4. Конопкин, О.А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова // Вопросы психологии. — 1989. — № 5. — С. 18-26.
5. Социальное самоопределение учащейся молодежи в условиях современного общества / Т.В. Машарова [и др.]. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003.
6. Локша, О.М. Коммуникативный подход к развитию сферы саморегуляции студентов в процессе обучения: дис. ... канд. пед. наук / О.М. Локша. — Калининград, 2002.
7. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Слестенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. — 7-е изд., стереотип. — М.: Издат. центр «Академия», 2007.
8. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад [и др.]. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
9. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /
А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975.
10. Котряхов, Н.В. Деятельностный подход к педагогическому процессу: история и современность / Н.В. Котряхов. — Киров: КОГУП Киров. обл. тип., 2005.
11. Гребенюк, О.С. Теория обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Гребенюк. — М.: ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2003.
12. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980.
УДК 371.6
В.Ф. Шевчук, доктор пед. наук, профессор А.В. Косоурихина, канд. пед. наук, доцент М.Б. Дикий, аспирант
ГОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет»
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ» В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Сопротивление материалов (в дальнейшем СМ) — одна из фундаментальных учебных и научных дисциплин технических вузов.
В соответствии с требованиями к структуре основных образовательных программ бакалавриата, СМ входит в профильную часть профессионального учебного цикла направления «Профессиональное обучение» (квалификация «Бакалавр профессионального обучения»). СМ является одной из ключевых дисциплин инженерного цикла, что подчеркивает важность ее успешного изучения будущими бакалаврами профессионального обучения.
В процессе освоения дисциплины студенты овладевают необходимыми в профессиональной деятельности компетенциями. Так, в соответствии с требованиями рабочей программы дисциплины СМ специальности «Профессиональное обучение» машиностроительного факультета ЯГТУ, в ходе освоения дисциплины студент должен изучить основные методы расчетов на прочность, жесткость и устойчивость элементов конструкций, научиться анализировать типовые расчетные схемы, вычислять напряжения, перемещения для стержней при различных видах нагружения и проводить оценку прочности, жесткости и устойчивости. Студент должен приобрести навыки проведения испытаний с целью определения механических характеристик и экспериментального определения напряжений и деформаций в элементах конструкций.
112
В результате изучения курса «Сопротивление материалов» студент должен освоить методы расчета элементов инженерных конструкций на прочность, жесткость и устойчивость и уметь:
• выбирать расчетные схемы для типовых элементов инженерных конструкций;
• производить анализ выбранных расчетных схем, т. е. строить эпюры внутренних силовых факторов, определять напряжения и перемещения для различных схем нагружения;
• составлять условия прочности, жесткости и устойчивости, определять размеры элементов конструкций.
Но в силу противоречий между требованиями основных образовательных программ бакалавриата и условиями технического вуза изучение данной дисциплины представляет определенную сложность для студентов. В числе этих противоречий можно выделить:
сжатые сроки изучения дисциплины (студент должен освоить большой объем материала). При этом предполагается, что все элементы курса логически взаимосвязаны, но неполное освоение материала студентами на начальном этапе курса приводит к трудностям в освоении последующего материала, отсутствию понимания взаимосвязи между отдельными темами дисциплины, отсутствию понимания прикладного назначения дисциплины и как следствие отсутствие мотивации, снижение по-
знавательной активности и неудовлетворительное освоение дисциплины в целом;
недостаточная реализация принципа наглядности (рассмотрение многих вопросов курса невозможно без наглядной демонстрации соответствующего физического явления или его результатов, реальной или схематической конструкции. Демонстрация посредством рисунков на доске затруднительна, когда речь идет о перспективных или аксонометрических изображениях. Отсутствие у преподавателя соответствующего наглядно-демонстрационного материала вызывает у студентов закономерные трудности восприятия информации);
недостатки подготовки студентов по смежным дисциплинам, в частности «Математике», «Физике» и «Теоретической механике». Так, недостаточный уровень владения студентами математическим аппаратом затрудняет понимание теоретического обоснования основных закономерностей дисциплины СМ, вызывает трудности при работе с задачами, требующими для своего решения знаний высшей математики. Из-за неудовлетворительного освоения законов и методов физики и теоретической механики в рамках соответствующих курсов возникает необходимость повторного изучения элементов соответствующих дисциплин на занятиях СМ, что влечет за собой нерациональное расходование учебного времени;
сложность реализации межпредметных связей. В качестве примера можно привести раздел курса СМ, рассматривающий случаи динамического нагружения элементов конструкций. По своему характеру данный раздел наиболее близок к «Теоретической механике», которая изучает законы механического движения, но в соответствии с логикой дисциплины ее преподают в конце курса, когда знания, полученные на соответствующих занятиях по «Теоретической механике», студентами уже в значительной мере утрачены, как не имеющие прикладного применения в текущей учебной деятельности. В связи с этим в современной практике преподавания СМ в неспециализированных вузах наблюдается тенденция к уменьшению раздела, посвященного динамическим нагрузкам, в общем объеме курса и сведению его к рассмотрению наиболее распространенных частных случаев;
большой объем материала, отводимого на самостоятельное изучение, при низкой эффективности самостоятельной работы студентов. Так, в соответствии с рабочей программой дисциплины «Сопротивление материалов» специальности «Профессиональное обучение» машиностроительного факультета ЯГТУ из 162 ч, отводимых на изучение дисциплины, на самостоятельную подготовку студентов выделяется 72 ч. При этом, как показывает практика, вопросы, предложенные студентам для самостоятельного рассмотрения, изу-
чаются ими весьма поверхностно или не изучаются вовсе.
