2. Внедрение до конца 2015 г. «нового глобального стандарта» - автоматической системы общего пользования налоговой информацией. Планируется создание единой базы данных, в которой будут содержаться не только имена вкладчиков и названия компаний, но и причитающиеся им дивиденды, проценты по вкладам и другие доходы.
Идея о глобализации налоговой системы созрела давно. Налоговые органы и антикоррупционные группы все активнее призывают к ней, указывая на то, что крупные компании становятся все более многонациональными и находят все больше способов не платить ежегодно около 300 млрд долл. налогов по доходам ни в одной из юрисдикций. Так, «налоговые гавани» попали под более пристальное внимание после того, как в апреле 2013 г. произошла утечка информации, которая раскрыла информацию о тысяче налоговых уклонистов по всему миру. Британская Guardian опубликовала результаты расследования Международного консорциума журналистов (International Consortium of Investigative Journalists - ICIJ). Как сообщается, в распоряжение международных СМИ попали более 2,5 млн файлов в виде электронной переписки, а также других документов, касающихся более 120 тыс. компаний, зарегистрированных в офшорной зоне на Британских Виргинских островах.
Именно поэтому уклонение от налогообложения путем перевода средств из страны в страну подрывает финансы наших государств и веру граждан в справедливость налоговой системы. «Прибыли должны облагаться налогами в тех местах, где их генерирует экономическая активность, а также там, где происходит прирост капитала», - говорится в коммюнике G20.
Инициатором внедрения системы международного обмена данными о налогах была Великобритания, которой удалось получить письменное согласие на внедрение соответствующего «глобального стандарта» от 50 стран.
В августе 2013 г. к этой инициативе присоединился Китай, дав согласие на доступ к своей информации.
Таким образом, раскрывать информацию о суммах уплаченных налогов решили все двадцать стран 020, что позволит «Большой двадцатке» ввести новую систему в рамках своего клуба, а затем расширить ее, привлекая другие государства.
Также лидеры 020 пообещали помогать развивающимся странам отслеживать денежные потоки в «налоговых гаванях» для нахождения налоговых уклонистов.
Автоматическая система обмена налоговой информацией будет важным инструментом для борьбы с налоговыми минимизаторами и предотвращения новых глобальных финансовых кризисов.
В связи с мировой тенденцией борьбы с минимизацией в налогообложении возникает насущная необходимость в принятии внутреннего законодательства, которое бы обеспечивало риск-ориентированный мониторинг данных операций, построение эффективных механизмов мониторинга трансфертного ценообразования и манипулирования таможенной стоимостью продукции.
1. Ермакова Е.А. Оценка масштабов уклонения от уплаты налогов в России // Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения / под ред. И.А. Майбурова, А.П. Кириенко, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
2. Ермакова Е.А. Российская практика противодействия уклонению от уплаты налогов: борьба с «однодевками» // Налоги и финансовое право. 2012. № 9.
3. Ермакова Е.А., Вотчаев А.А., Барулин С.В., Степанен-ко В.В. Налогообложение и цены. Саратов: СГСЭУ, 2010.
4. Серебрянський Д.М. «Втеча» капггалу i тЫьова мiжнарод-на торпвля в УкраТнг зв'язок, макроекономiчнi ефекти / Д.М. Серебрянський, А.М. Вдовиченко // Вюник Нацюнального банку УкраТни. 2012. № 11.
5. ТЫьова мiжнародна торпвля: макроекономiчна теорiя та фюкалын наслщки для УкраТни / А.М. Вдовиченко, А.1. Зубриць-кий, О.М. Рубцов, Д.Я. Семир'янов, Д.М. Серебрянський; за заг. ред. Д.М. Серебрянського. К: Алерта, 2014.
6. Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting, OECD Publishing. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264202719-en.
УДК 336.221
Мария Александровна Троянская,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет
Елена Александровна Ермакова,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
МОНИТОРИНГ МИРОВОГО ОПЫТА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Для достижения стабильности экономического развития страны необходим точный выбор налоговых инструментов. Целью статьи является рассмотрение и обобщение зарубежной практики налогового регулирования и использования его инструментов. Систематизированы государственные методы налогового регулирования, применяемые в мировой практике. Определено, что часто используемыми инструментами являются налоговые льготы. В работе подробно рассматриваются применяемые в развитых зарубежных странах виды налоговых ставок и льгот
по налогу на прибыль компаний, налогу с доходов физических лиц и налогу на добавленную стоимость. По результатам исследования выделены направления льготирования, применяемые за рубежом. На основе проведенного анализа выявлено, что инструменты налогового регулирования в разных странах одинаковы, однако имеют некоторые особенности, которые связаны с разным уровнем развития экономики.
