Зарубежный опыт
к 800-летнему юбилею Монголии
монголия: проблемы привлечения прямых инвестиций в экономику
л. ДУГАРЖАВ, доктор исторических наук, профессор д. бадарч, кандидат экономических наук, начальник департамента Министерства промышленности и торговли Монголии а. ганболд, директор Фонда по поддержке малых и средних предприятий Х. ЛУНДЭНБАЗАР, старший сотрудник Фонда по поддержке малых и средних предприятий
М.А. ПОПОВ, кандидат исторических наук, директор филиала Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова
в г. Улан-Батор, Монголия С.А. ФИЛИН, кандидат технических наук, вице-президент Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства,
Россия
Широкое развитие зарубежного инвестирования связано с тем, что оно дает возможность получать более высокое качество инвестиций — более высокую доходность вложения капитала по сравнению с национальным инвестиционным рынком инвестора за счет как более высокого роста цен активов на других национальных инвестиционных рынках, так и роста курса валют инвестиций по отношению к валюте инвестора, и меньший риск по сравнению с чисто национальными инвестициями.
Последнее связано с тем, что экономика различных стран развивается неравномерно, и, если некоторые национальные рынки будут падать, другие будут расти. Инвестор, считающий себя достаточно опытным, может работать на инвестиционном рынке, который, по его мнению, будет расти, и пренебрегать теми рынками, которые могут упасть.
В настоящее время практически каждый национальный инвестиционный рынок вследствие присутствия на нем иностранных инвесторов неизбежно становится частью мирового рынка инвестиций со всеми вытекающими положительными и отрицательными последствиями. При этом с ростом международных связей и интернационализацией мировой экономики степень взаимозависимости национальных инвестиционных
рынков увеличивается, что может приводить к их общему падению, но в разной степени (экономики различных стран имеют разную степень независимости, что приводит к относительной независимости и их инвестиционных рынков).
Однако в любом случае инвестиции за рубежом1 связаны с определенной долей риска падения стоимости активов на различных национальных рынках и курсов валют инвестиций (валютный риск является особенностью портфеля зарубежных инвестиций). В достаточно хорошо диверсифицированном портфеле, однако, этот риск, как показывает практика, значительно меньше рисков национальных рынков, поскольку падение одних валют означает усиление других. Падение же валюты инвестора означает рост курсов иностранных валют и, таким образом, повышение доходности портфеля зарубежных инвестиций. Кроме того, валютный риск может быть существенно уменьшен за счет использования специальных методов защиты от его неблагоприятного изменения.
1 По региональному признаку различают инвестиции внутри страны и за рубежом. Внутренние (национальные) инвестиции включают вложения средств в объекты инвестирования внутри данной страны. Инвестиции за рубежом (зарубежные инвестиции) понимаются как вложения средств в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.
При анализе доходности портфеля зарубежных инвестиций, однако, реально представляется затруднительным отделить составляющую его качества, обусловленную удачей, от составляющей, обусловленной его умелым управлением. Кроме того, прошлое качество портфеля не всегда является хорошим индикатором его будущего качества, поэтому инвестиции за рубежом теоретически и практически связаны с риском. Для его уменьшения можно диверсифицировать портфель по странам (валютам), видам активов и объектов инвестирования, а также применять методы хеджирования или/и страхования. При выборе методов уменьшения риска портфеля зарубежных инвестиций следует иметь в виду, что это обычно связано с падением доходности портфеля, включая дополнительные затраты на соответствующие меры, а также невозможность в некоторых случаях воспользоваться сложившейся благоприятной ситуацией.
Следует иметь также в виду, что при названных выше преимуществах инвестиции за рубежом обычно связаны с дополнительными транзакци-онными издержками, включающими:
- более высокие комиссионные посредникам на зарубежных инвестиционных рынках;
- более высокую плату за оформление инвестиционных сделок;
- более высокую плату управляющим зарубежными инвестициями.
Транзакционные расходы включают комиссию дилера, потери от изменения цен и разницу между ценой покупателя и продавца.
комиссионные дилеры могут взимать в различной форме — в договорном размере, фиксированно по установленной шкале или в виде разницы цен (spread — спрэда) покупки и продажи (bid/ask).
Плата за оформление сделок при инвестициях за рубежом выше, чем при сделках на национальных рынках, что связано с многовалютной системой учета и отчетности и возможной сложностью структуры расчетной системы.
