УДК 947 (47)+281.93 -- 3
МОЛИТВА И ПОСТ У СТАРОВЕРОВ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ В ПЕРИОД 30-40-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
© О.Б. Гордеева1
Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского,15.
Прослежено влияние духовного состояния человека, молитвенного состояния мышления на духовное и физическое здоровье староверов. На основе записей одного из известных антропологов начала ХХ века проведен сравнительный анализ его данных с полученными авторами в ходе экспедиций данными. Сделан вывод, что староверы Байкальской Сибири (самоназвание «семейские») являют собой тип высокорослых славян. Высокая продолжительность жизни среди представителей этой религиозно-этнографической группы, на наш взгляд, также связана с соблюдением религиозных норм и запретов. Несмотря на репрессии 1930-х гг., во время которых были уничтожены самые ярые последователи старообрядчества, несмотря на потери в Великой Отечественной войне, староверы сумели сохранить характер, особые жизненные принципы, которые помогают им выдерживать любые жизненные трудности. Впервые рассматривается принцип соблюдения религиозных заповедей как основа долголетия человека. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: молитва; пост; христианство; староверы; репрессии; антропологические измерения; духовная жизнь; начальные молитвы; воздержание; духовное и физическое здоровье.
PRAYER AND FASTING OF OLD BELIEVERS FROM BAIKAL SIBERIA IN 1930-1940s O.B. Gordeeva
Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article traces the influence of the spiritual condition of people, prayerful state of their mind on the spiritual and physical health of Old Believers. Based on the records of one of the well-known anthropologists of the early twentieth century a comparative analysis of his data with those obtained by the author in the expedition is carried out. A conclusion is made that the Old Believers of Baikal Siberia (self-named as "Semeiskie") are a type of tall Slavs. High life duration among the representatives of this religious and ethnographic group, according to the author, is associated with the observance of religious rules and prohibitions. Despite of the repressions of the 1930s accompanied with the killing of the most ardent followers of the Old Belief and despite the losses in World War II, the Old Believers have managed to preserve the character, specific life principles that help them withstand any difficulties in life. The principle of religious dispensation observance is considered for the first time as a basis for human longevity. 6 sources.
Key words: prayer; fasting; Christianity; Old Believers; repressions; anthropological measurements; spiritual life; initial prayers; abstinence; spiritual and physical health.
Длительное изучение духовной культуры старообрядчества позволяет нам утверждать, что такие категории, как ежедневная молитва и регулярный пост, выделяют староверов Байкальской Сибири в особую этноконфессиональную группу даже в родственной им среде (состоящей из тех, кто исповедует христианство). Известно, что и для христианского монашества эти понятия обязательны. Но мы ведем речь не о монахах, напротив, - о простых людях, так называемых «мирянах», которые пост и молитву включили в свою ежедневную обрядовую жизнь, как обязательный элемент. Наша задача проследить, каким образом эти две составляющие влияют на духовный мир староверов Байкальской Сибири, какие изменения в плане нравственном и в плане физическом они влекут за собой.
Ежедневное молитвенное правило православных христиан пришло на Русь из Греции. Сохранением
молитвенного правила традиционно занимались православные церкви, а монастыри - в особенности. К моменту реформ, проведенных патриархом Никоном в XVII в., ежедневное молитвенное правило получило широкое распространение не только в клерикальной среде, но и в среде простых христиан, прочно войдя в их быт. После неудачных реформ молитвенное правило претерпело некоторые изменения, но староверы отстаивали свое право на прежнее правило, бытовавшее в средней полосе Руси в XVII в. В таком виде, не претерпев никаких изменений, это ежедневное молитвенное правило дошло и до наших дней, во многом благодаря староверам, в том числе и благодаря староверам Байкальской Сибири.
Уже в XIX в. молитвенное правило старого образца прочно закрепилось только за староверами. В «Толковом словаре живого великорусского языка» оно носит название «начал» и приписывается только рас-
1 Гордеева Оксана Бенедиктовна, аспирант, тел.: 89834006512, e-mail: oksana.gordeeva.1969@mail.ru Gordeeva Oksana, Postgraduate, tel.: (3952) 638310 (ext. 01470), 89834006512, e-mail: oksana.gordeeva.1969@mail.ru
кольникам, то есть староверам. Вот какое определение дается этому в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля: «Начал» у раскольников - начало молитвы и самая молитва, по обряду. Начал малый - семь начальных поклонов: три поясных, один земной, и еще три поясных с молитвою: «Царю Небесный» и «Отче наш». Начал великий - прибавляется к малому «Верую» и «Помилуй мя». Положить начал - прочитать молитву с такими обрядами» [3, с. 164].
