Научная статья на тему 'Мониторинг эффективности внедрения ФГОС: задачи и критерии'

Мониторинг эффективности внедрения ФГОС: задачи и критерии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1133
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС / ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС / РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС / MODERNIZATION OF THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM / THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / MONITORING THE EFFECTIVENESS OF THE FGOS IMPLEMENTATION / CRITERIA OF THE EFFECTIVENESS OF FGOS IMPLEMENTING / INDICATORS OF THE EFFECTIVENESS OF FGOS IMPLEMENTING / RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING FGOS IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлобовский Игорь Борисович, Караваева Евгения Владимировна, Зырянов В. В., Ковтун Елена Николаевна, Синяков А. В.

Предлагаемая статья открывает цикл публикаций, представляющих результаты мониторинга эффективности внедрения федеральных государственных образовательных стандартов учреждениями ВПО, проведённого Ассоциацией классических университетов России (АКУР), Ассоциацией технических университетов (АТУ) и Институтом комплексных исследований образования МГУ имени М.В. Ломоносова в конце 2011 начале 2012 гг. В статье раскрываются методологические подходы к оценке эффективности внедрения ФГОС на основе сформулированных задач и выработанных для их анализа критериев и индикаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котлобовский Игорь Борисович, Караваева Евгения Владимировна, Зырянов В. В., Ковтун Елена Николаевна, Синяков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring the fgos img plementing effectiveness: objectives and criteria

The present article opens a series of publications presenting the results of monitoring the effectiveness of implementing of the federal state educational standards of higher education institutions. This monitoring has been conducted by the Association of Classical Universities of Russia (ACUR), Association of Technical Universities (ATU) and Comprehensive Research Institute of Education MSU in late 2011 the beginning of 2012. The article describes the methodological approaches to evaluating the effectiveness of FGOS implementation on the basis of defined objectives and criteria and indicators, developed for its analysis.

Текст научной работы на тему «Мониторинг эффективности внедрения ФГОС: задачи и критерии»

с

N

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

Мониторинг эффективности внедрения ФГОС: задачи и критерии

И.Б. КОТЛОБОВСКИЙ, генеральный секретарь АКУР, проректор МГУ Е.В. КАРАВАЕВА, исполнительный директор АКУР, заместитель проректора МГУ

B.В. ЗЫРЯНОВ, зам. декана социологического факультета Е.Н. КОВТУН, зам. декана филологического факультета МГУ А.В. СИНЯКОВ, зав. учебной лабораторией социологического факультета МГУ И.Г. ТЕЛЕШОВА, зам. декана экономического факультета МГУ

C.В. КОРШУНОВ, проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана

Б.А. САЗОНОВ, советник Федерального института развития образования

Предлагаемая статья открывает цикл публикаций, представляющих результаты мониторинга эффективности внедрения федеральных государственных образовательных стандартов учреждениями ВПО, проведённого Ассоциацией классических университетов России (АКУР), Ассоциацией технических университетов (АТУ) и Институтом комплексных исследований образования МГУ имени М.В. Ломоносова в конце 2011 - начале 2012 гг. В статье раскрываются методологические подходы к оценке эффективности внедрения ФГОС на основе сформулированных задач и выработанных для их анализа критериев и индикаторов.

Ключевые слова: модернизация системы профессионального образования, федеральный государственный образовательный стандарт, мониторинг эффективности внедрения ФГОС, критерии эффективности внедрения ФГОС, индикаторы эффективности внедрения ФГОС, рекомендации по повышению эффективности внедрения ФГОС.

Законодательное введение новой структуры государственного образовательного стандарта, а также уровней ВПО стало основным звеном модернизации системы профессионального образования. Ключевые позиции этой модернизации были обозначены в программном документе Правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», в последовавших за ним документах Министерства образования и науки Российской Федерации, а также в Приказе «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации».

В указанных документах были сформу-

лированы общие задачи, на решение которых направлена модернизация системы профессионального образования:

1) расширить свободы образовательных учреждений при формировании основных образовательных программ и использовании образовательных технологий, одновременно значительно повысив их ответственность за качество реализуемых программ;

2) создать необходимые условия и инициировать процесс обновления структуры и содержания образовательных программ с учетом реальных потребностей рынка труда;

3) обеспечить привлечение работодателей к созданию образовательных про-

грамм и к организации образовательного процесса;

4) добиться «доверия» кобразователь-ным программам, реализуемым российскими образовательными учреждениями, на общеевропейском образовательном пространстве, обеспечить прозрачность и признание компетенций и квалификаций в целях повышения мобильности обучающихся; повысить конкурентоспособность российских образовательных программ на мировом рынке образовательных услуг;