Плата за управление портфелем зарубежных инвестиций обычно больше, чем за управление национальным портфелем, что обусловлено следующими причинами:
- подпиской на международные базы данных;
- исследованиями зарубежного инвестиционного рынка;
- различием учетных систем в разных странах;
- стоимостью коммуникаций (международный телефон, электронные сети, поездки за границу).
Иностранные инвестиции2 играют очень важную роль в интернационализации мировой экономики и в экономике отдельно взятой страны. Несмотря на указанные сложности и риски, связанные с инвестициями за рубежом, их объем весьма высок и постоянно растет.
законодательное регулирование иностранных инвестиций. Международные инвестиции регулируются многосторонними соглашениями, например Вашингтонской конвенцией (1966 г.) о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами и Сеульской конвенцией (1988 г.), благодаря которой система государственного и частного страхования дополняется международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций.
С конца 1980-х гг. стремление привлечь иностранных инвесторов становится одной из важнейших тенденций в международной политике. Создание ВТО, подписание соглашения НАФТА (зона свободной торговли стран Северной Америки), создание единого европейского рынка, а также увеличение числа двусторонних договоров по инвестициям способствовали росту импорта иностранного капитала.
Международные инвестиции регулируются двусторонними соглашениями о взаимных гарантиях, защите и поощрении инвестиций. Например, по типовому проекту таких договоров Россией в последние годы были подписаны соглашения с США, Польшей, Болгарией, Грецией, Кубой, Румынией, Данией, Словакией, Чехией, Вьетнамом, Португалией.
При международных инвестициях заключаются также нормативные акты, позволяющие исключить двойное налогообложение доходов и имущества. Например, подобные договоры, заключенные Россией с Германией, США, Великобританией, Данией, Францией, Финляндией, канадой, испанией, Швейцарией, Японией, Норвегией, Ирландией, италией, Бельгией, Нидерландами, Австрией, Кипром и др. (всего около 50 государств), отменя-
2 Иностранные инвестиции представляют собой все виды
инвестиционных ресурсов (имущественных, денежных и интеллектуальных ценностей) иностранных инвесторов (граждан, фирм, государств, международных организаций), а также зарубежных филиалов юридических лиц, вывезенные из
одной страны и вложенные за рубежом в различные виды и объекты предпринимательской и других видов деятельности, а также инструменты инвестирования, с целью получения последующего дохода (извлечения предпринимательской прибыли или процента).
ют или снижают бремя двойного налогообложения путем введения специальных налоговых ставок на доходы нерезидентов.
«Уругвайский раунд» переговоров в рамках ГАТТ3 (1986—1994 гг.) завершился разработкой «Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер» (Trade Related Investment Measures Agreement — TRIMS), регулирующего единый кодекс поведения инвестора и принимающей стороны при экспорте-импорте прямых инвестиций4. Одно из основных понятий TRIMS состоит в том, что его участникам запрещается использовать некоторые меры торговой политики, которые могут негативно воздействовать на иностранные инвестиции и противоречат режиму наибольшего благоприятствования, а также национальному режиму и ключевым принципам соглашения ВТО. Например, в число мер, запрещенных данным соглашением, входит требование, чтобы предприятие с иностранными инвестициями использовало в порядке, предписанном национальным законодательством, определенную долю национальных товаров для производства своей национальной продукции. Запретительным является также требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом покупало импортную продукцию в определенной пропорции по отношению к национальной продукции.
В 1994 г. был создан Консультационный совет по иностранным инвестициям с участием пред-
3 Генеральное Соглашение о тарифах и торговле.
4 Прямые инвестиции — непосредственное участие инвестора в выборе объектов (инструментов) инвестирования и вложении инвестиционных ресурсов. Обычно прямые инвестиции осуществляются посредством организации новых предприятий путем непосредственного вложения капитала в уставные фонды других предприятий или приобретения или поглощения уже существующих компаний. Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют установить над ней фактический контроль. В последнем случае, прямые инвестиции — вложения юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного (складочного) капитала предприятия, непосредственно в предприятия (в промышленность, торговлю, сферу услуг). К прямым инвестициям относятся, как правило, реальные инвестиции. Реальные (капиталообразующие) инвестиции — вложения инвестиционных ресурсов непосредственно в материальные и инновационные нематериальные активы (инновационные инвестиции), как правило, напрямую участвующие в производственном процессе: в создание и воспроизводство основных производственных фондов, включая земельные участки, с длительными сроками амортизации; в оборотные средства [(инвестиции в прирост запасов товарно-материальных запасов (ценностей) и другие объекты инвестирования, связанные с осуществлением операционной деятельности предприятия или улучшением условий труда и быта персонала].
