Научная статья на тему 'Мониторинг локальных социально-трудовых систем как инструмент муниципальной и региональной социально-экономической политики'

Мониторинг локальных социально-трудовых систем как инструмент муниципальной и региональной социально-экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СИСТЕМА / МОНИТОРИНГ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова М. Н.

В статье рассматриваются вопросы теоретического анализа понятия локальная социально-трудовая система (СТС), ее структуры и функций через призму воспроизводства трудового потенциала территории. Предложена концепция мониторинга локальных социально-трудовых систем, проанализированы результаты данного мониторинга для некоторых городов Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг локальных социально-трудовых систем как инструмент муниципальной и региональной социально-экономической политики»

УДК: 332.1

мониторинг локальных социально-трудовых систем как инструмент муниципальной и региональной социально-экономической политики*

м. н. Макарова,

соискатель, экономист Центра развития человеческого потенциала E-mail: maria_makarova87@mail. ru Институт экономики Уральского отделения РАИ, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются вопросы теоретического анализа понятия локальная социально-трудовая система (СТС), ее структуры и функций через призму воспроизводства трудового потенциала территории. Предложена концепция мониторинга локальных социально-трудовых систем, проанализированы результаты данного мониторинга для некоторых городов Свердловской области.

Ключевые слова: локальная социально-трудовая система, мониторинг, муниципальная и региональная социально-экономическая политика, региональное развитие.

Российская Федерация - это государство со сложной многоуровневой системой управления. Среди властных структур муниципальной власти принадлежит особое место. Именно муниципальная власть максимально приближена к народу, а потому ее представители лучше знакомы с потребностями рядовых граждан и имеют возможность удовлетворять их самые насущные потребности непосредственно по месту жительства.

* Публикация подготовлена при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН №№ 34 «Прогноз потенциала инновационной индустриализации России», проект № 12-П-7-1001 «Новые инструменты и методы прогнозирования инновационно-технологического развития регионов».

Проводимая руководством района, города муниципальная политика особенно важна тем, что активизирует деятельность населения, его активность в личных и общественных интересах. Местная социально-экономическая политика - важнейшая составная часть системы местного самоуправления. Ее можно определить как взаимосогласованную совокупность социальных, экономических, экологических целей и установок (ориентиров), а также способов их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется самим местным сообществом и органами самоуправления. А главная и конечная цель местной социально-экономической политики - улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество, и увеличение его вклада в развитие всего общества.

Местные (локальные) сообщества, формирующиеся на базе муниципальных образований, являются ключевыми структурами экономического пространства региона, именно из них складывается регион как социально-экономическая система. Социально-трудовая сфера является базовой подсистемой для регионального развития, между тем она же оказывается наиболее уязвимой в условиях рыночной экономики. Поэтому именно на муниципальном уровне необходима аккумуляция информации о процессах, протекающих в СТС на данной территории.

Мониторинг локальных СТС как инструмент выявления узких мест в социально-экономическом развитии территорий позволит принимать более эффективные управленческие решения и повышать результативность региональной и муниципальной социально-трудовой политики, а также социально-экономической политики в целом.

Постановление Правительства РФ от 22.03.1995 № 291 «Об утверждении положения о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы» выполняется на уровне субъектов Федерации в виде сбора и описания динамики показателей, характеризующих рынок труда, занятость населения, условия труда, а также некоторые связанные с ними аспекты уровня жизни (заработная плата, доходы и т. д.) [8]. В связи с этим возникает ряд проблем.

Во-первых, каждый субъект РФ оперирует своим набором показателей.

Во-вторых, анализ не заходит дальше сравнения динамики отдельных показателей. Все это не позволяет проводить сравнительный межрегиональный анализ и определять те территории, которые наиболее нуждаются в пристальном внимании к СТС со стороны органов федеральной и региональной власти.

В-третьих, отсутствует анализ внутри региональных различий в развитии социально-трудовой сферы, что не позволяет осуществлять эффективное управление.

