Научная статья на тему 'Молодому строительному университету (КГАСУ) - 75 лет'

Молодому строительному университету (КГАСУ) - 75 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодому строительному университету (КГАСУ) - 75 лет»

УЧЕБНАЯ, НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

В.Н. Куприянов

МОЛОДОМУ СТРОИТЕЛЬНОМУ УНИВЕРСИТЕТУ (КГАСУ) - 75 ЛЕТ

Один из старейших строительных вузов России -Казанская государственная архитектурно-строительная академия - в феврале 2005 г. получил статус университета, а в июне 2005 г. отметил свое 75-летие. В данной статье представлены исторический обзор становления вуза, его достижения и перспективы развития.

История высшего строительного образования в Казани берёт начало со 2 января 1919 года. Постановлением отдела вузов Наркомпроса РСФСР № 22 Казанский промышленный, экономический и художественный техникум был преобразован в Политехнический институт, который 9 января начал свою работу в составе 4-х факультетов: архитектурно-строительного, химического, механического, экономического с сельскохозяйственным уклоном. За период с января 1919 г. по 1 октября 1925 г. в Политехническом институте подготовлено 33 специалиста-строителя с высшим образованием.

8 августа 1924 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление о реорганизации Казанского политехнического института в И-индустриальный техникум повышенного типа. Реорганизация была обусловлена экономическими соображениями и, по существу, не повлекла за собой изменений в организационной структуре, учебных планах и специальностях учебного заведения. Индустриальный техникум повышенного типа имел четыре отделения: строительное, химическое, механическое и торгово-промышленное. Техникуму было дано право выпускать инженеров узкой специальности. С 1 января 1925 г. по май 1929 г. техникум выпустил 93 специалиста-строителя, из них - 65 инженеров по коммунальному строительству и 28 инженеров-гидротехников.

Вскоре вновь встал вопрос о реорганизации индустриального техникума во втуз и 18 июня 1929 года Совет Народных Комиссаров РСФСР постановил открыть в Казани политехнический институт с факультетами: инженерно-строительным, химическим и механическим.

Инженерно-строительный факультет имел два отделения - коммунального строительства и гидротехнический. Однако вновь созданный Политехнический институт проработал всего 1 год.

13 января 1930 г. ВЦИК и СНК СССР принимают постановление № 65 " О подготовке технических кадров для народного хозяйства Союза ССР". С этого постановления начинается коренная перестройка

системы высшего образования. Многопрофильные институты (как Казанский политехнический) были разукрупнены и реорганизованы в отдельные отраслевые учебные заведения.

Приказ по Наркомпросу № 255 от 13 мая 1930 года "О реорганизации существующей сети высших учебных заведений" (пункт Х) гласит: "Образовать строительный институт на базе строительного факультета Казанского политехнического института с передачей его в ведение Наркомвнудела".

Управление кадрами Наркомвнудела 23 мая 1930 года издает приказ № 3 о присвоении вновь организуемому втузу наименование: Казанский институт коммунального строительства (КИКС) в составе трех факультетов: гражданского строительства, дорожного строительства и санитарно-технического.

Постановлением ВЦИК и СНК СССР "О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов", принятым 23 июня 1930 года, был утвержден Казанский строительный институт с передачей его в Народный комиссариат коммунального хозяйства. В титульный список (реестр) высших учебных заведений страны новый институт был включен как "Казанский институт коммунального строительства".

В июне 1930 года начала работу приемная комиссия. 1 января 1931 года был открыт вечерний рабочий факультет, который приступил к работе 4 сентября этого же года. В это время в институте открывается заочное отделение, а с 1 апреля 1932 г. - вечернее отделение, на котором обучение студентов ведется без отрыва от производства.

25 марта 1932 года институт переименовывается в Казанский институт инженеров коммунального строительства (КИИКС), а 1 октября этого же года, в ознаменование 40-летия литературной деятельности А.М. Горького, институт получает наименование: Казанский институт инженеров коммунального строительства имени А.М. Горького.

Период с 1930 по 1941 гг. явился временем становления института. В связи с трудностями в обеспечении преподавательскими кадрами по дисциплинам строительного профиля руководство института взяло курс на подготовку собственных научно-педагогических кадров. С этой целью при институте в 1931 году была открыта аспирантура по специальностям: " инженерные конструкции", "строительная механика", "архитектура",

"строительные материалы", "мосты". Однако Всесоюзный комитет по делам высшей школы своим постановлением от 11 февраля 1934 г. утвердил аспирантуру только на кафедре строительных материалов. Были созданы условия для роста собственных кадров высшей квалификации - докторов и доцентов. С 1930 по 1940 гг. в профессорском звании было утверждено 4 человека, в звании доцента - 19 человек.