О том, насколько прочно вошла молитва в жизнь русских людей, можно судить по бытованию в языке прочно связанных между собой словосочетаний, имевших под собой вполне конкретные реалии. Например, дошедший до нашего времени фразеологизм «положить начало делу» первоначально имел другой смысл, заложенный в лексическом значении слова «начал». «Положить начал» означало прочесть молитвы перед началом работы. Отсюда и второй фразеологизм - «положить доброе начало»; по убеждению верующих, только помолившись человек мог совершить доброе дело. Глагол «положить» всегда сочетался со словом «поклон». Так как «начал» состоял из большого количества поясных и земных поклонов, то глагол «положить» стал сочетаться и со словом «начал», которое заменило слово «поклон». Фразеологический оборот «положить начало» с течением времени метонимически стал означать «начать какое-либо дело». И только в говоре староверов этот фразеологизм сохранил свое первоначальное значение: «положить начал» и означает «помолиться перед началом дня, перед началом молитвенного правила или какой-либо работы». Перед началом церковного или праздничного молитвенного правила читался «великий начал», перед началом ежедневной «домашней» молитвы - «малый начал».
«Начал» - это сборник ежедневных молитв, которыми испрашивается помощь Бога, Богородицы и всех святых на доброе начало дня, всякого дела. «Великий начал» кроме молитвы «Отче наш», обязательной для всякого верующего христианина, включает молитвы «Верую» и 50-го псалма Давида, начинающегося словами «Помилуй мя грешного...».
Старообрядка Ненила Якимовна Чебунина (с. Тарбагатай) говорила о том, что её день начинался и заканчивался молитвой. Каждое дело она начинала с просьбы о благословении («Господи, благослови!»). Каждый день она читала также и две «самые сильные молитвы» староверов - псалом 90-й («Живый в помощи вышнего») и «Да воскреснет Бог!». В течение дня она часто вспоминала и «Иисусову» молитву («Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного!»). Уставщик села Куйтун Афанасьев Леон Власович напоминал о том, что за стол без молитвы садиться нельзя. «Отче наш» и «Очи всех на Тя, Господи, уповают» читались в его доме перед каждым приемом пищи. Заканчивалась трапеза всегда благодарственной молитвой. Утреннее, вечернее правило были в его повседневной молитвенной жизни непременными. И это не считая тех молитв, которые он произносил про себя в течение всего дня. Как видим, весь день верующего чело-
века был наполнен почитанием Бога, был подчинен строю непрекращающейся молитвы, а воля его была подчинена воле Всевышнего.
О значении ежедневного молитвенного правила много говорится у богословов. Так, святитель Николай Сербский писал: «Молитвой очищаю очи веры моей, чтобы не потерять во мгле Тебя, звезда моя светлейшая. Молитва мне нужна, чтобы мне не потерять из вида звезду спасительную. Что стало бы с внутренним зрением моим, если бы не упражнялся я в молитве?» [2, с. 143]
В отправлении обряда, в совершении молитвенного правила староверов важную роль играли такие атрибуты быта, как иконы, лестовка (четки) и подрушни-ки. Лестовка - это четки из 107 звеньев. Шились они из ткани, звенья были выполнены из свернутой в трубочку бумаги. Название «лестовка» восходит к слову «лестница» и ведет свое значение от «Лествицы» Иоанна Златоуста. Подрушники - это маленькие квадратные кусочки ткани, которые при молитве раскладываются на полу под руки при земных поклонах.
Молитва и пост позволяют верующему поддерживать свое духовное состояние. Причем ежедневному молитвенному правилу, «началу», отводится самое важное место, так как эти молитвы начинают и заканчивают день православного христианина. Староверы чтут евангельскую заповедь: «Подвизайтеся внити сквозь тесные врата» (Лк. 13:24). Современные богословы, такие как, например, отец Сергий Правдолюбов, прошедший через заключение в Соловках, говорили: «Апостолы, мученики, святители, преподобные и праведные и за ними целый сонм верующих шли путем подвигов и скорбей, то есть подлинным путем Христовым. И нам обязательно идти этим путем. Другой путь есть, но он ведет в пагубу, и множество людей им идет» [5, с. 13].
