2011 История №1(13)
УДК 271
В.А. Овчинников
МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВУЮЩИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ ЮГА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В НАЧАЛЕ XX В. И НАЧАЛЕ XXI В.
Исследуется история православных монашеских обителей на территории юга Западной Сибири. Проанализировано изменение характеристик монастырей и монашествующих на разных этапах исторического развития, динамика и территориальное распределение в начале ХХ и начале XXI вв. Выявлены проблемы организации обителей в постсоветский период.
Ключевые слова: Русская православная церковь, монастырь, монашество.
Основная цель Русской православной церкви (далее РПЦ), как и любой другой религиозной организации, - распространение вероучения. С достижением этой цели неразрывно связан процесс укрепления организационной структуры церкви, который является одним из показателей ареала распространения православия. Особое место в организационной структуре РПЦ традиционно занимают монастыри, являющиеся религиозными и духовнопросветительными центрами. Сравнение количественных и качественных характеристик монастырей и монашества на различных временных срезах, по нашему мнению, позволяет проследить преемственность религиозного пространства страны и изменения, происходящие в религиозной организации.
Юг Западной Сибири к 1917 г. составлял каноническую территорию Томской епархии (обр. в 1834 г.). К началу ХХ в. Томская епархия включала в себя территорию современных Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Алтайского края и Республики Алтай. В связи со спецификой развития оргструктуры РПЦ на территории современной Омской области она оставлена за рамками данного исследования. К началу XXI в. на указанной территории были образованы и возрождены следующие епархии РПЦ: Новосибирская и Берд-ская (1943), Кемеровская и Новокузнецкая (1993), Барнаульская и Алтайская (1994), Томская и Аси-новская (1995). Выделение новых епархий подталкивало развитие РПЦ, началось возрождение дореволюционных и создание новых монастырей, которые должны были стать религиозными, духовно-просветительными и экономическими центрами новых епархий.
Обобщающие количественные и качественные характеристики монастырей и монашествующих начала ХХ в. были получены нами в итоге исследования, результаты которого были опубликованы в нашей монографии «Православные монастыри и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX века» и коллективном труде «Русская православная церковь юга Западной Сибири (XIX-XX вв.): исторические очерки» [1-2]. Характеристики начала XXI в. выявлены путем анализа годовых отчетов монастырей и епархий за 2000-2008 гг., хранящихся в текущих архивах епархиальных управлений Новосибирской и Бердской, Кемеровской и Новокузнецкой, Барнаульской и Алтайской, Томской и Асинов-ской епархий РПЦ.
К 2007 г. по сравнению с 1917 г. произошли изменения характеристик монашеских обителей юга Западной Сибири. Количество обителей увеличилось с 11 до 21. Если к 1917 г. одна монашеская обитель Томской епархии приходилась примерно на 86 тыс. кв. км и 318,2 тыс. лиц православного вероисповедания, то к 2007 г. примерно на 45 тыс. кв. км и на 448 тыс. жителей. За 19162007 гг. население юга Западной Сибири возросло почти в три раза, а число монашеских обителей выросло в два раза.
Изменилась типологическая структура монашеских обителей: в 1917 г. из 11 было 8 женских (4 монастыря и 4 общины) и 3 мужских (2 монастыря и 1 пустынь) обители, в 2007 г. - 10 мужских, 8 женских монастырей и 3 женских скита. На современном этапе продолжают незначительно преобладать женские обители.
Монастыри и монашествующие Русской православной церкви на территории юга Западной Сибири
В 1917 г. из 11 обителей епархии три женских и один мужской монастырь были городскими, остальные 7 обителей были расположены в сельской местности или местности, где традиционно проживало инородческое население. В 2007 г. из 21 обителей 11 находилось в сельских населенных пунктах, но различия между «городскими» и «сельскими» обителями в начале XXI в. стали менее выражены, так как из-за небольшого числа насельников и отсутствия земельных владений большинство «сельских» монастырей не имеют крупных хозяйств, а часть «городских» экономически благополучных монастырей содержат сильные подсобные хозяйства. Некоторые «сельские» монастыри находятся в непосредственной близости от городов.
Произошли изменения в территориальном распределении монашеских обителей, что соответствовало сдвигам в системе расселения этнически православного населения и экономическом развитии региона. Появление монастырей также зависело от образования новых административнотерриториальных единиц. Так, монашеские обители в начале XXI в., несмотря на дореволюционные миссионерские традиции, практически не были возрождены на территории вновь созданных национальных республик. В 1917 г. из 11 обителей Томской епархии шесть (мужской монастырь, мужская пустынь, два женских монастыря и две женские общины) находились в ведомстве Алтайской духовной миссии, т.е. были миссионерскими. На территории современной Республики Алтай находились в 1917 г. - 3, в 2007 г. - 1 монашеская обитель; современной Республики Хакасия в 1917 г. - 1, в 2007 г.- 0; современного Алтайского края в 1917 г. - 4, в 2007 г. - 8; современной Томской области в 1917 г. - 2, в 2007 г. - 3; современной Кемеровской области в 1917 г. - 1, в 2007 г. -2; современной Новосибирской области в 1917 г. -0, 2007 г. - 7.
