Научная статья на тему 'Молодежное представительство как форма проявления общественно-политической активности молодежи'

Молодежное представительство как форма проявления общественно-политической активности молодежи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
874
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / POLITICAL ACTIVITY OF YOUTH / YOUTH REPRESENTATION / YOUTH PARLIAMENTARISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гукова Ирина Николаевна

В статье показана роль институтов молодежного представительства, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, в развитии общественно-политической активности российской молодежи. Выделены конкретные формы молодежного представительства, встречающиеся в российской практике (молодежные парламенты, молодежные правительства, молодежные общественные палаты и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гукова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH REPRESENTATION AS FORM OF MANIFESTATION OF POLITICAL ACTIVITY OF YOUTH

In article the role of institutes of the youth representation created at bodies of legislative and executive power of different level, in development of political activity of the Russian youth is shown. The concrete forms of youth representation meeting in the Russian practice (youth parliaments, the youth governments, youth civic chambers, etc.) are allocated

Текст научной работы на тему «Молодежное представительство как форма проявления общественно-политической активности молодежи»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CEРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

№ 1. 2013

УДК 316.346.3

МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Гукова Ирина Николаевна

старший преподаватель Белгородский государственный университет, Белгород

Gukova_I@bsu. edu. ru

Аннотация. В статье показана роль институтов молодежного представительства, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, в развитии общественно-политической активности российской молодежи. Выделены конкретные формы молодежного представительства, встречающиеся в российской практике (молодежные парламенты, молодежные правительства, молодежные общественные палаты и др.).

Ключевые слова: общественно-политическая активность молодежи; молодежное представительство; молодежный парламентаризм.

YOUTH REPRESENTATION AS FORM OF MANIFESTATION OF POLITICAL ACTIVITY OF YOUTH

Gukova Irina Nikolaevna

senior lecturer Belgorod State University, Belgorod

Abstract. In article the role of institutes of the youth representation created at bodies of legislative and executive power of different level, in development of political activity of the Russian youth is shown. The concrete forms of youth representation meeting in the Russian practice (youth parliaments, the youth governments, youth civic chambers, etc.) are allocated

Key words: political activity of youth; youth representation; youth parliamentarism.

Проблемы интеграции молодежи в общественно-политическую жизнь всегда были в центре внимания политиков, научной общественности. Только ответственная и социально активная молодежь может стать гарантом гражданского общества и демократического государства в России. Важно, чтобы сегодня молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с государством, участию в решении различных проблем, существующих в современном обществе. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном), является развитие социальной активности молодых людей, гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня [1].

Однако механизм участия молодежи в управлении государством сегодня несовершенен. Доля молодых граждан в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления крайне мала. В то же время необходимость налаживания сотрудничества государственных и муниципальных органов власти с молодежью, молодежными общественными объединениями и другими организациями, средствами массовой информации в интересах решения молодежных проблем огромна [2; с. 90].

Для решения обозначенных проблем необходимо формирование действенных структур по защите прав и законных интересов молодежи. Шагом в этом направлении стал феномен молодежного самоуправления. Молодежное самоуправление - это форма управления, предполагающая активное участие молодежи в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, затрагивающих ее жизнедеятельность, защиту прав и интересов. Молодежное самоуправление включает в себя школьное, студенческое самоуправление, а также самоуправление, осуществляемое через создание при органах государственной и муниципальной вла-

2

сти особых консультативно-совещательных структур молодежи, часто обозначаемых понятием «молодежный парламентаризм».

Молодежный парламентаризм - это система представительства прав и интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти и местного самоуправления специальной общественной консультативносовещательной структуры молодежи в виде молодежного парламента, молодежного правительства, молодежной палаты, молодежного совета и др.

Целью развития молодежного представительства является привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах [3].

В рамках своей компетенции органы молодежного самоуправления выполняют такие функции как представление интересов молодежи в органах власти; участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики; подготовка молодых кадров; проведение общественно полезных мероприятий; просветительская деятельность.