Повышению качества подготовки специалистов и росту квалификации преподавателей способствовала их научно-исследовательская деятельность. В 30-е годы профессорско-преподавательским составом (I II 1С) разрабатывались 35 научно-исследовательских тем. Институт имел свое собственное периодическое издание "Труды КИИКСа", в котором публиковались работы ППС. К научно-исследовательской работе активно привлекались и студенты. Для этого на кафедрах были организованы научно-технические кружки под руководством профессоров и доцентов. С 1935 года начали проводиться научно-методические конференции преподавателей и студентов.

К середине 30-х гг. институт превратился в крупное учебное заведение. Определились структура института, наименования факультетов, контингент студентов и преподавателей. Все эти изменения были закреплены уставом института, который был впервые утвержден приказом НККХ РСФСР №> 107 от 29 апреля 1935 г.

13 мая 1939 года Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР утвердил новый устав института, которым было окончательно закреплено название института — Казанский институт инженеров коммунального строительства (без имени А.М. Горького). Уставом предусматривалось, что институт находится в ведении Народного комиссариата коммунального хозяйства и готовит инженеров по специальностям: промышленное и гражданское строительство, городские пути сообщения.

С каждым годом росло число студентов дневного отделения: в 1931 г. в институте обучались 253 студента, а в 1941 г. - около 700. Большинство студентов получали стипендию. При институте имелось общежитие на 450 мест и 65 % студентов были обеспечены жильём. К своему десятилетнему юбилею, который широко отмечался общественностью города и республики, институт располагал 14 кафедрами, прочной материально-технической базой и

высококвалицированными кадрами: 8 профессоров, 21 доцент, 10 старших преподавателей, 13 ассистентов и 9 преподавателей. Ведущие преподаватели и кафедры осуществляли тесную связь научных исследований с решением практических задач строительства.

За довоенные 11 лет существования КИИКС внёс заметный вклад в подготовку строительных кадров и развитие науки. Он превратился в крупное учебное заведение, стал ведущим в Поволжье и Приуралье и с момента образования выпустил 993 инженера.

Институт, являясь единственным в Среднем Поволжье и Приуралье, готовил специалистов для Чувашской, Марийской, Мордовской, Удмуртской, Башкирской республик. Достижения коллектива КИИКСа были высоко оценены правительством ТАССР и центральными учреждениями России.

Однако плодотворная работа института была прервана Великой Отечественной войной. В связи с растущей военной угрозой Советское правительство предприняло ряд срочных мер по укреплению оборонных отраслей промышленности. В их числе было принято решение об ускоренной подготовке авиационных инженеров за счет старших курсов необоронных специальностей некоторых вузов. По этому поводу СНК СССР 12 июня 1941 г. принял специальное постановление. В соответствии с этим НККХ и НКАП 18 июня издали совместный приказ, по которому весь контингент студентов, учебное здание и другие сооружения, оборудование и инвентарь, материалы и имущество КИИКСа были переданы в Казанский авиационный институт.

После войны, 16 февраля 1946 года в соответствии с Постановлением СНК СССР №2002-р институт возобновил работу как Казанский институт инженеров гражданского строительства (КИИГС). С 1 сентября студенты единственного тогда инженерно-строительного факультета, специальности "Промышленное и гражданское строительство", приступили к занятиям. 21 января 1952 года Постановлением СМ СССР №166 институт реорганизован в Казанский институт инженеров-строителей нефтяной промышленности (КИИС НП). В 1957 г. вуз переименован в Казанский инженерно-строительный институт (КИСИ), а Постановлением Совета Министров СССР от 17 июня 1959 года №2 671 передан в Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР.

В 1961 г. в стенах КИСИ открываются специальности " Автомобильные дороги" и "Водоснабжение и канализация", а с 1963 г. -"Теплогазоснабжение и вентиляция". С марта 1964 г. работают 4 факультета: инженерно-строительный, строительно-технологический, вечерний и заочный и обучение идет по 5-и специальностям. В 1966 г. из строительно-технологического факультета выделяются автодорожный и санитарно-технический факультеты, разрешена подготовка архитекторов.

