В.В. Давнис
Воронежский государственный университет
МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Статистическое исследование состояния и развития любой социально-демографической группы населения, безусловно, должно основываться на выяснении сущности и особенностей объекта познания. В этой связи в контексте предлагаемой работы в первую очередь требуется ответить на два принципиально важных вопроса:
1) Какую роль играет молодежь в жизнедеятельности современного общества?
2) Что такое «молодежь» как научная категория и практический объект статистического анализа?
Необходимость четкого ответа на первый из поставленных вопросов определяется тем обстоятельством, что не все группы и контингенты населения и далеко не в равной степени заслуживают повышенного внимания и пристального систематического наблюдения, объективно предполагающих конкретных усилий и финансовых затрат. Поэтому требуется весомые аргументы, доказывающие, что динамика численности и состава лиц молодого возраста, а, следовательно, и их доли обществе занимает одно из центральных мест в анализе тенденций и закономерностей социально-экономического развития государства.
По-нашему мнению, они могут быть сформулированы следующим образом. Во-первых, в полной мере можно согласиться с мнением профессора Романова А.А., полагающего, что: «Выделение молодежи в особую группу связано с общностью ... проблем и черт образа жизни молодых людей, высоким уровнем ... социальной подвижности. ... Демографическая подвижность характеризуется высокими показателями брачности, рождаемости и разводимости в молодых возрастах, а также высокой миграционной активностью. Социально-профессиональная подвижность обусловлена наиболее быстрыми процессами . повышения образовательного уровня молодых людей, перемены профессионального статуса . Необходимость исследования молодежи как особой социально-демографической группы обусловлена общими задачами анализа социальной структуры общества, процессов формирования рациональной профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов, воспитания новых поколений» (Кузин С.И., Романов А.А., Карманов М.В. Статистика социально-демографических групп населения. М.: МЭСИ, 1989, с.4).
Предложенная профессором Романовым А.А. концепция акцентирует внимание преимущественно на демографическом и социальном аспектах деятельности молодежи. Однако они полностью не исчерпывают общественную значимость поколений молодых людей, которая также проявляется в ряде других направлений.
Во-вторых, лица молодого возраста составляют фактически имеющийся, но в большей степени резервный и быстро развивающийся потенциал перспективного экономического роста. Молодежь, замещая трудовые ресурсы «снизу», должна накопить определенные знания, рабочий стаж и жизненный опыт, прежде чем она превратится в творчески продуктивный и наиболее производительный сегмент занятого населения. Поэтому с экономической точки зрения (даже без учета факта необходимости чисто демографического восполнения естественной и миграционной убыли работников) молодые поколения выступают необходимым и обязательным условием непрекращающегося процесса производства материальных благ и услуг, составляющих основу существования общества.
В-третьих, молодые граждане в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации несут на свих плечах священную и трудную ношу, связанную с защитой отечества. Молодежь является доминирующим ядром и по сути дела главным элементом призывного контингента, обеспечивающего кадры для вооруженных сил страны. Следовательно, любые изменения количественных и качественных параметров совокупности лиц молодого возраста имеют прямые и серьезные последствия для обороноспособности и безопасности государства.
В-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов и роль молодежи в политической жизни современного общества, особенно в периоды кардинальных трансформаций социально-экономических отношений. Молодые люди в силу собственных психофизических свойств объективно в меньшей степени предрасположены к консервативному мышлению и более чутко воспринимают любые призывы и изменения, дающие новые возможности для самореализации личности. По этой причине борьба за голоса молодого электората всегда являлась одной из важнейших задач идеологической борьбы и политической пропаганды, которые не могли эффективно строиться без учета характеристик численности и структуры молодежной аудитории.
В совокупности, все перечисленные выше аргументы, по нашему мнению, позволяют сделать вывод о том, молодежь представляет собой актуальный объект научного познания, так как действительно играет важную роль в жизнедеятельности человеческой популяции, а поэтому статистический анализ и прогнозирование ее численности и состава имеют исключительное практическое значение.
В отличие от традиционного характера первого вопроса, потребность в ответе на второй из вопросов, поставленных в начале статьи, в значительной степени определяется спецификой статистической науки и практики. Во все времена количественный анализ общественных явлений и процессов всегда начинался с выяснения содержания объекта исследования, так как в
противном случае нельзя было бы определить единицу наблюдения и организовать ее статистический учет.
