УДК/ UDC 330.35
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КОНТЕКСТЕ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
YOUTH ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTEXT OF CREATIVE ECONOMY
Соловьева И.А., к.э.н., доцент кафедры социально-культурной деятельности и педагогики Soloveva I.A., Ph.D., Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activities and Pedagogy. ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»,
Орел, Россия
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Orel State Institute of Culture» Orel, Russia E-mail: [email protected]
Предпринимательство в любом обществе является не только признаком прогресса, но и важным инструментом для его достижения. Оно стимулирует экономический рост, создает новые рабочие места, повышает уровень жизни населения, способствует решению социальных проблем. Постоянное развитие технологий, глобализация, изменение вкусов и предпочтений потребителей способствуют формированию новых бизнес-проектов и стартапов. Предпринимательская деятельность является одним из направлений реализации своего потенциала для всех слоев населения, а особенно для молодежи. Молодые люди, обладая нестандартным мышлением, готовые к экспериментам, легко адаптируемые в мире цифровых технологий, становятся идеальными кандидатами для разработки инновационных проектов в креативной экономике. Именно поэтому изучение молодежного предпринимательства в креативной экономике является очень важным и перспективным направлением научных изысканий, как с теоретической так и с практической точек зрения. В статье проведено исследование современной молодежи с позиций «теории поколений» и показано, что она обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы стать предпринимателями и достичь успехов в этой сфере. Автором на основе анализа статистического материала показан рост вовлеченности молодежи в предпринимательскую деятельность на фоне постоянной снижении численности этой социальной группы. Кроме этого доказано, что с позиций методологии исследования креативной экономики, молодежь составляет значительную часть «креативного класса», являясь важным ресурсом для его развития. Исследование молодежного предпринимательства позволяет глубже понять его специфику в креативной экономике, выявить возможности и перспективы развития. В то же время подчеркивается междисциплинарность и важность системного похода, поскольку они позволяют комплексно изучать это феномен и рассматривать его через призму взаимодействия государства, бизнеса и образования в целях создания благоприятных условий для его дальнейшего развития.
Ключевые слова: предпринимательство, молодежь, креативная экономика, креативный класс, молодежное предпринимательство
Entrepreneurship in any society is not only a characteristics of progress, but also an important instrument for its achievement. It stimulates economic growth, creates new workplaces, raises standard of living of the population, and contributes to the solution of social problems. Constant development of technologies, globalization, changing tastes and preferences of consumers contribute to the formation of new business projects and startups. Entrepreneurial activity is one of the directions of realization of potential for all population groups, and especially for young people. Young people, having non-standard thinking, ready to experiment, easily adaptable in the world of digital technologies, become ideal candidates for the development of innovative projects in the creative economy. Therefore, the study of youth entrepreneurship in the creative economy is a very important and perspective direction of scientific research from theoretical and practical points of view. The article studies modern youth from the point of view of the "theory of generations" and shows that they have all the qualities necessary to become entrepreneurs and achieve success in this sphere. The author, based on the analysis of statistical material, shows growth of youth involvement into the entrepreneurial activity against the background of a constant reduction in the number of this social group. In addition, it is proved that from the point of
view of the creative economy research methodology, young people constitute a significant part of the "creative class", being an important resource for its development. The study of youth entrepreneurship allows us to understand better its specificity in the creative economy, to identify opportunities and perspectives for its development. At the same time, interdisciplinarity and the importance of the system approach are emphasized, as they permit to study this phenomenon in the complex way and consider it through the prism of interaction between the state, business and education in order to create favorable conditions for its further development.
Keywords: entrepreneurship, youth, creative economy, creative class, youth entrepreneurship
Введение. Современная экономика испытывает влияние множества факторов, которые способны не только стимулировать экономический рост, но и кардинально изменить соотношение между различными отраслями и сферами народного хозяйства, привести к созданию новых производств и закрытию неэффективных.
В таких условиях именно предпринимательство является мощным катализатором экономических преобразований. Предприниматели инициируют создание новых продуктов, технологий, генерируют идеи, способные повлиять на расстановку приоритетов как в потребительском поведении, так и среди государственных и негосударственных структур. Их деятельность нацелена на структурные изменения в экономике, формирование новых бизнес-моделей, изменение существующих рыночных механизмов за счет инновационных взглядов на существующие проблемы. Молодежь, благодаря своей гибкости и способности быстро адаптироваться в нестабильных рыночных условиях, а также принимать нестандартные решения, становится основой нового предпринимательского слоя.
