Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ КАК СПОСОБ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КАРТИНЫ МИРА'

МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ КАК СПОСОБ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КАРТИНЫ МИРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
186
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДСИСТЕМА ЯЗЫКА / СЛЕНГ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩНОСТИ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ершова Татьяна Александровна

В молодежной среде аккумулируются особые ценности и моральные нормы, отражающиеся в русском языке в форме сленга. В научной литературе недостаточно представлены особенности репрезентации картины мира с опорой на молодежный сленг. Цель статьи заключается в раскрытии особенностей репрезентации картины мира, воплощенной в молодежном сленге. Для этого проанализированы особенности молодежного сленга в подсистеме русского языка. Исследователи обращают внимание на использование молодыми людьми специального стилистически окрашенного языка в целях общения офлайн и онлайн. Далее выделена специфика становления картины мира, воплощенной в современном молодежном сленге. Она заключается в запечатлении языкового народного сознания, формируемого на основе коллективного опыта народа и закрепляемого в подсистеме русского языка в виде сленговых выражений. В статье определены современные способы репрезентации картины мира на основе тенденций развития молодежного сленга: использования англицизмов, американизмов, псевдоанглицизмов; придумывания новых русских слов. Данные способы описывают особенности восприятия молодыми людьми изменений, происходящих в стране, и устанавливают собственные ценности и моральные нормы в результате неприятия устоев современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH SLANG AS A WAY OF REPRESENTING THE PICTURE OF THE WORLD

Special values and moral norms are accumulated among the youth, which are reflected in the Russian language in the form of slang. The features of the representation of the world picture based on youth slang are insufficiently presented in the scientific literature. The purpose of the article is to reveal the features of the representation of the world picture embodied in youth slang. To do this, the features of youth slang in the subsystem of the Russian language are analyzed. Researchers pay attention to the use of a special stylistically colored language by young people in order to communicate offline and online. Further, the specifics of the formation of the worldview embodied in modern youth slang are highlighted. It consists in imprinting the linguistic national consciousness, formed on the basis of the collective experience of the people and fixed in the subsystem of the Russian language in the form of slang expressions. The article defines modern ways of representing the world picture based on the trends in the development of youth slang: the use of Anglicisms, Americanisms, pseudo-anglicisms; inventing new Russian words. These methods describe the peculiarities of young people’s perception of the changes taking place in the country, and establish their own values and moral norms as a result of rejection of the foundations of modern society.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ КАК СПОСОБ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КАРТИНЫ МИРА»

Молодежный сленг как способ репрезентации картины мира

Ершова Татьяна Александровна,

к. филол.н., доц. кафедры ИЯиПК, Московский государственный строительный университет E-mail: [email protected]

В молодежной среде аккумулируются особые ценности и моральные нормы, отражающиеся в русском языке в форме сленга. В научной литературе недостаточно представлены особенности репрезентации картины мира с опорой на молодежный сленг. Цель статьи заключается в раскрытии особенностей репрезентации картины мира, воплощенной в молодежном сленге. Для этого проанализированы особенности молодежного сленга в подсистеме русского языка. Исследователи обращают внимание на использование молодыми людьми специального стилистически окрашенного языка в целях общения офлайн и онлайн. Далее выделена специфика становления картины мира, воплощенной в современном молодежном сленге. Она заключается в запечатлении языкового народного сознания, формируемого на основе коллективного опыта народа и закрепляемого в подсистеме русского языка в виде сленговых выражений. В статье определены современные способы репрезентации картины мира на основе тенденций развития молодежного сленга: использования англицизмов, американизмов, псевдоанглицизмов; придумывания новых русских слов. Данные способы описывают особенности восприятия молодыми людьми изменений, происходящих в стране, и устанавливают собственные ценности и моральные нормы в результате неприятия устоев современного общества.