Ключевые слова: налоговые льготы, налоговое льготирование за рубежом, направления налогового льготирования.
M.A. Troyanskaya, Ye.A. Yermakova
AN OVERVIEW OF THE WORLD EXPERIENCE OF FISCAL REGULATION
The paper states that in order to achieve stability of economic development it is necessary to have a precise choice of tax instruments. The paper aims to review and summarize foreign tax management experience and use its tools. The authors systematize state tax regulation methods used globally, conclude that tax benefits are the commonly used tools and consider in detail various kinds of tax credits and tax exemptions on corporate profits tax, personal income tax and value added tax used in other developed countries. The paper identifies trends in giving tax preferences applied abroad. Based on the original analysis the authors reveal that the instruments of tax regulations in different countries are the same, but have specific features that are linked to different levels of economic development.
Keywords: tax incentives, foreign experience of giving tax incentives, types of tax preferences.
Налоговое регулирование выполняет две весьма важные задачи. Первая направлена на регулирование экономики, поскольку через инструменты налогового регулирования оказывается воздействие на социально-экономическое развитие страны; вторая - на упорядочивание существующей налоговой системы. Улучшение налогового регулирования даст возможность стабилизировать социально-экономические, политические процессы, происходящие в России. Для достижения ускоренного роста экономики необходимо найти и внедрить наиболее эффективные налоговые инструменты, что позволит обеспечить более динамичное развитие отраслей экономики [2; 8]. С этой целью рассмотрены существующие инструменты налогового регулирования в зарубежной практике, где наиболее распространены следующие государственные методы:
- отсрочка налогового платежа;
- инвестиционный налоговый кредит;
- налоговые каникулы;
- налоговая амнистия;
- налоговые вычеты;
- выбор, изменения и дифференциация налоговых ставок;
- международные договоры об избежании двойного налогообложения;
- изменение состава и структуры системы налогов;
- замена одного способа или формы налогообложения другими;
- изменение налоговых льгот и скидок, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам;
- полное или частичное освобождение от налогов;
- инвестиционные налоговые скидки;
- амортизационная премия.
Одним из наиболее важных инструментов налогового регулирования являются льготы. Они часто используются за рубежом. Льготы стимулируют развитие той деятельности, на которую они направлены: экономическая активность возрастает в льготных видах деятельности. Налоговые льготы способствуют выравниванию
положения участников экономических отношений, а также стимулируют развитие приоритетных отраслей [1].
Деятельность организаций регулируется и через налоговые ставки. Понижение налоговых ставок влечет за собой рост инвестиций и увеличение объемов производства. Устанавливая различные налоговые ставки, государство определяет дифференцированный подход к разным видам деятельности, в результате чего происходит стимулирование малопривлекательных видов деятельности [3].
Исходя из того, что в зарубежных странах главными инструментами налогового регулирования являются налоговые ставки и налоговые льготы, именно им уделяется большое внимание. Данные методы воздействия на деятельность предприятий следует применять в комплексе.
Тенденции, существующие в мировом налогообложении, показывают, что налоговое регулирование через льготы становится все более направленным на инновационную деятельность. Однако налоговые скидки по-прежнему остаются одним из основных инструментов стимулирования инвестирования.
Широко используются налоговые скидки в Нидерландах, где сферы их применения разнообразны: капитальные вложения, энергосбережение, охрана окружающей среды, инвестиции в капитальные вложения и расходы на оплату труда в области научно-исследовательских разработок, а также на производство кинофильмов.
Наибольшие ставки инвестиционных скидок предусмотрены в Великобритании (175% и 130% - зависит от масштаба предприятия) и Дании (150%). И в той, и в другой стране такие льготы направлены на стимулирование вложений в исследования и разработки. Великобритания применяет четыре вида налоговых скидок на инновационную деятельность: вычет из налогооблагаемой базы расходов на инновационную деятельность для малого и среднего бизнеса (175%), вычет из налогооблагаемой базы расходов на инновационную деятельность для крупных компаний (130%), для малых компаний, не
имеющих прибыли (прямое возмещение затрат), налоговые скидки для компаний, разрабатывающих лекарства против инфекционных болезней [14].
В странах Европы достаточно широко применяется налоговый исследовательский кредит. Например, во Франции он считается основным видом налоговой помощи. Такой кредит состоит из двух частей - простой и приростной кредит. Испания больше дифференцирует налоговые кредиты: в соответствии с налоговым законодательством их десять видов, четыре из них связаны с инвестициями в инновации [5].