ставителей крупнейших компаний, в том числе BASF и «Siemens» (ФРГ), «Coca-cola» и «Procter & Gambel» (США), «Fiat» (Италия) и «Renault» (Франция), а также Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Прямые иностранные инвестиции5. Когда говорят об иностранных инвестициях, в основном используется их классификация на прямые, портфельные и прочие инвестиции. Среди всех существующих форм иностранных инвестиций приоритетное значение имеют именно прямые иностранные инвестиции (ПИИ), поскольку они наиболее удачно объединяют национальные (или государственные) интересы различных слоев общества, оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Возрастание их роли во многом связано c деятельностью транснациональных корпораций (ТНК) и финансово-промышленных групп (ФПГ), поэтому они более управляемы, их «правила игры» более определенны, что особенно важно при обеспечении реальных конкурентных стандартов для национальной экономики. Кроме того, возрастание их роли связано с расширением масштабов международного производства. Экспорт капитала, в особенности в форме ПИИ, является главным фактором, способствующим превращению национальных производств в международное производство и созданию так называемой международной продукции6. Уже не первое десятилетие ПИИ растут быстрее, чем международная торговля.
Прямые иностранные инвестиции делятся на две группы:
5 Прямые иностранные инвестиции представляют собой основную форму экспорта частного предпринимательского капитала в виде вложений капитала в создание нового или покупку уже имеющегося предприятия, а также поставки оборудования и строительные работы на дочерней компании за рубежом, в целях получения долгосрочного дохода, установления эффективного контроля и получения права непосредственного распоряжения иностранной компанией. Согласно определению МВФ, ПИИ предполагают владение иностранным собственником не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству — не менее 10%, в станах ЕС — 20—25%, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии — 50%.
6 Международная продукция — это унифицированная продукция, реализуемая на глобальном международном рынке
вне зависимости от географических, национальных или иных особенностей (автомобили, самолеты, радиоэлектроника, компьютеры и др.).
трансконтинентальные капитальные вложения7 — обусловлены возможными лучшими условиями рынка, т.е., если существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное — нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающими для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
транснациональные вложения — прямые вложения, часто в соседней стране, в целях минимизации издержек по сравнению с материнской компанией.Повышение конкурентоспособности государства в реальном секторе экономики предполагает генерацию капитала за счет средств национальных инвесторов (акционирование, банковский капитал, капитал предприятий и организаций, венчурный капитал, государственный бюджет, капитал частных инвесторов и др.), за счет средств международных доноров капитала (ЕБРР, МВФ, МФК-Мировой Банк и др.) и за счет прямых иностранных инвестиций от ТНК.
Прямые иностранные инвестиции могут поддерживать и активизировать другие формы финансирования и обладают рядом преимуществ перед национальными источниками капитала и средствами международных фондов:
- сочетают в себе капитал с одновременным переносом практических навыков и управленческого мастерства и с взаимовыгодным обменом ноу-хау (включая выход на международные рынки). Приток капитала и ноу-хау, в свою очередь, благотворно воздействуют на реальную экономику, стабилизируют занятость, повышают уровень доходов населения и расширяют налоговую базу;
- активизируют конкуренцию и могут способствовать развитию среднего и малого бизнеса (СМБ);
- способствуют общей социально-экономической стабильности и снижению уровня эконо-
7 Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыска-тельские работы и другие затраты [1].
мической преступности, стимулируя производственные инвестиции в материальную базу (станки, оборудование, производственные технологии) в противовес спекулятивным и нестабильным портфельным инвестициям, которые могут внезапно быть выведены с крайне негативными последствиями для экономики в целом8;
- могут ускорять при правильной организации, стимулировании и размещении восстановление профилирующих отраслей и регионов;
- мультипликативный эффект ПИИ может активизировать виртуальный инвестиционный цикл, что позитивно отразится не только на производстве, но также и на других секторах экономики («тянущий» эффект для сельского хозяйства, «толкающий» — для сферы услуг). особенностями Пии являются следующие.
