Автор статьи знакомит российского читателя с инновационным проектом, позволившим усовершенствовать систему управления качеством общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы на школьном и муниципальном уровне путем внедрения технологии мониторинга на основе массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством. Раскрывает задачи, на решение которых направлена инновация, описывает критерии оценивания результатов и содержание проекта.
Мамонтова Марина Юрьевна
кандидат физико-математических наук доцент кафедры новых информационных технологий в образовании Уральский государственный педагогический университет начальник Центра компьютерного тестирования [email protected]
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ МАССОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ И СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Как совершенствовать систему управления качеством общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы на школьном и муниципальном уровне?
Ключевые понятия: результат обучения, качество результата обучения, оценка качества результата обучения, методы оценивания результатов обучения, мониторинг, статистическое моделирование результатов обучения, статистическое прогнозирование результатов обучения, управление качеством, сетевое взаимодействие.
Цель инновации: совершенствование системы управления качеством общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы на школьном и муниципальном уровне путем внедрения технологии мониторинга на основе массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством ,
Задачи, на решение которых направлена инновация:
1. Разработка технологии мониторинга качества учебных достижений учащихся начальных классов на трех уровнях - индивидуальном (учащийся), институциональном (школа, класс) и муниципальном.
2. Разработка статистических процедур изучения влияния школьных и учительских факторов на качество учебных достижений учащихся.
3. Разработка и реализация программы поэтапной апробации и внедрения технологии мониторинга в образовательных учреждениях и муниципальном органе управления образованием.
4. Разработка и апробация процедур статистической обработки результатов мониторинга с целью оценки состояния результатов обучения младших школьников, выявления тенденций изменения качества подготовки школьников, выявления проблем в качестве обучения и прогнозирования качества результатов.
5. Разработка форм представления результатов мониторинга и типовых схем принятия реше-
ний об изменениях в учебном процессе и планировании качества на основе информации о факторах, оказавших влияние на результаты обучения школьников, для учителя, заместителя руководителя образовательного учреждения, специалиста органа управления образования по вопросам качества, методистов.
6. Повышение квалификации педагогических работников школ- участниц проекта (учителя начальных классов, заместители руководителей образовательных учреждений, специалисты органа управления образованием, методисты) по вопросам управления качеством образования (освоение современных методов оценивания результатов обучения - тестирование, мониторинг; современных подходов к управлению качеством образования - аттестация, мониторинг, бенчмаркинг и т.п.).
Результаты инновации:
1. Реализация инновационного проекта позволила усовершенствовать систему оценки качества образования на институциональном и муниципальном уровнях за счет:
2. внедрения в систему внутри школьного контроля и муниципальную систему оценки качества технологии мониторинга на единой информационной основе и использовании статистических методов контроля и управления качеством;
3. внедрения в процедуры принятия управленческих решений статистических методов изучения
влияния школьных и учительских факторов на качество учебных достижений учащихся;
4. внедрения процедур статистической обработки результатов мониторинга, позволяющих систематически оценивать состояние результатов обучения младших школьников, выявлять тенденции изменения качества подготовки школьников, выявлять проблемы в качестве обучения и прогнозировать качество результатов;
5. внедрения наглядных и удобных форм представления результатов мониторинга и типовых схем принятия решений об изменениях в учебном процессе и планировании качества для учителя, заместителя руководителя образовательного учреждения, специалиста органа управления образования по вопросам качества, методистов;
6. повышения уровня контрольно-аналитической деятельности педагогических работников, освоивших новые методы оценивания результатов обучения (тестирование), современные методы информационного обеспечения управления качеством образования (мониторинг), простые статистические методы контроля и совершенствования деятельности.
