Научная статья на тему 'Молодежь: интересы и судьбы, проблемы и надежды'

Молодежь: интересы и судьбы, проблемы и надежды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1054
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / YOUTH / SOCIOLOGICAL RESEARCHES / EDUCATION / MASS CONSCIOUSNESS / EMPLOYMENT / DEVIANT BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Константиновский Давид Львович

Предлагаемая статья представляет собой рецензию на новую книгу известных исследователей М.К. Горшкова и Ф.Э. Ше-реги «Молодежь России: социологический портрет». Рассматриваются основные выводы социологических исследований структуры массового сознания молодежи, проблем ее трудоустройства и поведения молодежи в девиантной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the review of the new book of well known researchers M.K. Gorshkov and F.E. Sheregi «Youth of Russia: a sociological portrait». The basic conclusions of sociological researches on the structure of mass consciousness of youth, the problems of its employment and behaviour of youth in deviant environment are considered.

Текст научной работы на тему «Молодежь: интересы и судьбы, проблемы и надежды»

Давид КОНСТАНТИНОВСКИЙ

МОЛОДЕЖЬ: ИНТЕРЕСЫ И СУДЬБЫ, ПРОБЛЕМЫ И НАДЕЖДЫ

Предлагаемая статья представляет собой рецензию на новую книгу известных исследователей М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги «Молодежь России: социологический портрет»1. Рассматриваются основные выводы социологических исследований структуры массового сознания молодежи, проблем ее трудоустройства и поведения молодежи в девиантной среде.

The article represents the review of the new book of well known researchers M.K. Gorshkov and F.E. Sheregi «Youth of Russia: a sociological portrait». The basic conclusions of sociological researches on the structure of mass consciousness of youth, the problems of its employment and behaviour of youth in deviant environment are considered.

Ключевые слова:

молодежь, социологические исследования, образование, массовое сознание, трудоустройство, девиантное поведение; youth, sociological researches, education, mass consciousness, employment, deviant behaviour.

КОНСТАНТИ-

НОВСКИЙ

Давид Львович — д.соц.н., Институт социологии РАН [email protected]

Молодежь не обделена вниманием: о ней говорят по телевидению и в Думе, о ней пишут статьи и романы, снимают фильмы. Особое место принадлежит научным публикациям. Они бывают разного качества — большей или меньшей достоверности материалов, обоснованности выводов, тенденциозности либо претензий на объективность. Определились основные, наиболее авторитетные научные центры с той или иной направленностью исследований — риски, с которыми встречается молодежь, образ жизни и ценности молодежи2, другие. Молодежная проблематика неизбежно затрагивается в работах, связанных с образованием, демографической ситуацией и др. Появление результатов каждого нового проекта вызывает большой интерес и у специалистов, и у так называемой широкой публики.

Публикация итогов многолетних разносторонних исследований, которой ознаменовалось начало нынешнего года, особенно значима. В основе рецензируемой книги — материалы работ, проведенных под руководством авторов с 1997 по 2009 г. В центре внимания здесь — те стороны жизни российской молодежи, которые сегодня наиболее важны для ожидаемого прогрессивного развития России; анализируются структура массового сознания, проблемы трудоустройства и поведения молодежи в девиантной среде. В целом, книга посвящена общей оценке потенциала нынешней российской молодежи как носителя будущих общественных отношений.

Всякому читателю, искушенному и не очень, прежде всего, ясно главное: о чем бы ни шла речь на страницах книги — о жизненных ориентирах или ценностных установках молодежи, авторы опираются на полученные ими эмпирические показатели. Авторы показывают, что нынешнее молодое поколение является особым объектом анализа, так как даже тридцатилетним в начале 1990-х гг. было не более 11—12 лет. По времени — это начало этапа их сознательной социализации и одновременно распада СССР, разного рода кризисов, краха идеологических институтов и ранее господствовавшей идеологии, межпоколенческих и межэтнических конфликтов.

1 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М. : ЦСПиМ, 2010, 592 с.

