в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ». Представляется, что по этим соображениям права абитуриентов-льготников на внеконкурсное зачисление должны быть ограничены. В частности, для обеспечения права обычных абитуриентов на получение высшего образования на конкурсной основе можно установить квоты бюджетных мест для абитуриентов-льготников. В
противном случае на самых престижных направлениях подготовки и специальностях, а затем и должностях в большинстве случаев окажутся не самые талантливые и способные, а больные либо сироты. В конечном счете, в проигрыше будет все общество и государство.
Нет сомнения в том, что установление жестких санкций за нарушения правил приема в вузы, вводимых в действие с 1 декабря 2009 г., должно быть подкреплено их четкостью, полнотой и соответствием современным потребностям общества.
BUNTOV S. SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF ADMISSION TO HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
The article considers some aspects of legal regulation of admission to higher educational establishments arising due to current demographic trends, transition to a two-level system of university education, university enrolment on the basis of the Unified State Examination results and the world financial crisis. The author highlights drawbacks and gaps of the current university admission rules. Some solutions to the discussed problems are suggested.
Keywords: admission to higher educational establishments, Unified State Examination, enrolment of applicants, non-competitive enrolment.
А.В. КОНЫШЕВА, доцент Полоцкий государственный университет
Модульное обучение как средство управления самостоятельной работой студентов
В статье рассматривается проблема управления самостоятельной работой студентов в вузе с использованием модульного метода обучения, который дает возможность каждому студенту самостоятельно планировать выполнение предлагаемых заданий и их количество, что ведет к развитию таких качеств личности, как самоорганизация, самоконтроль, самооценка.
Ключевые слова: модульное обучение, управление, система контроля, индивидуальная программа, учебные элементы.
В последние десятилетия в педагогической науке все чаще стал использоваться термин из области технических наук, а именно «модуль» [1]. Понятие «модуль» (от лат. modulus - «мера») имеет различные значения в области математики, точных наук, архитектуры, но в общем и целом оно означает единицу меры, величину или коэффициент. В педагогической науке модуль рассматривается какважная часть всей системы, без знания которой дидак-
тическая система не срабатывает. По своему содержанию это полный, логически завершенный блок.
Анализ зарубежной и отечественной научно-педагогической литературы показал, что зарождение модульного обучения относится к началу 70-х гг. XX в. Так, один из основателей модульного обучения Дж. Рассел определял модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанные
учащимся действия. Более общепринятым является определение П.А. Юцявичене: «Модуль - блок информации, включающий в себя логически завершённую единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [2].
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать по предложенной ему индивидуальной траектории, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Модульное обучение, частично применяемое в образовательных системах Англии и Швеции, строится по правилам модульности, когда конструкция учебного материала обеспечивает каждому обучаемому достижение поставленных дидактических задач, характеризуется законченностью материала в модуле и интеграцией разных видов и форм обучения. Положительный эффект, достигаемый в результате такого обучения, связан с его динамичностью, которая заключается в вариативности элементов модулей, содержания элементов и модулей. Цели при данном обучении формулируются в терминах методов деятельности и способов действий и разделяются на циклы познания и циклы других видов деятельности. Модульное обучение отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого кучению. Гибкость его связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей, индивидуального темпа учебной деятельности обучаемого [3].
«Модульное обучение заключается в разбивке учебного материала на отдельные взаимосвязанные учебные элементы, каждый из которых представляет собой специально разработанный и соответственно оформленный учебный вопрос», - такое определение дает В.В. Валетов [4, с. 14]. Он
считает, что в условиях социально-экономических преобразований внедрение гибкой модульной системы обучения является особенно актуальным. Эта система позволяет индивидуализировать учебный процесс, учитывая степень подготовленности, интересы и способности обучаемых. Немаловажно и то, что модульное обучение дополняет традиционные формы подготовки и может быть использовано как самостоятельно, так и в сочетании с ними [Там же].