Критерии оценивания результатов инновации:
1. увеличение доли учителей начальных классов, использующих в своей практике современные методы оценивания результатов обучения;
2. создание в образовательных учреждениях аналитических групп по проблемам контроля и управления качеством обучения (аналог «кружков качества» на предприятиях), включающих учителей начальной и основной школы, методистов;
3. создание в муниципалитете сообществ школ и учителей в целях совершенствования собственной деятельности на основе выявления лучшего опыта (постепенное внедрение технологии бенчмаркинга);
4. использование в школах результатов систематических массовых обследований школьников для планирования качества общеобразовательной подготовки школьников, для организации классов при переходе в основное звено школы.
Содержание инновации
В последнее десятилетие в российском образовании значительное внимание уделяется проблемам качества обучения школьников. Интенсивно разрабатываются теоретические и методологические основы оценки и управления качеством. Образовательные учреждения включаются в процессы разработки и внедрения систем менеджмента качества на основе международных стандартов 1801.
Развитие российской системы оценки качества образования в последние годы во многом связано с внедрением технологии массовых обследований. Примером тому может быть единый государственный
1 Белянина B.C. Инновационные формы организации методической работы в развивающейся школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №2.
экзамен, государственная итоговая аттестация выпускников основной школы, массовое тестирование студентов профессиональных учебных заведений (федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования). По итогам таких обследований формируются огромные массивы данных, на основе которых практики осуществляют мониторинг состояния объектов управления - результатов обучения, учебного процесса и условий, в которых этот процесс осуществляется. Как показывает анализ публикаций, посвященных теории и практике подобных исследований, особое внимание авторы уделяют, в основном, решению задач фиксирования состояния исследуемых объектов в заданные моменты времени и определения отклонений этих состояний от определенных заранее норм и эталонов, Задачи сравнительного анализа в целях выявления лучшего опыта педагогов и образовательных учреждений, в целях прогнозирования и планирования качества практически не ставятся и не решаются.
Массовые обследования в форме тестирования проводятся преимущественно в основной и старшей школе. В начальном звене школы тестовые технологии еще не нашли широкого применения. Вместе с тем, в условиях введения федеральных государственных стандартов нового поколения такие обследования становятся актуальными.
Интеграция технологий педагогического тестирования с современными информационно-коммуника-ционными технологиями и статистическими методами контроля качества значительно расширяет возможности использования массовых обследований школьников в системах оценки качества учебных достижений.
Особенно востребованными становятся системы мониторинга качества обучения, охватывающие различные уровни управления учебным процессом - учительский, институциональный (школьный), муниципальный. К преимуществам таких систем следует отнести единые теоретические и технологические подходы к разработке и использованию инструментария массового обследования2. Разрабатывается единая для всех школ система показателей качества результата обучения, учебного процесса и условий, используются централизованно разработанные контрольно-измерительные материалы и процедуры тестирования, сбора и статистической обработки данных на основе систематически пополняемой базы данных. Мониторинг обеспечивает информационную преемственность между уровнями управления образовательным процессом, сопоставимость и сравнимость получаемых данных, повышая объективность информации, используемой в управлении и, как следствие, степень управляемости педагогических систем и т.д.
В рамках данного проекта решается задача совершенствования системы контроля качества учебных достижений учащихся начальных классов в школе и муниципалитете путем внедрения современных тестовых технологий оценивания, современных информационных технологий управления (мониторинг) и статистических методов контроля и управления качеством.
2 Загвязинский В. И. Актуап ьн ы е п робл емыиперспективы развития образовательной системы России //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №5.
Проект был реализован в 2005-2010 годах в двух муниципальных образованиях Свердловской области - в Новоуральском городском округе и Чкаловском районе г. Екатеринбурга. В массовом эксперименте приняли участие практически все учителя начальных классов и все учащиеся начальной ступени 41 образовательного учреждения.
Под мониторингом качества учебных достижений понимается комплексная система наблюдения за состоянием и изменениями результатов обучения, их оценки и прогноза. Объектами мониторинга являются учебные достижения обучающихся, учебный процесс и условия, в которых этот процесс осуществляется.