В-четвертых, само понятие социально-трудовой сферы мало разработано как с точки зрения теоретико-методологического осмысления, так и с точки зрения методического обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы труда и занятости выведены за рамки полномочий и ответственности местных властей, хотя именно на местах руководители первыми сталкиваются с проблемами, возникающими в социально-трудовой сфере, однако лишены возможности самим их решать [7]. Кроме того, такое положение лишает местные власти стимулов и ресурсов для развития локальных СТС, что оставляет эти вопросы за пределами их сферы интересов и деятельности. Изложенные выше соображения позволяют ставить вопрос о возможности расширения полномочий местных властей в социально-трудовых вопросах, в частности организации системы наблюдения и оценки трудового потенциала территории,

его количественного и качественного состава, а также составления прогнозов развития трудовых ресурсов, которые будут полезны не только местным сообществам, но и региону в целом.

Теоретическое осмысление понятия социально-трудовой сферы началось сравнительно недавно. Анализ существующих исследований по данной теме позволил выделить два подхода к пониманию ее содержания: на уровне предприятия и на уровне территории (табл. 1)

ключевыми направлениями анализа социально-трудовой сферы в территориальном разрезе являются:

• доходы (в том числе оплата труда) и уровень

жизни населения;

• рынок труда, занятость и безработица;

• условия и охрана труда;

• социально-трудовые процессы и отношения;

• демографические процессы.

Данные направления являются объективными и необходимыми с точки зрения структуры социально-трудовой системы и будут использованы при формировании собственного понимания ее структуры.

Другой уровень рассмотрения социально-трудовой сферы - уровень предприятия - требует сосредоточения на анализе оплаты труда, условий и охраны труда, качества социально-трудовых отношений, а также ряда дополнительных направлений изучения, актуальных для каждого конкретного исследования.

Принципиально иной взгляд на социально-трудовую сферу прослеживается у Г. Э. Слезингера. По его мнению, социально-трудовая сфера - это «особая область научных интересов, практических решений и действий на всех уровнях хозяйствования в целях создания условий для одновременного и сбалансированного повышения эффективности труда и социального развития трудящихся. Возникающие при этом совокупные возможности могут быть охарактеризованы понятием социально-трудового потенциала, выявление и использование которого призваны обеспечить устойчивый экономический рост за счет факторов, зависящих от человека и его трудовой деятельности» [12]. Таким образом, помимо практического применения социально-трудовая сфера становится объектом научного осмысления и изучения.

Помимо понятия социально-трудовой сферы в научном обороте также появилось понятие социаль-

Таблица 1

Подходы к пониманию содержания социально-трудовой сферы

Составляющие социально-трудовой сферы, автор (ы) Доходы и уровень жизни Рынок труда, занятость и безработица Оплата труда Условия и охрана труда Социально-трудовые процессы и отношения Демографические и миграционные процессы Прочее

Социально-трудовая сфера территории

Всероссийский мониторинг СТС (1995) [8] + + + + +

Мониторинг СТС Республики Беларусь (1998) [6] + + + + + +

М. Л. Малышев (2007) [5] + + +

Интернет-ре сурс Глоссарий. ги [15] + + Распределение и потребление национального дохода

Социально-трудовая сфера предприятия

Б. Г. Тукумцев (2001) [13] + + + + Состояние, развитие и использование трудового потенциала. Социальное самочувствие работников. Участие работников в собственности

Н. А. Волгин, Ю. А. Одегов (2006) [14] + + + Трудовая этика

О. А. Антошина (2007) [2] + + Персонал. Деятельность службы по управлению персоналом. Результативность труда

Интернет-ре сурс Rabota-in. net [16] + Социально-культурный комплекс. Мотивация труда. Социальная защита. Социальное партнерство. Переподготовка и повышение квалификации кадров

Источник: составлено автором.

но-трудовой системы (СТС). Слезингер определяет СТС как «звенья социально-трудовой сферы на том или ином уровне хозяйствования (корпорации, отрасли, региона) или как основные элементы в общей сети систем более высокого ранга с учетом их правового статуса, характера социальных и трудовых взаимосвязей, форм собственности» [12]. Он отмечает, что это предопределяет возможность широкого использования моделей СТС во всех сферах экономики и управления как универсального инструмента организации эффективного труда и его социального обеспечения. Необходимость выделения таких систем обусловлена наличием системооб-

разующих взаимосвязей между составляющими их множествами социальных и трудовых элементов.

Автору представляется важным указать системные свойства рассматриваемого объекта, для чего необходимо использовать понятие локальной социально-трудовой системы, под которым понимается ключевая подсистема социально-экономической системы локальной территории, в рамках которой осуществляется воспроизводство трудового потенциала этой территории.

