мена, минеральные удобрения, средства защиты растений, нефтепродукты). Прогнозный уровень материалоемкости нами рассматривается как оптимистический и корректируется с изменением факторов производства при фактическом составе машинотракторного парка.
4. Расчет потребности в материальных ресурсах по их видам, а также в денежных средствах для их приобретения. Так, потребность в денежных ресурсах для приобретения материальных ресурсов предопределяется структурной материалоемкостью зерна по пяти группам хозяйств в зависимости от плодородия почвы (от 22 до 34 баллов) и запланированным валовым сбором. Сводные показатели приведены в табл. 1.
Установлено, что для производства 1580 тыс. т зерна в Витебской области требуется минеральных удобрений на сумму 82,3 млрд руб. (94 тыс.т д.в.), семян - 44,5 (80 тыс. т), средств в защиты растений - 27,2,
нефтепродуктов - 48,5 (39 тыс. т усл. топлива).
Программа «Материалоемкость» является инструментом управления материальными ресурсами на макроуровне, которую целесообразно разрабатывать для каждого района. Практическая значимость программы обосновывается обязательным наличием в ней:
- нормативного уровня материалоемкости для каждого района (без учета амортизации, с учетом амортизации);
- обоснования урожайности в зависимости от плодородия почвы;
- поправочных коэффициентов к нормативной материалоемкости в зависимости от условий конкретного хозяйства;
- потребности сельскохозяйственных организаций в материальных ресурсах в зависимости от уровня урожайности;
- прогнозируемого уровня себестоимости сельскохозяйственной продукции.
Таблица 1 - Алгоритм расчета потребности в денежных средствах для приобретения материальных ресурсов в организациях Витебской области на основании структурной _материалоемкости зерна на 2015 г._
Группы хозяйств по плодородию почвы, балл Количество хозяйств в группе, ед. Средний балл плодородия по группе, балла Перспективная урожайность, ц/га Норматив материалоемкости на 2015 г. Структурная материалоемкость зерна, руб. на 1000 руб. валовой продукции по ресурсам
тыс. руб. на 1 т зерна руб. на 1000 руб. валовой продукции минеральные удобрения семена средства защиты растений нефте-продукты
до 22 (I группа) 28 20,0 35 191 666 126 136 43 130
22,1-26 (II группа) 81 24,0 43 175 610 164 102 54 108
26,1-30 (III группа) 106 27,7 49 177 617 180 96 60 102
30,1-34 (IV группа) 47 31,4 49 190 661 215 90 72 112
Свыше 34 (V группа) 5 34,8 57 172 598 237 66 79 88
По совокупности 267 26,9 47 180 627 181 98 60 107
Примечание. С изменением цен на ресурсы материалоемкость зерна необходимо корректировать.
Источники
1. Гусаков, В. Г. Механизм рыночной организации аграрного комплекса: оценка и перспективы/ В. Г. Гусаков. - Минск: Беларус. навука, 2011. -363 с.
2. Драгайцев, В.И. Рекомендации по организационно-экономическому механизму ресурсосбережения в сельском хозяйстве/ В.И.Драгайцев, К.И.Алексеев, Г.А.Мирошников, Н.И.Жуков, Ю.И.Новиков. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2008. - 48 с.
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПЛАНИРУЕМОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Т.С. Яскевич, студентка Белорусской государственной сельскохозяйственной академии
В целях предупреждения отрицательного воздействия на окружающую среду сельскохозяйственного производства осуществляется проведение мониторинга.
Мониторинг окружающей среды представляет собой систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза измене-
ний ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов. Объектами наблюдения являются: природная среда, отдельные компоненты природной среды и их реакция на антропогенные воздействия; источники воздействия (предприятия, транспорт и т.д.) и факторы (загрязняющие вещества, шум, излучения и т.д.) антропо-
генных воздействий. Оценка предполагает, с одной стороны, определение возможного ущерба от антропогенного и естественного воздействия, с другой - определение природных резервов для их использования в интересах человека и оптимальных способов человеческой деятельности. Прогноз опирается на данные, полученные при наблюдениях и анализе результатов наблюдений. Прогнозируются изменения интенсивности источников и факторов воздействия на природную среду, а также возможные в результате этого изменения в биосфере. Прогноз позволяет наметить меры, направленные не только против уже имеющихся вредных воздействий, но и меры профилактического характера.
В основу классификации видов мониторинга окружающей среды положено деление окружающей среды на отдельные компоненты, представляющие собой элементы природной среды, обладающие устойчивыми естественными признаками (земля, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, растительный и животный мир). В связи с этим мониторинг окружающей среды включает:
— мониторинг земель;
— мониторинг поверхностных вод;
— мониторинг подземных вод;
— мониторинг атмосферного воздуха;
— мониторинг озонового слоя;
— мониторинг растительного мира;
— мониторинг лесов;
— мониторинг животного мира.
Составляющей мониторинга является
наблюдение за состоянием окружающей среды в районе расположения источников вредного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду. Эту функцию выполняет локальный мониторинг, проводимый юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию источников вредного воздействия на окружающую среду.
