П.А. Кюнг
Молодые архивисты СССР -строители коммунизма. Комсомольская ячейка Центрархива в 1920-1930-е гг.
Статья посвящена работе комсомольской ячейки Центрального архивного управления в 1920-1930-е гг. Исследуется роль ячейки в идеологическом, бытовом и профессиональном воспитании молодых архивистов. Прослеживаются связи ячейки с пионерской организацией. Также в научный оборот вводится комплекс архивных документов комсомольской ячейки, сохранившихся в фонде Главного архивного управления.
Ключевые слова: комсомол, пионерия, архивы, Центральное архивное управление.
В данной статье рассматриваются малоизвестные страницы истории архивного дела в СССР, не отраженные до настоящего момента в отечественной историографии, - деятельность комсомольской ячейки Центрального архивного управления.
Документы комсомольской ячейки за исследуемый период сохранились в фонде Р5325 Главного архивного управления при Совете министров СССР. В основном это:
- протоколы и выписки из протоколов заседаний собраний комсомольцев, бюро ячейки ВКП(б) при Центрархиве, различных комиссий;
- материалы по подготовке заседаний (списки приглашенных, справки, тексты выступлений и т. д.);
- списки членов и кандидатов в члены РЛКСМ ячейки при Центр-архиве;
- анкеты комсомольцев;
- ведомости об уплате членских взносов комсомольцев ячейки;
- материалы о работе пионерского лагеря 62 отряда при Центрархиве РСФСР Хамовнического района г. Москвы.
© Кюнг П.А., 2017
Несмотря на явную неполноту материалов (протоколов, судя по номерам, сохранилось меньше половины), данные документы представляют значительный интерес для изучения вопросов социальной и служебной деятельности молодежи в период 19201930 гг., их идеологического, профессионального и бытового воспитания. Документы дают возможность на микроуровне увидеть практику работы комсомольских ячеек в период формирования комсомольской организации. Особый интерес представляют личные карточки1 и результаты анкетного обследования быта ком-сомольцев2. Они дают возможность посмотреть непосредственно социальный состав комсомольской ячейки, условия жизни людей, детали их повседневного поведения.
Необходимо отметить, что современные исследователи молодежной политики первых лет существования СССР выделяют следующие объекты контроля в области идеологии:
- контроль над формированием идейно-политических установок молодых людей;
- контроль над общественными объединениями;
- тщательное наблюдение за формированием опыта политической деятельности молодежи.
Особая роль политического контроля среди молодежи обусловлена тем, что молодое поколение - неотъемлемая часть общества, значительная по численности, потенциальным возможностям, роли и месту во всех сферах человеческой деятельности, что молодежи в силу ее психовозрастных особенностей наиболее присущи доверчивость, романтизм, политический инфан-тилизм3.
Таким образом, комсомол становился кадровым резервом партии, связанным с ней идеологически, структурно и финансово. Для понимания этого процесса необходимо учитывать специфику внутриполитической, социальной и экономической жизни этого периода. Заканчивалась Гражданская война, страна находилась на грани экономического коллапса, городское хозяйство лежало в руинах. Государство оказалось перед необходимостью социализации огромных масс физически активного населения, прежде всего молодежи, не имеющей, как правило, образования, профессии и т. д.
По мнению специалистов, комсомол можно рассматривать как один из важнейших институтов политической социализации4. В начале 1920-х годов это был и инструмент воспитания бытового, начиная от поведения и заканчивая гигиеной. Помимо всего прочего, молодежь необходимо было просто-напросто «увести с улицы», сузив базу возможных социальных протестов5.
Это очень хорошо видно на примере комсомольцев Центрархива. Ячейка РЛКСМ при Центрархиве была образована в 1924 г. Основными направлениями работы были обозначены:
- ведение стенгазеты;
- организация связи с деревенскими комсомольцами;
- переписка с флотом;
- создание библиотеки;
- проведение экскурсий;
- организация клуба;
- работа с юными пионерами6.
Данные установки напрямую исходили из партийных директив.