Анализ разнообразных литературных источников позволяет говорить о том, что в первую очередь ни в коем случае не следует путать между собой понятия «молодежи» как определенной социально-демографической группы населения и «молодости» как одного из этапов старения популяции. По этому поводу целесообразно привести определение, данное Пирожковым С.И. Оно гласит: «Молодое население, обобщенная характеристика возрастной структуры населения, в которой большой удельный вес занимают дети и соответственно невелика доля пожилых и старых людей. По классификации демографов ООН молодым населением считается население, в котором лица в возрасте 65 лет и старше составляют менее 4%» (Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985, с.263). Следовательно, молодость может рассматриваться применительно ко всему обществу в целом, что относится к категории демографического старения и не является предметом данного исследования.
Если обратить внимание непосредственно на понятие «молодежь», то можно привести следующие точки зрения:
а) «Молодежь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологическим свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-29 лет» (Большой энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1998, с.749).
б) Чупров В.И. полагает, что «Молодежь - группа общества, выделяемая на основе возрастных характеристик и связанных с ними основных видов деятельности; в более узком, социологическом смысле - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социально-экономического положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. На 1 января 2001 г. численность молодых граждан России в возрасте 15-29 лет составила 33,1 млн. человек. ... В отечественной социологии наиболее часто нижняя граница молодежи определяется между 14-16, а верхняя - между 25-29 годами» (Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003, том 1, с.674).
в) Известный российский статистик и демограф первой половины девятнадцатого века Рославский-Петровский А.П. выделял следующие возрастные этапы жизни людей: «подрастающее поколение - до 15 лет (в том числе малолетние - до 5 лет и дети 5-15 лет), цветущее поколение - 16-60 лет (в том числе молодые - 16-30 лет, возмужалые - 30-45 лет,
пожилые - 45-60 лет), увядающее поколение - 61-100 лет и старше (в том числе старые - 61-75 лет, долговечные - 75-100 лет и старше)» (Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985, с.191-192).
Если обобщить представленные выше точки зрения, то можно констатировать -«молодежь» как научная категория практически всегда увязывается с определенным возрастным интервалом жизни людей, который накладывает серьезные отпечатки на их социально-экономическое положение и по совокупности специфических функций, интересов и ценностей объективно вынуждает считать их особой социально-демографической группой населения.
С позиций статистической науки в содержании категории «молодежь» наибольший интерес вызывает четкое и однозначное толкование границ возрастного интервала, используемого для выделения контингента лиц молодого возраста. Это объясняется двумя основными причинами. Прежде всего, не зная «возрастного спектра» молодежи, нельзя получить точной оценки ее количественных размеров. С другой стороны, применение неодинаковых возрастных градаций приводит к элементарной несопоставимости, что существенно затрудняет возможности проведения сравнительного статистического анализа.
Сопоставление различных мнений свидетельствует о том, что в социологической и демографической практике для выделения молодежи как специфической общественной группы обычно используется возрастной интервал от 14-16 до 30 лет. Причем нижняя и верхняя границы молодежного контингента отличаются в зависимости от разнообразия высказываемых точек зрения. Применительно к верхнему рубежу молодости сформировалось определенное единство научных трактовок. В подавляющем большинстве случаев он проводится на отметке до тридцати лет. Попытки его понижения до 25-ти лет чаще всего не воспринимаются всерьез, так как возрастная группа жителей, находящаяся в интервале от 25 до 29 лет включительно, явно обладает всеми характерными чертами демографического поведения, экономического положения и социального статуса, присущими именно молодому, а не зрелому населению. Совершенно по-другому складывается ситуация с идентификацией нижней возрастной границы молодежи. Здесь имеют место следующие варианты:
в соответствие с действующим гражданским законодательством в нашей стране период несовершеннолетия подрастающих поколений (в значительной степени отождествляемый с детством) заканчивается, начиная с 18-ти лет;
в соответствие с действующим российским трудовым законодательством период трудоспособности членов общества наступает с 16-ти лет;
важнейший документ, удостоверяющий личность гражданина в России
(паспорт), выдается в 14-ть лет;
• отдельные ученые (например, Чупров В.И. и др.) увязывают нижнюю границу молодежного контингента с 15 -м годом жизни человеческого организма. По-нашему мнению, каждый из приведенных выше вариантов установления возрастного рубежа начала молодости, особенно в прикладных социологических исследованиях, имеет право на самостоятельное и независимое существование. Оно подкрепляется тем обстоятельством, что практически невозможно привести веские и объективные доводы, доказывающие исключительную правоту какого-либо одного и единственного подхода.
