Научная статья на тему 'Молодежный рынок рабочей силы и инновационное предпринимательство в России'

Молодежный рынок рабочей силы и инновационное предпринимательство в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежный рынок рабочей силы и инновационное предпринимательство в России»

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Молодежный рынок рабочей силы и

инновационное предпринимательство в России

61.

Аннотация: Вовлечение молодежи в инновационное предпринимательство в регионе через систему высшего профессионального образования и венчурную инфраструктуру обеспечивает сбалансированную модель компетенций специалиста и быструю адаптацию на рынке рабочей силы. Ключевые слова: Молодежный рынок рабочей силы, инновации, бизнес-инкубатор, предпринимательство, квалифицированные специалисты, система образования, безработица

Smirnova T.L. The youth market of labor and innovative business in Russia

Youth labor market, innovation, business incubator, entrepreneurship, skilled specialists, system of education, unemployment

Keywords: Involvement of youth specialists in innovation enterprise in region through system of the education and innovation infrastructure are provides the balanced model a competency of specialist and quick adaptation on the labor market.

Молодежный рынок наиболее емкий сегмент рынка рабочей силы, занимает в отдельных регионах высокую долю в общей структуре экономически активного населения, сформированный неоднородными возрастными группами 16-29 лет. Специфика этого сегмента рынка заключается в том, что профессиональная мобильность данной категории работников ограничена из-за низкой конкурентоспособности, отсутствия или недостаточной квалификации, образовательного уровня. Поведение молодежи на рынке рабочей силы имеет определенную закономерность и формирует группу риска, неустойчивость жизненных позиций, высокие требования к рабочему месту. Регионализация молодежного рынка рабочей силы проявляется в различии территориальных уровней безработицы, социальной напряженности, разной степени профессиональной и квалификационной насыщенности и уровне потенциального спроса на молодых работников.

Уровень социальной напряженности и безработицы по возрастным группам молодежи неоднороден. Сокращение численности занятых в возрасте до двадцати лет наблюдалось в 2010 году в результате желания молодежи отложить выход на рынок рабочей силы для получения более высокого уровня образования и повышения уровня профессиональной мобильности, формирования карьеры. Численность занятости молодежи в возрасте 21-24 года за 20002010 годы практически не изменилась [2]. Такая ситуация отражает относительную устойчивость поведенческих моделей и рациональных ожиданий молодых специалистов от рынка рабочей силы. Численность занятых возрастных групп 25-29 лет за рассматриваемый период имела тенденцию роста в структуре экономически активного населения страны, так как стали более доступными информационные технологии для поиска рабочего места, выбора условий занятости и желаемого уровня оплаты труда.

В России доля занятости младших возрастных групп экономически активного населения в возрасте до 30 лет в неформальном секторе экономики за 2000-2010 годы постепенно увеличивалась. За рассмотренный период в неформальном секторе экономики занятость возрастной группы до двадцати лет выросла с 23% до 33%, возрастной группы 20-24 года увеличилась с 13% до 21%, в возрастной группе 25-29 лет увеличилась с 15 до 19% [2]. До двадцати лет уровень неформальной занятости выше у женщин, а в возрастной группе 20-29 лет - у мужчин из-за перехода женщин в формальный сектор экономики в старшем возрасте или ухода в категорию экономически неактивного населения. Занятые в неформальном секторе экономике женщины чаще имеют более высокий уровень профессионального образования (высшее и среднее специальное), а мужчины характеризуются более низким уровнем профессионального образования с преобладанием начального профессионального и полного общего.

Увеличение уровня занятости младших возрастных групп в возрасте до 30 лет на рынке рабочей силы России связано с расширением совокупного спроса на рабочую силу и созданием

Смирнова Татьяна Леонидовна

к.э.н., СТИ НИЯУ МИФИ доцент кафедры экономики

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале новых рабочих мест в городской и сельской местности. В 2010 году в возрастной группе до двадцати лет в структуре официальной занятости преобладали неквалифицированные рабочие, занятые в сельском хозяйстве, продавцы, специалисты инженерных направлений со средней квалификацией, занятые в сфере предоставления индивидуальных услуг. В 2010 году в возрастной группе 20-29 лет в структуре занятости преобладали специалисты высшей квалификации, продавцы одежды, специалисты в области финансов со средней квалификацией, водители.