Анализ налоговых льгот, применяемых за рубежом, показал, что популярны льготы, стимулирующие инвестиции. В табл. 1 представлены страны и виды льгот, предоставляемые инвесторам. Основываясь на положительном опыте зарубежных государств в использовании инвестиционных льгот, можно предложить предоставление налоговых каникул на 5 - 7 лет. При таких условиях у инвесторов появится стимул для вложения капитала.
Т а б л и ц а 1
Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, по странам мира [7]
Страны Виды льгот
Италия Льготы для инвесторов и налоговые каникулы сроком на 10 лет
Великобритания Льготы для инвесторов, создающих рабочие места и обучающих персонал. Ускоренная амортизация и льготы по налогам
Ирландия Льготы для инвесторов, создающих рабочие места, и налоговые каникулы сроком на 11 лет
Китай Снижение ставки корпоративных налогов и налоговые льготы на реинвестируемую прибыль
Не менее важным направлением льготирования средств за рубежом является научно-инновационная деятельность. Япония первая ввела налоговое стимулирование науки и инноваций в 1967 году. Она предоставляла налоговые кредиты национальным компаниям для увеличения финансирования НИОКР. Можно выделить объемный налоговый кредит (устанавливается пропорционально размерам затрат на НИОКР) и приростной налоговый кредит (определяется исходя из увеличения расходов на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или средним значением за определенный период). Например, Франция использует приростной
налоговый кредит, равный 30% от первых 100 млн евро, вложенных в НИОКР. Кроме того, для новых инновационных компаний, впервые вложившихся в НИОКР, предусмотрена повышенная ставка налогового кредита - 50%.
Во многих странах величина налоговых кредитов постоянна и устанавливается в соответствии с их налоговыми законодательствами, однако в США и Японии существует ежегодный их пересмотр.
Налоговые скидки установлены в Великобритании, Бельгии, Дании и Австралии. Размеры скидок зависят от стоимости внедряемой техники. Например, в Японии -5,3% (для электронной техники и оборудования), в Великобритании - 50% (для 1-го года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и т.п.), в Канаде - 10 - 15% (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании - освоенные или неосвоенные районы страны), в Ирландии - 100%. США применяют налоговую скидку на инвестиции только для энергетического оборудования. Тем не менее не все страны предусматривают специальные налоговые кредиты и скидки на инновационную деятельность. В Германии, Финляндии, Исландии и Швеции стимулирование осуществляется за счет других налоговых механизмов. В Германии уменьшают налогооблагаемую прибыль организаций, которые осуществляют научно-инновационную деятельность, на всю сумму расходов на НИОКР. Налоговые льготы могут быть направлены на определенную категорию налогоплательщиков. Например, в Великобритании научно-исследовательские организации освобождаются от уплаты корпоративного налога [4].
Весьма интересной можно назвать идею предоставления льгот, стимулирующих взаимодействие высших образовательных учреждений и организаций, осуществляющих совместную научно-инновационную деятельность. Такой опыт существует в США, где компании могут уменьшить налогооблагаемую базу на стоимость научного оборудования, предоставленного безвозмездно университетам или некоммерческим научно-исследовательским организациям.
Японию можно назвать страной, максимально использующей стратегию догоняющего инновационного развития. Сейчас она прикладывает большие усилия для развития собственной фундаментальной и прикладной науки.
Результаты мониторинга налоговых ставок и льгот нескольких развитых стран (США, Великобритания, Германия, Франция, Россия) представлены в табл. 2.
Т а б л и ц а 2
Ставки по налогам в развитых странах [10 - 13]
Показатель Ставки налога на доходы физических лиц Ставки налога на прибыль Ставки НДС (основные)
США Дифференциация 10 - 39,6% Дифференциация 15 - 35% -
Великобритания Дифференциация 10 - 50% 20% и 23% 17,5%
Германия Дифференциация 0 - 45% 15% + 5,5% + (7 - 17,5% налог на торговлю) 19%
Франция Дифференциация 0 - 41% 33,33% 19,6%
Россия 13% 20% 18%
Из данных табл. 2 видно, что во всех представленных странах предусмотрены дифференцированные ставки налога на доходы физических лиц.
В США ставка налога зависит от суммы налогооблагаемой прибыли и статуса налогоплательщика. Плательщики подразделяются на следующие категории: одинокий плательщик; супруги, заполняющие общую декларацию; супруги, заполняющие отдельные декларации; глава хозяйства; плательщик-вдовец. В случае попадания в несколько категорий налогоплательщик самостоятельно выбирает ту, которая выгодна [12]. Максимальная ставка налога составляет 39,6%, которая относительно других стран не столь велика.
