях различного типа. Под психологической безопасностью образовательной среды понимается наличие в образовательной организации благоприятного морально-психологического климата, включая низкий уровень конфликтности и соблюдение норм безопасности труда.
Психологическая безопасность образовательной среды - одна из характеристик, которая становится значимой в связи с ростом психологического насилия в процессе взаимодействии детей, педагогов, родителей и администрации образовательных организаций, наличия подростков с суицидальными наклонностями.
В числе мер по развитию политики формирования здорового образа жизни учащихся указана разработка системы первоочередных мер по предотвращению суицида, включая организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с учащимися, воспитанниками4.
Затраты на поддержание психологического комфорта и предотвращение негативных изменений психофизиологических свойств личности
4 В целях реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. приказом Минобрна-уки России от 10 июня 2016 г. № 706 создана рабочая группа по разработке «Концепции развития психологической службы в системе образования», утвержден Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования (Приказ Минобрнауки России от 16.06.2014 г. № 658).
оказываются существенно меньше, чем затраты на ликвидацию последствий техногенных катастроф самого разного масштаба, происходящих по вине человека.
Одним из определяющих факторов успешного функционирования образовательной организации является обеспечение безопасности учащихся и соответствующее снижение травматизма среди них. При этом особую актуальность приобретают вопросы организации работы по охране труда и профилактике травматизма обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса [4].
Договоры страхования являются частью правового, а также финансового и психологического обеспечения безопасности для обучающихся, работников образовательной организации5. Однако руководители органов управления образованием и образовательной организации, а также родители пока еще недостаточно эффективно используют различные формы страхования. Об этом свидетельствуют многочисленные затруднения с компенсацией ущерба при травмах, авариях и проис-шествиях[5].
Поскольку требования к обеспечению безопасности образовательного процесса устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации, особое значение в работе по профилактике предназначено разработке инструктивно-методической документации, касающейся различных аспектов организации работы по обеспечению безопасности образовательного процесса как с обучающимися, так и с педагогическими работниками.
Обеспечение пожарной безопасности6
Пожарная безопасность является важнейшим элементом обеспечения безопасности об-
5 В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ», Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» работодатель должен обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, организовать проведение инструктажей, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.
6 Во избежание уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности необходимо руководствоваться нормами законодательства о противопожарной безопасности, в первую очередь федеральными законами «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, а также национальными стандартами, правилами и иными действующими нормативными актами в области пожарной безопасности.
разовательной организации. Одной из важных и актуальных проблем является предотвращение несчастных случаев связанных с пожарами в учебных заведениях.
Пожарная безопасность состоит из двух основных направлений: предупреждения и тушения возникших пожаров.
В каждой образовательной организации должны быть инструкции о мерах пожарной безопасности в структурных подразделениях и на отдельные помещения, планы эвакуации людей, инструкции и другие эксплуатационные технические документы, содержащие требования пожарной безопасности в соответствии со спецификой деятельности образовательного учреждения.
В образовательных организациях осуществляется обязательное обучение учащихся и работников мерам пожарной безопасности. Работники образовательных организаций должны допускаться к работе только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности, которое осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (п. 3 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).
Обеспечение антитеррористической безопасности7
Особую угрозу безопасности обучающихся, находящихся в образовательной организации,
7 Основные направления государственной политики по противодействию терроризму и экстремизму в сфере образования, а также меры по предупреждению и пресечению террористических проявлений в образовательных учреждениях представлены в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009),
Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753). Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму» Министерство образования и науки Российской
Федерации разрабатывает и обеспечивает реализацию комплекса мер, предусматривающего организацию в сфере образования и науки эффективного противодействия терроризму, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. С
10 апреля 2015 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», в соответствии с которыми в каждой образовательной организации (школы, вузы, институты, учреждения дополнительного образования) разрабатывается Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности).
представляет терроризм (в том числе с точки зрения масштабов возможных жертв, создания атмосферы всеобщего страха, массового стресса). Практика показывает, что образовательные организации могут стать объектами террористических атак, как это произошло, например, в 2004 г. в г. Беслан при захвате террористами здания школы с находящимися в ней учащимися [7]. Важно отметить также и то, что широкое распространение получили ложные сообщения о минировании различных объектов, в том числе учреждений образования.
