А.М. ЛОЗИНСКАЯ (Екатеринбург)
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Исследуется проблема контроля учебных достижений студентов при обучении физике в средних специальных учебных заведениях. Предлагается модель модульно-рейтинговой системы контроля и оценки результатов обучения. Рассмотрены сущность и основные принципы модульного подхода к обучению, основные элементы модульной программы, обоснованы преимущества модульно-рейтинговой системы контроля результатов обучения.
Ключевые слова: модульное обучение, рейтинговый контроль учебных достижений, обучение физике в колледжах.
Проблема измерения и оценки результатов обучения является одной из важнейших в педагогической теории и практике, т. к. ее решение позволяет определять эффективность и пути совершенствования содержания, методов и организации обучения, системы управления.
Анализ научно-методической литературы и сложившейся практики диагностики учебных достижений позволяет сделать вывод, что традиционные средства и методы контроля сдерживают развитие инновационных методов обучения, не обеспечивают учащимся условий для контроля своих результатов обучения и управления ими. Устранить указанные недостатки, на наш взгляд, можно путем комплексного использования эффективного и высокотехнологичного модульного обучения и рейтинговой системы оценки знаний.
Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении студентами логически завершенных блоков информации - модулей. Высокая технологичность модульного обучения обеспечивается системной структуризацией содержания обучения, вариативностью структурных организационно -методиче -ских элементов модульной программы, четкой постановкой целей обучения и
последовательным изучением всех элементов дидактической системы модульной программы. Модульной программой реализуется комплексная дидактическая цель. Она включает в себя интегрирующие дидактические цели, достижение которых обеспечивают модули. В содержании модуля выделяются учебные элементы, которым соответствуют частные дидактические цели. Структура учебного элемента (автономного учебного материала, предназначенного для освоения отдельных умений или знаний) повторяет структуру модуля и в качестве основных компонентов содержит координирующую, информационно-методическую и контролирующую части. Изучение каждого модуля учебной программы обязательно завершается контролем, форма и содержание которого соответствует содержанию интегрирующей цели, опирающейся на частные дидактические цели учебных элементов. Совокупность контролируемых характеристик выделяется на основании дидактических целей (и, соответственно, целей учения). Если дидактические цели связаны с освоением учебных знаний, формированием умений, то цели модуля - с выявлением результативности учения. Качество усвоения знаний и умений определяется различными методами контроля и получает количественную оценку.
Совершенствование системы контроля и оценки знаний, на наш взгляд, находится в прямой зависимости от характера и уровня самостоятельной работы студентов, направляемой и руководимой преподавателем. На расширение самостоятельности обучаемых в технологии модульного обучения направлена рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений.
Рейтинговая система контроля обеспечивает квалиметрическую оценку уровня обученности студентов и характеризуется следующими особенностями, отличающими ее от традиционной системы оценивания учебных результатов:
• предусматривает введение правил начисления баллов за весь спектр учебно-познавательной деятельности обучающихся;
• позволяет провести ранжирование множества студентов по возрастанию суммы набранных баллов;
© Лозинская А.М., 2009
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ -------------------------
Таблица 1
Модульная программа по физике (I семестр)
Обозначение структурного элемента Содержание структурного элемента Базовая сумма баллов
БМ1 Основы астрономии 4
Ml Угловые измерения на небе 4
УЭт 1 Система экваториальных координат
УЭл 1 ЛР «Изучение звездного неба» 4
БМ 2 Основы молекулярной физики и термодинамики 60
М 2 Основы МКТ газов 22
УЭт 2 Основные положения МКТ
УЭт 3 Основное уравнение МКТ
УЭт 4 Объединенный газовый закон
УЭт 5 Газовые законы
УЭп 1 ПР «Решение задач на законы МКТ» 4
УЭл 2 JIP «Проверка закона Бойля-Мариотта» 4
УЭк 1 КР «Основы МКТ газов» 14
М 3 Основы термодинамики 24
М 4 Агрегатные состояния вещества 14
БМ 3 Основы электродинамики 76
М 5 Электрическое поле 34
М 6 Законы постоянного тока 32
М 7 Электрический ток в различных средах 10
• предполагает самостоятельное планирование и регулирование обучающимися процесса накопления баллов по дисциплинарному курсу.