Посты, а в особенности Великий пост, настаивают на усилении молитвы, на неукоснительном исполнении ежедневного молитвенного правила и чтении многих так называемых «великопостных» молитв. Например, свод молитв покаянного великопостного канона Андрея Критского, который читается повсеместно в православных церквях во время Великого поста. Но и пост, и молитва не считались совершенными, если человек совершал деяния, противные Богу. Таким образом, молитва входила в жизнь староверов, подчиняя себе весь строй их жизни.
Чтобы понять, насколько влияет пост на весь строй духовной и физической жизни староверов, можно проследить количество постных дней в году древлеправославного человека. Общая сумма этих дней складывается из больших и малых постов. К большим относятся Рождественский пост, Великий пост, летние посты (до праздника Св. апостолов Петра и Павла) и Успенский (до празднования Успения Бо-жией Матери). К этим многодневным воздержаниям от пищи нужно прибавить посты однодневные (например, в день «Усекновения главы Иоанна Предтечи») и посты в каждую среду и пятницу (в память о горьких событиях - предательстве Иисуса Христа и его распятии). Так, если сложить все постные дни, то в 2013 г.
таких дней воздержания от животной пищи насчитывается 175. Получается, что лишь 190 дней старообрядец может позволить себе употреблять молоко, масло, мясо, сыр, яйца и т.д.
Многие религии мира ввели постные дни в годовой календарь своих последователей, чтобы укрепить здоровье человека, очистить тело и душу от тяжелой пищи и отвлечь от суетных мыслей. О влиянии поста на физическое здоровье человека также написано многое. Староверы Байкальской Сибири строго следовали всем указаниям, касающимся соблюдения постов. Нужно отметить и то, что пост в понимании староверов заключался не только в отказе от пищи животного происхождения. Старообрядцы верили, что пост будет угоден Богу только в том случае, если человек перестанет упорствовать в своих грехах. То есть перестанет хотя бы на время поста завидовать другому, раздражаться, иметь в сердце злобу, сквернословить и т.д. Из поколения в поколение передавались эти заповеди у семейских, взращивая поколение за поколением людей, стремившихся к совершенству не только в физическом, но и в духовном плане. Древняя рукописная книга «Измарагд», которой руководствовались староверы в своей духовной жизни, наставляет: «Что в том, что мы постимся, а не исправляемся, что в том будет пользы? Одно воздержание, хотя бы и самое строгое, от скоромной пищи, не принесет нам пользы, если мы при этом творим злые дела. Если и одним пеплом будем питаться, а от злобы не отстанем, не спасемся. Если от хлеба воздерживаемся, а при этом гневаемся на брата и завидуем ему, то мы уподобляемся только зверям. Ведь и они хлеба не едят, а едят только мясо. Вот так же и мы: гневом, завистию, клеветою пожираем друг друга и братий своих. Хорошо, что ты воздерживаешься от мяса и рыбы, но при этом отстань от гнева и злобы, от гордости, клеветы, зависти, обиды, воровства, пьянства, блуда и всякого греха. Отстанем, братия, от грехов наших и тогда не будем подобны скотам. Будем творить плоды добрых дел - и ангелам уподобимся, и со святыми получим вечную жизнь» [4, с. 3].