2 См., напр.: Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. — М. : Academia, 2009; Омельченко Е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности // Журнал исследований социальной политики, т. 4, № 2, 2006.

Непредвзятый анализ полученных данных позволяет авторам нарисовать вполне объективный образ современной российской молодежи. Авторы не стремятся окрасить картину только в темные или в исключительно светлые тона.

Пример тому — анализ гражданской идентичности молодежи. Первичный уровень взаимоотношений личности и государства — ее идентичность системообразующей модели государства. Представления молодежи о предпочитаемой модели базируются на выбранных жизненных стратегиях. Какую же модель государства молодежь считает приемлемой — социально-попечительскую или преимущественно рыночную, с полной свободой экономической конкуренции?

По данным исследования идентичности молодежи с той или иной моделью государства авторы построили следующую типологию ожидаемого поведения молодежи: инициативные (10,5 млн чел.) — это та часть молодежи, которая склонна участвовать в бизнесе, брать на себя предпринимательский риск, участвовать в гражданских и политических инициативах, становиться лидерами; исполнительные (6,2 млн чел.) — законопослушные «ведомые», предпочитающие участвовать в жизни общества как квалифицированные специалисты-исполнители; спекулятивные (5,8 млн чел.) — ориентированы на трудовую жизнь, но не за счет профессиональной конкуренции, а за счет «доходной» должности (в том числе бюрократического характера) или вида деятельности (торговли, посредничества, маклера, рантье); социально-зависимые (4,2 млн чел.) — склонные исполнять посильную работу или функцию, при этом не проявляя индивидуальной инициативы и рассчитывая на социальную защиту и гарантии со стороны государства; оппозиционные (2,4 млн чел.) — те, кто пока не находят собственного места в общественных отношениях нынешней России и склонны к активному или пассивному социальному протесту; анархические (2,3 млн чел.) — настроенные индивидуалистично, скептически относящиеся к принципу законо-послушания, склонные к маргинальному поведению (рокеры, скинхеды, фанаты); пассивные (5,6 млн чел.) — законопослушная, но пока окончательно не определившаяся в своей жизненной траектории молодежь, которая свой жизненный выбор в

итоге сделает, но под влиянием какого-то лидера общественного мнения (родные, друзья, СМИ, кумиры).

Основываясь на приведенной типологии, авторы делают вывод, что мировоззрение нынешней российской молодежи в аспекте гражданской идентичности в целом адекватно отражает структуру трансформирующегося общества и по крайней мере 87% молодежи способны интегрироваться в это общество без социальных коллизий (хотя, по заключению авторов, преимущественно рыночную, с полной свободой экономической конкуренции модель считает приемлемой меньшая часть). Испытывающая трудности с вхождением в нынешнюю социальную структуру российского общества доля молодежи невелика по относительному показателю (13%), однако оказывается значительной по численности — 4,8 млн чел., и в своей молодежной политике государству придется ее учитывать.

Другой пример — анализ ценностных ориентаций. В целом российская молодежь демонстрирует весьма высокий морально-нравственный уровень. В отношении большинства поступков и явлений, которые принято считать аморальными или, по меньшей мере, не этичными, более половины молодых людей высказываются резко негативно. Среди безусловных табу — заброшенность и беспризорность детей, жестокое обращение с животными, употребление наркотиков, измена Родине.

В то же время приводимые авторами данные свидетельствуют, что у 75% российской молодежи идеалов практически нет. Тот факт, что идеалы имеет четвертая часть населения в возрасте 14—30 лет, отнюдь не означает, что у остальных сверстников нет объектов уважения или подражания; они есть, но не являются прообразом смысла поведения, жизненной цели личности. Обедненное присутствие в массовом сознании молодежи в качестве идеалов героев литературы и фильмов свидетельствует о существенном изменении факторов, формирующих ценностные ориентации: это в большей степени инт-равертные ценности, предопределенные референтностью для личности близкого окружения.