Локальная территория определяется как территория одного или нескольких муниципальных образований, являющаяся наименьшей самосто-

ятельной единицей социально-экономического пространства, границы которого определяются одним или несколькими факторами, выделенными на основе следующих факторов формирования межтерриториальной социально-экономической общности:

• административно-территориальное деление;

• экономико-географические факторы - географическое положение, тип расселения, хозяйственная специализация, развитие транспортной инфраструктуры, традиции производства и потребления, историческая общность социально-экономического развития и др.;

• степень диверсификации локальных рынков территории, особенно локального рынка труда;

• степень развития агломерационных проце ссов, в том числе формирование городской агломерации на основе интенсивного обмена трудом и его результатами между близлежащими муниципальными образованиями или неярко выраженное наличие таких процессов [11]. Анализ теоретических аспектов социально-

трудовых систем позволил сделать вывод, что целью функционирования локальной СТС является создание условий для одновременного и сбалансированного повышения эффективности труда и социального развития населения. Она органично вписывается в цель социально-экономического развития территории, определенной как обеспечение устойчивого повышения благосостояния граждан и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе. СТС пронизывает всю экономическую сферу общества и является стержнем ее функционирования и развития.

Объектом социально-трудовой системы является трудовой потенциал, определяемый Е. А. Леде-невой как совокупность природных, сформированных и накопленных сил для осуществления производительной трудовой деятельности [4]. Эта сложная социально-экономическая категория, с одной стороны, отражает уровень развития производительных сил, а с другой - характеризуется сложной системой экономических отношений, тенденциями социально-политического развития, демографическими, национальными традициями, многочисленными социокультурными факторами.

Воспроизводственный цикл трудового потенциала представляет собой схему, состоящую из четырех звеньев: производство - распределение -обмен - потребление. Производство трудового

потенциала осуществляется в демографической сфере, в системе образования, а также продолжается в процессе трудовой деятельности человека, т. е. в системе занятости. Распределение трудового потенциала представляет собой движение трудовых ресурсов по сферам экономики и по месту приложения труда (профессиональная и территориальная мобильность населения). Обмен трудового потенциала в рамках СТС осуществляется в виде разделения труда, которое начинается в системе образования и продолжается в системе занятости. Использование трудового потенциала осуществляется в сфере занятости населения. Следует особо подчеркнуть, что границы этапов воспроизводственного цикла в СТС размыты и перетекают один в другой.

Ключевым субъектом (носителем) трудового потенциала выступает человек, обладающий способностями к труду и силами, которые реализуются в труде. Каждый человек является собственником своего трудового потенциала. В то же время в процессе формирования, накопления и использования своего трудового потенциала работник вступает в отношения с собственником вещественного капитала, с другими собственниками трудовых потенциалов, с помощью которых обеспечивается данный процесс. В этом случае личная собственность на трудовой потенциал становится зависимой от частной собственности на вещественный капитал. Кроме того, в процесс воспроизводства трудового потенциала вовлечены общество и государство как опосредованные потребители трудового потенциала, взаимодействующие по поводу его создания, накопления и реализации.

Таким образом, существенным признаком системы является субъектно-объектное взаимодействие. В рамках социально-трудовой системы действуют четыре субъекта, чье взаимодействие по поводу воспроизводства трудового потенциала основывается на согласовании собственных интересов ради достижения общей цели.

Еще одна особенность трудового потенциала заключается в том, что он концентрирует в себе три уровня пространственно-временных связей и отношений.

Первый уровень отражает прошлое. Эти связи и отношения являются совокупностью качественных и количественных характеристик, накопленных людьми в процессе своего формирования и обуславливающих их силы к дальнейшему функционированию и развитию.

Второй уровень характеризует настоящее. В этом качестве трудовой потенциал актуализирует наличные силы, их практическое применение и эффективное использование, что позволяет провести различия между реализованными и нереализованными возможностями.

Третий уровень направлен в будущее. В процессе реализации и развития наличных трудовых сил и возможностей происходит накопление трудового потенциала. Он постоянно развивается под воздействием прогресса. Поэтому функционирование трудового потенциала содержит в себе «зародыш» будущего развития.

