МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№9/2015
ISSN 2410-700Х
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 94+325
Балдано Марина Намжиловна
д.и.н., проф., зав. отделом истории, этнологии и социологии ИМБТ СО РАН, г. Улан-Удэ, РФ E-mail: [email protected] Кириченко Светлана Викторовна
к.и.н., с.н.с. ИМБТ СО РАН, г. Улан-Удэ, РФ E-mail: [email protected]
МОНГОЛИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ВНЕШНИХ МИГРАЦИЙ: МОНГОЛЬСКИЕ МИГРАНТЫ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ1
Аннотация
В статье рассмотрен феномен внешних миграций для такой страны, как Монголия, ставшей в последнее время как донором, так и реципиентом. Большие масштабы приобрела образовательная и трудовая миграция монгольских граждан в Южную Корею, имеет место и брачная миграция. Авторы уделяют внимание формирующейся диаспоре монголов в Южной Корее, являющейся одной из самых крупных монгольских диаспор в мире.
Ключевые слова
миграция, мигранты, Южная Корея, Монголия, диаспора, законодательство.
Mongolia at the crossroad of external migrations: Mongolian migrants in South Korea
In this article considered the phenomenon of external migrations for such country as Mongolia became recently both the donor, and the recipient. A big scale of labor and educational migration of the Mongolian citizens to South Korea assumed, also marriage migration takes place. Authors pay attention to the forming Mongolian diaspora in South Korea - one of the largest in the world.
Keywords:
migration, migrants, South Korea, Mongolia, diaspora, legislation.
Монголия становится все более важным и значимым звеном системы международных отношений в Центральной Азии, что предопределено ее геополитическим положением и растущим значением в качестве буфера, «места встречи», контакта, взаимодействия и конфликта региональных и мировых игроков. Продолжается конкуренция за право на инвестиции в богатые природные ресурсы. Поэтому понимание того, что происходит в Монголии, важно не только для специалистов -монголоведов.
1 Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-01-00243.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Миграционные процессы - это системный феномен, и понимание их характера в Центральной Азии возможно только в комплексе. Выпадение из этого такой страны, как Монголия, делает наши общие представления неполными и, возможно, не вполне релевантными.
Для современной Монголии характерны бурные урбанизационные процессы, стягивание населения к Улан-Батору, формирование огромного слоя «новых горожан» с соответствующими экономическими, социальными, культурными и политическими проблемами.
В сфере внешних миграций Монголия стала как донором, так и реципиентом. Большие масштабы приобрела образовательная и трудовая миграция монгольских граждан в соседние и отдаленные страны. Уже сейчас значительные общины выходцев из Монголии сложились в Южной Корее, США, странах Европы, в России. Из динамичного потока мигрантов временных, рассчитывающих рано или поздно вернуться на родину, постепенно формируется прослойка мигрантов безвозвратных, ориентированных на постоянное оседание в принявших их странах. Формируется новый феномен - монгольская диаспора [6].
Учитывая сочетание огромной территории и природных богатств с малочисленным населением, эти бурные и мощные миграционные процессы становятся ключевыми факторами экономического и социокультурного развития, потенциальным источником как ресурсов для развития, так и формирования конфликтогенных факторов. Без внешних миграций трудно себе представить ускоренную модернизацию страны, в то же время они формируют новые риски, проблемы и конфликты. Учитывая геополитическое положение страны, сложную и динамичную систему баланса интересов в ней ее ближних и дальних соседей, трансграничные миграции становятся и мощным геополитическим фактором.
Государственным признанием значимости этого процесса стало создание при администрации премьер -министра Совета по сотрудничеству с монгольскими гражданами за рубежом (Council on Cooperation with the Citizens of Mongolia Living Abroad).
Социально-экономическая ситуация в Монголии (бедность, безработица, низкие заработки и доходы) вынуждает людей покидать страну. Как и в большинстве развивающихся стран, трудовая миграция становится жизненной стратегией значительной части ее населения. Монголия строит новый тип стратегического партнерства с Кореей, став одним из ее важных союзников в течение последнего времени.
