УДК 7.021
ОБЕДНИНА С. В. БЫСТРОВА Т. Ю.
Модульный принцип формообразования в дизайне
Статья посвящена вопросу применения принципа модульности в дизайне. В статье доказывается основополагающая важность модульного метода в проектной деятельности дизайнера, а также рассмотрены границы его применения. Путем сравнительного анализа с классическим промышленным дизайном авторы выявляют специфику применения модульного принципа формообразования в графическом дизайне, отличающемся тяготением к использованию художественных методов проектирования.
Ключевые слова: дизайн, модуль, формообразование, графический дизайн, модульность.
Обе
Све
Вл
днина
тлана
имировна
OBEDNINA S. V.
BYSTpOVA T. Y.
THE MODULAR PRINCIPLE OF FORMATION IN DESIGN
This article is devoted to the implementation of the principle of modularity in design. The author proves the fundamental importance of the method in the designer and will review its strengths and weaknesses, based on which was concluded about recommended use of the method. In addition, the result of comparative analysis with the classical design and fashion design, the author reveals the specificity of modular formation in graphic design.
Keywords: design, module, shape, graphic design, modularity, fashion design, principle of modularity in design.
ад
магистрант
Уральского федерального университета
e-mail:
Быстрова
Татьяна
Юрьевна
доктор философских наук, профессор УрФУ, Заслуженный работник высшей школы РФ, зав. лабораторией теории и истории архитектуры института
«УралНИИпроект РААСН» e-mail: [email protected]
Дизайн-проектирование имеет множество направлений, в каждом из которых реализуется модульный принцип формообразования — один из наиболее характерных для данного вида деятельности, часто определяющий внешний вид и конструктивное решение продуктов дизайна. Современный этап развития массового индустриального производства характеризуется диктатом технологий, для которых закономерна унификация, тогда как потребители ждут индивидуализированных и разнообразных изделий. Поэтому дизайнеры широко используют принцип модульности элементов. При этом, как в конструкторе, из простых форм составляется ряд новых, более сложных, отвечающих различным функциональным требованиям и условиям.
Целью данной статьи является определение специфики применения модульного принципа формообразования в дизайне в целом и в графическом дизайне1 в частности. Это позволит увидеть, насколько последовательно и полно воплощается в современном графическом дизайне принцип модульности.
1 Для того чтобы не расширять предмет исследования, мы оставляем за пределами рассмотрения веб-дизайн, имеющий ряд собственных специфических черт.
Согласно концепции модульности, отдельные части объекта могут быть использованы автономно, что обусловлено относительной самодостаточностью их формы, в том числе и в функциональном отношении. Разработав один модуль, дизайнер получает как форму, способную к самостоятельному существованию, так и составную композицию, которая при добавлении модулей или наборов модулей усложняется.
Используя модульный принцип создания формы в дизайне, можно прийти к новому пути освоения пространства, в котором автономный модуль уже является завершенной единицей и может быть использован самостоятельно. Кроме того, форма может постоянно наращиваться, компоноваться по-новому в зависимости от экономических возможностей, социальных, эстетических и других запросов потребителя. Это особенно актуально в кризисный период, переживаемый сегодня экономикой: человек может купить не все изделие сразу, но сделать это поэтапно либо заменять не всю вещь, а только элементы, устаревшие в процессе использования. Еще одной причиной роста интереса к модульным формам является распространение экологических идей, стремление к минимальному нанесению вреда окружающему миру.
Сказанное о характеристиках модульной формы соответствует определению дизай-
© Обеднина С. В., Быстрова Т. Ю., 2013
85
Иллюстрация 1. Модульная мебель Zen. Дизайнер Jung Jae Yup. Корея. 2009 г.
Иллюстрация 2. Пример модульной графической структуры — клип-арта(Википедия)
на, данному Томасом Мальдонадо для ИКСИД в сентябре 1969 г.: «Под термином дизайн понимается творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения как изготовителя, так и потребителя» [1]. На наш взгляд, две важные характеристики, отличающие деятельность дизайнера от других специалистов, зафиксированные в этом определении, — это промышленный способ изготовления изделия и целостность системы, возникающей как результат проектирования. Именно модульный принцип формообразования лучше всего реализует их. Производимые промышленным способом отдельные модули, целостные и законченные сами по себе, при компоновке образуют относительно завершенную композицию, способную к вариативности, динамичным изменениям. Поэтому модульность является, если так можно выразиться, наиболее дизайнерским методом формообразования. Кроме того, важно отметить, что целостность обеспечивает гармонию формы, ее эстетичность.