В процессе научно-методических исследований нами была разработана и применена на практике модель модульно-рейтинговой системы контроля, содержание которой предлагаем рассмотреть подробнее. В соответствии с принципом модульности учебный курс семестра разбивается на блоки модулей и на модули (разделы, темы дисциплины). При этом модуль выступает логически завершенной частью курса, которая заканчивается контролем. Это может быть коллоквиум, контрольная работа, расчетно-графическое задание, лабораторная работа, тест, самостоятельная работа, технический диктант и др. Всему учебному курсу по дисциплине присваивается определенное количество баллов. В рамках этой суммы определяется вес в баллах каждого семестра обучения (базовая сумма баллов), модулей учебной программы и каждого контрольного мероприятия модулей, в зависимости от их сравнительной трудности и профессиональной значимости. Применив метод экспертной оценки (преподавателей физики Екатеринбургского энергетического техникума и
Екатеринбургского химико -механическо -го техникума), мы определили базовые суммы баллов по модульной программе обучения физике - 140 баллов в I семестре и 180 баллов во II семестре, и в рамках этой суммы - весовые баллы всех структурных элементов программы. В качестве примера в табл. 1 в сокращенном виде приведена разработанная нами модульная программа первого семестра обучения физике для средних специальных учебных заведений. Разделы дисциплины представлены блоками модулей (БМ), основные темы - модулями (М). В содержании модулей выделены учебные элементы по информационно-деятельностному принципу: по изучению теоретического материала (УЭт), выполнению лабораторных работ (УЭл), расчетно-практических заданий (УЭп), по контролю качества освоения учебной информации (УЭк).
Рейтинг определяется суммой баллов, набранной по установленным правилам за определенный промежуток времени. На основании рейтинга каждому студенту присваивается порядковый номер (ранг) в последовательном распределении по возрастанию. Данные рейтингового контроля позволяют определить квалиметричес-кий показатель уровня обученности для
среднестатистического студента каждой учебной группы и курса, а также успешность обучения каждого студента как по всей дисциплине, так и по отдельному модулю. Структура рейтинга студента по дисциплине может быть представлена графически в виде солярной многомерной логико-смысловой модели:
При проектировании модульной программы разрабатывается система требований к первому, второму и третьему уровням усвоения знаний и умений. Первый уровень сложности контрольных мероприятий модульной программы направлен на реализацию базовых требований государственных стандартов, выявление освоения умений распознавания, воспроизведения, понимания и преобразования информации. Второй и третий уровни сложности соотносятся со средним и высоким уровнями освоения умений применения, переноса знаний и способов действий, анализа и синтеза информации. На каждом уровне сложности контрольное мероприятие может быть оценено качественно и количественно по полноте, правильности и точности демонстрируемых знаний и умений на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Коэффициент качества может применяться и с большим числом градаций. Вес модулей в баллах ориентирован на средний уровень сложности контроля.
С помощью механизма понижающих и повышающих коэффициентов рейтинговая система контроля знаний активизирует самостоятельную работу студентов по изучению модулей. Базовая сумма баллов модуля может повышаться и понижаться в зависимости от качества, своевременности выполнения работ и выбранного уровня сложности заданий.
На основании подхода к определению коэффициентов, предложенного Л.И. Ва-реновой [1], нами была разработана система их применения к модульному курсу физики в средних специальных учебных заведениях.
Для расчета баллов за контрольную работу нами были введены коэффициенты: 1) качества (К1) - «5» - 1; «4» - 0,8; «3» -0,6; 2) срока сдачи (К2) - в срок - 1; 1-я пересдача - 0,7; 2-я пересдача - 0,5; 3) сложности (К3) - I уровень - 0,8; II уровень - 1; III уровень - 1,2.
Для расчета баллов за лабораторную работу использовались коэффициенты:
1) качества (Кх) - «5» - 1; «4» - 0,8; «3» - 0,6;
2) срока сдачи (К2) - в срок - 1; 1-я неделя - 0,8; 2-я неделя - 0,6; 3-я неделя - 0,4; последующие недели - защита без баллов.