Как известно, Южная Корея столкнулась с конца 1980-х гг. с нехваткой неквалифицированных рабочих, необходимых предприятиям малого и среднего бизнеса. Иностранная рабочая сила стала привлекаться на различные предприятия, в первую очередь для выполнения грязных, тяжелых и опасных видов работ. В результате в 1993 г. иностранные рабочие составляли уже около 25 % всех занятых на мелких и средних предприятиях. В период 1990-х гг. в связи с возникшим дефицитом рабочей силы в отдельных отраслях промышленности Южная Корея стала все в большей мере превращаться в страну, импортирующую трудовые ресурсы. Хотя в соответствии с Законом по контролю за иммиграцией до 1998 г. она еще не могла трудоустраивать низкоквалифицированных рабочих из других стран. Экономическая либерализация и азиатский финансовый кризис ощутимо ударили по стране в 1997 г., и это, по существу, ознаменовало конец знаменитой модели государственного экономического управления. Получение кредитов от Международного валютного фонда (МВФ) в 1997 г. положило начало неолиберальной консолидации экономики страны. В этом смысле экономический либерализм стал движителем южнокорейской иммиграционной политики.
Исследователи отмечают три фазы в развитии корейской иммиграционной политики: фаза I (1987 -1997) - отсутствие иммиграционной политики; фаза II (1998-2002) - период экономической трансформации; фаза III (2003 - по н/в) - развитие либеральной и этнической иммиграционной политики [4, P. 585]. К концу второго этапа в Южной Корее была создана государственная система реализации иммиграционной политики:
1) Корейская иммиграционная служба (бывшее Иммиграционное Бюро), входящая в состав Министерства юстиции. Главный орган, занимающийся всеми вопросами - от выдачи виз до пограничного контроля, натурализации иностранных граждан и их интеграции. В 2007 г. Корейская Служба Визовой
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Поддержки (Korea Immigration Smart Service, KISS) получила премию ООН за вклад в развитие государственной службы;
2) Структурой, ответственной за рассмотрение и координирование миграционной политики, является Комитет по миграционной политике (The Immigration Policy Committee), возглавляемый премьер -министром страны;
3) Вопросами несвоевременных выплат заработной платы и несчастных случаев на производстве занимается Совет по защите прав и интересов иностранных граждан в Корее (The Council for Protection of Human Rights and Interests of Foreign Nationals);
4) Организацией, защищающей права беженцев в Южной Корее, является Комитет по признанию беженцев (The Refugee Recognition Committee).
В 1997 г. Корейская федерация малого и среднего бизнеса выделила Монголии квоту для 500 фабричных стажеров, а в 1998 г. - для 400 человек. Монголы начали легально работать в малом и среднем бизнесе Южной Кореи. Монгольская трудовая миграция стремительно расширялась в рамках нескольких юридических документов - Правил отправки рабочей силы за границу и приема рабочей силы из-за границы
(1994), Правил наделения полномочиями агентств и физических лиц, занятых в сфере экспорта рабочей силы
(1995), Закона о направлении рабочей силы за границу и приема рабочей силы и специалистов из -за границы (2001). С принятием внутригосударственных законов о трудовой миграции увеличилось количество мигрантов через официальные каналы. В то же время не уменьшается и число людей, покидающих страну через каналы неофициальные - частных посредников или «на свой страх и риск». В целом наблюдается картина энергичного миграционного поведения граждан Монголии, их активного поиска работы и учебы за рубежом.
В 2004-2006 гг. координатором процесса трудовой миграции монголов выступила компания «Mediating Bureau Co. Ltd», в 2007 г. - Центр отправки рабочей силы за границу. В 2011 г., в соответствии с требованиями Разрешительной системы занятости Республики Корея, уполномоченным органом по набору рабочей силы стало Агентство при Министерстве социального обеспечения и труда Монголии, которое осуществляло контроль за набором монгольских рабочих для отправки за границу. Чтобы помочь своим гражданам, живущим в Южной Корее, посольство Монголии создало сервис-центр для оказания услуг по трудовому и социальному обеспечению (доступный для зарегистрированных по закону рабочих).
