Мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации в сфере правового просвещения населения в 2016 году
Андрианова Д. В.1
Ключевые слова: правовое воспитание, правосознание, государственная программа, бесплатная юридическая помощь, день правовой помощи детям, образование, детский телефон доверия, просветительские мероприятия, информирование, мало защищенные слои населения.
Аннотация. В статье рассматриваются способы реализации субъектами Российской Федерации своих полномочий по правовому просвещению и правовому воспитанию населения в 2016 году. Формирование правовой культуры населения и правосознания граждан являются задачами, которые должны решаться посредством деятельности различных социальных институтов, органов государственной власти, органов власти субъектов, общественных объединений и некоммерческих организаций. Реализация мер по правовому просвещению во многом зависит от должной и своевременной нормотворче-ской деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. В статье проводится мониторинг мероприятий в сфере правового просвещения, реализованных в отношении разных социальных и возрастных категорий населения в 2016 году. Рассматривается необходимость распространение информации просветительского характера в печатных средствах массовой информации, а также через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Э01: 10.21681/2412-8163-2017-3-66-70
(Одним из приоритетных направлений деятельности государства является повышение уровня правовой культуры и правовой грамотности населения. Правовое государство в современном мире невозможно без верховенства права и недостаточного уровня правосознания человека и гражданина.
Актуальность решения проблемы правового просвещения населения вообще и молодежи в особенности обусловлена важностью обеспечения надлежащего уровня правовой грамотности населения, а также регулярной разработкой и вступлением в законную силу новых нормативных правовых актов. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 167-р утвержден План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. 2
Многие субъекты Российской Федерации, отличаясь повышенной социальной ответственностью, небезразличным отношением к подрастающему поколению, социально незащищенным
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 7. Ст. 1067.
группам граждан, лицам, достигшим пенсионного возраста, лицам, привлечённым к уголовной или административной ответственности, и другим категориям граждан, утверждают собственные региональные и иные программы по правовому просвещению и воспитанию населения.
В качестве примера, можно привести такие программы, как:
1 Государственная программа Алтайского края «Обеспечение прав граждан и их безопасности» на 2015 - 2020 годы, утверждена постановлением администрации Алтайского края от 19 декабря 2014 года № 573; 1 Государственная программа Белгородской области «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий белгородской области на 2014- 2020 годы»; 1 Постановление администрации Владимирской области от 05.08.2016 № 684 «Об утверждении комплексного плана по повышению правовой культуры населения владимирской области на 2016 - 2018 годы»; 1 «Стратегия действий в интересах детей» Волгоградской области на 2012-2017 годы, утверж-
1 Андрианова Дарья Владимировна, кандидат юридических наук, начальник научно-методического отделения Федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Минюсте России», Российская Федерация, г. Москва, Россия.
E-mail: 9150610614@mail.ru
денная постановлением Правительства Вологодской области от 07.09.2012 № 1052; 1 Государственная программа Иркутской области «Молодежная политика» на 2014-2018 годы утверждена постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 447-пп; 1 «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства», утверждена приказом Комитета образования и науки Курской области № 1-979 от 21.09.2015; 1 Государственная программу Новгородской области «Развитие образования и молодёжной политики в Новгородской области на 2014-2020 годы», утверждённая постановлением Правительства Новгородской области от 28.10.2013 № 317; 1 План мероприятий по повышению правовой культуры населения города Омска на 2014- 2018 годы, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 09.12.2013 № 1440-п; 1 Постановление Правительства Пензенской области от 11 октября 2012 года № 718-пп «Об утверждении перечня государственных программ Пензенской области» Подпрограмма Региональная политика, «Развитие гражданского общества в Пензенской области на 2014 - 2020 годы» и «Молодежь Пензенской области на 2014 - 2020 годы» и другие.
Правовое воспитание непосредственно влияет на становление личности человека, использующего свои права и обязанности, осознающего последствия и несущего ответственность за свои действия. Следует согласиться с мнением Э.И. Атаги-мовой и Г.И. Макаренко, что правовое государство предполагает формирование социально развитой личности, которая понимает свои действительные интересы, знает свои права и обязанности, умеет защищать свои права законными средствами, уважает права и законные интересы других людей [1, с. 64]. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества, доверяющего действующей власти [2, с.5].
Очевидно, что формирование личности начинается в раннем возрасте, именно поэтому так важно заложить основы правовой грамотности в общеобразовательных учреждениях.
Система образования выполняет важную роль в решении задачи по правовому воспитанию молодого поколения. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф33 «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности,
3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. №53 (ч. 1). Ст. 7598.
создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Исходя из данного определения, правовое воспитание - деятельность, направленная на формирование правовой личности и правового сознания граждан.
Большинство субъектов Российской Федерации придерживается концепции реализации правового просвещения через правовое воспитание и сводит свою деятельность в этой сфере к спорадичным мероприятиям, проводимым в учреждениях начального, основного общего и среднего общего образования.
В рамках исполнения мероприятий, утвержденных региональными программами субъектов Российской Федерации, с целью привлечения внимания широкой общественности к проблемам детей, профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми, проводятся общешкольные родительские собрания, в которых принимают активное участие сотрудники прокуратуры, территориальных органов МВД России, специалисты муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, представители органов опеки и попечительства, а также представители общественных организаций.
Кроме того, анализ мер по организации правового воспитания в субъектах Российской Федерации показал, что элементы правового просвещения включены в состав учебных предметов «Обществознание», «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности» и других. Более того, в Челябинской области в образовательных организациях реализуется обучение по дополнительной общеразвивающей программе «3акон и мы», а также существуют элективные курсы «Подросток и закон», «Практическое право», «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения обучающихся 1-11 классов», «Маленькие дети с большими правами» и другие (всего более 170 комплексных и тематических программ).
В каждом субъекте Российской Федерации действует уполномоченный по правам ребенка, который принимает участие в проводимых школьных мероприятиях. Однако следует заметить, что большинство таких мероприятий носит разовый характер, в большей степени проводится для отчетности, нежели для формирования правового сознания молодежи. Так, например, в Пензенской области проведен один открытый урок с учениками 10 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 58 г. Пензы с целью формирова-
ния правовых знаний в области противодействия коррупции и антикоррупционных стандартов. С целью воспитания правового сознания, профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних Кировской области, для учащихся 6-9 классов проведен час профилактики «Подросток. Правонарушение. Ответственность».
Однако, вполне очевидно, что одна лекция, один классный час не может повлиять на формирование активной гражданской позиции и правосознания. В данном случае, мероприятия должны носить систематический характер, быть интерактивными, охватывать как можно больше форм взаимодействия с подрастающим поколением. Только в таком случае, можно будет утверждать о наличии правового воспитания на территории субъекта Российской Федерации.
Тем не менее, по результатам проведенного анализа мероприятий в 2016 году, можно утверждать, что на территории большинства субъектов Российской Федерации проделана большая работа в сфере правового просвещения и правового воспитания.
Мониторинг мероприятий позволил сделать вывод, о том, что на территории различных субъектов Российской Федерации используют такие, ставшие традиционными, способы и меры по правовому воспитанию, как: проведение бесед, лекций, открытых уроков, классных часов, «круглых столов», семинаров-практикумов, тематических родительских собраний, конкурсов, викторин и олимпиад по правовым знаниям. Все данные мероприятия непосредственно оказывают плодотворное влияние на подрастающее поколение, что выражается в проявлении активной гражданской позиции и реализации своих прав. Так, на территории Российской Федерации действует детский телефон доверия как служба экстренной психологической помощи с единым общероссийским номером 8-800-2000-122, который оказывает консультативную помощь детям.
В Сахалинской области в 2016 году на телефон доверия, установленный на базе ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям», от детей и взрослых поступило 602 звонка, из них по вопросам нарушений прав и законных интересов детей - 28 звонков (по трем звонкам информация была передана в муниципальные органы опеки и попечительства). В Вологодской области на телефон доверия поступило более 6 тысяч обращений. В Тульской области только 17 мая 2016 года, в рамках Международного дня детского телефона доверия, на «детские горячие линии» обратилось 139 человек, из них 89 несовершеннолетних.
Эти данные свидетельствуют о распространении информации и знаний о наличии такой службы, о ее востребованности и реальной эффективности в оказании помощи детям.
Кроме традиционных способов правового воспитания, следует отметить и более современные, инновационные, которые используют некоторые субъекты Российской Федерации, которые можно и необходимо перенять другим субъектам для увеличения количества грамотного правового населения. Так, в Тульской области на базе общеобразовательных учреждений действует Школа правовых знаний, в Ханты-Мансийском автономном округе проводятся месячники гражданско-правового воспитания, направленные на воспитание гражданского самосознания детей и подростков. Ежегодно в ноябре в Ставропольском крае в общеобразовательных организациях края проводится Декада правовых знаний, в рамках которой организуются встречи с представителями правоохранительных органов, нотариальной палаты Ставропольского края. Кроме того, реализуется проект «Школьный уполномоченный», в рамках которого в настоящее время в школах Ставропольского края действуют 586 школьных уполномоченных по правам ребенка и функционирует 530 школьных медиативно-восстановительных служб примирения. Такой же проект реализуется в Ростовской области совместно с Областной коллегией адвокатов. Более того, при поддержке Общественной палаты 3ако-нодательного собрания Ростовской области проходит ежегодная акция «Поезд будущего».