В интересующий нас период, 30-е гг. ХХ в., когда начались репрессии со стороны государства, общая молитва оказалась под запретом. За молитвенное правило можно было не только попасть в ссылку, но и быть расстрелянными (в 1930-е гг. была расстреляна основная масса уставщиков). Жительница села Тар-багатай Васса Лазоревна Чебунина (1920 г. р.) вспоминает: «Крадче молились, по домам. Когда гонения начались, церкву сломали, молиться стало негде, вот люди и молились крадче». Молиться стали украдкой по домам, чтобы никто не видел. Но даже и в такой форме молитвенное правило выполнялось многими староверами-семейскими. Хотя новое молодое поколение уже не знало ежедневных молитв. Когда исчезло молитвенное правило, сам смысл названия «староверы» и «семейские староверы» был утерян. Недаром исследователь семейских Фирс Федосович Боло-нев, уроженец села Большой Куналей, где именно в 1930-е гг., по воспоминаниям семейских, из больших икон делали двери, стелили полы в колхозном сви-
нарнике, а иконы поменьше пускали на деревянные тротуары, утверждал: «Думается, что прежде религиозность старообрядцев всегда преувеличивалась старыми исследователями. Несмотря на их христианско-религиозное мышление и разглагольствования на религиозную тему, семейские по своей главной сути большие реалисты. И религиозное мышление никогда не довлело над их практическими интересами, поступками. С одной стороны, староверы в смысле исполнения христианской обрядности большие схоласты, догматики и педанты, но с другой, исполнив обряды, надолго могут забыть их ради жизненных интересов, настоятельно диктуемых жизнью. Ведь обеспечение семьи всем необходимым для жизни всегда стоит у хозяина-старовера на первом месте» [1, с. 137]. В этой же главе автор оговорился: «Большие социально-экономические преобразования в нашей стране коренным образом изменили быт и жизнь бывших старообрядцев забайкалья» [1, с. 139].
Можно с уверенность сказать, что как только старообрядцы потеряют свои религиозные взгляды, перестанут следовать обычаям отцов и дедов, отступятся от своих убеждений, они тут же ассимилируются с общей массой и как своеобразная этноконфессио-нальная группа перестанут представлять интерес. Безусловно, годы сталинских репрессий, когда лучшие представители семейских Забайкалья были расстреляны либо вывезены с семьями в ссылку в Турухан-ский край, оказали свое влияние на старообрядчество в регионе. Тысячи людей отказались от своих религиозных взглядов, чтобы сохранить жизнь себе и своим детям. Это имело печальные последствия. Семейские села, по большому счету не знавшие в XVII—XIX вв. да и в начале ХХ в. ни пьянства, ни табакокурения, ни наркомании, столкнулись с этими проблемами в 1990-е гг., когда выросло несколько поколений, чьи родители уже отреклись от веры отцов и дедов. Развал колхозов, общее падение экономики в стране привело к появлению большого количества безработных в семейских сёлах. Молодежь стала покидать деревни в массовом порядке, переселяться в города. Несмотря на всеобщую урбанизацию, семейские села стали испытывать нехватку рабочих рук в связи с развитием алкоголизма и наркомании. Семейские в большинстве своем стали подходить под данное исследователем Ф.Ф. Болоневым определение «бывшие старообрядцы Забайкалья». Нам думается, что именно духовная составляющая в жизни этноконфессиональной группы семейских Забайкалья всегда была основной и в наше время становится определяющей. Не станем отрицать тот факт, что старообрядцы на протяжении всей истории своего существования были сильным звеном российской экономики (Рябушинские, Солдатенковы, Морозовы). Что же полсужило этому? По нашему глубокому убеждению это стало возможным благодаря глубокой религиозности и соблюдению правил общественного поведения, заложенных в христианском вероучении. Ни экономические, ни политические причины никогда не определяли главных особенностей жизни семейских. И сегодня, когда семейские сёла, как и всё сельское хозяйство России, переживают упадок,
путь к их возрождению видится только в религии. Только возвращение к вере отцов и дедов может стать гарантией того, что семейские останутся в истории России самым сплоченным и духовно здоровым этно-конфессиональным сообществом.
В наше время возвращение института церкви в староверческие сёла дает надежду и на возрождение ежедневного молитвенного правила, которое неизбежно повлечет за собой и восстановление прежнего внутреннего строя жизни семейских Забайкалья. Только высокая духовность может стать фундаментом дальнейших перемен к лучшему. В советской идеологической пропаганде образ верующего был представлен в явно отрицательном контексте - это непременно отсталый неграмотный человек, закосневший в своей вере. Несмотря на политические и идеологические гонения практически в каждом доме семейских был восстановлен «красный угол» с иконами, а значит и религиозная жизнь. Даже в домах сельских активистов в большинстве своем «старые образа» вернулись на свое исконное место. Изменился и образ верующего: крестьянин-старообрядец стал примером работящего человека, не подверженного основным человеческим порокам.