Условия выхода младших возрастных групп на рынок рабочей силы жестко регламентированы возрастным цензом. Экономически активное население в возрасте 16-29 лет является многочисленной группой безработных, часть из которой не имеет профессионального образования. Льготы в области занятости при найме работников возраста 16-18 лет снижают их конкурентоспособность на рынке, приводя к сокращению занятости этой группы в первую очередь по сравнению с другими группами экономически активного населения. Наибольший уровень безработицы в 2010 году наблюдался в возрастной группе до 20 лет и составил 30%. В этой возрастной группе уровень безработицы сельского населения был ниже, чем у городского. В последующих старших возрастных группах уровень безработицы выше у городских жителей. В этот же год уровень безработицы в возрастной группе 20-24 года составил 16%, а в возрасте группе 25-29 лет -10%. За 2000-20010 годы уровень безработицы младших возрастных групп в возрасте до двадцати и 20-24 года практически не изменился [2]. В возрасте до 20 лет в 2010 году высокая численность безработных была характерна для Дальневосточного, Приволжского и Сибирского федеральных округов. В возрасте 20-29 лет в 2010 году наибольшая численность безработных находилась в Дальневосточном, Южном, Уральском федеральных округах страны.

Неустойчивые позиции на рынке рабочей силы имеют выпускники учебных заведений в возрасте 20-24 лет с высшим и средним специальным образованием, которым достаточно трудно найти работу по специальности из-за отсутствия необходимого практического навыка. Несмотря на определенные трудности в трудоустройстве, эта возрастная группа имела высокий уровень доходов, так как обладала высокой степенью адаптации. На рынке рабочей силы страны за последние годы сформировалась тенденция: чем выше образовательный уровень молодежи, тем ниже ее уровень безработицы и численность, участвующих в неформальной занятости.

Снижение возраста выхода младших возрастных групп на рынок рабочей силы повышает фрикционную безработицу. Несоответствие профессиональной и квалификационной структуры предложения младших возрастных групп спросу на них усиливает дисбаланс национального рынка рабочей силы. У более молодых возрастных групп на рынке рабочей силы ниже уровень требований к рабочему месту и менее продолжительный поиск работы [3]. Сравнение российского молодежного рынка рабочей силы с европейскими странами показывает сходные тенденции, неустойчивые позиции в поиске рабочего места на рынке рабочей силы.

Трудности трудоустройства младших возрастных групп на рынке рабочей силы в том, что они имеет слабые профессиональные навыки, высокий риск получения низкооплачиваемой работы, поэтому откладывают свой выход на рынок рабочей силы. Система начальной и средней профессиональной подготовки работников отстает от требований спроса, предъявляемого на рынке рабочей силы. Расширение использования гибких, нестандартных форм занятости содействует повышению уровня занятости младших возрастных групп в общей структуре, снижает социальную напряженность на локальных рынках рабочей силы.

В городах федерального значения доля молодежи возраста до двадцати лет в структуре предложения на рынке рабочей силы минимальна и составляет 4-5% экономически активного населения, что значительно ниже, чем в среднем по стране. Города Москва и Санкт-Петербург являются емкими и динамичными рынками рабочей силы для возрастной группы 20-29 лет, так как темпы создания рабочих мест в этих городах выше темпов заполнения рабочих мест. Улучшению ситуации на молодежном рынке рабочей силы способствуют следующие меры региональных органов власти: создание ученических рабочих мест; развитие системы партнерства между предприятиями и учебными заведениями; введение в образовательный процесс для молодежи курсов, изучающих технологии поиска работы и самопрезентации; развитие инфор-

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале мационно-консультационных услуг для молодежи; мониторинга и прогнозирования профессиональной и квалификационной структуры спроса на рынке рабочей силы.