1. ПИИ не обязательно означают перемещение капитала, поскольку могут осуществляться за счет вложений средств, заимствованных на финансовых рынках принимающей страны, или за счет реинвестирования прибыли, или в результате перемещения ресурсов (технологии, управленческих и предпринимательских навыков и т.д.).
2. В настоящее время европейские, японские и ТНК США активно инвестируют в форме ПИИ на рынках друг друга, т.е. речь идет о перекрестном инвестировании, когда страны являются одновременно и принимающей, и инвестирующей стороной. Около 40% накопленных ПИИ в настоящее время являются результатом внутрирегиональных вложений. Наиболее яркий пример — Западная Европа, где свыше 50% накопленных иностранных инвестиций приходится на долю государств этого региона.
3. ПИИ, как правило, стремятся концентрироваться в определенных отраслях (таких как электроника, химическая и пищевая промышленность) в различных странах, а не в различных отраслях определенной страны.
4. ПИИ сопутствуют большая степень риска и большие объемы, чем при портфельных инвестициях.
5. ПИИ имеют длительный срок капиталовложений.
6. ПИИ более предпочтительны для стран— импортеров иностранного капитала.
7. При ПИИ инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка.
8 Примером могут служить последние финансовые кризисы в Азии, России, Мексике, Аргентине и Бразилии.
В настоящее время трудно найти более противоречивый объект для обсуждения, чем ПИИ. Сторонники усиления экономической интеграции через свободную торговлю и ПИИ столкнулись с жестоким сопротивлением со стороны политиков, желающих защищать отечественную промышленность, ограничивая влияние и деятельность мультинациональных компаний.
Хотя в большинстве своем представители международных организаций, стран-экспортеров ПИИ (являющихся одновременно и основными реципиентами ПИИ) и экспортно ориентированных растущих экономик приветствуют либерализацию ПИИ, они встречают серьезное сопротивление в ряде развивающихся экономик, которые лишь недавно перешли к более открытым режимам. Бразилия, Индия, Индонезия, Мексика и Россия служат примерами стран, где мультина-циональные компании ассоциируются с эксплуатацией и прочими формами иностранного вмешательства. Политики, независимо от партийной принадлежности, зачастую боятся «распродажи страны» и «зависимости от остального мира» [11].
В странах, экспортирующих ПИИ, профсоюзы связывают экспорт ПИИ с ростом безработицы и снижением промышленной конкурентоспособности. Но эти взгляды были опровергнуты различными исследованиями, продемонстрировавшими стабилизирующее влияние, которое оказывают ПИИ на общую деловую активность, экономический рост и занятость в этих странах [12]. Экономически развитые страны лидируют в большинстве высокотехнологичных и оборонных секторов, и правительства этих стран регулируют и ограничивают притоки ПИИ, которые бросают вызов этому лидерству. Франция, Япония, Великобритания и США представляют собою яркие примеры взаимных ограничений по ПИИ в стратегических отраслях промышленности: аэрокосмической, автомобильной, электронной, ядерной энергетике, банковском деле, страховании, авиатранспорте. Например, при администрации Рейгана, когда ПИИ из Японии достигли беспрецедентного уровня, республиканцы проявили яркие антияпонские настроения. Схожие антикорейские и антияпонские чувства характерны для консервативных кабинетов Франции.
Крупные растущие экономики, такие как в Китае и Индии, преследуют схожую экономическую политику, но ограничивают ПИИ лишь в пищевом секторе и секторе потребительских товаров, где местные предприятия уже стали конкурентоспособными.
Значительные расхождения во взглядах могут наблюдаться внутри одной страны. Например, в Индии правительства одних штатов (Карнатака (Южная Индия) и Западная Бенгалия (Восточная Индия) устанавливают у себя более благоприятный для инвесторов климат9, чем правительства других (Бихар, Орисса). Подобные примеры можно найти и в России, где отдельные регионы (Москва и Московская область, Башкортостан, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Татарстан) либерально встречают иностранных инвесторов, чего нельзя сказать о регионах Северного Кавказа.
Культура и религия во всем мире не являются определяющими факторами отношения к ПИИ. Например, страны с ортодоксальными религиозными традициями, такие как Дубай (ислам), Малайзия (ислам), Индонезия (ислам и индуизм), Саудовская Аравия (ислам) и Таиланд (буддизм), более открыты для ПИИ, чем либеральные государства (Марокко, Турция, Венесуэла). Негативное отношение к ПИИ в Японии и Южной Корее, с одной стороны, и приветствующие ПИИ Китай и Сингапур, с другой, — еще один пример различий в подходе к данной проблеме среди стран с родственными геокультурами.
