А.В. Лубский
доктор философских наук, профессор, Южный федеральный университет
В.П. Иванова**
магистр,
Университет Сорбонны-Нувель III
Молодежная политика и гражданское участие
молодежи во Франции1
В развитых европейских странах молодежь рассматривается как социальная группа, которая не в будущем, а уже сегодня может внести существенный вклад в социальные преобразования. Этот вклад во многом зависит от социальной активности молодежи, поэтому в развитых европейских странах особое значение придается молодежной политике, направленной, с одной стороны, на социальную поддержку молодых людей, а с другой - на создание необходимых условий для развития социального капитала молодежи и повышения уровня ее социальной активности2.
В настоящее время в научном дискурсе выделяют два типа социальной активности молодежи. Первый связан с непосредственным участием
о
молодых людей в социальных преобразованиях3, и поэтому в молодежной политике во Франции большое внимание уделяется социальной работе с молодежью. Второй тип социальной активности молодых людей связан с их гражданским участием, целью которого является содействие общему благу и решению в обществе социально значимых проблем. В связи с этим в молодежной политике во Франции особое значение придается гражданскому воспитанию и формированию гражданственности в молодежной среде.
Различные аспекты молодежной политики во Франции уже были предметом научных исследований. Прежде всего это вопросы, касающиеся особенностей молодежной политики в стране в контексте развития молодежной политики в Европейском Союзе4. При этом исследователи об-
* Лубский Анатолий Владимирович, e-mail: n_lav@mail.ru ** Иванова Вероника Павловна, e-mail: notkanda@gmail.com
1 Статья подготовлена в рамках реализации гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 19-011-33055 «Гражданственность в молодежной среде в локальных сообществах в России и в странах с развитой культурой гражданского участия (Франция и ФРГ): особенности и возможности имплементации зарубежного опыта в российских условиях».
2 Siurala L. A European Framework for Youth Policy. Directorate of Youth and Sport. Strasbourg: Council of Europe Publishing. 2005.
3 Headley S. Young people at the centre: Participation and social change. London: York Publishing Services, 2002.
4 Грачев Е.Н. Молодежная политика в европейском союзе: национальный и наднациональный уровни. Дисс. канд. полит. наук. М., 2019.
ращают внимание на ведущую роль государства в определении приоритетов молодежной политики, которая, однако, осуществляется во французском обществе в тесном взаимодействии с неправительственными организациями1.
В научной литературе отмечается, что основными ценностями в жизни молодых людей в современной Франции являются самореализация, материальное благополучие, успешная карьера и независимость2.
о
Рассматривая изменения ценностей в молодежной среде3, исследователи обращают внимание на то, что, с одной стороны, все большее число молодых французов вовлекается в деятельность различных ассо-
„4
циаций и волонтерских организаций4, а с другой - в молодежной среде в последние годы наблюдается усиление протестной активности5. При этом некоторые авторы считают, что большое влияние на протестные настроения молодежи во Франции оказывает наличие в молодежной среде избыточных социальных и социокультурных неравенств6.
Вместе с тем в научной литературе еще не рассматривались вопросы, связанные с влиянием молодежной политики во Франции на гражданское участие молодежи в делах общества и в решении его социальных проблем. В связи с этим в статье ставятся следующие задачи: с одной стороны, раскрыть особенности молодежной политики во Франции, а с другой - показать ее влияние на гражданские практики в молодежной среде.
В настоящее время молодежная политика во Франции проводится с учетом рекомендаций, принятых в рамках Европейского Союза, согласно которым национальная молодежная политика в странах-членах ЕС должна быть межотраслевой и многоуровневый, способствующей активному участию молодежи в жизни общества7. В связи с этим в рекомендациях ЕС подчеркивается, что в процессе реализации молодежной политики молодые люди должны приобрести социальный опыт и соци-
1
Головлева Е.Л. Государственная молодежная политика во Франции в 60-е годы: характерные черты и особенности: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.,1993;
2 Ростовская Т.К., Виноградова М.В., Никипорец-Такигава Г.Ю. Особенности процесса интеграции молодых мигрантов и иммигрантов в российское общество и реализации молодежной политики в многонациональных государствах Европы, СНГ, Китая и Индии (итоги Всероссийского социологического исследования): Монография. М.: РУСАЙНС, 2018. С. 112.
3 Galland O., Roudet B. Une jeunesse différente? Les valeurs des jeunes Français depuis 30 ans. Paris: La Documentation française, 2012.