В массовом сознании российской молодежи «жизненный успех» — это, прежде всего, крепкая семья и дети, а также

уважение окружающих. Вторая группа значимых жизненных целей — богатство, благополучие, интересная работа. И только после этого следует наличие надежных друзей, что свидетельствует о смене в новых условиях приоритета пословицы советских и предшествующих им времен: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

В книге немало страниц, где в результате раздумий над фактическими данными, раздумий, которые читатель, надо полагать, разделит с авторами, неизбежно возникают и озабоченность, и сожаление, и горечь.

Авторы показывают, что утверждение ряда экспертов, будто в последние годы наркомания в нашей стране приобретает характер пандемии, является спорным. Более того, требует обсуждения вопрос о том, есть ли сегодня основания говорить о наркомании в России как об эпидемии. Если соотнести показатель наркотизации населения в Российской Федерации с темпами урбанизации, роста трудовой мобильности, глобализации стиля жизни, интенсификации информационного обмена и риска стресса, то обнаружится, что он не выше соответствующих показателей в экономически развитых странах на аналогичной стадии их развития.

Вместе с тем масштабы незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ возросли до степени угрозы здоровью молодого поколения России. Данные, приводимые в книге, свидетельствуют: сегодня среди молодежи в возрасте 11—24 года 46,5% (13,3 млн чел.) живут в семьях, отягощенных теми или иными проблемами, в том числе 21% (6 млн чел.) — в семьях с неблагоприятными условиями, среди них 2,8 млн — в семьях, где родители или другие члены семьи злоупотребляют алкоголем или наркотиками. В возрастной группе 11—24 года доля регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2—3 раз в месяц) составляет 9,8% от общей численности данной возрастной группы, т.е. 2,6 млн чел., в том числе больных наркоманией в этой группе — 515 тыс. чел. Механизм распространения наркотиков среди молодежи становитсявсеболеезамкнутым. Подростки и молодежь в основном сами стимулируют друг друга к потреблению наркотика. Наркомафия распространяет свой товар среди молодежи «ее же руками».

Основная масса молодежи, потребляющей наркотики, утверждает, что она это делает для «времяпрепровождения», и лишь 14% — для удовольствия. Между тем, около 40% потребляющих наркотики осознают, что они вредны для здоровья, и стараются использовать такой вид наркотика, который, по их мнению, «менее вреден для организма» или «от него легче отвыкнуть в последующем». Естественно — все это иллюзия для самоуспокоения.

По мнению авторов, основные причины роста наркотизации российской молодежи заключаются в следующем: доступность наркотиков (как основная причина); неконтролируемая продажа в аптеках кодеинсодержащих и других психостимулирующих препаратов и таблеток, заменяющих наркотические вещества; наличие безработицы среди молодежи и порождаемое этим неблагоприятное социальное самочувствие; рост количества неблагополучных и неполных семей, в которых детям и подросткам не уделяется внимания; плохая организация досуга молодежи; низкая эффективность лечения от наркозависимости; отсутствие комплексного подхода в реабилитации и социальной адаптации; отсутствие государственных реабилитационных центров длительного пребывания.

Другая острейшая проблема — беспризорные дети и подростки. Это — укоряющий символ безразличия общества к собственной судьбе. Безразличие выражается, в частности, и в том, что, несмотря на официальные призывы к скорейшей социальной реабилитации беспризорных, их общее число по России по сей день неизвестно даже приблизительно.

Средний возраст беспризорных растет: в 2002 г. — 12,5 лет, в 2004 — 12,9 лет, в 2009 — 13,6 лет. Согласно расчетам, осуществленным авторами, численность беспризорных и безнадзорных в Российской Федерации в возрасте до 17 лет составляет примерно 400 тыс. человек. Пропорции здесь таковы: 40% — беспризорные (160 тыс. чел.) и 60% — безнадзорные (240 тыс. чел.).

