ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ЭКСТРЕМИЗМОМ
УДК 159.9: 34 ББК 88
© 2016 г. А. В. Мещерякова,
доцент кафедры психологии управления и юридической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета кандидат юридических наук, доцент. Тел.: 8 (863) 243-06-11.
МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В РОССИИ: ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
В статье рассматриваются проблемы исследования молодежного экстремизма с позиции правовой психологии и правового сознания. Отмечается четкая взаимосвязь между уровнем сформированности нравственности, правового сознания и возникновением агрессии, обусловленной экстремистскими действиями со стороны современной молодежи.
Ключевые слова: молодежный экстремизм, экстремистские действия, девиантная группа, агрессивное поведение, экстремальная ситуация, правовое мышление, нравственно-правовая социализация, правовая установка, психологическое состояние.
A. V. Meshcheryakova - Associate Professor, Department of Management Psychology and Legal Psychology,
Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, PhD in Law, Associate Professor.
YOUTH EXTREMISM IN RUSSIA: CAUSES OF FORMATION AND WAYS TO OVERCOME
The article discusses the study of youth extremism from the position of legal psychology and legal consciousness. There is a clear link between the level offormation of morals, legal consciousness and the emergence of aggression associated with extremist actions by young people today.
Key words: youth extremism, extremist actions, a group of deviant, aggressive behavior, extreme situation, legal reasoning, moral and legal socialization, legal setting, psychological state.
За достаточно короткий срок экстремизм превратился в одну из главных проблем как для России, так и для зарубежных стран. Отечественный опыт исследования проблем молодежи и анализ реальных событий показывают, что роль экстремизма сегодня оказывается явно недооцененной, и это во многом способствует его дальнейшей эскалации. Учитывая тот факт, что сегодня «лики экстремизма» более чем разнообразны, социальная острота исследования данного явления неуклонно нарастает [4, с. 416].
Понятие экстремизма в научной литературе трактуется достаточно широко, и в целом его можно рассматривать как вид насильственного поведения, которое выражается в приверженности к крайним взглядам и действиям в политике.
Важный вклад в изучение проблемы экстремизма внесли Ю. И. Авдеев, Ю. М. Анто-нян, С. С. Босхолов, В. И. Замковой, Е. Г. Ляхов, Н. Д. Литвинов, В. Е. Петрищева и др.
В работах отечественных ученых прослеживается четкая взаимосвязь между нравственностью, правосознанием, возникновени-
ем агрессии и, следовательно, экстремистских действий со стороны современной молодежи [5, с. 217]. В последние годы проблема экстремизма приобретает междисциплинарный характер и привлекает к себе все большее внимание правоведов, политологов, социологов и психологов. Но, несмотря на развернутую историю, исследования экстремизма с позиции правового сознания, правовой психологии еще только начинаются. В отечественной психологии теоретические и практические разработки по этой проблеме немногочисленны и крайне разрозненны. Чтобы охарактеризовать этот феномен во всех его проявлениях, ученые исследуют психологическую природу экстремизма, стремятся найти причины, классифицировать и типизировать случаи молодежного экстремистского поведения.
Следует отметить, что экстремизм, в том числе и молодежный, сопровождал человечество на протяжении многих веков. Если под экстремизмом понимать крайнюю форму агрессии и насилия, соединенную с отсутствием толерантности, то примеров подоб-
ной формы поведения в истории можно встретить немало [12, с. 40-50]. Его проявления разнообразны - от возбуждения гражданской ненависти или вражды в малых социальных группах до функционирования незаконных вооруженных формирований и совершения террористических актов. Неприятие инакомыслия, сопровождающееся стремлением к его истреблению, является признаком людей с низким уровнем общей и правовой культуры, правового сознания, воспитания, образования. Неуправляемое желание компенсировать собственные комплексы и неудачи служит стимулом в формировании патологических желаний насилия, агрессии, других деструктивных стремлений личности и тем самым обретения «значимого» статуса в обществе самыми неадекватными способами [1, с. 26-33].
Особый интерес в рамках обозначенной проблемы представляет концепция молодежной субкультуры, которая рассматривается как культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, групповых норм, ценностей и стереотипов поведения. Так, например, досуг воспринимается юношеством как основная сфера жизнедеятельности, внутри которой молодежная среда интенсивно формирует самые разнообразные субкультурные движения. Хотя молодежную субкультуру легче обосновывать теоретически, чем отслеживать эмпирически, степень ее влияния на формирование экстремистских настроений можно выявить путем анализа состояния системы ценностей современной молодежи, уровня ее нравственно-правовой социализации [8, с. 37-45]. Рассматривая феномен экстремизма, следует упомянуть о том, что он прорастает чаще не столько в общностях с низким уровнем общей культуры, сколько с культурой разорванной и деформированной и присущ тем обществам и группам, которые не только принимают идеологию насилия, но и проповедуют нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. Такое «перерожденное» правосознание трансформируется в преступное сознание, которое характеризуется идейной готовностью и ориентированностью на решительные противоправные действия. И. А. Ильин с своих трудах справедливо называл такое правосознание пренеб-реженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим [ 6,с. 235].