Модульное обучение - это один из путей реализации личностно-ориентирован-ного педагогического процесса. Оно предполагает строгое содержание учебного материала, четкие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда [5]. К ведущим принципам модульного обучения относятся следующие: 1) модульность; 2) структуризация - разбивка содержания обучения на обособленные элементы; 3) динамичность; 4) действенность; 5) гибкость; 6) осознанная перспектива; 7) разносторонность методического консультирования и паритетность [6].
Модульность означает построение обучения по отдельным функциональным узлам-модулям, предназначенным для достижения конкретной цели. Каждый модуль должен быть представлен законченным блоком, интегрирующим различные виды и формы обучения. Впоследствии из этих блоков возможно формирование единого содержания обучения. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.
Структуризация содержания обучения предполагает следующее: учебный материал должен быть представлен в рамках одного модуля как единое целое, направленное на решение интегрированной цели.
Динамичность - это изменение содержания модуля в зависимости от социального заказа, что помогает разрешить про-
тиворечие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала.
Действенность. Цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности и способов действий. Кроме того, обучение должно строиться на основе проблемного подхода к усвоению знаний.
Принцип гибкости означает, что структура модулей должна обеспечивать легкое приспособление содержания обучения к индивидуальным особенностям обучаемых. При реализации данного принципа необходима индивидуализация обучения, которой должны предшествовать исходная диагностика знаний и анализ потребностей обучаемого и его психомоторных характеристик.
Осознанная перспектива. В индивидуальной программе на каждом этапе обучения указывается комплексная дидактическая цель, осознаваемая обучаемым как лично значимый ожидаемый результат.
Разносторонность методического консультирования и паритетность предполагает паритетные отношения между обучающим и обучаемыми. Основная функция преподавателя в модульном обучении, основывающаяся на индивидуальном подходе к каждому студенту, определяется как консультационно-координирующая.
Поскольку в модульном обучении в качестве одной из основных целей заявлено фор-
7. Предметный подход к содержанию обучения
мирование у студентов навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания исамоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности означает перевод деятельности преподавателя из режима информирования в режим консультирования и управления. Преподаватель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления.
Основным средством модульного обучения является модульная программа, состоящая из отдельных модулей, от качества которых зависит обучение в целом. Подготовка модульной программы и соответствующих модулей требует предметной и педагогической компетентности. Модульная программа строится на основе логики освоения нового знания. Модульная программа - система средств, приёмов, с помощью и посредством которых достигается развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов. Логическая связь в модульной программе выстраивается в соответствии с закономерностями усвоения нового знания [7, с. 108]. Модульные программы строятся в соответствии со следующими общими принципами (рис. 1):
1. Целевое назначение информационного материала
8. Фундаментальность содержания учебного материала
Рис. 1. Принципы построения модульных программ
• целевого назначения информационного материала;
• сочетания комплексных, интегрирующих, дидактических и частных дидактических целей;
• полноты учебного материала в модуле;
• относительной самостоятельности элементов модуля;
• реализации обратной связи;
• оптимальной передачи информационного и методического материала;
• предметного подхода к содержанию обучения;
• фундаментальности содержания учебного материала.
Цикл модульного обучения в целом и модульной программы в частности взаимосвязан с проблемной ситуацией (задачей): на первом, предварительном, этапе создаётся мотивация, формируется осознанный интерес субъекта; на втором этапе объяснения выделяется состав необходимой деятельности; на последующих этапах происходит овладение видами деятельности в процессе усвоения знаний. Эффективность и результативность цикла обучения, учебной деятельности основываются на возможности коррекции логики структурирования действий. Это положение является основополагающим при модульном обучении [5, с. 10]. В модульной программе очень важно разработать правильную систему контроля, обеспечивающую:
• коррекцию учебной деятельности учащегося;
• промежуточный контроль знаний после изучения каждого учебного элемента;
• итоговый контроль, направленный на определение уровня усвоения содержания модуля.
После теоретического обоснования модульной системы обучения рационально перейти к описанию системы действий преподавателя при составлении модульных программ.
