Научная статья на тему 'Мониторинг межэтнических отношений в регионе'

Мониторинг межэтнических отношений в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
445
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIL IDENTITY / ЭТНИЧНОСТЬ / ETHNICITY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / REGIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богатова Ольга Анатольевна, Карьгин Александр Иванович

Мониторинг межэтнических отношений в регионе. Анализируется динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия, рассматриваются социальные факторы, влияющие на их развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of Interethnic Relations in the Region. The dynamics of interethnic and inter-confessional relations in the Republic of Mordovia is analysed and social factors influencing their development are considered.

Текст научной работы на тему «Мониторинг межэтнических отношений в регионе»

О. А. БОГАТОВА

А. И. КАРЬГИН

МОНИТОРИНГ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ

Ключевые слова: межэтнические отношения, гражданская идентичность, этничность, региональная идентичность

Key words: interethnic relations, civil identity, ethnicity, regional identity

Специфика регионов России как социальной общности и объекта социального исследования определяется комплексом факторов этнического, культурно-языкового, демографического, политико-правового, социально-экономического характера. Взаимодействие этих факторов дает возможность рассматривать Мордовию, с одной стороны, как полиэтнический регион с уникальной этнокультурной спецификой, с другой — как один из субъектов Российской Федерации, обладающих особым территориально-политическим статусом, а именно: республику в составе России.

Этническая и конфессиональная ситуация в современной России в целом и ее субъектах динамична и неустойчива. К условиям, влияющим на динамику межэтнических и межконфессиональных отношений в перспективе, относятся внутренние и внешние факторы. Они обусловливают необ-

БОГАТОВА Ольга Анатольевна, профессор кафедры социологии Мордовского государственного университета, доктор социологических наук.

КАРЬГИН Александр Иванович, заместитель министра по национальной политике Республики Мордовия, кандидат социологических наук.

ходимость мониторинга этнических и религиозных проблем для ранней диагностики и предотвращения напряженности и конфликтов.

В ноябре — декабре 2010 г. на базе филиала Всероссийского центра изучения общественного мнения по Приволжскому федеральному округу (ВЦИОМ-Поволжье) в Мордовии по заказу Министерства по делам национальностей Республики Мордовия было проведено социологическое исследование «Мониторинг межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия». Методом сбора данных было выбрано очное формализованное интервью по месту жительства респондента. Для их отбора использовалась репрезентативная квотная выборка с элементами случайного отбора населенных пунктов и респондентов. Выборочная совокупность составила 1 тыс. жителей Республики Мордовия в возрасте от 18 лет и старше. Были опрошены 367 чел. (36,7 %) мордовской, 593 чел. (59,3 %) русской, 26 чел. (2,6 %) татарской и 14 чел. (1,4 %) других национальностей. Таким образом, этнодемографические параметры выборки отражают этнический состав населения республики, для которого характерно преобладание этнически смешанных социальных сред со средней степенью этнической мозаичности. В то же время полученные данные являются репрезентативными только по отношению к двум наиболее многочисленным группам населения республики — русских и мордвы.

Для выявления основных тенденций динамики этнической самоидентификации населения в этноконтактных средах был задан вопрос «Как Вы указали в ходе Всероссийской переписи населения в октябре 2010 года свою национальность?». 21,6 % опрошенных, включая 15,4 % мордвы, 25,5 % русских и 21,4 % татар, выбрали ответ «по национальности одного из родителей»; 78,0 %, в том числе 84,6 % мордвы, 73,9 % русских и 78,9 % татар, — «по национальности обоих родителей»; 0,4 % опрошенных (3 респондента русской национальности) ответили, что в ходе переписи не отнесли себя к определенной национальности. Никто из респондентов не выбрал предложенный вариант ответа «по национальности преобладающего по численности населения региона (района, города, села) проживания». Таким образом, ассимиляционные изменения численности этнических групп республики происходят в форме брачной ассимиляции и имеют поколенческий характер.