5) создать в системе профессионального образования России нормативно-правовые и организационно-методические условия для возможности обучения в течение всей жизни; обеспечить преемственность образовательных программ НПО, СПО, ВПО, а также программ послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Сентябрь 2011 г. был законодательно определён как рубеж, после которого все вузы России обязаны были осуществлять свою образовательную деятельность только на основе ФГОС. В связи с этим сразу же встал вопрос об оценке темпов, содержания и качества работы вузов в направлении решения приведённых выше задач. С этой целью Департаментом развития профессионального образования Минобрнауки России был инициирован двухлетний мониторинг эффективности внедрения ФГОС, к проведению которого были привлечены Ассоциация классических университетов России (АКУР), Ассоциация технических университетов (АТУ) и Институт комплексных исследований образования МГУ имени М.В. Ломоносова. В октябре -ноябре 2011 г. (первый этап) и в марте-апреле 2012 г. (второй этап) мониторинг эффективности внедрения ФГОС учреждениями ВПО был проведён в вузах, подведом-ственныхМинобрнауки России.

Подготовительный этап мониторинга включил в себя, прежде всего, разработку критериев и индикаторов эффективнос-

ти внедрения ФГОС в учреждениях ВПО. Их выбор и группировка изначально были нацелены на оценку выполнения задач введения ФГОС в систему профессионального образования и определялись с использованием опыта мониторинговых исследований “Trends”, проведённых Ассоциацией европейских университетов (European University Association, EUA) в 2003, 2005, 2007 и 2010 гг. по заданию Европейской Комиссии в рамках реализации Болонского процесса. Следует заметить, что показатели (индикаторы), соответствующие тому или иному критерию, были ориентированы на оценку эффективности введения ФГОС в двух аспектах: наличие условий и интенсивность процессов. Особо следует сказать о том, что часть индикаторов была нацелена на выявление наибольших успехов в применении ФГОС. Таким образом, каждый из индикаторов может быть отнесён к одному из трех типов; индикаторы условий, индикаторы процесса и индикаторы «лучшей практики ».

Группы критериев, раскрывающие задачи, критерии и индикаторы эффективности внедрения ФГОС в учреждениях ВПО, приведены ниже.

Группа критериев l.

Оценка деятельности вуза по организации внедрения ФГОС ВПО и созданию механизмов гарантии качества реализуемых образовательных программ.

Критерий 1.1.

Организация перехода на уровневую систему подготовки кадров на основе ФГОС ВПО.

Индикатор 1.1.1. Наличие в вузе утвержденной программы перехода на уровневую систему подготовки на основе ФГОС ВПО, год ее утверждения и доступность для общественности.

Критерий 1.2.

Разработка нормативно-правового и организационно-методического обеспечения для проектирования и реализации ООП на основе ФГОС.

Индикатор 1.2.1. Полнота обеспеченности Вуза нормативно-правовыми документами вузовского уровня, их доступность для общественности.

Индикатор 1.2.2. Полнота обеспеченности вуза организационно-методическими документами вузовского уровня, их доступность для общественности.

Критерий 1.3.

Подготовка профессорско-преподавательского и учебно-методического персонала к реализации ФГОС.

Индикатор 1.3.1. Доля численности профессорско-преподавательского состава (ППС) от всего штатного ППС вуза, освоившая программы повышения квалификации по проектированию и реализации ООП на основе ФГОС ВПО.

Индикатор 1.3.2. Наличие в вузе системной организационно-методической поддержки преподавателей при реализации методологии ФГОС.

Критерий 1.4.

Обеспечение ООП требуемыми материально-техническими и информационными ресурсами.

Индикатор 1.4.1.Степень оснащенности вуза учебно-лабораторным оборудованием и современными программными продуктами в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации ООП.

Индикатор 1.4.2. Доля студентов, которым вуз обеспечил неограниченный доступ к электронно-библиотечным системам (ЭБС) в соответствии с требованиями ФГОС.

Критерий 1.5.

Создание механизмов гарантии качества образовательных программ, реализуемых на основе ФГОС.

Индикатор 1.5.1. Наличие у вуза стратегии по обеспечению качества подготовки, в том числе по программам, реализуемым на основе ФГОС ВПО, ее доступность для общественности.

Индикатор 1.5.2. Использование вузом различных форм самоконтроля для обеспечения качества ООП, реализуемых на основе ФГОС.

Группа критериев 2.

Оценка деятельности вуза по обновлению структуры и содержания образовательных программ с учетом потребностей рынка труда.

Критерий 2.1.