Для описания состояния объектов мониторинга использован квалиметрический подход. Качество объектов в квалиметрии рассматривается как совокупность характеристик объекта, позволяющих удовлетворять предполагаемые потребности. Планируемое качество результатов обучения представлено в государственном образовательном стандарте и программах обучения в виде требований к подготовке учащихся. Планируемое качество рассматривается нами как совокупность задач, решать которые должен уметь учащийся на определенном этапе обучения. Качество результата обучения также представлено совокупностью задач, которые смог решить учащийся в ходе проверки.
Важным компонентом мониторинга являются нормы качества, представленные в государственных образовательных стандартах программах обучения в начальной школе. Критерием оценивания является степень соответствия целям, задачам, требованиям, нормам.
Первичные данные о результатах обучения получаются в ходе массового тестирования, проводимого в конце учебного года в каждой параллели учащихся по основным дисциплинам во всех школах муниципалитета одновременно.
Для описания качества результата обучения на разных уровнях используются разные модели, отражающие количественную и содержательную стороны результата.
Индивидуальный результат обучения представлен разными показателями - профилем результатов решения всех задач теста, сырым тестовым баллом, относительным тестовым баллом, стандартизированным показателем положения индивидуального результата относительно среднего показателя по классу, школе и муниципалитету. Также определяется уровень подготовки учащегося, характеризуемый совокупностью задач, которые учащиеся с данным уровнем способны решить. Разные уровни подготовки учащихся характеризуются разными «наборами» задач и структурой знаний. Для оценки качества результата строится таксономическая шкала. Индивидуальный результат относится к одному из квалитаксонов, характеризуемых разными совокупностями задач и определенным типом структуры знаний.
Для описания и оценки результатов проверки для класса, параллели используется средний балл, и распределение учащихся по уровням подготовки (квалитаксо-нам). Аналогичные показатели используются для характеристики результатов обучения школы. Важно, что при описании результатов каждой школы и каждого класса выделяются группы школ и классов (а вместе с ними и учителей), результаты которых сопоставимы, статистиче-
ски значимо выше и ниже результатов конкретной школы и класса. Группы школ и классов со сходными результатами подвергаются анализу - выявляется сходство и различие в качестве учебного процесса и условий, приводящие к качественно различным результатам обучения.
Качество учебного процесса представлено системой методов, средств и приемов, используемых учителем при обучении учащихся конкретного класса по конкретной дисциплине (математика, русский язык, чтение). Для изучения качества учебного процесса и условий используются специально разработанные анкеты для учителя. Условия представлены рядом характеристик учебного заведения (вид, кадровый потенциал, материально-технические условия и др.), В ходе совместного статистического анализа данных тестирования и анкетирования изучается влияние разных факторов на качество результата обучения. Для изучения влияния различных факторов на качество результатов обучения используются стохастические модель и методы структур но-типологического анализа. Результаты анализа позволяют сформировать типовые варианты управленческих решений об изменениях в учебном процессе.
По итогам нескольких этапов мониторинга определяются тенденции в изменениях качества подготовки учащихся разных классов и школ. Выделяются группы школ и классов с разными тенденциями - стабильный рост качества (увеличение доли учащихся в верхних квал итаксонах в течение нескольких лет наблюдения), стабильное ухудшение качества (увеличение доли учащихся в нижних квал итаксонах), неизменный уровень качества (сохранение распределения учащихся по квалитаксонам), нестабильное качество. Выявленные тенденции также соотносятся с характеристиками учебного процесса и условий и позволяют делать прогнозы относительно качества результатов.
Учет характера управляющих воздействий различных факторов на результат позволяет формировать «типовые» управленческие решения относительно управления качеством результата обучения, учебного процесса и условий.