Таким образом, можно выделить три временных этапа воспроизводства трудового потенциала, которые реализуются в процессе функционирования социально-трудовой системы, связанные, с одной стороны, со способом функционирования трудового потенциала, а с другой - с человеком как его носителем.

В России возрастные границы участия человека на рынке труда определяются следующим образом. Трудовой кодекс позволяет приступать к трудовой деятельности с 14 лет при выполнении ряда ограничений по количеству и виду труда. В статистических исследованиях трудоспособный возраст охватывает период с 16 до 54 лет у женщин и с 16 до 60 лет у мужчин. Еще один способ определения степени

Структура социаль

участия человека на рынке труда выражается в термине «экономическая активность населения». К экономически активным слоям населения на рынке труда относятся занятые и безработные в возрасте от 15 до 72 лет. Этапы воспроизводства трудового потенциала определяются в соответствии с границами трудоспособного возраста.

С учетом перечисленных сущностных характеристик социально-трудовой системы можно определить ее структуру (табл. 2). Фоном выделены преобладающие цели в каждом временном промежутке времени в рамках своих функциональных блоков. Такая матрица призвана обосновать выбор показателей, необходимых для мониторинга локальных социально-трудовых систем как инструмента социально-экономической политики.

Эффективное управление локальной СТС предполагает периодическое отслеживание результатов управления - проведения мониторинга и соответствующую корректировку управляющих воздействий.

Обобщая существующие трактовки понятия, можно сказать, что мониторинг сводится в основном к четырем функциям: наблюдение, оценка, анализ и прогноз [10]. Кроме того, большинство авторов подчеркивают тесную связь между мониторингом и управлением. Поэтому цель мониторинга можно сформулировать следующим образом - сбор,

Таблица 2

-трудовой системы

Функциональный блок До вступления в трудоспособный возраст (3-15 лет) Трудоспособный возраст: 16-55 лет (женщины); 16-60 лет (мужчины) После выхода из трудоспособного возраста: после 55 лет -для женщин и 60 лет -для мужчин

Социально-демографические процессы Оптимальная возрастная структура населения, обеспечивающая занятым гражданам посильную демографическую нагрузку, обществу - воспроизводство населения, а государству - достаточное количество трудящихся в экономике

Образование Доступность образования всех уровней Достаточная квалификация трудоспособного населения, способная обеспечить стратегические цели социально-экономического развития территории

Доходы Заработная плата, обеспечивающая достойный уровень жизни и потребительский спрос Пенсия, обеспечивающая достойный уровень жизни и потребительский спрос

Условия функционирования (социальная инфраструктура) Социальная инфраструктура, обеспечивающая достойный уровень жизни населения и высокое качество трудового потенциала

Эффективность занятости Оптимальное качество и структура занятости, способные обеспечить стратегические цели социально-экономического развития территории

изучение и подготовка информации для принятия и анализа социально-экономических решений на различных уровнях управления.

Под мониторингом локальной социально-трудовой системы следует понимать систему непрерывного наблюдения за фактическим состоянием локальной СТС для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. Главной целью мониторинга является своевременное выявление изменений, происходящих в локальных СТС. В их числе предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию очагов социальной напряженности, оценка эффективности социальной и экономической политики, выявление качественно новых проблем, еще не попавших в фокус устоявшегося статистического наблюдения. Сюда же входит осуществление краткосрочного прогнозирования развития социально-трудовых процессов и обеспечение на этой основе органов власти всех уровней необходимой информацией для своевременной корректировки стратегии и тактики социально-экономических преобразований, принятия социально оправданных решений.

Направления мониторинга соответствуют структуре социально-трудовой системы, представленной выше. К ним относятся:

• социально-демографические процессы, характеризующие население как носителя способности к труду и исполнителя трудовой функции;

• уровень образования, характеризующий качество трудового потенциала населения территории;

• доходы населения, характеризующие уровень жизни;

• социальная инфраструктура как показатель качества жизни населения;

• рынок труда, занятость и безработица, а также эффективность, условия и охрана труда, характеризующие трудовую сторону СТС. Исходными данными для мониторинга являются статистические данные территориального органа статистики и государственной службы занятости по Свердловской области, а также муниципальных органов власти. Обработка показателей осуществляется с помощью методов математической статистики. Для уточнения отдельных вопросов или более глубокого изучения проблемы возможно дополнить

мониторинг социологическими опросами населения локальной территории, а также экспертными оценками процессов, имеющих место в социально-экономической жизни сообщества.

