Научная статья на тему 'Молодые кадры для инновационной России'

Молодые кадры для инновационной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
454
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION ACTIVITY / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Радыгина Светлана Владимировна

Рассматривается проблематика привлечения молодежи в науку и инновационную деятельность. Приводится обзор действующих механизмов поддержки молодых научных кадров на федеральном уровне и в регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Радыгина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young stuff for Russian innovations

The problematics of attraction of youth in a science and innovative activity is considered. The review of operating mechanisms of support of young scientific shots at federal level and in regions of Russia is resulted.

Текст научной работы на тему «Молодые кадры для инновационной России»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 336.13 С.В. Радыгина

МОЛОДЫЕ КАДРЫ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ

Рассматривается проблематика привлечения молодежи в науку и инновационную деятельность. Приводится обзор действующих механизмов поддержки молодых научных кадров на федеральном уровне и в регионах России.

Ключевые слова: инновационная деятельность, молодежная политика.

Устойчивый социально-экономический рост России зависит от уровня развития и динамизма инновационной сферы. Особая роль в этом принадлежит молодым ученым, чьими отличительными особенностями являются способность легко преодолевать стереотипы, открытость, свободное владение современными компьютерными технологиями, творческий характер мышления и повышенный интерес ко всему новому. Актуальность вопроса привлечения к научной деятельности молодежи обусловлена необходимостью сохранения потенциала фундаментальной науки и проведения последовательной инновационной политики.

За последние пятнадцать лет развитие сферы исследований и разработок Российской Федерации характеризовалось рядом противоречивых тенденций, непосредственно вызванных последствиями перехода к рыночным отношениям в экономике и определенным изменением роли и значения науки в жизни общества. В первую очередь следует отметить снижение как внутренних затрат на НИОКР, так и объемов бюджетных ассигнований на проведение исследований и разработок.

Наблюдается резкое падение престижа профессии ученого. В России, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), профессия ученого является престижной в оценках только 1% жителей страны. В то же время в США по результатам исследований в 2007 г. профессия ученого была престижной: 51% населения назвали эту профессию в высшей степени престижной, 25% - весьма престижной и 20% - престижной.

Одновременно со снижением финансирования отрасли научных исследований и резким падением в России престижности профессии ученого появились возможности выезда за рубеж, в результате чего произошел существенный отток научных кадров за пределы страны.

В научных организациях образовался кадровый дисбаланс, выраженный в общем старении научных работников, уменьшении притока молодежи. В настоящее время доля ученых наиболее продуктивного возраста быстро уменьшается. Причем увеличение среднего возраста научных кадров отмечается как в научных организациях, так и в вузовском секторе науки. Сегодня средний возраст исследователей составляет 49 лет, кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 61 год [1]. В то же время люди в возрасте от 14 до 30 лет составляют почти 27% населения России, что составляет около 38 млн. чел. [2].

Еще одной существенной причиной эмиграции является невостребованность изобретений и научных разработок. В науке не хватает менеджеров, то есть людей, способных коммерциализировать научные разработки и продвигать их для реализации в реальную экономику. Молодые ученые работают в вузах и что-то изобретают, но не находят потребности в своих изобретениях. Хотя в действительности потребность существует, однако предприятия либо не готовы платить, либо не знают об этих открытиях. Назрела острая необходимость в обучении инновационных менеджеров и создании специальных организаций, которые бы продвигали научные идеи в ту или иную отрасль экономики, как это делается во всем мире.

Существующие механизмы государственной поддержки оказывают низкое стимулирующее воздействие на молодежь, а конкурсы и стипендии ограничены по времени. Поэтому большинство молодых ученых считает, что еще не созданы реальные стимулы, необходимые для того, чтобы связать свое будущее с наукой. Социологический опрос, проведенный сотрудниками Российской академии наук, показал, что 21,6% молодых ученых думают о смене профессии и уходе из науки [3]. Основной причиной опрошенные назвали низкий уровень оплаты труда.

Так, по данным на конец 2008 г. средний уровень доходов молодых ученых в России составлял от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (44,8 % опрошенных); у 25% опрошенных средний уровень месячной зара-

ботной платы составлял от 10 тыс. до 15 тыс. руб., у 20,8 % - менее 5 тыс. руб. в месяц и, наконец, у 9,4% - более 15 тыс. рублей в месяц [3].