Наряду с оценочной функцией мониторинг выполняет ряд других функций - контрольно-наблюдательную, прогностическую, информационную и социальную. Контрол ьно-наблюдательная функция мониторинга связана с контролем за реализацией прав граждан на получение качественного образования в соответствии с требованиями ГОС, прогностическая - с возможностью строить прогнозы относительно качества результатов с учетом комплекса факторов и знания закономерностей их влияния на качество, информационная - с созданием единой базы данных мониторинга и организацией доступа к ней различных субъектов мониторинговой деятельности, социальная - с предоставлением информации различным участникам учебного процесса, заинтересованным в информации о качестве предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.
За время реализации проекта в 2005-2010 годах разработана технология проведения мониторинга качества учебных достижений учащихся начальных классов на уровне муниципального органа управления образованием (тесты для массового обследования учащихся по дисциплинам федерального компонента базисного учебного
плана - русскому языку, математике и чтению, организационная схема проведения мониторинга, электронные формы сбора первичных данных), разработана и поэтапно реализована программа мониторинга в образовательных учреждениях и МОУО. Проведены массовые обследования учащихся 1-4 классов по математике, русскому языку и чтению. В массовом исследовании сочетаются два экспериментальных плана - лонгитюдный (наблюдение за достижениями одной и той же выборки учащихся на протяжении всего времени обучения в начальной школе) и сре-зовый (сравнительное исследование качества подготовки учащихся в разные годы и на одних и тех же параллелях).
Реализация инновационного проекта позволила усовершенствовать систему оценки качества образования на институциональном и муниципальном уровнях за счет:
- внедрения в систему внутришкольного контроля и муниципальную систему оценки качества технологии мониторинга на единой информационной основе и использовании статистических методов контроля и управления качеством;
- внедрения в процедуры принятия управленческих решений статистических методов изучения влияния школьных и учительских факторов на качество учебных достижений учащихся;
- внедрения процедур статистической обработки результатов мониторинга, позволяющих систематически оценивать состояние результатов обучения младших школьников, выявлять тенденции изменения качества подготовки школьников, выявлять проблемы в качестве обучения и прогнозировать качество результатов;
- внедрения наглядных и удобных форм представления результатов мониторинга и типовых схем принятия решений об изменениях в учебном процессе и планировании качества для учителя, заместителя руководителя образовательного учреждения, специалиста органа управления образования по вопросам качества, методистов;
- повышения уровня контрольно-аналитической деятельности педагогических работников, освоивших новые методы оценивания результатов обучения (тестирование), современные методы информационного обеспечения управления качеством образования (мониторинг), простые статистические методы контроля и совершенствования деятельности.
Основная форма представления результатов мониторинга- ежегодные аналитические записки (доклады) о состоянии, тенденциях, проблемах и прогнозах качества результатов обучения.
Основными пользователями информации являются лица, принимающие решения на разных уровнях управления системой образования, родители, учащиеся, общественность.
В целях повышения эффективности инновационной деятельности учителей школ и специалистов МОУО по внедрению технологии мониторинга качества учебных достижений во внутришкольную и муниципальную системы оценки были проведены курсы повышения квалификации педагогических работников школ-участниц проекта (учителя начальных классов, заместители руководителей ОУ) по образовательной программе «Педагогическое тестирование в системе оценки и управления качеством образования». Развитию квалиметрической
культуры учителей и управленцев способствовало усвоение теоретических основ педагогического тестирования, методики разработки и применения педагогических тестов, освоение методов статистической обработки данных тестирования и систематическое применение знаний и умений в практической деятельности.
Внедрение технологии мониторинга качества учебных достижений на основе тестовых технологий позволяет оптимизировать контрольно-аналитическую деятельность учителя, заместителя руководителя образовательного учреждения по учебной работе, специалиста органа управления образования по вопросам качества. Оптимизация осуществляется за счет использования единых содержательных и технологических подходов, создания и систематического пополнения единой базы данных результатов тестирования.