Задачи, которые реально ставились перед ячейкой, можно разделить на три категории:
- политические;
- профессиональные;
- общекультурные (бытовые).
Если первая категория присутствует неизменно на всем временном отрезке исследования, то остальные две нет. По степени их значимости можно выделить два этапа в рассматриваемом периоде - 1920-е и 1930-е годы.
На первом этапе, безусловно, преобладал бытовой аспект. Так, на заседаниях ячейки комсомола в 1920-е годы регулярно обсуждались такие вопросы, как походы комсомольцев в кино, театр, организация чтения, организация быта7.
Обращалось внимание на нравственное поведение комсомольцев. Изучая документы, нередко встречаешь разбирательства, связанные с пьянством и половой распущенностью. Необходимо заметить, что данные пороки рассматривались как временные, а их исправление принимало гротескные формы. Так, в отчете ячейки о культурно-массовой работе среди прочих пунктов находим и такие: сколько проведено экскурсий, что это были за экскурсии, кто участвовал, почему не участвовал, что делали те, кто не участвовал, присутствовали вопросы - есть ли пьянство и хулиганство в ячейке, систематическое или после получки, повысились или понизились пьянство и хулиганство среди молодежи за период времени8. Или, к примеру, на одном из заседаний было вынесено официальное порицание двум членам ячейки за курение после постановления бюро ячейки9. Работа ячейки комсомола, собственно, и состояла в искоренении подобных пороков и исправлении оступившихся.
Очень важной проблемой считалось повышение культурного уровня комсомольцев. В июне 1926 г. на заседании Агитпропко-миссии ее членами ставится вопрос - почему комсомольцы мало
читают, говорится о необходимости проведения подписки на комсомольские издания10. Было проведено даже отдельное обследование того, как молодежь проводит свободное время. В результате бесед (были выбраны отдельные комсомольцы из актива, рядовых и один беспартийный) сделаны следующие выводы:
- молодежь имеет достаточно свободного времени, его объем зависит от общественной нагрузки, учебы и т. д.;
- свободное время используется нерационально. Как правило, это связано с материальными затруднениями, семейными проблемами;
- «политическую литературу и беллетристику читают, но без системы, а наскоками, благодаря чему систематическое пополнение обогащения своего умственного развития не преследуется»;
- кино и театры посещаются, но без системы, налетами. Комсомольцы низкооплачиваемых категорий не имеют достаточно средств для культурного досуга;
- уделяют мало внимания своему физическому воспитанию11.
Здесь необходимо уточнить, что, исследуя деятельность Центрального архивного управления, мы можем сделать вывод об общекультурном разрыве между молодежью и основным кадровым составом.
В конце 1920-х годов в Центрархиве числилось 63 молодых специалиста, 32 из них состояли в комсомоле. Их средний оклад составлял 67 рублей. 40% учились на рабочих факультетах и общеобразовательных. В основном они занимали должности машинисток, архивариусов и технических работников (уборщиков и т. д.)12. Поэтому на заседаниях ячейки регулярно ставился вопрос о посылке ребят на архивные курсы. Но на первом плане стояли не вопросы профессионального образования, а образования в целом. Например, в мае 1924 г. на общем собрании комсомольцев было решено «объявить войну приступом строго контролируя всех нечитающих и неработающих. Поставить доклад на тему и по вопросам принципиального характера, как например "Как читать книгу" и т. д.»13.
Обращалось внимание и на организацию труда. Так, на открытом заседании ячейки 31 октября 1924 г. постановлено вести решительную борьбу с прогулами, организовать работу на научных основах, добиться улучшения условий труда. Также на заседании было постановлено, что администрация должна ближе подходить к действительным условиям труда архивного учреждения, давая задания, считаясь с возможностями их выполнения.
При этом заседания комсомольской ячейки были наполнены революционным романтизмом. Например, 25 сентября 1924 г., прослушав доклад о международном положении, общее собрание решило вступить коллективно в общество «Руки прочь от Китая»14.
А 20 декабря 1924 г. общее собрание ячейки, заслушав доклад «О Троцкизме и Ленинизме», приняло резолюцию об осуждении тактических ошибок Троцкого «на протяжении его революционной деятельности»15.