Территориальное неравенство страны формирует разные адаптационные возможности молодежи на рынке рабочей силы. Существует поляризация в поведении молодежи на рынке рабочей силы в условиях депопуляционных процессов. Увеличивается мобильность части молодежи в структуре экономически активного населения, повышается ее образовательный уровень при первичном вступлении на рынок рабочей силы. Часть молодежи в поиске работы ориентирована на высокодоходные сектора экономики. Большую роль играют социальные формы адаптации молодежи на рынке рабочей силы, связанные с повышением образовательного уровня и мобильности профессиональной квалификации.

Анализ сегментов рынка рабочей силы показывает, что в период кризиса российской экономики в 2008-2009 годы часть молодых специалистов была не востребованной, предложение превышало спрос на рынке рабочей силы. Несбалансированность рынка рабочей силы младших возрастных групп в стране приводила к тому, что каждый второй молодой специалист был не трудоустроен, либо работал не по специальности. Обозначившийся рост экономики в 2010 году, влияющий на формирование структуры спроса на молодых специалистов на российском рынке рабочей силы, и демографические сдвиги в стране вызвали постепенное расширение спроса на эту категорию работников.

Данная тенденция с ростом депопуляционных процессов в стране будет усиливаться. Снижению барьеров при вступлении младших возрастных групп на рынок рабочей силы и приближению структуры спроса к структуре предложения на рынке способствует разработка системы мер создания рабочих мест для молодых специалистов в государственном секторе экономики и развитие программ межтерриториальной трудовой миграции, снижение возраста вступления молодежи на рынок рабочей силы, поддержка венчурного и технологического предпринимательства среди молодых специалистов, расширение сферы применения временной и неполной занятости. Развитие технологического молодежного предпринимательства на основе инновационной инфраструктуры вузов с помощью бизнес-инкубаторов обеспечивает формирование предпринимательских навыков и возможность самозанятости молодых специалистов.

К инновационному предпринимательству относятся виды деятельности: поиск новых идей, поиск новых ресурсов, создание предприятия, получение дохода от предпринимательской деятельности. Цель функционирования инновационных предприятий на рынке заключается в снижении издержек производства и захвате значительного сегмента потребителей. В условиях рыночной экономики успех инновационного предприятия зависит от разных факторов: устойчивости и объема спроса на инновации, уровня используемых технологий, организации финансирования деятельности, рекламных акций для потребителей продукции, доступности инновационной инфраструктуры. Инновационное предпринимательство выполняет общественную функцию, заключающуюся в предоставлении новых товаров и услуг с оптимальной структурой издержек [4].

Преимуществами инновационных фирм на рынке является оперативное принятие управленческих решений, высокий уровень коммуникационной культуры и ведения бизнеса, прозрачность экономических отношений, гибкая политика взаимодействия с конкурентами, мобильность в привлечении необходимых ресурсов, ориентация на малые рынки сбыта. В зарубежных странах: США, Великобритания, Франция, Германии, Израиль, Китай, Австралия более 30% студентов 2-3 года обучения в колледжах и университетах участвуют в молодежном технологическом и инновационном предпринимательстве. Национальные венчурные ассоциации стран поддерживают молодежные проекты и стимулируют формирование инновационной культуры бизнеса [1].

К государственным технологиям содействия молодежному инновационному предпринимательству в России относятся грантовое целевое финансирование проектов и создание стартапов, финансирование курсов подготовки инновационных менеджеров и предпринимателей, субсидирование процентной ставки по кредитам, налоговые каникулы, венчурное финансирование, открытый доступ к инновационной инфраструктуре. Опыт создания малых форм

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале бизнеса для молодых специалистов с участием вузов, выбор инновационной стратегии фирмы, поиск эффективных маркетинговых технологий продвижения продукции на рынок, привлечение венчурных инвестиций для бизнеса стимулирует деловую и профессиональную активность, снижает уровень безработицы и повышает гибкость экономического поведения работника на региональном рынке.

Литература:

1. Центр предпринимательства США и России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfe.ru (дата обращения 25.05.2012);

2. Росстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru. (дата обращения 25.05.2012);

3. Рощин С.Ю. Переход: «учеба-работа»: омут или брод? / Препринт WPЗ / 2006/10. - М.: ГУ ВШЭ, 2006. -52 с;

4. Шабуришвили М.В. Содержание и формы инновационного предпринимательства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru (дата обращения 25.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.