Цель работы - проанализировать особенности молодежного предпринимательства в условиях креативной экономики.
Условия, материалы и методы. Методической базой данного исследования стали информационный и аналитический метод, метод сравнения, анализа и обобщения. Теоретико-методологической основой явились труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам предпринимательства в целом, и молодежного предпринимательства в частности, а также касающиеся отдельных аспектов становления креативной экономики. Информационной основой практической части исследования послужили официальные отчеты и материалы, размещенные в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Результаты и обсуждение. Креативная экономика - это новая парадигма, в основе которой лежат знания, информация, интеллектуальная собственность и творчество [1]. Взаимосвязь этих элементов позволяет добиваться конкурентных преимуществ как в рамках отдельной экономической единицы, так и отрасли и даже целой страны. Как подчеркивает Господинко М.О., «креативные индустрии и творческое предпринимательство являются огромным ресурсом, который может быть модернизирован с целью поступательного развития экономического и социального развитие регионов страны» [2, С.309]. В этом контексте предпринимательство - это не просто организация нового бизнеса, это деятельность, стимулирующая экономический рост и способствующая экономическому развитию общества.
Согласимся с мнением Коха И.А.: «предпринимательство отличается от обычного производства и реализации товаров и услуг тем, что в этой деятельности, как правило, присутствуют элементы инновации, применение
новых технологий, освоение или создание нового рынка, что ярко проявляется в роботизации, разработке компьютерной техники и программного обеспечения, средств мобильной связи, систем «умный дом», «умный город» и др.» [3, С.8]. Развитие предпринимательства в условиях креативной экономики предполагает сочетание творчества, инноваций и бизнес-моделей. Экономическая ценность создается не просто предпринимателем-новатором, а креативным предпринимателем, для которого творческое (креативное) мышление и нестандартный подход являются основой успеха. Одним из главных преимуществ креативной экономики являются низкие входные барьеры для тех, кто хочет начать собственное дело. Доступность современных цифровых инструментов позволяет запускать креативные проекты с минимальными вложениями, а значит креативная экономика позволяет воплощать в стартапах свои творческие идеи, создавать инновационные продукты и полностью реализовать предпринимательские способности.
Предпринимательская деятельность имеет значительные преимущества в вопросах самореализации по сравнению с работой на условиях полного или частичного найма, несмотря на которые лишь некоторые выбирают карьеру предпринимателя. В связи с этим необходимо поощрять и всячески стимулировать молодежное предпринимательство, поскольку молодежь - это самая активная часть населения, которая обладает предпринимательским мышлением и способна его дальше развивать и усиливать. В соответствии с Федеральным законом «О молодежной политике в Российской Федерации», создание условий для развития молодежного предпринимательства, включая предоставление финансовой, информационной и консультационной поддержки, является одной из ключевых задач государственной молодежной политики. Данное направление связано со стимулированием экономической активности молодежи, содействием ее самореализации и укреплением инновационного потенциала страны.
Мы предлагаем рассматривать молодежь как социально-демографическую группу, объединяющую людей определенного возраста, находящихся в процессе становления личности и активно включающихся в социальную жизнь. Возрастные рамки в большинстве случаев ограничиваются 14-35 годами, но могут варьироваться в зависимости от страны или конкретного контекста. При этом следует помнить, что молодежь не является статичной категорией: интересы, социальные ценности и роли этой группы населения могут кардинально меняться под воздействием различных факторов.
Рассматривая теорию поколений, разработанную американскими исследователями Уильямом Штраусом (William Strauss) и Нейлом Хоувом (Neil Howe) в 1991 г., делаем вывод, что современная молодежь - это молодые люди, родившиеся в период с 1989 г. по 2010 г. Согласно данной теории, активная часть населения страны - это часть поколения Y («миллениалы», родившиеся примерно с середины 1980-х до середины 1990-х годов) и полностью поколение Z («зуммеры», родившиеся примерно с середины 1990-х по начало 2010-х годов).
Предложенная концепция поколей, позволяет выделить следующие черты современной молодежи, ее ценности и приоритеты.