Комсомол активно занимался и вопросами политического образования молодежи. На заседаниях Агитпропкомиссии ячейки регулярно рассматривались вопросы идеологической работы, подготовки пропагандистов. На повестку дня ставились и такие вопросы, как обязательное конспектирование прослушанного на занятиях политшкол и необходимость сдачи конспектов старосте группы для передачи в районный комитет комсомола.
Важной частью работы комсомольцев в 1920-е годы было курирование пионерских отрядов. К Центрархиву РСФСР был прикреплен 62-й пионерский отряд. В него входили, в том числе, и дети сотрудников Центрархива и архивохранилищ. Комсомольцы в данном случае выступали и в роли идеологических воспитателей, и в роли организаторов досуга, занимаясь также бытовыми вопросами. Так, в плане на октябрь-декабрь 1926 г. предполагалось:
- организовать кружок пионерских корреспондентов для стенгазеты, которую вывешивали в архивохранилище;
- организовать комиссию для переписки с пионерами деревни и заграничными детьми;
- провести борьбу с распущенностью и недисциплинированностью и за культурные и гигиенические навыки;
- организовать экскурсии в музей;
- рассказывать о революции с привлечением ее участников16.
В 1926 г. в связи с годовщиной ячейки и отряда пионеров было решено устроить совместный вечер, для чего комсомольцы сбрасывались по рублю на чай. Во время вечера предполагалось сделать доклады и посмотреть фильм17.
Была распространена практика организации соревнований. В документах сохранилось несколько договоров между отрядом пионеров и архивами.
Например, в договоре социалистического соревнования на 1930 г. между 1-м звеном 62-го отряда и Архивом революции и внешней политики фиксировалось, что: 1-е звено 62-го отряда обязуется:
- выполнить контрольные цифры звена на 100%;
- повысить свою трудовую дисциплину в школе;
- не пропускать и не опаздывать на звеньевые и отрядные сборы без уважительных причин;
- вступить на 100% в школьные ударные бригады;
- заключить договора соцсоревнования с родителями;
- активно участвовать во всех кампаниях, проводимых отрядом;
- участвовать на 100% в общественной работе;
- аккуратно вносить деньги на заем;
- не менее 1 раза в декаду посещать архив революции и внешней политики для проверки выполнения договора.
Архив революции и внешней политики обязуется:
- выполнить на 100% годовой профинплан;
- не прогуливать и не опаздывать на работу;
- обеспечить 100% взятых ударниками обязательств;
- выполнить 100% «вовлечения сотрудников» в общественную работу;
- собрать не менее 400 кг утильсырья;
- всех своих детей школьного возраста записать в пионерский отряд;
- оказывать реальную помощь отряду и звену в проводимых кампаниях;
- заключить договора соцсоревнования со своими детьми18.
Социалистическое соревнование могло проходить и в форме вызова. В архиве сохранился вызов, брошенный 4-м звеном 62-го отряда Архиву Красной армии. В нем ребята требовали от архивистов:
- ни одного прогула на работе;
- ни одного опоздания;
- уменьшить употребление канцелярских принадлежностей;
- добиться выполнения плана архивных работ на 120%;
- ни одного сотрудника без общественной работы;
- 100% посещения профсоюзных собраний;
- собрать не менее 5 кг утильсырья на каждого сотрудника;
- скорее и лучше наводить справки и привести в порядок архивный материал;
- улучшить отношение к пионеротряду;
- организовать соревнования сотрудников между собой;
- собрать детскую литературу для посылки в деревню.
В свою очередь отряд давал обязательства:
- посещать школу и отряд без опозданий;
- ни одного прогульного дня;
- ни одного второгодника;
- ни одного отстающего пионера в звене;
- каждому пионеру выполнить общественную работу;
- выполнить пункт по соцсоревнованию с ленинградской базой юных пионеров по утильсырью на 300%;
- увеличить звено на 35%;
- каждому пионеру выписывать «Пионерскую правду»;
- собрать среди пионеров звена детскую литературу для деревни;
- поднять дисциплину пионерзвена;
- бережно относиться к имуществу отряда, школы и красного уголка;
- подписаться звену на третий заем индустриализации;
- сделать отчет Первого мая.
