Научная статья на тему 'Модульная учебная программа как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка'

Модульная учебная программа как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДУЛЬ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДУЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / MODULE / MODULAR TEACHING TECHNOLOGY / KEY COMPETENCIES / MODULAR SYLLABUS ON THE RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буркова Елена Михайловна

В статье рассмотрен процесс создания модульной программы электива по русскому языку для учащихся девятых классов основной общеобразовательной школы как действенного средства формирования ключевых компетенций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modular training program as a means of developing key competencies at Russian language lessons

He paper deals with the process of creating a modular program of elective course in the Russian language for the students of the ninth grade of comprehensive school as an effective means of development of their key competencies

Текст научной работы на тему «Модульная учебная программа как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка»

Е. М. Буркова

(Екатеринбург)

Модульная учебная программа как средство

ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье рассмотрен процесс создания модульной программы электива по русскому языку для учащихся девятых классов основной общеобразовательной школы как действенного средства формирования ключевых компетенций

Интенсивные социально-экономические изменения, происходящие в современном российском обществе, и требования образовательного законодательства обусловливают модернизацию образовательной сферы, предполагающую необходимость внедрения ком-петентностного подхода к обучению, ориентированного на практические навыки и способность реально применять приобретённые знания. Как обоснованно отмечают многие исследователи (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя,

О. Е. Лебедев, Э. Э. Сыманюк, А. В. Хуторской и др.], основным результатом современного образования должна выступать подготовленность выпускников школы к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности, овладение обучающихся ключевыми компетенциями.

Современному специалисту необходимы прочные знания и умения применять их в повседневной практической деятельности, развитое мышление и способность творчески подойти к решению возникающих проблем. Поскольку модернизация существующих образовательных технологий на данный момент недостаточно соответствует целям современного образования, то на первый план выдвигается необходимость применения инновационных образовательных технологий. Как наиболее соответствующая требованиям современного образования выступает модульная технология обучения с присущим ей компе-тентностным подходом. Это подтверждается возрастанием интереса основной общеобразовательной школы к отечественному и зарубежному опыту модульного построения образовательных программ, получившему распространение в среднем и высшем профессиональном образовании.

Русский язык - важнейший учебный предмет, являющийся не только объектом изучения, но и средством общения, обучения по всем учебным предметам. Это отражено и в Государственном стандарте по русскому языку и литературе, в котором определены следующие основные задачи школьного курса русского языка: формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой], культуроведческой компетенции [6].

Перед учителем русского языка в условиях обновлённой стратегии образования стоит задача моделирования системы своей работы, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся с использованием возможностей современных образовательных технологий, одной из которых является модульная технология. Модульная концепция организации учебной программы позволяет обучаемым управлять своим образованием, «...состав программы будет отражать уровень каждого обучаемого.» [3].

В своей работе, принимая за основу определение Л. В. Загрековой и уточняя его с позиций компетентностного подхода, понимаем под технологией модульного обучения комбинированную дидактическую систему, при использовании которой обучающийся достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем для формирования необходимых ключевых компетенций [1]. При этом определяем модуль как целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им в объединены систему высокого уровня целостности [4, с. 348].

Реализация модульной технологии обучения русскому языку в средней школе включа-

ет в себя последовательность выполнения ряда этапов: проектирование структуры модульной программы обучения и создание модульной технологии обучения русскому языку; организация модульного обучения русскому языку; диагностика результата применения модульной технологии в процессе обучения русскому языку.

Приступать к внедрению модульного обучения предмету необходимо с первого этапа, так как все этапы последовательны и взаимосвязаны. Именно его реализацию рассматриваем на примере создания модульной программы электива по русскому языку для учащихся девятых классов основной общеобразовательной школы.

Одним из компонентов комплексной цели технологии является создание учебно-методического обеспечения модульной программы, основанной на разработке особым образом структурированных учебно-методических средств обучения - модулей учебной программы, предназначенных для достижения конкретных целей обучения и саморазвития обучающихся.