Чтобы составить такую программу (она должна иметь название), преподавателю
прежде всего необходимо выделить основные предметные идеи курса. Затем необходимо структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определённые блоки, после чего формулируется комплексная дидактическая цель (КДЦ). Она имеет два уровня: уровень усвоения учебного содержания студентом и ориентация на использование данного материала в практике, а также на изучение его содержания в будущем. Иногда КДЦ бывает представлена триединой дидактической целью (образовательные, воспитательные и развивающие аспекты). Затем из КДЦ выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою ИДЦ. Совокупное достижение этих целей обеспечивает достижение КДЦ. Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент. В результате создаётся дерево целей:
1) вершина дерева - КДЦ для модульной программы;
2) средний слой - ИДЦ для построения модулей;
3) нижний слой - ЧДЦ для построения учебных элементов.
Структура самого модуля состоит из его учебных элементов (УЭ). В УЭ-0 записываются цели модуля, т.е. то, чего студент должен достигнуть в процессе работы над модулем. Цели должны быть сформулированы чётко и доступно, ведь именно они формируют мотивацию обучаемых. Перед каждым модулем нужно проводить входной контроль (УЭ-1) знаний и умений студентов, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. Следует сказать, что уроки-модули чаще всего проводят после предварительного ознакомления с новым материалом. При необходимости здесь можно провести соответствующую коррекцию знаний.
Затем студенты приступают к закреплению нового материала (УЭ - 2, 3...). Необходимо четко продумать объём, структуру, уровень сложности его содержания, логику деятельности обучаемых, систему контроля и самоконтроля. Структура УЭ -
2, 3, 4... - это, по своей сути, построение системы упражнений, поэтому необходимо учитывать требования, предъявляемые к системе упражнений и к самим упражнениям. А это их соответствие психологическим закономерностям процесса овладения речью, наличие цели, адекватность упражнения формируемому навыку или умению, коммуникативная направленность, постепенное нарастание трудности и др. Не следует включать в модуль очень большой объем упражнений - студент должен успеть справиться со всеми заданиями в течение занятия. Задача преподавателя - задавать хороший темп работы своим студентам. Задания должны быть разнообразными и предполагать самостоятельную работу с учебником, выполнение различных заданий, работу в парах, в группе. Очень важно учебный материал дифференцировать -сделать его таким, чтобы студент эффективно его усваивал. Нижним пределом будет уровень обязательной подготовки.
Во время выполнения заданий УЭ - 2,
3, 4. осуществляется текущий промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Текущий и промежуточный контроль имеет своей целью выявление пробелов в усвоении для их немедленного устранения. Это мягкий контроль - само-
контроль, сверка с образцом («листком контроля»). За каждое задание модуля студенты «начисляют» себе баллы в соответствии со «схемой уровня знаний », где оговаривается «стоимость » каждого задания в модуле. Например, за тестовый контроль знаний из пяти вопросов студент может получить максимально 5 баллов, если же он ответил правильно на три вопроса - получает 3 балла. При работе студентов с преподавателем за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
В модуле должна быть заложена возможность для повторения основного содержания. Она реализуется через предпоследний учебный элемент модуля «Резюме». Обобщение может быть сделано не только словесно, но и в форме сравнительных характеристик, графических опор.
В последнем элементе модуля проводится выходной контроль, подводятся итоги. Студент должен сам оценить свою работу. В течение занятия он выставлял себе баллы за самостоятельно выполненные задания (если задания выполняются на занятии), набирал определенные баллы при работе с преподавателем. В конце баллы суммируются и выставляется общая отметка в соответствии со «схемой уровня знаний». В конце занятия важно доработать модуль, обсудить и разобрать наиболее типичные ошибки [7, с. 278-282]. Общая структура модуля представлена в табл. 1.