В большинстве случаев отношение к ПИИ определяется уровнем экономического развития. Правительства богатых и стабильных стран менее озабочены защитой национальной промышленности и более склонны к открытию экономики для иностранных инвесторов. Япония и Южная Корея являются исключениями, поскольку они достигли процветания, не прибегая к стимулированию ПИИ.
Сопротивление ПИИ сильнее в странах, изолированных от международной торговли и инвестирования по политическим, культурным и историческим причинам (Куба, Ирак, Иран, Лаос, Мьянма и Никарагуа). Индия до 1991 г. также относилась к этим странам, но под давлением МВФ, последовавшим за кризисом с валютными резервами страны, открыла и дерегулировала свою экономику.
9 Инвестиционный климат региона (государства) отражает объективные возможности его развития и расширения инвестиционной деятельности, характеризующие его инвестиционный потенциал, и условия деятельности инвесторов (инвестиционный риск или риск инвестиционный деятельности), что обусловливает возможность прогнозирования существующих рисков с большей долей вероятности и их адекватного учета посредством страхования. Инвестиционный климат отрасли — совокупность инвестиционной привлекательности отрасли и инвестиционной активности в ней [4].
Мотивации для стимулирования ПИИ могут быть различными: увеличение занятости и социальная стабильность (Франция, Великобритания), реструктуризация промышленности и освоение природных ресурсов (Бразилия, Чили, Венесуэла), развитие экспорта и перенос профессиональных навыков (Китай), развитие сельского хозяйства и добывающих секторов (Аргентина, Австралия), давление международных доноров, таких как МВФ (Индия, Филиппины), потребность в немедленном вливании капитала (Мексика, Таиланд, Индонезия). Часто правительственные решения о стимулировании ПИИ являются следствием комбинации указанных и иных причин и факторов.
Несмотря на различия и сопротивление в подходе к ПИИ, либеральные тенденции распространились по всему миру; они способствуют импорту капитала, ноу-хау и технологий. В целом, развивая свои национальные экономики, прогрессивные страны придерживаются открытой ПИИ-политики, но одновременно с этим устанавливают четкие правила (например, обязательное реинвестирование в течение определенного периода, исключая немедленную репатриацию прибыли) и побудительные механизмы для тнк. Последние же стараются вести себя в странах-реципиентах как «добропорядочные граждане», понимая, что это гарантирует им долгосрочный успех на рынке.
Даже страны, которые не имели в прошлом ярко выраженной ПИИ-политики, стали активизировать привлечение иностранных тнк. например, в Германии, где ПИИ упали до самого низкого уровня за всю послевоенную историю, предпринимаются серьезные попытки улучшения условий для тнк как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных земель. Преследуя цели достижения высоких темпов экономического роста, развития передовых отраслей и региональной интеграции (ASEAN, MERCOSUR), растущие экономики Азии и Латинской Америки продвигаются по тому же пути, интегрируя ПИИ в экономическую политику.
В ретроспективе страны, открытые для ПИИ, добились больших успехов в экономическом плане, чем страны, ограничивавшие деятельность ТНК [13]. Китай, привлекавший ПИИ в течение 1990—2005 гг. в среднем на 25 млрд долл. в год, дал миру ярчайший пример того, как быстро с помощью ПИИ может быть переориентирована и модернизирована отсталая экономика. Мексика представляет собой другой пример, особенно пос-
ле того как в 1994 г. она присоединилась к NAFTA. Страны с растущими экономиками (Бразилия, Индия, Индонезия, Малайзия и Таиланд) также добились значительных успехов в привлечении иностранных компаний и их управленческого и технологического ноу-хау.
Практически все страны вступили в борьбу за ограниченные ресурсы капитала и технологий, предоставляемые ведущими ТНК. Но лишь некоторые из них проводят целевую и активную ПИИ-политику. ТНК средних размеров в совокупности также могут быть важными инвесторами и могут способствовать экономическому росту посредством ПИИ, темпы которого как минимум не уступят объединенному потенциалу крупных ТНК. Создавая миллионы рабочих мест и генерируя большую часть национального товарооборота, средние операторы формируют собой индустриальную основу в большинстве современных развитых экономик10.
концепции прямых иностранных инвестиций.
