ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
Марина Криеенькая
Молодежь о цифровой социализации: единение и одиночество в сети
Понятие цифровой социализации подразумевает комплекс вопросов, связанных с коммуникативным поведением в цифровом пространстве, путей самореализации в плоскости реальной и виртуальной коммуникации, проявления множественности иден-тичностей, построением пространства взаимопонимания. В данной статье представлен взгляд на эти проблемы современной молодежи - российских и зарубежных школьников и студентов, для которой цифровая социализация актуализирует вопрос о границах свободы и ответственности.
Ключевые слова: цифровая социализация, коммуникативное поведение, цифровые аборигены, виртуальная коммуникация, множественность идентичностей, цифровое пространство
Кривенькая Марина Александровна,
кандидат филологических наук, директор Центра регионо-ведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, доцент кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, [email protected]
Вопросы коммуникативного поведения в цифровом пространстве привлекают сегодня внимание теоретиков и практиков, педагогов и экспертов, представителей самых разных областей знания. Обсуждение данной темы невозможно без учета мнения самих «аборигенов цифровой эпохи» - молодых людей: школьников и студентов, для кого виртуальная среда является естественной средой обитания, источником знаний, коммуникативной площадкой, территорией самовыражения.
Данная статья появилась под впечатлением от дискуссий на эту тему с молодыми людьми из Москвы, регионов Российской Федерации и зарубежных
стран - участниками международных молодежных лагерей, а также ежегодных традиционных мероприятий, проводимых под эгидой правительства Москвы - Московского открытого конкурса двуязычных эссе «Билингва», молодежного форума «Москва многоликая и разноязычная» и других. Это школьники старших классов, студенты российских вузов и колледжей, а также старшеклассники зарубежных школ, в которых изучается русский язык, в возрасте от 14 до 22 лет.
Обсуждение темы социализации в сети прежде всего выводит на первый план проблемы взаимопонимания в плоскости реальной и виртуальной коммуникации. Ребята признаются, что проблема эта объединяет вопросы, на которые они сами ищут ответы каждый раз, беря в руки гаджет: кто я по ту сторону экрана? сохраняется ли моя индивидуальность? расширяет или ограничивает мои возможности общение в сети?
Создается впечатление, что вопрос о том, где мы настоящие, в реальности или в сети, который так часто ставится в статьях на тему коммуникативного поведения молодежи, для самой молодежи не представляет особого интереса. Они считают, что, во-первых, сред гораздо больше, и, во-вторых, нет оснований для противопоставления именно этих двух. Школьники и студенты предпочитают говорить скорее о способах самовыражения в процессе общения, нежели об истинности своего Я.
Вопрос о способах самовыражения напрямую связан для молодых людей с проблемой самоидентичности и, соответственно, с запросом на возможности проявления ее множественности. Присутствие в жизни современного подростка и молодого человека интернета облегчает поиски путей для самореализации, расширяет территорию свободного поиска. По мнению молодых людей, интернет предоставляет им возможности
для удовлетворения интересов, которые относятся к области как профессиональной деятельности, так и хобби. В виртуальном пространстве они находят для себя разнообразные презентационные площадки, к их услугам большой спектр визуальных средств творческого дисплея, безграничные пути привлечения и расширения аудитории единомышленников.
Безусловно, социальные сети помогают людям ощущать постоянную связь друг с другом. Так, по данным опросов 2017 года, около 90 процентов пользователей регистрируются в сети ради поддержания контактов со своими знакомыми, а 50 процентов - для отслеживания новостей из жизни своих друзей [3, с. 108].
Важная функция социальных сетей, как утверждают в дискуссиях молодые люди, - это помощь в поиске новых друзей. Для этого молодые пользователи стремятся как можно более активно размещать в сети свои фотографии и видео. Зачастую, признаются ребята, присутствие в сети превращается в постоянную гонку за популярность, в борьбу за «лайки». В результате существует опасность, что социальная сеть может стать для молодых людей местом не коммуникативной активной, творческой жизни, а местом, где создается видимость жизни.
Молодые пользователи из разных стран сходятся во мнении, что наблюдения в сети за «красивым» экстерьером жизни способны оторвать их от реальности: картинки заменяют содержание поступков, создают призрачные представления о безоблачной жизни авторов тех или иных блогов. В итоге сравнение видеоряда со своей, далеко не всегда беззаботной и безоблачной жизнью вызывает не ощущение единения с другими пользователями, а лишь усиливает чувство беспомощности и одиночества.
Новые формы виртуальной коммуникации, регулярно генерируемые в интернет-пространстве, к сожа-
лению, способствуют изоляции и индивидуализму современных молодых людей. Это приводит к созданию феномена так называемой ускользающей социальности [1]. И вопрос «Где мы настоящие?» мало-помалу вырастает в условиях цифровизации в серьезную проблему - даже притом что сами «аборигены» не замечают ее серьезности.