К модулю прилагается «приложение с упражнениями», «листок контроля»,
Таблица 1
Структура модуля
Номер учебного элемента (УЭ) Название учебного элемента Управление обучением (содержание, формы, методы)
УЭ 0 Цели и задачи модуля Необходимые знания и умения
УЭ 1, 2, 3... Учебные элементы, содержание учебного материала Пояснения к учебному материалу, источники информации
УЭ Обобщение (резюме) Источники информации, алгоритмы решения задач
УЭ .... Контроль, итоги Ответы, методы и формы организации познавательной деятельности, внутрипредметные связи
«схема уровня знаний». На выполнение учебного модуля, если самостоятельная работа проводится на занятии, преподаватель отводит определенное время, о котором он заранее информирует студентов. Если же она запланирована как домашнее задание, то студент выполняет его в индивидуальном темпе. Но сначала, конечно, такую работу следует проводить на занятии, чтобы научить студентов работать с модулями и в случае возникновения трудностей оказывать своевременную помощь и давать необходимые пояснения.
При полном переходе на модульное обучение обязательным его элементом обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.
Таким образом, последовательность действий при построении учебного модуля выглядит следующим образом (табл. 2).
В более сжатом схематичном виде цикл управления модульным обучением имеет следующий вид:
■ педагогический анализ;
■ постановка целей,планирование и подготовка модуля;
■ организация, контроль, регулирование и коррекция.
Во время модульного обучения принципиально меняется положение и роль преподавателя в учебном процессе. Задача преподавателя - мотивировать студентов, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать обучаемых. В силу изменения его деятельности на учебных занятиях меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью студентов. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача преподавателя состоит в грамотном выделении ИДЦ модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки преподавателя к учебному занятию. Оно обязательно включает в себя анализ преподавателем своего опыта, знаний, умений, поиск более совершен-
Таблица 2
Алгоритм построения учебного модуля
Шаги Содержание
1 Формирование блока-модуля содержания теоретического учебного материала темы
1.1 Выявление учебных элементов темы
1.2 Выявление связей и отношений между учебными элементами темы
1.3 Формирование логической структуры учебных элементов
1.4 Определение уровней усвоения учебных элементов темы
1.5 Определение требований к уровням усвоения учебных элементов темы
1.6 Определение осознанности усвоения учебных элементов темы
2 Формирование блока алгоритмического предписания умений и навыков
2.1 Выявление степени сформированности учебных умений и навыков
2.2 Систематизация общенаучных и специальных умений и навыков
2.3 Формирование основы блока алгоритмического предписания в виде логической структуры учебных умений и навыков
2.3.1 Формирование мотивационной структуры действий
2.3.2 Формирование системы ориентиров очных действий
2.3.3 Формирование системы исполнительских действий
2.3.4 Формирование системы контрольных действий
2.3.5 Формирование системы корректирующих действий
2.3.6 Формирование системы управляющих действий преподавателя
2.4 Формирование временной регламентации учебной деятельности в рамках цикла деятельности
ных технологий. Продумывание целей деятельности студентов, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, чёткое определение форм и методов учения в процессе овладения технологией модульного обучения -все это способствует профессиональному росту преподавателя. По существу, это путь самосовершенствования, самореализации преподавателя.
Итак, модульное обучение имеет следующие преимущества:
• почти все студенты работают самостоятельно (некоторые - с помощью преподавателя) и в результате достигают конкретной цели учебно-познавательной деятельности - закрепления знаний по определенной теме;
• работая преимущественно самостоятельно, студенты учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке, это дает им возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень овладения знаниями и умениями, увидеть пробелы и устранить их;
• во время выполнения модуля студенты обычно не отвлекаются на посторонние дела.
Внедряемое в вузовскую практику обучение с использованием модулей позволяет модернизировать традиционные методы обучения. О.Е. Крачак отмечает, что модульное обучение также помогает решать ряд задач обучения и воспитания. В частности:
1) выявление, актуализация и использование личного опыта студентов;
2) развитие индивидуальных познавательных способностей студентов;
3) включение каждого студента в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития;
4) определение индивидуальной программы обучения;
5) создание условий познания себя, самоопределения и самореализации;
6) дифференциация процесса обучения;
7) паритетные отношения между преподавателем и студентом;
8) свободный выбор заданий;
9) обеспечение положительных результатов обучения и воспитания;
10) формирование умения ориентироваться в заданиях;
11)формирование адекватной самооценки (своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений) [8].
