МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
М.И. Мозгачев, канд. экон. наук А.С. Бодрова, студент Балаковский филиал РАНХиГС (Россия, г. Балаково)
Аннотация. В данной статье исследуется ситуация на рынке труда Саратовской области, выявляются причины, по которым молодые люди не могут трудоустроиться, а также рассматриваются региональные программы по снижению напряженности на молодежном рынке труда.
Ключевые слова: молодежь, рынок труда, социальные программы, причины молодежной безработицы, конкуренция, трудоустройство.
Наверняка каждый молодой человек задумывался, где бы заработать денег, куда устроиться, где получить опыт по профессии, на которую он обучается в ВУЗе, куда пойти работать после его окончания. Молодежь всегда была опорой общества, но, несмотря на это, данная группа является одной из незащищенных и уязвимых, так как именно на этот возраст приходятся социальные и демографические проблемы: завершение общего образования, вступление в брак, рождение детей, покупка жилья, выбор и получение профессии и, конечно же, поиск работы.
В отличие от времен Советского Союза, когда каждый выпускник гарантированно получал рабочее место в соответствие со своей специальностью, сейчас найти работу молодому специалисту крайне трудно. Высокая возрастная конкуренция, нежелание работодателей связываться с неопытными работниками, высокие амбиции и несогласие с предоставляемыми условиями труда ставят молодежь в крайне тяжелое положение.
Актуальность темы связана с тем, что в современной России на молодежном рынке труда сложилась ситуация, при которой молодые люди по той или иной причине не могут трудоустроиться. Процесс социализации современных молодых людей в возрасте до 30 лет является сложным и противоречивым. Необходимость производить анализ положения данной группы на рынке труда Саратовской области объясняется двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодежь образует
около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они стратегически важный и инновационный ресурс не только страны, но и региона. Проблема трудоустройства молодых людей является одной из острейших проблем в сфере труда. Сегодня можно оценить, как никогда, её масштабы и спрогнозировать динамику, а также найти пути оказания эффективной помощи молодежи.
Всё вышеперечисленное позволяет признать сферу занятости молодежи приоритетной частью социально-экономической политики Саратовской области. Молодежь можно разделить на несколько групп:
1. Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представлена учащимися средних школ и профессиональных училищ. Как правило, они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако резкое снижение уровня жизни большей части населения изменило позицию молодежи. Многие из них пытаются заработать деньги. Они, вступая на рынок труда, пополняют ряды безработных.
2. Молодежь в возрасте 18-24 года - это студенты и молодые люди, которые завершают или завершили уже в основном подготовку к профессии. Они также являются уязвимой группой, которая вступает на рынок труда, так как они не имеют достаточного профессионального опыта. Поэтому молодежь в этом возрасте менее конкурентоспособна.
3. Молодежь в возрасте 25-30 лет: как правило, люди, представленные в этой группе, уже сделали профессиональный
выбор, имеют квалификацию, некоторый профессиональный и жизненный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе [1].
Интерес для рассмотрения в этой статье представляют вторая и третья категория -молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Именно этот контингент представляет собой особую ценность - костяк современного общества.
Молодежь в возрасте от 18 до 30 лет является особой прослойкой экономически активного населения. Сегмент рынка труда, занимаемый этой категорией, является крайне нестабильным по нескольким причинам:
1. Неустойчивость спроса и предложения, обусловленная изменчивостью ориентации молодёжи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане. Результаты эмпирических исследований указывают на то, что работники в возрасте до 35 лет более мобильны.
2. Низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Ограничение спроса (избыточное предложение) на рынке труда на работников нерабочих специальностей снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.
3. Полюсный характер конкуренции в структуре самого молодежного рынка труда, обусловленный наличием первичных и вторичных работников. Вторичные работники на молодежном рынке труда имеют существенные конкурентные преимущества по сравнению с первичными работниками.
4. Завышенные требования к условиям работы, заработной плате. Молодые люди, только что закончившие ВУЗ, часто рас-
считывают сразу же попасть на высокооплачиваемую работу. Именно критерий заработной платы является приоритетным в процессе поиска работы и дальнейшего трудоустройства.
5. Большая вариантность. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу.
6. Гендерный анализ, свидетельствующий о чрезвычайно сложной ситуации с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины, составляют значительную долю при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.
