Научная статья на тему 'Мониторинг финансовой устойчивости в системе сельскохозяйственной кредитной кооперации'

Мониторинг финансовой устойчивости в системе сельскохозяйственной кредитной кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробейников Д. А.

Активное развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации во многих регионах страны, вовлечение в ее деятельность значительного количества сельских жителей и их финансовых ресурсов актуализирует задачу организации действенной системы мониторинга деятельности кредитных кооперативов и в первую очередь их финансовой устойчивости. Необходимость организации этой системы, на наш взгляд, не вызывает сомнений, но инициирует необходимость решения двух взаимосвязанных задач: во-первых, разработки методики анализа и мониторинга финансовой устойчивости кредитных кооперативов и, во-вторых, определения институтов, на которые может быть возложено осуществление функций лицензирования и мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг финансовой устойчивости в системе сельскохозяйственной кредитной кооперации»



ваемые разрешения на загрязнение. Как показывает Утверждение, однако, большее количество бесплатных разрешений на загрязнение может увеличивать цену продаваемых разрешений на загрязнение. Суммарное воздействие бесплатных разрешений на загрязнение на государственные доходы поэтому неоднозначно.

Используя соотношения (6) и (9), можно переписать уравнений (11) следующим образом

dq

рРе

г

Н

КЕ +

Е7Й кк

в__

/

кк - pq

(12)

Уравнение (12) показывает, что необходимым условием для увеличения государственных доходов с ростом количества бесплатных разрешений на загрязнение является комплементарность производственных факторов - капитала и загрязняющего ресурса (т.е. ^ > 0 ). На интуитивном уровне

это означает, что если капитал и загрязняющий ресурс являются взаимодополняющими, большее количество основного капитала в России приведет к увеличению спроса на разрешения на загрязнение, что вызовет рост цены продаваемых разрешений на загрязнение. Следовательно, привлекая большее количество капитала в Россию, субсидирование капитала оказывает потенциальное положительное воздействие на государственные доходы через цены разрешений на загрязнение. Если этот эффект превосходит прямые потери государственных доходов за счет субсидирования капитала, совокупные государственные доходы вырастут. Р) Полученный результат позволяет предположить, что могут иметь место ситуации, в которых более

2 высокие предельные затраты государственных средств будут требовать большего количества бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение. Однако в проведенном выше анализе верхний предел вред-д ных выбросов считался задаваемым экзогенно. Чтобы прояснить этот вопрос, необходимо выяснить, □ может ли оптимальное количество бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение увеличивать-^ ся с ростом предельных затрат государственных средств также и в случае, когда верхний предел вред--<> ных выбросов выбирается оптимально.

о

I— ®

I—

| МОНИТОРИНГ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СИСТЕМЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КРЕДИТНОЙ

со ^

X

> _

О О

КОРОБЕЙНИКОВ Д.А.

Й КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ

о

о

Активное развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации во многих регионах страны,

а вовлечение в ее деятельность значительного количества сельских жителей и их финансовых ресур-о „

< сов актуализирует задачу организации действенной системы мониторинга деятельности кредитных ^ кооперативов и в первую очередь их финансовой устойчивости. Необходимость организации этой ^ системы, на наш взгляд, не вызывает сомнений, но инициирует необходимость решения двух взаимо-о связанных задач: во-первых, разработки методики анализа и мониторинга финансовой устойчивости ^ кредитных кооперативов и, во-вторых, определения институтов, на которые может быть возложено

осуществление функций лицензирования и мониторинга. ° На сегодняшний день в силу ряда причин преждевременно говорить об установлении жестких

^ общепринятых или нормативных финансовых критериев деятельности сельскохозяйственных кредит-^ ных потребительских кооперативов (СКПК), например, по типу банковских, но возможно определить ® основные методологические подходы к определению критериев их финансовой устойчивости.