Рассмотрим характеристики данного принципа формообразования на примерах.
1 Простота и лаконичность конструкции, которые обеспечивают как удобство проектирования, так и легкость восприятия модульного объекта. Эти качества хорошо иллюстрирует проект корейского дизайнера Jung Jae Yup, мебель Zen (Иллюстрация 1), которая компонуется в зависимости от задач пространства.
Модулями в данном случае являются стилизованное деревянное «разговорное облако», напоминающее фигуру из комиксов, и дополнительный геометрический компонент. Несмотря на хорошую ассоциативность, форма чиста и лаконична. Более того, элемент, перешедший из комиксов, подсказывает варианты компоновки.
В графическом дизайне примером конструктивной простоты может служить клип-арт, в ряде случаев облегчающий проектную работу. В статье Википедии клип-арт определяется как «набор графических элементов дизайна для составления целостного графического дизайна. Клип-артом могут быть как отдельные объекты, так и изображения (фотографии) целиком» [1]. Данное определение можно проиллюстрировать примером из той же статьи (Иллюстрация 2). Как видим, при разнице мотивов и даже стилистики выполнения элементы клип-арта «подходят» друг к другу в эстетическом, цветовом, технологическом отношении и могут использоваться в рамках какого-либо крупного графического объекта, не входя в противоречие.
При этом если мебельный модуль не предусматривает вхождения в систему каких-либо инородных элементов, то мотивы клип-арта могут сочетаться с образами, создаваемыми дизайнером самостоятельно либо взятыми из других источников. Конструктивная простота мебельного решения удерживается более высокой степенью завершенности и автономности отдельных элементов, тогда как фрагментарность (простота сборки) клип-арта делает систему более открытой, способной контактировать с другими графическими материалами.
Вариативность форм мебели обусловлена возможностями ее компо-
новки, расположением в физическом пространстве. Их простота способствует разнообразию конфигураций и ритмической организации.
Графические элементы клип-арта имеют двойную формальную структуру — внешнюю, физическую, и внутреннюю, образную. Простота внешней формы играет такую же роль, что и в дизайне мебели. Разнообразие образного ряда обусловлено тематически и зависит от субъективных вкусов и пристрастий разработчика клип-арта. Соответственно, говорить
о стилевой и эстетической целостности приходится далеко не всегда.
Иначе говоря, границы модулей в графическом продукте нарушить гораздо легче, что показывает, к примеру, верстка глянцевых журналов, выполняемая в регионах не вполне квалифицированными специалистами (Иллюстрация 3). Нарушение модульной сетки создает впечатление дробности, избыточности материала, его плохой организации.
2 Цельность формы. Этот важный для достижения гармонии предметного мира параметр приобретает особое значение по мере развития техногенной цивилизации, имеющей «составную» природу. Еще Аристотель, чьим термином мы воспользовались в данном случае, разделил естественные, соприрод-ные человеку — и искусственные (составные) формы, «не имеющие души». Всякий раз, когда дизайнер проектирует части, ему необходимо думать о том, станут ли они целым в готовом изделии, будут ли восприниматься как целое, ведь только оно может оптимизировать духовно-психическое состояние человека и оцениваться с эстетических позиций. Соответственно, модулю необходима не только способность к отдель-
Иллюстрация 3. Разворот журнала, выполненный с нарушениями модульной сетки. Россия. 2013 г.
Иллюстрации 4, 5. Детская мебель Toddler Tower («Башня малыша»). Дизайнер Марк Ньюсон (Marc Newson). Великобритания. 2011 г.
ному существованию, но и способность к организации, достигаемая за счет продуманных структурных связей с другими элементами.
Это качество акцентируется, например, в детской мебели лондонского дизайнера Марка Ньюсона «Башня малыша» — Toddler Tower (Иллюстрации 4, 5), где все элементы идеально сочетаются друг с другом. На Иллюстрациях видно, что форма состоит из двух типов модулей, которые могут чередоваться при соединении и дополняться аналогичными комплектами. При необходимости двухэтажная кровать раскладывается на два спальных места и детские стулья или поверхности для игр либо второе спальное место используется для хранения игрушек. Кроме того, данные модули могут использоваться и добавляться поштучно, что актуально, например, в небольших детских садах, размещенных на небольшой площади. Отметим, что именно в детском пространстве целостность является особо важным качеством среды жизнедеятельности, поскольку способствует чувству защищенности, стабильности, гармонии, без которых невозможно нормальное развитие ребенка.