По данным проверки Генпрокуратуры России в деятельности Минобрнауки России были выявлены многочисленные факты дискриминации граждан в системе образования в зависимости от национальности и языка. В целях преодоления негативного отношения молодежи к представителям иных национальностей, недопущения нарушений общественного порядка во многих вузах были разработаны программы, специальные мероприятия по решению проблем экстремистской безопасности [8].
В ряде образовательных организаций вводится такая оценка эффективности обеспечения антитеррористической защищенности как наличие и исполнение паспорта антитеррористической защищенности. Данный тип документа позволяет провести всесторонний анализ возможных угроз, противоправных действий в образовательном учреждении, таких как: диверсионно-террористи-ческие проявления, захват заложников, массовые беспорядки, проявления экстремизма, применение отравляющих веществ, поджог (пожар), применение взрывчатых веществ.
Для обеспечения мер безопасности в образовательных организациях должны быть установлены системы видеонаблюдения и электронных пропусков, пожарной и охранной сигнализации, а также канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В свою очередь, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, в том числе установку систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях8.
8 См.: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
В университетах, находящихся в потенциально опасных регионах, осуществляется подготовка учащихся по вопросам антитеррористической пропаганды. На примере ФГБОУ ВПО СевКавГГТА можно увидеть, что учебно-воспитательная информация по вопросам профилактики идеологии экстремизма носит опережающий характер, т.е. начинается с первого курса, и способствует предотвращению социальных отклонений, стрессовых и конфликтных ситуаций в период обучения, формированию культуры безопасности. В комплексную программу идеологической работы в вузе включены проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде, где особая роль отводится не формальной, а системной пропаганде правовых знаний, информированию обучающихся об уголовной ответственности за террористические деяния, а также введение в учебный процесс элементов антитеррористического образования.
Так, в Адыгейском государственном университете весной 2016 г. принята концепция как вариант оперативного вмешательства в ситуацию в случае роста экстремистских проявлений в студенческой среде. Ее реализация предполагает формирование правового сознания молодежи, ее информирование о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности.
На сайтах и интернет-порталах этих вузов размещена информация, посвященная вопросам профилактики экстремизма и терроризма. Это в основном правовые материалы и информационные материалы по противодействию терроризму в Российской Федерации и личной безопасности граждан, рекомендации по правилам личной безопасности. В отдельных вузах также разработаны собственные концепции профилактики и противодействия экстремизму в молодежной среде9. Однако в целом эти материалы отрывочны, не систематизированы и не дают комплексного представления о программе вуза по профилактике экстремизма и терроризма.
9 С целью систематизации работы в образовательных учреждениях, в том числе в вузах, по профилактике экстремизма и терроризма и во исполнение пункта 2.1 протокола заседания Национального антитеррористического комитета от 12 апреля 2016 г. Минобрнауки России направил руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях.
Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности10
Санитарно-эпидемиологическая безопасность обеспечивается путем соблюдения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов11.
Обязанности образовательных организаций в сфере обеспечения безопасности, охраны здоровья обучающихся закреплены в ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в т. ч.:
> оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
> организацию питания обучающихся;
> определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
> пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
> организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
> прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
10 Система обеспечения эпидемиологического благополучия населения базируется на комплексе профилактических и противоэпидемических мероприятий. С этой целью Ми-нобрнауки России разработаны методические рекомендации ((«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106; «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» письмо Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2012 г. № 06-731; «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений» приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2012 г. № 213н/178; «О направлении методических рекомендаций по организации обучения» (вместе с «Рекомендациями по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми» письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-843/07).
11 См.: Федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ,
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
> профилактику и запрет курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
> обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
> профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечивающаяся соблюдением установленных требований к помещениям, коммуникациям, электронной технике, используемой в учебном процессе, соблюдением правил безопасности и пр.;
> проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
> обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Обеспечение информационной безопасности
В целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы (ст. 98 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Формирование информационных ресурсов в указанных системах возложено на Рособрнадзор и региональные органы управления образованием, а ответственность за надлежащую защиту персональных данных возлагается на организации, в которых персональные данные обрабатываются.