На летучем собрании сотрудников Архива Красной армии вызов пионеров был принят, с уточнением, что план архивных работ архив обязуется выполнить не на 120, а на 100 процентов19.
В мае 1913 г. в связи с решением 9-го съезда ВЛКСМ о ликвидации пионерских отрядов при учреждениях был ликвидирован и 62-й отряд при ЦАУ20.
В конце эпохи нэпа комсомол становится важным инструментом проведения в жизнь политики партии21. На первый план в работе комсомольцев начинают выноситься профессиональные достижения при безусловном следовании линии партии. Так, в 1932 г. в рамках кампании по обмену комсомольских билетов районным комитетом комсомола запрашивались характеристики на всех комсомольцев. Основным положительным показателем являлась ударная работа на своем рабочем месте.
Комсомольцы стремились контролировать и рабочий процесс. В начале 1930 г. в рамках комсомола организуются так называемые «отряды легкой кавалерии». Они представляли собой группы комсомольцев, которые врывались в учреждения и устраивали в нем проверку. Так, в октябре 1931 г. был произведен «налет легкой кавалерии» ячейки на Архив Красной армии. В ходе «налета» были проверены: канцелярия, кабинет завархивом, библиотека, секретная часть. Проверялись: чистота, наличие оборудования, организация работы. В отчете о «налете» содержались, например, такие заключения:
Канцелярия: аптечка, находящаяся там, закрывается в 3 часа 36 минут, в то время как в архиве и в читальном зале работают до 7 часов. Отсутствие плакатов и портретов. Кабинет заведующего -за шкафом наложена бумага. Рабочие комнаты: стены пыльные, паутина. Дела лежат на столах, на верху шкафов дела лежат давно, они пыльные, бумага на столах рваная, грязная или отсутствует. Нет портретов вождей и агитационных плакатов. Регистратура -на сотрудниках грязные, рваные халаты, пыль, низкая температура, отсутствие плакатов и портретов.
И такого рода рейды проводились относительно регулярно22.
Ячейка комсомола следила и за профессиональным поведением своих членов. Мне, например, встречались документы о выговорах комсомольцам за выступления против норм выработки, предложенных администрацией23. Помимо этого на заседаниях стали часто разбираться и вопросы методики работы архивистов. На собрании 5 января 1931 г. один из участников указывал, что «приближение архивного дела к задачам народно-хозяйственного строительства заставляет комсомольскую ячейку внимательно отнестись, продумать и обсудить предложение одного рабочего о создании архива проектов; знакомясь с архивами учреждений, обнаруживаешь в них значительное количество всякого рода материалов экономического и технического характера. Эти материалы нужно использовать и это можно будет сделать только тогда, когда комсомольцы проявят инициативу в деле организации работы по тематической проработке архивов действующих учреждений». На этом же собрании было предложено срочно добиться направления из райкома 100 комсомольцев для оживления работы ЦАУ.
Поднимались и вопросы производственной учебы. Ячейка комсомольцев в ответ на «вредительства», в ответ на «процесс Промпартии» объявила себя ударной и поручила бюро ячейки организовать производственную учебу комсомольцев24. Были проведены переговоры с Кабинетом архивоведения и составлен план производственной учебы на 32 занятия (92 часа). Преподаватели готовы были читать дисциплины на общественных началах.
После начала коллективизации в документах можно встретить и политические разбирательства. Характерно рассмотрение дела некоего Милиевского, которого обвиняли в неправильном понимании развития социализма в СССР, в том, что он открыто пытался оспорить слова Сталина. В ходе заседания его назвали врагом. Его защитников, явно более возрастных архивистов, обвинили также25. Больше всего это походило на откровенную травлю. Из одного из выступлений:
Надо вызвать на бюро не только Милиевского, но и тех, кто его защищает, поддерживает и старается прикрыть оппортунизм малограмотностью. Тт. Гольберг и Лебединский все время кричат, они хотят сорвать собрание. Недовольными правильной политикой партии, бывали, но заканчивались неуспехом. Неуспехом кончится и эта
попытка26.