Ключевые слова: подсистема языка, сленг, молодежные общности, языковая картина мира, тенденции

В молодежной среде аккумулируются особые ценности и моральные нормы в результате политических, экономических и социокультурных изменений в стране [7; 12], которые находят свое отражение в динамично развивающемся русском языке. Для молодежи, которая «чутко реагирует на новые тенденции в различных сферах общественной жизни» [Ветрова, с. 125], характерно использование сленга, который «является неотъемлемой частью русского языка» [11, с. 108], выступающей подобно «лаборатории, в которой все свойственные языку процессы происходят во много раз быстрее и доступны непосредственному наблюдению» [9, с. 189]. Молодежный сленг влияет как на развитие русского языка, так и на становление картины мира, поскольку, с одной стороны, в языке отпечатывается присущее молодым людям отношение к окружающему миру, а с другой стороны, картина мира позволяет им целостно воспринимать окружающую действительность [16]. При этом выделяются «во внешнем мире и внутреннем мире человека значимые для данной коллективной я[зыковой] л[ичности] величины» [13, с. 338], а также идет поиск идентичности личности в результате приспособления молодых людей «к интеллектуальным и эмоциональным проекциям человека» [12, с. 105].

Вопросы влияния молодежного сленга на развитие языка и становление картины мира затронуты в современных научных работах [4, 9, 14], в которых преимущественно представлены примеры сленговых выражений, сгруппированных по тенденциям развития молодежного сленга. Подобные примеры позволяют визуализировать имеющиеся сленговые выражения, но не отражают в совокупности особенности репрезентации картины мира. Также в исследованиях [2, 3, 5, 8, 10, 11] акцентируется сущность понятия молодежного сленга, которое отводит на второй план понимание необходимости его применения в повседневной жизни, а значит и раскрытие специфики становления картины мира.

Цель текущего исследования заключается в раскрытии особенностей репрезентации картины мира, воплощенной в молодежном сленге. Выделены следующие задачи исследования:

- проанализировать особенности молодежного сленга в подсистеме русского языка;

- выделить специфику становления картины мира, воплощенной в современном молодежном сленге;

- определить современные способы репрезентации картины мира на основе тенденций развития молодежного сленга.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Молодежный сленг в подсистеме русского языка

Молодые люди, которые «составляют многочисленную и социально активную часть структуры современного общества» [3, с. 62], являются носителями молодежного сленга, который применим не только в непосредственном общении людей, но и встречается в публикациях печатных и электронных средств массовой информации. Обособление от взрослых, «стремление к экономии времени при общении со сверстниками, потребность в более ярком выражении эмоций» [8, с. 26], обозначение специфичных для молодежной среды реалий [7] выступают основными причинами использования молодежного сленга в современных условиях. Данные причины свидетельствуют о том, что молодежь склонна к участию в общностях, пропагандирующих собственные общественные устои.

Для определения молодежного сленга проанализированы авторские трактовки термина «сленг», который используется в русской лингвистической науке с 1960-х годов. Он рассматривается как отклонение от норм литературного языка, используемого обособленной социальной группой людей и включает «выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни» [5, с. 35]. Т.В. Ми-зюрина акцентирует внимание на лексическом пласте, который относительно устойчив для определенного периода времени, широко употребителен, стилистически маркирован и обладает пейоративной экспрессией [11]. Н.В. Громова отмечает стилистические функции сленга благодаря его «ярко выраженному эмоциональному, оценочному и колоритному характеру» [5, с. 36], который проявляется у представителей молодого поколения, по мнению Э.С. Ветровой и В.Г. Токаревой, «такими особенностями, как открытость, подвижность семантики, экспрессивно-эмоциональная окраска, пейоративность» [4, с. 125]. П.С. Ухова описывает подсистему языка молодых людей в условиях непринужденного общения, в которой присутствует «совокупность ненормативных лекси-кофразеологических единиц, составляющих слой разговорной лексики, отражающей грубовато-фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи» [14, с. 340].