В этой связи Минобрнауки России ввело в эксплуатацию информационную систему комплексной оценки безопасности и с целью информационного обмена между заинтересованными органами государственной власти и управления по вопросам подготовки образовательных организаций к началу нового учебного года и их комплексной безопасности12.
Поскольку нарушение законодательства о персональных данных влечет за собой граждан-
12 Совместное письмо Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12 марта 2008 г. № АФ-102/09; 43828-19; 05/2050-8-23, приказ Минобрнауки России от 23 июля 2008 г. № 213 «Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году».
скую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность, всем образовательным организациям необходимо определить перечень, цели и порядок обработки персональных данных, назначить ответственных за работу с персональными данными, а также обеспечить размещение и охрану средств хранения и обработки персональных данных13.
С целью организации работы по ограничению доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети «Интернет», содержащим информацию, причиняющей вред здоровью и (или) развитию обучающихся, а также не совместимую с задачами образования, Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны единая система контент-фильтрации доступа к сети «Интернет», не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся, методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих ограничение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети «Интернет»14.
Поскольку основной целью системы информационной безопасности является обеспечение конфиденциальности, целостности, доступности используемой в образовательной организации информации, необходимо иметь локальные правовые акты, регламентирующие порядок использования ресурсов сети Интернет, правила использования сети Интернет в образовательной организации, инструкции для работников о порядке действия при осуществлении контроля использования учащимися сети Интернет, ответственных лиц, контролирующих доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет.
Мониторинг обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций
Оценка готовности образовательных учреждений с точки зрения безопасности осуществляется комиссиями с участием представителей МЧС России, МВД России, ФСБ, Минрегиона, Минфина.
13 См.: Ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
14 См.: «О правилах подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет» (письмо Минобрнауки России от 28 сентября 2011 г. № АП-1057/07), «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» (письмо Миноб-рнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03).
При этом, несмотря на множество мер, принимаемых Минобрнауки России во взаимодействии с представителями МЧС России, МВД России, ФСБ, Минрегиона, Минфина, государственную политику в отношении обеспечения безопасности нельзя считать системной и в одинаковой степени охватывающей все уровни образования. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. предусматривается формирование у обучающихся культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся. Вместе с тем, вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений не выделены в числе отдельной задачи программы или индикаторов реализации программы.
В отдельных российских вузах вводятся программы по осуществлению комплексной системы безопасности. Вместе с тем, не все вузы включают в свои программы развития разделы и целевые индикаторы по обеспечению собственной безопасности. Можно привести лишь отдельные примеры: «Комплексная безопасность Оренбургского государственного университета на 2011-2015 гг.», «Комплексная система безопасности университета на 2015-2020 гг.» Пензенского государственного университета и др. Особого внимания заслуживает опыт Российского Университета дружбы народов, где сформирована многоуровневая система обеспечения комплексной безопасности [9].
В настоящее время в законодательстве заметна тенденция регламентации проведения мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных организаций, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании15.
Минобрнауки России проводит комплекс мероприятий по мониторингу деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и филиалов, в качестве основных показателей эффективности деятельности образовательных организаций установлены соответствие деятельности образовательной организации законодательству РФ в области образования, а также обеспечение комплексной безопасности и охраны труда в образовательной организации16.
15 См.: Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»
16 См.: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая
2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной поли-
С целью создания единого информационного пространства в сфере защиты общественной безопасности, эффективных механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам создания и функционирования системы разработан аппаратно-программный комплекс технических средств (АПК) «Безопасный город»17. Комплекс представляет собой информационно-аналитическую систему мониторинга текущей обстановки, массмедиа и различных баз данных, которая может использоваться для анализа источников угроз сразу по нескольким направлениям, прогнозирование развития ситуации, оповещение и распределение сил правопорядка, повышая эффективность их работы. В то же время в образовательных организациях России и, в частности, в высших учебных заведениях эти наработки пока находят лишь частичное использование. Это обстоятельство связано в т.ч. с недостаточной теоретико-методологической, концептуальной и технологической проработкой проблемы обеспечения комплексной интегрированной безопасности вузов с использованием автоматизированных информационных систем, в т.ч. в мониторинговом режиме [10].