Исходя из того, что национальность респондента, указанная в ходе переписи, идентична указанной им в ходе опроса, можно констатировать, что у опрашиваемого смешанного происхождения при наличии родителей разной национальности наиболее предпочтительным выбором является русская национальность, т. е. национальность большинства населения республики. При этом можно проследить по-коленческие изменения доли лиц смешанного этнического происхождения. Результаты исследования показали, что максимальная доля респондентов, определивших свою этническую принадлежность по национальности одного из родителей, относится к возрастной группе молодежи от 25 до 35 лет, чья этническая идентичность сформировалась в 90-е гг. ХХ в. — начале 2000-х гг. В этой возрастной группе опрошенных доля русских составляет 69,4 %, в то время как в группе 18—24 года — 54,8 %, 35—49 лет — 60,1 %, 50—59 лет — 51,3 %, 60—75 лет — 59,8 %. В остальных возрастных группах доля респондентов этнически смешанного происхождения в 1,5—2 раза меньше.

Следует отметить, что характер межэтнических отношений в Мордовии, как и в других российских регионах, зависит не столько от динамики этнической самоидентификации населения, сколько от соотношения этнического самосознания с другими формами социальной идентичности и солидарности. Так, с 90-х гг. XX в. наряду с поддержкой этнокультурного многообразия — мультикультурализмом (составной частью официальной политической идеологии российского государства) появляется идея общегражданской российской идентичности, выраженная в понятии «многонациональный народ России», заменившем в официальных документах формулу «новая историческая общность — советский народ» и призванном интегрировать граждан России в рамках новой российской государственности.

Сознание общности с такими социальными категориями, как «россияне», «жители Республики Мордовия» и «люди моей национальности», у населения Мордовии выражено примерно в равной степени независимо от национальности. Так, чувство общности с россиянами в «очень сильной» и «довольно сильной» степени испытывают в общей сложности 71,6 % респондентов, в том числе 76,5 % мордвы и 67,7 % русских; с жителями Республики Мордовия — 75,4 %

респондентов, включая 80,4 % мордвы и 71,8 % русских; с представителями своей национальности — 76,3 % респондентов, в том числе 79,6 % мордвы и 74,7 % русских; При этом у опрошенных в Мордовии русских этническая идентичность выражена несколько сильнее по сравнению с общероссийской. Следовательно, большинству населения Мордовии свойственно ощущение себя в равной степени и представителями той или иной этнической общности, и жителями республики, и россиянами.

Наряду с этнической и региональной общностью к числу наиболее важных социальных категорий для населения республики относится поселенческая общность «с людьми, живущими со мной в одном городе (селе)», с которыми приходится взаимодействовать в повседневной жизни. В «очень сильной» и «довольно сильной» степени чувство общности с ними испытывают 75,1 % респондентов, в том числе 80,1 % мордвы и 72,0 % русских. Сознание чувства общности с единоверцами (представителями «моей религии») у различных этнических групп в «очень сильной» и «довольно сильной» степени составляет около 70,0 %.

Сравнение полученных данных в зависимости от национальности опрошенных показывает, что у респондентов мордовской национальности по сравнению с русскими сильнее выражено сознание общности, а следовательно, солидарности, с рядом социальных категорий, таких как «люди, живущие в одном городе (селе)» («очень сильное» и «довольно сильное» чувство общности с ними испытывают в общей сложности 80,1 % мордвы и 72,0 % русских, с россиянами и жителями Республики Мордовия — 76,5 %). Это явление, вероятно, обусловлено более высокой степенью урбанизации русских по сравнению с мордвой в республике, так как более урбанизированная социальная среда является одновременно и более атомизированной, менее сплоченной и далеко не способствующей формированию социальных установок на солидарность с другими людьми. С другой стороны, чувство общности с такими социальными категориями, как национальность и конфессия, которые в современном российском обществе являются более размытыми и предполагают менее тесную взаимозависимость по сравнению с поселенческой общностью и регионом, у представителей обеих национальностей выражено примерно одинаково.

