Научная статья на тему 'МОЛОДЁЖЬ И КАРЬЕРА: ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРНОЙ ТРАЕКТОРИИ МОЛОДЁЖЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ'

МОЛОДЁЖЬ И КАРЬЕРА: ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРНОЙ ТРАЕКТОРИИ МОЛОДЁЖЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / карьера / трудоустройство / молодежная политика / youth / career / employment / youth policy

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кабанова А. А.

В статье рассматривается проблема занятости молодежи. Основным методом исследования стал социологический опрос. Было опрошено 9297 респондентов — студентов высших учебных заведений в возрасте от 18 до 35 лет, средний возраст респондентов составил 20 лет. По результатам опроса, одними из основных возможностей для молодежи являются получение качественного образования, получение престижной высокооплачиваемой работы и возможность путешествовать по России. По результатам опроса, основными страхами молодежи являются оказаться в ситуации нехватки материальных средств для существования и испытывать проблемы с трудоустройством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH AND CAREER: FEATURES OF BUILDING A CAREER TRAJECTORY BY YOUTH IN MODERN REALITIES

The paper examines the problem of youth employment. The main research method used was a sociological survey. 9,297 respondents were interviewed—students of higher education institutions aged 18 to 35; the median age of respondents was 20. According to the survey results, some of the main opportunities for young people are obtaining a quality education, obtaining a prestigious, highly paid job, and the opportunity to travel around Russia. According to the survey results, the main fears of young people are finding themselves in a situation of lack of material resources for existence and experiencing problems with employment.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЁЖЬ И КАРЬЕРА: ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРНОЙ ТРАЕКТОРИИ МОЛОДЁЖЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №12 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/109

УДК 37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/109/61

МОЛОДЁЖЬ И КАРЬЕРА: ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ

КАРЬЕРНОЙ ТРАЕКТОРИИ МОЛОДЁЖЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

©Кабанова А. А., ORCID: 0000-0002-0385-3696,Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия,[email protected]

YOUTH AND CAREER: FEATURES OF BUILDING A CAREER TRAJECTORY BY YOUTH IN MODERN REALITIES

©Kabanova A., ORCID: 0000-0002-0385-3696, Russian State Social University, Moscow, Russia, [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается проблема занятости молодежи. Основным методом исследования стал социологический опрос. Было опрошено 9297 респондентов — студентов высших учебных заведений в возрасте от 18 до 35 лет, средний возраст респондентов составил 20 лет. По результатам опроса, одними из основных возможностей для молодежи являются получение качественного образования, получение престижной высокооплачиваемой работы и возможность путешествовать по России. По результатам опроса, основными страхами молодежи являются оказаться в ситуации нехватки материальных средств для существования и испытывать проблемы с трудоустройством.

Abstract. The paper examines the problem of youth employment. The main research method used was a sociological survey. 9,297 respondents were interviewed—students of higher education institutions aged 18 to 35; the median age of respondents was 20. According to the survey results, some of the main opportunities for young people are obtaining a quality education, obtaining a prestigious, highly paid job, and the opportunity to travel around Russia. According to the survey results, the main fears of young people are finding themselves in a situation of lack of material resources for existence and experiencing problems with employment.

Ключевые слова: молодежь, карьера, трудоустройство, молодежная политика.

Keywords: youth, career, employment, youth policy.

Одной из самых значимых тем для современной молодёжи являются вопросы сферы карьеры. После выпука из образовательных организаций, а зачастую и во время обучения, студенты начинают строить свою карьерную траекторию. На пути к построению своей карьеры современная молодёжь часто сталкивается с рядом трудностей: многие компании ищут в штат молодого сотрудника, но с опытом работы и большим трудовым стажем, далеко не каждый работодатель предлагает условия, которые интересны для соискателя, частые отказы от рекрутеров, непонимание, в каком направлении строить карьерную траекторию и много других вопросов возникает при поиске работы. У современной молодежи прослеживается тенденция к выходу из сферы найма - они ищут себя во фрилансе, часто пытаются строить свое дело или же не имеют постоянного места работы, а заняты в рамках проектов. Также молодёжь не всегда готова идти на условия, которые предлагает работодатель: часто только что выпитившиеся студенты в резюме, при отсуствии опыта работы, указывают высокие ожидания от заработной платы и от условий на рабочем месте.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №12 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/109

Это может объясняться психическими особенностями молодежи: желание получать всё и сразу и желание находиться в лучших условиях в силу того, что у молодёжи высокий уровень самоценности. На данный момент в России реализуется большое количество програм и проектов, которые направлены на оказание содействия молодёжи в построении карьерной траектории. Благодаря им студенты ещё на этапе обучения могут погружаться в сферу карьеры, анализировать рынок труда, набираться необходимому опыту и навыкам, которые помогут им при трудоустройстве при этом не обязательно совмещать работу и учебу.