Эклектическая парадигма, объясняющая виды и модели ПИИ-деятельности компаний, была сформулирована в 1981 г. экономистом Рединг-ского университета Дж. Даннингом. Согласно этой парадигме склонность стран привлекать или не привлекать ПИИ, а также объем иностранных активов, располагаемый и контролируемый муль-тинациональными фирмами в любой момент времени, определяется тремя объективными типами OZZ-преимуществ [6, 7].
1. Природой и набором специфических преимуществ владения собственностью (или конкурентных преимуществ, включающих существенные элементы бизнеса и теории стратегического управления посредством О-преимуществ11) для иностранных инвесторов, особенно в сравнении с национальными операторами, являются:
- размер компании и ее позиция на домашнем и зарубежных рынках;
- менеджмент и умение лидировать;
- товарные ноу-хау;
- производственные технологии, квалификация технического персонала и мощность НИ-ОКР;
- уровень монополизированности/олигополи-зированности, определяющий вид доступа к ресурсам (эксклюзивный или привилегиро-
10 Например, в Германии и Италии их доля в консолидированном товарообороте по промышленности составляет около 70%.
11 Ownership-specific advantages.
ванный), т.е. рабочая сила, естественные ресурсы;
- торговые марки;
- организация и маркетинг.
2. Природой и набором местных факторов и рынков, предлагаемых отдельными странами иностранным инвесторам, что добавляет вес к их уже существующим конкурентным преимуществам. Местные преимущества (/-преимущества12), относящиеся к стране-реципиенту или стране-донору, включают:
- географическое распределение ресурсов и рынков;
- конкуренцию цен на ресурсы: рабочая сила, энергия, сырье, компоненты, транспорт, связь;
- политическую стабильность, баланс власти;
- политический либерализм: низкие тарифы, налоговые ставки, ПИИ-побудительные механизмы, благоприятный инвестиционный климат;
- стабильную правовую систему;
- развитую физическую инфраструктуру: автодороги, железные дороги, аэропорты, телекоммуникации;
- социально-культурную близость: язык, история, менталитет, деловые отношения;
- долгосрочный рыночный потенциал и размер (возможность экономии на масштабе).
3. Степенью, до которой компании могут интернализироваться (/-преимущества — защита от колебаний рынка и возможность контроля за активами), т.е. контролировать собственные конкурентные преимущества, а не переносить и не предлагать их зарубежным фирмам, например через экспорт или лицензирование. /-преимущества могут развиваться, если:
- присутствует непостоянство предпочтений покупателей относительно природы и стоимостей продаваемых продуктов и технологий;
- рынок не допускает ценовой дискриминации;
- продавцу необходимо защитить качество продукции.
/-преимущества позволяют:
- снижать издержки, связанные с исследованием рынка, переговорами и мониторингом;
- добиваться экономии на масштабе и межзависимой деятельности;
12 Location-specific advantages.
- компенсировать плохие перспективы развития рынка;
- избегать или использовать государственные «барьеры» в виде квот, тарифов, ценового контроля, налоговой дифференциации);
- контролировать поставщиков и условия приобретения используемых ресурсов (включая технологии);
- контролировать рынки сбыта (включая те, которые могут использоваться конкурентами);
- использовать возможность субсидирования филиалов и влияния на ценообразование, чтобы прибыль облагалась налогами в тех странах, где их ставки меньше. Совокупность ^//-преимуществ содержит в
себе объективные и субъективные составляющие, поскольку зависит от вида деятельности, специфики компании и ожидаемых и реальных выгод, предоставляемых инвестору страной-реципиентом. Желание корпораций инвестировать за рубежом возрастает с наличием О-преимуществ, которые необходимо оценить в сравнении с преимуществами конкурентов, а также с ростом дохода или выгод, определяемых /-преимуществами в стране-реципиенте.
Компания, обладающая как сравнительными (О), так и интернализационными (/) преимуществами, решает инвестировать за границу в случае, если /-преимущества существуют вне страны ее происхождения. И наоборот, компания с теми же О/-преимуществами предпочитает экспортировать товары и услуги, если потенциальная страна-реципиент предлагает слабые /-преимущества. Если фирма не может защитить свои конкурентные преимущества, она, возможно, будет вынуждена продавать лицензии иностранным предприятиям, поддерживая объемы производства на национальном рынке.