Интерес представляет также самооценка степени сознания общности респондентов с такой социальной категорией, как «финно-угры». Эта категория была включена в перечень вопросов в связи с популяризацией финно-угорских культур и языков, широкой пропагандой сотрудничества с финно-угорскими странами и регионами в различных областях, которая ведется различными учреждениями и органами государственной власти Мордовии в последние два десятилетия. К числу задач опроса относилось выяснение ряда вопросов, например, «Способствует ли эта политика формированию сознанию общности с финно-угорским сообществом у населения Мордовии?», «В какой степени это сознание связано с этнической принадлежностью жителей республики?».

Результаты опроса показали, что такое сознание в той или иной степени присутствует у 75,0 % респондентов, в «очень сильной» и «довольно сильной» степени — менее чем у половины (46,1 % мордвы и 36,9 % русских), а в «очень сильной» — у незначительного меньшинства, причем представителей не только мордовской, но и других национальностей. Так, «очень сильное» чувство общности с финно-уграми испытывают 5,5 % респондентов, включая 4,1 % мордвы и 5,9 % русских; «довольно сильное» — 35,6 % респондентов; «не очень сильное» — 23,4 %, в том числе 29,2 % мордвы и 40,3 % русских. Совершенно не чувствуют связи с финно-уграми 23,3 % респондентов, в том числе 24,8 % мордвы и 22,7 % русских.

Взаимосвязь сознания общности с финно-уграми и этнической принадлежности респондентов в Мордовии есть, но не в такой сильной степени, как это можно было бы предположить, исходя из того, что целевой аудиторией пропаганды финно-угорского сообщества является прежде всего мордовское население республики, чей родной язык относится к финно-угорской группе. Так, «очень сильное» и «довольно сильное» чувство общности с финно-уграми испытывают 42,0 % респондентов мордовской национальности, которые сами могут себя отнести к этой социальной категории, и 31,0 % русских, для которых финно-угорское сообщество представлено титульным, мордовским, населением республики. Очевидно, различные аспекты восприятия финно-угорской общности жителями республики нуждаются

в дальнейшем изучении. В любом случае можно констатировать, что финно-угорская идентичность в Мордовии не противоречит формированию у ее населения общероссийской идентичности, а пропаганда финно-угорского сотрудничества в той форме, в какой она ведется, не способствует расколу общества по этническому признаку.

Показателем интегрированности различных групп населения Мордовии в российскую «национально-гражданскую» общность является отношение к такому суждению, как «Все граждане России, будучи представителями разных народов со своей культурой, языком, самосознанием, в то же время составляют РОССИЙСКУЮ НАЦИЮ как гражданско-госу-дарственное сообщество, объединенное чувством патриотизма, сознанием ответственности за судьбу страны». Полностью согласились с этой идеей две трети опрошенных, в том числе 71,0 % мордвы и 64,1 % русских. Сочли ее осуществимой в перспективе 24,2 % респондентов, в том числе 23,3 % мордвы и 24,2 % русских. Лишь 6,9 % респондентов, в том числе 4,9 % мордвы и 8,6 % русских, уверены, что это в принципе нельзя осуществить, так как Россия — это многонациональная страна. Таким образом, большинство опрошенных независимо от этнической принадлежности полагают, что российская нация как гражданское сообщество уже существует, и идентифицируют себя с ней, и примерно 90 % респондентов считают, что «многонациональность» как полиэтничность в принципе совместима с идеей гражданской российской нации. В этом отношении население Мордовии, очевидно, понимает значение этих понятий примерно так же, как и полномочный представитель Президента РФ в ПФО А. В. Коновалов, который, награждая 24 мая 2007 г. в г. Саранске победителей олимпиады ПФО по русскому языку, литературе, истории и культурологии, обратился к ним: «Вы — будущая элита огромной многонациональной российской нации!» 1.