Для расчета баллов за практическую работу нами применялись коэффициенты: 1) качества (Кх) - «5» - 1; «4» - 0,8; «3» - 0,6; 2) сложности (К3) - I уровень -0,8; II уровень - 1; III уровень - 1,2.
Для расчета баллов за тест использовался только один коэффициент —срока сдачи (К2) - в срок - 1; 1-я пересдача - 0,7; 2-я пересдача - 0,5.
Для расчета баллов за самостоятельное изучение материала (СИМ) нами были введены коэффициенты: 1) качества (Кх) -«5» - 1; «4» - 0,8; «3» - 0,6; 2) срока сдачи (К2) - досрочно - 1,2; в срок - 1; после срока - 0,5.
Рассмотрим на примере влияние введенных в рейтинговую систему проверки знаний повышающих и понижающих базовую сумму контрольного мероприятия модуля коэффициентов (см. табл. 2 на с. 147).
Системы коэффициентов качества (Кх) и сложности (К3), а также их соотношение нуждаются, на наш взгляд, в тщательной коррекции на первых этапах реализации модульно-рейтинговой программы обучения.
В разработанной нами системе модульно-рейтингового контроля учебных достижений отсутствуют штрафы за пропущенную лекцию, невыполненное домашнее задание и др., поскольку мы основывались на системе поощрения активной и систематической работы в семестре.
Кроме введенных в систему контроля коэффициентов, стимулирующих студентов к качественному и своевременному
— ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ -------------------------
Таблица 2
Расчет влияния коэффициентов на базовую сумму баллов
ФИО Базовая сумма баллов за контрольную работу Коэффициенты Сумма баллов
к, к2 Кз
Иванов 14 1 1 1 (И) 14
Петров 14 1 0,7 1 (Н) 9,8
Сидоров 14 0,8 1 1 (II) 11,2
Тимофеев 14 1 1 0.8(1) 11,2
Чащин 14 1 1 1,2 (III) 16,8
освоению учебного материала, к работе на более высоком уровне сложности, преподаватель может начислить студенту дополнительные баллы из поощрительного фонда за активную работу на лекциях; выполнение домашнего задания (до 1 балла); написание реферата, подготовку доклада для конференции (до 15 баллов); участие в олимпиаде, конкурсах технических моделей, программ для ЭВМ (до 50 баллов).
Таким образом, из баллов в активе студента на данный момент времени складывается текущий рейтинг. Итоговый рейтинг состоит из суммы баллов, набранных студентом в семестре, и баллов, полученных им на экзамене (или зачете).
Экзамен является важной контрольной акцией. Самостоятельное планирование учебной работы в семестре, регулярная самооценка уровня знаний и самоуправление качеством обучения логично подводят студента к необходимости соучастия в управлении экзаменационным контролем. Рейтинговая система предоставляет студенту возможность получить итоговую оценку без сдачи экзамена, если его устраивает оценка, соответствующая сумме баллов, набранных в семестре и на допуске к экзамену. На допуске к экзамену все студенты решают качественные и количественные задачи, подтверждая баллы, набранные в семестре. Если студент успешно справляется с 70% заданий соответствующего его притязаниям уровня, подтверждение считается состоявшимся. Набранные на допуске баллы суммируются с текущим рейтингом и участвуют в итоговом рейтинге. Зависимость итоговой оценки за I семестр от суммарного количества набранных баллов может быть следующей: 215 баллов и выше - «отлично»; 176 - 214 баллов - «хорошо»; 130 - 175 баллов - «удовлетворительно». На экзамене можно зара-
ботать до 56 баллов. Экзамен студент сдает, если не смог подтвердить свой рейтинг или желает его повысить. При работе над повышением рейтинга студенту гарантируется оценка по текущей аттестации - в качестве награды за систематическую работу в семестре. Таким образом, рейтинговая система оценок позволяет студенту в итоге получить адекватную совокупную оценку, соответствующую реальным знаниям и умениям.