В Российской Федерации можно выделить следующие формы молодежного представительства:

Молодежные парламенты при органах законодательной власти. Данная организационная форма характеризуется тем, что молодежные парламенты создаются на основе решения органа законодательной власти и действуют на основании утвержденного им Положения. Являясь общественным консультативным (совещательным) органом, они участвуют в разработке нормативно-правовых актов, и других документов в сфере государственной молодежной политики. Члены молодежно-

3

го парламента избираются от максимального возможного количества территорий, образовательных учреждений, других организаций, молодежных общественных объединений. Определение регламента работы, в частности принятия решений, осуществляется самостоятельно молодежным парламентом. В структуру парламента входят комитеты, комиссии и другие рабочие органы, перечень и состав которых определяется внутренними документами, регламентирующими деятельность молодежного парламента.

Достоинством такой формы является то, что молодежные парламенты получают официальный статус, предоставляемый законодательной властью. В данном случае ни одна общественная организация не сможет претендовать на монопольное использование созданного органа молодежного самоуправления в своих интересах.

Молодежные парламенты и правительства, функционирующие при органах исполнительной власти. Примеры создания таких парламентских структур существуют в различных регионах Российской Федерации. Они действуют при мэре города, комитете или отделе по молодежной политике города или региона. В данном случае молодёжное правительство действует на основании постановления губернатора или правительства субъекта Российской Федерации, утверждающего его структуру, цели, задачи и функции, которое в установленном порядке участвует в работе органов исполнительной власти, реализует конкретные программы и проекты. При этом Молодежное правительство как орган управления формируется на основе открытого конкурса, выборов или путем назначения [4].

К примеру, Молодежное правительство Белгородской области создано в 2000 году в целях содействия в обучении и формировании кадрового резерва управленческих структур области, привлечения студентов высших учебных заведений, аспирантов, молодых управленцев,

проживающих в области, к решению задач, стоящих перед правительст-

4

вом администрации области. Оно осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Белгородской области и является совещательным органом при главе администрации области, функционирующим на общественных началах. Молодежное правительство формируется на конкурсной основе из молодых людей (студентов и аспирантов вузов), молодых управленцев до 35 лет, проживающих в области. В качестве целей деятельности Молодежного правительства рассматривается содействие в обучении и формировании кадрового резерва для управленческих структур области. В компетенцию Молодежного правительства входит разработка проектов программ развития экономики, социальных отношений, участие в реализации базовых направлений государственной молодежной политики региона. Молодежное правительство имеет право разрабатывать и предлагать проекты нормативных актов и предложений по проблемам, относящимся к компетенции Молодежного правительства, организовывать совещания, консультации, круглые столы и другие мероприятия с приглашением представителей государственных и иных органов и организаций; создавать экспертные и рабочие группы по вопросам своей компетенции. Молодежное правительство формируется на конкурсной основе. Численный состав каждого департамента, управления, отдела Молодежного правительства определяется департаментами правительства администрации области. Руководящим органом Молодежного правительства является Совет Молодежного правительства, в который входят председатель, его заместители - начальники департаментов Молодежного правительства. Работой Совета руководит председатель Молодежного правительства.

Еще одной формой молодежного представительства во власти являются Молодежные общественные палаты. Общественная молодежная палата при Государственной Думе Российской Федерации - это совещательный, консультативный орган, осуществляющий свою деятель-

5

ность на общественных началах. Ее основная цель - содействие деятельности Российского парламента в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи. Общественная молодежная палата была создана в 2001 году с целью изучения проблем молодежи в России, своевременного реагирования на них органов государственной власти, содействия деятельности Государственной Думы Российской Федерации в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, подготовки рекомендаций по решению молодежных проблем. Молодежная палата создана на добровольной основе из представителей общественных молодежных палат (молодежных парламентов) при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с положением в ее состав входит только по одному представителю от общественных молодежных палат (молодежных парламентов), официально созданных при законодательных органах государственной власти Российской Федерации. Регламентированы возрастной ценз для членства в Общественной молодежной палате - до 30 лет и срок действия полномочий - он составляет один год.

Деятельность Общественной молодежной палаты ведется в комиссиях, которые организовывают работу по направлениям своей деятельности с соответствующими комитетами и комиссиями Государственной Думы. Заседания палаты проводятся три раза в год. При необходимости могут быть организованы внеочередные заседания. Молодежная палата разрабатывает и принимает рекомендации для рассмотрения в соответствующих комитетах Государственной думы.

