Мониторинг качества учебно-методического обеспечения учебного процесса в вузе
УДК 378.016
Зинченко Виктория Олеговна
кандидат педагогических наук, доцент Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
В статье рассмотрены характерные признаки учебно-методического обеспечения современного учебного процесса и выявлены показатели его качества. Охарактеризована сущность мониторинга качества учебно-методического обеспечения при участии представителей организационно-управленческой структуры вуза, преподавателей и студентов. На основе анализа научной литературы разработана мониторинговая процедура «Качество учебнометодического обеспечения учебного процесса».
Ключевые слова: учебный процесс, высшее учебное заведение, учебно-методическое обеспечение, качество учебно-методического обеспечения, мониторинг качества.
Современное учебно-методическое обеспечение - это комплекс разнообразных материалов, объединенных одной целью - направить деятельность студента на эффективное овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками. Качество таких учебнометодических комплексов становится источником своеобразной энергии учебного процесса. На ведущий характер учебно-методического компонента учебного процесса ВУЗа указывали как разработчики теоретико-методических основ современного учебного процесса С. Архангельский, Н. Кузьмина, А. Петровский, так и его современные российские и украинские исследователи и организаторы
А. Алексюк, В. Буряк, И. Вакарчук, Л. Васильева, П. Вишневский, Н. Дворникова, Э. Зеер, К. Левкив-ский, С. Николаенко, В. Олейник, А. Прокопенко, Э. Самерханова, С. Сафонова, С. Смирнов, Ю. Су-харников, Н. Талызина, В. Шадриков, Г. Шабанов и др.
Говоря о качестве учебно-методического компонента учебного процесса, необходимо помнить, что за последние годы постоянно происходили изменения учебных планов подготовки специалистов, и это вынуждало преподавателей в ускоренном темпе корректировать учебно-методические разработки. Это не могло не отразиться на их качестве и наличии всех необходимых составляющих учебно-методического обеспечения. Все это требует системного отслеживания и корректирования, что возможно только благодаря мониторингу качества учебного процесса.
Несмотря на широкий круг работ по мониторингу качества результатов учебного процесса и учебных достижений студентов, проблемы мониторинга качества учебно-методического компонента практически не нашли своего отражения в исследованиях ученых. Среди работ последнего времени можно назвать только труды Л. Белого, Л. Васильевой, О. Островерх, Г. Цехмистровой, М. Чандры, Г. Шабанова. Однако выделение процедуры мониторинга качества учебно-методического обеспечения учебного процесса в ВУЗе в указанных работах не представлено, что счита-
ем существенным недостатком изучения качества учебного процесса в целом.
Целью этой статьи является разработка мониторинговой процедуры качества учебно-методического обеспечения учебного процесса и изложение результатов ее реализации в высшем учебном заведении.
Учебно-методический компонент, наш взгляд, характеризуется разработкой учебно-методического обеспечения всех видов деятельности студентов во время овладения каждой их дисциплин учебного плана с учетом особенностей тех форм, методов и средств обучения, которые используются при этом [1].
С учетом изменения требований рынка труда к качественной подготовке специалистов, особый подход сегодня нужен в методическом обеспечении овладения студентами навыками и опытом профессиональной деятельности во время практических занятий по профессионально ориентированным дисциплинам и прохождении практики. Проведение практических занятий требует наличия разнообразных инструктивных материалов, разработки и использования на занятиях разно уровневых по своей сложности заданий, алгоритмов их решения и осуществления практических действий, заданий, предполагающих индивидуальную, групповую и коллективную деятельность студентов, конкретизацию мероприятий по обсуждению результатов практической деятельности и т.д. Поэтому выдача студентам планов семинарских занятий или хода лабораторных работ должна остаться в прошлом.
С учетом быстрого развития науки и техники, культуры и общественных отношений, у преподавателя не всегда есть возможность указать студенту научно обоснованные источники информации. Кроме того, как свидетельствует опыт подготовки специалистов, в последние десятилетия с учетом расширения спектра источников информации студенты нуждаются в комплексной подаче материала, что требует активизации работы преподавателей по созданию и публикации печатной учебно-методической литературы или ее электронных вариантов.
© Зинченко В.О., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
117
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мониторинг как инструмент управления качеством предполагает привлечение к управленческой деятельности всех субъектов учебного процесса. С одной стороны, создание учебно-методического обеспечения - это непосредственная функция преподавателя высшего учебного заведения, с другой - учебно-методическое обеспечение требует определенного нормирования и контроля со стороны представителей организационно-управленческой структуры ВУЗа, усилий по его тиражированию и доведению до студентов. Кроме того, учебно-методическое обеспечение также должно отвечать требованиям студентов, для организации эффективной учебно-познавательной деятельности которых оно, собственно, и создается. Поэтому считаем, что в мониторинге качества учебно-методического компонента должны участвовать все субъекты учебного процесса.