По результатам проведенного в различных регионах России исследования, был составлен рейтинг факторов, препятствующих вовлечению молодых кадров в научную деятельность [3]:

1) низкий уровень доходов;

2) необеспеченность жильем или необходимость улучшения жилищных условий;

3) низкий престиж профессии ученого, преподавателя;

4) невозможность поездок на интересующие выставки и конференции. Недостаточное финансирование проведения конференций и иных научных мероприятий;

5) необходимость поиска дополнительной работы (большая нагрузка, недостаток времени);

6) низкий уровень технического оснащения (отсутствие необходимого научного оборудования и необходимой литературы);

7) недостаток знаний и практического опыта. Нежелание старших научных сотрудников делиться опытом;

8) низкий уровень внимания к деятельности молодых ученых со стороны руководства научного института, вуза.

В целях повышения уровня доходов молодых ученых следует для них и для всех иных возрастных категорий ученых повысить размер оплаты труда за единицу трудоемкости, приблизив ее к уровню оплаты труда в развитых странах; установить размер минимальной квоты участия молодых ученых в проектах, реализуемых научным институтом, вузом.

Решение жилищных проблем молодых ученых возможно за счет реализации механизма выдачи ипотечных кредитов под гарантии предприятия-работодателя или за счет выделения квот на предоставление жилья молодым ученым за счет регионального и федерального бюджета.

Для повышения престижа профессии ученого целесообразно реализовывать мероприятия по популяризации современных достижений науки и техники, а также пропаганды науки в целом, путем создания научно-популярных викторин, конкурсов; проведения летних смен для одаренных студентов в целях обеспечения консолидации общих идей и повышения их заинтересованности в научной деятельности.

Комплекс мероприятий по подготовке и закреплению молодых кадров для научной деятельности интегрирован в федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (далее - Программа).

Целью данной Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.

Система мероприятий Программы сочетает адресное финансирование научных исследований в научно-образовательных центрах России (около 450 проектов в год с объемом финансирования до 5 млн. руб. каждый), исследований под руководством ведущих российских ученых - кандидатов и докторов наук (около 1000 проектов в год с объемом финансирования до 2 млн. руб. каждый), исследований, проводимых молодыми учеными и целевыми аспирантами (около 800 проектов с объемом финансирования до 1 млн. руб. каждый), в том числе под руководством приглашенных из-за рубежа известных российских ученых, и целевое финансирование инфраструктурных проектов - стажировки молодых ученых, организации всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ, олимпиад и конкурсов, поддержки программ развития домов (центров, секций, кружков) детского (юношеского) научно-технического творчества молодежи, клубов юных техников, студенческих конструкторских бюро [1].

Важнейшей инфраструктурной частью Программы является оснащение вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров, современным специальным научнотехнологическим оборудованием, используемым как для научных исследований, так и в образовательном процессе, а также строительство общежитий для студентов и молодых ученых, в том числе в целях обеспечения мобильности кадров. Вузы, получившие поддержку, определены в конкурсе программы развития ведущих инновационных вузов в рамках приоритетного национального проекта образования. Последнее мероприятие также предусматривает поддержку процесса создания федеральных университетов.

Общий объем финансового обеспечения Программы составляет 90,454 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 80,39 млрд. руб. [1].

Кроме того, ежегодно лучшим 60 молодым докторам и 400 кандидатам наук присуждаются гранты президента РФ. В 2009 г. размер грантов был увеличен до 1 млн. руб. для доктора и 600 тыс. руб. для кандидата наук. Организаторы конкурса грантов Президента РФ отмечают положительную тенденцию повышения участия молодых ученых в научной деятельности и в уменьшении среднего возраста научных кадров. Если несколько лет назад конкурса молодых (до 40 лет) докторов наук практически не было (конкурс не превышал 1,5 заявки на грант), то ныне он достигает 5-6 заявок, а средний возраст победителей отодвинулся от 40 лет к 33 годам [4].

По статистике Роснауки, в 2008 г. для участия в конкурсе грантов Президента РФ для молодых ученых из Республики Татарстан подали заявки 12 соискателей, из Республики Башкортостан - 2, из Республики Марий Эл - 2, из Удмуртской Республики - 1 заявитель [5].

В регионах России местные органы власти также пытаются решить проблему «старения» научных кадров, проводя региональные конкурсы, выставки, гранты, а также создавая льготы и преференции за счет регионального или местного бюджета.

В Республике Татарстан для поддержки молодых ученых реализуются следующие мероприятия:

- конкурс молодежных научных грантов и республиканских научных премий Республики Татарстан для молодых ученых республики (ежегодно вручается 12 молодежных премий и 20 грантов, средний размер которых составляет 100 тыс.руб.);

- программа переподготовки и стажировки научных кадров «Алгарыш», осуществляемая Правительством Республики Татарстан;

- конкурсы инновационных проектов, проводимых Ивестиционно-венчурным фондом Республики Татарстан, технопарком «Идея» и Фондом содействия малых форм предприятий в научнотехнической сфере («50 лучших инновационных идей», «Идея-1000», «Старт-1», «Старт-2», «УМНИК.»);

- учреждены специальные государственные стипендии Президента Республики Татарстан.