Указанные трактовки сленга свидетельствуют об обращении внимания различных исследователей на использование молодыми людьми специального стилистически окрашенного языка в целях общения. По словам Э.М. Береговской, данная подсистема языка позволяет указанной категории людей примкнуть к некоторой замкнутой общности, которая отражает реалии мира молодых людей и отделяется от мира людей других возраст-5 ных категорий [2], находясь в определенных соци-£ альных, временных и пространственных рамках Я [10]. При этом подразумевается не только живое ~ общение с использованием средств вербаль-^ ной и невербальной коммуникации, но и онлайн-

общение, в ходе которого молодые люди могут «креативно выражать собственные мысли и оригинально окрашивать медиакоммуникацию» [12, с. 105]. Тем самым трансформируется образ своего «Я» в ходе постижения ценностей и моральных норм этой общности, поскольку в ходе онлайн-общения вскрывается «реальное отношение к действительности виртуальной коммуникации» [6, с. 26].

Специфика становления картины мира, воплощенной в современном молодежном сленге

В молодежном сленге отражается картина мира молодых людей, поскольку в ней запечатлевается языковое народное сознание, которое формируется на основе коллективного опыта народа «благодаря регулярным семантическим связям между словами и понятиями» [15, с. 36] и которое закрепляется в подсистеме русского языка в виде сленговых выражений. Н.В. Громова указывает на отбор молодежью тех лексических средств, которые способствуют «достижению ими коммуникативной цели и самоутверждению его в обществе» [5, с. 35]. Указанные выражения возникают с целью интерпретации, оценки и выражения к миру субъективного отношения [11], тем самым моделирую языковую картину мира.

Ю.В. Костикова Ю.В. и М.И. Григорян утверждают, что «картина мира личности отражается в его образе жизни» [7, с. 184], соответственно молодые люди организуют свою деятельность так, как принято в той общности, идеи которой они культивируют. Молодежь, руководствуясь спецификой осуществления взаимоотношений в общности, реализовывает социокультурное взаимодействие с учетом особенностей ее «коллективного опыта, мышления и мировосприятия» [4, с. 125] и корректирует языковую картину мира «в стилистическом и эмоционально-оценочном плане под влиянием социально-психологических факторов, действующих в языковом обществе» [15, с. 36].

На становление картины мира влияет молодежный сленг, который впитывает в себя текущие изменения политического, экономического и социокультурного характера. Языковое сознание молодых людей определяет их отношение к происходящему, которое проявляется в деятельности молодежных общностей, именуемых субкультурами. Для них важно идти в ногу со временем и культивировать свои ценности и моральные нормы в отношении межличностных отношений [14]. Для каждой молодежной общности может быть присущ свой набор сленговых выражений, который отражает особенности их мышления и восприятия окружающей действительности, а также позволяет им самоутвердиться в обществе. Особенности общения молодежных общностей, неформальная деятельность которых может иметь культуросо-образный и контркультуросообразный характер

[1], накладывают отпечаток на представление о современном мире других возрастных категорий людей.

Способы репрезентации картины мира на основе тенденций развития молодежного сленга

На современном этапе развития русского языка отмечены две основные тенденции формирования сленговых выражений, которые свидетельствуют о принятии или непринятии иностранных слов в составе молодежного сленга. При этом характерен механизм сложения корней на основе заимствований и метафоризации [14]. Наличие каждой из тенденций (использование англицизмов, американизмов, псевдоанглицизмов; придумывание новых русских слов [9]), которое вызвано преимущественно развитием информационно-коммуникационных технологий, соответствует особенностям восприятия молодыми людьми изменений, происходящих в стране.

Для первой тенденции присуще проникновение в молодежный сленг (а впоследствии и в систему русского языка) большого количества англицизмов и американизмов, создание псевдоанглицизмов. Использование таких слов описывает необходимость молодых людей, с одной стороны, стать представителем международной культуры и заимствовать особенности их поведения и мировоззрения; с другой стороны, отвергать современные изменения в стране, принимая в свой мир зарубежные реалии, не типичные для страны проживания. К примерам И.А. Ланская относит слова, которые уже вошли в систему русского языка: «репост, фолловер, скрин-шот, лайфхак, хайп, ти-зер, пранк» [9, с. 190].