Вместе с тем результаты исследования обращают внимание на некоторую негативную поколенческую динамику в оценке степени осуществимости российского «национально-гражданского» проекта, которая выражается в том, что молодежь от 18 до 24 лет в наименьшей степени склонна считать этот проект реальностью (55,6 %) (респонденты в возрасте от 25 до 34 лет — 63,2 %, от 35 до 49 лет — 74,1 %

(это наивысший показатель), от 50 до 59 лет — 68,8 %, от 60 до 75 лет — 65,5 %). Напротив, среди молодежи от 18 до 24 лет наивысшая доля тех, кто считает этот проект в принципе неосуществимым 11,1 %.

Это явление, на наш взгляд, требует более пристального внимания властей республики к проблемам, с которыми сталкивается молодежь, включая как вопросы собственно этнокультурной политики, так и проблемы усиления различных форм социального неравенства и ущемления прав гражданина в зависимости от материального положения, возраста, места жительства, которые, как показывает практика, могут быть истолкованы в этнических категориях и таким образом стать источником этнической нетерпимости, социальной напряженности и межэтнических конфликтов.

Показателем степени интеграции различных этнических групп в составе населения Мордовии, а также в составе российской гражданской общности являются оценки предстоящего празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Большинство из опрошенных независимо от этнической принадлежности оценили это как важное событие (66,4 %), отметив те или иные аспекты, в которых празднование юбилея может быть полезно для республики, и лишь 13,1 % усомнились в том, что событие, которому посвящен праздник, имело место вообще или состоялось в указанный период времени.

В ходе опроса была предпринята попытка определить характер межнациональных отношений в республике на межличностном (проявление негативного отношения к представителям различных национальностей на уровне повседневного общения), межгрупповом (межэтническая напряженность, конфликты) и институциональном (ущемление прав жителей республики со стороны представителей власти и различных организаций; отслеживание их динамики по сравнению с предыдущим периодом и прогнозирование их состояния в ближайшей перспективе, а также выявление основных социальных факторов, влияющих на их состояние) уровнях.

Оценивая характер межнациональных отношений в своем городе (селе), многие респонденты определили их как «стабильные, добрососедские» (так считают 84,4 % опрошенных, включая 83,9 % респондентов мордовской национальности и 84,9 % русских); 13,5 % респондентов, в том числе 17,9 %

русских и 10,1 % мордвы, придерживаются мнения «внешне все спокойно, но межнациональная напряженность ощущается на бытовом уровне». Напротив, только 1,1 % опрошенных, в том числе 0,5 % русских и 2,2 % мордвы, полагают, что в республике «имеется сильная межнациональная напряженность, возможны конфликты», и 0,5 %, в том числе 1,4 % мордвы, считают, что в республике есть межнациональные конфликты.

Эти данные свидетельствуют о стабильном, добрососедском характере межэтнических отношений в республике. Оценки населения практически не изменились по сравнению с результатами массового опроса, проведенного в ходе предыдущего этапа мониторинга, осенью 2009 г.

В качестве показателей, характеризующих состояние межэтнических отношений на межличностном уровне, в исследовании рассматривались проявления этнической неприязни по отношению к представителям национальности респондента, их наличие и частота. На вопрос «Как часто приходилось Вам за последние 12 месяцев сталкиваться с негативным отношением к представителям Вашей национальности?» 89,0 % респондентов, в том числе 90,7 % мордвы и 88,8 % русских, дали ответ «никогда», что несколько больше, чем в 2009 г., когда так ответили 83,0 % опрошенных. Только 2,1 % респондентов, в том числе 2,6 % русских и 1,4 % мордвы, отметили, что сталкивались с такими проявлениями часто; редко сталкивались с ними 8,9 %, в том числе 8,7 % русских и 7,9 % мордвы (в отличие, соответственно, от 15,4 % респондентов, в том числе 15,6 % мордвы и 16,1 % русских в 2009 г.).

Таким образом, можно констатировать: хотя часть респондентов редко сталкивается с проявлениями этнической неприязни на уровне межличностных отношений, однако неприязнь такого рода нельзя назвать распространенным явлением в Мордовии. При этом представители различных национальностей примерно одинаково низко оценивают частоту проявлений этнической неприязни в республике. В целом эти результаты показывают некоторую положительную динамику по сравнению с 2009 г.