В 1990-е гг., когда идеологическое давление со стороны государства было ослаблено, стали возрождаться не только религиозные обряды семейских, но и самобытность староверов в целом. Благодаря стараниям местных уставщиков и общины староверов были построены церкви в сёлах Тарбагатай, Куйтун, Ша-ралдай, Большой Куналей и других. Восстановление древнего чина богослужения повлекло за собой и возрождение молитвенного правила - «Начала». Появились и уставщики, чья деятельность во время советской власти находилась под строжайшим запретом. В селе Тарбагатай долгие годы служил уставщиком Стефан Чебунин, в селе Куйтун было два уставщика: Леон Власович Афанасьев и Харитон Никифорович Степанов. По свидетельству жительницы села Тарбагатай, в 1940-х гг. все старики молились ежедневно по домам, а в праздники собирались в молельный дом. Ненила Якимовна Чебунина (1914 г. р.), неграмотная пенсионерка, всю жизнь проработавшая в Тарбагатай-ском колхозе, говорила: «Утром встаю, кладу «Начал», все поклоны. Читаю «Вотчу» (Отче наш), «Верую», «Царю Небесный», «Пресвятая Троице, помилуй нас»... Я-то сама неграмотна, даже расписаться не могу. Молитвы читаю по памяти. В детстве у сестры выучила молитвы, она браво по книгам читала» (запись 1989 г.).
В настоящее время, как и в 1930-40-е гг., сохранение чина и обряда древлеправославной церкви лежит на уставщиках и чтецах. Чтец Русской Древлепра-вославной церкви в городе Иркутске Алексей Калинин отмечает: «У нас, в русской древлеправославной цер-кови, не говорят обряды, но чины: например, «молитвенный чин», а не «молитвенный обряд». В книге «Часослов» Великим постом читается Великая Павечер-ница, в Великий пост все поклоны земные. Ежедневно читается Канон Ефрема Сирина, все поклоны земные - и исходные, и отходные. В пост читают Канон Ан-
дрея Критского - в нем несколько сотен земных поклонов».
Средний возраст уставщиков и настоятелей - 40 лет. Епископ Русской Древлеправославной церкви отец Сергий Попков (г. Улан-Удэ) еще не приблизился к 40-летнему рубежу. Он собирает общины не только в городе Улан-Удэ, но и в семейских сёлах. Отец Сергий Палий, 55 лет, бывший военный, протоиерей, настоятель храма во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня в Тарбагатае ведет большую работу на своем приходе. Ежедневное исполнение молитвенного правила становится и в наши дни основным в духовной жизни старообрядцев Байкальской Сибири.
Необходимо заметить, что пост и молитва, соблюдаемые староверами из поколения в поколение, позволили воспитать особый тип человека, устойчивого к любым испытаниям. Как в плане физическом, так и в плане духовном, староверы Байкальской Сибири резко отличались от местных старожилов. Это отмечали все, кто встречался с обитателями семейских сел. «Дородность» и физическая сила староверов бросались в глаза всем, кто проезжал через эти поселения староверов. К сожалению, в 30-х - 40-х гг. ХХ века не было проведено ни одного систематического антропологического исследования, и нам приходится приводить данные антрополога Ю. Талько-Грынцевича, который исследовал староверов-семейских в конце XIX в. Нам кажется уместным здесь привести эти записи, так как население семейских сел не могло измениться значительно за последние полвека. Духовно измениться они могли быстрее, но физические параметры еще долго оставались прежними. Итак, антрополог проехал по многим губерниям Российской империи, измеряя физические параметры 20-летних рекрутов. Затем сравнил показатели и свел их в одну таблицу. Мы проследим вслед за ученым-антропологом Ю. Талько-Грынцевичем только один параметр - рост.
«Средний рост великороссов-семейских - 166,9 см. Сопоставляем рядом с ними рост призывных к отбыванию воинской повинности в великорусских губерниях с наименее смешанным населением по данным проф. Анучина:
Владимирская губ. -162,8 см;
Ярославская губ. - 162,9 см;
Тульская губ. - 163,4 см;
Вологодская губ.-163,4 см;
Рязанская губ. - 163,5 см;
Калужская губ. - 163,5 см;
Орловская губ. - 163,6 см;
Пензенская губ. - 163,7 см;
Тверская губ. - 164,1 см;
Псковская губ. - 164,3 см;
Самарская губ. - 164,3;
Новгородская губ. - 166,6;
Великая Казанская губ. - 166,7.