Когнитивисты высказывают мнение, что трансформация человека как разумного существа в существо безличностное, несвободное, может происходить довольно быстро, особенно если это сопровождается постоянным пребыванием в зоне комфорта и удовольствия. Так, российский нейрофизиолог Н.П. Бехтерева предупреждала, что отсутствие самостоятельной мыслительной деятельности человека, ее формализация в массовом масштабе могут привести к качественному изменению мозговой деятельности человека [2].
Впрочем, активные пользователи интернета из нашей целевой аудитории не отрицают недостатка прямого, непосредственного человеческого общения, однако не противопоставляя его виртуальному. Итоги дискуссий показывают, что большинство молодых ребят достаточно умны, чтобы не оценивать свою жизнь по интерфейсу в сети, и считают, что немало пользователей скрывают свои проблемы и самоутверждаются, выставляя в сети благополучные данные.
Вопрос о границах свободы и ответственности в цифровой среде напрямую связан с проявлением «множественности идентичности» и самоидентификацией как «виртуального индивидуума». Молодые люди пытаются осмыслить это, формулируя для себя ответы на вопросы, как и когда зона выражения талантов и способностей становится зоной проявления анти-Я, альтернативной индивидуальности, местом, в котором
происходит поиск пограничья хорошо/плохо, определяются крайние пределы нормы и т. д.
Поиски ответов на эти вопросы неминуемо приводят нас к глобальному разговору о том, что представляет собой свобода в цифровом пространстве - чем определяется и, главное, как контролируется индивидуальная ответственность каждого за свое поведение в виртуальной среде.
Прозрачность и перекрестье информационных маршрутов в интернет-пространстве по общему согласию должны заставлять пользователей продумывать свои действия в виртуальной среде с учетом цепочки последующих кликов. Соответственно, возникает необходимость корректировать и информационное наполнение, и коммуникативное поведение на несколько шагов вперед, что, несомненно, является фактором, требующим определенной степени ответственности.
По итогам дискуссий по этим вопросам в смешанной аудитории, представляемой школьниками и студентами из России и зарубежья, становится очевидным, что для российской молодежи приоритетным в общении в ин-тернет-пространстве является расширение пределов свободы способов самовыражения и видов деятельности. Представителей же европейских стран, например, Германии, Нидерландов, тревожит тот факт, что виртуальное пространство очень легко становится зоной вседозволенности.
Все молодые люди подчеркивают, что цифровая социализация для них имеет большое значение. При этом в условиях якобы безграничных возможностей реализации права выбора подчеркивается возрастающая степень ответственности за индивидуальную поведенческую траекторию в цифровой среде. Все согласны с тем, что вне зависимости от среды общения нужно уважать
s 5
g. -
-8- n
s s
о '
о X
л s
36 «
О Л1
собеседника, быть толерантным, готовым к встрече с отличным от тебя, соблюдать культуру общения.
Противоречивые процессы одновременно сближения культур, традиций, ценностей и стремления к сохранению их самобытности, происходящие в современной «глобальной деревне», актуализируются в интернет-пространстве. Общаясь в сети, люди вольно или невольно вторгаются в жизнь друг друга, физическое расстояние между собеседниками не играет существенной роли, стираются границы пространства и времени, размывается понятие приватности собственной жизни. Отрадно, что молодые люди в большинстве своем согласны, что активное присутствие в сети накладывает на «цифровых аборигенов» обязательства в этическом и культурно-коммуникационном плане. Для человека, независимо от среды общения, главным остается свой собственный достойный выбор.
Литература:
1. Бегалинов A.C., Бегалинова К.К. Межкультурная коммуникация в контексте циф-ровизации и медиатизации // Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 1. Часть 1 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. М., 2018. С. 512-514.
2. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: ACT, 2006. 430 с.
3. Джей М. Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом / Мэг Джей; пер. с англ. Н. Яцюк. 4-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 217. 320 с.
Marina Krivenkaya,
PhD in Philology, Director of the Center for Regional Studies
and Humanitarian-Educational Cooperation, Associate Professor,
Chair of Cultural Studies, Institute of Social and Humanitarian Sciences (ISHS),
Moscow Pedagogical State University, [email protected]
Youth about digital socialization: unity and loneliness on the web
The concept of digital socialization means a complex of issues related to communicative behavior in the digital space, ways of self-realization in the real and virtual communication, the performance of multiple identities, the construction of a common ground space. This article presents a look at these problems of modern youth - Russian and foreign schoolchildren and students, for whom digital socialization makes actual the issue of the boundaries of freedom and responsibility.
Keywords: digital socialization, communicative behavior, digital natives, virtual communication, plurality of identities, digital space