Разработка новых основных образовательных программ (ООП) с использованием свобод, предоставляемых ФГОС.

Индикатор 2.1.1. Наличие в ООП вуза дополнительного набора компетенций с учётом рекомендаций работодателей.

Индикатор 2.1.2. Наличие профилей ООП бакалавриата, разработанных с учётом рекомендаций работодателей.

Индикатор 2.1.3. Наличие специализаций ООП подготовки специалистов, разработанных с учетом рекомендаций работодателей.

Критерий 2.2.

Выполнение требований, заданных ФГОС и другими нормативными документами федерального значения, по набору и содержанию документов, составляющих ООП.

Индикатор 2.2.1. Соответствие комплектности основных образовательных программ требованиям, установленным в Федеральном законе «Об образовании».

Индикатор 2.2.2. Использование зачетных единиц (кредитов) в соответствии с требованиями (рекомендациями) нормативных (методических) документов федерального значения.

Критерий 2.3.

Осуществление образовательного процесса на основе компетентностного подхода.

Индикатор 2.3.1. Использование компе-тентностно-ориентированных образовательных технологий.

Индикатор 2.3.2. Соответствие разработанных вузом оценочных средств компетен-тностному подходу к образовательному процессу.

Индикатор 2.3.3. Введение системы проектирования, нормирования и контроля самостоятельной работы студентов при реализации компетентностного подхода к образовательному процессу.

Критерий 2.4.

Индивидуализация образовательных траекторий обучающихся.

Индикатор 2.4.1. Наличие в вузе механизмов, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий обучающихся.

Группа критериев 3.

Оценка деятельности вуза по привлечению работодателей к созданию образовательных программ и к организации образовательного процесса.

Критерий 3.1.

Выполнение требований ФГОС по участию работодателей в разработке и реализации основных образовательных программ.

Индикатор 3.1.1. Организация вузом системной работы с работодателями при разработке и реализации ООП на основе ФГОС.

Индикатор 3.1.2. Доля основных образовательных программ бакалавриата, вариативная часть которых (профиль) направлена на удовлетворение запросов регионального рынка труда.

Индикатор 3.1.3. Доля основных образовательных программ подготовки специалистов, вариативная часть которых (специализация) направлена на удовлетворение запросов регионального рынка труда.

Индикатор 3.1.4. Доля практик, которые осуществляются вузом непосредственно на предприятиях на основе заключенных договоров с этими предприятиями.

Критерий 3.2.

Инициативные формы сотрудничества с работодателями, реализуемые в вузе.

Индикатор 3.2.1. Наличие у вуза соглашений и договоров с объединениями (ассоциациями) работодателей и(или) профильными предприятиями о сотрудничестве в области подготовки специалистов с высшим образованием.

Индикатор 3.2.2. Участие вуза в разработке региональных рамок квалификаций (национальной рамке квалификаций), в разработке профессиональных стандартов.

Критерий 3.3.

Соответствие компетенций выпускников, заявленных в основных образовательных программах, разработанных на основе ФГОС ВПО, требованиям утвержденных профессиональных стандартов.

Индикатор З.З.1. Доля направлений подготовки ВПО, для которых имеются соответствующие профессиональные стандарты.

Индикатор З.З.!. Доля специальностей ВПО, для которых имеются соответствующие профессиональные стандарты.

Индикатор З.З.З. Доля основных образовательных программ, для которых требования к результатам освоения разработаны в соответствии с требованиями утвержденных профессиональных стандартов.

Группа критериев 4.

Оценка деятельности вуза по повышению прозрачности и конкурентоспособности его образовательных программ на общеевропейском образовательном пространстве.

Критерий 4.1.

Применение методологий, используемых на общеевропейском образовательном пространстве.

Индикатор 4.1.1. Участие вуза в образовательных проектах Евросоюза, направленных на формирование общеевропейского образовательного пространства.

Индикатор 4.Ы. Доля ООП, при разработке которых вуз использовал методологию, выработанную в рамках международного проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (Tuning).

Критерий 4.2.

Использование системы зачетных единиц как инновационной формы организации образовательного процесса.

Индикатор 4.2л. Доля ППС, прошедшего повышение квалификации в течение 2009/10 и 2010/2011 гг. по проблематике, связанной с использованием системы зачетных единиц при проектировании и реализации ООП.

Индикатор 4.l.l. Наличие внутривузовс-кого нормативного (методического) документа, регулирующего применение системы за-

четных единиц при проектировании и реализации ООП.

Индикатор 4.2.3. Доля ООП, в которых система зачетных единиц применена в формате, приближенном к системе БСТЗ.