С учетом этого факта выбор нижней возрастной границы молодежного контингента сильно зависит не только от цели и задач исследования, но и от предметной области проводимого анализа. Достаточно очевидно, что в юриспруденции наибольший интерес будут представлять 14-й и (или) 18-й годы жизни человека, рассматриваемые с позиций начального возраста молодежи. В экономике, особенно в плоскости формирования трудовых ресурсов, выявления особенностей рынка труда и т.п. более привлекательным является 16-ти летний рубеж. В статистике, предполагающей точную количественную оценку размеров конкретной социально-демографической группы населения, на первое место, на наш взгляд, выходит 15 -ти летний возраст. Подобный выбор непосредственно связан с тем обстоятельством, что используемые в статистической практике возрастные группы (прежде всего пятилетние) «стыкуются» между собой именно на границе 14-го и 15-го годов человеческой жизни (10-14 и 15-19 лет). По этой причине многие демографические показатели, а именно половозрастная структура жителей, возрастные коэффициенты рождаемости и смертности населения и т.п., приводятся в едином и устоявшемся формате, нарушение которого требует осуществления дополнительных и достаточно трудоемких перерасчетов (тем более при проведении анализа за ряд лет или по регионам государства). В этом плане именно в статистическом исследовании изменений численности, состава и других параметров лиц молодежного возраста целесообразно пользоваться их определением, которое выглядит следующим образом. Молодежь — это социально-демографическая группа населения, ограниченная интервалом возраста от 15 до 30 лет.
Прикладной анализ количественных размеров молодежного контингента должен опираться на понимание механизма и особенностей формирования исследуемой демографической группы. Она изменяет свои характеристики под воздействием естественного и миграционного факторов, приводящих к изменению численности и доли молодых людей (рисунок 1).
Численность молодежи на начало периода (Чмнп)
Численность Численность Численность Численность
естественного естественного миграционного миграционного
пополнения молодежи выбытия молодежи пополнения молодежи выбытия молодежи
(Чепц) (Чевм) (Чмпм) (Чмвм)
Естественный прирост (убыль) численности Миграционный прирост (убыль) численности
молодежи молодежи
(ЕПМ) (МПМ)
Общий прирост (убыль) численности молодежи за период (ОПМ)
Численность молодежи на конец периода (Чмкп)
Рисунок 1. Механизм формирования численности молодежи.
Специфика демографического алгоритма, представленного на рис. 1, сводится к следующим моментам. Естественное пополнение молодежного контингента за любой по длительности отрезок времени (месяц, год и т.п.) осуществляется за счет лиц детского возраста, которые по причине своего взросления закономерно попадают в состав молодежи. Естественное выбытие молодежного населения происходит либо вследствие смертности молодых людей, либо вследствие их взросления и перехода в старшую демографическую группу общества. Миграционные пополнение и выбытие граждан молодого возраста происходят за счет их территориальных перемещений. Во взаимодействии естественные пополнение и выбытие образуют естественный прирост (убыль), а миграционные пополнение и выбытие соответственно миграционный прирост (убыль) численности молодежи. Объединяясь, они приводят к формированию общего прироста (убыли) количественных размеров молодежного контингента, который отражается на численности молодежи по состоянию на конец периода:
Чмнп + Чепм - Чевм + Чмпм - Чмвм = Чмнп + ЕПМ + МПМ =
= Ч + ОПМ = Ч
±мнп ' ОПММ *мкп.
Направление динамики удельного веса молодых людей в общей численности населения определяется следующими соотношениями:
а) (Чмкп • Чмнп) = (1 - Чмкп) • (1 - Чмнп);
б) (Чмкп • Чмнп} > (1 - Чмкп) • (1 - Чмнп);
в) (Чмкп • Чмнп) < (1 - Чмкп) • (1 - Чмнп).