В качестве критерия структурирования молодежи рассматривается уровень образования и профессиональной подготовки, который, во-первых, тесно коррелирует с возрастом, что позволяет опираться на вышеупомянутые структуризации, во-вторых, даёт представление о характере занятости в данный момент, в-третьих, обусловливает спрос на рабочие места определенной категории и предложение труда определенного качества.
В 2012 году рынок труда Саратовской области находился под влиянием позитивной динамики большинства социально-экономических показателей: увеличился выпуск продукции и объем услуг базовых отраслей, возросли инвестиции в основной капитал, повысилась средняя заработная плата работников. Уменьшение обращений молодежи в органы службы занятости прослеживается на протяжении трех лет. Наименьшая доля безработной молодежи по Саратову зарегистрирована в 2012 году - 26,9% от числа обратившейся молодежи, 31,5% - в 2011 году, что ниже показателя 2010 г. - 39,5%. В общем составе безра-
ботной молодежи за последние три года преобладает группа молодых людей в возрасте 25-29 лет, доля их составила 52,6% в 2012 г., 55,3% в 2011 г., 51,2% в 2010 г. В 2016 году во всей Саратовской области 47% молодых людей в возрасте до 30 лет не работают и не учатся. Только треть выпускников вузов находят вакантные места по своему профилю. Однако, не стоит слепо доверять этим цифрам - они касаются лишь официального трудоустройства. Тем не менее, отсюда можно сделать вывод, что уровень молодежной безработицы вновь взял курс на снижение, однако, проблема невозможности молодым людям устроиться на работу остается острой [2].
Во многом снижению уровня молодежной безработицы не только в Саратовской области, но и во всей России посодействовала стратегия государственной молодежной политики. Она была разработана на период до 2016 года и определяла совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов. Настоящая стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи. Государственная молодежная политика плавно перетекла в проект «Стратегия развития молодежи на период до 2025 года», утвержденная 27 декабря 2013 года заместителем министра образования и науки Российской Федерации Вениамином Кагановым и руководителем Федерального агентства по делам молодёжи Сергеем Белоконевым [3].
По-прежнему, самым эффективным способом молодому человеку найти работу остается биржа труда. Биржа предлагает большой выбор вакансий как по специальности, так и «временных», не относящихся к специальности - в сфере обслуживания, торговли.
Фриланс - еще один источник заработка для молодых людей. Однако, такой способ трудоустройства является теневым и не несет никакой пользы ни работнику в частности, ни государству в целом, лишь
кратковременную материальную выгоду. Фриланс - неофициальная подработка, следовательно, такая работа не имеет никаких социальных гарантий: работник-фрилансер не получает трудовой стаж, так же он не сможет защитить свои права в случае необходимости. Тем не менее, многие молодые люди активно «фрилансят», ведь такой способ заработка дает им определенную экономическую независимость, иногда - опыт работы по специальности (это касается в основном творческих профессий и работников 1Т-сферы - дизайнеры, художники, программисты, системные администраторы и т.д.) а в определенных случаях сулит и неплохой заработок, пусть и «в конверте».
Многие государственные ВУЗы имеют контракты с различными предприятиями, для которых они, собственно, и готовят выпускников - молодых специалистов. В областном министерстве образования утверждают, что многие выпускники имеют возможность получить гарантированное место работы после окончания вуза, используя так называемое "целевое обучение". Целевое направление — это своеобразная официальная просьба государства (на уровне местной администрации) или заинтересованного работодателя, адресованная ВУЗу.
В данном запросе университет просят выделить места на обучение конкретных студентов определённой специальности. Целевое направление даётся персонально, только в один ВУЗ и на одну специальность. В свою очередь студент, получивший образование по целевому направлению, обязывается отработать на благо государства или в определённой организации некоторое количество времени (обычно от трёх до пяти лет).
Программы целевого обучения распространяются и на школы. Так, например, каждый год в МБОУ СОШ №28 в городе Балаково «вербует» для себя новые кадры филиал ФосАгро АО «Апатит» [4].