Результатом мониторинга является сводный индекс развития локальной социально-трудовой системы, который позволяет сравнивать локальные СТС между собой, определить лидеров и отстающих. Кроме того, данный показатель, состоящий из пяти функциональных блоков, предоставляет возможность выявить те направления, по которым конкретная локальная СТС отстает и нуждается в более пристальном внимании со стороны органов власти муниципального и регионального уровней.

В целях оценки состояния локальных СТС разработана методика расчета индекса развития СТС. Для каждого из пяти блоков - социально-демографические процессы, образование, доходы, социальная инфраструктура, эффективность занятости - были отобраны показатели, характеризующие локальную СТС. В связи с тем, что единицы измерения у показателей разные, что не позволяет использовать их при расчете индекса развития локальных СТС, для каждого параметра рассчитывается частный индекс, позволяющий оценить относительное расстояние между фактическим значением показателя и максимальным/минимальным в группе (чем ближе к 1, тем ближе к максимальному/минимальному значению). Расчет индексов осуществляется по формулам, а направление тенденции (отрицательное или положительное) определяется экспертным образом:

1) для показателей, возрастание которых определяет положительную тенденцию -

т _ ^/факт Xi min

1 i ~ ; x — x

i max i min

2) для показателей, возрастание которых определяет отрицательную тенденцию -

x — x

1 _ i max г'факг

i x — x

i max i min

Индекс по каждому блоку рассчитывается как среднее арифметическое частных индексов, входящих в данный функциональный блок. Сводный индекс развития СТС рассчитывается как среднее арифметическое индексов по блокам:

1 n

I =1 YI

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стс / у ф!'

n 1=1

Систематическое сопоставление данных и сводных индексов развития СТС позволит контролировать направление и динамику развития локальных

РЕгионАльнАяэкономика: теория и практика

33

СТС, а также эффективность политики местных и региональных властей в этой сфере. Результаты мониторинга могут служить основой для выработки рекомендаций и предложений по ее корректировке, которые направляются уполномоченным органам на региональном и местном уровне управления. Кроме того, результаты мониторинга могут быть использованы для информирования местного сообщества о тенденциях развития локальной СТС и мерах, предпринимаемых региональными властями и местной администрацией для решения выявленных проблем и дальнейшего развития СТС.

Предложенная методика мониторинга локальных СТС позволяет организовать наблюдение за изменениями в социально-трудовой сфере региона с точки зрения сравнения развития отдельных территорий и их социально-трудовых систем. Данные методические положения по осуществлению мониторинга локальных СТС позволяют выявить проблемы, возникающие в социально-трудовой сфере различных территорий, и определить направления

по снижению их негативного влияния на социально-экономическое развитие муниципальных образований для органов всех уровней власти. В дальнейшем они могут изменяться и дополняться по мере накопления опыта в сфере мониторинга локальных СТС.

Практическое применение данной методики должно учитывать особенности конкретного объекта мониторинга - конкретной локальной СТС (экономико-географическое положение, наличие/ отсутствие различных ресурсов, отраслевые особенности экономики, специфические черты населения территории и т. п.). Результаты мониторинга должны служить основой для решений, принимаемых государственными и местными органами власти в социально-экономической сфере в целом и при решении социально-трудовых вопросов в частности.

На основе предложенной методики были рассчитаны индексы СТС для городов Свердловской области (табл. 3). По результатам анализа полученных значений индексов СТС выделены четыре

Таблица 3

Индексы локальных социально-трудовых систем городов Свердловской области в 2007-2010 гг.