Стоит отметить, что наибольшее количество просветительских мероприятий приурочены к значимым датам, таким как: 18 ноября - Всероссийский день правовой помощи детям; 17 мая -Международный день детского телефона доверия; 1 июня - Международный день защиты детей.
На территории всей Российской Федерации в рамках проведения Всероссийского Дня правовой помощи детям, который проходил 18 ноября 2016 года, в каждом субъекте Российской Федерации проведены консультации, беседы, конкурсы, разработаны брошюры по правам детей. Так, в Республике Марий Эл прошли мероприятия (семинары, лекции, беседы, консультации, конкурсы) с несовершеннолетними, родителями (законными представителями) и специалистами, работающими с детьми и в интересах детей, о правах ребенка, разработаны информационные материалы (буклеты, листовки, брошюры, памятки), оформлены стенды по правам детей. В 17 муниципальных органах проведены приемы и консультации граждан по различным правовым вопросам. На территории Ростовской области в этот день проведено 2572 массовых
мероприятия по правовому просвещению, в которых приняли участие 256755 человек. В Сахалинской области охват детей мероприятиями в рамках Дня правовой помощи в 2016 году составил 33386 человек, из них 849 человек в индивидуальном порядке обратились за юридической помощью.
17 мая 2016 года в рамках Международного дня детского телефона доверия в Свердловской области прошли мероприятия под девизом «Помочь ребенку - помочь семье», в Ханты-Мансийском автономном округе в общеобразовательных организациях прошли классные часы по темам, посвященным Международному дню детских телефонов доверия.
Следует отметить, что на детей огромное влияние оказывает информация, которая распространяется через СМИ и сеть Интернет. Все мероприятия, проводимые в субъектах Российской Федерации, освещаются в местных газетах и на местном телевидении. Кроме того, молодое поколение все больше времени проводит в «виртуальном мире». Именно поэтому так важно, чтобы дети имели возможность получить правовые знания и необходимую информацию через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Более того, каждый орган государственной власти, который содействует в реализации программы по правовому просвещению, имеет специальный раздел в сети Интернет, посвященный мероприятиям в сфере правового просвещения, телефонам доверия и другой необходимой информации.
Некоторые субъекты Российской Федерации имеют официальные интернет-порталы, на которых размещена информация в сфере правового просвещения. Такие порталы существуют в Хабаровском крае (http://habarovsk.rfdeti.ru), в Чукотском автономном округе (http://edu87.ru), в Ярославской области (http://podrostok.edu.yar.ru), в Астраханской области (http://astrahan.rfdeti.ru), в Пермском крае (http://www.pravovsem59.ru).
Информация о правах ребенка, адаптированная для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет размещается регулярно на официальных сайтах образовательных организаций. Кроме того, специалисты региональной системы образования в деятельности, направленной на правовое просвещение обучающихся, широко используют федеральные и региональные тематические Интернет-ресурсы (официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка http://www.deti.gov.ru , официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам человека http://ombudsmanrf.org).
Правовое просвещение реализуется посредством размещения во всех образовательных организациях информации на стендах, оформления информационных уголков с информацией для детей, родителей (законных представителей) о правах и обязанностях детей и подростков, детском телефоне доверия, организациях и службах, оказывающих правовую, психологическую и медицинскую помощь. Издаются буклеты, брошюры, методические материалы, статьи в местных средствах массовой информации в сфере правового просвещения, памятки, которые раздаются в общеобразовательных учреждениях и на мероприятиях, приуроченных к Всероссийскому дню правовой помощи детям. Так, в Брянской области изготовлены буклеты для несовершеннолетних «Рискуй с умом» общим тиражом 21870 шт., закладки по профилактике правонарушений и рискованного поведения несовершеннолетних общим тиражом 34509 шт.; в Курской области подготовлены правовые памятки и рекомендации для несовершеннолетних и их родителей: «Памятка для несовершеннолетних и родителей по профилактике преступлений в отношении детей, обеспечения их безопасности», «Советы инспектора ПДН - родителям», «Профилактика наркомании. Памятка для родителей» и другие; в Ярославской области издана информационная брошюра о мерах социальной поддержки семей с детьми «Счастье - это Я»; и другие.