4 L'évolution de l'engagement bénévole associative en France, de 2010 à 2019. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.francebenevolat.org/sites/default/files/DOCUMENTATION/ETUDE_Evol%20b%C3%A9n%C3% A9volat%20associatif%20en%202019_DEF.pdf
5 Roudet B. Des jeunes davantage impliques et plus protestataires // Jeunesses: etudes et syntheses. 2011. № 2.
6 Тарасов А.Н. Протест молодежи в Европе: ответ властей [эл. ресурс] // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. URL: http://scepsis.ru/library/id_1567.html
7 Dibou T. The Role of the EU in Development of a National Youth Policy. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/3559432/THE_ROLE_OF_THE_EU_IN_DEVELOPMENT_OF_A_NATIONAL_Y OUTH POLICY?auto=bookmark
альную уверенность, а также увидеть, что их гражданская активность в общественной жизни приносит свои результаты. Поэтому приоритетными направлениями молодежной политики в странах ЕС, наряду с образованием, социальной занятостью и мобильностью, сближением молодежи различных стран на базе межкультурного диалога, являются также защита прав человека, рост гражданской активности и добровольческая
и
деятельность (волонтерство)'.
Молодежная политика во Франции обусловлена также национальными особенностями сложившегося в стране гражданского общества, представляющего собой набор независимых ассоциаций (общественных объединений) граждан, создаваемых «снизу» для решения наиболее важных общественных проблем. Эти ассоциации опосредуют отношения между индивидами и государством и в случае необходимости защищают их свободу от посягательств власти. В этом плане гражданское общество во Франции в определенной мере находится в оппозиции к государству2.
Кроме того, молодежная политика во Франции обусловлена особенностями доминирующей в обществе национально-гражданской идентичности, основой которой является гражданское демократическое самосознание, включающее представления и чувства общности индивидов с гражданами страны, солидарности с ними, а также ответственности за свою судьбу и жизнь окружающих. Такого рода идентичность, предполагающая политическую ассимиляцию индивидов гражданско-политическим сообществом, не учитывает этнических различий французских граждан. Поэтому еще в 2011 г. тогдашний Президент Франции Н. Саркози заявил, что «приехавшие» этнические мигранты должны раствориться в едином обществе, поскольку в противном случае будет нельзя рассчитывать на большое радушие со стороны местных жителей3.
Однако всплеск иммиграционных потоков в начале нынешнего века усилилась, что привело к усилению этнической коммунитаризации французского общества, сопровождаемой его этносоциальной анклави-зацией. В связи с этим нынешний Президент Франции Э. Макрон в 2019 г. объявил «коммунитаризм» главным врагом, пытающимся превратить целые городские районы в анклавы, живущие по законам шариата4. Такого рода негативный этнический коммунитаризм, порождающий межэтническую напряженность, переходящую в этнические конфликты и социальные беспорядки на этнической почве, выявил ограниченность суще-
1 A New Impetus for European Youth - White Paper. COM (2001) 681 final, 21 November 2001. [EU Commission - COM Document]. [Электронный ресурс]. URL: http://aei.pitt.edu/1186/
2 Лубский А.В. Идея civil society: проблемы легитимации на Юге России // Современное общество на Юге России: основные тенденции развития. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2002. С. 84-97.
3 Ростовская Т.К., Виноградова М.В., Никипорец-Такигава Г.Ю. Особенности процесса интеграции молодых мигрантов и иммигрантов в российское общество и реализации молодежной политики в многонациональных государствах Европы, СНГ, Китая и Индии (итоги Всероссийского социологического исследования). М.: КноРус, 2018. С. 118.
4 Ислам во Франции стал вопросом выборов. [Электронный ресурс]. URL: https:// www. kommersant.ru/doc/4141837
ствующей национально-гражданской идентичности в современной Франции. В связи с этим исследователи отмечают, что молодежная политика во Франции сегодня не способна создать для французской молодежи условия, позволяющие всем молодым людям чувствовать себя в равной степени свободно, защищенно и уверенно1.
Одной из тенденций развития молодежной политики во Франции, направленной на интеграцию молодежи в общество, является отказ от рассмотрения молодежи как проблемы2 в сторону понимания ее социальной значимости в общественной жизни, сопровождаемого переход к социальным программам, не только ориентированным на помощь отдельным категориям молодежи, но и охватывающим молодежь в целом.