Индикатор 4.2.4. Доля ООП, при реализации которых используется принцип индивидуально-ориентированной организации образовательного процесса.

Критерий 4.3.

Использование модульного построения образовательных программ.

Индикатор 4.3.1. Доля ППС, прошедшего повышение квалификации в течение 2009/10 и 2010/2011 гг. по проблематике, связанной с кредитно-модульной организацией образовательного процесса.

Индикатор 4.3.2. Доля ООП, при создании которых использовался модульный подход.

Индикатор 4.3.3. Наличие внутривузовс-кого нормативного (методического) документа, регулирующего использование модулей в образовательном процессе.

Критерий 4.4.

Обеспечение открытости образовательных программ и реализуемой образовательной политики.

Индикатор 4.4.1. Доля ООП, имеющих аккредитацию международных и национальных общественно-профессиональных агентств, от общего числа образовательных программ, реализуемых вузом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индикатор 4.4.2. Доля ООП, которые реализуются как совместные с зарубежными вузами.

Индикатор 4.4.3. Доля ООП, материалы которых в полном объеме размещены на сайте вуза.

Индикатор 4.4.4. Доля ООП, материалы которых частично размещены на сайте вуза.

Индикатор 4.4.5. Наличие информации на сайте вуза о программах (модулях, дисциплинах), реализуемых полностью или частично на иностранных языках.

Индикатор 4.4.6. Доля выпускников, которым вуз выдал Приложение к диплому европейского образца за последние 3 года (20092011).

Группа критериев 5.

Оценка деятельности вуза по развитию внутрироссийской и международной академической мобильности студентов и преподавателей.

Критерий 5.1.

Опыт участия в образовательных проектах Евросоюза: Темпус, Эразмус-Мундус, Тюнинг и др.

Индикатор 5.1.1. Наличие опыта участия в образовательных проектах Евросоюза.

Критерий 5.2.

Реализация совместных образовательных программ с российскими вузами.

Индикатор 5.2.1. Доля ООП, которыереа-лизуются как совместные с российскими вузами.

Индикатор 5.2.2 Доля ООП, разработанных на основе ФГОС, в которых заложена потенциальная возможность для реализации их как совместных с российскими вузами.

Критерий 5.3.

Реализация совместных образовательных программ с зарубежными вузами.

Индикатор 5.2.1. Доля ООП, которыереа-лизуются как совместные с зарубежными вузами.

Индикатор 5.3.2 Доля ООП, разработанных на основе ФГОС, в которых заложена потенциальная возможность для реализации их как совместных с зарубежными вузами.

Индикатор 5.3.3. Наличие в вузе нормативных документов, регулирующих реализацию совместных образовательных программ, в том числе с зарубежными вузами.

Критерий 5.4.

Организованная вузом индивидуальная академическая мобильность студентов (международная).

Индикатор 5.4.1. Наличие в вузе механизмов развития индивидуальной академической мобильности студентов.

Индикатор 5.4.2. Наличие в вузе практики реализации программ включенного обучения в зарубежных вузах до введения ФГОС.

Индикатор 5.4.3. Наличие в вузе разработанного на основе ФГОС порядка зачета студентам, участвующим в программах двусто-

роннего и многостороннего обмена, дисциплин (модулей), практик, освоенных в вузе-партнере.

Критерий 5.5.

Организованная вузом индивидуальная академическая мобильность преподавателей (международная).

Индикатор 5.5.1. Наличие в вузе механизмов развития индивидуальной академической мобильности преподавателей, в том числе с целью повышения их квалификации.

Индикатор 5.5.2. Привлечение преподавателей зарубежных вузов к участию в реализации ООП на основе ФГОС.

Группа критериев 6.

Оценка имеющихся нормативно-правовых и организационно-методических условий федерального уровня для эффективной реализации ФГОС ВПО.

Критерий 6.1.

Наличие необходимого набора нормативно-правовых документов федерального уровня.

Индикатор 6.1.1. Степень укомплектованности системы ВПО необходимыми нормативно-правовыми документами федерального уровня для эффективной реализации ФГОС ВПО.

Критерий 6.2.

Наличие необходимого набора методических документов федерального уровня.

Индикатор 6.2.1. Степень укомплектованности системы ВПО методическими документами федерального уровня для эффективной реализации ФГОС ВПО.

Критерий 6.3.

Наличие в системе профессионального образования России организационно-методических структур и механизмов, необходимых для эффективной реализации ФГОС ВПО.

Индикатор 6.3.1. Степень удовлетворенности вузов имеющейся системой государственно-общественных объединений, функцией которых является организационно-методическая поддержка образовательных учреждений при реализации ФГОС ВПО.