Предложенный вариант технологии позволяет успешно решить все задачи мониторинга - систематически оценивать состояние подготовки учащихся по предметам (промежуточная аттестация в конце года на уровне муниципалитета), выявлять отклонения в подготовке учащихся от заданных норм и эталонов, устанавливать причины отклонений (как положительных, так и нежелательных), соотнося результаты с характеристиками учебного процесса. На основе данных, получаемых в ходе систематических массовых обследований учащихся, становится возможным выявление факторов, оказывающих значимое влияние на качество подготовки школьников, выявление тенденций в работе школы и ее результатах, а также статистическое прогнозирование результатов обучения школьников.
В ходе реализации проекта в образовательных учреждениях увеличилось число учителей начальных классов, использующих в своей практике современные методы оценивания результатов обучения. По итогам регулярно проводимых входе реализации проекта опросов учителей и заместителей руководителей образовательных учреждений выявлено, что из 210 учителей, принявших участие в проекте, 157 учителей к завершению проекта научились разрабатывать неформальные педагогические тесты для текущего и тематического контроля знаний учащихся, освоили технологии компьютерного тестирования учащихся с использованием Ин-тернет-технологии Баав, осознали целесообразность использования результатов массового обследования при планировании качества будущих результатов обучения с помощью прогностических таблиц качества, освоили современные методы совершенствования деятельности на основе результатов статистического анализа.
Осуществление проекта привело к созданию в ряде образовательных учреждений аналитических групп (такие группы функционируют сегодня во всех школах г. Новоуральска) по проблемам контроля и управления качеством обучения (аналог «кружков качества» на предприятиях), включающих учителей начальной и основной школы, методистов.
Результаты мониторинга стали использовать в школах при решении проблем, связанных с преемственностью обучения по линии дошкольные ОУ- начальная школа - основная школа. Информация, получаемая в ходе мониторинга, позволяет спланировать проведение адаптационных периодов с учетом индивидуальных
данных, формировать классы с учетом особенностей детей при переходе из начальной школы в основную.
Регулярное обсуждение результатов мониторинга на семинарах и совещаниях привело к созданию в муниципалитете сообществ школ и учителей в целях совершенствования собственной деятельности на основе выявления лучшего опыта (постепенное внедрение технологии бенчмаркинга). В практику работы школы стал входить анализ результатов собственной деятельности в сравнении с результатами других школ.
Использование в школах результатов систематических массовых обследований школьников способствует принятию более точных управленческих решений при анализе результатов обучения и планировании качества общеобразовательной подготовки младших школьников.
Проект, запланированный в начале как терминальный, изменил свой статус - стал рассматриваться муниципалитетами как развивающийся. В настоящее время ведется работа по подготовке и реализации аналогичных проектов для основной и старшей школы.
Опыт внедрения в систему управления качеством общеобразовательной подготовки учащихся технологии мониторинга на основе массового тестирования и ста-
тистических методов контроля и управления качеством представляет интерес для других муниципалитетов.
Литература
1. Бабий Е.А. Инновации сегодня - стандарт завтра // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.- №5.
2. Белянина B.C. Инновационные формы организации методической работы в развивающейся школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -
2009. - №2.
3. Вороещикоб С. Г. Внутри школьная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -
2010. - №1.
4. Гальковская И.В. Создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей развитие способностей обучающихся ко всем формам продуктивной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №5.
5. Загвязинский В.И. Актуальные проблемы и перспективы развития образовательной системы России // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.-№5.
Статья посвящена описанию этапов и фаз в развитии ДОУ инновационного типа.
Дюков Валерий Михайлович
учитель МОУ «Общеобразовательная гимназия № 14 «Управления, экономики и права» г.Красноярск, Стенникова Любовь Сергеевна заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей ЗАТО п. Солнечный Красноярского края «Улыбка», Труш Елена Васильевна заместитель заведующего муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей ЗАТО п. Солнечный Красноярского края «Улыбка»
Для системы дошкольного образования установлены Федеральные Государственные Требования (ФГТ) (а не Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС)!
В настоящее время разработаны и утверждены только Федеральные Государственные Требования
(ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.
В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.