В графическом дизайне цельность формы реализуется через композиционное, цветовое, образно-смысловое единство элементов. Этот аспект можно наблюдать в большинстве векторных клип-артов, например, на тему архитектуры (Иллюстрация 6). В этом случае целостность достигается не только благодаря композиционному сочета-
нию элементов и использованию общих художественных средств выразительности, но и за счет тематики, смысловых связей элементов. Объединение компонентов в целое в модульном графическом дизайне происходит не в материи, а в процессе интерактивного взаимодействия объекта со зрителем, определяющем логику связи элементов.
Как показано ниже (п. 4-5), представление о цельности формы в модульном проектировании является стартовым условием работы дизайнера, без соблюдения которого не реализуется интерактивный, творческий потенциал модульных форм.
3 Специализированность формы возникает в результате учета ее интерактивного освоения потребителем. Используя модульные решения, человек разберется только в понятных ему элементах и составит их, исходя из собственных потребностей. Это приводит к более высокой степени рациональности дизайна и, в свою очередь, обеспечивает индивидуализацию форм.
В качестве примера можно привести коллекцию модульной мебели Multiplo от итальянской студии Heyteam, в которой подсказками пользователю служат не только формы, но и цвет (Иллюстрации 7, 8). Простота форм могла бы сделать этот проект достаточно обезличенным. В сочетании с цветом и с учетом разнообразия решений они делаются неповторимыми именно для потребителя, т. е. в процессе интерактивного взаимодействия с предметом.
Иллюстрация 6. Клип-арт «Архитектура». URL: http://torrents.bir. Иллюстрации 7, 8. Модульная мебель МиШр1о. Дизайн: студия ru/forum/showthread.php?tid=5697 Heyteam. Италия. 2010 г.
Иллюстрация 9. «Футбольная» комната Иллюстрации 10, 11. Детская мебель. Дизайнер Мария Вонг (Maria Vang). Швеция. KidKraft для сына. Дизайнер С. Холлинг- 2008 г. ворт (Sasha Hollingworth). 2012 г
Графические «кадровые» изображения в интерьере, которые используются как отдельно, сами по себе, так и вместе, объединенные общей темой (Иллюстрация 9), дают возможность проследить развитие сюжета или придумать историю. С точки зрения внешней формы они остаются простыми прямоугольными элементами организации интерьера, тогда как образный ряд имеет собственную логику и может сформировать разные сюжеты, что приведет к индивидуализации пространства.
Иллюстрация 12. Interactive Flip в Лондонском аквариуме. Великобритания. 2006 г
4 Возможность творческого
«обживания» модульной формы через интерактивность часто проявляется в предметах для детей и подростков. Рассмотреть данный аспект можно на примере детской мебели дизайнера Maria Vang из Швеции (Иллюстрации 10, 11), предлагающей в качестве отправной точки набор модулей (конструктор), из которых можно собрать детскую мебель или любые другие композиции. Границы формообразования определяются именно дизайнером, внутри них потребитель может видоизменять и перебирать формы.
Это же свойство имеют продукты графического дизайна, например, Interactive Flip в Лондонском аквариуме (Иллюстрация 12). В процессе взаимодействия изображение реагирует на поведение потребителя. Его границы и число модификаций задаются дизайнером.
5 Вариативность решения. В ряде случаев в модульных объектах предусматривается использование отдельного модуля или нескольких,
объединенных в одну композицию. Это увеличивает количество возможных вариантов. В этом случае требуется определение оптимального количества элементов внутри целого, делящегося на максимальное число подсистем (два, четыре, шесть и т. п.).
Как видно в мебели La Linea (Иллюстрации 13, 14), дизайнеры предлагают формы, требующие от двух до шести элементов. Функциональное разнообразие возрастает. Правда, не вполне ясно, где будут находиться неиспользуемые элементы и не снизит ли их присутствие общий потенциал модульного решения.
Примером этого подхода в графическом дизайне может быть комикс, состоящий из множества воспринимаемых по отдельности изображений, в то же время объединенных общими смысловыми связями, персонажами, художественными средствами и приемами. Это могут быть, например, вкладыши в жевательную резинку Love is (Иллюстрация 15). Они могут восприниматься и в це-
Иллюстрация 9. «Футбольная» комната Иллюстрации 10, 11. Детская мебель. Дизайнер Мария Вонг (Maria Vang). Швеция. KidKraft для сына. Дизайнер С. Холлинг- 2008 г. ворт (Sasha Hollingworth). 2012 г
Графические «кадровые» изображения в интерьере, которые используются как отдельно, сами по себе, так и вместе, объединенные общей темой (Иллюстрация 9), дают возможность проследить развитие сюжета или придумать историю. С точки зрения внешней формы они остаются простыми прямоугольными элементами организации интерьера, тогда как образный ряд имеет собственную логику и может сформировать разные сюжеты, что приведет к индивидуализации пространства.