Несмотря на то, что монгольская диаспора в Южной Корее - одна из самых крупных, в России о ней известно не так уж много. В 2003 г. в Южной Корее проживало почти 20 тысяч монголов, то есть больше, нежели американская, японская и европейская диаспоры вместе взятые. По данным Министерства юстиции Республики Корея, количество официально зарегистрированных и живших в стране монголов на сентябрь 2011 г. составило 29 454 человек, 11 723 из которых являлись рабочими по контракту. В соответствии с данными Министерства иностранных дел и торговли Монголии, в этот период более четверти (27,6%) монголов, проживавших за границей, находились в Южной Корее [5]. Сегодня количество монгольских мигрантов несколько сократилось, составив около 24 тысяч человек. В стране действуют различные программы, направленные на привлечение мигрантов из Монголии. Монголо-корейские школы, детские сады и христианские церкви ориентируют молодежь на миграционные стратегии. Создаются разнообразные общественные организации, активно действует большое количество сайтов. В процессе адаптации наблюдаются сдвиги в системе ценностей и образе жизни мигрантов со стремлением сохранить и укрепить связи с исторической родиной и между собой.
Большинство мигрантов заняты в промышленности - добывающей, черной и цветной металлургии, машиностроении, производстве строительных материалов, химической индустрии, а также в строительстве и сельском хозяйстве (50,1%), а также в сфере услуг - ресторанах, розничной торговле и др. (25,2%) [10].
Помимо трудовых мигрантов, около 1700 человек ежегодно прибывают в Южную Корею для получения высшего образования [3]. С учебной миграцией связана проблема невозвращения, поскольку многие из студентов остаются после окончания обучения за границей. Более того, часть учебных мигрантов
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
сознательно использует учебу как стартовую площадку для постоянного проживания за пределами Монголии, а завершение учебы при таком подходе не является обязательным.
От людей, желающих получить образование в Корее, Министерство труда Южной Кореи требует не менее 120 баллов по результатам теста по корейскому языку; аналогичные требования для трудоустраивающихся в сельском хозяйстве, рыболовной промышленности и строительстве ниже. Ежегодно большое количество монголов регистрируются и сдают экзамены по корейскому языку, оформляют рабочие визы и уезжают в Южную Корею. Желающих пройти этот тест очень много. К примеру, в 2007 г. претенденты на прохождение теста в течение четырех дней стояли в очередь на регистрацию около Центрального стадиона в Улан-Баторе. Тогда было зарегистрировано 14929 кандидатов (9892 мужчин и 5037 женщин); из них сдавало тест 14606 чел., из них 6487 чел. набрало свыше 120 баллов, а остальные соответствовали минимальным требованиям [2]. Уезжают из Монголии большей частью образованные люди. Половина мигрантов имеет высшее образование (в том числе 62,8% женщин и 42,1% мужчин); 31,5% мужчин и 18,2 % женщин имеют среднее образование. Большинство мигрантов имеют профессии в социальной и экономической сферах - 32,5%, в технической - 13,9% [10, P. 36].
Были случаи, когда монголы становились государственными служащими. Первой женщиной, принятой на госслужбу, стала Халиун, приехавшая в Корею в 2000 г. после окончания отделения корейского языка в Национальном университете Монголии. Она также окончила Университет Sangmyung со степенью магистра в области экономики и вышла замуж за корейца в 2004 г. В 2008 г. она стала гражданкой Южной Кореи и в том же году сдала письменный экзамен по корейской истории, нормам международного права, иностранному языку, успешно прошла интервью и стала государственным иммиграционным служащим Республики Корея [7].
Помимо трудовой и образовательной существует брачная миграция. Монголки иммигрируют в страну через международные брачные агентства. Их средний возраст составляет 25 лет, а возраст их мужей -корейцев - 44,5 года; при этом многие невесты имеют лучшее образование, чем у супругов [1 ]. Заведующий Консульским отделом МИД Монголии в Корее О. Очиржав еще в 2006 г. отмечал: «Нарастающими темпами создаются монголо-корейские семьи. Сегодня их насчитывается 1800. Только за 2005 г. их число возросло на 542. В 80% супружеских пар - жены монголки. Из них свыше 300 приняли гражданство Республики Корея» [6].
В стране созданы различные структуры для оказания помощи женщинам-мигрантам. Так, Министерство Гендерного Равенства координирует деятельность Центра оказания экстренной помощи (Emergency Support Center for Migrant Women), предоставляющего консультационные услуги по юридическим вопросам и вопросам по правам человека. Корейским иммиграционным центром созданы ассоциации иммигрантов (Immigrant networks) для иностранок, являющихся супругами корейских граждан. Их цель - защита прав данной категории лиц. Кроме того, существуют образовательные программы для подготовки к браку мужчин-граждан Кореи (Prenuptial Education for Korean Men), планирующим жениться на иностранках. Курсы затрагивают вопросы заключения международных браков и соответствующего законодательства. Цель программ - избежать заключения неудачных браков.