Для адекватного определения критериев финансовой устойчивости СКПК необходимо учитывать ^ ряд объективных условий и особенностей функционирования кредитно-кооперативных институтов: ® - во-первых, до настоящего времени отсутствует федеральный закон о кредитной кооперации, в

2 результате формирование систем сельскохозяйственной кредитной кооперации имеет существенные ^ региональные различия, отсутствует единая федеральная политика их развития;

- во-вторых, кредитная кооперация во многих регионах страны находится на стадии институци-

онального и организационного оформления, что пока не позволяет говорить о ее полноценной интеграции в кредитно-финансовую систему России;

- в-третьих, сфера осуществления активных и пассивных операций кредитного кооператива жестко ограничена его пайщиками, являющимися одновременно и собственниками кооператива, и его клиентами, что кардинальным образом отличает СКПК от банков;

- в-четвертых, деятельность СКПК во многом опирается на принцип взаимного доверия между пайщиками, что возможно вследствие территориальной локализации зоны обслуживания кооператива;

- в-пятых, локализация партнерских групп и зоны обслуживания, использование принципа взаимного доверия позволяет кредитному кооперативу свести к минимуму кредитные риски и значительно упростить процедуры оценки кредитоспособности пайщиков и выдачи займов.

На наш взгляд, критерий финансовой устойчивости сельскохозяйственного кредитного кооператива с учетом приведенных выше рассуждений необходимо искать в следующей балансовой модели:

р/ + рз + рдк + ркк + ЕДС = СС + СДК + СКК + ССВ,

р/ - внеоборотные активы, Ез - производственные запасы, ЕДК - выданные долгосрочные займы, рКК - выданные краткосрочные займы, рдС - денежные средства, ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения, СС - источники собственных средств, СДК - внутрисистемные и внесистемные привлеченные долгосрочные кредиты и займы, СКК - внутрисистемные и внесистемные привлеченные краткосрочные кредиты и займы, ССВ - сберегательные взносы, привлеченные от пайщиков, и прочая кредиторская задолженность.

Учитывая, что долгосрочные кредиты и заемные средства направляются преимущественно на приобретение основных средств и на выдачу долгосрочных займов пайщикам, исходная балансовая модель может быть преобразована:

П

01

z

Е3 + Едк + Екк + ЕдС =[(СС + Сдк) - F/]+ [Скк + Ссв], □

Отсюда формально следует заключение, что при ограничении Е3 + Едк < (СС + Сдк) - F/ будет вы- О подняться условие текущей платежеспособности кредитного кооператива. То есть денежные средства,

краткосрочные финансовые вложения и краткосрочные займы покроют его краткосрочную задолжен- ^

ность перед пайщиками по возврату сберегательных взносов, банками, кооперативными структурами D

регионального и федерального уровня и прочими кредиторами: Екк + ЕДС > Скк + ССВ. ®

Однако на практике данный критерий финансовой устойчивости требует ряда существенных о

а

корректировок: ®

- во-первых, размер выданных пайщикам займов должен корректироваться на величину просро- | ченных и проблемных займов (Ек); ^

- во-вторых, у кредитного кооператива практически отсутствуют запасы, поэтому их величина о не оказывает существенного влияния на финансовую устойчивость СИПН; ^

- в-третьих, практическую ценность представляют результаты ежедневного анализа; включение i данной модели в компьютеризированную систему бухгалтерского учета кредитного кооператива по- g-зволит осуществлять оперативный и перспективный анализ сбалансированности денежных потоков, платежеспособности и финансовой устойчивости кооператива; о

- в-четвертых, существует необходимость создания текущего резерва средств на досрочный воз- 0 врат сбережений пайщикам (Сд), который может устанавливаться в процентах от величины привле- о ченных сбережений на основе депозитных историй пайщиков.