Выводы
Обеспечение безопасности образовательных учреждений является одним из важных направлений Министерства образования и науки РФ, подведомственных ему региональных и областных департаментов образования и науки, а также региональных, областных и муниципальных органов власти ответственных за вопросы образования и науки. Наличие организационно-распорядительной документации по обеспечению комплексной безопасности, правовая информированность рассматривается как фактор безопасности образовательной среды, определяющий правовую ответственность, позицию социальной активности субъектов, как инструмент реализации права и способ применения его предписаний в безопасном поведении.
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных организаций
тики в области образования и науки», Приказ Минобрнауки России от 1 августа 2013 г. № 637 «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования»), Приказ Минобрнауки России от 8 ноября 2010 г. № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации»
17 Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2014 № 2446-р «Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса технических средств (АПК) «Безопасный город».
и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования современными техническими устройствами и оборудованием, но от степени профессионализма управляющего этим оборудованием персонала, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных организаций и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогическими работниками.
На основе изучения возможных угроз безопасности образовательных организаций нами установлены следующие приоритетные направления деятельности:
> совершенствование нормативно-правового обеспечения комплексной безопасности;
> разработка проектов научно обоснованной нормативной правовой базы по комплексной безопасности;
> совершенствование системы управления комплексной безопасностью образовательных организаций, в том числе, разработка эффективных механизмов управления комплексной безопасностью и распределение функций, обеспечивающих отдельные аспекты комплексной безопасности между должностными лицами образовательных организаций;
> определение показателей и организация системного мониторинга комплексной безопасности образовательных организаций.
Нормативными правовыми актами Миноб-рнауки России и локальными нормативными и распорядительными актами образовательной организации должны быть закреплены:
> порядок реагирования на информацию о возникновении угроз комплексной безопасности;
> информация о правовых последствиях поданных судебных исках к Образовательной организации, представляющих угрозу безопасности.
> информация от органов прокуратуры о возможных нарушениях представляющих угрозу безопасности
> определение обоснованного и необходимого состава нормативных и методических документов, определяющих порядок проведения работ по созданию (модернизации) системы обеспечения комплексной безопасности образовательной организации в соответствии с требованиями правовых документов федерального и регионального уровней и стандартов по безопасности.
Статья подготовлена в рамках НИР по проекту государственного задания «Разработка научно-методических основ системы мониторинга состояния безопасности в подведомственных организациях Минобрнауки России в режиме онлайн».
Литература
1. 1. Байханов И.Б. Обеспечение безопасности образовательных организаций в ходе реализации проекта «Наша новая школа» // Казанский педагогический журнал, вып. 6-3, 2015. С. 21-23.
2. 2. Аветисьянц Г.Г. Актуальные проблемы обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций / Конфе-ренциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 206-209.
3. 3. Загребина Е.И. К вопросу комплексной безопасности образовательных учреждений // Казанский педагогический журнал. 2015. № 1 (108). С. 97-103.
4. 4.Закотнова Е.Ю. Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды: факторы риска, угрозы и условия / Закотнова Е.Ю., Корытова Г. С. // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 9 (162). С. 96-102.
5. 5. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Учеб. пос. / С. В. Петров, П. А. Кисляков. М.: Издательство «Русский журнал», 2010. С.43.
6. 6. Зекиев Э. В., Кабиров Т. Р. Теоретические аспекты пожарной безопасности в образовательных учреждениях // Инновационные педагогические технологии: Мат. IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 53-55.
7. 7. Аникеева, О. Б. Комплексный подход к проблеме обеспечения безопасности образовательных учреждений / О. Б. Аникеева // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2011. № 8 (420).
8. 8. Кирдянкина Т.Н. Правовые механизмы обеспечения экстремистской безопасности в системе образования Российской Федерации // Психолого-педагогические вопросы обеспечения социальной безопасности детей и молодежи / V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2013» / Электронный ресурс: http://www.scienceforum.ru/2013/151/2189 (дата обращения: 21.02.2017).
9. Комплексная безопасность высшего учебного заведения. Учеб. пос. / Отв. ред. Е. Л. Щесняк, В. Г. Плющиков, В. С. Побыва-нец. М.: РУДН, 2011. 768 с.
10. Дулясова М.В., Маркин В.В. «Безопасный университет» в социально-проектной дискурсе: мониторинг и оценка эффективности // Власть. 2016. № 12. С. 129-135.