Во Франции и Германии существует система семейного налогообложения. При этом семья сдает одну декларацию. Особенно выгодна такая система, когда разница доходов супругов высокая, поскольку это приводит к значительной экономии средств по сравнению с уплатой налогов раздельно при общем режиме налогообложения. Следует отметить, что ставки находятся примерно в одном диапазоне [12; 13].
В Великобритании подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям - шедулам. Так же как и в ранее рассмотренных странах налог является прогрессивным, т.е. зависит от суммы дохода [10]. Из приведенных стран Великобритания отличается самой высокой ставкой по налогу.
Необходимо упомянуть, что в рассмотренных странах предусмотрены специальные вычеты. Например, в США существуют вычеты на иждивенцев, взносы в благотворительные организации, медицинские расходы и т.д. Во Франции существуют налоговые льготы для дивидендов, энергосберегающей работы, приобретение экологически чистого автомобиля.
Что касается ставок и льгот по налогу на прибыль в данных странах, следует отметить, что:
- в США налог вносится ступенчато: корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25% - за следующие 25 тыс. долл. и так далее вплоть до 35%. Стоит подчеркнуть, что ступенчатое налогообложение положительно влияет на средние и малые предприятия, так как позволяет им активно развиваться;
- во Франции предусмотрена стандартная ставка налога, которая составляет 33,33%. Кроме того, существуют и сниженные ставки налога: 8% - для доходов от прироста капитала и 15% - для предприятий малого и среднего бизнеса с суммы прибыли [9];
- в Германии корпоративный налог на прибыль взимается по ставке 15%. Кроме того, взимается пеня в размере 5,5% корпоративного налога на прибыль. Кроме того, все предприятия, действующие в Германии, облагаются налогом на торговлю. Налоговые ставки в этом случае устанавливает каждый муниципалитет в диапазоне от 7% до 17,50%. В среднем ставка по данному налогу - 14%, поэтому суммарный корпоративный налог составляет примерно 30% [13];
- в Великобритании главная ставка корпоративного налога установлена на уровне 20%. Компании, занимающиеся нефтяными разработками, платят дополнительный корпоративный налог в размере 19% [10].
В США налог на прибыль предприятий имеет множество льгот. Прежде всего, такие преференции преду-
сматриваются для тех корпораций, которые инвестируют свои средства на данной территории. Также применяются льготы, которые стимулируют предприятия использовать альтернативные источники энергии. Из чистого дохода вычитаются штатные и местные налоги на доходы, 100% дивидендов от находящихся в полной собственности местных дочерних компаний, проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды. Применяются налоговые льготы в рамках системы ускоренного возмещения стоимости основного капитала (амортизации), а также на инвестиции, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Кроме того, в указанных странах предусмотрены льготные ставки по НДС. Полное освобождение от уплаты налога имеют:
- во Франции: сельскохозяйственное производство, государственные учреждения, частная преподавательская деятельность, частнопрактикующие врачи, люди, занимающиеся духовным творчеством;
- в Германии: экспортные поставки, услуги, предоставляемые врачами, предоставление кредитов, культурные услуги, предоставляемые общественности;
- в Великобритании: определенные продукты питания, книги, периодические печатные издания и другие товары и услуги.
Помимо этого, существуют и пониженные ставки. Например, во Франции продовольственные товары, продукция сельского хозяйства и книжная продукция облагаются по ставке 5,5%, а для периодических печатных изданий и лекарств установлена ставка 2,1%. В Германии льготная ставка 7% распространяется на продукты питания, книги, газеты, услуги пассажирского транспорта; в Великобритании - 5% для реализации топлива, электроэнергии, гигиенических товаров и др. [9].
Подводя общий итог по рассмотренным странам и их налоговым системам, можно отметить следующее. Налоговая система США при наличии достаточно высоких ставок налогов предусматривает множество льгот и преференций, которые создают благоприятные налоговые условия для малых предприятий и домохозяйств.
В Великобритании довольно сложная налоговая система, однако в ней предусмотрены более льготные условия налогообложения. Это достигается при помощи относительно низких обязательных социальных налогов, а также с помощью поощрения добровольных взносов и сбережений.
Сравнивая налоговую систему Франции с системами США и Великобритании, можно отметить ее более жесткие условия по отношению к налогам с корпораций и подоходным налогам. Германия и Франция отличаются весьма высокими ставками по налогу на прибыль корпораций, но в то же время налоговые льготы там не столь велики. Чаще всего их использование обусловлено необходимостью создания условий для новых предприятий, стимулированием инвестиций, которые связаны с внедрением экологичного производства, с экономией потребления энергии, воды и других ресурсов.