2007 2008 2009 2010

Город Индекс Место Индекс Место Индекс Место Индекс Место

СТС в области СТС в области СТС в области СТС в области

Екатеринбург 0,682 1-е 0,708 1-е 0,707 1-е 0,640 1-е

Алапаевск 0,291 23-е 0,318 23-е 0,320 23-е 0,456 11-е

Асбест 0,438 15-е 0,424 17-е 0,412 19-е 0,422 13-е

Березовский 0,439 14-е 0,374 21-е 0,453 12-е 0,423 12-е

Верхняя Пышма 0,476 9-е 0,525 5-е 0,497 8-е 0,508 4-е

Заречный 0,536 4-е 0,569 3-е 0,594 3-е 0,545 2-е

Ивдель 0,482 8-е 0,475 8-е 0,536 6-е 0,505 5-е

Ирбит 0,537 3-е 0,461 9-е 0,485 10-е 0,483 9-е

Каменск-Уральский 0,443 13-е 0,456 10-е 0,471 11-е 0,335 22-е

Камышлов 0,494 7-е 0,454 12-е 0,442 13-е 0,470 10-е

Карпинск 0,466 11-е 0,451 13-е 0,489 9-е 0,514 3-е

Качканар 0,455 12-е 0,439 14-е 0,417 18-е 0,408 15-е

Кировград 0,410 18-е 0,414 18-е 0,440 14-е 0,401 18-е

Краснотурьинск 0,597 2-е 0,575 2-е 0,571 4-е 0,488 8-е

Красноуральск 0,412 17-е 0,455 11-е 0,420 17-е 0,400 19-е

Красноуфимск 0,473 10-е 0,486 7-е 0,601 2-е 0,354 21-е

Кушва 0,317 22-е 0,354 22-е 0,362 21-е 0,325 23-е

Нижняя Салда 0,496 6-е 0,486 6-е 0,498 7-е 0,387 20-е

Нижний Тагил 0,437 16-е 0,540 4-е 0,546 5-е 0,490 7-е

Первоуральск 0,399 20-е 0,402 20-е 0,420 16-е 0,401 17-е

Полевской 0,402 19-е 0,404 19-е 0,335 22-е 0,403 16-е

Североуральск 0,352 21-е 0,424 16-е 0,398 20-е 0,415 14-е

Серов 0,517 5-е 0,437 15-е 0,435 15-е 0,495 6-е

*В 2010 г. в показатели по Каменск-Уральскому и Красноуфимску включены данные по прилегающим районам, поэтому значение индекса может резко отличаться от аналогичных значений за предыдущие годы.

** По Нижней Салде и Заречному доступны не все статистические данные, поэтому значение индекса не вполне объективно.

кластера локальных СТС, а также определены их особенности (табл. 4).

Первый кластер составляют очаговые, локальные СТС [3], которые представляют города Алапаевск, Ирбит, Камышлов, Каменск-Уральский, Красноуфимск. Здесь сложилась самая сложная ситуация в силу их наибольшей изолированности и необходимости строить свое развитие, опираясь только на собственные ресурсы. Значительная удаленность от экономических центров, а также отсутствие сильных промышленных предприятий значительно сокращают возможности экономического развития данных территорий.

Северный кластер является также достаточно изолированным от остальных локальных СТС.

Представляя собой группу из пяти городов, он обладает возможностями использовать синергетичес-кий эффект совместного развития. Для него четко определена проблемная область - высокий уровень производственного травматизма. Таким образом, ключевым направлением развития локальных СТС, входящих в Северный кластер, является модернизация производства, внедрение новых, более современных и более безопасных технологий.

Нижнетагильский кластер является менее изолированным, чем предыдущие два в силу своей территориальной близости к экономическому и политическому центру региона - Екатеринбургу. Кроме того, он обладает высоким производственным и трудовым потенциалом. Совершенствование

Таблица 4

Кластеры локальных СТС Свердловской области

Характеристика кластера Северный кластер Нижнетагильский кластер Екатеринбургский кластер Отдельные города, формирующие очаговые СТС

Города, входящие в состав кластера Ивдель, Карпинск, Краснотурьинск, Серов, Североуральск Нижний Тагил, Нижняя Салда, Качканар, Красноуральск, Кушва Екатеринбург, Асбест, Березовский, Верхняя Пыш-ма, Заречный, Кировград, Первоуральск, Полевской Алапаевск, Ирбит, Каменск-Уральский, Камышлов, Красноуфимск

Характеристика расселения в кластере [1] Рассеянное Рассеянно-узловое Агломерационно-узловое Очаговое

Доля населения кластера в общей численности населения Свердловской области в 2010 г,% 4,38 12,10 45,17 11,96

Специализация по видам экономической деятельности Металлургия. Машиностроение. Лесная промышленность. АПК Металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Легкая промышленность. Строительство. АПК Металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Легкая промышленность. Строительство. ТЭК, АПК Машино стро ение. Лесная промышленность. Легкая промышленность. АПК