Во-первых, население этой возрастной категории отличается особенным мышлением и предпринимательским духом, что позволяет ему быстро адаптироваться в динамично развивающейся внешней среде, характеризующейся быстрыми технологическими изменениями. Такие нестабильные условия и неопределенность подталкивают современную
молодежь к поиску нестандартных и инновационных решений, возможностей для самореализации. В тоже время владением информационными технологиями на более высоким уровне, по сравнению с предыдущими поколениями, позволяет ей иметь более легкий доступ к информации, а значит легко адаптироваться к нестабильной внешней среде и быть одним из самых информированных поколений.
Во-вторых, современная молодежь предпочитает гибкость, которая позволяет ей совмещать личные интересы, самореализацию и карьерный рост при условии наличия достаточного свободного времени для проведения досуга. Она ценит, прежде всего, возможности участия в инновационных проектах, которые позволяют развивать имеющиеся навыки и приобретать новые компетенции. Все это позволяет молодежи быть конкурентоспособной на рынке труда, где, с одной стороны, ценятся знания, умения и навыки, а также владение информацией, а с другой стороны, все это быстро устаревает и требует постоянного обновления.
В-третьих, молодежь конца XIX - начала XXI века обладает таким навыком, как техническая подкованность. Это поколение не только отслеживает технические новинки, но и само активно участвует в их создании и распространении. Оно способно, используя современные технологии, генерировать новые идеи, креативно мыслить, искать нестандартные решения, четко понимать свои цели и стремиться к их достижению. Именно способность использовать технологии делает предпринимательство для современной молодежи идеальным вариантом развития карьеры. А истории таких молодых предпринимателей, как Павла Дурова, который в 2006 г. вместе со своим братом основал социальную сеть «ВКонтакте», а в 2013 г. месенджерТе1едгат, Олега Понфиленока, запустившего стартап в области беспилотных дронов (компания «Коптер Экспресс»), Марка Цукерберга и других амбициозных людей подчеркивают важность технических компетенций в реализации высокотехнологичных проектов. Их достижения свидетельствуют о том, насколько важно уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям отрасли, чтобы использовать современные технологии наилучшим образом.
Обратимся к сведениям официальной статистики о возрастной структуре населения, выделив только интересующие нас данные о численности молодежи (Таблица 1).
Анализ данных, представленных в Таблице 1 показывает, что численность молодежи стабильно сокращается на протяжении всего рассматриваемого периода: если в 2020 году она составляла 37,6 млн. человек, то к 2024 году уменьшилась до 34,5 млн., что показывает общее сокращение молодежи на 3101,8 тыс. человек за пятилетний период. Самые значительные сокращения произошли в 2021 и 2024 годах - на 1059,18 тыс. и 750,37 тыс. человек соответственно. Темп сокращения численности молодежи варьируется, но остаётся негативным во все годы. Наибольший спад был зафиксирован в 2021 году (-2,82%), затем темп несколько снизился, но оставался выше 1% на протяжении 2020-2024 гг. В 2023 году наблюдается самый низкий темп сокращения (-1,34%), а в 2024 году снова наблюдается ускорение темпа падения до -2,13%
Доля молодежи в общей численности населения также уменьшается, начиная с 25,6% в 2020 году до 23,6% в 2024 году. Это подтверждает
относительное сокращение молодежного сегмента на фоне практически стабильной численности населения.
Таблица 1 - Динамика численности молодежи в Российской Федерации (на 1 января текущего года)_
Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.