Группа критериев 7.

Оценка имеющихся на федеральном уровне нормативно-правовых и организационнометодических условий для реализации обучения в течение всей жизни, для формирования преемственных программ СПО, ВПО, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Критерий 7.1.

Наличие необходимого набора нормативно-правовых документов федерального уровня.

Индикатор 7.1.1. Укомплектованность системы профессионального образования необходимыми нормативно-правовыми документами федерального уровня для реализации обучения в течение всей жизни.

Индикатор 7.1.2. Укомплектованность системы профессионального образования необходимыми методическими документами федерального уровня для реализации обучения в течение всей жизни.

Критерий 7.2.

Возможность использования профессиональных требований и профессиональных стандартов для разработки программ основного и дополнительного образования.

Индикатор 7.2.1. Доля направлений подготовки и специальностей ВПО, для которых введены соответствующие профессиональные стандарты.

Индикатор 7.2.2. Соответствие структуры имеющихся профессиональных требований и стандартов задаче разработки на их основе компетентностно-ориентированных программ основного и дополнительного профессионального образования.

Критерий 7.3.

Наличие в системе профессионального образования России организационно-методических структур и механизмов, необходимых для обеспечения системы непрерывного образования (образования в течение всей жизни).

Индикатор 7.3.1. Доля программ послевузовского профессионального образования, которые вуз реализует в системе зачетных единиц и в компетентностном формате.

Индикатор 7.3.2. Доля программ дополнительного профессионального образования, которые вуз реализует в системе зачетных единиц и в компетентностном формате.

Индикатор 7.3.3. Наличие в системе профессионального образования России организационно-методических структур и механизмов, призванных обеспечить схему непрерывного профессионального образования.

Критерии и индикаторы эффективности внедрения ФГОС в учреждениях ВПО были согласованы с Департаментом развития профессионального образования, а также с авторитетными объединениями работодателей: Российским союзом промышленников и предпринимателей, ООО малого и среднего предпринимательства «Опора России», Союзом машиностроителей России, Ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. С.П. Королева.

На основании согласованных индикаторов эффективности внедрения ФГОС в учреждениях ВПО был разработан инструментарий начальных этапов мониторинга:

• семь анкет для разных респондентов (проректор по учебной работе; начальник учебно-методического управления (УМУ); проректор по международной деятельности; руководитель структурного подразделения (факультета) или лицо, ответственное за учебно-методическую работу; преподаватель вуза; студенты вуза, обучающиеся по программам 1-го курса бакалавриата и 1-го курса магистратуры);

• двасценария для проведения очных интервью (проректор по учебной работе, руководитель структурного подразделения (факультета) или лицо, ответственное за учебно-методическую работу);

• методические рекомендации для проведения экспертизы основных образовательных программ, разработанных вузами на основе ФГОС ВПО.

Тем самым мониторинг был запла-

нирован, подготовлен и осуществлен как комплекс связанных и дополняющих друг друга процедур.

Следует особо подчеркнуть, что мониторинговое исследование эффективности внедрения ФГОС в учреждения профессионального образования было направлено на оценку эффективности процесса внедрения ФГОС в образовательные учреждения профессионального образования, а не на оценку результатов этого внедрения (с целью возможности влияния на качество внедренческих результатов). Таким образом, объектом исследования являлись подготовительный и начальный этапы, а предметом - эффективность подготовительного и начального этапов. Мониторинг был ориентирован на выявление условий (нормативно-правовых, организационно-методических, информационных и ресурсных), необходимых для эффективного перехода на новую парадигму профессионального образования, а используемые критерии эффективности и показатели (индикаторы) формулировались таким образом, чтобы выявить степень сформированности этих условий на федеральном и институциональном уровнях.

В мониторинге приняли участие вузы, представляющие все федеральные округа (табл. 1) и являющиеся по своему профи-

Таблица 1

Федеральный округ Количество вузов на этапах мониторинга

1-й этап 2-й этап

1. Центральный 101 57

2. Северо-Западный 25 25

3. Южный 20 14

4. Приволжский 57 43

5. Уральский 22 16

6. Сибирский 46 32

7. Дальневосточный 14 10

8. Северо-Кавказский 16 8

Всего 313 205

лю классическими университетами, техническими , педагогическими и другими вузами (табл. 2).

Категории респондентов и процедуры мониторинга на обоих этапах отражены в табл. 3.