Авторы провели исследование различных важных аспектов беспризорности детей: характера их миграции и сроки пребывания «на улице»; мотивов бродяжничества; включенности в групповые отношения в потенциальной девиантной среде; приобщенности к тем или иным формам девиации; структуры постоянного местопребывания в период бродяжничес-

тва; образа жизни и состояния здоровья; уровня грамотности; качественного состава семьи беспризорных (тех, у кого она есть) и характера взаимоотношений с ней; ожиданий от взрослых, желания вернуться в семью, возобновить учебу; планов на будущее.

Единой системы (центров) по организации профилактики безнадзорности и беспризорности в субъектах РФ сегодня нет. Эту функцию выполняют чаще всего диагностические службы: центры психологопедагогической и медико-социальной помощи, служба «Доверие». Работу по профилактике беспризорности осуществляют те же организации, которые занимаются профилактикой наркозависимости либо аттестацией детей с нарушениями интеллекта; на них ложится забота о направлении детей в специальные и коррекционные учреждения, детские дома, школы-интернаты, устройстве детей в приемную семью. Отсутствие статистической базы по ситуации с беспризорностью и безнадзорностью в регионах (да и в стране в целом) также способствует снижению эффективности профилактики. Органы управления образованием вынуждены самостоятельно изыскивать способы формирования статистики о беспризорности, проводить не всегда методически безупречные социологические исследования.

В 1990-е гг. в России начала расти новая группа социального риска. В книге содержится анализ проблемы молодежной проституции. Среди лиц, регулярно оказывающих сексуальные услуги за деньги, молодежь в возрасте 11—24 года составляет 48%, т.е. 186,9 тыс. чел., что в 1,7 раза больше, чем в 2001 г. Большинство регулярно занимающихся проституцией — девушки, женщины (70%). Юношей, мужчин среди них 30%. Среди лиц, оказывающих платные сексуальные услуги, широко распространено употребление наркотиков. Доля потребляющих наркотики среди молодежи, регулярно занимающейся проституцией, в 15 раз превышает аналогичный показатель среди молодежи в среднем по стране. Данные показывают, насколько молодежная проституция способствует распространению СПИДа: оперативный эпидемиологический контроль свидетельствует, что в 2003 г., впервые с начала регистрации эпидемии, половой путь стал ведущим среди причин заражения ВИЧ-инфекцией.

Тревожным симптомом стало и ослабление традиционной формы института семьи — брака. Принципы брачной конвенции стали аморфными, и, по выражению авторов, «браки стали распадаться с такой быстротой, будто речь идет о возврате в железнодорожную кассу билета на поезд, на котором одному из супругов (или обоим) расхотелось ехать совместно». Например, в 2002 г. на каждые 100 браков приходилось более 80 разводов, и по сей день на каждые 100 браков приходится более 50 разводов. Одновременно возросла толерантность молодых женщин (девушек) к проституции. Сегодня относятся к проституткам осуждающе только 19% женщин (девушек) — представителей молодого поколения.

Авторы указывают возможные пути воздействия на существующие негативные тенденции.

Так, основную работу по профилактике беспризорности надо делать до «выталкивания» детей на улицу и формирования у них под влиянием уличной среды девиантных пристрастий. Прежде всего, необходимо выявлять девиантные и конфликтные семьи, многие из которых сегодня фактически изолированы от общества и социальных служб. Для оперативной и более эффективной профилактики нарушений прав детей, их защиты необходимо воссоздать ювенальную юстицию, которая существовала в дореволюционной России и которая сегодня достаточно успешно действует во многих странах мира.

Чтобы уменьшить предпочтение попечительской функции государства и пассивность молодежи, необходимо сформировать у нее потребность в самоорганизации, уверенность в собственных силах и умение консолидироваться совместно со своими сверстниками (и не только с ними) для решения как личных, так и общественно-полезных задач. Это — задача формирования гражданской самостоятельности и инициативности, необходимых для осознания молодежью своих прав и ответственности за будущее государства.

Книга вызывает желание продолжить размышления авторов.