В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:
■ примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
■ примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим чрезвычайно актуальной стала проблема определения фаз на пути развития ДОУ в условиях перехода на реализацию Федеральных Государственных Требований к системе дошкольного образования.
Мы выделяем три этапа в развитии ДОУ инновационного типа
Первый этап рассматривается нами как организационный (некоторые исследователи определяют его как «пионерную фазу» в развитии ДОУ инновационного типа, а другие - как стадию первичного синтеза:
■ вырабатываются ориентиры развития;
■ координируется деятельность воспитателей/педагогов;
■ определяются стимулы активности, основные стратегические цели, направления развития традиций, правил.
Второй этап развития определяется нами как консолидация (особенностью этого этапа является коллегиальность в принятии решений):
■ четко регулируются вопросы компетенции и ответственности;
■ обеспечивается надежность коммуникационных связей;
■ формируется внутренняя структура коллектива;
■ определяются его группы;
■ обеспечивается участие рядовых членов коллектива в управлении.
Третий этап развития определяется нами как интеграция:
■ интегрирование людей вокруг общих целей, взаимное просвещение членов коллектива, развитие самоуправления.
В зависимости от этапа развития ДОУ инновационного типа меняется позиция заведующего ДОУ в системе профессиональных отношений, а следовательно, претерпевают изменения в организационной культуре:
■ на первом этапе развития ДОУ изменения связаны с характером осуществляемой педагогами/воспитателями рефлексии и характеризуются предоставлением им самостоятельности в определении целей и смыслов развития; заведующий ДОУ направляет этот поиск, проводя целенаправленную обучающую работу. Это требует особой организации коммуникаций, предполагающей:
• порождение смыслов деятельности;
• оформление этих смыслов в понятия;
• рефлексии ситуации в целом (т.е., что мы делаем, зачем);
• развитие рефлексивной способности;
• развитие способности понимать смысл производимых изменений;
■ на втором этапе развития ДОУ:
• становятся возможными:
^ опережающее повышение квалификации персонала;
^ исследовательская деятельность;
• заведующий ДОУ на этом этапе становится в позицию посредника в трансляции необходимого опыта и знаний; ему важно придать необходимую логику деятельности педагогов/воспитателей, помочь понять им ее глубинный культурный смысл;
• преобладающими видами деятельностей становятся те, которые обеспечивают переход педагогов/воспитателей из состояния носителя мыследеятельности (т.е. специалиста, владеющего в полном объеме нормативными знаниями и обладающего навыками, необходимыми для успешной деятельности) в ее источник (в специалиста с развитыми профессиональными интересами, способного к поисково-твор-ческой деятельности, основанной на глубоком знании своего предмета деятельности);
■ третий этап в развитии ДОУ характеризуется:
• активным участием педагогов/воспитателей в управленческой деятельности;
• проблематизацией их собственной деятельности;
• развертыванием инновационного пространства.
Основным содержанием деятельности заведующего ДОУ на этом этапе становится определение зоны ближайшего развития. Он становится тьютором. т.е. человеком, поддерживающим профессиональные интересы педагогов/воспитателей, осуществляющих инновационную деятельность. Заведующим ДОУ создаются условия для реализации профессиональных интересов педагогов/воспитателей.
Для ДОУ, вступившего в фазу роста и интеграции, характерным является то, что его педагоги/воспитатели становятся гарантами развития ДОУ. Их знания, опыт, интуиция, адекватность самооценки, способность к прогнозированию, высокий уровень их методологической и мировоззренческой культуры обеспечивают высокую эффективность деятельности ДОУ инновационного типа и способствуют его становлению как динамично са~ моразвивающейся социальной организации,
Шесть фаз на пути развития ДОУ
Мы разработали шесть фаз на пути развития ДОУ
и считаем: развитие ДОУ - это постоянный процесс совершенствования.
Переход редко проходит гладко. Происходит перераспределение ролей. Меняются обязанности. Обычный по-