Вследствие этого можно сделать вывод, что налоговые системы США и Великобритании более рациональны, поскольку имеют умеренные ставки по налогам и большое количество льгот, обеспечивающих благоприятные условия для развития бизнеса [6].
Подводя итог, следует отметить, что зарубежные страны наделяют налоги регулирующей функцией. Инструменты налогового регулирования в рассмотренных странах одинаковы, однако они имеют некоторые особенности, которые определяются разным уровнем развития экономики. Исследование показало, что главными инструментами в мировой практике налогового регулирования являются налоговые ставки и налоговые льготы.
1. Борануков А.Х. Налоговые инструменты регулирования экономического развития // Российское предпринимательство. 2008. № 11. Вып. 1 (122).
2. Ермакова Е.А. Налоговое регулирование в системе государственного налогового менеджмента // Финансы и кредит. 2007. № 8.
3. Зарипова Н.Д. Содержание и методы налогового регулирования деятельности организаций // Вопросы экономики и права. 2011. № 6.
4. Клочкова Н.В., Бердичевская В.О. Развитие инновационной деятельности: обобщение зарубежного опыта // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2012. № 1.
5. Митрофанова И.А. Дифференциация налоговых льгот как экономико-управленческие условия стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности предприятий (отечественный и зарубежный опыт) // Налоги и финансовое право. 2013. № 3.
6. Неустроева В.И. Совершенствование налоговой системы России и опыт развитых зарубежных стран // Экономика и социум. URL: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_os-novnoy_2_7_2013_chast_3/Neustroeva.pdf (дата обращения: 17.03.2014).
7. Попов М.В. Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в инновационное развитие экономики // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. № 2 (40).
8. Троянская М.А. Налоговое регулирование и инструменты его реализации // В мире научных открытий. 2013. № 10.
9. Шувалова Е.Б. Налоговые системы зарубежных стран. М.: ИЦ ЕАОИ, 2010.
10. HM Revenue & Customs. URL: http://www.hmrc.gov.uk/ rates/corp.htm (дата обращения: 17.03.2014).
11. Income tax in the United States // Wikipedia. URL: http:// en.wikipedia.org/wiki/Income_tax_in_the_United_States#Personal_ deductions (дата обращения: 17.03.2014).
12. Taxation in France // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia. org/wiki/Taxation_in_France#Income_Taxes (дата обращения: 17.03.2014).
13. Taxation in Germany // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia. org/wiki/Taxation_in_Germany#Exemptions_2 (дата обращения: 17.03.2014).
14. Troyanskaya M.A. Instruments to Encourage Innovation in the Tax System in Russia and Abroad / Economic Potential and Perspectives of Europe, Russia and CIS states /ed. by S. Stark. Stuttgart, ORT Publishing, 2013.
[email protected] Юлия Габдрашитовна Тюрина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, УДК 336.221:352 Оренбургский государственный университет
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЗАИМОСВЯЗЬ НАЛОГОВОГО КЛИМАТА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Выход экономики на траекторию устойчивого экономического роста, обеспечивающего реализацию основных приоритетов макроэкономической политики, включая повышение качества жизни населения и справедливое распределение доходов, стабильность цен и поддержание экономической безопасности, актуализируют проблемы обеспечения полноты и своевременности налоговых поступлений, потенциальный уровень собираемости которых можно оценить по величине налогового потенциала. Несомненно, важную роль при данном определении имеет налоговый климат региона. Предложено теоретическое обоснование понятий «налоговый потенциал» и «человеческий потенциал». Проведена эмпирическая оценка взаимосвязи индекса человеческого развития и налоговой нагрузки на регионы, входящие в состав Приволжского федерального округа. Предложена модель формирования налогового климата и возможности его воздействия на экономическое развитие региона. Обоснована взаимосвязь налогового климата, налогового потенциала и человеческого потенциала как составляющих экономического развития региона.
Ключевые слова: налоговый климат, налоговый потенциал, человеческий потенциал, регион.
Yu.G. Tyurina
MODERN PERSPECTIVE AT THE CORRELATION BETWEEN TAX CLIMATE AND HUMAN POTENTIAL AS FACTORS OF REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT
The paper argues that pushing economy on the path of sustainable economic growth, ensuring the implementation of the main priorities of macroeconomic policies, improving quality of life and achieving equitable distribution of income, price stability and maintaining economic security requires securing completeness and timeliness of tax revenue, the potential level of tax collection can be estimated by the size of the tax potential. Undoubtedly, an important role in this definition is played by tax climate in the region. The author suggests theoretical definitions for the concepts of "tax capacity" and "human