Численность молодежи в РФ (от 14 до 35 лет), млн.человек: в том числе в возрасте 37608,9 36549,7 35736,4 35257,5 34507,1
14 лет 1498,3 1496,0 1624,5 1720,5 1729,3
15 - 19 7161,3 7272,0 7433,3 7662,7 7843,1
20 - 24 6888,8 6776,0 6773,4 7291,8 7439,2
25 - 29 9427,3 8582,3 7984,8 7547,6 7382,9
30 - 34 12633,1 12423,5 11920,4 11034,9 10112,6
Всё население 146748,6 146171,0 145557,6 146447,4 146150,8
Доля молодежи в общей численности населения РФ, % 25,6 25,0 24,6 24,1 23,6
Составлено автором на основе данных, размещенных на официальном сайте Росстата (www.rosstat. gov.ru)
Отрицательная динамика численности молодежи сопровождается прямо противоположной тенденцией: число молодых предпринимателей имеет устойчивую тенденцию к росту. По данным РБК, в 2023 году молодежь до 35 лет продемонстрировала высокую предпринимательскую активность, открыв 44% всех новых компаний. При этом 15% новых компаний были созданы молодыми людьми в возрасте до 25 лет. Так по данным Минэкономразвития за 2019-2023 гг. число индивидуальных предпринимателей в возрасте до 25 лет увеличилось на 65%, достигнув 243,5 тысяч человек к концу 2023 году. При этом доля индивидуальных предпринимателей в возрасте до 25 лет среди вновь зарегистрированных ИП выросла с 8% в 2019 году до 12% в 2022 году. Несмотря на сложные экономические условия, наблюдаемые в последние годы, интерес молодежи к предпринимательству не только не снизился, но и значительно вырос, подчеркивает заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
Подтверждением этой тенденции служат также данные о количестве реализуемых бизнес-проектов: если в 2019 году молодые предприниматели реализовали около 85 тысяч проектов, то уже в 2023 году их число превысило 121 тысячу. Особенно активны молодые предприниматели в сфере IT, ecommerce и услуг.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что именно молодежь становится движущей силой развития предпринимательской деятельности в креативной экономике, что объясняется характерными особенностями данного поколения и текущими экономическими и технологическими условиями. Это отмечает и Нургазина Г.Е., считая, что «молодые люди, принадлежащие к социально-демографической группе молодежи, имеют определенные преимущества в сравнении с другими возрастными группами» [4, С.309]. Отсюда согласимся с мнением Масленниковой А.Ю., Масленникова Д.Ю., которые трактуют молодежное предпринимательство через систему, «состоящую из
таких элементов, как инициативность, склонность к риску, креативность и инновации» [5, С.88].
Сегодня молодежное предпринимательство следует рассматривать в качестве одного из инструментов борьбы с безработицей среди молодёжи и социальной изоляцией, а также стимулирования инновационной активности среди молодых людей. Важную роль в этом процессе должна играть работа с молодежью и неформальное обучение, которые будут направлены на развитие творческого и инновационного потенциала молодежи, включая предпринимательские навыки.
Положительная динамика роста предпринимательской активности среди молодежи стала возможна благодаря государственной поддержке, направленной на снижение барьеров для входа молодых людей в бизнес. Государственные программы и меры поддержки создают более комфортные условия для старта и развития предпринимательской деятельности среди молодежи. В то же время молодые предприниматели не только получают «поддержку и ресурсы, но и вносят собственный вклад в информационную среду, обмениваясь своими знаниями и опытом с другими, более опытными коллегами» [6]. Государственная политика в сфере поддержки молодежного предпринимательства должна быть направлена, прежде всего, на создание благоприятной среды для развития новых бизнесов. Необходимо устранять барьеры, с которыми сталкиваются молодые предприниматели, такие как отсутствие опыта, финансовых ресурсов и деловых связей. Для этого требуется создание всеобъемлющей экосистемы поддержки, включающей образовательные программы, финансовые инструменты, менторство и доступ к ресурсам [7].
В условиях, когда креативная экономика стремительно развивается, превращаясь в драйвер экономического роста, развитие молодежного предпринимательства невозможно без «необходимости разработки непрерывной и многоуровневой стратегии формирования профессиональной направленности» [8, С.9]. Такие направления креативной экономики как искусственный интеллект и машинное обучение, виртуальная и дополненная реальность, невзаимозаменяемые токены (NFT) и блокчейн требуют от молодых предпринимателей постоянного обучения и саморазвития. Успешная реализация творческих проектов и стартапов в условиях высокой конкуренции предполагает, что современная молодежь должна обладать не только креативным мышлением, но и глубокими знаниями в области маркетинга, менеджмента, финансов и других смежных дисциплин. Постоянное обучение является основой, которая помогает генерировать идеи и находить нестандартные решения, повышает ценность молодого специалиста на рынке труда, открывая новые возможности для карьерного роста и реализации своих творческих амбиций. Именно поэтому создание системы непрерывного образования, которая бы начиналась еще со школьной скамьи и продолжалась на протяжении всей профессиональной карьеры, является одним из ключевых факторов развития молодежного предпринимательства. Для формирования предпринимательских способностей необходим широкий спектр инструментов: от обычных образовательных программ до менторства, акселераторов, конкурсов, стажировок и т.д.
