47 (182) - 2010
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
УДК 331.5
МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В. С. РАКОВСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: [email protected] Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Представлен анализ реализации мониторинга функционирования системы социально-трудовых отношений в Томской области, выявлены основные проблемы, предложены рекомендации по совершенствованию.
Ключевые слова: система социально-трудовых отношений, мониторинг, рынок труда.
В процессе развития общественного строя происходит все большее влияние социума на экономику, что ведет к качественному изменению отношений в обществе и выражается в виде смены «экономизированного» принципа «социологизиро-ванным» принципом, исходящим не из максимального удовлетворения потребностей индивида, а из интересов развития общества в целом и отдельной личности. Из этого следует понимание новой роли человека труда и новое восприятие экономики труда — как науки о человеке труда, о живой творчески одухотворенной созидающей личности; а также понимание необходимости дополнения экономики труда знаниями о социальном общении, коммуникации, сотрудничестве между индивидуумами. Данные изменения приводят экономическую науку к необходимости переосмысления ценности труда и трудовой деятельности, определения границ данных понятий, выявления соотношения объективного и субъективного, рационального и
иррационального, экономических и социальных параметров, влияющих на эффективность труда, и развитие общества в целом, к появлению нового понятия — «социально-трудовые отношения». Под социально-трудовыми отношениями автор понимает сложную систему многоуровневых общественных отношений, существующих между наемными работниками, работодателями и государством в процессе трудовой деятельности, нацеленную на обеспечение необходимых уровня и качества жизни человека, трудового коллектива и общества, системное представление которых позволяет выделить в их структуре взаимосвязанные экономические и социальные элементы.
Исследование показало, что на практике часто происходит смешение понятий «социально-трудовые отношения» и «социально-трудовая сфера». С этой целью необходимо пояснить, что «социально-трудовая сфера» — область действия, пределы распространения социально-трудовых отношений как отношений, возникающих между участниками совместного трудового (производственного) процесса, отношений занятости и отношений по поводу распределения и потребления произведенного национального дохода. Социально-трудовая сфера включает в качестве составных частей сферу занятости и совокупность элементов самозаня-
тости. Как правило, социально-трудовая сфера представляет собой составную часть социальной рыночной экономики. Ее основа — социально-трудовые отношения, отношения между трудом и капиталом. Ключевая роль в формировании структуры и развитии социально-трудовой сферы принадлежит социальной политике государства. В центре социально-трудовой сферы — человек, взаимодействующий с рыночной средой по поводу организации процесса труда, условий роста его производительности, формирования доходов работника, обеспечения социальной защиты и т. д. Основными компонентами социально-трудовой сферы являются:
• социально-культурный комплекс;
• рынок труда;
• занятость и безработица;
• мотивация производительного труда (потребности, мотивы, интересы, стимулы, заработная плата, оплататруда, премии, дивиденды ит.д);
• социальная защита населения;
• социальное партнерство;
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров (в том числе безработных) идр.
Полагаем, что функционирование системы социально-трудовых отношений необходимо постоянно отслеживать с целью определения вектора развития страны и выработки своевременных управленческих решений. Инструментом, позволяющим это сделать, является мониторинг функционирования системы социально-трудовых отношений. На основе результатов мониторинга возможны: краткосрочное прогнозирование развития системы социально-трудовых отношений; предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию очагов напряженности; оценка эффективности социальной и экономической политики государства.
Мониторинг функционирования системы социально-трудовых отношений является важной составляющей для эффективного функционирования государства. На основе мониторинга функционирования системы социально-трудовых отношений возможно осуществление краткосрочного прогнозирования развития социально-трудовых процессов, предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию очагов напряженности, оценка эффективности социальной и экономической политики государства.
В современной экономической литературе и в практике нет единого мнения в отношении
понятия «мониторинг». Авторские позиции в отношении содержания мониторинга различаются по целям, а также по составу его операций. Автор полагает, что под мониторингом функционирования системы социально-трудовых отношений понимают созданную на новых принципах интегрированную систему непрерывного сбора, обработки, накопления, анализа и интерпретации социально-экономической, социально-психологической, социологической информации о ходе и тенденциях развития социально-трудовых процессов, основанную на использовании социологических и статистических методов получения информации на основе показателей и индикаторов, как учитываемых, так и не учитываемых системой государственной статистики [2].
Главными целями мониторинга являются:
• своевременное выявление изменений, происходящих в системе социально-трудовых отношений;
• предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию очагов напряженности;
• оценка эффективности социальной и экономической политики;
• выявление качественно новых проблем, еще не попавших в фокус устоявшегося статистического наблюдения;
• осуществление краткосрочного прогнозирования развития социально-трудовых процессов и обеспечение на этой основе органов власти страны необходимой информацией для своевременной корректировки стратегии и тактики социально-экономических преобразований в стране, принятия социально оправданных решений.