В 2011-2012 гг. монгольский экономист Солонго Алгаа провела исследование в шести городах Южной Кореи: Сеуле, Ульсане, Гуми, Догу, Инчхоне и Ансоне [10]. Основной упор был сделан на анализ затрат/выгод эмиграции в Южную Корею и выяснение положительных результатов и негативных последствий эмиграции на макро- и микроуровнях. Ею было опрошено 764 человека, большинство из которых относятся к возрастной группе 25-34 лет. Средний возраст мигрантов - 32 года. В целом мужчины моложе женщин. Более половины мужчин женаты, 6,4% мужчин и 12,8% женщин разведены. C семьями или родственниками живут 54,3% мигрантов. До приезда в Южную Корею 32,3% мужчин и 24,1% женщин были безработными. Безработица вытолкнула их в поисках работы за рубеж.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Малые и средние корейские предприятия сохраняют высокий спрос на рабочих-мигрантов мужского пола. К примеру, в 2004 г. среди монгольских мигрантов 84% составляли мужчины; в 2010 г. - 89,8%; в 2014 г. - 87%.
Средняя продолжительность пребывания монгольских мигрантов в Корее составляет 4,9 лет, в том числе мужчин - 4,6 лет, женщин - 5,2 года. Среди опрошенных монгольских мигрантов в Южной Корее 47,5% планируют вернуться в Монголию. Почти половина мужчин-мигрантов имеют трудовую визу, тогда как 27,8% женщин проживают по студенческой визе, 28,5% мужчин и 34,8% женщин имеют просроченную визу или проживают нелегально [10, P. 43].
Этот показатель остается стабильным на протяжении длительного времени, с некоторыми вариациями в сторону роста или снижения. Периодически южнокорейское правительство прибегает к депортации значительного количества иностранных рабочих, в том числе монголов, находящихся в стране незаконно. Это вызывает недовольство представителей корейского частного бизнеса, поскольку многие из них используют дешевую иностранную рабочую силу.
Получить рабочую визу в посольстве Южной Кореи в Монголии довольно сложно, а туристическую выдают редко, поскольку многие пытаются остаться на заработки. Поэтому монгольские граждане стараются найти «обходные» пути и часто становятся жертвами мошенников, пользующихся юридической неграмотностью и доверчивостью людей, обманывая их на крупные суммы денег. Так, весной 2003 г. в Монголии был громкий скандал, когда выяснилось, что более 60 человек стали жертвами «деятельности» южнокорейского гражданина Сон Ян Джуна, который мошенническим путем завладел их средствами в обмен на обещание отправить на работу в Республику Корея. Всего он присвоил себе более 140 тысяч долларов. Люди вносили по 2 тысячи долларов за трудоустройство в Корее, а чтобы найти средства, закладывали квартиры, автомобили, шесть человек продали жилье. Четверо из обманутых, дойдя до полного отчаяния, объявили голодовку в знак протеста против бездействия властей Монголии. После этого Монгольская национальная комиссия по правам человека объявила о намерении защищать права своих соотечественников, нелегально работающих в Южной Корее [8]. Ситуация с нелегалами была и остается весьма актуальной проблемой.
Двое из пяти наемных работников из Монголии имеют трудовой контракт, только треть мигрантов имеет медицинскую страховку. Заработки выше в таких секторах экономики, как строительство, сельское хозяйство, транспорт, торговля и сфера услуг. Средний заработок мигранта составляет 1 374800 вон (US$ 1244,20) в месяц, что примерно в четыре раза превышает заработную плату в Монголии, что также является одним из стимулов трудовой иммиграции.
В самом центре столицы Южной Кореи в районе Дондемун расположена «центральноазиатская деревня», которую также называют «Mongol town» и «Russian town». Здесь проживают выходцы из Монголии, России, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана. Район небольшой, в несколько улиц, но необычный и яркий. Вывески на нескольких языках, больше на русском и монгольском. Здесь расположены ресторанчики, аптеки, склады, авиа- и железнодорожные кассы, фирмы, осуществляющие доставку грузов, адвокатские услуги, иммиграционный центр и т.д. В Монгол-тауне есть магазины, где можно найти традиционные продукты: молочные, мучные, алкогольные. Много магазинов с фильмами, аудиозаписями на монгольском и русском языках. Живут монголы там же. Это весьма колоритное место, спокойное и, на наш взгляд, довольно безопасное и мирное.