Ко второй тенденции развития молодежного сленга можно отнести непринятие иностранных слов в его составе, но придумывание новых русских слов преимущественно со сниженной коннотацией и элементами просторечия. Появление подобных слов может отражать потребность молодых людей в создании своей подсистемы языка, которая даже при наличии русских способов словообразования будет непонятна другой возрастной категории и соответственно будет отделена и отдалена от них. Создание своего собственного мира реалий, уход от общепринятых ценностей и моральных норм запечатлены в новых словах типа бродильник (вместо гипермаркет), себяфот-ка (вместо селфи), вошки (вместо лайки), а также в системе графики (например, жывой, ре6ил, ни-падеццки) [9].

В заключение стоит отметить тот факт, что современный молодежный сленг выступает способом репрезентации специфической картины мира, которая диктует собственные ценности и моральные нормы в результате неприятия устоев современного общества. Для молодых людей характерна «переделка» современного мира под свое видение окружающей действительности, которая может противоречить имеющимся воззрениям других возрастных категорий. Понимание специ-

фики рассматриваемой картины мира позволяет исследователям сосредоточиться на выделении и анализе такого стилистически окрашенного лексического пласта, который соответствует современным реалиям и может указывать на необходимость пересмотра отношений общества к политическим, экономическим и социокультурным изменениям в стране.

Литература

1. Беляев Г.Ю. Молодежные субкультуры и неформальные общности в пространстве социального контакта и взаимодействия с ними образовательных организаций // Наука и мир. 2015. № 5-2 (21). С. 51-62.

2. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. 1996. № 3. С. 32-41.

3. Библиева О.В. Молодежный сленг как форма репрезентации молодежной культуры в средствах массовой информации // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 304. С. 62-65.

4. Ветрова Э. С., Токарева В.Г. Национальные особенности современного сленга (на материале английского и немецкого языков) // Studia Germanica, Romanica et Comparatistica. 2019. Т. 15. № 1-2 (43-44). С. 122-137.

5. Громова Н.В. Субстандартная лексика как инструмент моделирования языковой картины мира // Альманах современной науки и образования. 2016. № 11 (113). C. 34-37.

6. Евсюкова Т. В., Агабабян С.Р. Особенности экспликации студенческого сленга в виртуальной коммуникации // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 6. № 12. С. 26-29.

7. Костикова Ю. В., Григорян М.И. Сленг как элемент молодежной субкультуры эмо // Современное педагогическое образование. 2019. № 4. С.183-186.

8. Лаврищева Е. В., Аброськина Н.Б., Остроухо-ва А.В. Сленг как способ репрезентации представлений о человеке (на материале немецкого языка) // Lingua-Universum. 2022. № 6. С. 2628.

9. Ланская И.А. Вопросы изучения молодежного сленга в курсе «Русский язык и культура речи» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 189192.

10. Ломова Н.А. Молодежный сленг и его статус в современной русской языковой картине мира // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 1. С. 38-42.

11. Мизюрина Т.В. Определение и общие характеристики понятия «сленг», его роль в языке и культуре современной России // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1 (292). Филология. Искусствоведение. Вып. 73. С. 106-111.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

12. Рябова М. Э., Шатилова Л.М. Структурно-

References

семантическая характеристика немецкоязычного молодежного сленга // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 97. № 2. С. 104110.

13. Ухова Л.В. Исследование структурно-семантических характеристик сленга русской студенческой молодежи // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2020. № 3 (39). С. 96-106.

14. Ухова П.С. Современный сленг как отражение языковой картины мира французской и русской молодежи // Культура. Литература. Язык: мат-лы междунар. конф. «Чтения Ушинского» фак-та русской филологии и культуры. Ярославль, 2013. С. 338-346.

15. Шаховский В.И. Эмоциональная картина мира в вербальной презентации // Мир русского слова. 2019. № 1. С. 35-43.

16. Шкорина И.М. Язык и национально-языковая картина мира в эпоху интеграции и глобализации // Исследовательский журнал русского языка и литературы. 2020. Т. 8. № 9. С. 139155.

YOUTH SLANG AS A WAY OF REPRESENTING THE PICTURE OF THE WORLD

Ershova T.A.