На первом этапе заочное анкетирование проводилось путем электронного опроса во всех вузах, подведомственных Минобрнауки России (с использованием ресурсов Центра госзадания и госучета при Минобрнауки). На втором этапе анкетирование было организовано силами социологических кафедр и служб классических и технических университетов; в каждом вузе было опрошено не менее 5 преподавателей и не менее 20 студентов первого курса, обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры, подготовки специалистов.

Анкеты, поступившие от вузов, отбирались и обрабатывались как по всему массиву вузов, так и по группам, выделенным на основе трех принципов: по федеральным

округам, по типам вузов (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты (НИУ), остальные вузы), по группам вузов (в соответствии с их видом (профилем)): «классические университеты», «технические вузы», «педагогические вузы», «другие вузы». Обработка анкет проводилась на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова.

Очное интервьюирование руководящих работников вузов и их структурных подразделений на первом этапе мониторинга провели у себя 10 вузов (5 классических и 5 технических университетов). Оно было организовано экспертами АКУР и АТУ, а также социологическими службами ряда классических университетов. На втором этапе в этой процедуре приняли участие 50 вузов (классические и технические университеты). На этот раз интервью брались уруководителей учебно-методических служб структурного подразделения или иных работников, отвечающих за введение ФГОС (заместителей деканов, заведующих кафедрами, руководителей отделений и др.).

Одновременно на обоих этапах мониторинга (октябрь - ноябрь 2011 г. и март -апрель 2012 г.) были проведены:

• экспертный анализ основных образовательных программ, разработанных вузами на основе ФГОС ВПО;

• анализ содержания сайтов вузов с

Таблица 3

Таблица 2

Профиль вуза Количество вузов на этапах мониторинга

1-й этап 2-й этап

Классический университет 72 68

Технический 127 79

Педагогический 50 26

Друг°й 64 32

Всего 313 205

Категории респондентов на этапах мониторинга

1-й этап 2-й этап

№ Элементы мониторинга Проректор по учебной работе Начальник УМУ Проректор по международному сотрудничеству £ о 3 Ч и * 2 ° Й ней к & ч 5! ^ ч § £ 3 £ а § Руководитель учебно- методической службы структурного подразделения Преподаватель Студент бакалавриата Магистрант

1 Заочное анкетирование + + + + + + + +

2 Очное интервью + - - - + - - -

точки зрения отражения ими процесса перехода вузов на уровневую систему подготовки кадров на основе ФГОС ВПО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспертный анализ учебно-методической документации, составляющей ООП, проводился экспертами УМО по классическому университетскому образованию. Экспертиза ООП вузов, разработанных на основе ФГОС, на первом этапе была осуществлена для 29 классических университетов. Всего было проанализировано 82 ООП (из 5 УГНС).

На втором этапе экспертиза ООП вузов, разработанных на основе ФГОС, была осуществлена для 42 университетов (32 классических и 10 технических). Экспертный анализ учебно-методической документации, составляющей ООП, проводился экспертами УМО по классическому университетскому образованию и УМО по политехническому университетскому образованию. Экспертами УМО по классическому университетскому образованию было проанализировано около 150 ООП по 20 направлениям подготовки(специальностям).

Основные задачи проведения двух этапов анализа сайтов вузов были следующие:

1) оценка степени выполнения вузами требования об открытости образовательного процесса, установленного Федеральным законом «Об образовании» в редакции 293-Ф3 (статья 32, подпункт 25, п. 4б) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. №343 «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении », а также требования об обязательности размещения вузом на официальном сайте основных обра-зовательныхпрограмм при объявлении нового приема граждан на обучение по этим программам (Приказ Минобрнауки России №2895 от 28 декабря 2011 г. «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования»);

2) оценка динамики наполняемости и

обновляемости разделов сайтов вузов, непосредственно связанных с внедрением ФГОС, по итогам двух мониторингов, проведенных с интервалом в шесть месяцев, с учетом того, что в этот интервал времени попала дата объявления вузами нового приема граждан на обучение по образовательным программам, реализующим ФГОС ВПО (1 февраля 2012 г.).

Во всех вузах - участниках мониторинга, где был проведен анализ содержания официальных сайтов на предмет наличия тех или иных разделов (документов), одной из задач анализа было сопоставление данных, полученных в результате заочного опроса руководящего персонала вузов и в результате внешней проверки сайтов.

Результатом проделанной работы за весь период мониторинга стал анализ состояния условий и процессов введения ФГОС в учреждениях ВПО и рекомендации по устранению выявленных на этом этапе проблем.

Экспертами были сформулированы следующие позиции, направленные на устранение выявленных проблем и рисков на этапе внедрения ФГОС в учреждения ВПО.