Однако нельзя не отметить, что целый ряд преимуществ данного вида обучения (сокращение времени на обучение в связи с укрупнением блоков информации, самостоятельная поисковая работа студентов, которая формирует навыки самообразования, самоорганизации и самооценки, дифференцированный характер обучения и т.д.) не отменяет некоторых проблем, с которыми может столкнуться преподаватель. Самую большую сложность представляет тиражирование материала, поскольку каждый студент должен получить свой модуль. Ещё одна проблема заключается в том, что структурирование учебной информации требует огромных трудозатрат. Для начала нужно пересмотреть массу нормативных материалов, учебных пособий. Непременное условие - использование иллюстративного ряда. Следующая проблема - психологическая. Преподавателю достаточно сложно отойти от репродуктивного способа подачи материала, от принципа «делай, как я, и не иначе ». Трудно представлять себя не диктатором, а наставником, который видит личность и проблему каждого и готов вовремя прийти на помощь. Еще один нюанс: применение данного метода ограничено типом материала - для такого обучения малопригоден эмоционально-образный или описательный материал.
Наша практика показывает перспективность модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала с помощью укрупненных блоков-модулей, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания. Поуровневая индивидуализация и дифференциация учебной деятель-
ности означает для преподавателя и студентов ситуацию выбора и обеспечивает выпускников вузов возможностью дальнейшего самообразования и профессионального роста. Трансформация целепо-лагания, диагностичность педагогического анализа, демократизм организации контроля, регулирования и коррекции в рамках современной концепции управления образовательным процессом в высшей школе органично связаны с перспективной реализацией научно обоснованных новых педагогических средств обучения и систем организации учебно-воспитательного процесса в вузе.
По оценкам исследователей (П.И. Третьякова, И.Б. Сенновский, П. Юцяви-ченя и др.), модульное обучение позволяет сократить учебный курс дисциплины примерно на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Сжатие учебного материала посредством укрупненного, системного его представления происходит троекратно при первичном, промежуточном и конечном обобщении.
Литература
1. См.: Арстанов М.Ж, Пидкасистый П.П.,
Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата, 1980. 267 с.; Буланов А.В. Обучение по модульной программе // Народное образование. 1999. № 7-8. С. 8-88.
2. Юцявиченя П. Основы модульного обуче-
ния. Вильнюс: Минвуз ЛитССР, 1989. 219 с.
3. Третьяков П.И, Сенновский П.Б. Техно-
логия модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 1997. 254 с.
4. Валетов В.В., Пашкас В.К., Мамчиц В.Р.
Проблемы организации модульной системы обучения // Адукацыя i выхаванне. 1999. №2. С. 14-16.
5. Шамова Т.И. Педагогические технологии:
что это такое и как их использовать в школе. Тюмень, 1997. 280 с.
6. Гареев В.М, Руликов С.П., Дурпо Е.М.
Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987. №8. С. 15-20.
7. Конышева А.В. Теория и методика органи-
зации самостоятельной работы по иностранному языку студентов технических специальностей (на материале английского языка). Новополоцк: ПГУ, 2006. 292 с.
8. Крачак О.Е. Личностно-ориентированные
технологии обучения и воспитания // Народная асвета. 2002. №9. С. 11-16.
KONYSHEVA A. MODULAR TEACHING AS MEANS OF MANAGEMENT OF THE INDEPENDENT STUDENTS' WORK
The article concerns the problem of the independent students' work management by means of modular method of teaching, which enables every student to plan fulfilment of the given tasks independently. Modular teaching leads to the development of such personality's qualities as self-organization, self-control, self-appraisement.
Keywords: modular education, management, control system, individual programme, educational elements.