Структура деятельности преподавателя при проектировании и реализации модульной технологии обучения русскому языку в основной общеобразовательной школе базируется на обязательном планировании методической и организационной работы и включает в себя следующие элементы: комплексная диагностика педагогических условий; проектирование модульной технологии обучения русскому языку; реализация модульной технологии обучения русскому языку; оценка результатов применения технологии и коррекция её элементов.

Комплексная диагностика педагогических условий позволяет выявить элементы субъектного опыта учащихся, определить сферу их интересов, уточнить пути реализации их возможностей, чем помогает учителю планировать дальнейшую деятельность. Эффективность диагностики определяется ее комплексным характером, систематичностью, индивидуальностью, вариативностью процедур. Она выявляет неразрывно связанные с субъектным опытом учащегося результативные и процессуальные показатели развития его личности, раскрывает факторы и условия, влияющие на обучение, воспитание и развитие. Появляется реальная возможность корректировать процесс обучения в динамике

для определения преподавателем индивидуальной траектории обучения школьника и повышать эффективность организации образовательного процесса и его результативность.

Проектирование модульной программы -основного средства модульной технологии обучения - самый важный этап реализации данной технологии. Проектирование структуры модульной программы основывается на достижении комплексной цели обучения русскому языку, предполагающей формирование ключевых компетенций по дисциплине на основе повышения мотивации к учебной деятельности, развития интеллектуальных умений и учета образовательных потребностей. В соответствии с этими задачами комплексная цель модульной технологии обучения русскому языку состоит из следующих компонентов: создание учебно-методического комплекса модульной программы, достижение общей дидактической цели обучения, развитие интеллектуальных способностей обучающихся, формирование и развитие мотивации к изучению русского языка, установление паритетных отношений субъектов учебного процесса.

Учебно-методический комплекс состоит из модульной программы обучения, содержания обучения, представленного в учебных элементах модулей, контрольных заданий модулей, методического руководства для преподавателя. Первый компонент комплексной цели модульной технологии реализуется на этапе разработки содержания модульной программы обучения, остальные компоненты

- в процессе применения технологии [2, с. 86].

Проектирование содержания модульной программы начинается с установления общей дидактической цели, состоящей из дидактических целей модулей и учебных элементов. Формирование наиболее значимых ключевых компетенций в предметной области (коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой] определяется с учетом рекомендаций примерной учебной программы по дисциплине. Блоки модулей, выделенные на основании системно-тематического анализа содержания обучения, в программе соответствуют крупным разделам русского языка, цели блоков модулей направлены на достижение совокупных интегрирующих целей систематизации знаний и умений по предмету.

Ґ N Ґ N Ґ N Ґ N Ґ N Ґ N Ґ N

УЭ 1 УЭ 2 УЭЗ УЭ 4 -► УЭ 5 -► УЭ 6 - УЭ 7

V У V У ^ У ^ У ^ У ^ У

Рис 1. Графическая схема модуля.

Анализ рабочей программы электива по русскому языку для 9 класса основной общеобразовательной школы с учётом требований принципа модульности разрабатываемой технологии позволяет сделать вывод о целесообразности деления темы «Развитие речи. Изложение. Сочинение» традиционной программы на 3 блока модулей: «Изложение: приёмы работы с текстом», «Написание сочинения-рассуждения», «Речевое оформление письменного высказывания». Этим обеспечивается логическая завершённость, целостность объёма и сложности учебного материала. Каждый блок в представленной структуре объединяет несколько самостоятельных, взаимосвязанных модулей, соответствующих крупным темам курса или группе взаимосвязанных тем.

В предлагаемой модульной учебной программе структурными элементами являются модули, соответствующие значимым темам курса русского языка. В учебные элементы вынесены фрагменты темы, определение объёма и количества которых наиболее трудоёмки и важны в процессе проектирования модульной программы обучения.

Рассмотрим процесс проектирования функциональной единицы модульной технологии на примере разработки третьего блока модулей «Речевое оформление письменного высказывания», являющегося составной частью модульной программы обучения русскому языку в 9 классе основной общеобразовательной школы.