Исходя из собственного менталитета, мигрант в чужом ему обществе сразу ищет «соплеменников», тех, с кем можно поговорить на родном языке и почувствовать моральную поддержку. В этом случае на помощь приходит этническая община. В любой стране эмигрант из Монголии всегда поддержит своего земляка, поможет ему не только морально, но и материально. Интересно и то, что «центральноазиатская
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
деревня» складывалась на основе общности и знания русского языка. Выходцы из Монголии, России, стран ближнего зарубежья поддерживают друг друга, особенно на первых порах.
Если попробовать типизировать образ среднего монгольского трудового мигранта-мужчины, то это молодой человек слегка за тридцать, занятый в тяжелой промышленности или сфере услуг, не всегда понимающий корейский язык, регулярно отправляющий семье деньги и рассматривающий Корею как временное место жительства. Впрочем, в работе монголов за рубежом наблюдаются и позитивные тенденции: растет спрос на высокопрофессиональных работников, специалистов в той или иной сфере. Монголы становятся нужными за границей.
Помимо денежных переводов, монгольские мигранты в прямом смысле пополняют золотовалютные резервы Монголии, осваивают новые технологии, приобретают профессиональные навыки, впитывают иностранную культуру - вот положительные аспекты миграции в Южную Корею. Более половины мигрантов улучшили жилищные условия своей семьи (купили новое жилье, сделали ремонт, построили новый дом), каждый десятый покупает землю в Монголии. К негативным последствиям миграции можно отнести социально-демографические: увеличение числа разводов, отъезд людей трудоспособного возраста, невозможность заботиться о членах семьи и быть активно вовлеченным в детское воспитание на родине.
Наше знакомство с проблемой, позволяет сделать предварительный вывод о том, что вопросы, связанные с социальной адаптацией монгольских мигрантов в Южной Корее, на разных стадиях этого процесса решаются как на уровне государственных органов, так и на уровне неправительственных общественных организаций и работодателей. Продуманное миграционное законодательство и прописанные в нем механизмы социальной адаптации трудовых мигрантов положительно сказываются на их отношениях с представителями принимающего общества, обеспечивают баланс, при котором государство, работодатели, мигранты и население вполне успешно реализуют свои права и обязанности.
Список использованной литературы:
1. Asia Women Network Supporting Married Migrant Women's Human Rights // Asian Workers News. - 2006. -10 Dec.
2. Batmonkh Sh. 13000 Qualify to Enter Korea // Ulaanbaatar Post. - 2007. - 27 Jun.; Chaos reigns in registration process // The MongolMessenger. - 2007. - 22 May.
3. Korean Dream' fills Korean classrooms in Mongolia // The Chosun Ilbo. - 2008. - 24 Apr.
4. Nora Hui-Jung Kim. Korean Immigration Policy Changes and the Political Liberáis' Dilemma // International Migration Review. - № 42 (3). - P. 576-596.
5. The Journal of Multicultural Society. - 2013. - Vol. 4. - No. 1.
6. Галиймаа Н., Дятлова Н. Монголия на перекрестке внешних миграций. Международная конференция // Демоскоп Weekly. - № 401-402. - 7-20 дек. 2009.
7. Женщина из Монголии сдала экзамен в государственную службу Южной Кореи // Новости Южной Кореи. - 2008. - 4 июл. // http://southkoreanews.ru/story/504
8. Монгольская комиссия по правам человека намерена защищать права соотечественников в Южной Корее // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1038134760
9. О монгольских гражданах в Южной Корее // Дайджест «Ежедневные монгольские газеты и сообщения МОНЦАМЭ». - № 57. - 10.07.06
10. Солонго Алгаа. Impact of Out-Migration to Korea: Macro- and Micro-Level Consequences in Mongolia // The Journal of Multicultural Society. - 2013. - Vol. 4. - No. 1. - P. 32-75.
© М.Н. Балдано, С.В. Кириченко, 2015