В Республике Татарстан помимо государственной поддержки со стороны региональных органов государственной власти активную позицию занимают вузы республики, учреждая гранты по поддержке исследований молодых ученых. Наиболее развитая и финансово наполненная программа такой поддержки реализуется в Казанском государственном университете.

В Республике Башкортостан учрежден грант Правительства Республики Башкортостан для молодых ученых и молодежных коллективов. По этому гранту ежегодно республика финансирует 30 научных исследований (15 в вузах и 15 в научных институтах). Создан и активно действует Совет молодых ученых Республики Башкортостан, осуществляющий информационную и методическую поддержку молодым ученым республики. В частности, в Башкортостане проводятся образовательные программы для начинающих исследователей, среди которых особой популярностью пользуются семинары по грантостроительству в научной сфере.

В Республике Марий Эл основную поддержку молодым ученым оказывают вузы республики. Проводятся конкурсы грантов университетов для молодых ученых и студентов, ежегодные научные конференции научной молодежи, оказывается финансовая поддержка при подготовке к защите диссертации, а за саму защиту начисляется премия соискателю и научному руководителю. В республике молодежь активно продвигается на руководящие должности: есть положительные примеры заведующих кафедрами, деканов, руководителей отделов и управлений вузов, имеющих возраст моложе 40 лет.

В качестве поддержки молодых ученых в Республике Марий Эл выделяются средства на оплату статей в рецензируемых журналах ВАК, защит диссертаций, командировок для сбора материалов диссертационных исследований и работы в ведущих библиотеках Российской Федерации, издание монографий, авторефератов. Также в учебных заведениях действует программа поддержки молодых ученых, одним из элементов которой является внутренний конкурс грантов для молодых кандидатов наук в возрасте до 35 лет. Для молодых перспективных докторантов, заканчивающих работу над докторскими диссертациями, предусматривается финансирование их исследований.

В Удмуртской Республике заложены основы государственной поддержки молодых ученых: ежегодно Министерством экономики УР проводится конкурс «10 лучших инновационных идей студентов», по которому победителям выделяется грантовая поддержка на реализацию их идеи в размере 15 тыс. руб.; организуются семинары и выставки, посвященные вопросам оформления инноваци-

____________31

2010. Вып. 2

онных проектов, их презентации потенциальным инвесторам, патентной защите интеллектуальной собственности.

Вузы Удмуртской Республики стремятся активизировать деятельность молодых ученых. Ежегодно Удмуртский государственный университет и Ижевский государственный технический университет организуют конкурсный отбор инновационных проектов для представления их на конкурс Фонда содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере «У.М.Н.И.К.». В Ижевском государственном техническом университете создан бизнес-инкубатор для реализации идей молодых ученых и студентов вуза. Реализуется грантовая поддержка научно-исследовательским проектам ученых вузов и поощряется участие в реализации грантов молодых исследователей.

В то же время существующих мер поддержки молодых ученых на территории Удмуртской Республики явно недостаточно. Выход из сложившейся ситуации один - создавать достойные условия для труда научных сотрудников. Причем для обеспечения притока молодых кадров в научную сферу недостаточно только хорошей зарплаты, необходимо восстановить престиж профессии ученого в обществе, добиться того, чтобы отечественный бизнес стал восприимчив к новейшим разработкам и тем самым труд ученого был бы востребован. Необходимо создать современную приборную и материально-техническую базу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О мерах, направленных на подготовку научных и научно-педагогических кадров инновационной России: материалы к докладу министра А. Фурсенко на Президиуме Правительства РФ 23 июня 2008 г.

2. Молодым везде у нас дорога // Власть: дела и лица. 2009. №9.

3. Результаты опроса молодых научных кадров, проведенного Российской Академией наук. URL: www.ras.ru.

4. Охапкин И. Материалы круглого стола с победителями грантов Президента РФ 2009 года // URL: www.strf.ru.

5. Официальный сайт Федерального агентства по науке и инновациям. URL: www.fasi.gov.ru.

Поступила в редакцию 18.02.10

S. V. Radygina, candidate of economics, associate professor Young stuff for Russian innovations

The problematics of attraction of youth in a science and innovative activity is considered. The review of operating mechanisms of support of young scientific shots at federal level and in regions of Russia is resulted.

Keywords: innovation activity, youth policy.

Радыгина Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия,г. Ижевск, ул.Университетская, 1 (корп.4)

E-mail:rsv prepod@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.