Применяя системный подход к проектированию, определяем элементы знаний, которые будут выделены в учебные элементы модуля «Орфографические нормы при оформлении письменного высказывания» и составят логически законченное его содержание: 1] принципы русской орфографии; 2] употребление гласных в различных морфемах; 3] правописание согласных; 4] правописание гласных и согласных в приставках; 5] употребление прописных букв.

Получилось 5 учебных элементов. Учитывая необходимость и возможность проведения практических работ при изучении модуля, устанавливаем связи между выделенными учебными элементами, определяем последовательность их изучения и проектируем графическую схему примерного модуля «Орфографические нормы при оформлении письменного высказывания» (рис. 1].

Рассмотрим графическую схему модуля «Орфографические нормы при оформлении письменного высказывания»:

- УЭ 1 - «Принципы русской орфографии»;

- УЭ 2 - «Употребление гласных в различных морфемах»;

- УЭ 3 - проверочная работа «Гласные в корне слова»;

- УЭ 4 - «Правописание согласных»;

- УЭ 5 - «Правописание гласных и согласных в приставках»;

- УЭ 6 - «Употребление прописных букв»;

- УЭ 7 - контрольная работа «Орфографические нормы в письменной речи».

В дальнейшем, при использовании модульной технологии в структуру модуля можно ввести дополнительные учебные элементы, предназначенные для углубления или расширения компетенций в данной области знаний и умений. Модульная программа элективного курса «Сжатое изложение и сочинение-рассуждение в 9 классе. Подготовка к ГИА» схематично представлена на рис. 2.

Поскольку обучающиеся получают на занятии индивидуальное средство обучения, стимулируется развитие самообразовательных и самоуправляющих умений, что положительно влияет на формирование ключевых компетенций.

Создание системы контроля и оценки учебных достижений учащихся на уроках русского языка при использовании модульной технологии является важным компонентом практической деятельности преподавателя. Эта система позволяет установить достигнутый школьником уровень обученности, его

Изложение: приемы работы

мі

Подробное и сжатое изложение

М2

Изложение по те кету- ра ссужд е н и ю

М3

Логическая схема текста

М4

Содержание

изложения

М5

Содержательные приёмы сжатия

Мб

Языковые приёмы сжатия

М7 Создание собственно текста на основе прослушанного

М1

Сочинение-

рассуждение

М2

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

М3 - М4 Функции языкового явления

М5 - Мб Аргументация разных функций языкового явления

М7 - М8 Логическая связь между тезисом и аргументом

М9

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения-рассуждения

М10

Понимание собственного коммуникативного замысла

МП

Композиционная стройность сочинения-рассуждения

Речевое оформление высказывания

мі

Оформление

высказывания

М2

Грамматические

средства

оформления

М3

Риторические

средства

оформления

М4

Стилистические

особенности

письменных

высказываний

М9

Речевые нормы

Ґ N

М5

Грамотность и

точность

высказывания

ч У

Мб

Орфографические нормы при оформлении письменного высказывания

М10

Создание

письменного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высказывания Ч_____________________У

Рис 2. Структура блоков модулей учебной программы по русскому языку.

соотношение с планируемыми результатами учебной деятельности, уровень сформиро-ванности речевого самоконтроля и служит основой для коррекции процесса обучения.

В соответствии с целями педагогического измерения выделяют следующие виды контроля: входной, текущий и итоговый.

Входной контроль служит для определения базового уровня владения знаниями и умениями, необходимыми для освоения учебного материала, и осуществляется в виде теста. Такой контроль перед изучением содержания учебного элемента модуля предназначен для выявления пробелов в знаниях и умениях, чтобы установить необходимость обращения к содержанию предшествующих учебных элементов в целях актуализации информации для повышения качества усвоения нового материала и последующей активизации учебной деятельности обучающихся. Выделяется входной контроль перед началом работы с модульной программой по дисциплине и перед изучением каждого учебного элемента. Контролируемыми характеристиками первичного (входного] теста являются общие базовые знания, умения и способности, позволяющие обучающемуся качественно приступить к учению.