Они означают:
а) если темп роста численности молодежи равен темпу роста численности остального населения, то ее доля в обществе остается неизменной;
б) если темп роста численности молодежи больше темпа роста численности остального населения, то ее доля в обществе увеличивается;
в) если темп роста численности молодежи меньше темпа роста численности остального населения, то ее доля в обществе уменьшается.
Причем с позиций оптимизации демографического развития популяции могут быть использованы определенные уточнения рассмотренных динамических моделей. Первое из них связано с тем обстоятельством, что естественное пополнение молодежного контингента реализуется за счет лиц детского возраста. Поэтому для нормального хода замещения поколений общества крайне важно, чтобы численность детей превышала численность жителей молодежного возраста. В противном случае в результате структурных сдвигов в возрастном составе популяции с течением времени количественные размеры молодежи объективно начнут отставать от темпов роста численности зрелого населения. Второе уточнение может быть использовано при построении ограниченных моделей динамики лиц молодежного возраста. Оно сводится к возможному исключению поколения детей из числа остального населения. При подобном подходе главное чтобы темп роста численности молодежного контингента опережал темп роста численности зрелых членов общества, так как текущее снижение доли молодежи будет обусловлено повышением доли детских поколений и в перспективе обязательно приведет к положительному приращению относительных размеров лиц молодого возраста.
Для комплексной статистической характеристики состава молодого населения большое практическое значение имеет классификация молодежи, объединяющая совокупность взаимосвязанных признаков, расположенных в определенной логической последовательности. Если попытаться объединить разнообразные признаки, используемые в прикладных исследованиях для построения группировок лиц молодежного возраста, то можно синтезировать конструкцию, представленную в таблице 1.
Предложенная выше классификация молодежи имеет большое практическое значение в процессе организации и поведения статистических исследований структуры лиц молодого возраста, так как предопределяет принципиальные направления прикладного анализа состава молодежного контингента. Она обладает тем достоинством, что фокусирует внимание на существенных и доминирующих признаках демографической и социально-экономической дифференциации молодежи. Ее классификационные группы отражают всю широту социального разнообразия, присущего гражданам нашей страны, находящимся в возрасте от 15 до 30 лет.
■ СТАТИСТИКА И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Таблица 1
Классификация молодежи в зависимости от основных демографических и социально-
экономических признаков.
ПРИЗНАКИ КЛА ССИФИКАЦИИ КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ
1. Пол: а) мужчины; б) женщины.
2. Возраст: 2.1. в зависимости от совершеннолетия: 2.2. в зависимости от трудоспособности: 2.3. в зависимости от содержания возрастных этапов: а) несовершеннолетняя молодежь; б) совершеннолетняя молодежь. а) молодежь, находящаяся в нетрудоспособном возрасте; б) молодежь, находящаяся в трудоспособном возрасте. а) незрелая молодежь (15-19 лет); б) зрелая молодежь (20-24 лет); в) взрослая молодежь (25-29 лет).
3. Место жительства: а) молодежь, проживающая в городской местности; б) молодежь, проживающая в сельской местности.
4. Брачно-семейное положение: 4.1. в зависимости от состояния в браке: 4.2. в зависимости от семейного положения: а) молодежь, состоящая в браке; б) молодежь, не состоящая в браке. а) молодежь, проживающая в семьях; б) одинокая молодежь.
5. Национальность: 5.1. в зависимости от национальной принадлежности: 5.2. в зависимости от принадлежности к коренной национальности: а) русские; б) белорусы; в) украинцы; г) татары; д) мордва и т.д. а) молодежь коренной национальности; б) молодежь некоренной национальности.
6. Язык: 6.1. в зависимости от отношения к русскому языку: 6.2. в зависимости от владения иностранным языком (особенно английским языком): а) русскоязычная молодежь; б) не русскоязычная молодежь. а) молодежь, владеющая иностранным языком; б) молодежь, не владеющая иностранным языком.
7. Образование: 7.1. в зависимости от уровня образования: 7.2. в зависимости от участия в процессе получения образования (повышения квалификации): а) молодежь с неполным средним образованием; б) молодежь со средним образованием; в) молодежь со средним специальным образованием; г) молодежь с незаконченным высшим образованием; д) молодежь с высшим образованием (одним, двумя и более). а) учащаяся молодежь (повышающая квалификацию); б) не учащаяся молодежь (не повышающая квалификацию).
