УДК 316.346.32 Сафронов Александр Николаевич
аспирант кафедры социологии Кубанского государственного университета тел.: (964) 892-67-21
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Safronov Alexander Nikolaevich
post-graduate student of the chair of sociology, Kuban State University tel.: (964) 892-67-21
RUSSIAN YOUTH IN MODERN POLITICAL PROCESS
Аннотация:
В статье представлен материал, посвященный практикам включенности молодежи в политическую систему современной России как значимый аспект в деле формирования и развития гражданского общества и правового государства. Рассмотрены проблемы молодежного политического участия, процессы институализации практик участия в политической жизни, политической активности молодого поколения.
Ключевые слова:
политические практики молодежи, институализация, политические институты, политический процесс, молодежные общественно-
политические организации, политическая активность молодежи, политическое участие.
The summary:
The article presents the material on the practice of including youth in the political system of modern Russia as the important aspect in the formation and development of civil society and legal state. The problems of youth political participation, the processes of institutionalization of practices of political participation, political activity of the younger generation are considered.
Keywords:
political practices of youth, institutionalization, political institutions, political process, youth social and political organizations, youth political engagement, political participation.
В современной России динамично меняется роль и место молодежи в политической жизни, от прежних стихийных и хаотичных форм участия в политической жизни страны молодежь переходит к более упорядоченным, структурированным, выраженным в формировании и развитии молодежных общественно-политических институтов, таких как молодежные движения, организации, партии. По сравнению с периодом 1990-х гг. несколько выросло число политически активных молодых людей. По данным доклада Института социологии РАН, опубликованного по результатам социологического исследования «Молодежь новой России: ценностные приоритеты», проведенного в 2007 г., по сравнению с 1997 г. увеличилась доля молодежи, непосредственно участвующей в политической деятельности (с 1 % до 2 %). Примерно на том же уровне, что и 10 лет назад остается число молодых россиян, активно интересующихся политикой (14 %) [1, с. 5]. Молодежь является одной из тех социальных групп, чье влияние на общественные политические процессы до недавнего времени было минимальным. В условиях политической модернизации успешная интеграция молодежи в общественные отношения, эффективное использование ее инновационного потенциала становится важным условием политического развития. Особенно остро стоит вопрос о включении молодых людей в политическую систему общества, так как налицо явный диссонанс между постоянно возрастающей ролью молодых людей в экономической, социальной, культурной, информационной сферах и слабой представленностью молодежи в политических институтах, а в ряде случаев - политическое бесправие представителей молодого поколения.
На наш взгляд, включенность молодежи в политический процесс конституируется посредством таких компонентов, как политические институты, политическая культура (в том числе политические ценности, идеология и т.д.), политическая социализация, политическое участие и т.д., однако лишь у небольшой части молодых людей политические практики институализируются в непосредственное участие в деятельности политических институтов. Об этом свидетельствуют данные социологического исследования «Молодежь новой России: ценностные приоритеты»: лишь 2 % молодежи в 2007 г. принимало участие в деятельности политических партий, движений, организаций, 7 % молодых россиян в течение последнего времени участвовали в проведении избирательных кампаний в качестве волонтеров (сбор подписей, работа на избирательных участках и т.д.); 3 % - в митингах, демонстрациях, работе общественных формирований [2, с. 1].
Социологи и политологи сегодня по-разному оценивают степень включенности современной молодежи в политические процессы. Многие исследователи утверждают, что молодежь пост-
советской России негативно настроена по отношению практически ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране, не видит для себя возможности оказать влияние на политический процесс, поэтому граждански пассивна и аполитична. А. Антонов утверждает, что «часть той молодежи, которая осознает существующие проблемы в стране и желает предложить пути выхода из сложившегося положения, очень мала. Даже такой простой способ влияния на политическое развитие, как выборы, использует крайне малое число молодых людей. Статистика неумолимо свидетельствует о резком падении числа именно молодых избирателей, что говорит и о соответствующем отношении к политике вообще» [3, с. 54].
Ряд других исследователей напротив указывают на позитивные изменения, связанные с увеличением политической активности молодежи, все более активным проникновением молодежи в политические институты. Например, И.Н. Кольжаннова обращает внимание на такие положительные моменты в модернизирующейся России, как омоложение властных структур, проникновение молодежи в социоактивные группы предпринимателей, менеджеров, формирование новых образцов политической культуры, создание собственных молодежных организаций, выдвижение политических лидеров, структурирование молодежных политических элит [4]. По мнению О.М. Карпенко и И.А. Ламанова, в современной России растет влияние политических партий на молодежный ресурс, особую значимость приобретает феномен лидерства молодежного движения, а также прикладные аспекты привлечения молодых граждан к выборам [5].