Необходимо изучать и развивать ключевые составляющие /-преимуществ для обеспечения возможности систематического привлечения капитала и ноу-хау, необходимых для улучшения конкурентоспособности промышленности и повышения занятости. Эконометрические исследования /-преимуществ и недостатков разных стран показали их ключевую роль в процессе привлечения ПИИ. Потоки ПИИ имеют тенденцию сосредоточиваться в тех странах, где сравнительные преимущества выражаются не только в форме естественных ресурсов и низкой себестоимости производства, но также и в виде эффективного экономического управления, надежной законо-
дательной базы и хороших перспектив для поддержания экономического роста и развития.
Развитие теории Даннинга было предпринято французским экономистом Мюккьелли (1985 г.), который сопоставил стратегии интернационализации деятельности фирм с их сравнительными преимуществами дома [8]. В этом случае ПИИ-решения ТНК в основном определялись факторной или рыночной недостаточностью на домашних рынках (табл. 1) [6, 7].
Таблица 1
конкурентное преимущество и интернационализация
Сравнительные преиму- Выбираемая стратегия ин-
щества страны донора тернационализации
Наличие Наличие Производство и продажи
предложения спроса (рынок) внутри страны
+ + Внешние ПИИ
- - Внешние ПИИ и реимпорт
- + Экспорт
+ — Производство и продажи внутри страны
Схожая матрица решений была построена на основе даннинговской концепции OLI-преиму-ществ Штеном (1989 г.) [9]. В ней предпринята попытка стандартизировать типы решений интернационализации (лицензия, экспорт, ПИИ) в соответствии с существующими OLI-преиму-ществами. В этом случае ПИИ предпринимаются, если имеются все три преимущества. Существование специфических преимуществ компании является предпосылкой для всех трех стратегий интернационализации (табл. 2) [6, 7].
Таблица 2
ОХТ-преимущества и интернационализация
Преимущества Стратегия интернационализации
Продажа лицензий Экспорт ПИИ
О-преимущества X X X
1-преимущества 0 X X
¿-преимущества 0 0 X
Примечание. х — требуется; 0 — не требуется.
Эклектическая парадигма помогает понять, как страны продвигаются по пути инвестиционного развития с начальных позиций, как эксклюзивные реципиенты, к последующим, становясь источниками ПИИ. даннинг и нарула из Лимбургского университета, Голландия (1994 г.) концептуализировали парадигму пути инвестиционного развития (ПИр-парадигму), встроив
эклектическую парадигму в глобальную концепцию экономического развития с помощью ПИИ [6, 7].
ПИР-парадигма предполагает, что импорт и экспорт страной ПИИ находятся в прямой зависимости от уровня ее экономического развития относительно остального мира. В своем развитии страны проходят пять этапов (фаз) и могут быть классифицированы в соответствии с их склонностью быть реципиентами инвестиций и/или внешними инвесторами (табл. 3) [6, 7].
ПИР-парадигма показывает позицию страны как нетто-экспортера инвестиций (НЭИ), которая определяется как разница между объемами размещенных и привлеченных инвестиций. Положительная НЭИ-позиция показывает, что страна стала НЭИ и, наоборот, в случае отрицательной позиции — нетто-импортером. ПИР-парадигма предполагает, что компании имеют тенденцию размещать ПИИ на рынках с более низким отношением ВВП на душу населения, чем на национальном рынке, до тех пор пока страны их происхождения не достигнут 5-й фазы (см. рисунок) [6, 7].
Положительная позиция относительно внешних ПИИ помогает оценить объем перемещенных активов в менее развитые страны; эта позиция соответствует технологическому преимуществу ТНК на национальном рынке. Этот показатель должен сравниваться с показателями по другим типам ПИИ, таким как рыночно-ищущие или стратегические ПИИ (слияния и поглощения). Тем не менее не существует универсальной
НЕЭ
Традиционная линия развития Линия развития в 90-х гг.