Для выявления степени распространенности в республике различных проявлений экстремизма на этнической или религиозной почве, связанных с деятельностью организаций,

социальных движений или иных организованных групп людей, респондентам был задан вопрос о том, сталкивался ли опрашиваемый или его знакомые, родственники в Мордовии в течение последнего года с разными проявлениями неприязни к людям тех или иных национальностей: оскорбления из-за национальной принадлежности в общественных местах; лозунги, надписи, листовки, публичные выступления в общественных местах, провоцирующие враждебное отношение к людям других национальностей; призывы к насильственным действиям по отношению к людям тех или иных национальностей; высказывания, публикация, оскорбляющие национальные чувства и пропагандирующие враждебное отношение к людям других национальностей в печатных изданиях; теле- и радиопередачи, пропагандирующие враждебное отношение к людям других национальностей; высказывания, оскорбляющие национальные чувства, пропагандирующие враждебное отношение к людям других национальностей; призывы к насильственным действиям по отношению к людям тех или иных национальностей в Интернете на сайтах, блогах, форумах Мордовии, а также насильственные столкновения на национальной или религиозной почве в форме драк и иных хулиганских действий.

Как показал опрос, ни с чем из перечисленного за последние 12 месяцев не сталкивались 92,1 % респондентов (в 2009 г. — 90,7 %), в том числе 93,7 % русских и 90,7 % мордвы. С каждым из перечисленных в вопросе видов экстремистских действий со стороны каких-либо групп или организаций, за исключением словесных оскорблений из-за национальной принадлежности в общественных местах, столкнулись в течение последнего года всего 4,1 % опрошенных (7,6 % в 2009 г.), в том числе 2,5 % русских и 6,4 % мордвы. С остальными видами экстремистской деятельности сталкивалось не более 5 % респондентов. Следовательно, активизации экстремистской деятельности со стороны национал-радикальных группировок за период, прошедший со времени предыдущего опроса, в виде надписей, лозунгов в общественных местах, провокационных публикаций в СМИ, воззваний в Интернете, насильственных межэтнических столкновений в форме драк и т. п.

Населением республики отмечено не было. Таким образом, данные опроса позволяют сделать вывод об отсутствии

в Мордовии межэтнической напряженности как на уровне межличностного общения, так и на межгрупповом уровне.

На институциональном уровне межэтнических отношений в опросе использовался показатель проявления этнической дискриминации. Также изучалось мнение населения республики о воздействии на межэтнические отношения таких институциональных факторов, как обучение в вузах республики студентов из числа мордовской диаспоры, освещение межэтнических отношений в прессе, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по регулированию межэтнических отношений, пропаганда этнической и религиозной вражды в публичной сфере, включая СМИ.

На вопрос «Сталкивались ли Вы в течение последних 12 месяцев со случаями ущемления Ваших прав из-за Вашей национальности?» отрицательно ответили 98,5 % респондентов (в 2009 г. — 97,7 %), в том числе 100,0 % русских и 98,6 % мордвы, что свидетельствует об отсутствии этнической дискриминации в республике. Эти данные практически совпадают с прошлогодними. Ни разу не сталкивались в течение последнего года с ущемлением своих прав из-за своего вероисповедания, отношения к религии 99,1 % опрошенных. Респондентам было также предложено оценить влияние на состояние межэтнических отношений деятельности печатных СМИ и органов местного самоуправления в Мордовии. Из результатов опроса видно, что большинство респондентов позитивно оценивают воздействие освещения этнических проблем республиканской прессой на формирование доброжелательного отношения к представителям различных национальностей, хотя и несколько более сдержанно по сравнению с 2009 г.: в 2010 г. 22,4 % респондентов положительно ответили на этот вопрос (в 2009 г. — 34,8 %), 64,3 % — «скорее да, чем нет» (что значительно больше, чем в 2009 г., — 43,4 %).