Попытка создать систему сбора и анализа информации о состоянии социально-трудовых отношений в масштабах страны впервые была предпринята Министерством труда РФ еще в 1992 г. Старые информационные системы в то время были не способны обеспечить органы управления достоверной и своевременной информацией, так как ориентировались на официальную статистику состояния социально-трудовых отношений. К тому же значительная часть социальной статистики была засекречена, а ряд показателей, необходимых для оценки реального положения различных групп населения, вообще не разрабатывался.
Поэтому возникла необходимость формирования оперативно действующей информационно-аналитической системы, позволяющей объективно отражать содержание и тенденции развития различ-
ных, как позитивных, так и негативных процессов, происходящих в системе социально-трудовых отношений, с целью предоставления органам государственной власти соответствующей информации для оперативного регулирования системы социально-трудовых отношений и формирования адекватной социальной политики.
Такой системой становится всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы, для проведения которого были приняты два постановления Правительства РФ: от 18.07.1994 № 846 «Об организации всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы» и от 22.03.1995 № 291 «Об утверждении положения о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы». Мониторинг реализовывался на практике в течение 10 лет (1994—2004гг.) Министерством труда РФ, а затем Министерством труда и социального развития РФ, и был прекращен в связи с ликвидацией последнего.
Руководство Томской области связывало с осуществлением российского мониторинга надежды на получение оперативной информации о социально-экономических и социальных проблемах в сфере производства. Однако с самого начала осуществления всероссийского мониторинга стало очевидно, что он не рассчитан на удовлетворение потребностей регионального управления в силу его ориентированности на более общий уровень анализа данных. Это и послужило в первую очередь причиной того, что томским руководством было принято решение об организации аналогичного проекта в масштабах области, и с этой целью было создано Управление социально-трудовых отношений Томской области (УСТО).
В рамках деятельности УСТО с 2001 по 2007 г. осуществлялся мониторинг социально-трудовой сферы Томской области. Основными задачами УСТОявлялись [3]:
• реализация государственной политики в области труда;
• развитие системы социального партнерства и коллективно-договорного регулирования трудовых отношений;
• разработка предложений и реализация мероприятий по повышению уровня жизни и реальных доходов населения области, совершенствованию системы оплаты труда, развитию трудовых ресурсов и кадрового потенциала;
• организация государственного управления охраной труда, государственной экспертизы условий труда;
• защита трудовых прав граждан и предоставление государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством о труде для всех работников организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В результате реализации мониторинга социально-трудовой сферы Томской области ежеквартально, по полугодиям и за год выпускался информационно-аналитический бюллетень «Мониторинг социально-трудовой сферы», который включал статистическую и аналитическую информацию, характеризующую социально-трудовую сферу региона. На основе полученных данных осуществлялось краткосрочное прогнозирование развития социально-трудовых процессов, что способствовало выработке управленческих решений на разных уровнях власти.
Мониторинг социально-трудовой сферы включал в себя статистическую и аналитическую информацию по следующим разделам [3]:
• основные показатели экономического развития Томской области;
• показателиуровняжизни;
• показатели оплаты труда;
• соблюдение сроков выплаты заработной платы;
• регистрируемый рынок труда;
• охрана труда;
• социальное партнерство.
Анализ проводился за соответствующие периоды последних 3 лет, что, на взгляд автора, не дает возможности отследить долгосрочные тенденции развития системы социально-трудовых отношений, выявить потенциальные очаги напряженности и на основе полученных данных осуществить выработку управленческих решений.
Кроме того, исходя из состава и набора показателей мониторинга, можно предположить, что в Томской области реализовался мониторинг функционирования системы социально-трудовых отношений, а не социально-трудовой сферы, так как в перечне показателей отсутствует анализ социально-культурного комплекса, мотивации производительного труда, социальной защиты населения. Это позволяет сделать предположение о том, что организаторы мониторинга не разграничивали обозначенные понятия.
В 2007 г. УСТО было упразднено, а все основные функции были переданы Департаменту труда и занятости населения Томской области (ДГСЗН). Согласно Положению о ДГСЗН Томской области основными целями его деятельности являются [5]:
• содействие эффективной занятости населения;
• содействие квалифицированной трудовой миграции;
• обеспечение доступности и качества государственных услуг в области содействия занятости населения.
Задачами деятельности ДГСЗН являются:
• обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения и защиты от безработицы;
• повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда;
• координация деятельности участников рынка труда;
• создание условий для добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом;
• привлечение и использование иностранных работников в соответствии с требованиями экономики;
• содействие территориальной мобильности рабочей силы;
• создание единого информационного пространства в области содействия занятости населения;
• организация контроля за обеспечением доступности и качества государственных услуг в области содействия занятости населения. Таким образом, документально ряд функций
был просто потерян. Так, в круг задач деятельности ДГСЗН не были включены:
• разработка предложений и реализация мероприятий по повышению уровня жизни и реальныхдоходов населения области;
• развитие системы социального партнерства и коллективно-договорного регулирования трудовых отношений;
• организация государственного управления охраной труда, государственной экспертизы условий труда.