С учетом указанных допущений и корректировок критерий финансовой устойчивости кредитного кооператива может быть выражен через сбалансированность величин и сроков привлечения финансовых ресурсов и их размещения в активах, что является гарантией текущей и перспективной платежеспособности кооператива:

Е3 + (Едк - Ек) < (Сс + Сдк) - F/

(Екк - Ек) + ЕдС > Скк + (ССВ + Сд)

Таким образом, понятие финансовой устойчивости кредитного кооператива тесно связано с его платежеспособностью. дальнейшее развитие данной модели в прикладных целях, на наш взгляд, должно сопровождаться внесением дополнительных корректировок, например, на качество портфеля ценных бумаг, депозитного портфеля, кредитного портфеля и т.д., а также детализацией группиров- §

О

о

ки активов и пассивов по срокам их привлечения и размещения. Оптимальным вариантом может стать построение прогнозного платежного баланса, позволяющего своевременно получать информацию о платежных обязательствах кооператива на каждый день, что позволит адекватно устанавливать сроки размещения финансовых ресурсов.

Сфера применения указанного критерия, по нашему мнению, будет в основном ограничена рамками внутрикооперативного мониторинга финансовой устойчивости и платежеспособности, что объясняется рядом причин:

- конфиденциальностью информации о движении денежных потоков кооператива;

- направленностью мониторинга платежного баланса прежде всего на интересы исполнительного менеджмента кооператива;

- недостаточной формализованностью методики мониторинга движения денежных потоков, что затрудняет ее использование для сравнительного анализа финансовой устойчивости нескольких кооперативов.

Наряду со сбалансированностью сроков привлечения и размещения финансовых ресурсов критерием финансовой устойчивости кредитного кооператива является также структурная характеристика источников формирования его средств. Рассматривая структуру капитала сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, следует учитывать, что в составе их заемных средств имеется довольно специфичный источник - сберегательные взносы. С одной стороны, это, безусловно, заемный источник, поскольку он привлекается на условиях срочности, платности и возвратности. С другой стороны, поставщиком финансовых ресурсов в виде сберегательных взносов являются только пайщики СКПК, которые, по сути, являются его собственниками, а философия кредитной кооперации П как финансового института заключается в организации взаимного кредитования пайщиков за счет их

□I

же средств.

Для целей анализа и мониторинга финансовой устойчивости сельскохозяйственных кредитных д кооперативах с учетом специфики сложившихся кредитных отношений, считаем необходимым уточ-□ нить общепринятую классификацию капитала (рис.).

^ Собственный капитал кооператива по источникам образования можно разделить на капитал,

-<> созданный из средств пайщиков, и капитал, сформированный из полученного дохода. К собственным средствам СКПК, формируемым из взносов пайщиков, относятся средства паевого фонда, образований ные из основных и дополнительных паевых взносов членов кооператива, а также вступительные, и членские и иные взносы, имеющие целевой характер. Собственный капитал, образованный из части ф целевых компенсационных поступлений по выданным займам, оставшихся после уплаты целевых

СО

| компенсационных выплат по привлеченным источникам (так называемой маржи), направляется на создание резервных и целевых фондов.

о

о К привлеченным средствам в системе сельскохозяйственной кредитной кооперации предлагаем

Ее относить сберегательные взносы пайщиков. Это особая форма взносов, являющихся собственностью

®

ЕЕ пайщиков и передаваемых в кооператив на принципах доверительного управления.

о. При несбалансированности денежного потока в сторону превышения спроса на заемные услуги о

< СКПК имеют возможность в соответствии с действующим законодательством привлекать заемные сред-

^ ства организаций-непайщиков - коммерческих банковских структур, Фонда развития сельской кредит-

о ной кооперации, ВОПСКК "Содружество" и других.

о Рассмотренные особенности формирования капитала должны быть учтены при разработке от-

^ носительных характеристик финансовой устойчивости кредитного кооператива, которые могут быть

£ использованы для мониторинга финансовой устойчивости кредитного кооператива не только его

£ менеджментом, но и внешними институтами.