28 февраля 1995 года приказом по Госкомвузу России № 286 институт получает статус академии с наименованием Казанская государственная архитектурно-строительная академия (КГАСА).

16 февраля 2005 года приказом Федерального агентства по образованию № 67 вуз получил статус университета с наименованием Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ).

КГАСУ является многопрофильным

государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, реализующим образовательные программы довузовского, высшего, послевузовского и дополнительного образования, одним из ведущих вузов в системе высшего строительного образования в России. Вуз имеет высокий кадровый и научно-технический потенциал: из 437 преподавателей более 50 докторов наук и профессоров, 220 кандидатов наук и доцентов. Среди преподавателей есть члены-корреспонденты и действительные члены российских и Международных государственных и общественных академий, в т. ч. Российской академии архитектуры и строительных наук: член-корр. - д. арх., проф. С.С.Айдаров; д.т.н., проф. В.Н. Куприянов; д.т.н., проф. Р.З. Рахимов; д.т.н., проф. Б.С.Соколов и советники -д. т. н., проф. И.Т. Мирсаяпов; д.х.н., проф. В.Ф.Строганов; д. арх., проф. Г.Н. Айдарова; д.э.н., проф. Г.М. Загидуллина. Академиком Академии наук РТ является д. ф.-м.н., проф. И.Г. Терегулов, член-корр. -д.т.н., проф. Ф.Г. Ахмадиев. Более 30 сотрудников университета награждены нагрудным знаком "Почетный работник ВО РФ", 30 имеют звания заслуженного деятеля науки и техники РФ, науки РТ, заслуженного архитектора РФ и РТ, заслуженного работника культуры РТ и т.д.

В структуру КГАСУ входят: Институт архитектуры и дизайна, Институт транспортных сооружений, 10 факультетов, 43 кафедры, а также ряд филиалов кафедр на производстве. Подготовка специалистов в университете осуществляется по многоуровневой системе.

В настоящее время университет осуществляет образовательную деятельность по программам подготовки бакалавров по направлениям "Строительство" и "Архитектура", магистров по направлению "Строительство", по 17 образовательным программам подготовку дипломированных специалистов по специальностям:

030500 - Профессиональное обучение (строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы);

052500 - Искусство интерьера;

060800 - Экономика и управление на предприятии (в строительстве);

060800 - Экономика и управление на предприятии (в городском хозяйстве);

240400 - Организация и безопасность движения;

290100 - Архитектура;

290200 - Дизайн архитектурной среды;

290300 - Промышленное и гражданское строительство;

290600 - Производство строительных материалов, изделий и конструкций;

290700 - Теплогазоснабжение и вентиляция;

290800 - Водоснабжение и водоотведение;

291000 - Автомобильные дороги и аэродромы;

291100 - Мосты и транспортные тоннели;

291200 - Реставрация и реконструкция архитектурного наследия;

291400 - Проектирование зданий;

291500 - Экспертиза и управление недвижимостью;

330200 - Инженерная защита окружающей среды.

Освоение образовательных программ осуществляется по дневной и заочной формам обучения. В университете обучается 4000 студентов по дневной форме обучения и 1600 - по заочной. Ежегодный прием составляет более 950 человек по дневной форме обучения и 350 - по заочной. Выпуск специалистов в 2004 году составил 480 человек по дневной форме обучения и 190 - по заочной.

Учебный процесс в университете организован по учебным планам, разработанным в соответствии с государственными образовательными стандартами. В образовательный процесс внедрены современные активные методы обучения, методы поиска новых технических решений, технологии коллективной мысли в виде деловых ролевых игр, проблемного обучения, исследовательских методов. Исследование, развитие и внедрение данных подходов к организации учебного процесса, подготовки специалистов реализуется в рамках научного направления "Методы и пути развития высшего архитектурно-строительного образования".

В университете функционирует система получения второго высшего образования. Создан и работает Институт повышения квалификации по всем основным направлениям подготовки специалистов. Организованы подготовительные курсы на 700 человек с различными сроками обучения.

В университете создана Детская архитектурно-дизайнерская школа "ДАШКА" со своей уникальной программой обучения. Учебный процесс соответствует трем возрастным программам: "студия" (6-9лет), "школа" (10-13 лет), "колледж" (14-16 лет). "ДАШКА" ставит перед собой задачу — сформулировать концепцию начального архитектурно-дизайнерского обучения.