Во многих регионах Российской Федерации созданы и функционируют региональные молодежные общественные палаты. Можно предположить, что наряду с Молодежным парламентом, они смогут стать реальным механизмом лоббирования интересов многочисленных групп

молодежи в органах государственной власти на региональном уровне.

6

К форме молодежного представительства также относятся Молодежная парламентская ассамблея, действующая при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации и представляющая собой верхнюю молодежную парламентскую палату и Молодежная Дума России.

Молодежная парламентская ассамблея Российской Федерации - это представительный, постоянно действующий совещательный орган при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации, выполняющий задачи по взаимодействию Совета Федерации с молодежными парламентами и молодежными правительствами субъектов Российской Федерации, а также с молодежными общественными объединениями по вопросам государственной молодежной политики. В состав ассамблеи входят представители региональных молодежных парламентов. В структуре ассамблеи функционирует Совет по взаимодействию Совета Федерации с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации и молодежными общественными объединениями. Главной задачей деятельности Молодежной парламентской ассамблеи является способствование взаимодействию Совета Федерации с молодежными парламентами и молодежными общественными объединениями субъектов Российской Федерации в плоскости государственной молодежной политики.

Опыт функционирования молодежных парламентов в России и во всем мире указывает на то, что данные структуры имеют все возможности для внесения заметного вклада в процесс демократизации общественной и политической жизни нашей страны, отдельных ее регионов с муниципальными образованиями.

Молодежная Дума России была создана в январе 2002 года как молодежная парламентская структура, объединяющая представителей различных молодежных общественных и политических структур из регионов

Российской Федерации. Молодежная Дума представляет собой дискусси-

7

онный механизм для обсуждения актуальных общественно-политических вопросов и выработки согласованных решений. Она сотрудничает с ключевыми структурами, занимающимися молодежной политикой и молодежным парламентаризмом в стране: Общественной молодежной палатой и Советом по делам студентов при Государственной Думе Российской Федерации, Российским союзом молодежи, департаментом по молодежной политике Минобразования Российской Федерации и др. Депутаты Молодежной Думы организуют слушания по молодежным проблемам, принимают участие в качестве соорганизаторов в мероприятиях других молодежных структур федерального и регионального уровня. В рамках деятельности Молодежной думы ведется международное сотрудничество с организациями ближнего и дальнего зарубежья.

Сегодня Молодежная Дума России играет роль единой коммуникативной площадки для представителей молодежи различной политической ориентации, для выработки и последующего лоббирования согласованных решений по наиболее важным социально-политическим проблемам.

С целью развития молодежного парламентаризма в России в 2005 году создан Центр развития молодежного парламентаризма, аккумулирующий опыт работы команды молодых лидеров из разных регионов России по развитию молодежного парламентского движения. Центр осуществляет деятельность по привлечению молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства и общества, к развитию территорий, на которых она проживает, разработке и реализации эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах, прежде всего - молодежных парламентах.

Мероприятия по развитию молодежного парламентаризма, проводимые на федеральном уровне, простимулировали активное появление

8

новых молодежных парламентские структур в субъектах Российской Федерации. Сегодня в 53 субъектах на региональном уровне, в 63 субъектах - на муниципальном уровне созданы и действуют молодежные парламентские структуры [5]. В ряде российских регионов консультативносовещательные структуры имеют реальное право выступать с позиции всей молодежи, активно взаимодействуют с властью, переходят из объекта в субъект реализации государственной молодежной политики [6]. В 32 регионах функционируют как молодежные парламенты, так и иные органы молодежного самоуправления на муниципальном уровне (более 420 подобных организаций). На местном уровне такие структуры значительно ближе к молодым гражданам, что в перспективе позволит им стать реальным аккумулятором идей молодежи и содействовать реализации молодежной политики на муниципальном уровне.