Нами предлагаются следующие основные коэффициенты, характеризующие финансовую устой-

^ чивость СКПК:

® 1. Коэффициент концентрации собственного капитала, характеризующий долю собственных

>| средств кооператива в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем большей вели-

5 чиной собственных средств располагает СКПК, тем он более финансово устойчив, стабилен и незави-

® сим от кредиторов.

Л 2. Коэффициент концентрации средств пайщиков, который исчисляется как отношение суммы

§ собственных средств кооператива и привлеченных сбережений к общей величине источников средств.

О

Рост этого коэффициента положительно характеризует финансовую устойчивость СКПК, поскольку пайщики, как уже отмечалось ранее, являются его собственниками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1. Структура капитала сельскохозяйственного кредитного кооператива (источник -авторский).

3. Коэффициент соотношения заемных средств и средств пайщиков, исчисляемый как отношение величины заемных средств к общей сумме собственных средств кооператива и привлеченных сбережений пайщиков. В настоящее время при решении вопроса о кредитовании кооперативов Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК) установил предельный уровень данного показателя не более 0,1. Однако, на наш взгляд, при наличии положительной кредитной истории считаем допустимым увеличивать его уровень в индивидуальном порядке.

4. Коэффициент финансовой устойчивости, который исчисляется как отношение суммы собственных средств кооператива, долгосрочных кредитов и сберегательных взносов, привлеченных на срок 12 месяцев и более к общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Рост этого коэффициента положительно характеризует финансовую устойчивость СКПК, поскольку указанные источники привлекаются на достаточно продолжительный период.

5. Коэффициент покрытия выданных займов собственными средствами, определяемый как отношение суммы собственных средств кооператива к величине его кредитного портфеля. Чем больше займов выдано за счет собственных источников, тем больше свободы для финансового маневра остается у кооператива в случае возникновения проблемных займов.

>

о о

о а

о

<

>

о о

о о

о

ей

о

I—

о о сь

6. Коэффициент покрытия выданных займов средствами пайщиков, определяемый как отношение суммы собственных средств кооператива и привлеченных сбережений к величине кредитного портфеля. Рост данного показателя в динамике свидетельствует о рациональности финансовой политики кооператива и мобилизации внутренних резервов развития.

Конкретные числовые параметры предлагаемых коэффициентов по мере формирования единой общенациональной системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, на наш взгляд, целесообразно установить в виде жестких, обязательных нормативов по типу банковских нормативов финансовой устойчивости, вводимых Центральным Банком РФ. В тоже время необходима дифференциация устанавливаемых нормативных значений по группам кредитных кооперативов, например, в зависимости от величины кредитного портфеля, числа пайщиков, величины сберегательного портфеля и т.д.

Следующим важным вопросом является определение института, который будет устанавливать рамочные значения индикаторов финансовой устойчивости и их перечень, поскольку предлагаемые нами коэффициенты не являются единственно возможными и исчерпывающими. К сожалению, на сегодняшний день ответить на этот вопрос однозначно не представляется возможным в силу объективных причин, так как отсутствует федеральный закон или другие нормативные положения. Но, опираясь на сложившуюся практику, можно определить некоторые варианты решения этой задачи.

В Волгоградской области функции лицензирования и мониторинга деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов осуществляет Комитет экономики при администрации области. Данная практика в условиях региона хорошо зарекомендовала себя, доказала свою эффективность, но в других регионах она не получила распространения. На наш взгляд, наделение региональных администраций правом лицензирования деятельности кредитных кооперативов вкупе П с осуществлением ими же текущего мониторинга финансовой устойчивости кооперативов может стать

01 и и

'Т. действенным механизмом минимизации финансовых рисков региональных систем сельскохозяйственной кредитной кооперации. д На федеральном уровне в настоящее время мониторинг финансовой устойчивости и кредитос-

□ пособности кооперативов осуществляет Фонд развития сельской кредитной кооперации, но сфера его 2деятельности ограничена только кредитными кооперативами, являющимися его членами. Фонд уста--<> навливает предельные соотношения собственных и заемных средств, заемных средств и сбережений, некоторые нормативы кредитных рисков и т.п., однако эти нормативы не являются обязательными и ф учитываются только при решении вопросов о кредитовании кооперативов Фондом. На наш взгляд, в и дальнейшем по мере расширения деятельности Фонда развития сельской кредитной кооперации и его

ф членской базы эти нормативы могут стать общепринятыми, а Фонд может осуществлять их оперативен ^

| ный мониторинг.