В настоящее время во Франции нет специального закона, регулирующего молодежную сферу и молодежную политику. Поэтому нормативным основанием молодежной политики является конституционное законодательство и различные нормативные правовые акты, в которых упоминается молодежь. Главным субъектом молодежной политики во Франции является государство, которое в последнее время все больше берет на себя функции, ранее выполняемые негосударственными организациями. Ведущую роль в разработке молодежной политики во Франции играет Министерство по делам здравоохранения, молодежи, спорта и общественной жизни, которое также отвечает за координацию межотраслевых проектов, реализуемых в рамках молодежной политики. При Министерстве создан Национальный Совет по делам молодежи, выполняющий совещательные функции. В Совет входят 176 представителей от молодежи в возрасте от 16 до 28 лет, делегированных от советов на уровне департаментов и различных организаций, таких, как ассоциации, союзы, учебные заведения и политические партии. С мая 2017 г. за реализацию молодежной политики непосредственно отвечает Министерст-
о
во национального образования3, в котором существует департамент по делам молодежи, неформального образования и добровольной организации (DJEPVA - Direction de la Jeunesse, de l'Education Populaire et de la Vie Associative),
Большая работа в области молодежной политики во Франции проводится также на муниципальном уровне с учетом особенностей местных сообществ. В связи с этим документы в области молодежной политики разрабатываются не только на общенациональном уровне, но на уровне отдельных городов и сельских округов. Необходимо отметить,
1 Ростовская Т.К., Виноградова М.В., Никипорец-Такигава Г.Ю. Особенности процесса интеграции молодых мигрантов и иммигрантов в российское общество и реализации молодежной политики в многонациональных государствах Европы, СНГ, Китая и Индии (итоги Всероссийского социологического исследования). М.: КноРус, 2018. С. 116-117.
2 Pickard S. French youth policy in an age of austerity: plus ca change? // International Journal of Adolescence and Youth. 2014. Vol. 19. Iss. sup1. P. 55.
3 Youth policies in France / Youth Wiki national description. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/sites/youthwiki/files/gdlfrance.pdf
что наряду с правительством и местным управлением определенный вклад в реализацию молодежной политики вносят неправительственные организации. Однако роль этих организаций сегодня, как отмечают исследователи, уже не так заметна, как раньше, хотя они и участвуют в различных мероприятиях, связанных с реализацией молодежной политики'.
В 2013 г. в рамках реализации молодежной политики во Франции Межведомственным комитетом по делам молодежи (CIJ) был разработан «Le plan Priorité jeunesse» («План молодежных приоритетов»), включавший следующие направления: 1) обеспечение равного доступа молодежи к социальным правам; 2) содействие самостоятельности молодых людей и обеспечение их карьерных притязаний; 3) борьба с неравенством и дискриминацией в молодежной среде; 4) поощрение участия молодежи в общественных дебатах и разработке государственной поли-тики2. В связи с этим следует отметить, что в раках реализации молодежной политики во Франции особое значение придается развитию гражданственности молодежи, участию молодых людей в общественной жизни, в том числе и в сфере принятия самостоятельных решений на
о
разных ее уровнях3. С этой целью в 2012 г. во Франции была создана дискуссионная площадка, получившая название «Французский национальный молодежный форум».
Сегодня французское общество сотрясают самые мощные за шесть десятилетий существования Пятой республики социальные протесты, получившие название «mouvement des Gilets jaunes» («движение желтых жилетов»), в которых активное участие принимает французская молодежь. Одновременно в стране поднимается новая волна протестов, участники которых выступают в защиту окружающей среды. Так, весной 2019 г. в многочисленных городах во Франции на улицы вышло около 40 тыс. чел. молодых французов с экологическими транспарантами в защиту климата4. В связи с этим проблемы гражданского участия во Франции в настоящее время приобретают особую значимость. Поэтому Президент Франции Э. Макрон в апреле 2019 г. предложил создать в стране Совет гражданского участия, который будет представлять различные структуры гражданского общества5.
В молодежной политике во Франции внимание в первую очередь уделяется решению проблем молодежи, связанных с ее социальной интеграцией в общество. Однако в рамках молодежной политики большое значение придается также созданию инфраструктуры и институциональ-
Loncle P. Youth policies in France: old trends and new tendencies // Autonomie locali e servizi sociali. 2014. № 3. P. 423-442.
Le plan Priorité jeunesse. [Электронный ресурс]. URL: http:// www .jeunes .gouv. fr/IMG/pdf/CIJ_Synthese2_OK.pdf
3 Policy & legislation. [Электронный ресурс]. URL: http://www.youthpolicy.org/factsheets/country/france/
4 Лапина Н. Снимаем желтые жилеты, надеваем зеленые. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/vision/2019-03-20/7_7535_france.html
5 Макрон предложил упростить правила проведения референдума. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/872466/2019-04-25/makron-predlozhil-uprostit-pravila-provedeniia-referendumov
ной среды для активизации гражданского участия молодежи в социально-политической жизни общества1. При этом следует отметить, что во Франции, как и в других странах-участниках ЕС, в настоящее время наблюдается падение политической активности молодежи и утрачивается значение таких способов манифестации ее гражданской позиции, как голосование, вступление в профсоюз или политическую партию.