Так, представители организационно-управленческой структуры ВУЗа (заместители директоров/ деканов, представители учебного отдела, отдела управления качеством и др.) должны систематично отслеживать состояние учебно-методических комплексов (УМК) по каждой дисциплине учебных планов подготовки специалистов. В нормативных документах ВУЗа состав этих комплексов, обычно, детально определен и предполагает наличие рабочей программы по дисциплине, сокращенный конспект лекций, планы семинарских, практических и лабораторных занятий, задания по самостоятельной работе и методические рекомендации по их выполнению, вопросы и задания к текущему и итоговому контролю, рекомендуемую литературу и другие элементы УМК.
Особое внимание при проведении мониторинга качества учебно-методического компонента учебного процесса ВУЗа необходимо уделять содержанию и полноте учебно-методического обеспечения курсовых работ и проектов, учебной и производственной практик, комплексных экзаменов по специальности, дипломных и магистерских работ и проектов.
С точки зрения мониторинга деятельности преподавателей нас, прежде всего, будет интересовать наличие учебно-методических комплексов (УМК) по всем дисциплинам. Далее оценивается качество формирования УМК: конспектов лекций, планов семинарских и практических занятий, лабораторных работ, практических заданий для аудиторной работы студентов, контрольных работ, тестовых заданий, перечня рекомендуемой литературы и прочее. Качество учебно-методической деятельности преподавателей заключается в подготовке, печати или создании электронной версии учебников, учебных пособий, методических указаний, других методических рекомендаций, которые используются при преподавании дисциплин.
Поскольку модель современного выпускника ВУЗа основывается на компетентностном подхо-
де, то важной составляющей учебно-методической работы преподавателей будет создание методического обеспечения курсовых работ и проектов, а также материалов к государственной аттестации студентов (комплексных экзаменов по специальности, дипломных и магистерских работ и проектов). Такое учебно-методическое обеспечение нужно исследовать с точки зрения основательности разработки, соответствия современным требованиям сферы будущей профессиональной деятельности студентов, всесторонности оценки приобретенных студентами знаний, умений и навыков и готовности их практического применения.
Мониторинг качества учебно-методического компонента учебного процесса, прежде всего, направлен на оценку качества преподавания дисциплин. Считаем, что оценка деятельности преподавателя студентами может включать следующие аспекты: системность, последовательность, ясность, доступность и логичность в изложении учебного материала; возможность ведения конспекта на лекции; возможность преподавателя привести примеры по теме, доступно и логично решить практические задачи, продемонстрировать практические навыки и умения; сформулировать задания для самостоятельной работы студентов; обеспечить профессиональную направленность учебного материала.
Кроме того, с точки зрения студентов, мониторинг будет выявлять наличие и доступность для использования в самостоятельной работе методических материалов по дисциплинам, применение в работе преподавателей активных методов обучения.
Указанное выше дает возможность определить такие показатели качества учебно-методического компонента учебного процесса в ВУЗе, как:
- уровень разработанности учебно-методического обеспечения всех видов учебно-познавательной деятельности студентов;
- уровень создания учебно-методической литературы.
Исследование имеющихся научных наработок в сфере организации мониторинговой деятельности в высшей школе позволило разработать мониторинговую процедуру «Качество учебнометодического обеспечения учебного процесса», которая была реализована в процессе экспериментальной работы в Государственном учреждении «Луганский университет имени Тараса Шевченко» в 2008-2013 годах. Алгоритм и результаты реализации мониторинговой процедуры приводим ниже.
Разработка и реализация мониторинговой процедуры «качество учебно-методического обеспечения учебного процесса». 1. Цель мониторинговой процедуры - выявить уровень учебно-методического обеспечения учебного процесса в высшем учебном заведении и удовлетворенность им студентами.
118
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Мониторинг качества учебно-методического обеспечения учебного процесса в вузе
2. Методы проведения мониторинговой процедуры - анкетирование, контент-анализ документов, экспертная оценка и самоанализ.
3. Респондентами стали студенты. В роли организаторов анкетирования - представители отдела анализа и перспективного развития. Экспертами стали заместители директоров (деканов) по учебной работе, председатели учебно-методических комиссий институтов (факультетов) и университета. Анализ результатов анкетирования, учебно-методических комплексов, карт экспертных оценок и принятия соответствующих управленческих решений об улучшении качества учебного процесса были возложены на директоров институтов (деканов факультетов) и ректорат.
4. Проводится ежегодно на каждом факультете (институте) по установленному графику.
5. Мониторинговая процедура начинается с контент-анализа соответствия имеющегося учебно-методического обеспечения учебным планам подготовки и образовательно-профессиональным программам. Затем проводится экспертная оценка учебно-методического обеспечения, которая предусматривает исследование наличия и качества разработки рабочих учебных программ, конспектов лекций, заданий и методических рекомендаций к проведению практических, семинарских занятий и лабораторных работ, заданий и методических рекомендаций для самостоятельной работы, вопросов к контрольным модульным работам; соответствия содержания учебно-методического обеспечения целям и задачам конкретной дисциплины. Параллельно с этим осуществляется самоанализ структурными подразделениями качества
учебно-методического обеспечения дисциплин для каждой специальности, в том числе проводится самоанализ разработки кафедрами учебно-методической литературы и их динамика. Результаты обобщаются в экспертных карточках, примеры которых приведены в таблицах 1-3.