Коллектив ученых университета сохраняет и развивает научные традиции своих предшественников, открывает новые научные направления, связанные с широким спектром задач строительной отрасли, техники и высшего образования.

В университете сложились и получили развитие ряд научных школ:

- Школа проф. Бурмана З.И. (1924-1986 гг.) -известного ученого-механика. З.И. Бурман вместе со своими учениками проводил научные исследования в области строительной механики летательных аппаратов и расчета динамики и прочности сложных пространственных конструкций. Коллективом выполнены приоритетные разработки, позволившие создать методики и алгоритмы, сделавшие возможным расчеты конструкций весьма высокой сложности и нерегулярности на основе метода конечных элементов,

в том числе созданы новые образцы специальной техники. Его учениками защищены около 20 кандидатских диссертаций. Работы З.И. Бурмана и его учеников известны не только в России, но и за рубежом. Ими в соавторстве опубликованы 3 монографии.

- Школа проф. Воскресенского В. А. (1914-1986 гг.), создавшего в вузе научное направление по модификации полимеров и их применению в области технологий и производства строительных материалов, изделий и конструкций. Научная школа была создана в 1966 году на базе кафедры пластических масс, ставшей первой специализированной кафедрой в СССР, выпускавшей в строительном вузе инженеров-технологов по производству полимерных строительных материалов. Под руководством В.А.Воскресенского были подготовлены 4 доктора и более 50 кандидатов наук, а под руководством его учеников в последующие годы защищены 38 диссертаций.

- Школа профессора Терегулова И.Г. - известного ученого в области механики деформируемого твердого тела. Коллективом ученых кафедры сопротивления материалов и основ теории упругости под руководством академика АН РТ Терегулова И.Г. предложены варианты построения уточненных теорий оболочек и методы расчета оболочек на прочность и устойчивость с учетом пластических деформаций, ползучести и конечности перемещений; предложен новый подход к термодинамическому анализу процессов необратимого деформирования сложных сред и получению на его основе физических соотношений. Терегуловым И.Г. совместно с учениками разработаны теория определяющих соотношений для анизотропных упругих и неупругих тел и способы их построения для композиционных материалов и сформулированы вариационные принципы механики деформируемого твердого тела с учетом физической и геометрической нелинейности. Под научным руководством Терегулова И.Г. подготовлены 4 доктора и 15 кандидатов наук. В области разработки, исследования и совершенствования методов расчета строительных конструкций и сооружений в университете работает ряд кафедр под руководством член-корр. РААСН, проф. Соколова Б.С., проф. Кузнецова И.Л. и проф. Мирсаяпова И.Т. Под их руководством подготовлены и защищены 3 докторских и 11 кандидатских диссертаций.

Общепризнана Казанская архитектурная школа, несомненным лидером которой является член-корр. РААСН, действительный член Международной Академии архитектуры стран Востока Айдаров С.С. Ученым университета принадлежат приоритеты в области изучения архитектурного наследия и решения современных проблем реконструкции, сохранения и развития ценнейшего архитектурно-градостроительного памятника - столицы РТ, города Казани, отмечающего в 2005 году свое 1000-летие.

Научный потенциал Казанской архитектурной школы составляют 8 докторов архитектуры, технических наук, профессоров и 36 кандидатов архитектуры и технических наук, доцентов.

Совместно с Академией наук Республики Татарстан создан научный центр "Теория, история и прикладные проблемы архитектуры". Участие ученых вуза в разработке "Градостроительного кодекса Республики Татарстан" направлено на масштабную и плодотворную работу для города и республики. Наиболее яркие достижения ученых-архитекторов получили широкое общественное признание. Заведующему кафедрой ИЗО, к. арх., проф. Е.И. Прокофьеву присуждена Госпремия РФ за разработку и реконструкцию Большого концертного зала им. С. Сайдашева (г. Казань). Серия книг из пяти томов по истории дизайна была удостоена Госпремии РФ в области литературы и искусства за 2003 год в номинации "Дизайн". Одним из трех авторов этой серии является С.М. Михайлов, профессор, декан факультета дизайна, написавший двухтомник " История дизайна", являющийся уникальным в России и рекомендованный УМО в качестве учебника для вузов.