Еще одним вариантом организации мониторинга деятельности сельскохозяйственных кредитных о кооперативов на федеральном уровне может стать передача этой функции Россельхозбанку. На се-х годняшний день Россельхозбанк не рассматривает кредитную кооперацию в качестве серьезного парт-ЕЕ нера в силу ее недостаточного развития в большинстве регионов страны. При этом следует учится вать то обстоятельство, что в рамках реализации приоритетного национального проекта по развитию < сельского хозяйства ситуация может измениться, тем более, что Россельхозбанк может использовать ^ кредитные кооперативы в качестве своих филиалов и представительств. Очевидно, что в этом случае о банк будет вынужден регулярно отслеживать их финансовую устойчивость и кредитоспособность. о Четвертым вариантом, рассматриваемым на более отдаленную перспективу, может быть созда-^ ние центрального кооперативного банка, например, по типу Московского народного банка, существо-£ вавшего в дореволюционной России или кооперативных банков европейских стран. Собственниками £ (пайщиками) этого кооперативного банка могут являться как региональные системы кредитной кооперации, так и индивидуальные кооперативы. Соответственно, банк сможет устанавливать ориентира ровочные нормативы финансовой устойчивости и кредитоспособности для своих членов. ® Выполнение функций мониторинга финансовой устойчивости кредитных кооперативов Мини->| стерством финансов Российской Федерации, Центральным банком России или другими федеральными 5 структурами исполнительной власти в современных условиях вряд ли является целесообразным. Но ® по мере институционального формирования кредитной кооперации в стране и интеграции ее в бан-

2 ковскую систему возможен мониторинг и лицензирование со стороны федеральных структур, напри-§ мер, деятельности кооперативных банков национального и регионального уровня, кооперативных

<т) союзов, ассоциаций и т.д.

Рассматриваемые критерии и показатели финансовой устойчивости уже сегодня могут быть использованы для мониторинга финансового состояния кооператива его менеджментом или кооперативными структурами регионального и федерального уровня. Установление обязательных нормативов финансовой устойчивости и определение институтов осуществляющих функций мониторинга и лицензирования будет возможно только после принятия федерального закона о сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации и разработки общенациональной стратегии развития кредитной кооперации._

РОСЛЯКОВА Т.Н.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕСТНОГО НАЛОГОООБЛОЖЕНИЯ

Согласно части первой статьи 2 Налогового Кодекса РФ (далее Кодекс), властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулирует законодательство о налогах и сборах.

Определение местных налогов и общие положения о полномочиях представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению и введению в действие местных налогов предусмотрены пунктом 4 статьи 12 Кодекса (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Ё Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законода- ш тельных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон № 95-ФЗ)).

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Кодекса местными налогами признаются налоги, которые Щ установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципаль ных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципаль ных образований, если иное не предусмотрено указанным пунктом и пунктом 7 статьи 12 Кодекса. £ С 2006 года к местным налогам на основании статьи 15 Кодекса (в ред. Федерального закона № ^ 95-ФЗ) относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. а

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных | образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных орга- =£. нов муниципальных образований о налогах (п. 4 ст. 12 Кодекса). о

Согласно абзацу третьему данного пункта, земельный налог и налог на имущество физических ° лиц устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов посе- ® лений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территори- о

ях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не пре- о дусмотрено пунктом 7 данной статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи ^ 12 Кодекса. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов | федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Кодекса при установлении местных налогов представи- ^ тельными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом. Представительными органами муниципальных

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.