Бесспорно, правовое воспитание детей играет первостепенную роль в формировании правовой личности человека. Однако государство не должно забывать и о других категориях населения, которые в той же мере, как и дети, относятся к мало защи-щённым слоям населения, а также к социально незащищенным.
Субъекты Российской Федерации в рамках проекта «Оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан», направленного на улучшение доступа к правосудию для малоимущих граждан и других социально незащищенных групп населения в Российской Федерации, продолжили оказывать консультации по различным правовым вопросам. Однако, следует согласиться с мнением Э.И. Атагимовой и Г.И. Макаренко о существующей проблеме - низкой степени осведомленности населения о системе бесплатной юридической помощи [3, с. 56]. Объективным видится вывод о внедрении возможности оказания бесплатной юридической помощи по интернету и телефону, что может повлиять, с одной стороны, на расширение количества граждан, которым оказывается консультативная помощь, а с другой, на снижение затрат при ее осуществлении. [4, с. 6].
В результате проведенного анализа, выявлен крайне низкий уровень правового просвещения лиц, достигшего пенсионного возраста, и лиц, привлеченных к уголовной или административной ответственности. Лишь в нескольких субъектах были реализованы мероприятия по формированию правовых знаний у пенсионеров. Так, во Владимирской области осуществляется развитие системы обучения пожилых людей по правовому просвещению в рамках «Университета третьего возраста», а в Тульской области отделение пенсионного фонда России проводит работу по разъяснению пенсионного законодательства. Относительно мероприятий по правовому просвещению лиц, отбывающих наказание, следует отметить Тульскую область. С целью содействия в защите прав осужденных, находящихся в местах лишения свободы, ежемесячно Уполномоченным по правам человека Тульской области проводятся «часы информирования» с участием руководителя регионального УФСИН, прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, специалистов социальных структур и миграционной службы. С учетом правовых консультаций по итогам 2016 года в два раза сократилось количество жалоб осужденных. В Ленинградской области Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав заключила Соглашение об оказании помощи колония в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из ФКУ «Колпинская воспитательная колония». В Пензенской области квалифицированная помощь в 2016 году оказана 85 осужденным. При тесном взаимодействии с УФСИН России по Псковской области осуществляется правовое консультирование осужденных на территории исправительных учреждений региона. В 2016 году проведено 12 мероприятий по консультированию осужденных. В Республике Башкортостан проведено 87 мероприятий по правовому просвещению осужденных. Аналогичные мероприятия прохо-
дили в пенитенциарных учреждениях Самарской области, Тюменской области, Тульской области, в Республике Крым.
В результате проведенного анализа мероприятий в сфере правового просвещения и правового воспитания в 2016 году можно сделать следующие выводы.
Мероприятия, проводимые в различных субъектах Российской Федерации, носят разрозненный характер, отсутствует системность, единый подход и постоянство в их проведении. В связи с чем, видится необходимым в каждом субъекте Российской Федерации разработать свои региональные программы в сфере правового просвещения для более систематического и единообразного проведения просветительских мероприятий.
В 2016 году большинство мероприятий были направлены на подрастающее поколение и проведены, в основном, в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации. Тем не менее, помимо формирования правосознания и правовой культуры необходимо осуществлять и антикоррупционное просвещение учащихся, родителей и педагогов, а также обратить внимание на другие, мало защищённые категории населения, которые при отсутствии должных правовых знаний не могут обеспечить реализацию своих прав и обязанностей - это лица пенсионного возраста и лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях.
Необходимым видится просветительская работа населения о наличии в регионах квалифицированной бесплатной юридической помощи.
В 2016 году в субъектах Российской Федерации была проделана достаточно большая просветительская работа, однако для повышения правовой культуры населения необходимо создание единой целостной системы правового просвещения и воспитания, которая сможет охватить все социальные и возрастные категории населения.
Литература
1. Атагимова Э. И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1. С. 64-68.
2. Макаренко Д.Г. Механизм формирования доверия общества к институтам государственной власти // Черные дыры в Российском законодательстве. 2015. № 5. С. 5-7.
3. Атагимова Э. И., Макаренко Г.И. Состояние и проблемы оказания бесплатной юридической помощи населению // Мониторинг правоприменения. 2015. № 2. С. 52-58.
4. Макаренко Г.И., Михалевич В.В. Дистанционное оказание юридических услуг населению через создание всероссийского бюро справедливости // Мониторинг правоприменения. 2012. № 4. С. 6-11.