Из возникших к 2007 г. обителей только Томский Алексиевский муж. монастырь и Иоанно-Богословский женский скит (расположен на месте Чемальской женской общины) имеют дореволюционную историю, а 19 являются вновь созданными. Поэтому одной из основных проблем, тормозящих развитие современных сибирских монастырей, является утрата традиций монашеской жизни и отсутствие исторических корней. Процесс создания 21 монашеской обители за короткий постсоветский временной отрезок на территории юга
Западной Сибири связан с решением задачи создания опорных точек для вновь образованных епархий РПЦ. К 2010 г. количественный рост монастырей прекратился, так как перед существующими обителями стоят сложные задачи качественного характера, на решение которых уйдет не одно десятилетие.
Темпы роста насельников монашеских обителей в постсоветское время превосходили темпы роста в пореформенный период дореволюционного периода. Если в 1869 - 1916 гг. число насельников монастырей и общин Томской епархии (с учетом открытия новых обителей) выросло со 100 до 972 чел., т. е. почти в 10 раз за 47 лет, то в 1994 - 2007 гг. с 60 до 458 чел., т.е. почти в 8 раз за 13 лет. При этом надо учитывать влияние в постсоветское время следующих факторов: отсутствие в советский период монастырей в Сибири, утрата традиций иноческой жизни, атеистическое воспитание большей части населения. Быстрый рост насельников монастырей был достигнут не за счет расширения общин действующих обителей, а за счет ежегодного появления большого количества новых.
Еще более быстрыми темпами в постсоветское время шел рост числа монашествующих. Если к 1916 г. во всех обителях Томской епархии служили 164 монаха и монахини, что составляло около 17% от числа насельников, то к 2007 г. более 50 % насельников составляли монахи и монахини (более 200 чел.). Эта особенность формирования постсоветского монашества связана с отсутствием возрастного ценза и других ограничений на иноческий постриг, а также желанием в короткие сроки возродить полнокровные монашеские общины в регионе. Рост монашества юга Западной Сибири, за неполные 20 лет приведший к численному превышению монашества досоветского времени, не мог негативно не отразиться на его качественных характеристиках. Указанный перекос в соотношении монашествующих и послушников/послушниц в постсоветское время во многом ограничил развитие организационно-хозяйственной структуры обителей. В динамично развивающихся женских обителях дореволюционного периода именно послушницы составляли к 1916 г. более 90 % на-сельниц обителей и являлись основной рабочей силой и источником пополнения монашества.
Существенно изменились и возрастные характеристики. До революции в среднем около 40% насельниц женских обителей были не старше
30 лет. Средний возраст насельников мужских обителей был выше, чем в женских, но у большей части братии также составлял менее 50 лет. В постсоветское время, наоборот, возраст братии мужских монастырей составлял менее 35 лет, а основную долю насельниц женских обителей составляли сестры в возрасте от 50 до 80 лет.
Образовательный уровень насельников обителей в постсоветский период, несомненно, вырос в абсолютных показателях как для мужчин (практически 100 % которых получили среднее и высшее духовное образование в начале XXI в.), так и для женщин. Уже отмеченные нами более быстрые относительные темпы роста числа монастырей и их насельников в постсоветское время по сравнению с дореволюционным периодом привели к тому, что большинство монастырей были малолюдными, а среднее число насельников, приходящихся на одну обитель, было значительно ниже дореволюционных показателей: в 1916 г. на одну обитель приходилось примерно 88,4 насельника (из них примерно 15 монашествующих), в 2007 г. -23 насельника (из них 13 монашествующих).
В дореволюционный период большая часть насельниц была сконцентрирована в 4 женских монастырях по 200 и более сестер. Малочисленными были мужские монастыри (в Чулышман-ском - 16 насельников и из них 10 монахов; в Томском - 48 насельников, из них 15 монахов), а так-
же возникшие в начале ХХ в. женские общины и мужская пустынь. К 2007 г. только в двух из 21 обители число насельников приближалось к 100 чел., в большинстве находилось от 1 до 15 чел.
Для оценки сохранения православного пространства и распространения влияния РПЦ, на наш взгляд, необходимо сравнить и показатель соотношения числа населения юга Западной Сибири с числом насельников обителей на этой территории в 1916 и 2007 гг. К 1916 г. в среднем один насельник монашеских обителей примерно приходился на 3600 чел., а один монашествующий - на 21343 чел., населяющих Томскую губернию. К 2007 г. плотность населения возросла, численность увеличилась почти в три раза, и в среднем один насельник стал приходиться на 20524 чел., а один монашествующий - на 11422 чел., что косвенно подтверждает сохранение влияния РПЦ на данной территории, сумевшей за короткий период 1990-х - начала XXI в. восстановить свою организационную структуру на юге Западной Сибири.
ЛИТЕРАТУРА
1. Овчинников В.А. Православные монастыри и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX века. Кемерово, 2004.
2. Русская православная церковь юга Западной Сибири (XIX-XX вв.): исторические очерки. Кемерово, 2007.