Для разрешения противоречий (в соответствии с последними тенденциями в профессиональном образовании) целесообразно предложить применение модульно-компетентностного подхода в преподавании СМ.
Компетентностный подход предполагает приоритетную ориентацию на цели образования, т. е. выявление составляющих компетенций (способностей применять знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности в соответствующей области), исходя из видов и задач профессиональной деятельности, квалификационных требований по соответствующим специальностям и т. д. Такая четкая формулировка конечных результатов обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями по основной образовательной программе позволит отразить междисциплинарную связь, объединить и сделать целостной структуру профессиональных знаний, снять внутренние противоречия для обеспечения качества знаний и умений студентов.
Модульный подход предполагает разбиение материала на отдельные информационные единицы (модули). Каждый модуль является дидактически завершенной частью курса и содержит помимо информационного наполнения методические указания, практические задания и блок проверки. Это позволит решить трудности, связанные с уменьшением времени, отводимого на изучение дисциплины, устранит риск неполного усвоения дисциплины в целом из-за неудовлетворительного освоения отдельных разделов курса, упростит реализацию межпредметных и внутридисциплинарных связей. Немаловажным преимуществом модульного подхода применительно к преподаванию дисциплины СМ является повышение адаптивности курса к уровню предварительной подготовки студентов за счет концентрации основного объема информации, необходимой для успешного освоения модуля в пределах самого модуля, а также строго упорядоченной структуре курса с четкими связями между отдельными модулями, что позволит студенту легко установить проблемную тему или раздел из изученных ранее в случае трудностей в работе с текущим модулем.
Реализация модульно-компетентностного подхода кроме структурных изменений предполагает также модернизацию методики подачи материала. В связи с этим можно отметить следующее:
1. Активное использование в учебном процессе при объяснении нового материала динамических интерактивных презентаций и учебных фильмов позволит, наряду с реализацией принципа наглядности, упростить для студентов усвоение ряда во-
113
просов, связанных, в частности, с ассоциацией двухмерных расчетных схем с реальными трехмерными конструкциями, наглядной демонстрацией последствий неправильного расчета на прочность, жесткость и устойчивость и т. д. Для успешной реализации данного пункта необходимо проведение анализа по выявлению проблемных для студентов мест, являющихся следствием ограничений традиционного способа подачи материала и предложение методически обоснованных способов устранения найденных когнитивных затруднений путем иллюстрации материала средствами компьютерной графики.
2. Использование студентами средств автоматизации инженерных расчетов (Mathcad, Mathlab, Maxima) позволит нивелировать трудности при решении задач, обусловленные недостаточным владением аппаратом математических вычислений. Поощрение студентов к использованию вышеуказанных программных средств активизирует познавательную активность и будет способствовать
овладению соответствующими профессиональными компетенциями.
Таким образом модульно-компетентностный подход к преподаванию дисциплины СМ позволит повысить эффективность усвоения курса студентами, сделать программу курса в методическом плане более совершенной, отвечающей новым требованиям ФГОС и многоуровневой системы образования.
Список литературы
1. Кива, А.А. Дидактическое проектирование на основе компетентностного подхода: монография / А.А. Кива, В.П. Косырев, А.Н. Кузнецов. — М.: Издат. отдел НОУ «ИСОМ», 2005. — 144 с.
2. Косоурихина, А.В. Общепедагогические технологии в профессиональном образовании / А.В. Косоурихина,
В.В. Юдин // Среднее профессиональное образование. — 2008. — № 5. — С. 73-75.
3. Косырев, В.П. Компетентностный подход к отбору содержания ГОС ВПО: новый взгляд / В.П. Косырев, А.Н. Кузнецов // Образование и наука: Известия УРО РАО. — 2005. — № 6 (36). — С. 47-54.
УДК 378.014.3
М.Г. Минин, доктор пед. наук, профессор И.А. Сафьянников, канд. техн. наук, доцент
Э.Н. Беломестнова, канд. техн. наук, доцент
ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В 2011 году все вузы России должны перейти на двухуровневую систему подготовки по схеме бакалавр (4 года) — магистр (2 года). Эта ситуация кардинально меняет подходы к содержанию обучения. Требуется разработка новых образовательных программ, введение в процесс обучения активных методик и технологий, переподготовку вузовских преподавателей. В этих непростых условиях особенно важно правильно выстроить систему повышения квалификации преподавателей вузов. Необходимо привить слушателям новое понимание процесса обучения, что он должен быть ориентирован на приобретение студентами не только предметных навыков; убедить преподавателя в том, что обучение — это не столько собирание и (или) пассивное запоминание информации, которую дает преподаватель, сколько самостоятельное создание знания. Преодоление трудностей можно осуществить через обучение преподавателей правильно проектировать образовательные программы.
Переход от действующих квалификационноориентированных ООП, реализующих ГОС
114
ВПО второго поколения, к компетентностно-ориентированным образовательным программам, соответствующих ФГОС ВПО нового поколения, требует решения комплекса взаимосвязанных аналитических и проектных задач.
К числу первостепенных относятся задачи проектирования компетентностно-ориентированного содержания образовательных программ, разработки соответствующих технологий обучения, обеспечивающих развитие компетенций и оценку уровня их сформированности.
Эффективность образовательного процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий. Ориентация на технологический подход с творческим поиском преподавателей должно базироваться на следующих критериях, суть которых сводится к тому, что строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и проектированию содержания (что?), организации и управлению учебным процессом (как?), методам и сред-