порциях поедаемость корма животными. Проведенные опыты [4] свидетельствуют о том, что при гранулировании кормов с использованием больших количеств соломы можно получить достаточно высокую продуктивность жвачных животных. На откорме телят гранулами из кормосмеси (солома пшеничная - 46 %, травяная мука люцерновая - 17% , минеральные добавки
- 2%, концентрированные корма - 35%) и силосом среднесуточный привес одного животного за месяц составил 876 г.
Успешно используют гранулы с включением большого количества соломы (около 50%) для дойных коров. При этом удой молока увеличивается на 5-10% [6].
Комбикорма, сбалансированные по основным питательным веществам, обеспечивают повышение продуктивности животных на 10-12%, а при обогащении их витаминами, антибиотиками, микроэлементами и другими средствами эффективность их повышается на 25-30% и более [7]. Гранулированные комбикорма дают значительный эффект при кормлении крупного рогатого скота: интенсивность роста бычков послемолочного периода повышается на 19,7%, снижение затрат кормовых единиц на каждый килограмм привеса составляет 16,2% [8]. Яйценоскость несушек при кормлении гранулированными комбикормами увеличивается на 15-20%, вес яиц выше на 3,9-9,0%, а затраты комбикорма на 10 яиц ниже на 6,9-15,6% [4]. Использование гранулированных комбикормов позволяет повысить среднесуточные привесы свиней в период выращивания и откорма на 10-14% и довести живой вес к шести-
месячному возрасту до 89,4-91,2 кг при их высокой мясности [7].
Таким образом, анализ проведенных исследований показывает целесообразность использования гранулированных и брикетированных кормов, которые обеспечивают высокую продуктивность различных видов животных.
Литература
1. Нормы и рационы кормления сельскохозяйственных животных / Под ред. чл.-корр. ВАСХНИЛ, проф. М.Ф. Томмэ.
- М.; Колос, 1969. - 360 с.
2.Ермаков С.В. Разработка технологии и обоснование режимов работ пресса для гранулирования подкормок собак: Авто-реф. дис. канд. техн. наук. - Рязань, 1999. -20 с.
3.Некрашевич С.В. Совершенствование технологии гранулирования кормов с обоснованием параметров и режимов работы теплообменника между гранулами и рассыпным кормом: Автореф. дис. канд. техн. наук. - Рязань, 1998. - 20 с.
4. Ладан П.E., Густун М.И. Полнорационный корм в гранулах. - М.: Колос,
1974.- 160 с.
5. Рунов Б.А. Основы промышленного откорма скота в США и Канаде. - М.: Колос, 1975. - 392 с.
6. Боярский Л.Г. Производство и использование кормов. - М.: Росагропромиз-дат, 1988. - 222 с.
7. Денисов Н.И., Таранов М.Т Производство и использование комбикормов. -М.: Колос, 1970.- 239 с.
8. Сыроватка В.И. Производство комбикормов в колхозах и совхозах. - М.: Рос-сельхозиздат, 1976. - 62 с.
Л.В. Борисов
МОЛОКОПРОВОДНАЯ ДОИЛЬНАЯ УСТАНОВКА С УКОРОЧЕННЫМ МОЛОКОПРОВОДОМ
Одним из важнейших критериев оценки доильной установки является качество получаемого молока. С внедрением первых доильных установок с молокопроводом была отмечена потеря жирности выдаиваемого молока. Явление
сбивания жира в комочки при доении в молокопровод было отмечено отечественными и зарубежными учеными.
Гидромеханические воздействия на молоко при доении и транспортировке его по молокопроводу приводят к разру-
шению белково-липоидных оболочек жировых шариков и слипанию их в крупные конгломераты, безвозвратно теряемые при промывке оборудования [1,2].
Нарушение целостного состава молока приводит не только к потере жира, но при этом ухудшается и его технологичность, в структуре жира и белка происходят значительные изменения.
В результате исследований [1] было выяснено, что до и после транспортировки молока по молокопроводу длиной 42 метра жирность молока оказалась ниже на 0,9%, а после транспортировки по семидесятиметровому молокопроводу потери жира составили 0,32%. Приведенные данные говорят о том, что длина молокопро-вода является определяющим фактором при конструировании молокопроводных доильных установок.
Не менее значимым фактором, влияющим на качество доения, является число поворотов молокопровода. Ю.И. Белявский [3] считает, что на каждом повороте молокопровода сопротивление такое же, как на прямом участке длиной 45 м.
Потери разрушения по длине моло-
копровода на гидравлические трения смеси ДРе можно определить по формуле Чисхолма [4, 5].