Текущий (промежуточный] контроль, предназначенный для выявления качества освоения нового материала при использовании модульной технологии обучения, проводится по завершении изучения каждого учебного элемента и модуля, что позволяет осуществить необходимую коррекцию учебного процесса. Проводить контроль качества усвоения содержания учебных элементов, используя коэффициенты качества, своевременности и сложности, можно в форме само-или взаимопроверки результатов.

Выходной (итоговый] контроль служит для оценки качества знаний после изучения содержания всей учебной программы и проводится в виде теста. Учебная программа электива по русскому языку для основной общеобразовательной школы включает контроль качества обучения по окончании первого и второго полугодия.

В дальнейшем при реализации модульной технологии обучения русскому языку необходимо перейти к тестовому виду итоговой диагностики учебных достижений обучающихся с использованием информационных техно-

логий для его проведения и обработки результатов.

Для проведения диагностики результативности использования модульной технологии обучения необходимо определить критерии, характеризующие наиболее значимые качества методической системы, процедуры измерения критериев, выбрать схемы и методы статистической обработки результатов измерений и интерпретировать результаты диагностики.

Важнейшим результатом обучения в основной общеобразовательной школе является достижение требований, устанавливаемых государственным стандартом, поэтому в качестве критериев сформированности ключевых компетенций в процессе обучения русскому языку следует принять уровень обученности и уровень сформированности речевого самоконтроля.

Для определения критериев результативности выбираются количественные показатели - результаты выполнения итогового теста по первому и второму полугодию изучения русского языка. Для проектирования системы заданий итогового теста проводим отбор содержания модульного учебного курса по русскому языку с учетом требований государственного стандарта, отраженных в рабочей программе по дисциплине «Русский язык». Распределение заданий итогового теста осуществляем по темам учебного курса в соответствии со значимостью учебного материала для формирования необходимых ключевых компетенций.

Заданиями итогового теста проверяем усвоение учебного материала на трех уровнях -воспроизведение знаний, применение знаний и умений в стандартной ситуации, применение знаний и умений в новой ситуации. Для диагностики реализации программы электи-ва по русскому языку «Сжатое изложение и сочинение-рассуждение в 9 классе. Подготовка к ГИА» целесообразно использовать написание изложения и проведение повторной отсроченной работы с текстом.

Применение модульной учебной программы при изучении русского языка обеспечит построение учебного процесса с учетом принципов формирования «адекватной мотивации самоконтроля: воспитание критического мышления, потребности в совершенствовании своего речевого высказывания, в оценке выбора слова, разнообразия морфологичес-

ких форм и синтаксических конструкций, точности, логичности и других достоинств связной письменной речи» [5, с. 7].

Именно школа призвана развивать способности учащегося реализовывать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизнен-

ным обстоятельствам. Поэтому наиболее перспективной, в плане формирования ключевых компетенций является модульная технология, при использовании которой возможно создание различных «траекторий обучения» за счет модулей различной направленности и уровня сложности.

Литература

1. Загрекова Л. В., Николина В. В. Теория и технология обучения : учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Высш. шк., 2004. - 157 с.

2. Игошев Б. М., Лозинская А. М., Шамало Т. Н. Модульно-рейтинговая технология как средство повышения эффективности обучения физике : моногр. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 192 с.

3. Кайнова С. А. Модульная система обучения: новые педагогические технологии в профессиональном образовании // Профессиональное образование. - 2004. - № 4. - С. 5-12.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - М. ; Ростов н/Д. : МарТ, 2005. - 448 с.

5. Сотова И. А. Теория и практика самоконтроля в письменной речевой деятельности школьников на уроках русского языка : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. - М., 2008. - 46 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?Catalogid=2588 (дата обращения: 03.10.2013].

7. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. - М. : Закон, 2013. - 202 с.

8. Долинина Т. А. Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения. 8-9 классы : метод. пособие для учителя. - Екатеринбург : ИРО, 2011. - 113 с.

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.