?. Занятость:
а) работающая молодежь;
б) не работающая молодежь;
в) безработная молодежь.
9. Доходы:
9.1. в зависимости от наличия собственного источника (источников средств существования):
9.2. в зависимости от величины доходов:
а) молодежь, имеющая собственный источник (источники) средств существования;
б) молодежь, находящаяся на иждивении государства или частных лиц.
а) молодежь, имеющая доходы ниже величины прожиточного минимума;
б) молодежь, имеющая доходы равные и превышающие прожиточный минимум._
10. Жилье:
10.1. в зависимости от наличия собственного жилья:
10.2. в зависимости от жилищных условий:
а) молодежь, располагающая собственным жильем;
б) молодежь, не располагающая собственным жильем.
а) молодежь, проживающая в жилищных условиях, соответствующих установленным нормативам;
б) молодежь, проживающая в жилищных условиях, не соответствующих установленным нормативам._
11. Здоровье:
а) здоровая молодежь;
б) молодежь, имеющая отклонения в состоянии здоровья;
в) молодежь инвалиды._
12. Занятия физической культурой и спортом:
а) молодежь, занимающаяся физкультурой и спортом;
б) молодежь, не занимающаяся физкультурой и спортом._
13. Правонарушения:
а) молодежь, привлекавшаяся к административно-правовой ответственности;
б) молодежь, не привлекавшаяся к административно-правовой ответственности.
14. Вредные пристрастия (алкоголь, курение, наркотики и т.п.):
а) молодежь, приобщившаяся к вредным пристрастиям;
б) молодежь, не приобщившаяся к вредным пристрастиям._
15. Политическая активность:
а) молодежь, принимающая участие в политической жизни страны;
б) молодежь, не принимающая участия в политической жизни страны._
Вне всякого сомнения, рассматриваемая статистическая классификация лиц молодежного возраста не является идеальной по целому ряду объективных и субъективных причин. Объективно она включает только основные и укрупненные признаки, используемые для выделения частных групп молодежи. Дальнейшая детализация каждого из них приведет к стремительному разрастанию количества возможных группировок лиц молодого возраста и
Экономика, Статистика и Информатика Щ 53 №2, 2004_
сделает их классификацию чрезмерно объемной и громоздкой. Субъективно в зависимости от цели, задач исследования и личных пристрастий ученого вполне уместны и другие градации тех или иных признаков, которые могут, как вызывать, так и не вызывать интерес во всех без исключения случаях прикладного анализа структуры молодежи.
В целом, учитывая названные достоинства и недостатки, классификация молодежного контингента, приведенная в таблице 1, на наш взгляд, дает достаточно полное и всестороннее представление об особенностях состава молодежи как отдельной и достаточно специфичной социально-демографической группы населения.
В процессе исследования численности и структуры лиц молодого возраста перед статистикой возникает целый ряд практических задач, среди которых, по нашему мнению, важнейшее место занимают следующие (рисунок 2).
Рисунок 2. Основные задачи статистики численности и состава молодежи.
Реализация комплекса перечисленных выше задач дает право выстроить логичный алгоритм статистического анализа молодежного контингента, позволяющий последовательно перейти от оценки количественных размеров и структурных особенностей совокупности лиц молодого возраста к факторам их динамики и вариантам перспективного изменения.
В заключение, следует отметить, что анализ молодого населения как объекта прикладного исследования разрешает сформулировать несколько выводов. Во-первых, категория «молодежь» не имеет в литературе однозначно четкой формулировки и зачастую определяется в зависимости от конкретных целей и информационной базы научного познания.
Поэтому со статистических позиций целесообразно трактовать ее как численность лиц, находящихся в возрасте от 15 до 30 лет. Во-вторых, механизм формирования молодежного контингента серьезно зависит от изменения численности и состава детских поколений, которые объективно больше всего предопределяют режим и параметры замещения молодых членов общества. В-третьих, классификация совокупности лиц молодежного возраста свидетельствует о том, что она представляет собой социально-демографическую группу населения крайне неоднородную по составу, вследствие сильной дифференциации по многим признакам. Следовательно, молодежь является сложным и своеобразным объектом статистического наблюдения, требующим поиска особых и не всегда традиционных подходов количественного измерения, а также осторожного обращения с результатами осуществленного анализа.