Также перестал осуществляться мониторинг социально-трудовой сферы Томской области. Исходя из своих задач, ДГСЗН реализовывал «Мониторинг труда и занятости в Томской области», включающий в себя [4]:
• основные показатели рынка труда (активные мероприятия органов службы занятости населения по содействию в трудоустройстве населения; социальная поддержка безработных граждан; привлечение и использование иностранной рабочей силы);
• основные показатели уровня жизни населения (денежные доходы, величина прожиточного минимума, заработная плата, просроченная задолженность);
• развитие социального партнерства (областной, территориальный уровень социального партнерства; итоги коллективно-договорного процесса);
• основные показатели в области условий и охраны труда (государственная экспертиза условий труда; аттестация рабочих мест по условиям труда; обучение руководителей и специалистов по охране труда; производственный травматизм; профессиональная заболеваемость). Мониторинг был осуществлен единожды
за первое полугодие 2009 г. Информация была представлена достаточно кратко и не могла дать развернутой картины развития системы социально-трудовых отношений. В настоящее время ДГСЗН осуществляет лишь еженедельный мониторинг рынка труда, что свидетельствует о сужении объекта мониторинга до уровня показателей труда и занятости населения.
Однако система социально-трудовых отношений является сложной системой, поведение которой необходимо постоянно отслеживать, особенно в условиях мирового экономического кризиса. Главный вопрос (и политический смысл) мониторинга функционирования системы социально-трудовых отношений, в частности, и управления социально-экономическим развитием страны, региона, предприятия, вообще — это вопрос выявления факторов, генерирующих социальную напряженность, и определение критических, т. е. социально опасных пределов этой напряженности. Здесь опасна не сама напряженность как таковая (без нее развитие невозможно: «нечему напрягаться — нечему и изменяться»), а формы ее проявления, которые должны быть под непрерывным наблюдением, с тем чтобы быть в готовности своевременно компенсировать или предупредить социально опасные скачки, способные вывести систему из равновесного состояния.
Ясная и понятная концепция мониторинга системы социально-трудовых отношений может позволить органам власти осуществить основную функцию — обеспечить национальную безопасность и социальную стабильность в Томской области. Мониторинг можно реализовывать на основе четырех групп показателей:
• общие показатели развития региона;
• доходыиуровеньжизнинаселения;
• рынок труда, занятости и безработицы;
• социально-трудовые отношения на предприятиях [1].
Данные показатели раскрывают состояние и тенденции в системе социально-трудовых отношений и оказывают наибольшее влияние на систему в целом. Каждый из них важен и не может быть исключен из анализа.
Проведенный анализ свидетельствует об отсутствии в органах власти единого понимания цели, задач, функций и принципов мониторинга системы социально-трудовых отношений. В Томской области отсутствует разработанная методика проведения мониторинга, не понятны его структура и система показателей, не определены пользователи информации и порядок выработки управленческих решений. Также документально не определен департамент, в обязанности которого должна быть включена реализация мониторинга системы социально-трудовых отношений.
Таким образом, на основе анализа мониторинга функционирования системы социально-трудовых отношений в Томской области за последние 10 лет, с целью совершенствования процесса мониторинга и получения достоверных данных о системе можно рекомендовать:
• разграничить понятия «социально-трудовые отношения» и «социально-трудовая сфера» для определения предмета и объекта мониторинга;
• разработать концепцию мониторинга функционирования системы социально-трудовых отношений, в которой должны быть отражены цели, задачи и принципы мониторинга, определена система показателей, порядок сбора и передачи данных, описана структура процесса, определен порядок выработки управленческих решений;
• использовать более широкий временной промежуток (не 2—3 года, а 8—15 лет), что позволит проследить тенденции, происходящие в системе социально-трудовых отношений, построить
тренды и выявить дальнейшие направления развития;
• расширить статистическую базу показателей и сформировать показатели по блокам, что поможет структурировать информацию, используемую при исследовании системы социально-трудовых отношений;
• использовать карты функционирования системы социально-трудовых отношений для наглядного и понятного отображения динамики показателей, а также систематизации и обобщения результатов анализа [1];
• представлять выводы по проведенному исследованию (так как в мониторинге социально-трудовой сферы представлен лишь анализ), а именно выделять и рассматривать причины изменения динамики показателей, выявлять актуальные для области проблемы, предлагать решение этих проблем, представлять возможный прогноз развития ситуации в будущем.
Список литературы
1. Бурыхин Б. С., Раковская В. С. Основные направления регулирования системы социально-трудовых отношений в Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 296. С. 141-145.
2. Малышев М. Л. Концепция мониторинга и предметной области//Ученые записки МГСУ. 1997. С. 9.
3. Официальный сайт администрации Томской области. URL: www.gov.tomsk.ru.
4. Официальный сайт департамента труда и занятости населения Томской области. URL: http://www.rabota.tomsk.ru/out/monitoringy.
5. Положение о департаменте государственной службы занятости населения Томской области // Официальный сайт администрации Томской области. URL: http://tomsk.gov.ru/ru/rule/ structure/department_employment/index.html.