Анкетирование студентов об уровне их удовлетворенности учебно-методическим обеспечением дисциплин, изучаемым в текущем семестре, по 5-балльной шкале.
6. Мониторинговая процедура проводилась ежегодно: период со второй половины 2008 года по первую половину 2011 годов в каждом структурном подразделении, а со второй половины 2011 года по 2013 год - в отдельных подразделениях согласно планам мониторинга. За этот срок мониторинговый инструментарий получил только несколько небольших корректировок с целью получения дополнительной информации при проведении самоанализа структурными подразделениями университета. С организаторами анкетирования проводился инструктаж, в котором было акцентировано внимание на том, что студенты оценивают не личность преподавателя по каждой из дисциплин, а именно наличие, полноту учебно-методического обеспечения и его доступность. Для участия в анкетировании привлекались студенты III и IV курсов различных специальностей. Выбор студентов третьего курса был обусловлен тем, что на нем еще продолжается изучение дисциплин гуманитарной и социально-экономической подготовки, но уже в значительном объеме идет преподавание специальных дисциплин. Полученные в ходе мониторинга результаты и предложения выносятся
Учебное-методическое обеспечение дисциплин
Таблица 1
ФИО
Дисциплина
Рабочая
программа
Методические рекомендации Тексты лекций /
к самостоятельной работе____Дистанционные курсы
Специальность
Учебно-методическое обеспечение специальностей (итоговое)
Таблица 2
Специальность Рабочая программа Методические рекомендации к самостоятельной работе Т ексты лекций / Дистанционные курсы
Таблица 3
Динамика издания учебно-методических материалов кафедрами института (факультета)
Наименование | 2008 | 2009 | 2010 | 2011
Кафедра ...
Учебники
Методические рекомендации
Монографии
Статьи в специализированных издания
Статьи
Электронные пособия / дистанционные курсы
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
119
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
для обсуждения на заседания учебно-методической комиссии институтов (факультетов) и университета, ректората и Ученого совета университета.
7. Обработка данных проводилась рабочей группой мониторинга. По каждому структурному подразделению готовился аналитический отчет о результатах мониторинга и предложения по улучшению учебно-методического обеспечения в ВУЗе. Подготовка аналитического отчета по каждому структурному подразделению целесообразна не только потому, что это облегчает дальнейшую обработку данных при формировании сводного аналитического отчета в целом по ВУЗу, но и потому, что часть выявленных проблем может быть решена на уровне института (факультета) и кафедры. Сводный аналитический отчет готовится отделом анализа и перспективного развития и является основанием для принятия руководящим составом управленческих решений по улучшению качества учебно-методического обеспечения. Оценка результативности принятых и реализованных решений проводится в следующем цикле мониторинга.
Приведем пример действенности мониторинговой процедуры «Качество учебно-методического обеспечения». Одной из проблем, выявленных во время предварительного мониторинга, было отсутствие унифицированного подхода к разработке рабочих учебных программ - одного из основных элементов учебно-методического обеспечения. В связи с этим в июне 2009 года решением Ученого совета университета было принято «Положение о рабочей учебной программе дисциплины», целью которого стало нормирование содержания, объемов, последовательности и организационных форм изучения дисциплин студентами, а также форм и средств текущего и семестрового контроля знаний в соответствии с национальными и европейскими стандартами. С одной стороны, разработка и внедрение этого документа может рассматриваться как шаг к улучшению планирования и организации учебного процесса, с другой, - этот документ определяет смысл всего учебно-методи-
ческого обеспечения по дисциплине и поэтому является главным рычагом его качества. С этим мы связываем повышение удовлетворенности студентов (на 5%) в конце 2009 года качеством учебнометодического обеспечения.
Обработка полученных данных при помощи методов математической статистики, в частности расчета непараметрического критерия Фишера ф*, выявила существенное отличие между эмпирическим значением критерия (1,758) и его критическим значением (1,64).
Таким образом, результаты теоретических исследований позволили выявить сущность мониторинга качества учебно-методического компонента учебного процесса современного ВУЗа, определить показатели качества этой оставляющей и разработать мониторинговую процедуру «Качество учебно-методического обеспечения учебного процесса» по установленному алгоритму.
Результаты проведенного экспериментального исследования, их статистическая значимость обосновали целесообразность использования мониторинга как инструмента управления качеством учебно-методического компонента учебного процесса в высшем учебном заведении. Однако, как свидетельствуют результаты исследования, осталось значительное количество нерешенных проблем. С учетом достижений научно-технического и культурного прогресса, модернизации высшего образования, тенденции интеграции образовательных систем стран-участниц Евразийского экономического союза учебно-методическое обеспечение учебного процесса требует дальнейшего усовершенствования, особенно в части методического сопровождения практической и самообразовательной подготовки студентов.
Библиографический список
1. Зтченко В.О. Мониторинг якосп навчально-го процесу у вищому навчальному закладт - Лу-ганськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ iменi Тараса Шевченка», 2013. - 360 с.
120
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21