Подготовка научно-педагогических кадров в университете осуществляется через аспирантуру и докторантуру. По состоянию на 01.01.2005 г. количество обучающихся в докторантуре и аспирантуре составило 1005 человек, соискателей - 89. На базе действующего кандидатского диссертационного совета в 2004 году открыт региональный диссертационный совет по строительным специальностям 05.23.01 -"Строительные конструкции, здания и сооружения" и 05.23.05 - "Строительные материалы и изделия" с правом защиты докторских и кандидатских диссертаций. Защищены 9 кандидатских диссертаций, рассмотрены 3 и принята к защите 1 докторская диссертация. Кроме того, действуют 3 региональных кандидатских диссертационных советов по экономическим и архитектурным специальностям. Во всех советах ежегодно защищается не менее 25-30 диссертаций.

По результатам НИР в вузе проводятся конференции и семинары по профилю вуза. Стало традицией проведение Воскресенских чтений "Полимеры в строительстве" (1999, 2004 гг.) и конференций, отражающих региональные и национальные проблемы в архитектуре Волго-Камского региона (1996-2004 гг.).

Университет тесно сотрудничает с Российской академией архитектуры и строительных наук (РААСН). Под патронажем РААСН на базе вуза проведены несколько академических чтений, собрание Волжского регионального отделения РААСН (2000 г.), общее собрание РААСН (2003 г.) с изданием материалов и представлением экспонатов участников конференции из КГАСУ и других городов России.

В вузе активно проводится работа по защите интеллектуальной собственности сотрудников.

Новизна результатов научно-исследовательской деятельности университета подтверждена 650 авторскими свидетельствами, 165 патентами на изобретения и 5 патентами на полезные модели, что позволяет университету стабильно занимать 2 место среди вузов РТ по изобретательской деятельности.

В университете осуществляется внедрение в учебный процесс новых информационных технологий. С этой целью созданы Центр новых информационных технологий в архитектуре и строительстве, ряд специализированных кафедр и 18 компьютерных классов. В вузе функционирует локальная сеть, которая объединяет более 100 компьютеров, имеющих выход в международную сеть Интернет по выделенной оптоволоконной линии. Открыты авторизованные учебные центры фирм Autodesk и Graphisoft с правом выдачи сертификатов от имени фирм.

Социальная сфера постоянно находится в поле зрения руководства университета. Важнейшим направлением является улучшение жилищно-бытовых условий, оказание медицинских услуг, организация отдыха преподавателей и сотрудников вуза. В 1998 г. в межвузовских домах с 50 %-ной оплатой стоимости жилья получили квартиры 7 семей, в 2003 г. - 4, в 2005 г. — 14 семей. По договорам со строительными организациями (по себестоимости жилья) в 2001, 2002, 2005 гг. сотрудниками вуза получена 31 квартира. В настоящее время идет строительство жилого дома по ул. Калинина, следовательно, в 2006 году улучшить свои жилищные условия смогут 20 семей преподавателей и сотрудников университета.

Большое внимание в вузе уделяется решению социально-экономических проблем студентов. Одним из направлений работы является предоставление всем нуждающимся иногородним студентам общежития. Постоянно улучшается материально-техническое оснащение общежитий, проводится капитальный и текущий ремонт.

Другим направлением является поддержка деятельности санатория-профилактория. В настоящее

время из 23 государственных вузов Республики Татарстан только в 4-х функционируют такие подразделения. Санаторий-профилакторий представляет собой современный лечебно-оздоровительный центр, оборудованный новой медицинской техникой, с широким спектром оздоровительных услуг и квалифицированным персоналом. С 2002 г. финансирование санатория-профилактория осуществляется за счет внебюджетных средств вуза.

Стратегическим направлением в развитии университета является создание университетского комплекса, включающего все уровни образования - от начального и среднего технического к высшему вузовскому и послевузовскому (аспирантура, докторантура и соискательство), в том числе через систему дополнительного профессионального образования и развитую научную инфраструктуру (НИИ, Центры, лаборатории и пр.).

Для реализации этих задач в 2005-2010 гг. планируется:

- открыть подготовку специалистов по специальностям: информационные технологии в строительстве, шахтное и подземное строительство;

- создать НИИ по экспертизе и контролю качества на всех стадиях строительства и межкафедральные научно-исследовательские лаборатории, модернизировать и обновить учебное и научное оборудование;

- реконструировать здания и сооружения университета с целью создания необходимых условий для эффективной образовательной и научной деятельности преподавателей и студентов, а также придания им современного архитектурного облика; построить новые учебные корпуса и спортивные комплексы.

Осуществление перспективных задач в развитии университета будет способствовать интегрированию науки и образования в регионе, повышению качества подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.