Иллюстрация 12. Interactive Flip в Лондонском аквариуме. Великобритания. 2006 г
4 Возможность творческого
«обживания» модульной формы через интерактивность часто проявляется в предметах для детей и подростков. Рассмотреть данный аспект можно на примере детской мебели дизайнера Maria Vang из Швеции (Иллюстрации 10, 11), предлагающей в качестве отправной точки набор модулей (конструктор), из которых можно собрать детскую мебель или любые другие композиции. Границы формообразования определяются именно дизайнером, внутри них потребитель может видоизменять и перебирать формы.
Это же свойство имеют продукты графического дизайна, например, Interactive Flip в Лондонском аквариуме (Иллюстрация 12). В процессе взаимодействия изображение реагирует на поведение потребителя. Его границы и число модификаций задаются дизайнером.
5 Вариативность решения. В ряде случаев в модульных объектах предусматривается использование отдельного модуля или нескольких,
объединенных в одну композицию. Это увеличивает количество возможных вариантов. В этом случае требуется определение оптимального количества элементов внутри целого, делящегося на максимальное число подсистем (два, четыре, шесть и т. п.).
Как видно в мебели La Linea (Иллюстрации 13, 14), дизайнеры предлагают формы, требующие от двух до шести элементов. Функциональное разнообразие возрастает. Правда, не вполне ясно, где будут находиться неиспользуемые элементы и не снизит ли их присутствие общий потенциал модульного решения.
Примером этого подхода в графическом дизайне может быть комикс, состоящий из множества воспринимаемых по отдельности изображений, в то же время объединенных общими смысловыми связями, персонажами, художественными средствами и приемами. Это могут быть, например, вкладыши в жевательную резинку Love is (Иллюстрация 15). Они могут восприниматься и в це-
Иллюстрация 15. Love is... — комикс, придуманный новозеландской художницей Ким Гроув в конце 1960-х гг., позже продюсированный Stefano Casali
Иллюстрация 16. Стеллаж obo. Дизайнер Джефф Миллер (Jeff Miller) для итальянской фирмы Baleri. Италия. 2008 г
Иллюстрация 17. Модульная мягкая мебель To Gather. Дизайн Studio Lawrence. Нидерланды. 2010 г
лом, и по частям. Маркировка пакетика резинки одним из элементов работает на идентификацию, аттрак-тивность и уже упоминавшуюся интерактивность. Графический дизайн в данном случае усиливает маркетинговые характеристики продукта, но не обязательно способствует нарастанию удобства и функциональности.
6 В свете определения дизайна, приведенного выше, можно настаивать на необходимости производства всех модульных элементов промышленным способом. Данное качество важно с точки зрения экономической обоснованности и формальной целесообразности объектов дизайна: чем проще изготовить форму, тем меньше затраты, тем более демократичным является решение.
Примером может служить стеллаж obo от итальянского дизайнера Джеффа Миллера (Иллюстрация 16). Форма элементов, выполненных из пластика, проста, учитывает технологию их изготовления. Вместе с тем дизайнер предусматривает ряд нюансов, позволяющих избежать монотонности в относительно завершенном решении. В графическом дизайне технологии тиражирования чаще всего предусматриваются в связи с назначением изделия. Например, элементы фирменного стиля, размещаемые на разных носителях, могут быть выполнены с помощью разных технологий. Обратное влияние технологии на графическую форму связано с требованием ее упрощения — но уже по техническим причинам.
7 Гибкость пространства, формируемого модульными композициями, используется дизайнерами мягкой мебели. Например, мебель To Gather нидерландской студии дизайна Studio Lawrence (Иллю-
страция 17) может иметь несколько вариантов компоновки в зависимости от задач: диван может стать отдельными креслами, т. е. один объект «раскладывается» на несколько. Соответственно, меняется не только его внешний вид, но и композиция интерьера.