I. Министерству образования и науки Российской Федерации.

1. В кратчайшие сроки организовать разработку, экспертизу и утверждение нормативно-правовых документов федерального уровня, регулирующих:

• порядок проведения итоговой государственной аттестации (ИГА) обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры, подготовки специалистов;

• порядок реализации основных образовательных программ (ООП) в сокращенные сроки;

• порядок реализации образовательных программ ВПО на основе ФГОС при очнозаочной и заочной формах обучения, в том числе: перечень направлений подготовки (специальностей), запрещенных к реализации в указанных формах обучения; использова-

ние системы зачетных единиц при указанных формах обучения; реализация разделов ООП «Физическая культура» и «Практики» при указанных формах обучения;

• порядок перевода студентов из одного вуза в другой и с одного направления подготовки (специальности) на другое, включая перевод с образовательных программ, реализуемых по ГОС второго поколения, на программы, реализуемые по ФГОС;

• порядок восстановления в вузах студентов, обучавшихся ранее по образовательным программам ГОС второго поколения;

• порядок организации вузами практик при реализации ФГОС ВПО;

• порядок реализации вузами совместных образовательных программ (в том числе с зарубежными партнерами), включая механизмы и процедуры зачета и аттестации периодов обучения студентов в вузах-партнерах;

• порядок оформления выпускникам приложения к диплому европейского образца;

• единые принципы использования системы зачетных единиц на всех уровнях профессионального образования, включая начальное, среднее, послевузовское и дополнительное;

• структурное и содержательное сопряжение программ магистратуры, реализуемых на основе ФГОС, и программ послевузовского профессионального образования.

2. Определить источники финансирования и порядок обновления материально-технической и ресурсной базы реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, в том числе формы материального стимулирования преподавателей и сотрудников вузов, создать систему морального и материального стимулирования преподавателей, активно участвующих в практике осуществления реформы профессионального образования в РФ, прежде всего - в создании методического обеспечения основных образовательных программ.

3. Организовать системную работу по внесению изменений в утвержденные ФГОС

ВПО с целью устранения имеющихся ошибок и их совершенствования.

II. Минобрнауки России совместно с Минсоцздравразвития России и другими заинтересованными ведомствами.

В целях развития нормативно-правовой базы непрерывного образования (образования в течение всей жизни) создать Национальную систему квалификаций Российской Федерации (НСКРФ), для чего:

• официально утвердить и ввести в действие Национальную Рамку квалификаций РФ, определить статус каждого из уровней квалификации; отраслевые требования, определяющие присвоение квалификаций, а также соотношение квалификаций и уровней профессионального образования;

• организовать разработку отраслевых рамок квалификаций, определяющих особенности присвоения квалификаций различного уровня в конкретных отраслях экономики;

• разработать и утвердить Российскую систему зачетных единиц (РСЗЕ), совместимую с аналогичными европейскими системами, используемыми в сфере высшего (ЕСК) и профессионального (ECVET) образования;

• разработать положение о национальной сети независимых центров сертификации квалификаций, упорядочить функции и определить порядок организации данных центров;

• разработать механизмы признания неформального и спонтанного обучения;

• определить статус профессиональных стандартов в системе нормативно-правовых документов, регулирующих сферу трудовых отношений; ускорить процесс разработки профессиональных стандартов для всех отраслей экономики.

III. Министерству образования и науки РФ совместно с государственно-общественными объединениями в сфере профессионального образования и разработчиками ФГОС ВПО.

1. Создать нормативно-правовые и организационно-методические механизмы

обновления и совершенствования ФГОС ВПО.

2. Вести реестры профилей в рамках направлений подготовки бакалавриата и специализаций в рамках специальностей подготовки специалистов.

3. На базе реестра профилей подготовки бакалавров завершить разработку и официально ввести в действие Общероссийский классификатор образовательных программ (ОКОП).

4. Организовать разработку примерных программ дисциплин, обязательных для всех направлений подготовки и специальностей ВПО («История», «Философия», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура»); разработку вести по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей.

IV. Государственно-общественным объединениям в сфере профессионального образования и разработчикам ФГОС ВПО.

1. Провести добросовестный анализ утвержденных ФГОС ВПО (с привлечением вузов, реализующих соответствующие ООП) и при необходимости внести в них изменения.

2. Организовать экспертизу качества разработанных к настоящему моменту примерных основных образовательных программ (ПООП) на основе ФГОС и осуществить их коррекцию; обеспечить доступность ПООП для всех участников образовательного процесса.

3. Вести методическую поддержку деятельности вузов по доработке основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов.