В 2013 году на территории Российской Федерации начала работать программа «Земский доктор». Она предполагает единовременную выплату участнику программы 1 млн рублей, а также другие раз-
личные выплаты за выслугу лет. программа позволяет привлечь медиков в сельские районы России. На сегодняшний день проект привлек уже порядка 8000 выпускников медицинских ВУЗов. Министерство здравоохранения Саратовской области оповещает, что за три года действия в регионе программы "Земский доктор", ею воспользовались 163 человека. На 2016 год будущие земские доктора по всей области получили из федерального бюджета в общей сложности 20 миллионов рублей. На сайте минздрава размещены вакансии: в Вольский район требуется шесть врачей, в Лысогорский - четыре, в Марсковский -три, в Аткарский, Ртищевский, Петровский - по одному.
Возможно, эта программа и решит проблемы качества оказания медицинской помощи в отдельно взятых населенных пунктах, но вот проблему занятости молодежи вряд ли. Однако, большинство выпускников медицинских вузов совершенно не желает оставаться жить и работать в деревнях. Да и молодежной ее теперь можно считать лишь условно - после того, как возраст потенциальных участников повысили до 45 лет.
Судя по всему, процесс массового прихода на рынок "целеустремленных специалистов качественно иного уровня" не обещает быть быстрым. Между тем, по мнению экономистов, проблема молодежной безработицы наравне с кризисом в банковской сфере - одна из главных угроз для будущего Европы. Региональное развитие, как и развитие страны в целом, не может продолжаться без «вливания свежей крови» - без молодежи. Так какие же меры могут быть действенными? Очевидно, что от государства и региональных властей требуется создание не формальных (для отчетности), а реальных, эффективных программ, которые предоставляли бы мо-
лодежи гарантии занятости, оказывали помощь в адаптации к специфике современной экономической ситуации. При этом скупиться не стоит. Так, в Международной организации труда убеждены, что меры по продвижению молодежной занятости следует оградить от политики жесткой экономии, увеличив инвестиции на целевые программы.
У современной молодежи имеется существенный потенциал, чтобы способствовать формированию инновационно-ориентированной экономики страны. Возможным инструментом развития потенциала молодежи может стать введение специализированных бизнес-технологий в вузах для подготовки наиболее востребованных специалистов для реального сектора экономики. В свою очередь, «флагманам» крупного бизнеса следует выступить консультантами по формированию карьерных траекторий молодых специалистов [5].
Таким образом, сегодня в стране, и в частности в Саратовской области, сложилась такая ситуация, когда именно молодому поколению с его огромным потенциалом необходимо направить силы на модернизацию экономики. Более того, одной из ведущих тенденций на современном мировом рынке труда является существенное омоложение управляющего звена компаний. Молодые руководители нацелены на максимально быструю реализацию внутреннего потенциала своей личности и профессиональных способностей. Недостаток опыта они компенсируют хорошим образованием, большим количеством энергии и желанием добиться успеха в жизни. К тому же молодежь более подвижна, ей свойственны активность и решительность, что, в свою очередь, является главным условием выживаемости в быстроменяющейся среде.
Библиографический список
1. Самохвалов, Н.А. Молодежные многофункциональные центры как инновационный механизм реализации государственной молодежной политики в российской федерации на современном этапе // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22. № 10. С. 67-72.
2. Яхварова, Е.В. Сфера занятости Саратовской области: взгляд с позиции концепции достойного труда // Вестник Махачкалинского филиала МАДИ. 2013. № 13. С. 73-75.
3. Информ-агенство Саратовской области СарБК [Электронный ресурс]: http://www.sarbc.ru/ (дата обращения 26.03.2017).
4. Официальный сайт группы предприятий ФосАгро [Электронный ресурс]: https://www.phosagro.ru/ (дата обращения 27.03.2017).
5. Мозгачев, М.И. Механизмы формирования человеческого потенциала в сфере малого бизнеса и молодежного предпринимательства // В сборнике: Подготовка управленческих и партийных кадров: традиции и современность (К 90-летию открытия Комвуза в Саратове) 2013. С. 144-146.
YOUTH MARKET FOR LABOR MARKET OF SARATOV REGION: PROBLEMS
AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
M.I. Mozgachev, candidate of economic sciences A.S. Bodrova, student
Balakovo branch the Russian presidential academy of national economy and public
administration
(Russia, Balakovo)
Abstract. This article examines the situation in the labor market of the Saratov region, identifies the reasons why young people can not find work, and also considers regional programs to reduce tensions in the youth labor market.
Keywords: youth, labor market, social programs, causes of youth unemployment, competition, employment.