Различие физического и образно-смыслового полиморфизма проявляется и здесь. Так, графические дизайнеры предлагают варианты нанесения готовых графических изображений (наклеек) на любые носители. Эти изображения легко переклеиваются и разнообразят внешний вид поверхностей, не изменяя их существенных показателей — размера, формы и т. п. Данное положение хорошо иллюстрирует набор виниловых наклеек Decoretto фирмы «Аскотт» (Иллюстрация 18).
8 Полифункциональность объектов, возможность использования получившихся композиций в зависимости от поставленных задач. Чем большему количеству функций должна соответствовать форма, тем более детализованной является ее проработка. Простые геометрические формы-«кубики» не дают возможности четкой функциональной дифференциации. Мягкая детская мебель-тетрис от сингапурского дизайнера Gaen Koh иллюстрирует это положение — из набора геометричных элементов можно создать диван, кресло, стол или другой элемент детской среды (Иллюстрация 19).
В графическом дизайне, особенно созданном для детского пространства, это очень актуально, примером могут быть изображения отдельных букв и целого алфавита, сопровождаемых понятными ребенку образами. С помощью таких картинок можно составлять слова, придумывать истории и развивающие игры.
Иллюстрация 18. Виниловая наклейка «Дерево» Decoretto. Производитель: «Аскотт». После 2008 г.
Иллюстрация 19. «Мебельный тетрис». Дизайнер Г. Ко (Gaen Koh). Сингапур. 2011 г.
Иллюстрация 20. Пример использования фрактального формообразования в графическом модуле
9 Подобно вопросу об оптимальном количестве элементов-модулей, обеспечивающих вариативность исходного объекта, может возникнуть и вопрос оптимальной формы отдельных элементов и закономерностей их соотношения друг с другом.
С одной стороны, эти закономерности определяются пользовательскими задачами: более сложные формы требуют усиления интерактивного взаимодействия и превращают контакт с продуктом модульного дизайна в своеобразную игру, которая со временем может утомить потребителя (Иллюстрация 19). С другой стороны, повышенная усложненность отдельных элементов (особенно не обусловленная функционально) выглядит эстетически непривлекательно.
На наш взгляд, одним из вариантов расчета модулей может быть реализация идеи самоподобия (фрак-тальности), тем более что природное окружение человека строится на этих основаниях. На Иллюстрации 20 показан довольно убедительный пример модульной сетки, разработанной с учетом закономерности самоподобия. Однако потенциал этого подхода требует отдельного изучения, в том числе многократной эмпирической проверки.
После проведенного анализа определились и возможные минусы модульного принципа формообразования с эстетической и психологической точек зрения:
1 Типичность форм. Промышленный способ изготовления подразумевает ограничение набора форм либо одну форму. В графическом дизайне этот недостаток реализуется через использование типичных наборов клип-артов и их стереотипизацию.
2 Изменчивость форм. Пространство, заполненное модульными композициями, легко трансформируется, поэтому непостоянно. В графике же это в первую очередь разрозненность использования готовых форм.
Заключение
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о применении модульного принципа формообразования.
1 Модульный принцип формообразования наиболее адекватен задачам проектирования массовых изделий в условиях крупного промышленного производства. Он обеспечивает как экономичность, так и разнообразие форм.
2 Модульный принцип формообразования может применяться в среде, где допустима гибкость пространства, и не применяться в зонах, требующих постоянства, устойчивости. Это может быть связано с индивидуальными психическими, возрастными характеристиками потребителя.
3 Модули должны быть одинаковы или их число должно быть ограничено и строго рассчитано, возможно добавление подсистем.
4 Потеря модуля не может приводить к разрушению всей формы. Производителям необходимо предусматривать возможность его восстановления, особенно это касается промышленного дизайна.
5 Все модули должны стыковаться между собой, быть хорошо пригнанными друг к другу, иметь элементы, «подсказывающие» потребителю характер обращения с формой.
6 Модульность в графическом дизайне отличается от других его видов двойной структурой — наличием внешней (физической) и внутренней (образно-смысловой) формы.
7 Модульный принцип формообразования применим в предметной среде и визуальной коммуникации с детьми до 3 лет, так как ребенок этого возраста воспринимает мир в виде цельных, неделимых, единых форм и при этом еще не может синтезировать информацию в больших объемах.
Список использованной литературы
1 Википедия. Дизайн. URL: http:// ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 02.01.2013).
2 Криволапова А. В. Модульный принцип формообразования в архитектуре. URL: http://archvuz. ru/2009_22/14 (дата обращения: 02.01.2013).
3 Быстрова Т. Ю. Вещь, форма, стиль: введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001.