Подобные формы проявления общественно-политической активности молодежи положительно оцениваются российскими гражданами. По результатам исследования, проведенного в регионах ЦФО РФ, 50 % респондентов указали на то, что молодежные парламенты и иные молодежные парламентские структуры являются благоприятным полем для выявления молодых лидеров, интересующихся общественнополитической и управленческой деятельностью, через эти формы и методы работы в рамках системы молодежного парламентаризма молодые люди могут получать необходимые академические знания и приобретать практические навыки управленческой работы. В то же время 25 % респондентов констатировали, что молодежные парламенты формируют группы единомышленников с активной жизненной позицией, готовых поддержать и совместно реализовывать идеи и программы органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на развитие региона (муниципального образования). Это условие формирует коллективное начало и обеспечивает межличностную гармонизацию взаимоотношений в молодежной среде. 25 % опрошенных высказа-

9

ли мнение о том, что практическая работа молодых людей и их знакомство с законотворческой, управленческой и общественной деятельностью является важным компонентом подготовки грамотных специалистов, способных решать жизненно важные проблемы молодежи [7;с. 88].

На сегодняшний день молодежные парламентские структуры созданы в большинстве регионов Российской Федерации. Среди них Молодежный Парламент Республик Коми, Бурятии, Мордовии, Алтайского края, Молодежный парламент при Государственном Совете Чувашской Республики, Молодежный парламент при Законодательном Собрании Красноярского края, молодежные парламенты Кузбасса, Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Курганской, Новосибирской областей, Общественная молодежная палата при Законодательном Собрании Ивановской области, Молодежный парламент при Совете народных депутатов Амурской области, Молодежная Парламентская ассамблея Калининградской области, Общественный молодежный парламент при Самарской Губернской Думе, Общественный молодежный парламент Рязанской области, Общественная студенческая Дума Тюменской области, Молодежное правительство Ярославской области, Совет молодежных организаций (Молодежный парламент) Нижегородской области, Общественная молодежная палата Свердловской области, молодежные парламенты Санкт-Петербурга и др. За последние годы были созданы молодежные общественные консультативно-совещательные (представительные) структуры в Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Орловской, Тульской областях [8; 15].

Названия, структура, способы организации и финансирования молодежных представительных структур в различных регионах разнообразны. Их объединяющим признаком является общность целей, заключающихся в защите интересов молодого поколения, его гражданское, политическое и правовое образование через консультативносовещательную деятельность.

При всем разнообразии форм молодежного представительства главное их предназначение заключается в выявлении и представлении интересов молодежи на уровне регионов Российской Федерации и повышении эффективности участия молодежи в жизни области, района, города. Рассматриваемые молодежные структуры позволяют эффективно формулировать и доводить проблемы, интересы и ожидания молодежи до законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Это способствует достижению конкретных социальных и экономических результатов, вовлечению молодых граждан в общественно-политические процессы, повышению их общественнополитической активности и гражданской ответственности.

Список использованных источников

1. Министерство образования и нау-

ки Российской Федерации. Поддержка молодежных и детских общественных объединений, консультативно-

совещательных структур молодежи, органов молодежного самоуправления. иК1:ЬКр://топ.доу.ги/сЬНЬгеп/апоЬ/81г-mol.doc (дата обращения: 06.09.2013.)

2. Бабинцев В.П., Морозова Т.И., Сапрыка В.А. и др. Государственная молодежная политика в России. Белгород: Изд-во НИУ «БелГУ», 2011. 237 с.

3. Молодежные парламенты России. Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации.

и RL:http://www.mparlament. ги^осите^в /02.гаг (дата обращения 07.09.2013.)

4. Самсонов С. И. Реализация региональной молодежной политики в Курской области в конце XX - начале XXI века // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2007. № 18. С. 85-90.

5. Молодежные парламенты России.

Из истории.

и RL:http://www.mparlament. ги/Ыв^гу. ^т (дата обращения 06.09.2013)

6. Министерство образования и нау-

ки Российской Федерации. Поддержка молодежных и детских общественных объединений, консультативно-

совещательных структур молодежи, органов молодежного самоуправления. URL:http://mon.gov.ru/children/anob/str-mol.doc (дата обращения: 06.09.2013.)

7. Самсонов С. И. Реализация региональной молодежной политики в Курской области в конце XX - начале XXI века // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2007. № 18. С. 85-90.

8. Молодежный парламентаризм России на страницах Интернета. Информационно-аналитические материалы о развитии молодежного парламентаризма в России. М.: Изд-во Норма. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.