Путь инвестиционного развития (примеры: фаза 1: Болгария, Россия, Вьетнам; фаза 2: Венгрия, Индия, Индонезия, Польша; фаза 3: Бразилия, Китай, Мексика; фаза 4: Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, США; фаза 5: Канада)
Таблица 3
Основные особенности пяти фаз развития страны на пути инвестиционного развития
Фазы О-преимущества L-преимущества 1-преимущес-тва Состояние промышленности Интервенция правительства
Фаза 1. Низкие притоки ПИИ. Несущественные оттоки ПИИ. Спад на кривой НЭИ Низкие конкурентные преимущества местных фирм Слабая национальная технологическая база Малое количество фирм-генераторов активов Плохие специфические условия для привлечения ПИИ: низкий уровень спроса, неподходящая экономическая система или политика правительства, неразвитая инфраструктура (транспорт, связь), низкий уровень образования и квалификации Очень плохие по сравнению с иностранными конкурентами Трудоемкие низкотехнологичные производства. Первичные сектора Защита вновь создаваемых отраслей. Контроль над импортом. Поддержка местного снабжения. Повышение квалификации трудовых ресурсов и их обучение. Политика замещения импорта и анти-ПИИ-политика
Фаза 2. Медленный рост притоков ПИИ. Низкие оттоки ПИИ. Ухудшение ПИР-позиции Повышение конкурентоспособности местных фирм, особенно в традиционных секторах за счет развития экспорта Рост специфических местных преимуществ. Растущий местный рынок увеличение преимуществ для местных фирм умеренно наукоемкое производство Тарифные и нетарифные барьеры. Более либеральная ПИИ-политика
Фаза 3. Рост оттоков ПИИ. Более быстрый рост экспорта ПИИ. Продвижение вверх по кривой ПИР Рост конкурентоспособности местных фирм увеличение на душу населения дохода и спроса на высококачественные товары Существование преимуществ для местных фирм уменьшение доли трудоемких производств. Рост заработной платы Либеральная ПИИ- и экспорто-ориентиро-ванная политика
Фаза 4. Экспорт ПИИ равен или опережает импорт. Темпы роста экспорта ПИИ опережают темпы роста импорта Высокий уровень конкурен-тоспсобности местных фирм на внутреннем и внешнем рынках, обусловленный модернизацией производства и инновациями Высокий доход на душу населения увеличение преимуществ для местных компаний Расширение капиталоемких производств. Мировое лидерство в капиталоемких и высокотехнологичных секторах Либеральная ПИИ-по-литика
Фаза 5. ПИР-позицня постепенно падает и колеблется около нуля. Экспорт и импорт ПИИ продолжают расти Высокий уровень конкурентоспособности местных ТНК Высокий уровень доходов на душу населения Высокие преимущества местных компаний Мировое лидерство в капиталоемких и высокотехнологичных секторах Дальнейшая либерализация ПИИ-политики. Стимулирование экспорта ПИИ
тенденции всегда инвестировать в менее развитые страны. Располагая сильными О-преимущества-ми, ТНК, принадлежащие определенным секторам и происходящие из стран фаз 2 и 3, могут инвестировать и в более богатые страны (например, ТНК «Tata» из Индии в США, Великобританию и Нидерланды; ТНК «Salim»» из Индонезии в США, Европу и Японию; ТНК «Hyundai» из Южной Кореи в Канаду).
Показатель ВВП на душу населения не единственная детерминанта ПИИ-позиции страны. Индекс объема НЭИ на душу населения будет больше в странах, вынужденных создавать активы (т.е. ноу-хау, технологии, менеджмент), необходимые для их процветания, чем в странах, где имеются богатые естественные ресурсы (например, Россия, Венгрия и Китай). Меры государственного регулирования также могут стимулировать или сдерживать интенсивность экспорта или импорта инвестиций и таким образом влиять на ПИИ-по-зицию страны.
ПИИ-позиция страны также обусловливается общим состоянием в экономике, в частности
этапом развития ее отраслей промышленности. Страны с трудоемкими, низкотехнологичными производствами, а также страны, где превалирует добывающая промышленность (как, например, Монголия), почти всегда являются нетто-импор-терами ПИИ. Как только они начинают развивать капиталоемкую промышленную деятельность, местные предприятия начинают набирать финансовую силу и инвестировать за рубеж (фазы 2 и 3). Экономики Китая и Индии достигли фазы 2 уже в начале 1990-х гг.
Нетто-ПИИ-позиция начинает улучшаться с развитием производства высокотехнологичных и наукоемких товаров и услуг, особенно если это проводится в рамках политики модернизации промышленности с помощью ТНК, ведущей страну к 4-й фазе (Ирландия, Швеция).
Россия уже заняла прочную позицию как нет-то-экспортер ПИИ, и экспорт ПИИ продолжает расти. Это ставит Россию на 3-ю фазу и показывает, что российские предприятия повысили свою конкурентоспособность на мировых рынках и что скачок в системе ПИР является возможным.
(Продолжение следует)