На заседаниях продолжали решаться и бытовые конфликты. 2 декабря 1931 г. на закрытом партийно-комсомольском собра-
нии разбирался вопрос о том, что председатель месткома Архива Красной Армии подал заявление парторгу и завархива о снятии его с должности, так как двое членов ячейки публично назвали его пьяницей и вором из-за того, что он в общежитии, зайдя в комнату, взял без спроса графин одного из них. В результате одному из обидчиков вынесен строгий выговор, другому запрещен прием в комсомол27.
Комсомол все активнее привлекался партийно-государственным аппаратом к осуществлению функций политического контроля. Отличительной чертой деятельности комсомола на данном направлении, по мнению историков, было отсутствие законной основы. Комсомольские организации опирались лишь на секретные инструкции и циркуляры, для властных органов она имела особое значение, так как комсомольцы в силу возрастных особенностей и убеждений были искренними, сообщали о реальных настроениях в обществе28.
В конце 1920-х годов комсомол все активнее включался непосредственно в работу государственных органов. Он становился активнейшим участником хлебозаготовительных кампаний, коллективизации и раскулачивания.
Определенным водоразделом в развитии комсомольской ячейки архивистов стали 1930-е гг. Их работа приобретает все более отчетливую политическую направленность. Вопросы быта, морального облика, бытового воспитания отходят на второй план. Вперед выдвигаются проблемы политической лояльности, ведется поиск врагов среди молодежи, проводятся инспекции работы архивов налетами «легкой кавалерии». Но одновременно уже явно более образованная молодежь интересуется и вопросами непосредственно работы архивов, выдвигая предложения, разбирая их на заседаниях.
Комсомольская ячейка Центрального архивного управления была образована в рамках развития комсомольского движения в Москве, ее члены не играли активной роли в работе архивного управления и архивов в силу возраста и низкого профессионализма. Основная работа была сосредоточена вокруг поднятия интеллектуального и общекультурного уровня ее членов. После начала 1930-х годов ее деятельность резко политизируется и формализуется.
П.А. Кюнг Примечания
1 ГА РФ. Ф. Р 5325. Д. 51.
2 ГА РФ. Ф. Р 5325. Д. 17, 27.
3 Лукин М.А. Советская молодежь как субъект и объект политического контроля: современная историография проблемы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 4 (10): В 3 ч. Ч. 1. С. 99-103.
4 Слезин А.А. Молодежь и власть: Из истории молодежного движения в Центральном Черноземье 1921-1929. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. С. 8.
5 Володина Н.А. Становление и развитие советской системы политического контроля в 1917-1953 гг. (на примере Среднего Поволжья): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2010. С. 43; ГА РФ. Ф. 5325. Оп. 19. Д. 29. Л. 23.
6 ГА РФ. Ф. 5325. Оп. 19. Д. 5. Л. 3.
7 Там же. Д. 45. Л. 4.
8 Там же. Д. 7.
9 Там же. Д. 5. Л. 5.
10 Там же. Д. 19. Л. 1.
11 Там же. Д. 52.
12 Там же. Д. 45. Л. 5.
13 Там же. Д. 5. Л. 6.
14 Там же. Л. 16.
15 Там же. Л. 27.
16 Там же. Д. 15. Л. 6.
17 Там же. Д. 18. Л. 1.
18 Там же. Д. 45. Л. 1.
19 Там же. Л. 26.
20 Там же. Д. 47. Л. 20-20об.
21 Слезин А.А. Указ. соч. С. 37.
22 ГА РФ. Ф. 5325. Оп. 19. Д. 5. Л. 37-41.
23 Там же. Л. 37-49.
24 Там же. Д. 47. Л. 2, 20-20об.
25 Там же. Д. 5. Л. 12-15.
26 Там же. Д. 47. Л. 14.
27 Там же. Д. 47. Л. 1.
28 Слезин А.А. Указ. соч. С. 58.