Думается, что в совершенствовании облика нашей молодежи особая роль принадлежит образованию. У традиционных акторов социализации — семьи и образовательной сферы — появились мощные кон-

куренты. Семье в ее нынешнем виде, с ее сегодняшними заботами, трудно противостоять напору этих конкурентов. Остается уповать на институт образования.

А в содержании образования большое место должна занимать социально-гуманитарная составляющая. В предыдущий период нашей истории ее наполнение было искажено, а сегодня, при том что о ней немало говорится, по-настоящему ей уделяется не столько внимания, сколько должно бы. Возможно, до сих пор не все понимают, что именно она играет главную воспитательную роль в процессе образования, что именно с ее помощью, по ходу обучения, институт образования предпринимает усилия по формированию личности?

По моему убеждению, именно сфера образования в наши дни должна взять на себя — конечно, в союзе с семьей, прилагающей возможные для нее усилия, — основную работу по формированию у молодежи тех черт, которые обеспечат нашей стране достойное место в будущем мире.

Вместе с тем авторы указывают на трудности, которые испытывает институт образования, на недостатки его функционирования, которые порождают тяжелые последствия. Можно ли ждать от него в таком случае значимого положительного влияния на юношей и девушек?

Да и к тем образовательным учреждениям, которые существуют, в их нынешнем виде нет равного доступа всем группам молодежи. Тема неравенства в получении образования качественного, дающего молодым людям шансы на восходящую социальную мобильность, стала в последние десятилетия особенно актуальной. Без решения возникших в этом отношении проблем нельзя ожидать улучшения показателей, которые не могут не огорчать читателя книги.

Далее, полученное образование не должно «повисать в воздухе». Идеалы, нравственные нормы, ценности, прививаемые в учебном заведении, должны находить подтверждение в окружающей жизни, а не оказываться в противоречии с ней, порождая у молодого человека пресловутое двоемыслие. Навыки, полученные в профессиональном образовании, должны находить спрос на рынке труда. Авторы не случайно посвящают немало страниц проблемам трудоустройства молодежи. Словом, молодой человек должен чувст-

вовать себя соответствующим современному ему обществу и востребованным — иначе у него возникает ощущение ненужности, отброшенности на обочину жизни, а вслед за этим и возникает предрасположенность к пассивности, ожиданию патернализма, девиантному поведению.

В конечном счете печальные цифры, приводимые авторами, не столь велики. При желании можно заключить, что негативные тенденции выражены весьма слабо, особой опасности нет. Что такое несколько процентов для огромной страны?

Но вспомним наказ Ф.М. Достоевского: за каждым процентом — человек, его судьба, бесценная человеческая душа. Будем исходить из этого безусловно верного, не подлежащего ревизии тезиса. Каждая страница книги приводимыми в ней фактическими данными и авторскими обобщениями как бы обращается к читателю с призывом предпринять конкретные действия для улучшения ситуации. Остается надеяться, что этот призыв будет услышан всеми, к кому он обращен, и не только теми, кто принимает решения на государственном уровне, но и обществом в целом.

Это делается тем более важным, что молодых в нашей стране становится все меньше. Как указывают авторы, с 2004 г. общая численность населения в возрасте 14—30 лет резко сокращается, и этот процесс будет длительным. С 2008 по 2021 г. численность молодежи в возрасте 14—30 лет в составе населения Российской Федерации сократится на 13 млн чел. Непросто представить себе отсутствие в стране — по сравнению с нынешним количеством — юношей и девушек, численность которых сопоставима с населением Москвы!

Заключение книги представляет особый интерес. Здесь рассматриваются объективные причины фиксируемого в исследованиях положения. Причины исторические, демографические и иные. От конкретных эмпирических данных книга восходила к обобщениям по различным аспектам исследований, теперь же она поднимается к социетальному анализу. Закрываешь книгу с надеждой, что негативные прогнозы развития нашего общества не сбудутся. Все-таки знание — сила. Если есть исследования, дающие непредвзятый, объективный диагноз, то должно быть — с использованием их результатов — и позитивное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.