Средний уровень безработицы в 2010 г,% 3,33 3,03 2,19 3,65

Проблемные блоки СТС, характерные для всего кластера Э ффективно сть занятости (производственный травматизм) Социально-демографические характеристики. Социальная инфраструктура Эффективность занятости. Социальная инфраструктура. Социально-демографические характеристики

Благополучные сферы - пример для других муниципальных образований (индекс по блоку > 0,9) Эффективность занятости (Нижняя Салда) Доходы (Екатеринбург, Верхняя Пышма, 2010, Заречный, 2010). Эффективность занятости (Кировград, 2009) Эффективность занятости (Алапаевск, 2010)

локальных СТС, входящих в данный кластер, необходимо строить, решая демографические вопросы и развивая социальную инфраструктуру.

Екатеринбургский кластер является наиболее развитым, разнообразным и широким по своему составу. В его состав входит восемь городов, которые по ключевым проблемам развития локальных СТС распадаются на три подгруппы.

Екатеринбург - это социально-экономический и политический центр кластера и региона в целом, он является лидером по развитию СТС в Свердловской области. Однако наблюдаются проблемы в сфере эффективности занятости. Кроме того, индекс образования в Екатеринбурге показывает значение, близкое к среднеобластному (за счет низкой доступности дошкольных учреждений), что, безусловно, недостаточно для такой крупной локальной СТС и требует регулирующего вмешательства органов власти.

Четыре муниципальных образования - города Асбест, Березовский, Верхняя Пышма и Заречный - составляют группу со стабильно средним индексом СТС. Эти муниципальные образования сталкиваются с проблемами в сфере социальной инфраструктуры. Кроме того, города Березовский и Верхняя Пышма испытывают некоторые трудности в сфере образования, что компенсируется близостью к крупному образовательному центру - Екатеринбургу. Наименее благополучным в этой группе является г. Асбест, в котором существенные проблемы в демографическом развитии и эффективности занятости снижают общее значение индекса СТС.

Третью группу составляют города Кировград, Первоуральск, Полевской, которые находятся в нижней части рейтинга локальных СТС области. В этих городах проблемными являются сферы демографического развития и социальной инфраструктуры.

Использование данных мониторинга при разработке стратегий и программ социально-экономического развития региона в целом и отдельных муниципалитетов позволит повысить эффективность мероприятий по совершенствованию локальных социально-трудовых систем, что, несомненно, положительно скажется на социально-экономическом развитии как отдельных территорий, так и всего региона.

Список литературы

1. Анализ территориальной, возрастной и образовательной структуры трудовых ресурсов Свер-

дловской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Екатеринбург: УрФУ, 2012.

2. Антошина О. А. Аудит социально-трудовой сферы организации // Аудиторские ведомости. 2007. № 6.

3. ГранбергА. Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2001.

4. Леденева Е. А. Воспроизводство трудового потенциала в экономике России: монография. Воронеж. ВГУ, 2008.

5. Малышев М. Л. Мониторинг социально-трудовой сферы: учеб. пособие. М.: Изд-во «Перспектива», 2007.

6. о ведении мониторинга социально-трудовой сферы республики: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.1998 № 47 (с изменениями от 24.04.2003, № 550).

7. Об общих принципах организации ме стного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3.

8. Об утверждении положения о Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы: постановление Правительства РФ от 25.03.1995 № 291.

9. Одегов Ю. Г. Трудовой потенциал предприятия: пути эффективного использования. Саратов: Изд-во СГУ, 1991.

10. Перминова Н. И., Шеломенцев А. Г., Козлова О. А. Методические рекомендации по проведению социально-экономического мониторинга последствий реструктуризации естественных монополий на локальных территориях. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005.

11. Пространственная организация социально-трудовых систем: генезис и проблемы развития: монография / под ред. Козлова О. А. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010.

12. Слезингер Г. Э. Социальная экономика: учебник. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001.

13. ТукумцевБ. Г. Самарский мониторинг социально-трудовой сферы // Социс, 2001. № 7.

14. Экономика труда (социально-трудовые отношения): учебник / под ред. Волгина Н. А. и Одегова Ю. Г. М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

15. URL: http://www. glossary. ru/cgi-bin/gl_sch2. cgi?RRu. ogr;tu-ywzkuig9!

16. URL: http://www. rabota-in. net/termins. php?gnm=1006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.