Однако это свидетельствует не о падении гражданской активности молодежи, а о том, что в приоритете у молодых людей сегодня оказываются другие формы гражданского участия, прежде всего такие, как участие в деятельности различных ассоциаций и волонтерство2. Это обусловлено падением в молодежной среде значения идеологии как основы гражданского волеизъявления и, наоборот, возрастанием роли позитивной коммунитарности, основанной на социальной «близости» и сопричастности молодых людей к локальному сообществу и решению в нем социальных проблем. Поэтому коммунитарность, способствуя преодолению последствий консьюмеризации социальных отношений в молодежной среде, связанной со стремлением индивидов к максимизации собственных благ, расширяет пространство гражданского участия молодежи в жизни общества.
В настоящее время, как отмечают исследователи, около 35 % молодых французов участвует в деятельности различных гражданских ас-
о
социаций3, задачами которых являются: 1) сопровождение молодежных проектов и инициатив; 2) воспитание гражданственности, активной гражданской позиции и гражданской ответственности; 3) создание условий для самореализации и становления независимой и активной гражданской личности. Сегодня во Франции особое значение придается развитию в молодежной среде волонтерства, которое позволяет молодым людям демонстрировать приверженность гражданским ценностям и проявлять гражданскую ответственность за свою деятельность, направленную на решение социально значимых проблем в локальных сообществах. К развитию волонтерства в молодежной среде государство также привлекает неправительственные организации. В частности, DJEPVA уделяет особое внимание стимулированию, в том числе и финансовому, деятельности французских социально-ориентированных неправительственных организаций в сфере «bénévolat» (добровольчества). При этом неправительственные организации не оказывают материальной или финансовой помощи молодым «bénévoles» (добровольцам), но покрывают расходы, связанные с их волонтерской деятельностью.
1
La participation des jeunes a la vie publique. [Электронный ресурс]. URL: http:// www. jeunes.gouv.fr/ministere/actions-ministerielles/egalite-citoyennete/article/la-participation-des-jeunes-a-la
L'engagement des jeunes:une majorité impliquée, une minorité en retrait. [Электронный ресурс]. URL: http://www.reseaucrefad.org/wp-content/uploads/2018/04/Injep-Engagement-des-jeunes-synth%C3%A8se.pdf
3 L'évolution de l'engagement bénévole associatif en France, de 2010 a 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.associations.gouv.fr/IMG/pdf/ENQUETE_Evol_benevolat_associatif_en_2016_vDEF.pdf
Среди волонтеров во Франции много студентов (17 %), выпускников университетов (16 %), а также работающих молодых людей (15 %). При этом исследователи отмечают, что молодые волонтеры проявляют активность и в таких формах гражданского участия, как манифестации, забастовки, сидячие демонстрации1. Они являются более активными и в Интернете, выражая свою точку зрения на происходящие события и подписывая различные онлайн-петиции. В связи с этим следует отметить, что в настоящее время в молодежной среде во Франции все большее распространение получают различные более гибкие и менее структурированные Интернет-формы гражданского участия2.
Исследователи, занимающиеся изучением гражданского участия молодежи во Франции, отмечают, что высокую мотивированную гражданскую активность проявляют 35 % молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, 48 % - лишь изредка демонстрируют гражданскую активность, в основном из-за нехватки времени или желания, 17 % - вообще не принимают гражданского участия в общественной жизни. При этом исследователи подчеркивают: чем более молодые люди вовлечены в гражданскую деятельность,
о
тем больше у них уверенности в своем будущем3.
В рамках молодежной политики во Франции повышенное внимание уделяется гражданскому воспитанию, направленному на активизацию социальных и гражданских практик молодежи, поскольку французские педагоги, как отмечают исследователи, осознают, что развитие демократического строя в стране невозможно без социальной активности ее граждан4. Наиболее популярными в образовательной системе во Франции являются такие учебные курсы, как «Гражданское воспитание» и «Граждановедение», направленные на формирование у молодых людей гражданской культуры и гражданского практического опыта.
Молодежная политика во Франции, проводимая с учетом рекомендаций, принятых в рамках Европейского Союза, обусловлена национальными особенностями сложившегося в стране гражданского общества и доминирующей в обществе национально-гражданской идентичности, испытывающей в настоящее время определенный кризис в связи с усилением иммиграционных потоков и этнической коммунитаризации французского общества, сопровождаемой его этносоциальной анклавизацией.