Можно выделить следующие достоинства модульно-рейтинговой системы контроля учебных достижений:
• формируется высокий уровень мотивации систематического обучения;
• значительно повышается объективность оценивания знаний и умений, т. к., во-первых, контроль имеет системный характер по каждому виду учебной деятельности, а во-вторых, значительно уменьшается зависимость оценки от межличностных отношений;
• осуществляется дифференцированный (трехуровневый) и индивидуализированный подход к обучению и контролю его качества;
• формируется интегрированная итоговая оценка, включающая в себя как количественную, так и качественную составляющие учебных достижений обучающихся;
• развиваются собственно-координиру-ющие и контролирующие функции обучающихся;
• создаются широкие возможности для применения информационных технологий.
В рамках данной статьи нами рассмотрены лишь основные аспекты содержания модульно-рейтинговой системы контроля качества обучения. Отдельных исследований требуют вопросы применения различных методик контроля и средств контроля при реализации модульно-рейтинговой технологии обучения.
Литература
Bаренова, Л.И. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения | Л.И. Bаре-нова, B.Ж. Куклин, B.r. Наводнов. М.: ИПЦ МГАП, 1993. 67 с.
Module and rating system of control of the student’s achievements while teaching Physics in the professional colleges
The problem of control of the student’s achievements in the process of teaching Physics in professional colleges is studied. The model of module and rating control and evaluating of the results system is given. The matter and basic principles of the module approach to education are studied, as well as the basic elements of module programme, the advantages of module and rating control system of the results of education are justified.
Key words: module education, rating control of students ’ achievement, teaching Physics in colleges.
А.В. ПЕРЕВАЛОВ (Волгоград)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ
Рассматриваются межпредметные связи физики с дисциплинами гуманитарного цикла, способствующие формированию экологической культуры школьников в контексте применения современных информационных технологий.
Ключевые слова: физика, история физики, экология, экологическая культура, педагогика, межпредметные связи, литература.
Приоритетный национальный проект «Образование», ставящий своей целью повышение качественного уровня подготовки учащихся, предусматривает реализацию комплекса мер по формированию экологической культуры, «под которой понимают весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой» [20:485]. В первую очередь эта зада-
ча возложена на физическое образование, ведь именно физика - «натуральная философия», по определению Ньютона, наука о природе, ее устройстве, механизмах, законах, управляющих ее действиями [6:33]. Особенное значение приобретает физика атомного ядра, достижения которой всего за одно столетие кардинально изменили облик цивилизации и характер взаимоотношений человека и природы. Реалии современного мира, пережившего в XX в. ужасы техногенных катастроф, делают необходимой «гуманитарную экспертизу» (В.И. Данильчук) каждого экономического нововведения.
Формирование экологической культуры учащихся становится одной из приоритетных задач современной образовательной системы, решаемой в контексте гуманизации и гуманитаризации естественнонаучных дисциплин. Ученые-методисты в своих работах, посвященных вопросам формирования экологической культуры молодого поколения, подчеркивают общественную необходимость воспитания экологически ориентированного мировоззрения. Так, Л.В. Тарасов делает акцент на том, что «сейчас антропогенная нагрузка на природу возросла настолько, что фактически приблизилась к критической черте, когда возможен необратимый непредсказуемый переход всей биосферы в качественно новое состояние» (скорее всего, непригодное для обитания людей) [18:272]. Вот почему и сегодняшний школьник - не «сторонний наблюдатель, анализирующий окружающий его мир по частям», он «включается теперь в исследуемый мир в качестве важнейшего фактора, определяющего дальнейшую эволюцию этого мира» (Там же). А.В. Хуторской, обобщая свой педагогический опыт (он работал учителем физики), заключает: «'“Возвращение к естеству!” - такой природосообразный лозунг я предложил бы в качестве альтернативы существующей в школе ориентации на усвоение основ наук или достижений очень популярного когда-то научно-технического прогресса» [19:63]. Отстаивая востребованную современным обществом личностную ориентацию образования, В.В. Сериков убеждает: школа должна давать такие знания, «которые могут быть эффективно использованы для утверждения интересов чело-
© Перевалов A.B., 2009