Moscow State University of Civil Engineering

Special values and moral norms are accumulated among the youth, which are reflected in the Russian language in the form of slang. The features of the representation of the world picture based on youth slang are insufficiently presented in the scientific literature. The purpose of the article is to reveal the features of the representation of the world picture embodied in youth slang. To do this, the features of youth slang in the subsystem of the Russian language are analyzed. Researchers pay attention to the use of a special stylistically colored language by young people in order to communicate offline and online. Further, the specifics of the formation of the worldview embodied in modern youth slang are highlighted. It consists in imprinting the linguistic national consciousness, formed on the basis of the collective experience of the people and fixed in the subsystem of the Russian language in the form of slang expressions. The article defines modern ways of representing the world picture based on the trends in the development of youth slang: the use of Anglicisms, Americanisms, pseudo-anglicisms; inventing new Russian words. These methods describe the peculiarities of young people's perception of the changes taking place in the country, and establish their own values and moral norms as a result of rejection of the foundations of modern society.

Keywords: language subsystem, slang, youth communities, language picture of the world, trends.

1. Belyaev G. Yu. Youth subcultures and informal communities in the space of social contact and interaction with them of educational organizations // Nauka i mir. 2015. No. 5-2 (21). pp. 5162.

2. Beregovskaya E.M. Youth slang: formation and functioning // Questions of Linguistics. 1996. No. 3. pp. 32-41.

3. Biblieva O.V. Youth slang as a form of representation of youth culture in the mass media // Bulletin of Tomsk State University. 2007. No. 304. pp. 62-65.

4. Vetrova E. S., Tokareva V.G. National peculiarities of modern slang (based on the material of English and German languages) // Studia Germanica, Romanica et Comparatistica. 2019. Vol. 15. No. 1-2 (43-44). pp. 122-137.

5. Gromova N.V. Substandard vocabulary as a tool for modeling the linguistic picture of the world // Almanac of modern Science and Education. 2016. No. 11 (113). pp. 34-37.

6. Evsyukova T. V., Aghababyan S.R. Features of explication of student slang in virtual communication // Successes of modern science and education. 2016. Vol. 6. No. 12. pp. 26-29.

7. Kostikova Yu. V., Grigoryan M.I. Slang as an element of the youth subculture of EMO // Modern pedagogical education. 2019. No. 4. pp. 183-186.

8. Lavrishcheva E. V., Abroskin N.B., Ostroukhova A.V. Slang as a way of representing ideas about a person (based on the material of the German language) // Lingua-Universum. 2022. No. 6. pp. 26-28.

9. Lanskaya I.A. Issues of studying youth slang in the course "Russian language and speech culture" // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2019. Vol. 8. No. 1 (26). pp. 189-192.

10. Lomova N.A. Youth slang and its status in the modern Russian language picture of the world // Bulletin of the Pyatigorsk State Linguistic University. 2014. No. 1. pp. 38-42.

11. Mizyurina T.V. Definition and general characteristics of the concept of "slang", its role in the language and culture of modern Russia // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2013. № 1 (292). Philology. Art history. Vol. 73. pp. 106-111.

12. Ryabova M. E., Shatilova L.M. Structural and semantic characteristics of German-speaking youth slang // Humanities and social sciences. 2023. Vol. 97. No. 2. pp. 104-110.

13. Ukhova L.V. Research of structural and semantic characteristics of slang of Russian student youth // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. The series «Philology. Theory of language. Language education». 2020. No. 3 (39). pp. 96-106.

14. Ukhova P.S. Modern slang as a reflection of the linguistic world-view of French and Russian youth // Culture. Literature. Language: materials of the international conference "Readings of Ushinsky" of the faculty of Russian philology and culture. Yaroslavl, 2013. pp. 338-346.

15. Shakhovsky V.I. Emotional picture of the world in verbal presentation // The world of the Russian word. 2019. No. 1. pp. 3543.

16. Shkorina I.M. Language and the national-linguistic picture of the world in the era of integration and globalization // Research Journal of Russian Language and Literature. 2020. Vol. 8. No. 9. pp. 139-155.

о с

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.