Современное молодое поколение, обладая такими предпринимательскими качествами как инициатива, новаторство, креативность и готовность к риску, с точки зрения социально-демографических характеристик является частью
«креативного класса». Это понятие было введенно в научный оборот американским социологом Ричардом Флоридой (Richard Florida) для обозначения особой социальной группы, обладающей высоким уровнем образования, творческими способностями, инновационным мышлением. Именно креативный класс способен сыграть решающую роль в развитии не только отдельных городов, но и отдельных государств, став движущей силой экономики нового типа - креативной экономики.
Можно выделить следующие характеристики, связывающие молодежь с креативным классом (Рис. 1).
о
0 га
5
>s
-Û
1
m s
H
го <D £1
возрастные рамки
образование и навыки
ценности и образ жизни
цифровая грамотность
предпринимательская активность
о s о
13 CD £ (Г
Рисунок 1 - Взаимообусловленность молодежи и креативного класса
(составлено автором)
Креативный класс, как правило, ассоциируется с молодыми людьми, поскольку именно они обладают высокой энергией, стремлением к самореализации, открытостью к экспериментам и новым идеям. Современное поколение перестает мыслить стереотипно, оно готово действовать в нестандартных условиях, что объясняется их способностью быстро адаптироваться к новым технологиям. Полученное им образование нацелено на развитие практических навыков и сочетание междисциплинарности, позволяющее критически мыслить и креативно подходить к решению возникающих задач. Все это выражается в стремлении молодежи к самовыражению и индивидуальности, что соотносится с основными ценностями креативного класса. Цифровые инструменты и навыки работы с информацией являются обязательными составляющими элементами цифровой грамотности, без владения которой невозможно представить разработку и реализацию бизнес-проектов, как в производственной, так и в творческой сферах. И, наконец, потребность в самореализации и финансовой независимости подталкивает молодежь к запуску собственных старпапов, предлагающих инновационные решения в различных областях и сферах деятельности.
Таким образом, общие ценности, стремление к инновациям, навыки делают молодых людей характерными представителями креативного класса. А их тесное взаимодействие способствует созданию новых продуктов и технологий. Отсюда следует, что можно говорить о таком типе предпринимательства, как креативное предпринимательство, развивающееся в рамках молодежного предпринимательства. Его следует рассматривать как процесс, в ходе которого творческие и инновационные идеи, инициируемые и управляемые молодыми людьми, преобразуются в постоянную деятельность, приносящую доход, с
целью решения определенных социально-экономических проблем. Креативное предпринимательство - это более узкое понятие и оно необязательно связано именно с молодежными бизнес-проектами, но наиболее характерно для данной социально-демографической группы.
Молодежное креативное предпринимательство всегда основано на творческих идеях и инновациях. Это может быть создание новых проектов в сферах искусственного интеллекта и информационных технологий, медиа и развлечений, искусства и дизайна, производство крафтовых продуктов и создание уникальных концепций уличной еды и т.д. Молодые предприниматели не только генерируют идеи, на основе которых создаются уникальные продукты и услуги, но и формируют новые рынки и тренды в потребительских предпочтениях.
Выводы. В основе предпринимательской деятельности лежат инновации, благодаря которым появляются новые технологии и решения, меняющие жизнь как отдельной социальной группы, так и всей страны Проведенное исследование показало важную роль молодежного предпринимательства в креативной экономике. Рассматривая молодежное предпринимательство как форму предпринимательской деятельности, осуществляемую молодыми людьми в возрасте от 14 до 35 лет с использованием современных технологий, креативных подходов, мы подчеркиваем его важную роль в экономике. Глобализация, цифровизация и новые технологии расширяют возможности применения своих навыков для молодежи. Сегодня следует говорить о формировании креативного молодежного предпринимательства, ведь именно современное поколение привносит в бизнес абсолютно новые идеи, инновационные подходы, а также оказывает значительное влияние на социально-экономическую и культурную систему общества. Однако для успешного развития молодежного предпринимательства необходим системный подход на уровне взаимодействия государства, бизнеса и образования, позволяющий создать особую благоприятную среду, способствующую реализации творческих способностей и амбиций молодежи.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Соловьева И.А. Креативная экономика - основа стратегического развития экономики // Лучшие практики развития креативных индустрий в регионах России : Материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции, Орел, 18 ноября 2022 года / Под общей редакцией Ю.П. Соболевой, A.B. Амеличкина, H.A. Илюхиной. Орел: Орловский государственный институт культуры, 2023. С. 99-103.