1
Guisse N., Hoibian S. Des jeunes investis dans la vie de la cite. Rapport realise a la demande de l'INJEP, avec la contribution de la DVEPVA. Juin 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.service-civique.gouv.fr/uploads/content/files/d1f524f41562be48c823c51fa80c6560806b8108.pdf
2 Nabli B., Naves M.-C. Reconnaitre, valoriser, encourager l'engagement des jeunes. Juin 2015. [Электронный ресурс]. URL: https:// www. strategie.gouv. fr/sites/strategie .gouv.fr/files/ atoms /files / rapport_engagement_des_jeunes_web.pdf
3 L'engagement des jeunes: une majorité impliquée, une minorité en retrait. [Электронный ресурс]. URL: http://www.reseaucrefad.org/wp-content/uploads/2018/04/Injep-Engagement-des-jeunes-synth%C3%A8se.pdf
4 Антонова Е.С. Роль и значение гражданского воспитания во Франции в условиях межкультурной интеграции // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2013. № 2/39. С.29-36.
Главным субъектом молодежной политики во Франции является государство, которое в последнее время все больше берет на себя функции, ранее выполняемые неправительственными организациями. Поэтому в настоящее время эти организации, хотя и участвуют в различных мероприятиях, связанных с реализацией молодежной политики, однако роль их в этом уже не так заметна, как раньше.
В молодежной политике во Франции внимание в первую очередь уделяется решению проблем молодежи, связанных с ее социальной интеграцией в общество. Однако в рамках молодежной политики большое значение придается также созданию инфраструктуры и институциональной среды для активизации гражданского участия французской молодежи в жизни общества. В условиях падения политической активности молодежи во Франции и возрастания роли позитивной коммунитарности молодые люди сегодня отдают приоритет таким формам гражданского участия, которые связаны с деятельностью различных ассоциаций и добровольчеством («bénévolat»).
В настоящее время более трети молодых французов вовлечены в различные ассоциации, деятельность которых связана с сопровождением молодежных гражданских проектов и гражданских инициатив, воспитанием у молодых людей гражданственности и гражданской ответственности, созданием условий для самореализации и проявления активной гражданской позиции. При этом особое значение придается развитию в молодежной среде добровольчества (волонтерства), которое позволяет молодым «bénévoles» демонстрировать приверженность гражданским ценностям и проявлять гражданскую активность, направленную на решение социально значимых проблем в локальных сообществах. В последнее время в молодежной среде во Франции все большее распространение получают такие более гибкие и менее структурированные Интернет-формы гражданского участия, которые позволяют эффективно реализовывать низовые гражданские инициативы.
В рамках молодежной политики во Франции повышенное внимание уделяется также гражданскому воспитанию, направленному на формирование у молодых людей гражданской культуры, гражданской ответственности и практического гражданского опыта.
Таким образом, современная молодежная политика во Франции оказывает большое влияние на формирование гражданственности в молодежной среде и создает необходимые условия для гражданского участия молодежи в жизни общества. При этом, как показывает практика, чем более молодые люди вовлечены в гражданскую деятельность, тем больше их уверенность в своем будущем и будущем Франции.
Лубский А.В., Иванова В.П. Молодежная политика и гражданское участие молодежи во Франции. В статье рассматриваются особенности молодежной политики во Франции, которая разрабатывается и реализуется государством с учетом рекомендаций, принятых в рамках
Европейского Союза, а также национальных особенностей сложившегося гражданского общества и доминирующей национально-гражданской идентичности. В рамках молодежной политики большое внимание уделяется созданию инфраструктуры и институциональной среды для активизации гражданского участия молодежи в общественной жизни. При этом особое значение придается вовлечению молодежи в деятельность различных ассоциаций и развитию волонтерства, что позволяет молодым людям демонстрировать приверженность гражданским ценностям и проявлять гражданскую активность, направленную на решение социально значимых проблем в локальных сообществах.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, гражданственность, гражданское участие, гражданское общество, гражданские ассоциации, волонтерство.
Lubsky A.V., Ivanova V.P. Youth policy and civic participation of youth in France. The article deals with the features of youth policy in France, which is developed and implemented by the state, taking into account the recommendations adopted within the framework of the European Union, as well as national characteristics of the existing civil society and the dominant national-civic identity. Within the framework of youth policy, great attention is paid to the creation of infrastructure and institutional environment to enhance the civic participation of young people in public life. At the same time, special importance is attached to the involvement of young people in the activities of various associations and the development of volunteering, which allows young people to demonstrate commitment to civic values and to show civic activity aimed at solving socially significant problems in local communities.
Keywords: youth, youth policy, civic consciousness, civic participation, civil society, civic associations, volunteering.