Кроме того, респонденты позитивно оценили влияние деятельности органов местного самоуправления по месту жительства на формирование доброжелательного отношения к представителям различных национальностей. На вопрос «На Ваш взгляд, способствует ли деятельность органов местного самоуправления в Вашем городе (селе) формированию доброжелательного отношения к представителям различных национальностей?» 26,7 % респондентов, в том числе 21,7 %

русских и 34,3 % мордвы, ответили положительно; 60,7 %, в том числе 55,9 % мордвы и 63,3 % русских, — «скорее да, чем нет»; чуть более 10 % респондентов различных национальностей — «скорее нет, чем да» или «нет».

В целом влияние институциональных факторов на межэтнические отношения в Республике Мордовия следует охарактеризовать положительно, каких-либо неконтролируемых конфликтогенных факторов в исследовании выявлено не было. Две трети респондентов считают, что в течение последнего года отношения между людьми разных национальностей по месту их жительства оставались стабильными, а четвертая часть уверена, что они улучшились. Ухудшение межэтнических отношений в том месте, где они проживают, отметили 5,1 % опрошенных.

Респонденты позитивно оценивают перспективы развития межэтнических отношений по месту их жительства. Преобладает мнение, что они не изменятся (63,8 % опрошенных, в том числе 64,8 % русских, 62,0 % мордвы и 73,1 % татар); 28,8 % опрошенных, включая 27,0 % русских, 30,3 % мордвы и 15,4 % татар, прогнозировали их улучшение. Оценивая вероятность насильственных межэтнических или межконфессиональных конфликтов по месту своего жительства, более 90,0 % респондентов различных национальностей посчитали их невозможными, что также является показателем стабильного и добрососедского характера межэтнических отношений в Мордовии.

Таким образом, для большинства населения Мордовии характерно ощущение себя в равной степени и представителями той или иной этнической общности, и жителями республики, и россиянами, что означает преобладание в сознании представителей различных национальностей социальной установки на межэтническое сотрудничество. Большая часть респондентов, в том числе две трети мордвы и русских, полагает, что в России существует полиэтничная и поликультурная российская нация как гражданско-госу-дарственное сообщество, а четверть респондентов считают этот проект осуществимым в перспективе. Таким образом, многие респонденты независимо от этнической принадлежности полагают, что российская нация как гражданское сообщество уже существует, и идентифицируют себя с ней. Примерно 90 % респондентов считают, что «многона-

циональность» как полиэтничность в принципе совместима с идеей гражданской российской нации.

Осознание общности с такой социальной категорией, как «финно-угры», в «очень сильной» и «довольно сильной» степени присутствует у представителей не только мордовской, но и других национальностей, проживающих в Мордовии (46,1 % мордвы и 36,9 % русских), а в «очень сильной» — у незначительного меньшинства (около 5,0 %). Следовательно, популяризация финно-угорской общности в Мордовии не противоречит формированию у ее населения общероссийской идентичности, а пропаганда финно-угорского сотрудничества в той форме, в какой она ведется, не способствует расколу общества по этническому признаку.

В целом данные опроса свидетельствуют о стабильном, добрососедском характере межэтнических отношений в республике. Такую оценку дают 84,4 % участников опроса, в том числе 83,9 % респондентов мордовской национальности и 84,9 % русских. Оценки населения практически не изменились по сравнению с результатами массового опроса, проведенного в ходе предыдущего этапа мониторинга, осенью 2009 г. Две трети респондентов считают, что в течение последнего года отношения между людьми разных национальностей по месту их жительства не изменились, а четвертая часть отмечает их улучшение. Ухудшение межэтнических отношений в месте своего проживания отметили 5,1 % опрошенных.

Влияние институциональных факторов (СМИ, деятельность органов местного самоуправления) на межэтнические отношения в республике большая часть опрошенных характеризует положительно, каких-либо неконтролируемых конф-ликтогенных факторов в исследовании выявлено не было.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Цит. по: Дурдаева Т. Награждены победители I-й олимпиады ПФО по русскому языку, литературе и культурологии // Изв. Мордовии. 2007. №76. 25 мая. URL: http://www.izvmor.ru/article_1754.html (дата обращения: 10.11.2010).

Поступила 18.07.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.