Пренебрежение действующими в обществе
правилами и нормами поведения, а иногда и полное их отрицание со стороны молодого поколения в последние десятилетия, к сожалению, становится нормой поведения. Все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с проблемой формирования правового сознания российской молодежи, профилактики его дефектов и деформаций. Немаловажная роль при этом отведена и изучению способов регуляции социальных взаимодействий молодежи в социуме. Резкие социальные перемены и крушение традиционной организации общества, происходящие на постсоветском пространстве, неизменно приводят к росту агрессивного поведения, насилия и терроризма в молодежной среде. Возникающий в такие периоды ценностно-нормативный вакуум служит причиной деформации ценностных и нормативных ориентаций молодежи, крушения основных жизненных приоритетов, что и порождает разнообразные проявления молодежных девиаций [7, с. 63-67].
Молодые люди представляют собой большую социальную группу, имеющую своеобразные социальные и психологические черты, зависящие от возрастных особенностей их психического становления. Духовный мир молодежи формируется под влиянием социума, а если учесть, что для этого возраста характерными являются эмоциональная лабильность, отсутствие знаний и навыков в разрешении конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к формированию различных девиаций [13, с. 3]. Истоком экстремистского поведения служат деформации в социальной и культурной жизни общества. Среди основных причин, способствующих росту таких девиаций молодежи, первостепенное значение приобретает социальное неравенство, недостаточная социальная зрелость, а желание любой ценой самоутвердиться в мире взрослых влечет за собой формирование агрессивных и девиант-ных форм поведения, реализующихся путем совершения правонарушений. К деформациям личности также приводит снижение уровня общего образования и культуры молодых людей, разрыв межпоколенной преемственности ценностно-нравственных установок, влияющий в целом на снижение показателей гражданственности и патриотизма населения [11, с. 58].
Преступления экстремистского характера, как правило, совершаются лицами, входящи-
ми в состав многочисленных молодежных девиантных групп, нередко превращающихся в экстремистские группировки. Стремление подростков совершать преступления или иные действия антиобщественной направленности в составе группы имеет под собой психологическое обоснование. Общеизвестно, что подростки в силу особенностей возрастной периодизации особенно восприимчивы к влиянию сверстников. Желая быть признанными в своей среде, подростки ищут компании, которые могли бы их принять и оценить [3, с. 207]. Групповое молодежное девиантное поведение, имеющее общую идею (порой экстремистскую), сплачивает молодых людей, формируя цель их существования. Причем экстремистская девиация может служить ответной реакцией на некоторые девиантные проявления иных групп лиц (например, коренного населения в отношении мигрантов). Все это приводит к криминализации сознания, искажая систему ценностных ориентаций молодого поколения.
Отношение личности к праву, правопорядку и законности находится в прямой зависимости от его правовых установок, убеждений, навыков правомерного поведения. Это свойство нравственного порядка. Только благодаря высокому уровню правового сознания уважение к закону у индивида превращается в его личное убеждение. Правовое сознание и правовая психология, составляющие внутреннюю сторону правовой системы общества и глубоко пронизывающие правоотношения, регулируют поведение людей и зачастую выступают инструментом достижения социальной стабильности в обществе [2, с. 23-30]. Кроме этого, правовое сознание, представляя собой составную часть всей нравственно-правовой культуры личности, неотделимо от задач, обеспечивающих разработку мер специально-предупредительной и воспитательной деятельности молодого поколения. Формирование «чувства права» и развитие правового мышления молодежи занимают ведущее место в объемном перечне работы по повышению уровня нравственно-правового сознания в данной среде. Сегодня, в период глубоких общественных преобразований, когда в корне меняются представления людей о праве, законах и государстве, формирование позитивной правовой психологии приобретает особый смысл.
В основе формирования правовой психо-
логии (правосознания в целом) лежит вся многообразная совокупность факторов социальной и психологической действительности. Именно «на базе потребностей (их осознания) и знаний о мире возникает социально-ценностная ориентация в форме социальных установок и оценок, которые могут быть названы первичными аналитическими формами социально-психологического процесса» [10, с. 46]. При этом следует особо подчеркнуть, что сама социально-психологическая установка рассматривается как достаточно четкое выражение ценностной ориентации в форме социально детерминированной предрасположенности личности (группы) к заранее определенному отношению-позиции к данной вещи (человеку, явлению, событию). Практически все явления и события, поступки и действия, принципы и нормы, политические и идеологические установки, нравственные и правовые отношения несут в себе социальные и психологические начала, отражаются в сознании и фиксируются в соответствующих его формах, способствуя возникновению определенных целей, мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, формируют содержание правовой идеологии и правовой психологии личности, побуждают субъекта общественного отношения к принятию необходимого решения и осуществлению адекватного действия.