4. Продолжить разработку методических рекомендаций для вузов по:

• реализации компетентностно-ориен-тированной образовательной модели;

• использованию системы зачетных единиц;

• формированию учебных планов в модульном формате;

• организации асинхронного обучения и обучения по индивидуальным образовательным траекториям;

• внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий, активных и интерактивных методов обучения;

• применению балльно-рейтинговой системы оценки знаний обучающихся.

5 Разработать методическое обеспечение и организовать процесс повышения квалификации преподавателей и сотрудников образовательных учреждений РФ по вышеперечисленным аспектам реформы профессионального образования.

V. Образовательным учреждениям Российской Федерации.

1. В максимально сжатые сроки провести доработку, коррекцию и совершенствование основных образовательных программ на основе ФГОС по следующим параметрам:

• согласованность профилей подготовки, целей и содержания ООП с объединениями работодателей;

• востребованность заявленных профилей обучения региональным рынком труда;

• продуманность и четкость формулировки целей программы, характеристики компетентностного портрета (модели) выпускника;

• реальное соответствие структуры и наполнения учебного плана целям обучения и компетенциям, определяемым ФГОС и ООП;

• подбор наиболее эффективных образовательных технологий, методик проведения занятий, ресурсов, обеспечивающих преподавание, необходимых для действительного формирования заявленных в ООП компетенций;

• организация учебного процесса с использованием системы зачетных единиц (вместо имеющего место ныне формального пересчета в зачетные единицы прежнего объема академических часов, отводимых на изучение дисциплин);

• организация самостоятельной работы студентов и контроля ее результатов;

• итоговая государственная аттестация в условиях компетентностного подхода.

2. Обеспечить комплектность ООП в соответствии с требованиями федерального законодательства.

3. Обеспечить доступность ООП путем размещения всех ее предусмотренных законодательством элементов на официальном сайте вуза.

4. Продолжить системную работу по переподготовке и повышению квалификации преподавателей по различным аспектам учебно-методического обеспечения реализации ФГОС. Всемерно способствовать активизации преподавательского сообщества, выработке им осознанной конструктивной позиции по отношению к проводимым реформам.

5. Организовать обсуждение на внут-ривузовском и межвузовском уровне наиболее неясных, спорных и трудоемких проблем реформирования учебного процесса в связи с переходом на ФГОС с целью выработки согласованных подходов к контролю за СРС, разработке методического обеспечения СРС, созданию электронных учебников и иных средств дистанционного обучения, инновационных образовательных технологий, организации учебного процесса с использованием зачетных единиц.

6. Обратить внимание на разработку четких принципов выделения профилей программ бакалавриата и специализаций программ подготовки специалистов (в настоящее время в основном сложился подход «от достигнутого»).

7. Продолжить разработку системы внутривузовской нормативной и методичес-

кой документации, обеспечивающей реализацию ФГОС.

8. Продолжить разработку комплекса оценочных средств для проверки сформи-рованности компетенций обучающихся по ООП на основе ФГОС.

9. Создать внутривузовскую систему морального и материального стимулирования преподавателей, активно участвующих в практике осуществления реформы, прежде всего - в создании методического обеспечения ООП.

10. Выработать последовательную практику привлечения работодателей к участию в создании, коррекции и реализации образовательных программ, разработке новых профилей подготовки в соответствии с потребностями региональных рынков труда.

11. Всемерно способствовать созданию и реализации совместных образовательных программ с другими вузами, в том числе зарубежными.

12. Обратить внимание на целесообразность введения в вузе модульного построения ООП и балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов.

13. Обеспечить согласованную деятельность различных управлений ректората и управлений ректората с факультетами в вопросах разработки и реализации ООП на основе ФГОС ВПО.

KOTLOBOVSKYI., KARAVAEVA E., ZYRYANOV V, KOVTUNE., SINYAKOV A., TELESHOVA I., KORSHUNOV S., SAZONOV B. MONITORING THE FGOS IMPLEMENTING EFFECTIVENESS: OBJECTIVES AND CRITERIA

The present article opens a series of publications presenting the results of monitoring the effectiveness of implementing of the federal state educational standards of higher education institutions. This monitoring has been conducted by the Association of Classical Universities of Russia (ACUR), Association of Technical Universities (ATU) and Comprehensive Research Institute of Education MSU in late 2011 - the beginning of 2012. The article describes the methodological approaches to evaluating the effectiveness of FGOS implementation on the basis of defined objectives and criteria and indicators, developed for its analysis.

Key words: modernization of the vocational education system, the federal state educational standard, monitoring the effectiveness of the FGOS implementation, criteria of the effectiveness of FGOS implementing, indicators of the effectiveness of FGOS implementing, recommendations for improving FGOS implementation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.