В 2023 году Экспертным центром Всероссийского студенческого проекта «Твой Ход» был проведен опрос среди молодёжи России под названием «Живу и учусь в России», в котором приняло участие 9 297 респондентов - учащиеся образовательных организаций высшего образования в возрасте от 18 до 35 лет, медианный возраст респондентов - 20 лет. Согласно результатам опроса одними из главных возможностей для молодёжи являются: Получение качественного образования; Получение престижной высокооплачиваемой работы; Возможность путешествовать по России.

Высокооплачиваемая работа находится в приоритете у современной молодежи, а также потребность в большем количестве путешествий может прямо влиять на желание молодёжи отдавать предпочтение более гибкому графику работы или работе в удаленном формате. Но важно обратить внимание на то, что студенты главной возможностью для себя отмечают получение качественного образования. В связи с чем молодежь так высоко ценит качественное образование, хотя, ориентируясь на статистику, около 60% выпускников образовательных организаций высшего образования России не работают по своим специальностям? [1].

При этом только 46% опрошенных характеризуют Россию как страну с высоким уровнем качества образовательных услуг и развитой системой поддержки талантливых студентов. Вероятно, под «качественным образованием» современная молодёжь понимает приобретение во время образовательного процесса исключительно только тех навыков и компетенций, которые реально пригодятся выпускнику на работе и смогут характеризовать его как высококлассного специалиста.

Согласно тем же результатам опроса, главными страхами молодёжи являются: Оказаться в ситуации нехватки материальных средств на существвание; Ощутить на себе проблемы с трудоутройством на работу; Страх за свою жизнь и за жизнь своих близких из-за роста преступности.

Достаточный запас материальных средств и достойное рабочее место - одни из главных ориентиров современной молодёжи. В эпоху цифровизации и широко развитого интернет-пространства достаточно просто воздействовать на сознание молодёжи. Большая часть молодежи активно пользуются социальными сетями и часто наблюдает за страницами популярных блоггеров, которые транслируют только красивую составляющую их жизни: «успешный успех», поездки заграницу, дорогие машины и квартиры - и это все за работу в 2 часа в день и прохождение разного рода психологических тренингов. Данный успех блоггеры активно транслируют в открытом пространстве, чем привлекают внимание молодёжи, которая старается ориентироваться на их успех [2].

45% опрошенных считают, что значимость высшего образования преувеличена, что в наше время можно построить карьеру и устроить свою жизнь и без помощи высшего образования. Данный показатель - результат трансляции в информационном пространстве успешных кейсов людей без образования, которые смогли заработать большое состояние. В большинстве российских коммерческих компаниях и во всех государственных учреждениях без высшего образования невозможно трудоустроиться даже на позицию менеджера, а если

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №12 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/109

работник захочет идти по карьерной лестнице выше, то ему понадобится получить ещё одно образование.

На данный момент схема поиска работы выпускника российской образовательной организации высшего образования выглядит так:

- После выпуска соискатель составляет резюме, в котором нет опыта работы, но будут указаны высокие ожидания от работы (заработная плата, условия труда);

- Соискатель после выпуска будет стараться направить резюме в крупные компании, которые находятся на слуху;

- Соискатель будет ждать отклика, но так и не сможет дождаться, отчего студент будет вынужден искать работу не по профилю с гораздо низкими условиями, чем он указывал.

Что же может сделать выпускник или студент, который ещё находится в процессе обучения, чтобы не оказаться в теневой зоне для рекрутеров и успеть наработать к концу обучения хотя бы минимальный опыт работы?

Участие в программах стажировок. В современных реалиях кадрового голода отечественные компании вынуждены уделять особое внимание поиску молодых кадров для привлечения внимания к компаниям со стороны молодежи. С этой целью создается большое количество программ, в том числе и программы стажировок. Стажировка в компании - это возможность приобрести реальный опыт, а также начать карьерный путь по желаемому направлению работы. У стажировок есть ряд преимуществ перед иными формами начала карьеры:

- Возможность совмещать стажировку с обучением за счет гибкого графика;

- Понятные временные рамки: стажировка имеет четкие сроки, о которых оговаривается перед началом стажировки. То есть студент может сразу понимать, какое количество времени он будет занят в должности стажера;

- Отсутствие высоких требований к кандидату на стажировку. Как правило, ключевым требованием к потенциальному стажеру является соответствие направляния его подготовки направлениям деятельности компании (либо направлению вакансии, на которую идет набор стажеров). Для подтверждения также может быть проведено вступительное испытание, подтверждающее наличие базовых знаний в соответствующей области.

Получение реальных навыков и решение реальных кейсов. В рамках стажировки решаются реальные задачи, что позволяет стажеру погрузиться в сферу деятельности компании, во внутренние процессы и получить навыки для выполнения задач (https://lyl.su/9ZiS). Помимо преимуществ, программа стажировок также имеет и минусы в виде небольшой оплаты труда (а в некоторых случаях её отсутствия), а также несоответствия ожиданий от уровня выполняемых на стажировке задач. Зачастую стажерам не сразу дают интересные и полноценные задачи, в начале пути преобладают текущие задачи отделов. Однако стажировка в компании является одним из оптимальных способов для молодежи для старта карьеры.