ДЛ = ДР_
1+20
ДР
ч0 .5
ДР
+
ДР
ДР
где ДРв - потери разрежения при движении воздуха по молокопроводу при условии, что все живое сечение занято воздухом;
АРм(м - и то же, при движении молока.
Доильная установка с укороченным молокопроводом (рис.), разработанная на кафедре “Механизации животноводства’' ИТАИ, имеет минимальную длину рабочих и транспортных молокопроводов и минимальное число поворотов.
Доильная установка предназначена для доения в стойлах при привязном содержании. Ее монтаж осуществляется из оборудования АДМ-8 и дополнительного приобретения двух переключателей.
Принципиальная схема предложенной доильной установки отличается от серийной тем, что конечные подъемы молокопровода 1 выполнены в стационарном варианте, таким образом, транспортировка
путь молока путь промывочной
ЖИДКОСТИ ч>.„
Рис. Принципиальная схема доильной установки:
1 - стационарный подъем, 2 - молокопровод, 3 - шлакбаумный разъем, 4 - переключатель, 5 - промывочная волна, б - охладитель молока, 7 - фильтр, 8 - молокосборник, 9 - дозаторы молока, 10 - разделитель молочной линии
молока по молокопроводу 2 происходит от торцов коровника к центру. Через кормовые проезды коровника молоко проходит через шлакбаумные разъемы 3. Для лучшей транспортировки молока перед стационарными подъемами установлены разделители молочной линии 10, которые при доении закрыты, а при промывке открыты и образуют промывочное кольцо из двух тупиковых ниток молокопровода.
” При доении молоко после переключателя 4 поступает в дозаторы 9, где происходит его учет. Затем молоко собирается в молокосборнике 8, откуда перекачивается молочным насосом через фильтр 7 и охладитель 6 в молочные емкости.
После окончания доения переключателем 4 производится перевод доильной установки с режима доения на режим промывки. Промывочная жидкость из ванны 5 через доильный аппарат поступает в мо-локопровод, промывает его и далее проходя путь молока, промывает все доильное оборудование. Предложенная доильная установка имеет более короткий путь молока (от наиболее удаленной точки в 2,5-3 раза), количество поворотов молоко-провода при транспортировке молока сокращается с 7 до 1. Уклон молокопроводов на доильной установке можно увеличить почти в 2 раза, что обеспечит стратифицированный режим движения молока и исключит пробковое, кольцевое и эмульси-
онное течение молочно-воздушной смеси, в результате в молокопроводе будет более стабильный вакуум, улучшается качество доения и целостность молока.
Доильная установка внедрена в совхозе “Тимирязевский” Мамонтовского района и показала, что жирность молока после доения его повышается на 0,23% по сравнению с АД М-8.
Литература
1. Админ E., Лебедев В. Потери молочного жира при транспортировке молока по молокопроводам // Молочное и мясное скотоводство. - 1988. - № 3. - С. 21-22.
2. Борисов A.B. Перспективы развития молокопроводных доильных установок. Совершенствование технологий и технологических средств в АПК: Сб. науч. тр. - Барнаул, 2001. - С. 113-115.
3. Белявский Ю.И. Индустриализация в молочном животноводстве. - М.: Колос,
1975.-С. 178-252.
4. Кузьмин А.Е. Гидравлический расчет молокопроводной линии доильных установок: Методические рекомендации.
- Иркутск, 1987. - 49 с.
5. Чисхолм Д.Теоретическое обоснование эмпирической зависимости Лонкарта-Мартинелли для расчета сопротивления в двухфазном потоке. Достижения в области теплообмена: Сб. ст.: Пер. с англ. - М.: Мир, 1970.-С. 128-146.
А.Н. Матвеев
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВОДОКОЛЬЦЕВЫХ ВАКУУМНЫХ НАСОСОВ
Исследования рабочего процесса вакуум-насоса двойного действия [1] позволили определить зависимости подачи насоса от конструктивно - кинематических параметров: эксцентриситета корпуса, выходного угла лопаток колеса, их количества, а также углов расположения окон всасывания и нагнетания.
Учитывая свойство вязкости жидкости, установили рациональные значения критерия Рейнольдса. Увеличение числа Рейнольдса ведет к повышению подачи
насоса, которая достигает максимума при К= 1850, но также к появлению кавитационного эффекта, шума и вибрации, перегреву рабочей жидкости и корпуса насоса.
Одним из способов предотвращения возникновения кавитации является повышение общего уровня давления внутри наиболее опасной области потока.
Повышение давления можно обеспечить увеличением подачи рабочей жидкости на входе насоса, а также в местах