Мы видим, что семейские несколько превышают ростом наиболее высокорослых великороссов Казанской губернии и население Новгородской» [6, с. 3].
Физические параметры юношей из семейских сел оказываются превосходящими не только параметры призывников по всей России, но и в целом параметры
молодых людей в европейской части. Антрополог пишет: «Из приведенного сопоставления роста у разных народов мы видим, что великороссы-семейские по высоте в группе славянских народов занимают одно из первых мест. По росту они равны чехам (167 см), самым высоким из малороссов Киевской губернии (169,9) и Подольской (166,4), русским горцам (166,6) и албанцам (166,4), превосходят ростом на 2-3 см русинов галицких (164), белорусов (163,6), литовско-латышских народов (164,4) и словенцев (164,6), а в особенности от 3,5 до 5 см - поляков, по низкому росту, как известно, среди славянских народов занимающих 1 место (162,2-163,4 см)» [6, с. 5].
Возможно, те факторы, которые привели к физическому превосходству семейских над другими представителями славянских народов, и есть производное от соблюдения постов и пребывания в молитвенном состоянии многих поколений староверов-семейских. Ведь такие пороки, как пьянство, курение, половая
распущенность не были распространены среди семейских именно потому, что сильны были религиозные правила в повседневном быту. Их строгое соблюдение было обязательным для всех членов семейской общины. По нашим наблюдениям, семейские, особенно пожилые члены деревенской общины, придерживались постов и выполняли молитвенное правило и в 30-40-е годы ХХ в. Несмотря на активную борьбу с религией, на раскулачивание в 30-х гг., на пропаганду атеистического мировоззрения, староверы старались сохранить религиозные праздники: праздновали Пасху, Рождество Христово даже те, кто причислял себя к коммунистам и к комсомольскому активу. Это касалось большинства населения семейских сел.
Из вышесказанного можно с уверенностью сделать вывод: большинство семейских староверов в 3040-х гг. ХХ столетия, соблюдая посты и молитву, сохранили генотип славян, явили собой пример духовно здорового общества.
Библиографический список
1. Болонев Ф.Ф. Семейские: Историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1992. 224 с.
2. Год со святителем Николаем Сербским. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2009. 400 с.
3. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. М.: Астрель, 2010. 349 с.
4. Книга, называемая Сын церковный. СПб.: Сатис, 1994.
176 с.
5. Правдолюбов С. О постах, исповеди и приобщении Святых Христовых таин: завещание соловецкого узника. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2008. 80 с.
6. Талько-Грынцевич Ю.Д. Къ антропологш Великороссовъ. Семейские (старообрядцы) Забайкальсюе. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1898 г. 83 с.
УДК 81'36.512.31
ПРАГМАТИКА БУРЯТСКИХ ПРОЗВИЩНЫХ ИМЕН В ФУНКЦИИ ОБРАЩЕНИЯ
© Г.С. Доржиева1
Бурятский государственный университет, 670000, Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Рассмотрено функционирование бурятских вокативных прозвищных имен в акте коммуникации. Показано, что обращение по прозвищу демонстрирует прямую связь иллокуции, перлокутивного эффекта и функциональных маркеров, характеризует коммуникантов как представителей определенной эпохи, социальной и возрастной группы, как носителей определенных внешних признаков, черт характера и поведения. Библиогр. 20 назв.
Ключевые слова: коммуникативная лингвистика; национальный антропонимикон; вокативные прозвища.
PRAGMATICS OF BURYAT NICKNAMES IN THE FUNCTION OF FORM OF ADDRESS G.S. Dorzhieva
Buryat State University,
24A Smolin St., Ulan-Ude, Buryat Republic, 670000.
The article deals with the functioning of the Buryat vocative nicknames in the act of communication. It is shown that the use of a nickname demonstrates the direct link of illocution, a perlocutive effect and some functional markers, characterizes communicants as representatives of a particular age, social and age groups as carriers of certain external signs, feature of character and behavior. 20 sources.
Key words: communicative linguistics; national proper names; vocative nicknames.
1Доржиева Галина Сергеевна, доктор филологических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков, тел.: 89516332782, e-mail: galdor@yandex.ru
Dorzhieva Galina, Doctor of Philology, Associate Professor of the Department of German and French Languages, tel.: 89516332782, e-mail: galdor@yandex.ru