Участие в молодежных программах по трудоустройству. В повестку современной государственной молодежной политики входит вопрос содействия молодежи в построении карьерной траектории и в трудоустройстве. Для молодежи реализуется большое количество программ и возможностей, которые позвляют не только развить свои навыки и получить новые, но и прежде всего найти реальный выход на желаемые компании для трудоустройства, получить необходимые знания, которые могут помочь при трудоустройстве на работу. Так, например, существует трек Росмолодёжь.Карьера, реализуемый Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр содействия молодым специалистам», которое является подведомственным учреждением Федерального агентства по делам

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №12 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/109

молодёжи (Росмолодёжь). Основная задача трека - оказание содействия молодым людям в части определения со специализацией, приобретение необходимых для работы навыков и освоение компетенций, а также помощь в поиске работы. Треком Росмолодёжь.Карьера реализуются следующие проекты для молодёжи: Международный инженерный чемпионат "CASE-IN"; Форум сообществ молодых специалистов «Форсаж»; Встречи с экспертами «ПРОкарьеру»; Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего»; Всероссийский форум рабочей молодежи. Благодаря реализации данных проектов представители молодежи могут принимать участие в дисскусиях с представителями HR крупных российских компаний на тему трудоустройства и поиска работы, также попробовать свои силы в разных направлениях деятельности, а также быть замеченным крупными компаниями при участии в разного рода мероприятиях и быть приглашенными на стажировку или даже на вакантное место (https://lyl.su/btbP).

Членство в некоммерческих добровольческих организациях. Некоммерческие организации - это организации, основная цель которых - ведение общественно-полезной деятельности. В России существует большое количество некоммерческих организаций разного направления деятелности, каждая из которых стремится помогать в решении социальных задач. Как членство в общественных организациях может содействовать построению карьерной траектории? Во-первых, существует большое количество тематических направлений общественных организаций: медицина, юриспруденция, безопасность, социальная помощь и т.д. при вступлении в общественные организации, как правило, перед непосредственным ведением добровольческой деятельности, присоединившиеся участники проходят обучение, после которого уже могут быть допущены к работам. Так, например, во Всероссийской общественной молодежной организации «Всероссийский студенческий корпус спасателей» каждый доброволец проходит программу подготовки «Доброволец в чрезвычайных ситуациях» и программу «Волонтер безопасности», в рамках программ слушатели проходят основы безопасного поведения, первой помощи, инженерной, альпинсткой и пожарной подготовки. То есть студент уже получил достаточное количество знаний и, по факту, новую квалификацию. После, обученные добровольцы допускаются к спасательнымм работам, к волонтерству на мероприятиях разного уровня - на данном этапе студент уже получает практические навыки (https://vsks.ru/).

Добровольческая деятельность формирует внутри человека определенные soft и hard skills, которые могут быть полезны при трудоустройстве на работу и могут быть расценены рекрутерами как одно из оснований принять такого соискателя на работу. Также, общественные организации в большинстве случаев имеют четкую иерархию внутри, которая начинается от рядового волонтера и заканчивается руководителем организации. Как правило, общественные организации часто практикуют трудоустройство наиболее активных добровольцев, которые с течением времени продвигаются по кадровой структуре, имея возможность получать предложения на более высокие позиции. Такой карьерный путь «с низов» позволяет наиболее точноувидеть работу на каждом уровне и также задержаться в данной организации продолжительное время. То есть членство в общественных организациях позволяет молодежи получить новые для себя знания, квалификацию, опыт, который может быть применен в работе, а также, при должном усердии, построен карьерный путь в организации.

Основными особенностями построения карьерной траектории молодёжью в современных реалиях является реализация большого количества программ, направленных на всяческое содейтвие студентам в сфере карьеры. Также при реализации программ

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №12 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/109

учитываются особенности и потребности современной молодежи и разрабатываются стратегии, которые являются наиболее эффективными и востребованными для них.

Список литературы:

1. Поплавская А. А. Будущая работа глазами студентов российских вузов: дифференциация образа работы в межрегиональной перспективе // Мир России. Социология. Этнология. 2023. Т. 32. №1. С. 61-86. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-1-61-86

2. Кондратьева И. Г. Ценностные ориентиры современной молодежи и тенденции их изменения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №11 (127). С. 260-264.

References:

1. Poplavskaya, A. A. (2023). Budushchaya rabota glazami studentov rossiiskikh vuzov: diffferentsiatsiya obraza raboty v mezhregional'noi perspektive. Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya, 32(1), 61-86. (in Russian). https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-1-61-86

2. Kondrat'eva, I. G. (2013). Tsennostnye orientiry sovremennoi molodezhi i tendentsii ikh izmeneniya. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, (11 (127)), 260-264. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 02.11.2024 г. 12.11.2024 г.

Ссылка для цитирования:

Кабанова А. А. Молодёжь и карьера: особенности построения карьерной траектории молодёжью в современных реалиях // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №12. С. 460464. https://doi.org/10.33619/2414-2948/109/61

Cite as (APA):

Kabanova, A. (2024). Youth and Career: Features of Building a Career Trajectory by Youth in Modern Realities. Bulletin of Science and Practice, 10(12), 460-464. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/109/61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.