Среди факторов, ответственных за политико-культурные трансформации, ученые отмечают особую роль политических институтов. Т. Гоббс видел в политических институтах только учреждения, на которые распространяются полномочия государственной власти, то есть легальные, разрешенные государством организации и структуры, и фактически стал одним из основоположников нормативно-юридического подхода. М. Вебер определил институты очень близко к латинскому смыслу слова, отметив государство как «чистый» институт, представляющий собой сообщество людей, поведение которых основано на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т.д.). По взглядам Э. Дюркгейма, институты, с одной стороны, представляют собой некое идеальное образование в виде обычаев и верований, а с другой -такие обычаи и стереотипы, которые материализуются в деятельности социальных организаций различных времен и народов. Французские политологи Марсель Прело, Жорж Бюрдо, Морис Дюверже вслед за Э. Дюркгеймом выделили два компонента содержания политического института: как идеальной модели самой системы политических отношений и как собственно организационных структур, воспроизводящихся в коллективной политической практике в соответствии с общими характеристиками упомянутого образца [6, с. 6-7].
По мнению И.М. Родзинского, современная социально-политическая действительность российского общества свидетельствует об активизации деятельности политических партий в области молодежной политики с целью расширения своего электората и омоложении рядов партий. Это обусловлено, в частности, кардинальными изменениями технологии организации и проведения выборов в высший законодательный орган страны - Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Молодежные организации можно разделить на два блока. Первый объединяет союзы, решающие современные проблемы посредством организации и проведения уличных политических процессов, активными участниками которых, как правило, являются молодые люди (например, события возле генерального консульства Эстонской Республики в Москве после сноса памятника Воину-освободителю в Таллинне в 2007 г.). Второй блок - организации, ведущие системную работу по включению молодежи в различные сфере жизнедеятельности (например, студенческий совет Московского гуманитарного университета). Отметим, что молодежные организации обоих блоков развивают новое направление в молодежной политике Российской Федерации - молодежное участие в жизни общества, в том числе и политическое [7, с. 3-5].
Еще одним немаловажным аспектом институализации молодежных политических практик в рамках государственной молодежной политики является феномен молодежного парламентаризма. Молодежный парламентаризм - система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, которая основана на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи - молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства. Молодежный парламентаризм также понимается как элемент гражданского общества, представляющий собой механизм реализации молодежной политики в форме участия молодежи в социально-экономических, общественно-политических процессах.
Сегодня следует признать, что молодежный парламентаризм, успешно развиваясь в субъектах Российской Федерации, например в Курской области, постепенно получая поддержку на уровне государства и общества, имеет перспективы для дальнейшего развития [8, с. 6].
Таким образом, можно отметить все более увеличивающуюся степень вовлеченности молодежи в политической процесс современной России посредством институализации практик участия в политике. Особую роль на данном этапе приобретает социологический и политологический анализ включенности молодых индивидов в политические практики посредством различных институтов, динамика и структура политической активности молодежи, роль и место молодежи в современном политическом процессе.
Ссылки:
1. Молодежь новой России: ценностные
приоритеты: научный доклад по результатам социологического исследования. URL:
http://www.isras.ru/index.php?page_id=504
2. Там же.
3. Антонов А. Проблема участия молодежи в политике. URL: http://polit.mezhdunarodnik.ru/ art.php3?Rub=365&id=13394.
4. Данилин П. Новая молодежная политика 20032005. М., 2006.
5. Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодежь в современном политическом процессе в России. М., 2006.
6. Козлов Г.Я. История и теория политических институтов в определениях, логических схемах и таблицах: учебно-методическое пособие. Рязань, 2006.
7. Родзинский И.М. Молодежь как объект российских политических партий // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1.
8. Молодежный парламентаризм Курской области: проблемы и перспективы. Информационный бюллетень. Курская областная общественная организация «Молодежный парламент». Курск, 2004.
References (transliterated):
1 . Molodezh' novoy Rossii: tsennostnye
prioritety: nauchniy doklad po rezul'tatam
sotsiologicheskogo issledovaniya. URL:
http://www.isras.ru/index.php?pagejd=504
2. Ibid.
3 . Antonov A. Problema uchastiya molodezhi
v politike. URL: http://polit.mezhdunarodnik.ru/ art.php3?Rub=365&id=13394.
4. Danilin P. Novaya molodezhnaya politika 2003-2005. M., 2006.
5. Karpenko O.M., Lamanov I.A. Molodezh' v sovremen-nom politicheskom protsesse v Rossii. M., 2006.
6. Kozlov G.YA. Istoriya i teoriya politicheskih institutov v opredeleniyah, logicheskih shemah i tablitsah: uchebno-metodicheskoe posobie. Ryazan', 2006.
7. Rodzinskiy I.M. Molodezh' kak ob"ekt rossiyskih politicheskih partiy // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009. No. 1.
8. Molodezhniy parlamentarizm Kurskoy oblasti: prob-lemy i perspektivy. Informatsionniy byulleten'. Kurskaya oblastnaya obshchestvennaya organizatsi-ya «Molodezhniy parlament». Kursk, 2004.