Объектами наблюдений при проведении локального мониторинга являются:
— сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты;
— поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод;
— подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;
— земли в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения.
Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве (ОВОС) представля-
ет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. ОВОС направлена на определение видов воздействия на окружающую среду в результате осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также соответствующих изменений в окружающей среде и прогнозирование ее состояния.
ОВОС проводится в следующих целях:
— всестороннее рассмотрение всех предлагаемых экологических и связанных с ними социально-экономических и иных преимуществ и последствий планируемой деятельности;
— поиск оптимальных предпроектных и проектных решений, способствующих предотвращению возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду;
— обеспечение эколого-экономической сбалансированности планируемой деятельности;
— выработка эффективных мер по снижению возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду до незначительного или приемлемого уровня;
— улучшение состояния окружающей среды на территории, где будет реализовано проектное решение планируемой деятельности.
Основными принципами проведения ОВОС являются:
— превентивность, означающая проведение ОВОС до принятия проектных решений о реализации планируемой деятельности и использование результатов этой оценки при выработке и принятии решений для обеспечения экологической безопасности;
— презумпция потенциальной экологической опасности воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;
— альтернативность, означающая анализ различных вариантов реализации проектного решения планируемой деятельности (включая отказ от планируемой деятельности) с целью сравнения уровня воздействия не только с нормативами в области охраны окружающей среды или пороговыми величинами, но и с воздействием при других вариантах реализации проектного решения планируемой деятельности;
— комплексность, означающая совместное рассмотрение и учет воздействия в природной, социальной и техногенной средах;
— гласность, означающая право заинтересованных сторон на непосредственное
участие при принятии решений в процессе обсуждения проекта;
— объективность, т.е. выполнение оценки воздействия профессионально и беспристрастно;
— научная обоснованность;
— достоверность и полнота информации, означающие наличие в процессе оценки воздействия как можно более полной информации, способствующей принятию экологически обоснованных решений.
ОВОС организуется заказчиком, т.е. инициатором планируемой хозяйственной и иной деятельности, а проводится разработчиком - проектной или научно-исследовательской организацией по поручению заказчика, одновременно с разработкой проектной документации. Заказчик финансирует исследовательские работы, необходимые для проведения ОВОС, организует проведение ОВОС и общественных слушаний и изучает предложения общественности о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории. Разработчик проводит ОВОС, рас-
сматривает и учитывает экологические условия и требования при подготовке обосновывающей документации.
ОВОС включает следующие этапы деятельности:
— подготовка заявки о намерениях реализации планируемой деятельности и составление технического задания на проведение ОВОС;
— определение видов и значимости воздействия на окружающую среду и прогнозирование их последствий;
— составление заявления о возможном воздействии на окружающую среду;
— проведение общественных слушаний;
— подготовка и представление отчета и других материалов по ОВОС для проведения государственной экологической экспертизы.
Таким образом, являясь самостоятельным организационно-правовым механизмом оценка воздействия на окружающую среду и мониторинг обеспечивают предупреждения нарушений экологических требований в сельскохозяйственном производстве.
6.4. УКРАИНА
ПРЕДПОСЫЛКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА УКРАИНЫ
Исследование выполнено при поддержке НАН Украины в рамках ведомственной НИР «Агропродовольственное развитие Украины в контексте обеспечения продовольственной безопасности» (№ 0111U001318).
Д.Ф. Крисанов, д.э.н., проф., ведущий науч. сотр. Институт экономики и прогнозирования
НАН Украины
Необходимость информатизации и перехода национальной экономики на инновационную модель развития в Украине на государственном уровне была осознана в конце 1990-х годов. На изломе ХХ-ХХ1 столетий были приняты Закон Украины «О Концепции Национальной программы информатизации», а также более десятка законодательных актов, относящихся к сфере инновационной деятельности. В 2009 г. правительством была утверждена Концепция развития национальной инновационной системы. Однако, как свидетельствуют статистическая отчетность, инновационная деятельность в агропродовольственном комплексе не получила достаточного распространения (количество предприятий, которые ею занимаются и ее результативность при определенных колебаниях снижается), а информатизация процессов социально-экономического развития сельской местности в основном носит зачаточный и фрагментарный характер и не
охватывает ее основных проблем (безработицы и рынка труда; занятости в сельских домохозяй-ствах; социально-экономического развития сельских поселений; формирования баз данных и знаний, которые относятся к развитию систем сельского расселения; при этом отмечается низкая доступность информационных ресурсов и систем для жителей небольших и отдаленных сельских населенных пунктов и т.п.). Вследствие этого значительно усложняются и становятся недостаточно эффективными процессы управления развитием аграрного сектора Украины, включая сельскую составляющую в экономическом, социальном, транспортном, экологическом и территориальном аспектах.
Необходимо подчеркнуть, что на государственном уровне с начала 2000-х гг. проводится определенная работа и отмечены позитивные результаты, а именно: полностью переведены на информационную основу и унифицирована статистическая отчетность субъектов хо-