Важнейшим направлением противодействия молодежному экстремизму является предупредительная работа, направленная на активное противодействие экстремистским проявлениям. Небывалую актуальность в настоящее время приобретает задача воспитания чувства уважения, почтительного отношения к закону, которая состоит не только в воздействии на чувства молодого человека, но и на его поведение, соответствующее этим чувствам. В основу такого воспитания положено создание общегосударственной программы, включающей в себя как правоохранительный, так и психологический, социальный аспекты по устранению условий для развития экстремизма. Наиболее часто в специальной литературе такая деятельность рассматривается как предупредительные меры, связанные с устранением внешних причин, факторов и условий, способствующих формированию противоправного поведения [9, с. 81-85].
Однако, с нашей точки зрения, указанные предупредительные меры необходимо допол-
нить еще и активными действиями, направленными на мониторинг внешней среды и выделение среди молодежи так называемой «группы риска», способной неадекватно реагировать на происходящие в ней изменения.
Литература
1. Баева Л. В. Проблема противостояния молодежному экстремизму в современной России // Информационное сопровождение геополитической безопасности территорий Юга России и прикаспийского региона: матер. Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань, 2010.
2. Баранов П. П., Мещерякова А. В. Правовая психология курсантов вузов МВД России. Ростов н/Д, 2000.
3. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. М., 2009.
4. Волков Ю. Г. Социология: учеб. Ростов н/Д, 2012.
5. Ефименко Л. А. Криминологический анализ взаимосвязи правосознания и преступности несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004.
6. Ильин И. А. О сущности правосознания. М.,1993.
7. Кочергин Р. О. Некоторые криминологические аспекты противодействия молодежному экстремизму в России // Юрид. вестн. Ростов. гос. экон. ун-та. 2008. № 1.
8. Кочергин Р. О. Противодействие молодежному экстремизму: правовые и криминологические проблемы: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
9. Мещерякова А. В., Мещерякова С. Н. О формировании пускового механизма правового поведения личности // Философия права. 2015. № 1.
10. Покровский И. Ф. Формирование правосознания личности. Л., 1972.
11. Тамаев Р. Борьба с экстремизмом: необходимо международное сотрудничество // Законность. 2007. № 6.
12. Тарабрина Н. В., Ворона О. А., Быхо-вец Ю. В. Представления о теракте у населения различных регионов России // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 6.
13. Томалинцев В. Н. Экстремизм в молодежной среде // Социология молодежи: учеб. / под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 1996.
При этом в обществе должны быть созданы условия для воспитания позитивных психолого-правовых механизмов, опираясь на которые молодое поколение сможет активно противостоять негативной внешней среде.
Bibliography
1. Baeva L. V. The problem of the opposition youth extremism in modern Russia // Information support to the geopolitical security of the territories of Southern Russia and the Caspian region: proceedings of the International scientific-practical conference . Astrakhan, 2010.
2. Baranov P. P., Meshcheryakova A. V. Legal psychology students of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia. Rostov-on-Don, 2000.
3. Berkovets L. Aggression: causes, consequences and control. Moscow, 2009.
4. Volkov Yu. G. Sociology: the manual. Rostov-on-Don, 2012.
5. Efimenko L. A. Criminological analysis of the relationship ofjustice and juvenile delinquency: dis. ... PhD in Law. Krasnodar, 2004.
6. Ilyin I. A. About essence of sense ofjustice. Moscow, 1993.
7. Kochergin R. O. Some criminological aspects of counteraction to youth extremism in Russia // Legal Bulletin of the Rostov state economic University. 2008. № 1.
8. Kochergin R. O. Countering youth extremism: a legal and criminological problems: dis. ... PhD in Law. Moscow, 2008.
9. Meshcheryakova A. V., Meshcheryakova S. N. On the formation of a releaser legal behavior of the individual // Philosophy of Law. 2015. № 1.
10. Pokrovsky I. F. Formation of legal consciousness of person. Leningrad, 1972.
11. Tamaev R. The Fight against extremism: international cooperation is needed // Legality. 2007. № 6.
12. Tarabrina N. V., Vorona O. A., Bykho-vets Yu. V. Jdeas about the terrorist attack at the population of different regions of Russia // Psychological journal. 2007. T. 28. № 6.
13. Tomalintsev V. N. Extremism in the youth environment // Sociology of youth: a textbook / ed. by V. T. Lisovski. St. Petersburg, 1996.