2. Господинко М.О. Творческое предпринимательство в контексте формирования креативной экономики и региональной политики в сфере культуры и искусства // Наука, общество, образование в современных условиях: Монография. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022, С. 306-311.
3. Кох И.А. Отношение студенческой молодежи к предпринимательской деятельности // Дискуссия. 2019. Вып. 96. С. 6-17.
4. Нургазина Г.Е. Развитие молодежного инновационного предпринимательства // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Том 13. № 4А. С. 305-315.
5. Масленникова А.Ю., Масленников Д.Ю. Молодежное предпринимательство как драйвер экономического роста // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 1. С. 87-94.
6. Зюзева Ж.В., Шляхина С.Ю. Развитие молодежного предпринимательства в условиях цифровизации // Вестник науки. №12 (69) том 1. С. 95 - 100. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вecтник-нayки.pф/artide/11192 (дата обращения: 09.10.2024)
7. Сабирова Р.К. Катализатор молодежного предпринимательства: создание всеобъемлющей экосистемы // Yessenov science journal. 2024. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/katalizator-molodezhnogo-predprinimatelstva-sozdanie-vseobemlyuschey-ekosistemy (дата обращения: 08.10.2024).
8. Заикина O.A. Проблема подготовки кадров в процессе профессионального образования для сферы культуры: психолого-педагогический аспект // Образование и культурное пространство. 2021. № 2. С. 7-11.
REFERENS
1. Soloveva I.A. Kreativnaya ekonomika - osnova strategicheskogo razvitiya ekonomiki // Luchshie praktiki razvitiya kreativnykh industriy v regionakh Rossii : Materialy mezhregionalnoy (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoy konferentsii, Orel, 18 noyabrya 2022 goda / Pod obshchey redaktsiey Yu.P. Sobolevoy, A.V. Amelichkina, N.A. Ilyukhinoy. Orel: Orlovskiy gosudarstvennyy institut kultury, 2023. S. 99-103.
2. Gospodinko M.O. Tvorcheskoe predprinimatelstvo v kontekste formirovaniya kreativnoy ekonomiki i regionalnoy politiki v sfere kultury i iskusstva // Nauka, obshchestvo, obrazovanie v sovremennykh usloviyakh: Monografiya. - Penza: Nauka i Prosveshchenie (IP Gulyaev G.Yu.), 2022, S. 306-311.
3. Kokh I.A. Otnoshenie studencheskoy molodezhi k predprinimatelskoy deyatelnosti // Diskussiya. 2019. Vyp. 96. S. 6-17.
4. Nurgazina G.Ye. Razvitie molodezhnogo innovatsionnogo predprinimatelstva // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2023. Tom 13. № 4A. S. 305-315.
5. Maslennikova A.Yu., Maslennikov D.Yu. Molodezhnoe predprinimatelstvo kak drayver ekonomicheskogo rosta // Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie. 2022. № 1. S. 87-94.
6. Zyuzeva Zh.V., Shlyakhina S.Yu. Razvitie molodezhnogo predprinimatelstva v usloviyakh tsifrovizatsii // Vestnik nauki. №12 (69) tom 1. S. 95 - 100. 2023 g. ISSN 2712-8849 // Elektronnyy resurs: https://www.vestnik-nauki.rf/article/11192 (data obrashcheniya: 09.10.2024)
7. Sabirova R.K. Katalizator molodezhnogo predprinimatelstva: sozdanie vseobemlyushchey ekosistemy // Yessenov science journal. 2024. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/katalizator-molodezhnogo-predprinimatelstva-sozdanie-vseobemlyuschey-ekosistemy (data obrashcheniya: 08.10.2024).
8. Zaikina O.A. Problema podgotovki kadrov v protsesse professionalnogo obrazovaniya dlya sfery kultury: psikhologo-pedagogicheskiy aspekt // Obrazovanie i kulturnoe prostranstvo. 2021. № 2. S. 7-11.